Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Имена»

В последние годы повысился интерес к сохранению и изучению отечественного историко-культурного наследия. Редкая детская книга – неотъемлемая и важная часть культурного наследия России. К редкой детской книге, как правило, относят старые издания, книги иллюстрированные известными художниками, ценные дорогие издания, изданные малым тиражом.

Ивановская областная библиотека для детей и юношества (далее – ИОБДЮ) в своих фондах не имеет изданий, приравненных к книжным памятникам. Но мы бережно храним различные издания (в том числе первые) произведений С. Маршака, К. Чуковского, Б. Житкова, А. Гайдара и других писателей, которые составляют «золотой фонд» мировой детской литературы. Эти книги популярны и поныне, они переиздаются постоянно.

В рубрике «Имена» можно найти информацию об авторах детской книги, издателях, выпускавших кроме литературы для взрослых и детские издания, иллюстраторах детской книги.

Имена выбираются, как правило, в связи с юбилейными датами. Статьи расположены в алфавитном порядке персон. Они содержат биографический и литературоведческий материал с углубленным анализом изданий, имеющихся в фонде ИОБДЮ.

 
Альфред Эдмунд Брем

Альфред Эдмунд БремКаждый из нас, наверное, знает книгу или хотя бы имя этого очень одаренного человека, немецкого зоолога, путешественника, писателя, натуралиста.

Альфред Эдмунд Брем родился 2 февраля 1829 года в небольшой деревне рядом с немецким города Веймаром, где его отец служил сельским пастором. Прихожане не подозревали, что их пастор был известным в Европе орнитологом. Он вел обширную переписку с учеными Германии, Англии, Франции.

Отец и привил сыну интерес к изучению окружающего мира. С восьми лет мальчик начал совершать все более и более дальние походы по окрестным лесам. Отец научил его наблюдать природу и вести дневники. Постепенно Альфред изучил не только птиц, но и всех остальных животных, которые обитали в тех местах.

Подробнее...
 
Иван Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич БилибинТворчество Билибина – это олицетворение нового отношения к книге, приведшего к расцвету отечественного книжного искусства. Последние десятилетия XIX века ознаменовались возрождением книжного искусства в России. Книги, издаваемые в середине и во второй половине прошлого столетия, были перегружены украшениями. В них пропала та строгость и стройность, которая отличала книги времен Жуковского и Пушкина. Иллюстрация в пышной, дорогой книге середины века выглядела чем-то инородным. В сущности, это был станковый рисунок, который должен был висеть на выставке или на стене кабинета и помещался в книгу только потому, что, создавая его, художник вдохновлялся тем или иным литературным произведением. В книгах той поры не было цельности.

Вновь осознали своеобразие книжного искусства в самом конце прошлого века художники «Мира искусства». Членов этой первоначально небольшой петербургской группы – Бенуа, Бакста, Сомова, Лансере – объединяли горячий интерес к прошлому западноевропейской и русской культуры и, в частности, послепетровского времени, убежденность в том, что произведение искусства, прежде всего, должно быть живым и совершенным. Все мирискусники активно работали в области книги, которая, как считали они, должна стать произведением высокого искусства, таким же значительным и прекрасным, каким может быть картина или фреска. Но это достижимо только в том случае, если книга станет целостным и единым организмом, в котором все соответствует друг другу – и иллюстрации, и обложка, и элементы оформления, и даже шрифт. Единство стиля – вот первое требование этих художников в работе над книгой.

Но если петербургские художники приблизили Билибина к книге, то московские не только познакомили художника с великолепными русскими сказками, но и подвели его к работе над иллюстрированием детской книги.

Первой в России иллюстрировать детскую книгу начала Елена Поленова. Она проиллюстрировала несколько сказок, но издана была одна – «Война грибов», издание было неудачным. Серая невзрачная книжка не производила впечатления. Несколько экземпляров, которые художница раскрасила от руки, положения не спасли. Такая же участь постигла детские книжки Сергея Малютина. Изданные малыми тиражами, зачастую плохо отпечатанные, книги этих художников не привлекли к себе внимания и не стали знаменательным событием. Однако именно они натолкнули Билибина на мысль обратиться к иллюстрированию детских книг.

Билибин впервые в русском искусстве не просто сделал иллюстрации, но увидел книгу как целостный организм, как художественно оформленный предмет: орнаментальная серийная обложка с изобразительными вкраплениями делает тоненькие книжки похожими на узорные шкатулки. Как правило, это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками, отпечатанная на плотной, слегка подцвеченной бумаге. Художник здесь является автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов книги – обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. Это делает издание тонко стилизованным под старинную рукопись, не только изысканным в полиграфическом отношении, но и высокохудожественным произведением в целом.

Знакомство с художниками мамонтовского кружка Е. Поленовой и С. Малютиным, с картинами В. Васнецова, помогло Билибину найти свою тему. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. И.Я. Билибин был ревностным собирателем искусства национальной старины, а так же его интерпретатором в собственных произведениях. Он увлекался и старопечатными книгами, и миниатюрами, и вышивкой, и набойкой, и деревянной резьбой, и древней деревянной архитектурой. Иллюстрации к русским народным сказкам заняли у Билибина около 4-х лет, уже в ранних иллюстрациях обнаружились те качества, которые делают художника узнаваемым.

Подробнее...
 
Аркадий Петрович Гайдар

История встречи Аркадия Петровича Гайдара
с читателями Ивановской детской библиотеки

22 января 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара. Большинство его произведений наполнено энтузиазмом революционной борьбы и радостью строительства новой жизни в стране Советов. Для многих поколений читателей Гайдар стал любимым писателем детства.

80 лет назад Аркадий Петрович Гайдар посетил город Иваново, чтобы встретиться с читателями Ивановской детской библиотеки. Сотрудники библиотеки пригласили Гайдара для участия в конференции по книге «Дальние страны». Перед встречей были разработаны вопросы, подготовлена и оформлена книжная выставка.

Подробнее...
 
Издания М. Горького в фонде ИОБДЮ

В 2018 году отмечается 150 лет со дня рождения Максима Горького – знаменитого советского писателя, чье имя было увековечено в названиях городов, улиц, самолетов… и почти забыто в постсоветскую эпоху. Но, как бы ни относились к Горькому наши современники, в русской литературе он свое слово сказал.
   
В год полуторавекового юбилея писателя сотрудники Ивановской областной библиотеки для детей и юношества решили проанализировать имеющиеся в фонде ИОБДЮ издания М. Горького. В основном они представлены книгами советских лет, но некоторые из них являются прижизненными и представляют определенный интерес.

Подробнее...
 
Петр Павлович Ершов: «Я сердцем жил... »

Есть писатели, которых принято называть «homo unius libri» – «человек одной книги». Их имена в сознании потомков связаны исключительно с каким-либо одним произведением, в котором автор смог показать и выразить себя полностью. К ним можно отнести Александра Сергеевича Грибоедова, Даниэля Дефо; аббата Прево. К их числу принадлежит и автор «Конька-горбунка» – Петр Павлович Ершов. Помимо своей знаменитой сказки, Ершов написал поэму «Сузге», несколько драматических произведений, большое количество лирических стихотворений, рассказы и сказки в прозе, но все это почти забыто. Сказка «Конек-горбунок» уже много лет продолжает радовать читателей и, вероятно, еще долго не потеряет своего обаяния. На долю этого произведения выпал совершенно исключительный успех, позволяющий ему соперничать с лучшими памятниками нашей классической литературы. До XX века вышло свыше тридцати изданий подлинного текста «Конька-горбунка» и бесчисленное количество подражаний, пересказов, переделок и подделок, преимущественно в лубочном жанре. Ряд изданий вышел и в советские годы.

Между тем история литературы практически обошла или замолчала имя Ершова. Мы крайне мало знаем о нем, почти не располагаем материалами, которые давали бы возможность составить более или менее точное представление о его литературном облике, о той культурной среде, в которой он вращался и под воздействием которой складывалось его творчество.

В год двухсотлетия со дня рождения Петра Павловича Ершова специалисты Ивановской областной библиотеки для детей и юношества решили рассказать читателям о создателе бессмертного «Конька-горбунка», о его исканиях и несбывшихся мечтах.

Подробнее...
 
Фёдор Викторович Лемкуль

Фёдор Викторович ЛемкульФёдор Викторович Лемкуль – график, замечательный иллюстратор детских книг – родился в 1914 году. Его отец имел немецкие корни, а мать – английские. Фёдор начал рисовать уже в ранней юности. Первоначальное художественное образование Ф.В. Лемкуль получил в предвоенные годы в Московском полиграфическом техникуме, который в то время выпускал художников книги. Затем он ушел в армию, где также работал художником.

Своим учителем Лемкуль считал известного советского графика Петра Александровича Алякринского, который много дал молодому художнику как в смысле профессионального мастерства, так и в понимании искусства.

В 1938 году, после окончания техникума, Фёдор Викторович работал в различных московских издательствах и детских журналах («Мурзилка», «Пионер»), а когда началась Великая Отечественная война – пошел на фронт. После войны Ф.В. Лемкуль вернулся к своей профессии, всецело посвятив себя работе детского книжного графика. За свою жизнь он проиллюстрировал более 130 изданий.

Подробнее...
 
Адольф Федорович Маркс

А.Ф. МарксЕсли И.Д. Сытина можно считать маршалом издательской армии, то А.Ф. Маркса – с уверенностью можно назвать ее генералом.

Адольф Федорович Маркс родился в 1838 году в семье германского фабриканта. Он с молодости пристрастился к чтению книг. Окончив коммерческое училище, он поступил приказчиком в одну из книготорговых фирм Висмара, затем работал в Берлине. В 1859 году Маркс прибыл в Петербург для устройства немецкого отдела в магазине книготорговца Ф.А. Битепажа. В 1863 году он поступил приказчиком к М.О. Вольфу, позже в 1865 году расстался с ним, предпочитая самостоятельную деятельность.

Успех к Марксу пришел в 1870 году, когда он начал издавать «Ниву» - еженедельный иллюстрированный журнал для семейного чтения. Журнал сразу стал популярен. Тираж его непрерывно рос. Первый номер издан в количестве 9 тысяч экземпляров. К 1880 году тираж достиг 25 тысяч, к 1891 году – 115 тысяч, к 1900 году – 225 тысяч экземпляров.

А.Ф. Маркс привлек к сотрудничеству в «Ниве» крупнейших русских писателей и художников: И.А. Гончарова, А.А. Фета, Н.С. Лескова, Д.В. Григоровича, И.Н. Потапенко.

Подробнее...
 
Вот такой... Маршак!

Немало книжек выпущено мной,
но все они умчались, точно птицы….


Строки эпиграфа принадлежат перу Самуила Яковлевича Маршака, 130-летие которого отмечалось в 2017 году.

Книги его не умчались в никуда, они разлетелись по всему свету. Их издавали бесчисленное количество раз, они есть в каждой семье и в каждой библиотеке.

Прежде чем говорить о творчестве писателя, хотелось бы рассказать о его биографии. Вот что Самуил Яковлевич писал в статье «О себе», подготовленной для сборника избранных стихов в 1963 году...

«Я родился в 1887 году 22 октября старого стиля (3 ноября нового) в городе Воронеже.

Отец мой, Яков Миронович Маршак, работал мастером на заводах (потому-то мы и жили на фабричных окраинах). Но работа на мелких кустарных заводишках не удовлетворяла одаренного человека, который самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах о моем детстве. В Острогожске я поступил в гимназию. Выдержал экзамены на круглые пятерки, но принят был не сразу из-за существовавшей тогда для учеников-евреев процентной нормы. Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать.

Подробнее...
 
В.А. Осеева: Автор волшебных слов

В 2017 году отмечается 115 лет со дня рождения Валентины Александровны Осеевой – известной детской писательницы. Она половину жизни посвятила воспитанию детей-сирот и оставила потомкам богатое литературное наследие. Ее имя вошло в детскую литературу незадолго до Великой Отечественной войны.
   
Валентина Осеева родилась в 1902 году в Киеве. Раннее детство ее прошло в Самаре, где работали родители: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Когда семья оказалась в тяжелом положении, Осеевы вновь вернулись в Киев, где девочка поступила в гимназию.
   
После Октябрьской революции В. Осеева попыталась осуществить свою мечту стать актрисой. В 1920 году она поступила на актерский факультет Института им. Н. Лысенко в Киеве. Во время обучения в театральном институте, Валентина удачно исполняла характерные роли в маленьких сценках на сказочные сюжеты собственного сочинения. Инсценированная ею сказка о Красной Шапочке имела большой успех. Кроме того, она с увлечением руководила театральной труппой, для студенческих концертов сочиняла стихотворения и писала лирические пантомимы. Однако окончить институт ей не удалось. В 1923 году семья переехала в Москву. 
   

Подробнее...
 
Иван Дмитриевич Сытин

Иван Дмитриевич СытинИздание «сытинское» – это издание для народа. Это не «ходкий товар», не книжное «чего изволите» или «всё, что хотите», а это то, «что нам нужно», и нужно «для вашего умственного роста и развития». Такое определение «сытинскому изданию» даёт Н. Гредоскул в сборнике «Полвека для книги», посвящённом пятидесятилетию издательской деятельности И.Д. Сытина, и он прав.

Ивана Дмитриевича Сытина, 160-летие которого мы отметили в феврале 2011 года, можно назвать самым демократичным из предпринимателей-просветителей. Он создал огромную издательскую империю. При этом Сытин ориентировался на самого массового потребителя, интересы которого он знал не понаслышке. Издаваемые им книги по цене были доступны простому народу.

Начав с издания популярных в крестьянской среде лубков, картинок на религиозные темы, портретов царей, иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, он вскоре занялся выпуском общедоступных книжек.

Вместе с Л.Н. Толстым и В.Г. Чертковым работал для издательства «Посредник», сыгравшего значительную роль в просвещении народа, создал серию популярных книжек «Правда». Первым в России проявил инициативу выпуска энциклопедий, дал жизнь существующему до сей поры журналу «Вокруг света», основал имевшую миллионный тираж газету «Русское слово».

Большое внимание Товарищество Сытина уделяло и детской литературе. Вот что пишет И.Д. Сытин в своих воспоминаниях «Страницы пережитого»: «(в 60-е гг.) …детская литература состояла в большинстве случаев из переводов и, так сказать, перелицовок иностранного материала на русский лад. Авторы думали, что перенося действие рассказов с берегов Сены на берега Волги и заменяя Ганса и Гретхен Ваней и Таней, они дают «чисторусское» произведение. В художественном отношении эти произведения были слабыми, даже очень слабыми, а издатели не прилагали никаких усилий, чтобы выбрасывать на рынок хороший товар. Детские книги печатались аляповато, рисунки и иллюстрации к тексту делались грубо, и цена книги была неимоверно высока. Всё это вело к тому, что детская литература в России и по содержанию своему, и по цене, была доступна только для самых состоятельных людей. Старые издатели так и смотрели на дело. Назначая цену детской книги в три и даже в пять рублей, они знали, что эту книгу купит у них генерал, помещик, крупный чиновник и вообще человек обеспеченный, желающий преподнести своему ребёнку именинный подарок.

А между тем в народе жила несомненная потребность в детской книге. Развитие грамотности и рост школьного дела вызывали спрос на дешевую, всем доступную книжку: азбуку, сказочку, занятную побасенку. Нужно было только проложить пути к этой новой аудитории, чтобы создать совсем новый и очень широкий рынок сбыта. Я думаю, что с моей стороны не будет большой нескромностью, если я скажу, что эти пути в основном проложило и эту аудиторию создало Товарищество И.Д. Сытина. В начале дела мы шли ощупью, прислушиваясь к новым требованиям и присматриваясь к новым людям, пока, по совету известной деятельницы воскресных школ А.В. Погожаевой, не выпустили несколько детских книг по цене, баснословно дешевой и доступной для народной школы и школьника. Блестящий успех этих первых попыток заставил фирму обратить самое серьёзное внимание на эту отрасль торговли и сделать все возможное, чтобы создать большое дело».

Подробнее...
 
Евгений Иванович Чарушин

Евгений Иванович ЧарушинИван Билибин и другие представители объединения «Мир искусства» возродили в России искусство книги. Но их работа в области детской книги носила эпизодический характер и ограничивалась в основном сказочной тематикой. Период подъема детской книги начался в середине 1920-х годов. В Ленинграде вокруг детского отделения Госиздат, организованного в 1925 году и явившегося инициатором создания иллюстрированной детской книги, группировались многие детские писатели, а также мастера книжной графики разных поколений. Это С. Маршак, В. Бианки, Е. Шварц, Ю. Васнецов, В. Курдов, Н. Костров и другие. Художественным редактором детского отдела Ленгосиздата был В. Лебедев. Великолепный живописец и график, заботливый редактор, он пользовался большим влиянием и имел многих учеников и последователей. Вот в этот коллектив писателей и художников и пришел молодой Евгений Чарушин.

Его работа в литературе для детей была как бы предопределена. Истоки творчества Чарушина – в ярких впечатлениях детства. В его детстве главную, направляющую роль играли родители. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов. Вместе с мамой он выкармливал уток, тетеревят, лечил зверей. Природа пленила мальчика. Она вызывала радость встреч и узнаваний, рождала интерес ко всему живому. Ему хотелось подольше сохранить в себе то, что он видел и чему радовался. На помощь пришло рисование. «Я вырос с карандашом и кистью в руках», – так говорил Евгений Чарушин, постигавший азы рисования у отца, губернского архитектора.

Став взрослым, Чарушин-художник не расстался с тем, что приносило радость в детские годы. Первой книгой, изданной с иллюстрациями Е. Чарушина, оказался рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928). Пришедший к художнику успех помог ему стать иллюстратором произведений С. Маршака, К. Чуковского, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Арсеньева, Г. Снегирева и других писателей-природоведов.

Подробнее...
 
Корней Иванович Чуковский

Корней Иванович Чуковский31 марта 2012 года исполнилось 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969). К юбилею писателя фонд редкой книги ИОБДЮ предложил вниманию читателей книжную выставку «Чуковский для больших и маленьких».

К сожалению, редких книг Чуковского в фондах библиотеки не обнаружено, но то, что удалось собрать для выставки (а представлены на ней только прижизненные издания писателя) дает полное представление о многообразии творчества Корнея Ивановича.

Писатель по праву считается чемпионом по разнообразию представляемых им литературных областей или жанров: журналист, критик, текстолог, мемуарист, историк литературы и общественных нравов, языковед, переводчик прозы и стихов, теоретик перевода, памфлетист, детский поэт, сказочник.

Чуковский – цельный писатель, его личность объединяет все, что им сделано: от стихов, считалок для самых маленьких до серьезных лингвистических исследований. И на нашей выставке читатели увидели детские стихи и сказки, критические статьи, повести и мемуары, книги зарубежных авторов, переведенные Чуковским. Поэтому выставка так и называлась «Чуковский для больших и маленьких».

Подробнее...
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика