Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Издания М. Горького в фонде ИОБДЮ

В 2018 году отмечается 150 лет со дня рождения Максима Горького – знаменитого советского писателя, чье имя было увековечено в названиях городов, улиц, самолетов… и почти забыто в постсоветскую эпоху. Но, как бы ни относились к Горькому наши современники, в русской литературе он свое слово сказал.
   
В год полуторавекового юбилея писателя сотрудники Ивановской областной библиотеки для детей и юношества решили проанализировать имеющиеся в фонде ИОБДЮ издания М. Горького. В основном они представлены книгами советских лет, но некоторые из них являются прижизненными и представляют определенный интерес.

Имена всех писателей, ставших в конце XIX – начале XX вв. славой и гордостью человечества, трудно перечислить. 1890-е гг. и первая половина 1900-х гг. прошли в России под знаком Горького – с этим не станут спорить даже его ненавистники. Такой прижизненной славы не знали А. Пушкин и Л. Толстой, их читала не вся Россия, читательский слой был «тонок». Мало кем упоминаемая, а между тем едва ли не главная причина горьковской славы – рождение массового читателя: в то время литературой интересовались уже не только дворяне, разночинцы и интеллигенты, но и многомиллионные массы. Родился тот мыслящий пролетариат, о котором мечтал Д.И. Писарев. Слава Максима Горького совпала с появлением в России массовых и качественных газет. С 1860 по 1900 гг. число их выросло более чем вдвое. Стремительно развивалось книгоиздание. Массовому читателю требовался массовый писатель, им и оказался Максим Горький. Наверное, поэтому было выпущено так много изданий произведений писателя.
   
Имен крупнейших русских издателей второй половины XIX – начала XX веков не много: М.О. Вольф, А.Ф. Маркс, И.Д. Сытин, А.С. Суворов, А.Ф. Маркс.
   
Адольф Федорович Маркс придавал большое значение художественной стороне книгопечатного дела, в то же время его выбор авторов определялся литературными достоинствами произведения. За 10 лет, с 1894 по 1904 гг. (год смерти Адольфа Маркса), в виде приложений к журналу «Нива» вышли в свет полные собрания сочинений М.В. Ломоносова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, И.А. Гончарова и др.
   
А.Ф. Маркс приобрел права литературной собственности на сочинения многих писателей. Безуспешными оказались лишь попытки переговоров с Максимом Горьким. Из писем Алексея Максимовича А. П. Чехову мы узнаем, что в сентябре 1901 г. писатель закончил работу над пьесой «Мещане» и обдумывал новые драматургические замыслы. В свою очередь Антон Павлович высказывал мнение о «Мещанах» и о предложении А.Ф. Маркса издать полное собрание сочинений Горького. Но собрание сочинений было издано лишь в 1917 году. 
   
В 1907 году, после смерти А. Маркса, его вдова основала акционерное общество «А.Ф. Маркс. Товарищество издательского и печатного дела», перекупленное в дальнейшем И. Д. Сытиным. В 1917 г. товарищество «А.Ф. Маркс…» прекратило свое существование, но некоторое время книги с этой маркой стереотипно выпускали советские издательства – литературно-издательский отдел Наркомпроса и Госиздата. В фонде нашей библиотеки сохранилось несколько томов из этого Собрания сочинений. Хотя томами, в нашем понимании, их можно назвать условно: они изданы на плохой бумаге, имеют тонкий переплет, без иллюстраций. Но книги, перешагнувшие в таком виде столетний юбилей, конечно же, являются редкими.
   
С изданий А. Маркса начался подлинно массовый выпуск произведений классиков, ставших, благодаря невысокой цене, доступными широкому читателю. Процесс демократизации классики художественной литературы был впоследствии развит горьковским «Знанием» и И. Д. Сытиным.
   
Издательство «Знание» в форме «товарищества» было организовано в 1898 году в Петербурге. На тот момент в нем работали К.П. Пятницкий, В.А. Поссе, В.Д. и Д.Д. Протопоповы, О.Н. Попова, В.И. Чарнолусский и Г.А. Фальборк. 4 сентября 1900 года равноправным участником товарищества стал Горький.
   
«Знание» специализировалось на научно-популярной литературе. Алексей Максимович предложил дополнить спектр издаваемых произведений книгами по философии, экономике и социологии, а также выпускать «Дешевую серию» для народа на манер «книг-копеек» И.Д. Сытина. Горьковское предложение не прошло. Однако настоящий конфликт начался, когда Горький захотел издавать произведения новых писателей-реалистов. Это было не по профилю издательства и слишком рискованно. Конфликт привел к тому, что в январе 1901 года Алексей Максимович хотел покинуть товарищество. Но в итоге его покинули все остальные члены, остались только Горький и Пятницкий. Фактически первый из них стал главой издательства, а второй взял на себя техническую работу. Уже к 1903 году отдельными изданиями, с невиданными для того времени тиражами, выходят сочинения И. Бунина, М. Горького, Л. Андреева, А. Куприна, А. Серафимовича, С. Гусева-Оренбургского, С. Скитальца, Н. Телешова, Е. Чирикова.
   
 В фонде нашей библиотеки хранится книга, изданная товариществом «Знание». Это – пьеса М. Горького «На дне». Книга, к сожалению, сильно потрепана, корешок мягкой обложки порван, но на ее обороте мы находим репертуар изданий «Дешевой серии» с указанием их стоимости. 
   
Художественные произведения Максима Горького выходили отдельными изданиями или объединялись в собрания и при жизни писателя, и после его смерти. Согласно заключенному в 1922 году Торгпредством РСФСР в Германии и Максимом Горьким договору сроком действия до 1927 года, писатель не имел права «ни сам, ни через других лиц издавать свои сочинения на русском языке как в России, так и за границей, кроме как в Госиздате и через Торгпредство. Ежемесячный гонорар, выплачиваемый Горькому из РСФСР за издания его собрания сочинений и других книг, составлял 100 тыс. германских марок. Финансовыми делами Алексея Максимовича в Госиздате вместе с М. Ф. Андреевой занимался будущий секретарь писателя П. П. Крючков.
   
Многотомники Максима Горького, выпущенные товариществом «Знание», издательствами «Жизнь и знание» и «Книга» в 1923-1927 гг. в Берлине, являются самыми известными. Затем более полные издания сочинений писателя выпускались советскими государственными издательствами последовательно в 1928-1930 гг., 1933-1934 гг., 1939-1940 гг.
   
На протяжении своего творческого пути М. Горький не раз возвращался к редактированию собственных произведений, преимущественно при подготовке их для повторных изданий и для включения в собрания сочинений. Первое основательное редактирование Алексеем Максимовичем всего, с его точки зрения, пригодного для переиздания, было осуществлено в 1898-1899 гг., когда автор готовил тексты очерков и рассказов у С. Дороватовского и А. Чарушникова. Повторно к своим произведениям Горький вернулся уже в 1901-1902 годах, когда готовил их для многотомного издания в товарищество «Знание». В третий раз некоторые из них писатель правил в 1913 году для издания сочинений в издательстве «Жизнь и знание». Наконец, новой, фронтальной правке Горький подверг свои произведения в 1922 году, когда готовилось последнее авторизованное издание – Собрание сочинений в 21 томе (Berlin : Kniga, 1923-1928).
   
26 декабря 1921 года Алексей Максимович попросил П. Крючкова прислать ему для работы тексты в ранее вышедших изданиях: «Нужно взять <...> только издание "Знания" – кажется – семь томов? – а все остальное возьмите в издании Ладыжникова, это – полнее. Нужно также достать у Гржебина "Избранные рассказы" в стокгольмском издании Бонье. Хорошо? Я бы сейчас же занялся – между прочим – редакцией этих книг. У современников Гржебина же должны быть уже редактированные мною два тома "Матвея Кожемякина" – тоже взять» (из архива М. Горького). Приступив к работе, Максим Горький писал тому же адресату 18 марта 1922 года: «Работаю как бешеный. Тщательнейше редактирую свои книги, уже сделал 10 томов. Хорошее издание будет». И тогда же – М.Ф. Андреевой: «Всю редакционную работу я кончил, можно печатать 10 томов, но – нет некоторых книг...» Последнее замечание, вероятно, относилось к пьесам и очеркам «Мои интервью» и «В Америке», которых и на этот раз не коснулось редакторское перо автора. В первом томе специально отмечено: «Настоящее издание просмотрено автором. Почти все рассказы редактированы, исправлен язык. Некоторые значительно сокращены. М. Горький».
   
На последующих изданиях собраний сочинений Максима Горького мы находим пометку, что «печатается по тексту берлинского издания». Примером может служить собрание сочинений писателя, выпущенное в 1928-1930 годы Государственным издательством. В предисловии читаем: «Сочинения М. Горького печатаются по тексту проредактированного автором берлинского издания 1923 года с исправлениями по рукописям и предшествующим публикациям». Непосредственного участия в подготовке и выпуске этих изданий автор не принимал. Тем не менее, сверить с ним публикуемые тексты было необходимо: редактор изданий И.Л. Груздев консультировался с автором. В фонде ИОБДЮ это собрание сочинений представлено почти полностью. 


    
Следующим собранием сочинений Горького, сохранившимся в фонде библиотеки в полном объеме, являются сочинения в тридцати томах, вышедшие в «Гослитиздате» в 1949-1952 гг. Настоящее издание намного превосходит по объему предыдущие собрания сочинений М. Горького. В нем было собрано около 150 произведений (свыше 100 авторских листов), опубликованных в газетах, журналах, сборниках, но никогда ранее не входивших в собрания сочинений. В первых двадцати двух томах представлены романы, повести, рассказы, очерки, пьесы, сценарии, стихотворения, воспоминания, литературные портреты Максима Горького. Художественные произведения автора расположены в хронологическом порядке по времени их написания или, если дата написания не установлена, по времени их опубликования. Драматические произведения выделены в особые тома. Рассказы, объединенные самим Горьким в циклы, напечатаны именно в виде циклов: «Русские сказки», «Сказки об Италии», сборник «По Руси» и другие. Публицистические и литературно-критические статьи М. Горького, опубликованные в свое время в различных газетах, журналах, сборниках, в предыдущие собрания сочинений писателя не входили. Пять томов настоящего издания включают статьи, фельетоны, рецензии, а также речи и доклады Горького. В последних трех томах Собрания впервые были объединены избранные письма Алексея Максимовича.


   
Полное собрание сочинений М. Горького, вышедшее в издательстве «Наука» в 1974-1979 гг., по своему типу напоминает академическое. Важная задача этого издания – дать читателям научно выверенный текст произведений писателя. Оно состоит из трех серий: художественные произведения, литературно-критические и публицистические статьи, письма.
   
В первую серию входят романы, повести, пьесы, рассказы, художественные очерки, литературные портреты, наброски, стихотворения, опубликованные самим автором и включавшиеся им в собрания сочинений или сборники. В издании представлены также следующие группы произведений: опубликованные самим автором, но не включавшиеся им в собрания сочинений; впервые увидевшие свет после смерти автора; хранившиеся в архивных фондах писателя. По сравнению с наиболее полным сводом творчества М. Горького (собранием сочинений в тридцати томах, выпущенным Институтом мировой литературы им. А.М. Горького и Государственным издательством художественной литературы в 1949-1955 годах), в настоящее издание дополнительно было включено свыше ста художественных произведений писателя. Многие из них были опубликованы в газетах, журналах, альманахах, но никогда не входили в собрания сочинений. Тексты произведений дополнены восемью томами вариантов к ним, имеющими особую нумерацию и предназначенными для литературоведов-специалистов. Существующие собрания сочинений Максима Горького, а также сборники его произведений содержали целый ряд опечаток и других искажений текста, подчас переходивших из более ранних изданий в более поздние. Для настоящего издания тексты произведений Горького были заново сверены с рукописями, авторскими корректурами, с различными изданиями, которые готовились к печати при личном участии писателя. В конце каждого тома даются краткие примечания справочного характера.
   
Особый интерес представляют книги Максима Горького, не являющиеся прижизненными изданиями, но выпущенные издательством «Детгиз» и проиллюстрированные художниками разных поколений.
   
Иллюстрирование произведений писателя начинается на рубеже XX века, вскоре после опубликования его очерков и рассказов, имевших большой успех. М. Горький принимал живое участие в подготовке первых иллюстраций к его ранним рассказам: встречался с художниками, рекомендованными И. Репиным, участвовал в просмотре их работ и критиковал представленные рисунки с большой строгостью.
   
Наиболее полно иллюстрировались крупные эпические произведения Алексея Максимовича, привлекшие внимание ряда мастеров советского графического искусства.


   
Первый роман писателя «Фома Гордеев» получил широкое отражение в книжной графике. Над его иллюстрированием работали Б.М. Кустодиев, В.М. Конашевич и другие. Позднее, в 1940-х – 1950-х годах над художественным оформлением произведения работали Кукрыниксы, К.И. Рудаков и В.А. Серов.
   
В фонде Ивановской областной библиотеки для детей и юношества роман «Фома Гордеев» представлен изданием, выпущенным «Государственным издательством детской лите-ратуры» в 1950 году с иллюстрациями Кукрыниксов.
   
Кукрыниксы – псевдоним трех художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича, Соколова Николая Александровича, составленный из начальных букв их фамилий. Народные художники СССР, мастера политической сатиры, авторы иллюстраций к произведениям русских и зарубежных писателей.
   
Первая встреча Горького с Кукрыниксами состоялась в 1928 году, тогда Алексей Максимович подробно расспрашивал художников об их творческом методе. По предложению Горького была организована большая экспозиция работ Кукрыниксов, и он написал предисловие к каталогу этой выставки. Кукрыниксы занимались иллюстрированием художественной литературы с самого начала создания единого коллектива и на протяжении всей своей творческой деятельности. После встречи с Горьким художники решили иллюстрировать «Жизнь Клима Самгина» (1932-1933), затем роман «Фома Гордеев».
   
С 1949 по 1950 годы Кукрыниксы создали большую, обладающую значительными достоинствами серию иллюстраций к роману М. Горького «Мать». В своих работах художники стремились с максимальной простотой и правдивостью передать драматизм конфликта между противостоящими социальными силами, показать облик героев-революционеров. Удались образы Павла Власова, Михаила Рыбина; фронтиспис, изображающий главную героиню, Ниловну; блестящая композиция, посвященная сцене суда. Иллюстрации Кукрыниксов неотделимы от текстов книги, они подчеркивают смысловые акценты автора. Средствами графики художники воссоздали литературные образы, им принадлежит и художественное оформление книги в целом: обложка, заставки, концовки, выбор шрифта.


   
Автобиографическая трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» также предоставляла большие возможности для творчества художников. Список иллюстраторов повестей трилогии, как и некоторых других произведений писателя, открывает имя Б.М. Кустодиева. Вслед за ним приступил к иллюстрированию произведений Максима Горького А.А. Пластов. Постоянными иллюстраторами трилогии стали Е.Д. Белуха, Б.А. Дехтерев, А.Н. Варнавицкая, А.А. Харшак.
   
В фонде ИОБДЮ повесть «Детство» с иллюстрациями Б.А. Дехтерева представлена разными изданиями. Самой ценной является книга 1937 года, выпущенная издательством «Academia». Художник выполнил двенадцать страничных рисунков.
   


Борис Александрович Дехтерев – советский график, художник, иллюстратор. Народный художник РСФСР. С 1945 года работал главным художником в издательстве «Детская литература».

Б.А. Дехтерев не раз иллюстрировал произведения Горького. Его рисунки к рассказу «Хозяин», опубликованные в 1933 году, поразили Алексея Максимовича точностью передачи образа булочника Семенова и заслужили высокую оценку писателя. Это имело решающее значение для дальнейшего творческого пути художника. Двенадцать лет (с 1934 по 1946 гг.) он работал над иллюстрациями к повестям «Детство», «В людях».


Серия иллюстраций к «Детству» («Детская литература», 1969), включающая помимо страничных зарисовок многочисленные мелкие композиции – заставки, концовки, инициальные рисунки, – представляет собой единое целое, исполненное с большим изяществом. Многолетний труд художника Б.А. Дехтерева был удостоен Государственной премии.
   
Роман М. Горькова «Дело Артамоновых» нашел достойное отражение в творчестве художников. Среди его иллюстраторов – Б.М. Кустодиев, А.И. Кравченко, С.В. Герасимов. Широкой известностью пользуется серия графических работ к роману, созданная Д.А. Шмариновым в 1938 и 1951 гг.


Дементий Алексеевич Шмаринов – график, живописец, народный художник СССР. Иллюстратор произведений классиков русской и зарубежной литературы, автор станковых рисунков и живописных произведений на исторические темы.
   
Издание романа «Дело Артамоновых» в оформлении Д.А. Шмаринова хранится и в фонде нашей библиотеки.
   
Дементий Алексеевич стремился к точному соответствию иллюстраций тексту романа, тогда как рисунки, например, С. Герасимова зачастую являлись свободными вариациями на горьковские темы. Вдумчиво и внимательно следовал художник за писателем, умело прослеживал в своих работах жизнь трех поколений семьи Артамоновых, их недолгое процветание и бесславную гибель. Особенно выразительны у Шмаринова портретные образы самого зачинателя «дела» – Ильи Артамонова и трех его сыновей. Работая над серией рисунков к роману «Дело Артамоновых», иллюстратор, помимо раскрытия острого социального замысла произведения, добивался в формальном отношении цельности пластической формы.
   
В период работы над иллюстрациями к роману Горького Д. Шмаринов побывал в Италии. Он разработал свой, сугубо индивидуальный метод, согласно которому работа художника делится на несколько этапов, неразрывно связанных между собой в едином творческом процессе. После того, как многократно прочитано и проработано литературное произведение и составлен четкий сценарный план будущего цикла иллюстраций, художник приступает к непосредственному созданию самих рисунков. На бумаге в величину будущего оригинала он рисует углем первоначальный эскиз, в котором добивается общего композиционно-пластического и декоративного решения будущей иллюстрации, намечает внешние признаки литературного героя. Обычно работе над эскизом предшествует подготовка типажа, исходящая из указаний писателя и в большей мере из собственных представлений. Найдя общее композиционное решение иллюстрации и примерно наметив главные пластические черты образа героя, художник переходит ко второму этапу работы. Он по натуре проверяет образ, начинающий складываться в его представлении. На этой стадии работы окончательно отыскивается нужный типаж, и ведется тщательная выверка замысла по натуре. Помимо внешней физической характерности, по натуре прорабатывается движение. Художник, подобно режиссеру, выявляет в движении искомое психологическое состояние персонажа. Часто мастер сам принимает нужную позу, стараясь понять механику движения «изнутри». Зачастую пользуется соответствующим гардеробом. Третий этап является сердцевиной метода, объединяющей творческий замысел художника с тщательной и обогащающей проработкой натуры. На тонкую просвечивающую бумагу переводится первоначальный эскиз, в который вводится все увиденное в жизни, добытое у натуры, уточняются композиция, перспектива, усложняется пластическая проработка деталей. Так подготовляется «картон» (калька), который и представляет уже основу будущего оригинала. Последний этап работы заключается в том, что «картон» передавливается на бумагу, и эти контурные линии прорабатываются черной акварелью или темперой с введением иногда угля. В оригинале суммируется все наиболее ценное, отобранное на предыдущих стадиях работы. Особое значение на этом этапе приобретает живописно-тональное решение рисунка. Анализируя эту сторону своего творчества, Д.А. Шмаринов пишет: «Литературное произведение – это отправной момент; посещение мест, где вы создаете иллюзию чего-то бывшего здесь, сопутствует воображению (так как без воображения нет искусства). Но, помимо этого, существует жизнь, которая гораздо богаче воображения и может дать ответ на все. Поэтому поиски живых людей, могущих послужить основой для литературных героев, – это очень важный этап работы художника-иллюстратора. Однако прототипы можно найти, можно их срисовать, но это еще не будет иллюстрацией. Создание произведения искусства значительно сложнее. Иногда бываешь, как подарку, рад, когда природа дает что-то почти в готовом виде, но какое-то творческое преображение всегда нужно, потому иначе у вас будут «торчать углы», разрывающие ткань художественного образа».
   
К литературному наследию Максима Горького обращалось огромное количество художников. Для некоторых мастеров советской графики иллюстрирование его произведений стало основной областью творчества. 
    
Итак, мы рассмотрели наиболее значимые издания произведений М. Горького. Кроме книг, в фонде ИОБДЮ сохранился журнал «Огонек» с номером 13 за 1968 год, выпущенный к столетию со дня рождения Максима Горького. На первой странице обложки фотография писателя, сделанная Ольгой Игнатович в 1934 году. Почти весь номер журнала посвящен юбиляру, среди публикаций – стихи, обращенные к М. Горькому, статьи, раскрывающие его жизненный и творческий путь, рассказывающие о постановках пьес писателя на театральных сценах. На цветных вкладках журнала размещены портреты М. Горького, созданные И. Бродским, П. Кориным, Б. Григорьевым.
   
Через всю жизнь Горького прошли фотографии и люди, связанные с фотоискусством. Большая часть фотографий Алексея Максимовича хранится в фондах Русского музея фотографии. В фонд ИОБДЮ поступили несколько уникальных снимков писателя. Эти фотографии были сделаны при жизни М. Горького разными авторами, и, по-видимому, в 1938 году, к 70-летию писателя, рассылались подборкой в редакции местных газет Агентством «Фотохроника ТАСС» для опубликования. Снимки восьмидесятилетней давности, а особенно этикетаж (подписи) к ним, характерный для сталинского времени, ярко отражают общую идеологическую атмосферу той сложной и неоднозначной эпохи.


   
Фотохроника ТАСС, Фотохроника, Агентство Фото ИТАР-ТАСС, теперь снова действующая под брендом ТАСС, – старейшее в России и странах СНГ агентство фотоинформации, существующее с 1926 года. В настоящее время носит название «Агентство Фото ИТАР-ТАСС» и является подразделением информационного агентства «ИТАР-ТАСС» на правах главной редакции фотоинформации. Наибольшую известность агентство получило, как «Фотохроника ТАСС», поскольку носило это название несколько десятилетий. В повседневной речи было распространено название «Фотохроника», обозначая одно из крупнейших агентств, создающих фотолетопись внутренней жизни СССР для употребления в отечественных изданиях. «Фотохроника ТАСС» была крупнейшим поставщиком новостной фотоинформации для советских печатных изданий и обладала разветвленной сетью корреспондентских пунктов. 
   
Отметим, что сотрудники ИОБДЮ проанализировали далеко не все книги М. Горького, имеющиеся в фондах библиотеки. Особое внимание было уделено наиболее ценным и значимым изданиям, а также интересным дополнительным материалам. Внимательно их изучив, разыскав дополнительную информацию в печатных и электронных источниках, библиотекари еще раз убедились в том, что Максим Горький – одна из самых ярких, значительных личностей русской истории и литературы конца XIX – начала ХХ столетий.


    
   Список литературы
   
    Издания М. Горького в фонде ИОБДЮ
   

  1. Горький, М. Дело Артамоновых / Максим Горький ; ил. Д. Шмаринов. – М.-Л. : Детгиз, 1953. – 327 с. : ил. –( Школьная библиотека).
  2. Горький,  М. Детство / Максим Горький ; ил. Б. А. Дехтерев. – М.-Л. : ACADEMIA, 1937. – 168 с. : ил.
       
  3. Горький, М. Детство / Максим Горький ; ил. Б. А. Дехтерев. – М. : Детгиз, 1954. – 224 с. : ил. – (Школьная библиотека. Для семилетней школы).
  4. Горький,  М. Детство / Максим Горький ; ил. Б. А. Дехтерев. – М. : Детская литература, 1969. – 286 с. : ил. 
  5. Горький, М. Избранные произведения / Максим Горький. – М.-Л. : Детгиз, 1951. – 494 с.
  6. Горький, М. Полное собрание сочинений / Максим Горький. – Петроград : Издание товарищества А. Ф. Маркса, 1917. – т. I, кн. I ; т. II, кн. II, IV-V, VII-ХIII. 
  7. Горький, М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения в 25-ти томах / Максим Горький. – М. : Наука, 1968-1975.
  8. Горький, М. Собрание сочинений / Максим Горький. – Т. I-VI, VIII, XI, XIII-XIV, XVII. – М.-Л. : Государственное издательство, 1927; Т. IX, XV-XVI. – Л. : Государственное  издательство, 1924; Т. X. – М.-П. : Государственное издательство, 1924. 
  9. Горький, М. Собрание сочинений в 18-ти томах / Максим Горький. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960-1963. – (Библиотека классиков русской литературы).
  10. Горький, М. Собрание сочинений в 8-ми томах / Максим Горький ;  сост. А. И. Овчаренко. – М. : Молодая гвардия, 1953-1954. – т. 1-4, 8.
  11. Горький, М. Собрание сочинений в 25-ти томах / Максим Горький ;  ред. и коммент. И. А. Груздева. – М.-Л. : Государственное издательство, 1929-1934.
  12. Горький, М. Собрание сочинений в 30-ти томах / Максим Горький. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1949-1956.
  13. Горький, М. Мать / Максим Горький ; ил. Кукрыниксы. – М.-  Л. : Детгиз, 1952. – 384 с. : ил.
  14. Горький, М. На дне / Максим Горький. – СПб. :  Издание товарищества «Знание», 1903. – 166 с.
  15. Переписка М. Горького в 2-х томах / Максим Горький. – М. : Художественная литература, 1986.
  16.  Горький, М. Фома Гордеев / Максим Горький ; ил. Кукры-никсы. –М.-Л. : Детгиз, 1950. – 354 с. – (Школьная библиотека).
       

Литература о жизни и творчестве М. Горького   

  1. Басинский П. В. Горький / П. В. Басинский. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 454 с. :  ил. – (Жизнь замечательных людей).
  2. Басинский, П. В. Страсти по Максиму. Горький : 9 дней после смерти / П. В. Басинский. – М. : АСТ :  Астрель, 2011. – 416 с. : ил. 
  3. Быков, Д. Горький. А был ли Горький? / Д. Л. Быков. – М. : Молодая гвардия, 2017. – 252 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).
  4. Быков, Д. Горький /Д. Л. Быков. – М. : Молодая гвардия, 2016. – 292 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).
  5. Быковцева, Л. И так каждый день… // Огонек. – 1968. –  № 13. – С. 26-27. 
  6. Вершинина, Н. Признано во всем мире // Огонек. – 1968. – № 13. – С. 22-26.
  7. Груздев, И. Горький / И. Груздев. – М. : Молодая гвардия, 1958 . – 367 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей). 
  8. Зильберштейн, И. Автографы Горького во Франции  // Огонек. – 1968. – № 13. – С. 8-11.
  9. Овчаренко, А. Наш Горький  // Огонек. – 1968. – № 13. – С. 1-4.  
  10. Романов, А. Живое, зримое слово // Огонек. – 1968. – № 13. –С. 18-19.
  11. Страницы жизни // Огонек. – 1968. – № 13. – С. 12-13.  
  12. Судрабкалн, Я. Он дорог всем народам  // Огонек. – 1968. – № 13. – С. 16.

Иллюстраторы произведений М. Горького

  1. А. М. Горький в изобразительном искусстве, 1868-1968 : описание изобразительных материалов Музея А. М. Горького / сост. Е. Герасимова, С. Головина и др. – М. : Наука, 1969. – 578 с.
  2. А. М. Горький в советском изобразительном искусстве. Живопись. Скульптура. Графика / сост. С. Головина, Н. Корицкая и др. – М. : Советский художник, 1960. – 133 с.    
  3. Ганкина, Э.  Художник в современной детской книге : очерки / Э. З. Ганкина. – М. : Советский художник, 1977. – 216 с. : ил.
  4. Годы становления : иллюстрации к произведениям Горького // Шмаринов, Д. Годы жизни и работы / Д. Шмаринов. – М. : Советский художник, 1989. – С. 66-68, 188.
  5. Иллюстрации к роману М. Горького «Дело Артамоновых» // Халаминский, Ю. Д. А. Шмаринов / Ю. А. Халаминский. – М. : Советский художник, 1959. – С. 142-165.
  6. Соколова, Н. И. Кукрыниксы / Н. И. Соколова. – М. : Изобразительное искусство, 1975. – 496 с.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика