Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Иван Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич БилибинТворчество Билибина – это олицетворение нового отношения к книге, приведшего к расцвету отечественного книжного искусства. Последние десятилетия XIX века ознаменовались возрождением книжного искусства в России. Книги, издаваемые в середине и во второй половине прошлого столетия, были перегружены украшениями. В них пропала та строгость и стройность, которая отличала книги времен Жуковского и Пушкина. Иллюстрация в пышной, дорогой книге середины века выглядела чем-то инородным. В сущности, это был станковый рисунок, который должен был висеть на выставке или на стене кабинета и помещался в книгу только потому, что, создавая его, художник вдохновлялся тем или иным литературным произведением. В книгах той поры не было цельности.

Вновь осознали своеобразие книжного искусства в самом конце прошлого века художники «Мира искусства». Членов этой первоначально небольшой петербургской группы – Бенуа, Бакста, Сомова, Лансере – объединяли горячий интерес к прошлому западноевропейской и русской культуры и, в частности, послепетровского времени, убежденность в том, что произведение искусства, прежде всего, должно быть живым и совершенным. Все мирискусники активно работали в области книги, которая, как считали они, должна стать произведением высокого искусства, таким же значительным и прекрасным, каким может быть картина или фреска. Но это достижимо только в том случае, если книга станет целостным и единым организмом, в котором все соответствует друг другу – и иллюстрации, и обложка, и элементы оформления, и даже шрифт. Единство стиля – вот первое требование этих художников в работе над книгой.

Но если петербургские художники приблизили Билибина к книге, то московские не только познакомили художника с великолепными русскими сказками, но и подвели его к работе над иллюстрированием детской книги.

Первой в России иллюстрировать детскую книгу начала Елена Поленова. Она проиллюстрировала несколько сказок, но издана была одна – «Война грибов», издание было неудачным. Серая невзрачная книжка не производила впечатления. Несколько экземпляров, которые художница раскрасила от руки, положения не спасли. Такая же участь постигла детские книжки Сергея Малютина. Изданные малыми тиражами, зачастую плохо отпечатанные, книги этих художников не привлекли к себе внимания и не стали знаменательным событием. Однако именно они натолкнули Билибина на мысль обратиться к иллюстрированию детских книг.

Билибин впервые в русском искусстве не просто сделал иллюстрации, но увидел книгу как целостный организм, как художественно оформленный предмет: орнаментальная серийная обложка с изобразительными вкраплениями делает тоненькие книжки похожими на узорные шкатулки. Как правило, это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками, отпечатанная на плотной, слегка подцвеченной бумаге. Художник здесь является автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов книги – обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. Это делает издание тонко стилизованным под старинную рукопись, не только изысканным в полиграфическом отношении, но и высокохудожественным произведением в целом.

Знакомство с художниками мамонтовского кружка Е. Поленовой и С. Малютиным, с картинами В. Васнецова, помогло Билибину найти свою тему. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. И.Я. Билибин был ревностным собирателем искусства национальной старины, а так же его интерпретатором в собственных произведениях. Он увлекался и старопечатными книгами, и миниатюрами, и вышивкой, и набойкой, и деревянной резьбой, и древней деревянной архитектурой. Иллюстрации к русским народным сказкам заняли у Билибина около 4-х лет, уже в ранних иллюстрациях обнаружились те качества, которые делают художника узнаваемым.


Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 г. в с. Тарховка Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1895-1898), у А. Ашбе в Мюнхене (1898), у И.Е. Репина в школе кн. М.К. Тенишевой (1898-1900) и в Академии художеств (1900-1904, вольнослушатель). Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896-1900).

В годы учебы увлекся русской стариной и фольклором. В 1902-1904 гг. по заданию этнографического отдела Русского музея ездил по Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Тверской губерниям, собирая произведения народного творчества и фотографируя памятники деревянного зодчества.

В 1899-1902 гг. по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг иллюстрировал русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Царевна-Лягушка», «Жар-птица и Серый волк», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Белая уточка», былины «Вольга», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина.

Обращаем ваше внимание, что сказки были выпущены Экспедицией заготовления государственных бумаг, в чьем ведении находились лучшие в России типографии.

Экспедиция книг почти не издавала, она печатала государственные бумаги и деньги, но именно она сумела издать сказки И.Я. Билибина на высоком полиграфическом уровне, большим тиражом и по умеренной цене. Только благодаря этому они дошли до широкого читателя, пользовались всеобщим успехом.

Экспедиция, преобразованная после революции в ГОЗНАК, в 1960-х годах переиздает с оригиналов, хранящихся в его музее, все сказки, оформленные И.Я. Билибиным.

Примером этих изданий могут служить книги «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сказка о золотом петушке» хранящиеся в фонде нашей библиотеки.

«Василиса Прекрасная»

Василиса Прекрасная. Ил. И.Я. Билибина

Василиса Прекрасная. Ил. И.Я. Билибина

Василиса Прекрасная. Ил. И.Я. Билибина

Василиса Прекрасная. Ил. И.Я. Билибина

Василиса Прекрасная. Ил. И.Я. Билибина

«Марья Моревна»

Марья Моревна. Ил. И.Я. Билибина

Марья Моревна. Ил. И.Я. Билибина

Марья Моревна. Ил. И.Я. Билибина

Марья Моревна. Ил. И.Я. Билибина

Наряду с многочисленными журнальными рисунками и книжными украшениями художник исполнил плакаты, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисовал для открыток Общины Св. Евгении (около 30 открыток). В 1905-1906 гг. сотрудничал в журналах политической сатиры «Жупел» и «Адская почта».

В 1904 г. И.Я. Билибин впервые обратился к сценографии, оформив оперу «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова для национального театра в Праге. Позже исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Действо о Теофиле» Т. Рютбефа (1907), к операм «Золотой петушок» (1908-1909) и «Садко» (1914) Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (1913). В 1908-1909 гг. участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и танцевальной сюиты «Пир» для антрепризы С.П.Дягилева.

В феврале 1917 г. Иван Яковлевич вошел в Комиссию по охране памятников искусства и старины.

В сентябре 1917 г. уехал в свое имение Батилиман на южном берегу Крыма. В феврале 1920 г. отплыл на пароходе «Саратов» из Новороссийска в Александрию, после чего осел в Каире. В этот период он создал для меценатов Бенаки и Кастагли декоративные панно «Поклонение византийскому царю и царице», «Борис и Глеб на корабле», «Плач Ярославны», «Всадник», «Восточный танец», «Персидская княжна». Исполнил эскизы иконостасов и фресок для Греческой госпитальной церкви в Каире и Сирийского православного храма в Александрии.

В 1924 году путешествовал по Палестине и Сирии. В августе 1925 г. И.Я. Билибин переехал с женой в Париж. В 1929-1931 гг. оформил оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова для Русской оперы в театре на Елисейских Полях.

В 1931 г. исполнил эскизы декораций к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского для гастролей труппы М.М. Фокина в Буэнос-Айресе. В Париже художник продолжал заниматься графикой – иллюстрировал сказки: русские народные, французские, братьев Гримм и «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, исполнил графическую серию на сюжеты арабских сказок для детских садов и школ (1931-1932).

В поисках заказов часто приезжал в Чехословакию. В 1927 г. исполнил эскизы фресок и иконостаса для Русского храма на Ольшанском кладбище в Праге.

В 1935 году И.Я. Билибин принял советское гражданство и в сентябре 1936 г. вернулся с женой в Ленинград. Сразу по возвращении стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. В ленинградский период оформил оперу «Сказка о царе Салтане» для Государственной академии театра оперы и балета (1936) и пьесу «Полководец Суворов», иллюстрировал для Гослита роман «Петр I» А.Н. Толстого (1937) и «Песнь про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1938-1939). Участвовал в декоративных работах для Дворца Советов.

И.Я. Билибин умер в возрасте 65 лет 7 февраля 1942 г. в блокадном Ленинграде. Последние дни он провел, работая над иллюстрациями к книге Н.В. Водовозова «Слово о стольном Киеве и русских богатырях».


«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Ил. И.Я. Билибина

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Ил. И.Я. Билибина

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Ил. И.Я. Билибина

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Ил. И.Я. Билибина


Что же такое билибинский стиль? Это графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Вот как создавал свои иллюстрации Иван Билибин: обычно он начинал с композиционного наброска в карандаше на кальке. Затем переносил рисунок на ватман и раскрашивал его акварелью. Так родился знаменитый контур, отличающий произведения Билибина от всех других иллюстраций. Работал он медленно и покрывал всю страницу целиком, как картину.

Это был нелегкий метод рисования. Значительных художественных результатов в нем можно было достичь только волевой сосредоточенностью. И в характере Билибина было это постоянство, именно оно помогало ему отрабатывать безупречную линию. «Пять квадратных сантиметров в день и ни одного миллиметра больше – предельная норма для добросовестного графика», – считал Иван Билибин. Не случайно товарищи прозвали его Железная Рука. Иван Яковлевич ежедневно вырабатывал эти сантиметры колонковой кисточкой с кососрезанным концом.

Первая книга, проиллюстрированная Билибиным, – «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Это очень древняя сказка. Она повествует о любви Ивана-царевича и Елены Прекрасной, о борьбе их за счастье, о коварных братьях Ивана, о Сером волке, разорвавшем его коня, а потом искупившем вину перед Иваном.

Билибин нарисовал к сказке три больших, во всю книжную страницу, иллюстрации. Называют их страничными. Три рисунка в половину страницы. Рисунок-заставку, предваряющий текст, концовку, пейзажные и орнаментальные рамки, обложку. Получилась тонкая, но большая по формату книга-брошюра.

При первом же взгляде на иллюстрации видно, что рисовал их молодой художник. Линия, которой он очерчивает контур, часто приблизительна, характеристики героев поверхностны, а некоторые из них, в частности Иван-царевич и Серый волк, слишком напоминают персонажи картин Виктора Васнецова.

И все же, несмотря на эти недостатки, естественные для начинающего, эта книжка – бесспорная удача художника. Она привлекает нарядной обложкой, сияет чистыми красками, драгоценным серебром.

В ИОБДЮ есть уникальное издание этой сказки, выпущенное в 1901 году.

«Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Ил. И.Я. Билибин

Иллюстрации Билибина к пушкинской «Сказке о золотом петушке» – вершина книжной графики художника.

С 1904 г. художник начинает иллюстрировать сказки А.С. Пушкина. Билибин выбирает для них другой формат – альбомный, удлиненный по горизонтали. Многокрасочные иллюстрации соседствуют здесь с черно-белым орнаментальным убранством. Первой была «Сказка о царе Салтане», выпущенная в свет в 1905 году. За ней в 1907 году последовала «Сказка о золотом петушке». Работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» завершена не была. На обороте титульных листов художник помещает черно-белые композиции, фактически играющие роль фронтисписов. В «Сказке о золотом петушке» на обороте первой страницы обложки – черно-белый «кот ученый», а на последней – многокрасочный золотой петушок.

Билибин создал предельно компактную, лаконичную книгу. В ней всего четыре страничных рисунка, один разворот, заставка и концовка. Это тот минимум, который может составить ансамбль книги. Полностью отброшен ранее характерный для Билибина принцип передачи не столько действия, сколько определенного эмоционального состояния. Каждая иллюстрация строго соответствует конкретному сюжетному моменту. Даже если не знать сказки Пушкина, а только просмотреть иллюстрации Билибина. то ее сюжетная канва становится ясной. Такой подход свидетельствует о том, что художник очень точно понял специфику самой сказки. Пушкин в ней не столько описывает героев, сколько заставляет их действовать. Пружина действия разворачивается стремительно, проходя через ряд узловых моментов. Вот эти-то важнейшие моменты и изобразил Билибин в своих иллюстрациях.

«Сказка о золотом петушке»

Сказка о золотом петушке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка о золотом петушке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка о золотом петушке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка о золотом петушке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка о золотом петушке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка о золотом петушке. Ил. И.Я. Билибин

Сказка о золотом петушке. Ил. И.Я. Билибина

Сказка о золотом петушке. Ил. И.Я. Билибина

Сказка о золотом петушке. Ил. И.Я. Билибина

И сейчас издаются народные и пушкинские сказки с иллюстрациями Билибина. Так издательский центр «Терра» в 1992 году выпустил русские сказки, иллюстрированные Билибиным, в единой суперобложке, а издательство «Белый город» переиздало сказки в 2002 году.

Издаются сказки многотысячными тиражами, и снова, как и много лет назад, пользуются спросом у читателей. Ведь встреча с Билибиным – всегда радость.


Список изданий, иллюстрированных И.Я. Билибиным, в фонде ИОБДЮ:

  • Василиса Прекрасная : [рус. нар. сказка] / рис. И.Я. Билибина. – М. : Гознак, [1965 или 1966]. – 12 с. : ил. – (Сказки).
  • Марья Моревна : [рус. нар. сказка] / рис. И.А. Билибина. – М. : Гознак, 1967. – 12 л. : ил. – (Сказки).
  • Пушкин, А.С. Сказка о золотом петушке / А.С. Пушкин ; рис. И.Я. Билибина. – М. : Гознак, [1962 или 1963]. – 11 с. : ил.
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка ; Белая уточка : рус. нар. сказки / обраб. А. Нечаева ; рис. И.Я. Билибина. – М.-Л. : Детгиз, 1946. – 16 с. : ил. – (Школьная б-ка для нерусских школ).
  • Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке / рис. И.А. Билибина. – [СПб.?]. : Экспедиция заготовления Государственных бумаг, 1901. – 12 с. : ил. – (Сказки).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика