Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Маленький солдат»

Но задул сорок первого ветер –
Вот и стали мы взрослые вдруг...
А. Галич

В канун праздника Великой Победы в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества пройдет множество мероприятий, посвященных этому событию. Сотрудники библиотеки будут много говорить с читателями о войне, о том, что она делает с человеком. О том, как люди переживают опыт войны. А еще о том, каким был ребенок – непосредственный участник войны, оказавшийся на линии огня и нередко стоявший насмерть. Каков его внутренний мир, какие побуждения им двигали, где источник его силы. Что чувствовал по отношению к нему его взрослый современник – солдат, отец, писатель, для которого другая жизнь детей стала душевным потрясением и творческим открытием.

Тема «детства» как предмет художественного исследования, поставленная рядом с «войной», известна из классической литературы. Война и детскость на страницах книг Л.Н. Толстого антиподы: детство – лучшее, что скрыто в каждом человеке, война – самое мерзкое, что творят люди. Лев Николаевич первым в русской литературе представил войну правдиво, «в крови, страданиях, в смерти».

Вновь обратиться к теме «дети и война» русских писателей заставил опыт Гражданской войны. Герои книг М. Шолохова, а затем и А. Гайдара живут, готовясь к сражениям, в уверенности, что война их не минует. Сам Аркадий Гайдар не готовил юных читателей к участию в боевых действиях, не учил ненавидеть тех, с кем придется сражаться. Он воспитывал дисциплину, ответственность, смелость, благородство.

Книг о детстве во время Великой Отечественной войны немало: документальных и художественных, изданных в военные, послевоенные годы и в наши дни. Взятые вместе, они отражают многообразие судеб детей во время войны: не только непосредственное участие их в суровой битве, как это показано в «Иване» В. Богомолова или в «Дальнем походе» В. Саксонова, в книгах А. Адамовича о белорусских партизанах, но и жизнь в тылу, далеко от войны. Какой разной и вместе с тем похожей была она в грузинской, марийской, русской деревнях: это книги «Я вижу солнце» Н. Думбадзе, «Идет мальчишка по дороге» В. Любимова, «Короткое детство» В. Курочкина. Или в Москве, в ремесленном – «На войне я не был в сорок первом» Л. Софронова, в блокадном Ленинграде, в далеком Ташкенте, куда эвакуировался мальчишка из Ленинграда в рассказе В. Конецкого «Петька, Джек и мальчишки», и в Баку, где живет герой повести В. Голявкина «Мой добрый папа». Действие может происходить рядом с фронтом, как в повести В. Козлова «Юрка Гусь», в деревне или в городе, из которых только что выбили врага – рассказ Р. Погодина «Кони», или, наоборот, в городе, в который вот-вот войдут немцы – повесть Б. Окуджавы «Фронт приходит к нам». Прослежена в этих книгах и судьба детей, которым выпали, может быть, самые трудные испытания – жизнь в оккупации: «Бабий Яр» А. Кузнецова, в гетто – повесть Н. П. Тычкова «Маленькие пленники Бухенвальда».

Со страниц всех этих книг встает война во множестве своих обличий. Все эти произведения, такие непохожие, рассказывают об одном: о созревании детской личности, о том, как она выстояла и научилась бороться.

Закономерно, что большинство из этих произведений написано для детей. Хотя бы потому, что в детском возрасте, как давно известно, особенно тянет «прикинуть на себя» жизненный опыт сверстника. А через него легче совершается постижение истории, усвоение ее опыта, который – радостен он или тяжел – обязательно должен быть усвоен.

Из тем, перечисленных ранее, мы попытаемся осветить одну: участие детей в боевых действиях, поэтому обзор так и называется «Маленький солдат». В рассказе будут использованы прижизненные издания книг различных авторов, что позволяет отнести их к фонду редкой детской книги.

Маленький солдат

Когда грянула Великая Отечественная война, детская литература направила весь свой творческий и педагогический потенциал на то, чтобы рассказывать о самоотверженности защитников Отечества и работе в тылу детей, заменивших ушедших на фронт взрослых. Позже появились и произведения о непосредственном участии детей в войне.

Несмотря на тяжелейшее положение в стране, детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика (очерки, фельетоны, агитационные стихи).

Лирическая поэзия раньше других литературных жанров откликнулась на трудности, страдания, которые принесла детям Великая Отечественная война. В начале войны С. Михалков написал стихотворную книжку «Быль для детей», в которой, объясняя малышам смысл и цели войны, создал величественный образ воюющего за правое дело народа. Позже, в 1942 году, появились стихи С. Михалкова о «Десятилетнем человеке», где осиротевший мальчик, преодолевая жестокие лишения, пробирается к своим – «по Солнцу прямо на восток».

С. Маршак вернулся к своему старому герою-почтальону: на войне действовали тысячи «полковых и батальонных» почтальонов («Почта военная»).

В фонде ИОБДЮ хранится сборник «Будь героем», выпущенный в 1941 году издательством «Детгиз». В нем собраны рассказы и стихи С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой и других детских писателей, рассказывающих об изменившихся обстоятельствах жизни детей, о расставании их с привычным мирным детством.

Произведения, написанные в годы войны (как и фильмы, снятые в то время), выполняли в основном следующие задачи: воспеть подвиг, воодушевить, показать пример. Против фашистских захватчиков сражалась вся страна, в том числе женщины и дети, – это вошло в наше сознание. То есть такой образ войны был донесен до нас в первую очередь произведениями, созданными именно в военные годы.

И тогда, в годы Великой Отечественной, и позднее, вплоть до нашего времени, юным читателям больше всего хотелось узнать, как было там, на войне, примерить «на себя» боевую, героическую ситуацию. То есть прочитать такое произведение о войне, в котором можно было бы до какой-то степени отождествить себя с маленьким героем, взглянуть на войну глазами ровесника. По законам детской литературы описанная книга должна быть познавательной, достаточно остросюжетной, но не слишком страшной, не травмирующей (и с хорошим концом). Наиболее полно этим требованиям соответствует повесть Валентина Катаева «Сын полка» (1944).


Валентин Петрович Катаев
(1897-1986)

В.П. Катаев родился в Одессе. Отец его, окончив Новороссийский университет, работал учителем, мать происходила из небогатой дворянской семьи. Детство Валентина прошло в Одессе, у моря, там он учился в гимназии, которую не окончил (началась Первая мировая война, и он ушел добровольцем на фронт). Валентин Петрович был дважды ранен, контужен, награжден двумя Георгиевскими крестами.

Первые литературные опыты В. Катаева – поэтические. В 1910 г. в «Одесском вестнике» были напечатаны его стихи. С 1920 г. В. Катаев работал в ЮгРОСТА, возглавлял «Окна сатиры», писал фельетоны. С 1922 г. началась новая эпоха в жизни писателя – он переехал в Москву. Некоторое время работал в Главполитпросвете под руководством Н.К. Крупской, сотрудничал в журнале «Новый мир», затем в газете «Гудок», в журналах «Крокодил» и «Красный перец», в «Рабочей газете». Под псевдонимами Оливер Твист, Старик Саббакин и др. он публиковал многочисленные фельетоны. В 1936 г. у Валентина Катаева вышла повесть «Белеет парус одинокий», прочно вошедшая в круг детского и юношеского чтения.

Во время Великой Отечественной войны В. Катаев был сотрудником Совинформбюро, военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», публиковал многочисленные очерки, беллетризованные описания крупных военных событий.

В 1944 году увидела свет повесть Валентина Катаева «Сын полка». В центре повествования ребенок – Ваня Солнцев. У него погибли от руки врага отец и мать, родные и близкие. Родная деревня сожжена фашистами. Жандармы отправили мальчика в детский изолятор, где он заразился паршой, болел сыпным тифом. Ваня «кое-как сдюжил» и убежал из изолятора. Два года он бродил, одичал. В сумке носил отточенный гвоздь – орудие против врага, и рваный, потрепанный букварь, «чтобы грамоте не разучиться». Он хотел перейти через фронт, мечтал соединиться с Советской Армией, чтобы отомстить врагу за Родину и за свое горе. Найденный в лесу артиллеристами-разведчиками, пригретый ими, Ваня стал воспитанником полка, а затем его усыновил капитан Енакиев. Ваня Солнцев – смышленый, искренний, по-детски лукавый мальчик – быстро расположил к себе солдат. О нем говорили в полку: «очень самостоятельный мальчик», «смышленый паренек, настоящий разведчик», а для капитана Енакиева он прежде всего «маленький человек, живая душа». За три года герой Катаева прошел суровую школу жизни, «с детства хлебнул», как говорили о нем разведчики. Он стал сдержан, осторожен, осмотрителен. В нем рано развилось сознательное чувство любви к Родине. Когда Ваня попал в плен к фашистам, он не выдал местонахождение советских разведчиков даже под угрозой смерти. Пробыв в отряде разведчиков недолгое время, Ваня быстро дисциплинировался. Он был беззаветно предан своим спасителям-разведчикам, а капитана Енакиева мальчик любил как родного отца. Смерть капитана он переживал, как большое горе. Когда после гибели капитана Енакиева новый командир отправил Ваню в Суворовское училище, он с грустью расставался со своими друзьями-воспитателями, но в то же время он понимал необходимость ученья.

Судьба русского мальчика вписывается В. Катаевым в судьбу Отечества и оказывается сродни судьбам очень многих мальчиков в России с древних времен до настоящего, мальчиков, принимающих на свои плечи заботу о защите Родины. Повесть по своему пафосу близка лучшим лироэпическим произведениям о Великой Отечественной войне, какими являются «Василий Теркин» А. Твардовского и «Судьба человека» М. Шолохова. В 1946 г. книга «Сын полка» удостоена Государственной премии.

В финале этой повести вполне отчетливо звучит мысль: ребенку на войне не место. В.П. Катаев не пытался исследовать, насколько глубок след, оставленный войною в душе мальчика, который три года скитался по оккупированной территории. Ваня показан очень «солнечным», очень «нормальным» мальчишкой. Как залог возвращения к мирной жизни он носит с собой букварь. Дальнейшая его судьба окажется за пределами повествования, оставляя читателя с надеждой, что сложится она счастливо. «Сын полка» – вероятно, лучшая книга о детях на войне из написанных для детей. В ней мастерски сочетаются и взрослый авторский взгляд, и «уступки» детскому интересу, и традиции литературы – как классической, так и приключенческой; великолепный язык и удивительное чувство меры.



Следующий «пласт» литературы, посвященный теме «дети и война», появляется после войны: в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. В это время книги о войне создаются, как своего рода памятники, и посвящены они вполне конкретным героям – главным образом тем, чьи подвиги были отмечены правительственными наградами. Все эти книги документальны.

Документально-художественные произведения первых послевоенных лет можно условно разделить на две группы:

  1. книги-биографии, в которых жизнь юных героев прослеживается с раннего детства и до их гибели;
  2. книги, посвященные, главным образом, участию героя в военных действиях.

Самые известные произведения первой группы – это «Четвертая высота» Е. Ильиной (1945), «Повесть о Зое и Шуре» Л.Т. Космодемьянской (литературная запись Ф. Вигдоровой) (1950), «Улица младшего сына» Л. Кассиля и М. Поляновского (1949), «Александр Матросов» П. Журбы (1949), «Партизан Леня Голиков» Ю. Королькова (1952).

Значительную часть текста этих книг составляют рассказы о детстве героев, поэтому все они, как правило, воспринимаются как повести о детях на войне. Строго говоря, к нашей теме из этого ряда можно отнести лишь повесть о Володе Дубинине: герои других книг погибли юными, но все же не детьми. Такими они остались в воспоминаниях близких людей (на которых основаны названные произведения), и потому читатели тоже невольно воспринимают данные книги как «детские» (точнее – как книги о детях). Сильная их сторона – это, во-первых, искренность и любовь, которыми пронизаны воспоминания. А во-вторых, историческая достоверность, множество живых деталей, которые позволяют заглянуть в предвоенную жизнь – далекую, во многом уже непонятную современным школьникам. В числе наиболее интересных повестей – «Четвертая высота» Е. Ильиной.



Елена Яковлевна Ильина
(1901-1964)

Е.Я. Ильина (псевдоним, настоящее имя – Прейс Лия Яковлевна) родилась в г. Острогожск Воронежской области. Сестра С.Я. Маршака и М. Ильина. В 1926 г. окончила в Ленинграде словесное отделение Института истории искусств.

Первый рассказ Е. Ильиной «Печать управдома» был напечатан в 1925 году в журнале «Новый Робинзон». Тогда же вышла ее первая книжка «Турусы на колесах». В последующие годы произведения Елены Яковлевны печатались в журналах «Еж», «Чиж», «Костер», «Пионер», «Мурзилка», в альбомах, сборниках и календарях для детей – это были загадки и стихи, рассказы и сказки. Читателями книг Е. Ильиной являются дети как дошкольного, так и среднего и старшего школьного возраста.

В 1945 году вышла документальная повесть «Четвертая высота». Особенность этой книги в том, что реальная Гуля Королева была не прототипом книжной Гули Королевой, не основой для обобщенного художественного образа. Она – героиня книги, ибо книга эта строго документальна. Об этом Е. Ильина предупреждает своих читателей в самом начале повествования: «История этой короткой жизни не выдумана».

На самом деле, писательница знала свою героиню на протяжении всей ее жизни – знала малым ребенком, школьницей, комсомолкой. Встречала она Гулю и в дни Великой Отечественной войны. А то, чему Е. Ильина сама не была свидетельницей, узнала из рассказов ее родителей, учителей, подруг, вожатых, боевых товарищей. Словом, в этой книге совсем нет домысла – разумеется, кроме того самого минимального домысла, без которого вообще невозможно представить себе художественное (хотя бы и документальное) произведение. Но и без авторского предуведомления, читая книгу, остро чувствуется ее предельная документальность, абсолютная, а не относительная подлинность всего в ней происходящего.

Очень помогают этому письма, которых в книге собрано довольно много: переписка маленькой Гули с отцом, письма от зрителей, смотревших фильмы с Гулиным участием, письма подруг и фронтовая переписка. Много в книге черточек и деталей, которые не назойливо, но убедительно свидетельствуют о «всамделишности» сообщаемого. Это разнообразные «вещественные доказательства» – и детские стихи Гули, написанные ею в больнице, и такие, например, сообщения: «Спустя несколько дней Гуле Королевой прислали из кинофабрики ее первый заработок – 2 рубля. Один рубль был истрачен в тот же день... Другой рубль – большой, новенький, желтого цвета – хранился у Гулиной матери. Он спрятан в коробочке, рядом с льняной шелковистой прядкой Гулиных младенческих волос».

Конечно, значительную роль играют в книге многочисленные фотографии Гули. Они делают повесть ярче и опять-таки подлиннее. Е. Ильина строит свое произведение как дневник о жизни человека, начиная с первых дней и заканчивая его гибелью, и фотографии не просто приложены к этому дневнику, они являются равноправными его страницами. Читатель не только узнает как Гуля росла, как менялась, чем увлекалась, но и видит в документах все эти изменения. Вот фотографии совсем маленькой кудрявой девочки. А вот уже Гуля пионерка-артековка, вот она среди испанских ребят. Есть в книге и кадры из фильмов, в которых снималась Гуля. Много и военных ее фотографий. Все эти фотоматериалы служат и прекрасной иллюстрацией к рассказу, и подчеркивают композиционную стройность книги, и одновременно освобождают писательницу от необходимости давать словесные описания Гулиной внешности.

Читая повесть, читатель видит, как много усилий потратила Гуля Королева на то, чтобы заставить себя не отступать перед трудностями, каждый раз подчинять все свои силы, всю волю достижению намеченной цели. Еще в самом раннем детстве во время съемок одного из фильмов Гуле нужно было на скачках взять первую высоту. Конь попался норовистый, он не раз сбрасывал девочку на землю. Режиссер уже отдал приказание прекратить съемку, но юная актриса снова и снова садилась на коня, заставляя его покориться своей воле. Высота была взята. Четвертой высотой был подвиг на фронте, когда Гуля, заменив погибшего командира, повела взвод в атаку. Небольшая высота на подступах к Сталинграду была взята нашими войсками. Ценой жизни многих бойцов была оплачена эта победа. В боях за высоту 5,68 погибла и Гуля Королева.



Перечисленные выше книги остаются востребованными (хотя и в разной степени) как дань любви и памяти, но вовсе не как «рецепт воспитания героев», что, вероятно, было их изначальной «сверхзадачей». Герои этих книг слишком яркие и неповторимые индивидуальности, а время, когда они жили, слишком отличается от нашего времени, чтобы теперь возможно было воспитывать кого-либо по их «образу и подобию».

Вторая группа текстов (посвященная военным подвигам) гораздо больше сообщает о реальном участии детей в боевых действиях, чем об их жизни, характерах, человеческой неповторимости.

Начиная с 1950-х годов, в различных издательствах выходили портреты пионеров-героев с кратким описанием их подвигов, были и адаптированные для детей книги, посвященные подвигам юных героев. Так, в издательстве «Малыш» вышли несколько выпусков книг, объединенных общей суперобложкой. Их героями стали Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Козей и др.


В наше время предпринимаются попытки пересказать произведения 1950-х годов, чтобы донести до современных школьников память о маленьких героях. В серии «Внеклассное чтение» издательством «Дрофа-Плюс» была издана брошюра А.Н. Печерской «Дети – герои Великой Отечественной войны», в которую вошли рассказы о юных Героях Советского Союза. Автор старается смягчить рассказ о той страшной реальности, в которую попали дети. Например, рассказывая о Зине Портновой, устроившейся в немецкую офицерскую столовую и сумевшую подсыпать в еду отраву, А. Печерская прибегает к такому иносказанию: «Однажды Зине удалось выбрать момент и подсыпать в котел с пищей, приготовленной для офицеров, немного специального порошка. Больше ста фашистов были буквально выведены из строя».

Однако книга все равно оставляет тяжелое впечатление. Сквозь скупые, уклончивые слова проступает страшная правда: героями стали дети, которых война навсегда отрезала от мирной жизни. Всякая иная реальность, кроме войны, перестала для них существовать, и вырваться из постоянного сражения они были не в силах. Им некуда вернуться, нечего терять – так они ощущали себя в этом мире. И все попытки взрослых вывести их из войны (если, конечно, такие попытки предпринимались) заканчивались неудачей.

Рассказы А. Печерской говорят не столько о подвиге, сколько о чудовищной «неправильности» того, что дети воевали наравне со взрослыми. Да, они всегда рвутся навстречу опасности, да, они могут быть бесстрашней взрослых, а в качестве разведчиков и связных – эффективней (чем безмерно гордятся). Взрослые не должны использовать детей «для войны», потому что война поглощает детские души без остатка, потому что мир делится для этих детей на «своих» и «врагов», потому что дети не должны убивать... Вероятно, книга производит именно такое впечатление, потому что и автор, и читатели воспринимают ее уже в контексте тех произведений о войне, которые были написаны в 60-е – 80-е годы XX века. И видят в страшных новеллах не примеры для подражания, а еще один документ, «обличающий» войну.



В нашем разговоре нельзя не упомянуть повесть В. Богомолова «Иван» (1958). Для взрослого героя повествования судьба маленького разведчика мучительным грузом ложится на совесть, хотя герой-рассказчик – человек почти посторонний в этой драме, почти случайный свидетель. Повесть В. Богомолова хронологически не является последней «в данной теме», но по сути ставит в ней точку, возможно, не сразу всеми осознанную. Снятый по этому произведению фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962) до сих пор воспринимается как некое последнее слово в разговоре о детях и войне.



Владимир Осипович Богомолов
(1926-2004)

В.О. Богомолов родился 3 июля 1926 года в деревне Кириллово (Кирилловка) Московской области. Жил без отца, вскоре переехал в Москву.

В начале Великой Отечественной войны пятнадцатилетний Владимир ушел на фронт, был воспитанником полка, а в октябре 1941 года уже побывал в боях. Он был крепким и рослым. Летом 1943 года получил первое офицерское звание. На войне В. Богомолов был десантником и разведчиком. Военная служба стала для него не столько профессией, сколько судьбой, которую он сам выбрал в те дни, когда Родина была в опасности. С армией Владимир Осипович прошел Украину, Белоруссию, Польшу, Германию, а затем Маньчжурию. Был ранен, награжден орденами и медалями, демобилизовался в 1951 году. Армию любил, чувствуя себя в военной среде «на своем месте».

Опыт познания армии, приобретенный за десятилетие службы, стал для В. Богомолова устойчивой опорой всей его литературной работы. Творческая биография Владимира Осиповича началась в 1958 году, когда была опубликована его первая повесть «Иван».

Образ главного героя этого произведения стал открытием в русской литературе 1960-х – 1970-х годов. Не только незатухающая боль сердца заставила автора взяться за перо. Писатель говорил, что его как художника интересует не война сама по себе, а «...человек, главным образом молодой, причем обязательно Воин и Гражданин».

Особенно остро переживает писатель гибель и страдания тех, кто лишь начал свою жизнь. Бросавшиеся подчас с головою в самый огонь, они были простыми, славными ребятами, рожденными отнюдь не для войны. Жизнь, в особенности молодая, расцветшая жизнь, и война – несовместимы; этот мотив нельзя не расслышать в прозе Богомолова. В ней противостояние юной Жизни и Войны показано со сгущенной силой притчи.

В творчестве В. Богомолова ярко проявилась толстовская традиция в изображении войны: усилен трагический акцент, начисто отсутствует «лакировка» событий войны, дидактика, умиление – это отражено в повести «Иван». Автор создал трагичный и героический образ 12-летнего разведчика Ивана, чье сердце было испепелено горем и ненавистью.

Повесть выстроена таким образом, что обо всей предшествующей биографии Ивана мы узнаем из рассказов других персонажей. Отца мальчика – пограничника – убило в первые дни войны; полуторагодовалую сестренку – тоже, прямо на его руках; мать затерялась по дороге бегства; сам он побывал и в партизанах, и в лагере смерти...

Таким образом, в повести нет изображения кровавых ужасов и страданий – в ней главный интерес сосредоточен на жизни души мальчика, все это пережившего и оставшегося, как кажется ,взрослым, «мальчиком, о котором можно только мечтать». Но читательское напряжение не спадает ни на минуту – за сдержанной страстью авторского изложения все время ощущается приближение трагического финала.

В повести В. Богомолов вводит некоторые черты приключенческого жанра: неожиданно появляется Иван и внезапно исчезает. И лишь случайность помогает рассказчику, а вместе с ним и читателям, узнать о дальнейшей судьбе героя.

Очень подробно показано в повести проведение спецоперации – переброска разведчика в тыл врага. Но все это как бы фон, обстановка, «подсобный материал». Основное и главное здесь для писателя – показать внутренний мир главного героя, раскрыть его характер, передать те чувства, которые владели им и помогали в его труднейшей фронтовой «работе».

И не случайно, В. Богомолов здесь так внимателен к мельчайшим движениям души своего героя, к самым незначительным проявлениям его характера, так подробен и точен в портретных описаниях, которые автор дает несколько раз на протяжении всего повествования и которые выполняют в произведении существенную художественную функцию. Весь внешний облик главного героя, каким мы видим его при первой встрече, призван как бы контрастно подчеркнуть внутреннюю силу Ивана, его огромное мужество и каждодневно проявляемый героизм.

Понять состояние Ивана в фашистском застенке помогает и кольцевая композиция повести – сопоставление двух эпизодов: «Иван в землянке Гальцева» и документ «Иван в фашистской тюрьме». Сопоставив поведение Ивана, мы понимаем, что и в логове врага он так же предельно тверд и собран, как в ночь знакомства с Гальцевым. «Он молчал; стоял, поглядывая исподлобья, настороженно и отчужденно; ничего не сказал; молчал, отвернув лицо в сторону; взглянув холодно и отчужденно, отвернулся и молчал; молчал, сбычась, сосредоточенно; после продолжительной паузы – напряженного раздумья – выдавил сквозь зубы; я не буду доказывать; держался он независимо, говорил уверенно и даже властно: он не просил, а требовал; угрюмый, не по-детски сосредоточенный и настороженный; вымолвил угрюмо; опять молчание, быстрый взгляд исподлобья и сквозь зубы».

В финале повести, рассказывая о дальнейшей судьбе своего героя, В. Богомолов применил своеобразный прием, который впоследствии можно будет встретить у других писателей, работающих над военной темой, и который позднее сам автор применит в романе «Момент истины».

Этот прием – введение в текст «документа», но не подлинного, а вымышленного. То есть писатель смело «облачил» художественное повествование в документальную форму и это получилось в «Иване» не только глубоко органично, но повлекло за собой как бы двойной художественный эффект. С одной стороны, такая «документализация» придает повествованию большую достоверность, фактическую «подтвержденность», а с другой – оказывает на читателя большее эмоциональное воздействие.  История героически-трагической гибели Ивана, переданной казенным языком документа, – в конце войны Гальцев, разбирая в мае 1945 года в Берлине документы тайной полевой полиции, находит бланк с фотографией разведчика и копией спецсообщения – действует особенно сильно:

«Взглянул – и сердце мое сжалось: с фотографии, приклеенной к бланку, на меня смотрел Иван Буслов...

Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим, широко расставленным глазам – я ни у кого не видел глаз, расставленных так широко.

Он смотрел исподлобья, сбычась, как тогда, при нашей первой встрече в землянке на берегу Днепра. На левой щеке ниже скулы темнел кровоподтек.

Бланк с фотографией был не заполнен. С замирающим сердцем я перевернул его – снизу был подколот листок с машинописным текстом: копией спецсообщения начальника тайной полевой полиции 2-й немецкой армии.

''№... гор. Лунинец. 26.12.43. Секретно. Начальнику полевой полиции группы «Центр»…

... 21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10-12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи-Клинск.

При задержании неизвестный (как установлено, местной жительнице Семиной Марии он назвал себя «Иваном») оказал яростное сопротивление, прокусил Титкову руку и только при помощи подоспевшего ефрейтора Винц был доставлен в полевую полицию...

...установлено, что «Иван» в течение нескольких суток находился в районе расположения 23-го корпуса... занимался нищенством... ночевал в заброшенной риге и сараях. Руки и пальцы ног у него оказались обмороженными и частично пораженными гангреной...

При обыске «Ивана» были найдены... в карманах носовой платок и 110 (сто десять) оккупационных марок. Никаких вещественных доказательств, уличавших бы его к принадлежности к партизанам или в шпионаже, не обнаружено... Особые приметы: посреди спины, на линии позвоночника, большое родимое пятно, над правой лопаткой – шрам касательного пулевого ранения...

Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырех суток майором фон Биссинг, оберлейтенантом Кляммт и фельдфебелем Штамер, «Иван» никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению мотивов его пребывания в запретной Зоне и расположении 23-го армейского корпуса, не дал. На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи.

В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55.

...Титкову... выдано вознаграждение... 100 (сто) марок. Расписка прилагается''...».

Здесь «включается» уже читательское «сотворчество», особое эмоциональное воображение. Читатель не просто видит того Ивана, которого успел уже полюбить, но еще и сам «дорисовывает» его образ на основании тех фактов, что донесли до него строки гестаповского сообщения, бесстрастно фиксирующего последние дни жизни юного героя.

В героическом звучании рассказа, в концовке отчетливо слышна нота скорби. Осмысление войны как огромной народной трагедии – это характерная черта творчества Владимира Богомолова. Именно поэтому повесть «Иван», предназначенная не для детей, прочно вошла в детское чтение. По прошествии многих лет читательское внимание к этой повести не остыло.


Великая Отечественная война коснулась судеб миллионов детей непосредственно. Есть множество произведений художественной литературы, отражающих многообразие детских судеб во время войны, это своего рода памятник целому поколению юных бойцов и героев. Эти книги надолго останутся на полках библиотек, волнуя тех, кто родился и научился читать уже после того, как отгремели на земле победные залпы.



Прижизненные издания книг авторов,
упоминаемых в обзоре

  • Богомолов, В.О. Иван : повесть / В.О. Богомолов ; худож. И. Пчелко. – М. : Советская Россия, 1980. – 80 с. : ил.
  • Будь героем : рассказы и стихи. – М.-Л. : Детгиз, 1941. – 62 с.
  • Журба, П. Александр Матросов : повесть / П. Журба. – М.- Л. : Детгиз, 1961. – 243с. – (Школьная библиотека).
  • Ильина, Е. Четвертая высота : повести / Е. Ильина. – М.-Л. : Детгиз, 1948. – 311 с. – (Школьная библиотека).
  • Кассиль, Л.А. Улица младшего сына / Л.А. Кассиль, М.Л. Поляновский. – Л. : Детгиз, 1953. – 455 с.
  • Катаев, В. Сын полка : повесть / В. Катаев. – Иваново, 1948. – 239 с.
  • Корольков, Ю. Партизан Леня Голиков : повесть / Ю. Корольков. – М. : Молодая гвардия, 1953. – 335 с.
  • Космодемьянская, Л.Т. Зоя / Л.Т. Космодемьянская. – М. : Детгиз, 1955. – 48 с. – (Книга за книгой).
  • Космодемьянская, Л.Т. Повесть о Зое и Шуре / Л.Т. Космодемьянская. – М.-Л. : Детгиз, 1950. – 208 с.
  • Кошевая, Е. Повесть о сыне / Е. Кошевая. – М.-Л. : Детгиз, 1948. – 15 с. – (Школьная библиотека).
  • Печерская, А.Н. Дети – герои Великой Отечественной войны : рассказы / А.Н. Печерская. – М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 64 с. – (Внеклассное чтение).


Литература о жизни и творчестве писателей

  • Арзамасцева, И.Н. Детская литература : учебник / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М. : Академия, 2007. – 575 с.
  • Котомина, Г.В. «Он сердцем принял боль войны…» : материал к уроку по повести В. Богомолова «Иван» // Литература в школе. – 2005. – № 6. – С. 36-39.
  • Николаева, С.А. Дети и война : очерки / С.А. Николаева. – М. : Детская литература, 1991. – 160 с.
  • Старцев, И.И. Детская литература за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 : указатель книг / И.И. Старцев. – М.-Л. : Детгиз, 1947. – 111 с.
  • Тихомирова, К. Дети и война в отечественной литературе : опыт хронологического среза // Литература. – 2012. – [май]. – C. 36-41.
  • Шагай смелей, пастушок! // Галанов, Б.Е. Валентин Катаев : размышления о Мастере и диалоги с ним / Б.Е. Галанов. – М. : б.и., 1989. – С. 102-112.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика