|
Объектом рассмотрения рубрики «Издания» является конкретное издание книги, включая время выхода, полиграфические особенности (например, миниатюрные или юбилейные издания) и деятельность издательств например, Детгиз). В 2011 году нами были пристально оценены издания периода Великой Отечественной войны, хранящиеся в секторе книгохранения Молодежного центра ИОБДЮ. Результаты этого исследования были оцифрованы и публикуются на нашем сайте в сентябре 2012 года. «Детская литература» – это первое в мире издательство, специализирующееся на выпуске книг для детей. В 2013 году издательство отметило свой 80-летний юбилей, и к этому событию в читальном зале была оформлена большая книжно-иллюстративная выставка, и именно эта тема стала объектом исследования сектора книгохранения. В 2014 году объектом исследования стала литература для детей и подростков, выпущенная в "ИВГИЗе". Цель данного исследования – анализ сохранившейся в фонде Ивановской областной библиотеки для детей и юношества литературы, выпущенной Ивановским областным государственным издательством. Сотрудники сектора книгохранения и отдела "Краеведение" продолжат свою изыскательскую работу, ее результаты будут появляться в этой рубрике - следите за обновлениями. |
В мировой издательской продукции миниатюрные издания составляют незначительную часть. Однако в последние десятилетия они завоевывают все большую популярность. Издатели многих стран, оптимизируя размеры издания, расширяют их тематический репертуар, совершенствуют полиграфическое исполнение и художественное оформление. Миниатюрные книги появились еще до нашей эры и были известны в античные времена (в виде свитков и клинописных глиняных плиток размером 3х4, 4х4 см). Самое древнее из сохранившихся датированных миниатюрных изданий – бумажный свиток шириной 57 мм «Dharani», содержащий молитву. Он напечатан с деревянного клише китайскими иероглифами. Это издание было изготовлено в 770 году по приказу японской императрицы с целью распространения буддизма в Японии. Создавались рукописные миниатюрные книги и в Средние века. В Нью-Йорке, в музее Метрополитен, хранится «Часослов» (богослужебная настольная книга) королевы Жанны д`Эвре, изготовленный по заказу ее мужа, короля Франции Карла IV, парижскими мастерами в 1325-1328 годах. Книга форматом 60х90 мм имеет коричневый кожаный переплет с металлическими застежками со строгим, но красивым тиснением золотом на крышках и корешке, тройной золотой обрез. На 418-ти страницах представлено 25 цветных миниатюр, иллюминированных золотом. В Мадриде найден «Часослов Лоренцо Медичи» XVI века – знаменитый шедевр ренессансной миниатюры, авторами которого считаются отец и сын Боккардино и Стефано ди Томмазо Джованни. Книга размером 40х50мм в кожаном переплете с серебряным замком имеет многочисленные миниатюры, ее страницы украшены причудливыми орнаментами. Это издание стало свадебным подарком кардинала Джованни Медичи его племяннику, главе Флорентийской республики, Лоренцо Медичи.
|
Подробнее...
|
31 декабря 1921 года в Петрограде было зарегистрировано новое издательство Философского общества под названием «Academia». Философское общество, издавна существовавшее при Санкт-Петербургском университете, издавало свои научные труды, в частности переводы произведений классиков философской мысли, выполненные его членами. В 1921 году общество решило осуществить задуманное еще до революции издание полного собрания сочинений древнегреческого философа Платона в новых переводах с комментариями. С именем Платона связано и название организации, об этом рассказывал сам директор издательства: «Долго организаторы не могли придумать имени своему детищу. Потом я решил, поскольку первым его изданием является Платон, дать издательству имя его школы. А чтобы это имя не звучало слишком выспренне, «Академия», решили писать его латинскими буквами «Academia». Мы считали название не очень удачным, но оно было принято в читательских кругах хорошо и привилось». Маркой издательства стала работа Г.П. Любарского (1885-1942), которая впервые появилась на издании «Творений Платона» в 1922 году. Известно четыре варианта марки издательства. Был организован книжный магазин с целью реализации книжных запасов, накопившихся за время существования общества. Он открылся в октябре 1921 году по адресу: Литейный проспект, дом 40. Члены философского общества принимали непосредственное участие в его работе. Магазин стал своеобразным интеллектуальным клубом, который пользовался большим успехом в среде научной и творческой интеллигенции. Частыми посетителями магазина были историк А.Е. Кудрявцев, литературоведы В.А. Десницкий и В.Н. Перетц, библиотековед О.Э. Вольценбург, поэт М.А. Кузмин. Вскоре произошло объединение Философского общества с другими научными обществами при университете – Филологическим, Математическим, Историческим. На этом этапе и в дальнейшем всю организаторскую работу по налаживанию деятельности издательства «Academia» принял на себя А.А. Кроленко, талантливый книгоиздатель и редактор. |
Подробнее...
|
От составителя Особым разделом в процессе изучения фонда редких книг Ивановской областной библиотеки для детей и юношества всегда являлась тема творчества художников-иллюстраторов и оформителей книг. Их творчество непосредственно и тесно связано с общей историей книги. Исследовать эту тему во всей ее полноте невозможно, обходя стороной такие аспекты, как оформление книг и книжные иллюстрации. Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст. Собственно, как область искусства, иллюстрация – это изобразительное истолкование литературного или научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть непосредственно участвующие в процессе чтения. Поэтому, изучая любой книжный фонд, невозможно обойти вниманием творчество иллюстраторов. Более того, в процессе исследования материалов фонда ИОБДЮ у данной темы обозначился интересный краеведческий аспект. Яркой страницей в истории книжного оформления и искусства иллюстрации является творчество художников Палеха – прославленного художественного центра России, гордости Ивановской области. Таким образом, в общем контексте изучения книжного фонда библиотеки вполне обоснованно была выделена тема книжного творчества художников-палешан. Представленный в настоящем издании материал вполне может лечь в основу книжно-иллюстративных выставок или бесед на тему искусства Палеха, организованных в библиотеках Ивановской области.
|
Подробнее...
|
В годы Великой Отечественной войны Центральная городская детская библиотека (именно так называлась наша библиотека в тот период) делала все, чтобы книга активно участвовала во всенародной борьбе с фашистскими захватчиками. Любая война - всегда трагедия для народа. А еще война - это экстремальные условия существования для многих людей, учреждений, предприятий, и для библиотек в том числе. Уже в октябре 1941 года вышел приказ Наркомата просвещения РСФСР «О работе массовых библиотек в военное время», который обязывал библиотеки всемерно использовать книжные фонды для выполнения задач военного времени, систематически информировать читателей о военных действиях, боевых подвигах бойцов и командиров, героизме тружеников тыла.
| Коллектив детской библиотеки в 1939 году |
Книжный фонд библиотеки в этот период пополнялся очень слабо - все внутренние ресурсы страны были перераспределены в пользу обеспечения фронта. Материальная база советского книгоиздания резко сократилась. Часть центральных издательств и оборудования полиграфических предприятий была эвакуирована, однако оставшиеся продолжали функционировать и выпускать печатную продукцию. Книги издавались ценой неимоверных усилий, даже в осажденном Ленинграде. Не прекращало работу и Ивановское областное издательство ОГИЗ. Необходимость строго экономить бумагу заставила областные органы временно приостановить издание молодежной газеты «Ленинец», сократить периодичность выхода газеты «Рабочий край». Но так как книжных изданий выходило очень мало, ивановским писателям все чаще приходилось выступать на страницах печати. В целом, потребности фронта и тыла в печатной продукции удовлетворялись. Это достигалось тем, что издательские планы освобождались от неактуальной в условиях войны тематики, второстепенных типов и видов изданий. Сыграло свою роль и резкое сокращение объема книг, что дало возможность при одинаковых затратах труда, бумаги, денежных средств и загрузке производственных мощностей выпускать больше продукции. Кроме того, книги малого объема и небольшого формата более соответствовали условиям военного времени и быстрее находили своего читателя. Суровые обстоятельства сказались и на оформлении изданий военных лет. Поспешность, с какой книги выпускались тогда в свет (нередко книгу готовили и печатали за несколько дней!), приводила к неизбежному снижению качества полиграфического исполнения и художественного оформления: уменьшился формат изданий; переплеты часто заменялись серой невыразительной обложкой; редкими стали иллюстрации; бумага была низкокачественной; меньше использовалась глубокая и офсетная печать. Эти изменения коснулись и литературы для детей и юношества. Зато выпуск ее не прекращался! Всего в разных издательствах было выпущено 60 млн. детских книг, в том числе, - 25 млн. (509 названий) - в Детгизе. |
Подробнее...
|
В сентябре 2013 года исполнилось 80 лет известнейшему российскому издательству «Детская литература». Предваряя этот юбилей, в Неделю детской и юношеской книги в Молодежном центре ИОБДЮ была оформлена развернутая книжная выставка «ДетЛит на фоне юбилея».
При подготовке выставки сотрудниками сектора книгохранения была проведена исследовательская работа, итоги которой предлагаем вашему вниманию. |
Подробнее...
|
Цель данного исследования – анализ сохранившейся в фонде Ивановской областной библиотеки для детей и юношества литературы, выпущенной Ивановским областным государственным издательством. Предметом исследования является литература для детей и подростков. Деятельность «ИвГИЗа» – не просто одна из значимых страниц истории Ивановского края. Для нас, сотрудников ИОБДЮ, работа Ивановского областного книжного издательства представляет особый интерес, так как долгое время это учреждение располагалось в здании, где ныне разместилась наша библиотека, по современному адресу: город Иваново, улица Крутицкая, дом № 9. Таким образом, история «ИвГИЗа» в определенной мере является частью истории здания ИОБДЮ. В нашем крае отделение «ОГИЗа» – «ИвГИЗ» – пришло на смену существовавшему в 1922-1929 годах (период НЭПа – новой экономической политики) издательству «Основа» – крупному паевому товариществу, объединявшему крупнейшие государственные и кооперативные издательские учреждения, которые работали в Иваново-Вознесенской губернии. В результате свертывания НЭПа «Основа» была ликвидирована с передачей функций типографии «Красный Октябрь». На смену издательству, которое стало главным в силу успешной внутренней конкуренции, пришла государственная монополия. Оперативная работа Ивановского отделения Государственного издательства началась с 1 августа 1929 года: от издательства «Основа» принимались книжные фонды, ноты, канцелярские товары. Постепенно налаживалась сеть книжных магазинов в регионе. К 1 января 1930 года торговая сеть формирующегося издательства насчитывала два магазина в Иванове, три – в Кинешемском и пять – в Шуйском районах, а также – две торговых точки в Александровском районе. Кроме того, «ИвГИЗ «открыл библиотечный коллектор, склад и магазин канцтоваров в областном центре. Несмотря на то, что уже была сформирована Ивановская промышленная область (ИПО), на первых порах новой организации пришлось ограничиться основной издательской деятельностью в пределах бывшей Иваново-Вознесенской губернии. Издательство «ИвГИЗ» по причине малого штата сотрудников даже не стремилось руководить текущей работой окружных отделений – Ярославского, Владимирского, Рыбинского и Костромского, хотя оно находилось в административном центре ИПО, а перечисленные города вошли в эту новую область. Работа по организации собственно издательского сектора «ИвГИЗа» началась в мае 1930 года. В первом квартале этого года издательство начало работать и с художественной продукцией. К августу 1930 года была налажена работа библиотечного коллектора «ИвГИЗа», который сумел охватить двести библиотек ИПО: сто семь профсоюзных, шестьдесят пять политпросветительных и семнадцать детских. В последующие годы издательство постепенно вышло на стабильный, достаточно высокий уровень работы. Издательство «ИвГИЗ» просуществовало до начала 1960-х годов. В 1964 году на базе ликвидированных областных Ивановского, Ярославского, Костромского и Владимирского книжных издательств было создано Верхне-Волжское книжное издательство. Центр его располагался в городе Ярославле, а отделения – во Владимире, Иванове и Костроме. Таким образом, в ходе настоящего исследования нас будут интересовать книги, выпущенные с 1930 по 1963 год в «ИвГИЗе». |
Подробнее...
|
В фонде Ивановской областной библиотеки для детей и юношества произведения Александра Сергеевича Пушкина представлены, в основном, изданиями советских лет. Но и среди этих изданий некоторые имеют определенный интерес. Примером может служить Полное собрание сочинений А.С. Пушкина в 6 томах, изданное в 1936 г. к столетию со дня смерти поэта Государственным издательством художественной литературы. При подготовке второго академического издания Александра Сергеевича Пушкина была создана Пушкинская комиссия. Результатом её огромной работы стало осуществленное в качестве приложения к журналу «Красная нива» Полное собрание сочинений А.С. Пушкина – 5 томов, 11 выпусков, с особым справочным томом «Путеводитель по Пушкину» – так называемое «Краснонивское издание», отпечатанное потом еще несколько раз в качестве шеститомника «ГИХЛ». |
Подробнее...
|
Но задул сорок первого ветер – Вот и стали мы взрослые вдруг... А. Галич В канун праздника Великой Победы в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества пройдет множество мероприятий, посвященных этому событию. Сотрудники библиотеки будут много говорить с читателями о войне, о том, что она делает с человеком. О том, как люди переживают опыт войны. А еще о том, каким был ребенок – непосредственный участник войны, оказавшийся на линии огня и нередко стоявший насмерть. Каков его внутренний мир, какие побуждения им двигали, где источник его силы. Что чувствовал по отношению к нему его взрослый современник – солдат, отец, писатель, для которого другая жизнь детей стала душевным потрясением и творческим открытием. Тема «детства» как предмет художественного исследования, поставленная рядом с «войной», известна из классической литературы. Война и детскость на страницах книг Л.Н. Толстого антиподы: детство – лучшее, что скрыто в каждом человеке, война – самое мерзкое, что творят люди. Лев Николаевич первым в русской литературе представил войну правдиво, «в крови, страданиях, в смерти». Вновь обратиться к теме «дети и война» русских писателей заставил опыт Гражданской войны. Герои книг М. Шолохова, а затем и А. Гайдара живут, готовясь к сражениям, в уверенности, что война их не минует. Сам Аркадий Гайдар не готовил юных читателей к участию в боевых действиях, не учил ненавидеть тех, с кем придется сражаться. Он воспитывал дисциплину, ответственность, смелость, благородство. Книг о детстве во время Великой Отечественной войны немало: документальных и художественных, изданных в военные, послевоенные годы и в наши дни. Взятые вместе, они отражают многообразие судеб детей во время войны: не только непосредственное участие их в суровой битве, как это показано в «Иване» В. Богомолова или в «Дальнем походе» В. Саксонова, в книгах А. Адамовича о белорусских партизанах, но и жизнь в тылу, далеко от войны. Какой разной и вместе с тем похожей была она в грузинской, марийской, русской деревнях: это книги «Я вижу солнце» Н. Думбадзе, «Идет мальчишка по дороге» В. Любимова, «Короткое детство» В. Курочкина. Или в Москве, в ремесленном – «На войне я не был в сорок первом» Л. Софронова, в блокадном Ленинграде, в далеком Ташкенте, куда эвакуировался мальчишка из Ленинграда в рассказе В. Конецкого «Петька, Джек и мальчишки», и в Баку, где живет герой повести В. Голявкина «Мой добрый папа». Действие может происходить рядом с фронтом, как в повести В. Козлова «Юрка Гусь», в деревне или в городе, из которых только что выбили врага – рассказ Р. Погодина «Кони», или, наоборот, в городе, в который вот-вот войдут немцы – повесть Б. Окуджавы «Фронт приходит к нам». Прослежена в этих книгах и судьба детей, которым выпали, может быть, самые трудные испытания – жизнь в оккупации: «Бабий Яр» А. Кузнецова, в гетто – повесть Н. П. Тычкова «Маленькие пленники Бухенвальда». Со страниц всех этих книг встает война во множестве своих обличий. Все эти произведения, такие непохожие, рассказывают об одном: о созревании детской личности, о том, как она выстояла и научилась бороться. Закономерно, что большинство из этих произведений написано для детей. Хотя бы потому, что в детском возрасте, как давно известно, особенно тянет «прикинуть на себя» жизненный опыт сверстника. А через него легче совершается постижение истории, усвоение ее опыта, который – радостен он или тяжел – обязательно должен быть усвоен. Из тем, перечисленных ранее, мы попытаемся осветить одну: участие детей в боевых действиях, поэтому обзор так и называется «Маленький солдат». В рассказе будут использованы прижизненные издания книг различных авторов, что позволяет отнести их к фонду редкой детской книги. |
Подробнее...
|
|
|
|
Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024 |
|