Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«ДетЛит на фоне юбилея»

В сентябре 2013 года исполнилось 80 лет известнейшему российскому издательству «Детская литература». Предваряя этот юбилей, в Неделю детской и юношеской книги в Молодежном центре ИОБДЮ была оформлена развернутая книжная выставка «ДетЛит на фоне юбилея».

При подготовке выставки сотрудниками сектора книгохранения была проведена исследовательская работа, итоги которой предлагаем вашему вниманию.

Разделы выставки:

  • «Большая литература для маленьких»;
  • «Серии и библиотеки»;
  • «О сборниках, ежегодниках и составителях»;
  • «Художники и писатели».


БОЛЬШАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

«Детская литература» – это первое в мире издательство, специализирующееся на выпуске книг для детей. У истоков «Детгиза» стоял М. Горький, много сделавший для разработки стратегических направлений в книгоиздательстве для детей и юношества. Его активно поддерживали С. Маршак, К. Чуковский и другие мастера «большой литературы для маленьких читателей».

В период основания издательства недостаток детских книг беспокоил общественность. Дореволюционная литература для детей не отвечала требованиям дня: ее было мало, большая часть ее устарела. Немногие адресованные детям произведения Л. Толстого, К. Станюковича, Д. Мамина-Сибиряка, А. Блока заглушались, по словам С. Маршака, «бурной травой детского чтива».

М. Горький ставил вопрос двояко: с одной стороны, надо бережно отобрать лучшие книги из мировой детской литературы; с другой – надо создать советскую детскую литературу. Речь шла о коренной переоценке роли детского писателя и в литературе, и в педагогике. Левацки настроенные методисты и критики пытались изгнать из детских библиотек сказки В. Гауфа, братьев Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена.

Кто-то старался вытравить из детской книжки волшебную сказку, игру-выдумку, смех, заменить их сухими нравоучениями. Создавая специализированное издательство, ЦК ВКП(б) способствовал объединению писательского актива вокруг нового издательства, улучшению выпуска книг для подрастающего поколения.

Издательство «Детская литература» было создано в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 9 сентября 1933 года на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора Государственного издательства художественной литературы. В постановлении «Об издательстве детской литературы» подчеркивалось, что его задачей является приобщение юных читателей к культурным богатствам, накопленным человечеством: «Сокровища русской и зарубежной классики, фольклор и литературное наследие братских народов советской страны и лучшие произведения современных авторов – все это должно стать достоянием маленьких граждан социалистического общества, раздвинуть их духовные горизонты».

Новое издательство получило название «Детгиз». В 1936 году из состава ОГИЗа издательство было передано в ведение ЦК ВЛКСМ, получив название Детиздата ЦК ВЛКСМ, в мае 1941 года оно стало подчиняться Наркомпросу РСФСР (Министерство просвещения РСФСР) под прежним наименованием «Детгиз», в 1963-м издательство перешло в подчинение Государственному комитету по печати РСФСР и стало называться «Детская литература».

В 1991 году издательство разделилось. Московское отделение стало называться «Детская литература», а Петербургское – «Республиканское издательство детской и юношеской литературы «Лицей». Предполагалось, что это название будет восприниматься как «пушкинское», но вышло не так. В эти годы набирала обороты перестройка образовательной сферы, и каждое второе училище стало называться «профессиональный лицей» или «колледж». В издательство стали поступать звонки с вопросом: «чему же обучают в вашем лицее?»… В 2002 году «Государственное республиканское издательство детской и юношеской литературы «Лицей» было вновь переименовано в «Детгиз» «для сохранения детского государственного издательства, созданного в 1933 году».

К деятельности «Детгиза», а в частности к формированию его перспективного плана выпуска, привлекался широкий круг общественных деятелей и сами будущие читатели. В газетах «Пионерская правда» и «Правда» было опубликовано специальное письмо М. Горького «Обращение к пионерам СССР», в котором автор просил детей написать ему: что они читают, какие книги нравятся им. В ответ пришло более двух тысяч писем, многие были подписаны целыми пионерскими отрядами, дружинами, школами. Эти письма сыграли значительную роль в судьбе «Детгиза», так как давали достаточно точное и полное представление о потенциальном читателе со всеми его особенностями, приметами времени, возраста и среды. Издательство должно было стать в одном лице и художественным, и техническим: выпускать книги буквально обо всем. Трудность была не только в необычайном разнообразии тем, но и в том, что приходилось писать для разных возрастов. И в далеких 1930-х, и позднее издания «Детской литературы» отличались широтой тематики, жанровым разнообразием: романы и повести, рассказы и сказки, стихи и поэмы, научно-художественная, научно-фантастическая и приключенческая литература, исторические, биографические и другие произведения.

В 1933 году, в первый год работы «Детгиза», вышло 168 названий книг общим тиражом 7 744 тыс. экземпляров. В фонде ИОБДЮ сохранились две книги 1934 года издания, выпущенные «Детгизом».

В первые годы деятельности в планах «Детгиза» преобладали переиздания. Большими тиражами выпускались произведения дореволюционных классиков, книжки К. Чуковского, С. Маршака, Б. Житкова, лучшие образцы зарубежной прозы для детей. Большую часть издаваемой «Детгизом» литературы всегда составляли произведения писателей-классиков.

Главной задачей издательства с самого начала стал выпуск книг о современности. Детской книге повезло: организация нового издательства совпала по времени (середина 1930-х годов) с приходом в детскую литературу многих больших писателей со своими темами, умеющих и весело, и серьезно рассказывать детям о мире, в котором они живут. Каждая книга Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Бориса Житкова, Виталия Бианки, Аркадия Гайдара, Михаила Пришвина, Агнии Барто, Льва Кассиля и многих других интересных писателей открывала ребенку окружающий его мир с новой стороны. Именно в «Детгизе» в 1930-е годы впервые увидели свет такие замечательные произведения детской литературы, как «Дядя Степа» (1936) С.В. Михалкова с замечательными иллюстрациями А. Каневского, который принес поэту всенародную славу; «Военная тайна» (1935), «Чук и Гек» (1938) и «Судьба барабанщика» (1939) А. Гайдара; «Белеет парус одинокий» (1936) В. Катаева; «Что бывало» (1939) Б. Житкова. Впервые были изданы сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935) А. Толстого, «Волшебник Изумрудного города» (1939) А. Волкова, сборник «Малахитовая шкатулка» (1939) П. Бажова.

При образовании «Детгиза» А.М. Горький особое внимание обращал на необходимость выпуска для детей научно-популярных, познавательных книг по всему спектру научных и технических знаний. Именно эти пожелания высказывали ребята в своих письмах в «Пионерскую правду» в начале 1930-х годов: с учетом этих читательских потребностей формировались тематические планы издательства. В итоге за предвоенное десятилетие сформировался мощный отряд писателей-популяризаторов. В годы войны выпуск научно-популярной литературы практически прекратился. Ее возрождение началось лишь в конце 40-х – начале 50-х годов. В это время в детскую литературу приходят такие талантливые писатели, как Н. Сладков, С. Сахарнов, Э. Шим, А. Томилин и И. Депман, Н. Верзилин, В. Абчук и ряд других.

Важное место в планах «Детгиза» занимали книги о преобразовании человеком природы, о животных, увлекательных путешествиях. О грандиозных планах, стоящих перед страной, о великих стройках и преобразованиях рассказывали книги: М. Ильина «Рассказ о великом плане» (о первой пятилетке, 1934), «Горы и люди» (рассказы о перестройке природы, 1935), «Сто тысяч почему» (путешествие по комнате, 1934), «Солнце на столе» (рассказы об освещении, 1934), «Путешествие в атом» (1948); П. Лопатина «Метро» (о строительстве Московского метрополитена, 1937), «Пароход» (1935), «Телеграмма» (о телеграфе, 1936); Б. Житкова, например, «Рассказы о технике» (1942) и многие другие.

На протяжении всей истории существования издательства его книги шли в ногу с жизнью нашей страны. Даже в суровые годы Великой Отечественной войны издательство продолжало работать. Во время войны и после Победы вышло множество книг, ставших широко известными: «Девочка из города» Л. Воронковой (1943), «Сын полка» В. Катаева (1945), «Молодая гвардия» А. Фадеева (1946) и многие-многие другие. Книги о Великой Отечественной войне еще не одно десятилетие выходили в серии «Военная библиотека школьника». В военные годы перед издательством стояла и другая задача: не лишить детей детства. Выходили стихи и рассказы любимых писателей, сказки, исторические произведения.

После Великой Отечественной войны, за период с 1945 по 1963 год, тираж книг по сравнению с довоенным уровнем увеличился почти в шесть раз. Например, в 1963 году выпущено 692 названия, книги выходили миллионными тиражами.

В издательстве осуществлялось много проектов, выходило много новых интересных книг. В советское время издательство «Детская литература» было одним из крупнейших издательств страны и имело отделения в Ленинграде и Новосибирске. В 1950 году при издательстве был создан «Дом детской книги» (своего рода творческая лаборатория, содействующая созданию детской книги на научно-педагогической основе, изучающая читательские интересы, способствующая пропаганде детской книги и изданию трудов о детской литературе), который имел филиал при ленинградском отделении издательства. Выходил многотомный библиографический указатель «Детская литература», в котором регистрировались все книги для детей, выходившие в стране с 1917 года.

В издательстве было множество редакций, построенных по возрастному и тематически-проблемному признаку, которые выпускали интереснейшие серии книг и отдельные издания для ребят всех возрастов. В московском и ленинградском отделениях «Детгиза» работали опытные редакторы: С. Маршак, Т. Габбе, С. Разумовская, А. Любарская, Л. Чуковская и мн. др. Художественные редакторы: В. Лебедев, С. Алянский, В. Пахомов, Б. Дехтерев, Б. Диодоров, Г. Ордынский и другие, а также десятки квалифицированных, вдумчивых работников.

Издательство получало награды на книжных выставках, причем не только всероссийских и всесоюзных, но и международных. В 1937 году в Париже лучшие издания «Детгиза» были отмечены дипломом «Гран-при», на Брюссельской выставке 1958 года – золотой медалью, на выставке искусства книги в Лейпциге в 1979 году – дипломом «Золотая литера красивейшей книги», в 1982 году – наградами на международной книжной выставке в Братиславе.

В 1996 году на Российской международной книжной ярмарке издательству был вручен Диплом I степени.

В 1999 году издательство стало лауреатом Международного конкурса «Классика русской литературы в современных изданиях для детей»: серия «Школьная библиотека» награждена Дипломом II степени в номинации «Лучший издательский замысел и его воплощение». В 2006 году издательство стало лауреатом конкурса Ассоциации книгоиздателей (АСКИ) «Лучшие книги года» и было награждено Дипломом за лучшее издание, способствующее духовному воспитанию детей и юношества, – за серию «Школьная библиотека».

В девяностые годы прошлого века, когда многие крупные государственные издательства не смогли адаптироваться в новых экономических условиях рынка и прекратили свое существование, издательству удалось выстоять в условиях жесткой конкуренции с возникшими коммерческими структурами и продолжить работу. Оставаясь верным лучшим традициям отечественного книгоиздания, издательство находится в постоянном творческом поиске, осуществляет выпуск книг новых авторов, привлекает к работе молодых перспективных художников, литературоведов, критиков и других специалистов.

Среди постоянных авторов издательства такие признанные мастера, как С. Михалков, И. Токмакова, Я. Аким, Р. Сеф, В. Распутин, В. Белов, Б. Васильев, Г. Бакланов, А. Солженицын, В. Крупин, Ю. Поляков, В. Железников, Вл. Крапивин; литературоведы, критики, ученые: Н. Скатов, Л. Анненский, Ф. Кузнецов, С. Бэлза, Л. Сараскина, Ю. Лебедев, А. Тахо-Годи, В. Чалмаев, А. Гулин и др.; ведущие художники-графики: Б. Диодоров, Г. Мазурин, Ю. Иванов, А. Архипова, Н. Гольц, С. Яровой, М. Петров, В. Чижиков и др.

Сегодня издательство находится в постоянном творческом поиске, наряду с классическими произведениями знакомит читателей с новыми именами писателей и художников, стремится сделать книгу полезной, красивой, доступной широкому кругу покупателей во всех регионах России.


СЕРИИ И БИБЛИОТЕКИ

Самая характерная черта издательства «Детская литература» – его энциклопедизм. Издательство всегда стремилось удовлетворять универсальные потребности своей читательской аудитории. Оно издавало и издает литературу всех видов и книги всех типов. Эта многопрофильность побуждала «Детлит» быть сторонником серийных изданий. В издательстве выходило много различный серий для детей всех возрастов.

Для ребят дошкольного возраста выходили серии «Для маленьких», «Мои первые книжки», «Библиотечка детского сада», для школьников младших классов – «Книга за книгой», «Читаем сами», «Как хорошо уметь читать». Некоторые серии выходили на протяжении многих лет. К сожалению, приостановлен выпуск очень популярных ранее демократических серий «Книга за книгой», «Мои первые книжки», «Читаем сами». Это объясняется тем, что книжные магазины в настоящее время предпочитают иметь дело с дорогими подарочными изданиями. Но книги этих серий хорошо помнят взрослые читатели. А как интересна история их создания...

В трудную, зиму 1941/42 года самое большое в стране издательство детской литературы помещалось в одной небольшой комнате школьного здания в городе Кирове. Но книги продолжали выходить: на плохонькой, серой бумаге, не такие яркие, не такие нарядные, как до войны, но особенно важные, особенно дорогие сердцу каждого ребенка. Именно в этот трудный год была задумана и начата новая серия – «Библиотечка детского сада».

Книг было очень мало, и надо было обеспечить ими в первую очередь детские учреждения – множество эвакуированных детских садов, детских домов. Отсюда и родилась мысль о библиотечке особого типа, различной по своему оформлению, но единой по задачам: скрасить жизнь многих тысяч обездоленных ребят, обеспечить их не только всем самым материально необходимым – обувью, одеждой, питанием, но и хорошей, радостной детской книгой. «Библиотечка детского сада», распространявшаяся по закрытой сети детских учреждений, сделала в то время свое полезное, нужное дело.

Второе рождение этой популярной и важной серии было осуществлено в 1957 году. Дошкольное управление Министерства просвещения, Дом детской книги и «Детгиз» занялись этим. Из трехсот выпущенных по серии книг отобрали после многих обсуждений и споров сто пятьдесят лучших и решили их переиздать в течение трех-четырех лет так, чтобы каждый детский сад получил в свое распоряжение избранную «золотую» библиотечку из лучших книг для дошкольников.

Детские сады получили новые красочные издания К. Ушинского и Л. Толстого, русские народные сказки и песенки, произведения современных в то время писателей. Для младшей группы были выпущены: «Усатый-полосатый» С. Маршака, «Мойдодыр» К. Чуковского, «Щенок» С. Михалкова и др.; для средней группы – « Что такое хорошо» В. Маяковского, «Пожар» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского и «Солнечный денек» Л. Воронковой. Воспитанники старших групп получили популярные и любимые книги: «Волшебное слово» В. Осеевой и «Первоклассницу» А. Барто, «Вот какой рассеянный» С. Маршака, «Первую охоту» В. Бианки, «Маленьких товарищей» А. Кардашовой и «Маленьких мастеров» Г. Ладонщикова.

Школьникам адресована серия «Школьная библиотека» (основана в 1936 году.) Она возникла путем объединения ранее существующих серий: «Школьная серия классиков», «Школьная серия современных писателей», «Первая библиотечка школьника», «Библиотека школьника», в которых выходили книги, предусмотренные программой Народного комиссариата просвещения. Еще при создании первых тематических планов были выработаны основные принципы этих изданий: книги должны содержать предисловие, расширенные комментарии, портрет автора и иллюстрации. В разные годы книги серии выходили в различном оформлении, но заложенные принципы сохранились и по сей день.

Среди книг издательства «Детская литература» много лет существовала серия «Поэтическая библиотечка школьника».

В ней вышли многие десятки сборников лирики поэтов 19 века. По существу, ни один более или менее заметный поэт не выпал из поля зрения издателей этой серии. Выпуск каждой книжки серии был результатом большой кропотливой работы многих людей. Среди них, в первую очередь – авторы вступительных статей, составители и комментаторы, а иногда они выступали в одном лице. В изданиях такого типа комментарии были просто необходимы, и чем обширнее, тем лучше. Серия была рассчитана на подростков, возможно, книги этой серии были для них первым серьезным знакомством с творчеством определенного поэта. В таких книгах нужны не просто объяснения отдельных непонятных слов и выражений, но и примечания более широкого плана, где были даны и факты биографии поэта, нашедшие отражение в примечаниях, вступительных статьях. Авторами примечаний выступали такие известные литературоведы, как В. Коровин, К. Орешин, С. Бонди. В этой серии вышли сборники стихов А.К. Толстого, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, А.Н. Плещеева, Е.А. Баратынского, А.В. Кольцова и других.

Предмет особой гордости издательства – издание «Библиотеки мировой литературы для детей», включающей «золотой» список произведений русской и зарубежной классики, мирового фольклора, литературные и народные сказки, стихи и прозу современных детских писателей. За период 1976 по 1987 годы вышло 57 томов. Программа этого издания была разработана совместно с Академией педагогических наук.

Спустя 25 лет издательство подготовило второй выпуск «Библиотеки мировой литературы для детей», состав издания был пересмотрен более чем на 60%. За это время поменялись школьные программы, в круг детского чтения вошли новые авторы, темы, произведения. Были подготовлены новые пояснения, статьи, комментарии. Появился уникальный том «Библия. Жития святых» с серьезнейшими и в то же время доступными для школьников комментариями.

Все тома библиотеки открываются обстоятельными вступительными статьями об исторической эпохе жизни писателя и особенностях его творчества. В оформлении используются произведения выдающихся мастеров и рисунки современных художников. Книги серии рассчитаны на детей с 3-4 летнего возраста и до окончания школы, а также на широкий круг специалистов, занимающихся проблемами детской литературы, воспитания, образования и т.д.

Не потеряла своей актуальности «Библиотека приключений и фантастики», основанная в 1937 году. В «золотой рамке», как многие называют эту серию, издано несколько сотен книг отечественных и иностранных авторов, от классики до современности.

Востребованы книги еще одной традиционной серии «Знай и умей». Это научно-познавательные издания с большим количеством чертежей, описаниями интересных опытов, рекомендациями по изготовлению самоделок.

Большой популярностью среди подростков пользуется серия «Опасный возраст», которая в начале выпуска вызвала поток читательских писем (1990-е гг.). Это были целые исповеди, размышления о себе и сегодняшней жизни.

Нельзя не упомянуть книги «Библиотечной серии». Ежегодно выпускавшаяся в 1970-1980-х годах серия включала книги, признанные лучшими в художественном, научном, идейном отношении и предназначенные для комплектования массовых библиотек. «Библиотечная серия» в условиях книжного дефицита стала одной из форм гарантированного государством централизованного пополнения фондов библиотек литературой повышенного спроса и средством влияния на формирование книжных фондов.

Тиражи книг, предназначенные библиотекам, не подлежали реализации через книжную торговлю. В выпуске «Библиотечной серии» участвовали более 40 издательств, в том числе, «Детская литература» – 21,2%, «Художественная литература» – 17,7%, «Политиздат» и «Советский писатель» по 10%. Книги серии пользовались особой популярностью у читателей.

В издательстве «Детская литература» выходили юбилейные серии. Примером может служить серия «Библиотека пионера» (1960-е гг.).

Это 12-ти томное издание было задумано издательством «как своеобразная романтическая летопись жизни Советской пионерии». Хотя понятие летописности в данном случае не совсем точно, ведь летопись предполагает строгую верность хронологическому принципу, а летописность юбилейной библиотеки – не в соблюдении хронологии. «Библиотека пионера» не объединяется каким-то одним внешним признаком. Она представляет собой своеобразную энциклопедию жизни нескольких поколений детей Советского Союза.

В «Библиотеку пионера» вошли произведения, авторы которых сумели разглядеть появление нового человека в тот момент, когда он еще складывался. В произведениях А. Гайдара и Л. Кассиля, которые вошли в первый том этой библиотеки, отразилась жизнь 1930-х годов. В книгах З. Воскресенской, Л. Космодемьянской, Е. Кошевой, С. Баруздина, А. Мусатова изображена борьба Советских людей за победу во время войны. В рассказах и повестях Н. Носова, А. Алексина, Н. Дубова, М. Магомедова, Ю. Сотника – 50-60-е годы XX столетия. Обширна и география этой серии: герои ее живут в Москве и Краснодоне; в узбекском кишлаке и дагестанском ауле…

Приобщению к мировой и отечественной культуре помогали книги серий «В мире прекрасного» (с 1961 г.), «По дорогим местам» (с 1936 г.), «Народные промыслы», «Великие музыканты».

В серии «Выставка в школе» издавались материалы о жизни и творчестве писателей, используемые для оформления школьных и библиотечных стендов.



О СБОРНИКАХ, ЕЖЕГОДНИКАХ И СОСТАВИТЕЛЯХ

В разделе выставки «О сборниках, ежегодниках и составителях» были представлены сборники, ежегодники, альманахи, которые долгое время были визитной карточкой издательства «Детская литература».

Прежде всего – это сборники сказок. При первом знакомстве с изданиями русских народных сказок для дошкольников они производят впечатление огромного количества самых разнообразных книг. Однако, при ближайшем рассмотрении убеждаешься, что все эти книги – переиздания одних и тех же немногочисленных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», сказки о животных и волшебные сказки. Перечислено примерно все из русского сказочного фольклора, что оказалось годным для маленьких детей. В детской литературе народные сказки печатаются только в пересказе писателей. Народная сказка всегда бытует в чьем-либо исполнении, пересказе, и писатель имеет право предложить свой вариант. В основе многочисленных переизданий лежат сказки, обработанные А. Толстым, М. Булатовым, О. Капицей и др. Первым постоянным источником, с которого издательства черпают русские народные сказки для детей, являются сочинения А.Н. Толстого, который пересказал 57 сказок, из них 50 сказок о животных и 7 волшебных сказок.

Примером может служить сборник русских народных сказок, песенок и загадок «Гуси-лебеди», выпущенный в «Детгизе» в 1953 году.

 

 

В сборнике наиболее полно и в хорошем пересказе представлены русские народные сказки для детей. Особенно ценно художественное оформление сказок. Сборник «Гуси-лебеди» иллюстрировался необычным способом: над ним работали два разных по своему характеру художника – Ю. Васнецов (с его поэтическим лиризмом и игрушечной сказочностью) и К. Кузнецов (с его добродушным юмором и тяготением к реалистическим подробностям).

Примером большого сборника, включающего целый круг чтения для малышей, является «Наша книга». В «Нашей книге» 303 страницы – объем небывалый для издания, адресованного дошкольникам.

 

 

Но, если вспомнить, что в эту книгу вошли: все лучшие, избранные произведения советских детских писателей; произведения классиков, доступные малышам; многие произведения народного творчества и, наконец, некоторые избранные произведения зарубежной литературы, – то объем этот окажется вполне естественным. Ведь в одной этой книге уместился целый круг чтения, дающий возможность множество раз открыть ее, чтобы прочитать: «Колобок» и «Репку»; сказки С. Маршака о глупом и об умном мышонке; маленькие отточенные стихи об игрушках; поэтические рассказы о маленькой Тане и ее друзьях, живущих в колхозе, и еще очень много хороших и интересных рассказов и сказок, вплоть до заключающей всю книгу бессмертной пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Самый последний рассказ в «Нашей книге», идущий после пушкинской сказки, – это рассказ Н.С. Шер о великом русском поэте. Этот рассказ, впервые знакомящий маленьких детей с биографией А.С. Пушкина, как бы открывает перед ними дверь в сокровищницу русской литературы.

Большой популярностью на протяжении многих лет у детей младшего возраста пользовалась ежегодная книга-календарь «Круглый год» (издавалась с 1946 до середины 80-х годов).

 

 

В нее входили новые произведения писателей для детей младшего школьного возраста, а также произведения, связанные с юбилейными и знаменательными датами года, с юбилеями писателей, художников, знатных людей страны. Многие страницы в сборнике посвящены тайнам природы, науки, техники, знакомству с жизнью школы, с делами пионеров и октябрят.

Для детей старшего школьного возраста самыми популярными в свое время были ежегодники и альманахи «Мир приключений», «Хочу все знать», «Глобус», «Океан» и др.

В альманахе «Мир приключений» впервые публиковались романы, повести и рассказы советских фантастов.

 

 

В № 1-13 помещены следующие произведения: «Второе сердце» Г. Гуревича, «Человек-луч» М. Лященко, «Черные звезды» В. Савченко, «Сестра Земли» Г. Мартынова, «Внуки Марса» А. Казанцева, «Благоустроенная планета» и «Должен жить» А. и Б. Стругацких и многие другие произведения. В № 8, 11 и 13 – обзоры Б. Ляпунова «Любителям научной фантастики».

«Хочу все знать» – книга, которая не похожа на большинство других. Это не роман, не научно-фантастическая повесть и не сборник рассказов. Это рассказы ученых и писателей о том, что интересного происходило в мире науки, техники и искусства.

 

 

Следующий альманах составлялся на основе писем и пожеланий читателей о том, в каких лабораториях ученых они хотели бы побывать, с какими новыми открытиями познакомиться.

Сборник «Глобус» знакомил с разнообразными событиями, географическими открытиями, путешествиями в стране и за рубежом. Все материалы сгруппированы в тематические разделы: «По родной стране», «По всему свету», «Земля и космос», «Природа и человек», «Из истории науки и путешествий».

 

 

Читая этот ежегодник, можно было найти много сведений о животном мире, о взаимоотношении человека с окружающей средой, о географических открытиях современности и прошлых лет. Авторы сборника – ученые, специалисты и писатели.

 

 

Литературно-художественный морской сборник «Океан» знакомил читателей с жизнью и работой моряков, с выдающимися людьми Советского флота, с морскими тайнами, которые ученым удалось раскрыть.



ХУДОЖНИКИ И ПИСАТЕЛИ

Детская литература немыслима без содружества с изобразительным искусством, потому что только в содружестве текста и иллюстрации рождается то, что называется детской книгой. Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность.

Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстраций начинается процесс выбора ребенком книги для чтения: они способствуют пониманию литературного текста, формируют представление о его теме, идее, персонажах, содержат в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрации помогают детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель; ему  необходимо увидеть мир, созданный автором. И вот здесь в книгу вступает художник.

Год рождения детской иллюстрации в России – 1925. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями для детей специально не издавались.

У истоков художественных традиций «Детгиза» стоял известнейший талантливый художник Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967). В 1924-1933 гг. Владимир Васильевич возглавлял художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства в Ленинграде, который благодаря ему стал центром создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения – В.М. Конашевича, Н.А. Тырсу, Н.Ф. Лапшина, В.М. Ермолаеву, воспитал молодых – А.Ф. Пахомова, Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.И. Курдова и др.

Книги, иллюстрированные Владимиром Лебедевым, – одна из вершин «Детгиза», высшее выражение ясности художественного мышления, пластической строгости и немногословности, приводящей к максимальной образной выразительности. Найденный художником лаконичный, геометрически обобщенный рисунок был им перенесен и в детскую книгу. Он первым среди художников детской книги использовал шрифт как средство выразительности.

Любимым автором В. Лебедева был литературный редактор «Детгиза» Самуил Яковлевич Маршак. Художником оформлены книги Маршака «Вчера и сегодня», «Мороженое», «О глупом мышонке», «Цирк» (1925), «Багаж» (1926), «Как рубанок сделал рубанок» (1927), «Мистер Твистер» (1933) и др.

Интересна предыстория встречи писателя и художника. Дело в том, что Самуил Яковлевич безуспешно искал иллюстратора для своих книг. Однажды в типографии, где печатались его новые стихи, Маршак поднял с пола пробный оттиск какого-то рисунка, стал его рассматривать и сразу же заявил: «Хочу, чтобы этот художник иллюстрировал мои книжки». Автором рисунка был Лебедев. Счастливый случай помог сложиться плодотворному творческому союзу поэта и художника, они сотрудничали на протяжении всей жизни.

Одна из первых больших удач В. Лебедева – книга С.Я. Маршака «Цирк». Ниточка тянется от книжки «Детки в клетке», книжки-картинки, где стихи иллюстрировали рисунок, а рисунок – текст. Все вместе складывалось в своего рода спектакль, игру. Вот и «Цирк» – не просто веселая, яркая, завлекательная книга, а книжка-афиша, книжка-вывеска, книжка-плакат. Используя приемы броской карикатуры, обобщенной плакатной графики, с ее неожиданными цветовыми решениями, художник придумал и воплотил в жизнь необычную для детской книги конструкцию.

В послевоенные годы броская плакатная манера, которую Владимир Лебедев предпочитал другим, уступила место выразительным живописным акварелям, просторным, лирическим, но отнюдь не лишенным прежней молодой легкости, «забавности». Это одинаково относилось к иллюстрациям новых книг Маршака и старых, многократно переиздававшихся – «Почты», «Мистера Твистера», «Пожара», «Сказки пейзажу. Например, в «Разноцветной книге» Маршака и не только там. Лирика все глубже проникает в песни, сказки, загадки. Появились «Тихая сказка» и «Угомон», которые требуют от читателя сосредоточенности, тишины, внутренней собранности, и сама музыкальная мелодия стиха настраивает художника на определенный лад. Среди послевоенных книг, иллюстрированных В.В. Лебедевым, лучшими считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948).

Один из ближайших соратников В.В. Лебедева – Николай Андреевич Тырса (1887-1942). Вместе с В. Лебедевым, Н. Лапшиным, Б. Ермолаевой, В. Конашевичем он работал над созданием новой советской детской книги. Тырса – постоянный соавтор Б. Житкова и В. Бианки. Он впервые оформлял книги для подростков – «Жизнь и приключения Максима Горького» И. Груздева, «Республику Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Военные кони» Н. Тихонова, «Осаду дворца» В. Каверина и другие издания.

Книги, оформленные Тырсой, несли детям правду об окружающем их мире, рассказывали о природе, о близких и дальних странах, о недавних событиях революции и гражданской войны. Многие герои художника, дети города и деревни, нередко беспризорники с трудными, изломанными судьбами. Иллюстративные циклы Тырсы позволили ему воплотить в небольших листах темы и образы, не нашедшие реализации в станковой графике. Художник увлекательно и подробно следил за развитием сюжета, создавал композиции, достоверные по характеру изображения времени, места действия героев.

В числе известных учеников Владимира Лебедева – Евгений Иванович Чарушин (1901-1965), который преуспел в жанре анималистики, главным образом, акварельной. Его герои фантастически обаятельны, а проза чрезвычайно воспитательна. Он – автор едва ли не самых образцовых по емкости, глубине, изяществу и юмору миниатюр о родной природе и ее обитателях. Великолепное прозаическое наследие писателя непредставимо без сопроводительного эскорта его же рисунков. И просто невозможно сказать, где больше Чарушина?

 

 

В писателе-акварелисте органично слились блистательный рассказчик и нежный рисовальщик. Вот навскидку его истории: «Никитка и его друзья», «Волчишко и другие», «Про Томку»… А сколько чарушинских аква-крошечек обогатили книжки других писателей: В.К. Арсеньева, Корнея Чуковского, Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Яковлевича Маршака…

Среди иллюстраторов сказки ярко выделяется своеобразный талант ленинградца Владимира Михайловича Конашевича (1888-1963). Он, как никто другой, умел творить в рисунках волшебство. И в этом заключался секрет его неувядаемого успеха у детей.

Как художник-иллюстратор детской книги В. Конашевич начал работать с 1922 года. С его рисунками вышли сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Сказки Ганса Христиана Андерсена, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Владимира Даля, народные сказки (русские, украинские, эстонские, латышские, английские, французские, китайские, африканские) – все они, иногда и по несколько раз, были иллюстрированы Конашевичем. Наибольшую часть книг с рисунками художника составляли произведения Корнея Ивановича Чуковского и Самуила Яковлевича Маршака.

Владимир Конашевич – замечательный мастер дошкольной книги. Его искусство искрится, сверкает и радует, как само детство. Художник понимает, что четырёх-шести-семилетний возраст – это чудесная пора открытий, время увлекательнейших игр, время любви к радующим детский глаз ярким краскам, цветам, к миру игрушек. Одним из важнейших качеств книг, иллюстрированных В. Конашевичем, является то, что они не только воспитывают воображение или чувство юмора – они воспитывают художественный вкус. Множество замечательных книг создано в содружестве с Корнеем Ивановичем Чуковским: «Мухина свадьба» (1924), «Путаница», (1926), «Муха-Цокотуха» (1927), «Барабек и другие стихи для детей» (1929), «Тараканище» (1929), «Телефон» (1934), «Мойдодыр» (1938), «Чудо-дерево» (1944) и другие.

Нередко для очередного переиздания той или иной книги мастер делал новые иллюстрации. Например, комарик в одной из первых книжек про Муху-Цокотуху из сказочного рыцаря превратился, в духе времени, в бравого красноармейца…

Учеником и соратником Владимира Васильевича Лебедева в «Детгизе» был Алексей Федорович Пахомов (1900-1973).

Широко популярны его иллюстрации к стихотворениям С. Маршака, В. Маяковского, С. Михалкова, а также к произведениям И. Тургенева «Бежин луг», Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», к сборнику рассказов Л. Н. Толстого «Филиппок», «Азбука» и др.

Мастерство художника и любовь к детям сделали его работы глубоко содержательными и волнующими. Знание детского быта, наблюдательность, четкий рисунок помогли ему создать запоминающиеся образы ребят.

А.Ф. Пахомов редко применял цвет. Эта тенденция проявилась в рисунках к «Бежину лугу», где почти во всех иллюстрациях простой графитный карандаш сочетается с сангиной. В ночных пейзажах используется общая легкая цветовая подкладка, в остальных применена штриховка.  Пахомов уделял большое внимание изучению жизни детей. Конкретность и эмоциональность образов прекрасно отвечали детской психологии с ее непосредственностью и живостью восприятия и стали одной из специфических черт книжной графики для детей. Художника привлекает психологическая, а не бытовая достоверность образа. Изображенные Пахомовым дети любознательны, с доверием относятся к миру.

В дальнейшем А.Ф. Пахомов создал различные варианты иллюстраций к стихотворению Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Значительным явлением в иллюстрировании были рисунки Пахомова к этому произведению, вышедшие в издании 1964 года. Художник стремился к большей цельности, используя сангину и один-два цветных карандаша, обогащая цветным  штрихом свою излюбленную манеру рисунка. А.Ф. Пахомов создал в иллюстрациях реальные и очень привлекательные образы детей, которые запоминаются надолго и очаровывают читателя.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) – один из популярнейших детгизовцев. Лауреат Государственной премии СССР (1971) за оформление и иллюстрации детских книг «Ладушки» и «Радуга-дуга». С 1928 года сотрудничал с издательством «Детгиз».

Ю. Васнецова по праву называют художником русской сказки. Одной из основных особенностей его художественного метода является неразрывная органическая связь с народным искусством. Его персонажи: звери, дети, куклы – это игрушки с ярмарки, разодетые в нарядные платья, сапожки, кафтанчики; игрушечные кони запряжены в расписные тележки. Но это не скопированные в точности народные игрушки, они ближе к реальному облику изображаемого. Художник стремился к стилизации – преломлению образов народного творчества в воображении.

Книги, оформленные Ю. Васнецовым, легко узнаваемы. Иллюстрации в них имеют первостепенное значение, текст подчиняется им.

В оформлении Ю. Васнецова неоднократно массовыми тиражами издавались книги для детей: «Болото» В.В. Бианки (1930), «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С.Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С.Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса» (1947) и многие другие. Иллюстрировал Ю. Васнецов и «Конька-горбунка» П.П. Ершова, и книги для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка, и другие издания.

В послевоенные годы в «Детгизе» активно работал Виталий Николаевич Горяев (1910-1982). Самая значительная его работа – рисунки к произведениям Марка Твена. Иллюстрации к роману «Приключения Тома Сойера» Горяев выполнил в 1946-1948 годах. Они еще весьма традиционны для подобных приключенческих произведений. Но, одновременно, в них присутствует свойственный этому художнику добрый юмор. «Приключения Гекльберри Финна» Горяев иллюстрировал уже в 1960-1961 годы. Это произведение Марка Твена, представляющее своеобразную энциклопедию жизни Северной Америки конца XIX века, Виталий Николаевич увидел в более саркастических тонах. Иллюстрации выразительны, точны по штриху, пластике фигур, композиции, немногочисленным «говорящим» деталям. Впоследствии обе книги не раз переиздавались с иллюстрациями Горяева, ставшими классикой этого жанра.

С 1946 года началось многолетнее сотрудничество художника с А.Л. Барто. Он иллюстрировал многие ее книги – «Качели», «Дом переехал», «Стихи детям», «Петя рисует», «Краснокожие» и другие. Большой творческой удачей Виталия Горяева представляется и оформление книги Юрия Карловича Олеши «Три толстяка».

Сегодня издательство «Детская литература» не изменило свои стратегические направления: издается классическая, научно-познавательная литература, книги современных детских писателей. Выходят серии книг, сборники. На выставке мы максимально представили издания, ставшие визитной карточкой издательства. Надеемся, что выставка запомнилась нашим читателям, а этот материал будет полезен коллегам-библиотекарям, педагогам и всем людям, интересующимся детской литературой.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

К разделу «Большая литература для маленьких»

  • Барто, А. Детям : стихи / Агния Львовна Барто. – М. : Детская  литература, 1977. – 240 с. : ил.
  • Бианки, В. Лесная газета / Виталий Бианки. – Л. : Детгиз, 1958. – 535 с. : ил.
  • Бомарше, П. Безумный день или Женитьба Фигаро / П. Бомарше. – М. : Детгиз, 1934. – 128 с.
  • Гоголь, Н.В. Избранные произведения / Николай Васильевич Гоголь. – М. : Детгиз, 1959. – 501 с. : ил. – (Школьная библиотека).
  • Гюго, В. Гаврош / Виктор Гюго. – М.-Л. : Детгиз, 1953. – 56 с. : ил.
  • Ильин, М., Сегал Е. Как человек стал великаном / М. Ильин, Е. Сегал. – М.-Л. : Детгиз, 1946. – 554 с. : ил.
  • Ильин, М. Как автомобиль учился ходить / М. Ильин. – Л. : Детгиз, 1934. – 23 с. : ил.
  • Ильин, М. Сто тысяч почему / М. Ильин. – Л. : Детгиз, 1935. – 120 с.
  • Крылов, И.А. Басни / Иван Андреевич Крылов. – М.-Л. : Детгиз, 1937. – 64 с. : ил.
  • Маршак, С. Детям : cтихи / Самуил Яковлевич Маршак. – М. : Детская литература, 1995. – 136 с. : ил.
  • Некрасов, Н.А. Стихотворения / Николай  Алексеевич Некрасов. –    М. : Детгиз, 1936. – 379 с. : ил.
  • Песнь о Роланде. – М.-Л. : Гос. изд-во детской литературы, 1943. – 96 с. : ил.
  • Пушкин, А.С. Избранные произведения / Александр Сергеевич   Пушкин. – М. : Детгиз, 1962. – 207 с. : ил. – (Школьная библиотека).
  • Пушкин, А.С. Капитанская дочка : повесть / Александр Сергеевич Пушкин. – М. : Детгиз, 1934. – 128 с. – (Школьная серия   классиков).
  • Пушкин, А.С. Сказка о рыбаке и рыбке / Александр Сергеевич   Пушкин. – М. : Детгиз, 1936. – 16 с. : ил.
  • Распэ, Э. Приключения барона Мюнхаузена / Э. Распэ. – Л. : Детская литература, 1981. – 111 с. : ил.
  • Родари, Дж. Чиполлино и другие : стихи, сказки, рассказы / Джанни Родари. – М. : Детская литература, 1984. – 414 с. : ил.
  • Чуковский, К. Сказки. – М. : Детгиз, 1962. – 116 с. : ил.
  • Шекспир, В. Ромео и Джульетта: трагедия в пяти актах / Вильям Шекспир. – М. : Детгиз, 1963. – 189 с. : ил.

К разделу «Серии и библиотеки»

  • Али-Баба и сорок разбойников : арабская сказка. – М.-Л. : Детгиз, 1948. – 48 с. : ил. – (Первая библиотечка школьника).
  • Андерсен, Г.Х. Гадкий утенок / Ганс Христиан Андерсен. – М. : Детгиз, 1955. – 32 с. : ил. – (Мои первые книжки).
  • Ария, С.М. Великий закон природы : периодическая система элементов Менделеева и ее значение в наши дни / С.М. Ария. – М.-Л. : Детгиз, 1953. – 112 с. : ил. – (В помощь школьнику).
  • Белинский, В.Г. О театре / Виссарион Никифорович Белинский. –   М. : Детская литература, 1981. – 96 с. : ил. – (В мире прекрасного).
  • Библия : Ветхий Завет; Новый Завет; Жития святых. – М. : Детская литература, 2003. – 798 с. : ил. – (Б-ка мировой литературы для детей).
  • Благинина, Е. Башмачки / Елена Благинина. – М. : Детгиз, 1956. – 16 с. : ил. – (Мои первые книжки).
  • Верн, Ж. Вверх дном / Жюль Верн. – М. : Детгиз, 1952. – 176 с. : ил. – (Библиотека научной фантастики).
  • Верн, Ж. Дети капитана Гранта / Жюль Верн. – М. : Машино-строение, 1983. – 640 с. : ил. – (Библиотека приключений).
  • Гайдар, А.П. Судьба барабанщика : повесть / Аркадий Петрович Гайдар. – М. : Детская литература, 2007. – 186 с. : ил. – (Школьная библиотека).
  • Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки : сборник затей, фокусов, самоделок, занимательных задач / Михаил Абрамович Гершензон. – М. : Детская литература, 1998. – 144 с. : ил. – (Знай и умей).
  • Гоголь, Н.В. Тарас Бульба : повесть /Николай Васильевич Гоголь. – М. : Детская литература, 2009. – 188 с. : ил. – (Школьная библиотека).
  • Грин, А.С. Алые паруса; Бегущая по волнам; Золотая цепь : романы / Александр Степанович Грин. – М. : Детская литература, 1976. – 431с. : ил. – (Библиотека приключений и научной фантастики).
  • Достоевский, Ф.М. Детям : сборник отрывков из повестей и романов / Федор Михайлович Достоевский. – М. : Детская литература, 2007. – 222 с. : ил. – (Школьная библиотека).
  • Житков, Б. Избранное / Борис Степанович Житков. – М. : Детгиз, 1963. – 512 с. : ил. – (Золотая библиотека).
  • Жуковский, В.А. Летний вечер : стихи / Василий Андреевич Жуковский. – Л. : Детская литература, 1985. – 16 с. : ил. – (Мои первые книжки).
  • Избранные повести и рассказы / Партизан Леня Голиков : повесть / Юрий Корольков. Первое имя : повесть / И. Ликстанов. Тридцать один день : дневник пионера Саши Василькова / А. Алексин. – М. : Детская литература, 1964. – 703 с. : ил. – (Библиотека пионера).
  • Избранные повести и рассказы / Три повести / Н. Носов. Большой оркестр : повесть / А. Бикчентаев. – М. : Детгиз, 1962. – 479 с. : ил. – (Библиотека пионера).
  • Избранные повести и рассказы / Честное слово : рассказы / Л. Пантелеев. Добрый дом : повесть / М. Слуцкис. Звездочка : повести и рассказы / И. Василенко. – М. : Детгиз, 1963. – 671 с. : ил. – (Библиотека пионера).
  • Избранные повести и рассказы / Над Волгой : роман / М. Прилежаева. Морская чайка : повесть / Юрий Знабацкий. Дом в Черемушках : рассказы / Михаил Коршунов. – М. : Детгиз, 1962. – 735 с. : ил. – (Библиотека пионера).
  • Избранные повести и рассказы / На севере дальнем : повесть / Николай Шундик. Утро нашей жизни : повести / С. Улуг-Зода. – М. : Детгиз, 1964. – 543 с. : ил. – (Библиотека пионера).
  • Кассиль, Л. Турецкие бутцы / Лев Кассиль. – М.-Л. : Детгиз., 1936. – 16 с. : ил. – (Книга за книгой).
  • Кондратьев, Д.Л. Твоя коллекция монет : из истории российских денег / Дмитрий Львович Кондратьев. – М. : Детская литература, 2004. – 156 с. : ил. – (Знай и умей).
  • Крапивин, В.П. Взрыв Генерального штаба : повести / Владислав Петрович Крапивин. – М. : Детская литература, 1998. – 332 с. – (Опасный возраст).
  • Лифшиц, Вл. Сабля Чапаева : поэма-сказка / Вл. Лифшиц. – М.-Л. : Детгиз, 1939. – 16 с. : ил. – (Книга за книгой).
  • Лондон, Д. Изменник : рассказ /Джек Лондон. – М. : Детгиз, 1938. – 32 с. – (Рассказы иностранных писателей).
  • Мамин-Сибиряк, Д.Н. Серая шейка / Дмитрий  Наркисович  Мамин-Сибиряк. – М. : Детская литература, 1999. – 16 с. : ил. – (Книга за книгой).
  • Мопассан, де Ги. В море : рассказ / Ги де Мопассан. – М. : Детгиз, 1937. – 16 с. : ил. – (Рассказы иностранных писателей).
  • Прилежаева, М.П. Зеленая ветка мая : повесть / Мария Павловна Прилежаева. – М. : Детская литература, 1986. – 271 с. : ил. – (Золотая библиотека. Библиотечная серия).
  • Рахтанов, И. Амангельды Иманов: исторический рассказ / И. Рахтанов. – М.-Л. : Детгиз, 1938. – 32 с. : ил. – (Маленькая историческая библиотека).
  • Рахманов, Л. Яблочков / Л.Рахманов. – М.-Л. : Детгиз., 1949. – 84 с. : ил. – (В помощь школьнику).
  • Сетон-Томпсон, Э. Королевская  аналостанка / Э. Сетон-Томпсон. – М.-Л. : Гос. изд-во детской литературы, 1941. – 32 с.: ил. – (Книга за книгой).
  • Соломко, Н.З. Белая лошадь – горе не мое : повести / Наталья Зоревна Соломко. – М. : Детская литература, 1998. – 333 с. – (Опасный возраст).
  • Студенецкий, Н. Мастерская головоломок / Николай Васильевич Студенецкий. – М. : Детская литература, 1964. – 254 с. – (Школьная библиотека. Библиотечка пионера «Знай и умей»).
  • Толстой, Л.Н. Сказки, пословицы, загадки : из «Книг для чтения» и «Азбуки» Л.Н. Толстого / Лев Николаевич Толстой. – М. : Детская литература, 1989. – 31 с. : ил. – ( Читаем сами).
  • Шторм, Г. Полтава / Георгий Шторм. – М.-Л. : Детгиз, 1939. – 32 с. : ил. – (Маленькая историческая библиотека).

К разделу «О сборниках, ежегодниках и составителях»

  • Былины. – М. : Детская литература, 1971. – 304 с. – (Школьная библиотека).
  • Глобус : географический сборник для детей / сост. Л.А. Джалалбекова. – Л. : Детская литература, 1974. – 400 с. : ил.
  • Гуси-лебеди : сборник русских народных сказок, песенок и загадок. – М.-Л. : Детгиз, 1953. – 159 с. : ил.
  • Круглый год: книга-календарь для детей на 1958 год. – М. : Детгиз, 1957. – 223 с. : ил.
  • Наша книга : сборник для чтения в детском саду. – М. : Детгиз, 1957. – 303 с. : ил.
  • Лукоморье : сказки русских писателей. – М. : Детгиз, 1963. – 543 с. : ил.
  • Мир приключений : альманах. Вып. 1. – М. : Детгиз, 1955. – 454 с. : ил.
  • Русские народные сказки / обработка  А.Н. Толстого. – М.-Л. : Детгиз, 1948. – 125 с. : ил.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика