Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





В мире французской поэзии

Хотя за сотни лет французская поэзия переживала и великие взлеты, и весьма относительные падения, но она всегда была.

Франция в XIX веке стала родиной "проклятых поэтов", повлиявших на всю мировую культуру так, как не влиял на нее, вероятно, ни один французский поэт из числа творивших ранее.

Альфред де Виньи

Виктор Гюго

Альфред де Мюссе

Альфонс де Ламартин

Альфред де Виньи

Виктор Гюго

Альфред де Мюссе

Альфонс де Ламартин

В созвездии великих французских поэтов-романтиков - Альфреда де Виньи (A. de Vigny), Виктора Гюго (V. Hugo), Альфреда де Мюссе (A. de Musset) - Альфонс де Ламартин (A. de Lamartine) занимает свое собственное место и как создатель философской элегии, и как мастер музыкального стиха, подготовившего, спустя десятилетия, почву для символистской поэзии. А. де Ламартин - потомок аристократической семьи, разочаровавшись в военной службе, затем и в политике, последние двадцать лет жизни провел, постепенно разоряясь и находя утешение в одной литературе. Его поэтический дебют состоялся в 1820 г. сборником "Поэтические раздумья" ("Les Meditations poetiques"), принесшим ему шумную славу. В собственном предисловии к сборнику Ламартин заявил о себе: "Я первый, кто заставил поэзию спуститься с Парнаса". Своей заслугой Ламартин считал то, что взамен мифической лиры он вручил музе страдающее человеческое сердце.

На смену романтизму в поэзии пришел символизм (от франц. symbole - символ, знак), который становится заметным направлением во французском и европейском искусстве последней трети XIX века.

Стефан Малларме

Поль Верлен

Артюр Рембо

Стефан Малларме

Поль Верлен

Артюр Рембо

Именно с творчеством зачинателей французского символизма - Стефана Малларме (S. Mallarme), Поля Верлена (P. Verlaine), Артюра Рембо (A. Rimbaud) - первоначально связывались представления о декадансе и символизме. Позже за ним последуют и поэты других стран. Французские поэты-символисты выступали не только как разрушители, но и как преобразователи искусства, продолженное в XX веке. Вождем и теоретиком новой школы в поэзии становится Поль Верлен. Основным принципом символистской поэзии он провозглашает музыкальность. Этот принцип звучит и в названии самого популярного стихотворного сборника П. Верлена "Романсы без слов" ("Romances sans paroles", 1874).

Гийом АполлинерРубеж веков и начало XX века получили на Западе название "прекрасной эпохи" ("La belle epoque"). Меняются ритм жизни, вкусы, пристрастия, мода. В художественной жизни Парижа с триумфом проходят "русские сезоны", организованные театральным и художественным деятелем С.П. Дягилевым. Импрессионизм в живописи и музыке уступает место постимпрессионизму. Сменяются и сталкиваются различные художественные направления. Не минует этот переворот литературу и, в частности, поэзию. В 1913 году поэтический сборник "Alcools" Гийома Аполлинера (G. Apollinaire) и первый том прозаического цикла Марселя Пруста "В поисках утраченного времени" ("A la recherche du temps perdu") знаменуют переход к непривычным художественным формам. Однако существенное место в литературе XX века занимает реализм.

Трудные периоды в жизни народа порой бывают звездными часами национальной поэзии. Так случилось и во Франции в период второй мировой войны. Многие писатели и поэты сражаются против фашизма пером и оружием. Среди них Антуан де Сент-Экзюпери (A. de Saint-Exupery) и Андре Мальро (A. Malraux). В оккупированном Париже и на юге действуют тайные организации, центры подпольной прессы. Лирика и публицистика тех лет становятся летописями народного подвига и бедствий. В начале 1942 года организуется Центральный комитет французских писателей, объединивший людей неодинаковых взглядов, но готовых пожертвовать жизнью за родину. Луи Арагон посвятит идее патриотического единства одно из лучших своих стихотворений "Роза и резеда".

Поль ЭлюарИменно в это время из элитарного круга ценителей-интеллектуалов прорывается к широким массам поэзия. Поль Элюар выпускает патриотические сборники "Честь поэтов" ("L'Honneur des poetes", 1943-1944). Стихи печатающиеся в журналах "Poesie", "Etoile", "Fontaine" становятся предметом запрещенного импорта, так как многие стихи этой поры звучат как призыв к борьбе. По-новому, как урок истории, воспринимается обращение к героическому прошлому. Философская лирика сближается с политической. Признание в любви к женщине звучит клятвой верности родине. Даже пейзажная лирика - картины природы Нормандии или Прованса - напоминают о долге перед землей, которую предстоит освободить.

Поэзия Сопротивления тесно связана с историей. В ней возрождаются черты древних эпических сказаний. Как в "Песне о Роланде" высшей нравственной ценностью предстает в ней "прекрасная милая Франция" ("la belle, la douce France"). Среди поэтов Сопротивления Эжен Гильвик (E.Guillevic), Робер Деснос (R. Desnos), Андре Френо (A. Frenaud), Пьер Реверди (P. Reverdy), Жак Превер (J. Prevert), Пьер Эмманюэль (P. Emmaanuel), Жюль Сюпервьель (J. Supervielle) и многие дpугие, узнавшие опасности подполья, горький хлеб изгнания, а порой и ад гитлеровских концлагерей. В этом ряду французских поэтов Полю Элюару и Луи Арагону принадлежит особое место.

Поль Элюар (1895-1952), преодолевая искусы дадаизма и сюрреализма, анархистское отрицание буржуазного мира и модернистские поиски новой образности, через упорное ученичество у мастеров культуры прошлого, усваивая жестокие уроки истории - "красных и роковых тридцатых", горьких и героических сороковых годов, движется он к "горизонту всех". Р. Элюар становится, как друг юности и поэтический соратник Л. Арагона, активным участником французского Сопротивления, позднее лауреатом Международной премии мира.

Если поиски реальности в поэзии Элюару свойственны были всегда, то эти понятия максимально сближаются в пору Сопротивления. Певец любви, новый Орфей, как его называют критики, оказывается мужественным организатором-подпольщиком, лириком-гражданином. Он - один из участников нелегального "Полуночного издательства" и сотрудников газеты "Летр францез", вместе с Арагоном составитель сборника "Честь поэтов" и автор одной из лучших французских поэтических книг "Поэзия и правда" ("Poesie et verite", 1942). Но выпуск этого сборника в самый тяжелый год войны для России и Франции свидетельствует о вере Элюара в свою родину и человечество. Сборник "Поэзия и правда" открывается стихотворением "Свобода" ("Liberte", 1942). Это стихотворение как листовку сбрасывали с самолетов в партизанские районы. "Свободу" можно рассматривать как поэтическую биографию Элюара, как лирическую исповедь поэта, нашедшего смысл бытия в годы Сопротивления. Секрет его популярности в том, что оно - о каждом человеке, который и перед угрозой уничтожения помнит, что он рожден, чтобы быть свободным. Это стихотворение переведено на множество языков. Его исполняли лучшие французские актеры.

Луи АрагонЛуи Арагон (1897-1982) в годы Сопротивления становится поистине народным поэтом. В годы войны выходят несколько сборников поэта: "Нож в сердце" ("Le creve-c?ur", 1941), "Глаза Эльзы" ("Les yeux d'Elsa", 1942), "Паноптикум" ("Le Musee Grevin", 1943), "Французская заря" ("La Diane francaise", 1945). Лирический герой этих сборников, поэт-трибун, берет на себя ответственную роль коллективной памяти и совести нации. Каждый из сборников обращен к истории. Творчество Арагона военных лет становится летописью героического Сопротивления. Поэзия Арагона - поэзия чувства и события.

Из современных французских поэтов наиболее известны в России такие, как Франсуа Мориак (поэт и романист), Жан Кокто (поэт, прозаик, драматург, кинорежиссер, художник и т.д.), Андре Бретон (поэт и прозаик), Анри Мишо (поэт и музыкант), Жак Превер (поэт и киносценарист), Пьер Эммануэль, Борис Виан (поэт, прозаик, драматург и исполнитель собственных песен), Жорж Брассенс (поэт, композитор, всемирно известный исполнитель песен на собственные стихи), Шарль Азнавур (поэт, певец и артист), Жак Шарпантро, Жак Брель (поэт, певец и киноартист) и другие.

Анри МишоАнри Мишо (H. Michaux, 1899-1984) - уроженец Бельгии, поэт и музыкант, формально - сюрреалист, на самом деле - эстет-иронист, поэт "черного юмора". Сборники Мишо "Кем я был" (1920), "Мои владения" (1929), "Немкий Плюм" (1930), "Ночь шевелится" (1934) выходили мизерными тиражами, и сам Мишо не стремился к известности. Мишо был "открыт" в то время, когда при оккупации он стал печататься в подпольных журналах; апофеозом этого периода его творчества стала "Песнь в лабиринте" (1944). "Внутренние дали" (1959) - сборник избранных стихотворений Мишо за тридцать лет, после которого критики стали сравнивать его с Францем Кафкой, что лишь подтвердили более поздние книги - "Знакомство через бездны" (1961), "Великие испытания духа" (1966) и "Дни безмолвия" (1978).

Франсуа Мориак (F. Mauriac, 1885-1970) в начале своего творческого пути (1900-1911) выпустил два сборника стихотворений, отмеченных печатью высокого дарования, и изданные позднее романы обладают всеми приметами стихотворения в прозе. Он является лауреатом Нобелевской премии за 1952 год.

Франсуа Мориак

Жак Превер

Пьер Эммануэль

Франсуа Мориак

Жак Превер

Пьер Эммануэль

Жак Превер (J, Prevert, 1900-1977) - прославленный киносценарист, по его сценариям сняты самые знаменитые ленты французского кино - "Набережная туманов", "День начинается", Дети райка" и др. А также не менее прославленный поэт. В 1920-е годы примыкал к сюрреалистам, но первую книгу стихотворений выпустил поздно - "Слово" (1946), причем этот сборник имел такой успех, что поэт в течение нескольких недель разбогател. Позже вышли книги "Зрелище" (1961), "Большой весенний бал" (1951), "Дождь и хорошая погода" (1955), "Истории и другие истории" (1963), "Всякая всячина" (1966), "Вещи и прочее" (1972), "Ночное солнце" (1980). По сей день стихи Превера остаются в числе "вечных бестселлеров" французской поэзии XX века.

Пьер Эммануэль (P. Emmanuel, 1916-1988) дебютировал прославившей его имя книгой "Элегии"  (издана в 1940 г.), после которой к его имени навязчиво присоединилось определение "поэт-католик". Книги Эммануэля времен войны пронизаны пафосом Сопротивления ("Сражайся с твоими защитниками", 1941, "День гнева", 1942, "Свобода нас ведет", 1945). В 1948 Эммануэль выступил как противник Жана-Поля Сартра и экзистенциализма в целом. В 1970-х годах выступил как деятельный антикоммунист и даже антисоциалист, после чего его имя на много лет в СССР было под запретом.

Андре БретонАндре Бретон (A. Breton, 1896-1966) - один из создателей "автоматического письма" ("Магнитные поля", 1919-1920, совместно с Филипом Супо); ему принадлежит "Манифест сюрреализма" (1924) и многочисленные акции, лежащие вне литературы. В 1939 году был мобилизован; после поражения Франции эмигрировал в США. В 1945 году пытался создать французский культурный центр на Гаити, в 1946 году вернулся во Францию. Поэтические сборники Бретона - "Свободный союз" (1931), "Дыхание воды" (1934), "Генеральные штаты" (1947), "Ода Шарлю Фурье" (1947) говорят о том, что Бретон, хотя и оставался сюрреалистом по эстетическим принципам, он в большинстве стихотворений кажется скорей представителем не прижившегося во Франции имажизма. Значительно больше, чем стихи Бретона, была известна его проза.

Жан КоктоЖан Кокто (J. Cocteau, 1889-1963) - художник-универсал (драматург, кинорежиссер, художник, поэт, прозаик и т.д.). Был участником балетных постановок Дягилева. В поэзии дебютировал сборником "Лампа Аладдина" (1910) и "Легкомысленный принц" (1910), где отдал дань неоромантизму Эдмона Ростана. Позже побывал дадаистом, футуристом, поклонником античности и, в конце концов, в позднем творчестве оказался последователем Плеяды, классицистов и романтиков одновременно. Разнородное по стилям, поэтическое творчество Кокто при очевидной гениальности автора на каждом этапе позволяло создать ему выдающиеся произведения, библиография которых заняла бы не одну страницу. Много экспериментировал в кино (более всего известен фильм 1946 года "Красавица и чудовище"). Отдельный цикл, изданный посмертно, составили стихи, посвященные многолетнему близкому другу Жана Кокто - киноактеру Жану Марэ.

Борис Виан

Жорж Брассенс

Шарль Азнавур

Борис Виан

Жорж Брассенс

Шарль Азнавур

Борис Виан (B. Vian, 1920-1959), русский по происхождению, был поэтом, прозаиком, драматургом и исполнителем собственных песен. "Дезертир" (1954) - немедленно запрещенный цензурой - стал апофеозом славы Виана. Последователь одновременно сюрреализма и экзистенциализма. Мировую известность Виану принес роман "Осень в Пекине" (1947) - как и песни, которые он исполнял сам, (с 1955 года) будучи незаурядным джазовым музыкантом и композитором.

Жорж Брассенс (G. Brassens, 1921-1980) - поэт и композитор, всемирно известный исполнитель песен на собственные стихи, но изредка он пел песни на стихи Гюго, Арагона и др., обычно сокращая тексты. Как поэт выступил в 1963 году, когда в издательстве Пьера Сегерса вышла книга его песен (полный сборник его песен был издан лишь посмертно). Песни Брассенса часто написаны с использованием провансальских слов, что часто оскорбляет слух пуритан-от-морали, но популярность их доказывается тем, что они переведены на многие языки.

Шарль Азнавур (Ch. Aznavour, р. 1924) - артист, певец и поэт армянского происхождения, известен также как актер кино по кинофильмам "Дьявол и десять заповедей", "Жестяной барабан" и т.д. Первый диск с песнями собственного сочинения записал в 1948 году. С тех пор популярность Азнавура оставалась неизменной как во Франции, так и во всем мире. Стихи Азнавура, как и других "поющих поэтов", чаще всего не включаются на их мировой известности.

Жак Шарпантро (р. 1928) долгие годы преподавал французский язык в школе. Первый сборник выпустил в 1955 году., с тех пор издал более двадцати книг, преимущественно для детей, два словаря: "Словарь французской песни" и "Словарь поэтов и поэзии" - откликом на последний явились стихотворения "Ковчег" и "Весна". Кроме того, он составитель более чем тридцати поэтических антологий.

Жак БрельЖак Брель (J. Brel, 1929-1978) - поэт, певец, киноартист. Уроженец Бельгии. Первую пластинку с песнями на собственные стихи записал в 1954 году, с 1961 года - после сольных выступлений в концертном зале "Олимпия" завоевал всеобщее признание и как артист, и как поэт. В1967 году ушел со сцены, снялся в знаменитых кинофильмах "Человек из Ламанчи", "Мой дядя Бенжамен", "Зануда" и ряде других. Тяжело заболев все больше времени стал проводить в путешествиях, особенно на Таити, где он арендовал дом. После неудачной онкологической операции умер в парижской больнице, согласно завещанию, был похоронен на Таити - невдалеке от могилы Поля Гогена. Многие песни Бреля никогда не исполнялись им как песни, - во всяком случае, музыкальных версий у них не сохранилось. Как Виан, Брассенс и многие другие французские "шансонье", Брель оказался незаурядным поэтом.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика