Праздники во Франции - уникальное явление. Уникальность их заключается в пестром разнообразии и сочетании провинциальных культур, истоки которых восходят к античности и средневековью. Во Франции десятки крупных городов и сотни маленьких деревушек. В каждом из этих мест сложились свои традиционные праздники и праздничная культура. Французы ревностно соблюдают традиции своих областей, которые несут в себе отдельную уникальность и самобытность. Среди этих праздников и религиозные чествования святых, и древние карнавалы, и фестивали. У каждой провинции свой праздничный календарь, содержащий такое количество подобных народных гуляний, что торжества приходятся чуть ли не на каждые выходные. Французы вообще любят отдохнуть и хорошенько отпраздновать как день основания своего города, так и день местной породы лошадей. Главное, чтобы была своя самобытность, культурная исключительность праздника именно в своей провинции, вкусная еда и, конечно же, вино. В искусстве больше отдыхать, а не работать французы обошли всех. Поэтому будьте готовы к подобной национальной особенности, если вам доведется столкнуться с этой культурой. Главными же атрибутами праздника остаются подарки. В этом отношении французов сложно обойти в разнообразии милых и приятных вещиц. Проще дела обстоят с праздниками и подарками к ним во время общегосударственных праздников. Среди них и серьезные политические даты, и традиционные французские торжества, и неофициальные праздники. Традиционные французские праздники могут быть религиозными или гражданскими, национальными или региональными. Католические праздники часто бывают мобильными, а гражданские праздники, которые отмечают какие-либо национальные или международные события, - это праздничные выходные дни. Они могут стать поводом "сделать мостик" (например, когда праздничный день выпадает на четверг, выходные начинаются в среду вечером и продолжается до утра понедельника). Все французские праздники равномерно распределены в течение всего года.
|
В наше время люди отмечают много праздников, которые бывают религиозными или языческими, католическими, общепринятыми или православными. Как правило не делается различия между нравами и обычаями некоторых празднеств. Удовольствие получают как от Нового года, так и от Рождества либо по новому стилю, либо по старому. Не вызывает ли у вас вся эта путаница желания найти источники возникновения некоторых из этих праздников. Веселиться, конечно, хорошо, но попытаемся вникнуть в сущность вещей. Дата Нового года и обычаи, соблюдаемые в настоящий момент варьируются в разных странах. Откуда идет традиция отмечать Новый год 1-го января? Когда-то большинство людей полагалось на звезды, чтобы установить свой календарь. Иногда, Новый год предшествовал весеннему равноденствию (к 21 марта), когда солнце пересекает экватор поднимаясь к северу. В 325 году до нашей эры Церковным Собором Нисея было принято церковное постановление о том, что Пасха будет праздноваться в первое воскресенье, следующее за полнолунием весеннего равноденствия, то, которое действует и сейчас. Вот поэтому дата Пасхи варьируется из года в год приблизительно в пределах месяца. Папа Григорий XIII заметил, что Пасха все больше и больше приближается к лету и предложил грегорианский календарь, который действует до сих пор. Некоторые цивилизации, как наша, выбрали зимнее солнцестояние (к 21 декабря) в то время, когда самые короткие дни начинают удлиняться. "Всемирная энциклопедия" говорит: "В 46 году до нашей эры император Юлий Цезарь решил, что 1-ое Января будет Днем начала года. Римляне посвящали этот день Янусу, божеству входа и выхода. Месяц январь обязано своим названием Янусу, тому, кто имеет два лица: одно повернуто вперед, другое - назад". Юлий Цезарь предложил календарь близкий к тому, который мы используем сейчас. Зная, что в году приблизительно 365 дней, каждый четвертый год после него, насчитывающий уже 366 дней, - "високосный". Этот календарь дает достаточно хорошие результаты, сокращая погрешность на 11 минут ежегодно. К сожалению, погрешность понемногу выросла, так что в 16 веке накопилось 10 дней отставания, что было неприемлемым, особенно для католической религии, которая сохраняла последовательность многочисленных религиозных праздников, особенно Пасхи. Праздник Нового года вышел из различных языческих праздников древнего Рима. Название месяца происходит от имени бога Януса, который представлялся с двумя головами, одна смотрела вперед, другая - назад, это означало, что он в одно и тоже время видел прошлое и будущее. Это был бог входов и выходов. В то время считали, что тот, кто встретит Новый год веселясь, смеясь и за вкусной едой, проживет весь год счастливо и в достатке. Это точно та самая примета, в которую многие люди верят, отмечая Новый год. При праздновании некоторых языческих праздников имели место жертвоприношения какому-нибудь идолу. Другая версия времени принятия 1-го Января как праздника - это время Екатерины Медичи. Озабоченная установлением авторитета своему сыну Карлу IX, Екатерина Медичи убедила его пойти навстречу своим подданным и осуществить поездку во французские провинции, как сделал Франциск I полвека назад. Карл IX подписал указ, устанавливающий начало года на 1-ое Января не в Париже, а в замке Руссильон (деп. Изер). Это было 9 августа 1564 года, и ему в то время было только 14 лет. Хотя это не приблизило его к своим подданым, у которых в жизни были другие заботы, однако это решение позволило ему войти в историю. В первый раз этот указ был применен в 1567 году. Следовательно, год, который начинался с Пасхи, сокращался приблизительно на три месяца. Эта была очень большая неприятность для тех французов, у которых день рождения попадал на первый триместр, так как они сразу постарели на 2 года... Прежде начало года было мобильным. Оно совпадало с событием религиозного календаря, который был наиболее значимым в глазах действующего короля. Карл Великий отдавал приоритет Рождеству: при его правлении год начинался с 25 декабря. Короли Капетинги высказывались за Пасху. От этого дата начала года изменялась, так как этот праздник попадал на первое воскресенье, которое следовало за полнолунием весеннего равноденствия, между 22 марта и 25 апреля. Указ, принятый Карлом IX, с тех пор всегда соблюдался, исключением был период, в течение которого действовал революционный календарь (1793-1805), чтобы отметить разрыв с религиозным временем, днем начала года был выбран день осеннего равноденствия. Можно задаться вопросом: 1 января - это праздник или просто выходной день? Во Франции в году 11 праздничных дней: 1 Января, понедельник после Пасхи, 8 Мая, Вознесение, Духов день, 14 июля (День Взятия Бастилии), 15 августа (Успение Богородицы), Праздник всех святых, 11 Ноября, Рождество и 1 мая (Праздник ландыша). Для католиков 1 Января наделено чисто религиозным колоритом, потому что они празднуют День Святой Марии, День Богоматери, самый древний римско-католический праздник, посвященный Деве Марии (Святой Деве). В течение некоторого времени этот праздник, был изъят из календаря, но в 1969 году он был восстановлен Ватиканом. Это первый из праздников, имеющих отношение к Деве Марии, которые следуют друг за другом в течение всего года. У протестантов же между религиозными праздниками есть некоторые промежутки времени, так как они отвергают догмы двух праздников Успения Богородицы (вознесение на небо тела умершей Марии) и Непорочного зачатия (Мария родила ребенка без первородного греха). Раньше праздновали также в этот день Обрезание Господне Иисуса-Христа или праздник святого имени Иисуса. Действительно, это было именно 1-го Января, когда божий сын получил свое имя при крещении. В свою очередь ортодоксы, христиане, которые соблюдают православные обряды, празднуют День Святого Базилия Великого, одного из Отцов Церкви (почитаемого католиками 2-го Января). Но для большинства и не только светских людей, 1 Января - это, прежде всего, приятный момент прийти в себя после ужина в канун Нового года (31 декабря) и обменяться пожеланиями точно в полночь, восклицая "Счастливого Нового года!" под веткой омелы с вечнозелеными листьями. Этим растениям кельты приписывали необыкновненные свойства. Новый год - это день особый, приход которого мы празднуем с радостью. Янус Биррон, сын Апполона, живший на берегу Тибра, имел возможность знать одновременно прошедшее и будущее, символизирующее первый месяц приходящего года, полного неопределенности, тоски, но также и надежд. Каким будет новый год? Какими событиями будет отмечен курс жизни в новом году? Самое лучшее - это то, что мы можем приветствовать его приход нашими пожеланиями. 1 Января - это первый день нового года, выходной. В этот день все желают друг другу хорошего и счастливого года. Обычай дарить подарки и ходить друг к другу в гости зародился очень давно, еще во времена Римской империи. Пожелания на Новый год Если новогодние письма сейчас не особенно в моде. Зато поздравительные открытки пользуются большой популярностью, они продаются в книжных магазинах и в супермаркетах. Вы можете послать поздравление по своему усмотрению через Интернет, даже не покупая почтовой марки. |
Если кто и имеет полное право развлекаться по полной 1-го апреля, так это французы, ведь по самой распространенной версии именно им весь мир обязан появлению этого праздника. А дело было так. Вплоть до 16 века празднование Нового года приходилось на конец марта. В 1582 году папа Григорий XIII ввел для всего христианского мира новый календарь - григорианский взамен юлианскому. Согласно новым правилам, Новый год перенесся на 1 января. Веселиться в этот день было принято и в средние века, а новости в те дни распространялись очень медленно (некоторые не получали их по несколько лет), поэтому люди продолжали праздновать наступление Нового года с 25 марта - и заканчивая как раз 1 апреля. Неудивительно, что более осведомленные подшучивали над ними, дарили глупые подарки и называли "апрельскими дураками" или "апрельскими рыбами" (так как Солнце в этот момент находилось в созвездии Рыб). В целом, 1 Апреля можно смело назвать "рыбным днем" во Франции. Ведь именно в этот день на улицах можно встретить массу людей с рыбой на спине. Она может быть изготовлена из бумаги, пластика, керамики и любых других материалов и обычно крепится с помощью крючка на одежду. Ключевое слово этого действа - "незаметно", ведь французы, разгуливающие с рыбой на спине, понятия не имеют, отчего все смеются над ними. "Рыбой шутят" следующим образом: к ней приделывается крючок, которым цепляют одежду "жертвы". Таким образом, рыба должна незаметно для "попавшегося" болтаться на спине, веселя окружающих. Идут себе люди и не подозревают, что стараниями своих друзей или родных стали "апрельской рыбой". Эта традиционная шутка делает прозвище "апрельская рыба" (poisson d'avril) вновь актуальным. Впрочем, есть и другая версия становления рыбы главным действующим лицом 1 Апреля во Франции, помимо астрологической. Говорят, что однажды некий человек решил подшутить над рыбаками и накидал в реку копченой сельди. "Вот вам рыбка на первое апреля!" - прокомментировал свой поступок он. Как бы то ни было, "рыбный день" во Франции сопряжен с весельем и радостью, которым темпераментные французы отдаются без остатка. День дураков - праздник ради праздника. В этот день не дарят подарков, не ходят в ресторан. Главное - быть бдительным, чтобы не оказаться в дураках или, как говорят создатели - французы, "не остаться в рыбах".
|
История Пасхи Пасха - ежегодный религиозный христианский праздник в память воскрешения Иисуса Христа. Для французов Пасха - не только религиозный праздник, не обязательно соблюдать все христианские таинства, чтобы прикоснуться к этим событиям. Французы поздравляют родных, близких, друзей и знакомых даже не столько с религиозными датами, а с чем-то добрым, весенним и радостным. Время празднования Пасхи установлен церковным собором Ниццы (в 325 г.) в первое воскресенье после полнолуния, которое было в день весеннего равноденствия (21 марта), либо сразу же после этой даты. И праздник Пасхи приходится примерно на 22 марта. Если полнолуние падает на 20 марта, следующая будет уже 18 апреля (29 дней после). Если этот день - воскресенье, Пасха будет праздноваться 25 апреля. Таким образом, праздник Пасхи колеблется между 22 марта и 25 апреля, и от этой даты зависят все последующие мобильные даты. У христиан этот праздник всегда отмечается в воскресенье. Среда покаяния (Среда первой седмицы) Среда покаяния (среда первой седмицы) или "Пепельная среда" - это первый день Великого поста, она знаменует вхождение в Великий пост. Проходит пост в течении 40 дней перед Пасхой. В христианстве обычай поститься очень древний. Он символизирует покаяние, траур и смирение. Вечером последнего дня карнавала перед Постом или в Среду покаяния карнавальное чучело либо сжигают, либо его топят, либо обезглавливают. Все эти действия с чучелом проделывают в соответствии с традициями того или иного региона Франции. Великий пост Для христиан пост (или время поста - carême) как и рамадан для мусульман - это сорок дней времени покаяния, размышления и воспоминания о молодом Иисусе бродившего по пустыне, прежде чем вернуться к людям. Это также благоприятный момент утвердиться путем лишения себя некоторой свободы в соответствии с земными благами (biens terrestres), время духовной битвы, определенной направленности и солидарности, которые ведут к Пасхе, празднованию воскрешения Христа. Начало Великого сорокадневного Поста всегда приходится на Пепельную среду. Название ее произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сохранилась древняя традиция, когда во время святой Мессы, после проповеди, священник посыпает горсткой пепла головы подходящим верующим, произнося слова "Из праха вышел и в прах возвратишься". В период Поста отмечается Праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии. "Страстная" неделя ("Святая" неделя) Последняя неделя Великого Поста, "Страстная" или "Святая" неделя, литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых - земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как "Великий". Первый из них - Праздник "Пальмового (вербного) воскресенья", предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) - четверг, пятница и суббота. Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи - зажигаются пасхальные свечи. Праздник Пасхи в Париже Пасха для христиан - это праздник жизни. Парижская весна восхитительна, а что именно придает очарование этому феномену объяснить почти невозможно. Может потому что раскрываются почки на каштанах в Люксембургском саду или на тополях по берегам Сены, а может яркие цвета весенних платьев на парижанках. Просто создается впечатление, будто воздух Парижа наполнен счастьем. Приходит время Пасхи, вокруг звенят колокольчики - символ Пасхальной радости. Витрины кондитерских заполнены шоколадными яйцами, рыбками, кроликами, а также колокольчиками с розовыми, белыми и голубыми ленточками. Все эти пасхальные сладости дарят детям. Но взрослые люди тоже не пренебрегают подарками: им интересно знать, что подарят на Пасху; они задаются вопросом, какой - же их ждет сюрприз. Очень популярны шоколадные монетки - их дарят детям и взрослым, чтобы до следующей Пасхи жилось безбедно. Пасхальные яйца Французы не представляют себе Пасхальные праздники без яиц и колоколов. Но почему все-таки яйца? Тайна яйца как символа зарождающейся жизни, всего живого на Земле, издревле была большим чудом. У каждого народа есть свои легенды о яйце. Ему приписывали чудодейственную силу и магические свойства. Люди верили в то, что яйцо оберегает дом от пожара, урожай от засухи и града. Есть много легенд о происхождении пасхальных яиц. По одному из преданий святая Мария Магдалина пришла в Рим с благой вестью о воскресении Христа. Она подала императору яйцо со словами "Христос воскрес!". Но император отвечал, что это невозможно так же, как и невозможно, чтобы белое яйцо превратилось в красное. Не успел он договорить, как яйцо стало красным. Яйцо как символ жизни и совершенства, естественно находит свое место на празднике воскрешения Христа. Яйцо - это, несомненно, и символ плодородия. Французские короли каждый год получали самое большое яйцо, которое только было снесено в королевстве. С 12 века яйца всегда освящались в церкви. Король Франции сам раздавал освященные яйца после Пасхальной мессы. Крестные отцы и крестные матери в свою очередь дарили яйца своим крестникам. Позднее в деревнях дети "колядовали" яйца, стучась в двери домов. Во время Поста есть яйца было запрещено. А что было делать с большим количеством яиц, которые собирались после зимы, в течение 40 дней Великого поста? Их складывали в кучи. Отмечая радость Воскрешения, христиане старались подчеркнуть ее красным цветом (яйца красили в красный цвет, украшали красным цветом помещения). Яйца, выкрашенные в красный цвет, едят только во время Пасхальных праздников, так как их нельзя было есть в пост. Пасхальные яйца: сладости в форме яйца из шоколада или сахара (конфеты в форме яйца) или коробка такой же формы, полная игрушек, обычно дарят детям в Пасху. Шоколадные яйца Коммерсанты за месяц до праздника начинают дразнить прохожих шоколадом в витринах. Если вы не в курсе, то во Франции на Пасху едят шоколад! Шоколадные сладости в виде яиц, курочек, но чаще всего - кролика, который стал пасхальным персонажем. Объяснение этому уходит в язычество. Богиня весны превратила птицу в кролика, а он всё равно продолжал нести яйца. И в настоящее время продолжается традиция прятать шоколадные яйца, курочек, кроликов и колокольчики в саду, если он есть, чтобы дети их там искали, а когда нет сада, тогда принято украшать квартиры или балконы домов зелеными ветками или букетами цветов. Праздник Пасхи обычно начинается с поиска шоколадных яиц или других пасхальных сладостей, которые в день Пасхи рано утром, родители прячут в саду, а дети, проснувшись, находят их под кустами, в цветах или траве; они складывают найденные яйца в корзинку и лакомятся ими за завтраком. В сельской местности родители устраивают на деревьях гнезда, куда кладут шоколадные яйца, которые дети должны достать Секрет приготовления шоколадных яиц дома довольно прост. При помощи иголки нужно проделать небольшую дырочку с одного конца сырого яйца, а с другого его конца - дырочку крупнее. Через маленькое отверстие выдуть содержимое яйца в чашку. Растопить в кастрюльке шоколад, затем через большое отверстие залить шоколад в пустую яичную скорлупу, дать остыть и затвердеть. Когда шоколад внутри скорлупы станет твердым, очистить шоколадное яйцо от скорлупы. Шоколадные колокольчики Наряду с шоколадными яйцами на Пасху принято дарить и колокольчики. Колокольчик во Франции является Пасхальным символом всеобщей радости и веселья. В праздничный день повсюду слышен звон колокольчиков. В Святой четверг церковные колокола молчат, чтобы подчеркнуть драму Иисуса Христа. И наоборот, они начинают звонить в Пасхальное воскресенье, возвещая о воскрешении Христа. Колокольчики из шоколада - это вновь приобретенная традиция. Откуда - же она пришла? Когда французские дети спрашивают, кто приносит им конфеты и другие пасхальные сладости, родители говорят им, что во Франции существует легенда: "Церковные колокола молчат в Святой четверг или Святую субботу в канун Пасхи потому, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а, возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада". Эта легенда и объясняет существование шоколадных колокольчиков. Шоколадные рыбки Очень часто в витринах кондитерских магазинов покупателям предлагают шоколадных рыбок, когда Пасхальный календарь совпадает с 1 апреля. Рыба также является одной из основных тем христианства, так как именно рыба была символом Христа в раннем христианстве. Об этом упоминается в древних языческих мифах о водяной богине-матери и разных сиренах. Пасхальный кролик Во многих европейских странах популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца. Объяснение этому уходит глубоко в язычество. По легенде, языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца. Другое объяснение этому феномену более приземлено - когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов. Пасхальный кролик - это чисто языческий персонаж. С Античности кролик рассматривался как символ плодородия в смысле обильного потомства. В Эльзасе именно он приносит детям раскрашенные яйца в гнездышках, сделанных руками родителей. Пасхальные даты с 2010 по 2020 гг. |
11 июня 1940 года Италия объявила войну Франции и уже 14 июня немцы вошли в Париж. Но уже 17 июня Петэн попросил перемирия и подписал его 22 июня с немцами, а 24 июня в Риме - с итальянцами. Генерал Де Голль из Лондона бросил свой знаменитый призыв, предлагая Франции продолжить войну. В 1941 году военный конфликт захватил весь мир, так как 8 декабря США объявила войну Германии, Италии и Японии после японской атаки на американскую военную базу Пирл-Харбор 7 декабря. С 1940 года мужчины и женщины организовывались для борьбы с оккупантами. В августе 1941 года французские коммунисты присоединились к участникам французского Сопротивления и начали борьбу с немцами. Репрессии со стороны немцев были очень жестокими. Но уже в 1942 году, Сопротивление объединилось вокруг Жана Мулена, посланного из Лондона генералом Де Голлем. 6 июня 1944 года союзники высадились в Нормандии, В это время мобилизировалось и движение Сопротивления. Оккупанты ожесточенно боролись, уничтожая не только партизанские отряды из Веркора, но даже целые деревни, такие как Оракур-на-Гляне. 20 июля Париж восстал, а через 2 дня танки генерала Леклера и американская пехота вошли в Париж. 25 июля армия под командованием генерала Де Голля прошла по Елисейским полям. Париж был освобожден, но даже после немецкой капитуляции 8 мая 1945 года война не была закончена. Мир окончательно не наступил. Еще шли бои в Азии, но Гитлер, поняв, что проиграл войну, покончил жизнь самоубийством в своем бункере. Иосиф Броз Тито вошел победителем в Триест, и Берлин уже больше не мог сопротивляться Красной армии. 7 мая в Реймском лицее генерал Дуайт Эйзенхауэр, главнокомандующий силами союзников, принял безоговорочную капитуляцию немецкого генерала Альфреда Йодля. На столе для пинг-понга, в ночь с 7 на 8 мая 1945 года четыре генерала (немецкий, американский, русский и французский) подписали перемирие. Но в странах Запада официально капитуляция была провозглашена 8 мая в 15 часов и вступила в силу только в 23 часа 01 минуту. На следующий день безоговорочная капитуляция в Берлине была подтверждена маршалом Кейтелем, начальником немецкого генерального штаба. Армии сделали свое дело. Такая долгожданная победа стала реальностью. В день 8 мая Францию охватило всеобщее веселье, подкрепленное предстоящим возвращением домой тысяч узников концлагерей и, наконец, обретенным миром. Как однако забыть ужасный итог Второй мировой войны, самой жестокой в истории: 61 воюющее государство, 55 млн. погибших, 35 млн. раненых. Закон от 7 мая 1946 года определил, что в ознаменование этой исторической даты, каждый год отмечается праздник 8 Мая, если эта дата попадает на воскресенье (или в воскресенье, первое следующее за ней). В то время еще не стоял вопрос о празднике, как выходном дне. Только, начиная с 1951 года День победы стал систематически отмечаться 8 мая и затем, с 1953 года (Закон от 20 марта), День победы стал официальным праздником. В 1975 году президент Франции Жискар д'Эстен отменил празднование. Закон от 2 октября 1981 года восстановил его и 8 Мая снова стал праздничным днем. Отметим, День победы 8 мая отмечают и в Квебеке (Канада). "Это было волнующее зрелище, когда 8 мая по Елисейским полям до Триумфальной Арки на площади Звезды шли ветераны сил французского освобождения (те воинские объединения, которые после поражения в 1940 году продолжили под командованием генерала Де Голля сражаться против Германии и Италии). Ни один член правительства не счел себя достойным к ним присоединиться и, возможно, это было к лучшему. Там были и рядовые ударных батальонов, и коммандос, и студенты (бежавшие из Франции), которые прошли через годы войны...". Это то, что можно было прочесть в газете "Ле Монд" от 11 мая 1946 года по случаю первого праздника Победы. И еще: "Официальная годовщина была приурочена к празднику Жанны д'Арк. Мы, к сожалению, экономим на знаменательных датах. Но, тем не менее, хорошо, что хотя бы таким образом народные праздники Освобождения воскрешают в народной памяти национальную святую, славное дитя народа, которая пять веков назад подала сигнал к борьбе против английского захватчика и против предательства". Ведь именно 8 мая 1429 года как следует из истории "Орлеанская Дева, освободительница Орлеана, прошла перед народом. Кроме того традиция требует, чтобы Президент Республики присутствовал на этих празднествах в год, следующий за его выборами. Был организован опрос граждан о значимости Праздника Победы и его уместности в ХХ веке. Существуют два противоречивых мнения: первое выступает за то, чтобы перечеркнуть далекое прошлое и, опасаясь шокировать вчерашнего врага шествиями реваншистски настроенных ветеранов, содействовать примирению народов для построения будущего. Второе мнение состоит в том, что несомненно надо обязательно поставить крест на прошлом, но в то же время не следует позволять историкам-"ревизионистам" уничтожать воспоминания о том, что было в действительности (38 млн. жертв Второй мировой войны, из которых 6 млн. евреев были сожжены в крематориях концлагерей). Однако появляются современные символы перемен. Приходит на память рукопожатие в Вердене Президента Миттерана и канцлера Коля (вспомним, что это был именно Верден на востоке Франции, где произошла самая кровавая битва во время Первой мировой войны в 1916 году). |
Во многих странах мира в разное время отмечают День матери в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы слабого пола. Во Франции "Праздник матерей" отмечают в последнее воскресенье мая. По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, предназначенных для почитания Великой Матери - богини, матери всех богов. Уже в VI веке до Иисуса Христа римляне отмечали 1 марта "Матроналии" (матрона - мать семейства). В этот день замужние женщины и матери получали подарки от мужа, затем шли в храм Юноны Лусины, дающей свет детям, на Эсквилин, одном из семи римских холмов, на левом берегу Тибра, чтобы преподнести цветы богине. При каждом рождении ребенка отцы клали туда монету, что облегчало перепись населения. Со своей стороны греки чествовали Рею, мать всех богов. Позднее, в XII веке в Великобритании находят следы прототипа праздника Матерей, который назывался "Материнское воскресенье", это было четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране. В этот день дети, работающие слугами (преимущественно девушки, зачастую едва достигшие 10 лет), имели день отпуска, чтобы навестить своих матерей. Первоначально речь шла о том, чтобы разрешить каждому, по меньшей мере раз в год, посетить церковь по месту своего рождения. Постепенно этот праздник приобрел другое значение - чествовать стали не матерей, а "Матерь Церковь", так что праздник стал отчасти церковным. Во Франции идея праздника Матерей впервые возникла во время правления Наполеона весной 1806 года. Наполеон решил, что этот праздник станет хорошим средством, чтобы повысить рождаемость, которая понизилась вследствие многочисленных военных кампаний. Но эта идея не была конкретизирована до конца. На региональном уровне официально этот праздник начали отмечать только в 1906 году. В праздновании принимали участие как местные власти, так и учащиеся школ. В честь самых заслуженных матерей города представители городской власти устраивали шествия по украшенным улицам. Только в 1920 году во Франции состоялся Национальный день многодетных матерей. Этот день имел благотворительные цели, так как произошел публичный сбор пожертвований в пользу наиболее достойных семей. В 1922 году Камилла Шнайдер, преподаватель из Страсбурга, предложила своим ученикам в один из майских дней устроить праздник для своих матерей. Этот день имел большой успех в городе. В 1926 году в Парижской мэрии прошла первая официальная церемония по случаю "Дня матерей". В этот день Министром труда, гигиены и социального обеспечения были учреждены Медали французской Семьи. В 1928 году по совету одного эльзасского преподавателя президент Гастон Думерг (1863-1937) издал Указ об учреждении праздника. "Праздник матерей" был восстановлен при правительстве Виши. К тому же речь шла о том, чтобы популяризовать политику тогдашнего главы правительства Петена, направленную на повышение рождаемости. Несмотря на все принятые ранее решения, только в 1938 году "Праздник матерей" официально был занесен во французский календарь праздников. В 1950 году при Венсане Ориоле был принят Закон об официальном утверждении дня "Праздника матерей" на последнее воскресенье мая. В этот день дети покупают подарки или делают их своими руками для матерей, дарят цветы, готовят сюрпризы. Они говорят: "Поздравляю с Праздником, мамочка!". Маленькие дети готовят для своих матерей поздравления в стихах и рисунки. Каждый поздравляет по-своему. Девочки постарше пекут для своих мам праздничные пирожные, а мальчики делают дома уборку. Все мамы в Праздник матерей получают поцелуи и комплименты от всех членов своей семьи. Французы весело и радостно отмечают этот день, отдавая дань уважения и любви матерям.
|
14 июля - День национального праздника во Франции. Что же именно отмечают 14 июля? Взятие Бастилии 14 июля 1789 года народом Парижа или Праздник Федерации, который имел место в этот же день, но годом позднее? Бастилия, бывшая тюрьмой, стала символом абсолютной власти. Это событие означало начало Французской революции. Для одних, Революция - это символ свободы " с человеческим лицом". Но в то же время Революция стала и триумфом жестокости. 14 июля 1789 года многие сотни людей были убиты или ранены по обе стороны баррикад. Восставшие водрузили голову коменданта Бастилии на пику. Вот почему некоторые считают датой национального праздника не годовщину жестокого бунта, а предпочитают ему 14 июля 1790 года. В этот день, разумеется, праздновали первую годовщину взятия Бастилии, но лишь в знак примирения. Решено было назвать этот день Праздником Федерации в честь общенационального движения. В этот день король, делегаты от провинциальных департаментов, и 300000 Парижан объединились на Марсовом поле "чтобы защищать свободу, Конституцию и закон", по словам маркиза де Ла Файетта. В этот вечер вся Франция танцевала и пела. Безусловно на протяжении революционного периода, дата 14 июля 1789 года заменила празднование 9 Термидора (государственного переворота против Робеспьера 27 июля 1796 года). Когда Наполеон 1-й пришел к власти в 1804 году, он постарался отменить Праздник 14 июля. Лишь после принятия закона от 6 июля 1880 года дата национального праздника была утверждена раз и навсегда (за исключением периода Оккупации, во время которой праздник был запрещен в течение 4-х лет). Рассматривались и другие даты. Например, 5 мая - день открытия Генеральных Штатов в 1789 году, "истинная эра" рождения французского народа, которая призвала весь народ к осуществлению своих прав " по Мишлэ; 4 августа - ночь отмены привилегий, в том же году; 22 сентября - дата основания Первой Республики в 1792 году; 21 января - в память об отсечении головы Людовика XVI в 1793 году на современной площади Согласия. Военный парад ежегодно проходит на Елисейских полях в присутствии Президента Республики, многочисленных политических, гражданских и военных лиц. Но еще более популярным зрелищем, чем военный парад на Елисейских полях, 14 июля является фейерверк. Празднование двухсотлетия - 200 лет после принятия декларации "Прав Человека" - прогремело далеко за пределами Франции. В эти дни в Париже прошло открытие саммита " Большой семерки ", и шел интенсивный дипломатический диалог. Планетарный спектакль с традиционным военным парадом, который проходил перед главами 33 государств и правительств, и в котором участвовали более миллиона человек. Этот удивительный спектакль с "Марсельезой" Жан-Поля Гуда транслировали в более, чем 100 стран. Спеть "Марсельезу" на площади Согласия во время этого грандиозного парада (шествия) Жан-Поля Гуда стало для американской певицы Джесси Норман " великим событием " в жизни. Более миллиона человек заполнили Елисейские поля, чтобы принять участие в этом планетарном и сюрреалистическом шествии, которое транслировалось более, чем по ста телевизионным каналам. Но возникает вопрос, не прошло ли время чересчур националистических празднеств в нашу эпохи мультикультурного общества? Что касается споров между приверженцами взятия Бастилии и защитниками Праздника Федерации, не устарели ли они? Накануне национального праздника 14 июля по всей Франции устраивается много очень красивых фейерверков, а в Париже фейерверки эффектно отражаются в воде Сены. Народные гулянья и фейерверки устраиваются во всех частях Франции. Даже самые маленькие поселения считают делом чести расцветить небо огнями голубого, зеленого, красного и золотого цвета. Традиционные гулянья организовываются на улицах и в пожарных частях. Красивая традиция под звуки аккордеона объединяет отдыхающих и коренных жителей страны. В настоящее время единственный праздник, который объединяет всю нацию, единственный праздник, который признает каждый из участников, это Праздник Музыки. Больше, чем шествие в сплоченных шеренгах, этот праздник соединяет в себе все компоненты народного гулянья, которое стирает различие рас, классов, политических мнений, и даже пропасть между поколениями. Праздник Музыки великолепно воплощает национальный девиз: " Свобода, Равенство, Братство", даже в большей степени, чем сам праздник 14 июля. |
Рождество - наиболее любимый праздник у детей, но предпочтения у всех разные. Насколько Рождество пронизано светлым волшебством и добрыми чувствами, настолько Хеллоуэн дает возможность детям превратиться в маленьких монстров, какими они не могут быть в течение года. Их можно понять. Всем известен этот шуточный праздник нечистой силы, отмечаемый 31 октября. Какова история этого праздника? Она насчитывает тысячелетия. Началось все, как гласит легенда, с кельтских племен, населявших в древности территории современной Великобритании и Франции. Кельты всегда были язычниками и поклонялись богу солнца и делили в соответствии со своими верованиями световой год на две части: летнюю и зимнюю. Как раз в ночь на первое ноября, когда кельтское лето сменялось кельтской зимой, они праздновали свой главный праздник - наступление нового года и переход бога Солнца в плен Самайна, всемогущего князя тьмы и властелина мертвых. В эту ночь исчезали все границы между человеческим и инфернальным, барьеры между добром и злом переставали существовать: души умерших, не успевших при жизни осуществить какие-либо намерения, спускались на землю и принимали разнообразные материальные обличья. Это англо-саксонский праздник, но отмечается и во Франции. Это яркий маскарад, перенявший от язычества набор увлекательных традиций. Улицы всех городов Франции превращаются в настоящую сказку. Куда не глянь, всюду на вас взирают пустыми глазницами тыквенные головы всех мастей. В ресторанах и кафе бурные празднества не умолкают до самого утра. Наряженные в немыслимые костюмы ведьм и привидений молодые люди скачут по главным улицам. Кроме того, 31 октября - канун Праздника всех святых. Во всех булочных и кондитерских Франции в этот день можно приобрести "пирог всех святых", украшенный изображениями святых. Однако веселый, шуточный и непринужденный вариант праздника относится, скорее, к молодежи. Во Франции также как в Англии, Канаде и США, Хеллоуэн - ежегодный праздник. До наших дней в этих странах, в основном в деревнях, дети с удовольствием ходят по домам, с раскрашенными лицами, гримасничая и выпрашивая конфеты, протягивая для подношений остроконечную шляпу колдуньи. |
|
|