Материнская школа Не являясь ни яслями, ни детскими садами, материнские школы, учрежденные в 1887 г., представляют собой учебно-воспитательные учреждения, в которые принимаются дети в возрасте от двух до шести лет. Занятия в них в большинстве случаев проводятся учительницами младших классов. Обучение в материнских школах не является обязательным, однако спрос на них велик. В этом отношении ситуация во Франции уникальна: свыше 99 % детей трехлетнего возраста посещают материнские школы, большая часть которых входит в систему государственного образования. Начальная школа За редким исключением, дети обычно поступают в начальную школу в шесть лет. Государственная школа является коммунальной, начиная с 1883 года. Строительство, оснащение и содержание школ осуществляется коммуной или объединением коммун. Со времени принятия законов, предложенных Жюлли Ферри (1881-1882 гг.), начальное обучение является обязательным, а обучение в государственной школе - светским и бесплатным. Нормальная продолжительность начального обучения составляет пять лет: первые три года, т.е. подготовительный курс и элементарный цикл, составляют вместе с последним годом материнской школы цикл базовой подготовки. Остальное время обучения в начальной школе отводится более углубленному изучению предметов (первый и второй годы среднего цикла), причем с 1998/99 учебного года в него входит обязательное обучение иностранному языку. Коллеж: главное звено Во Франции коллежей почти 7 тыс. Обучение в них рассчитано на четыре года: шестой класс (цикл адаптации), пятый и четвертый классы (основной цикл) и третий класс (цикл ориентации). Начиная с 1975 г. все учащиеся, независимо от уровня знаний, поступают в коллеж. Подавляющее большинство учащихся проходят полный курс этого первого этапа среднего образования. Те, кому к моменту окончания курса обучения исполняется 16 лет, могут оставить учебу, однако в целом 94 % учащихся каждой возрастной категории получают свидетельство о профессиональной пригодности, удостоверение о профессиональном образовании или переходят на вторую ступень, т.е. в лицей. Лицей 78 % подростков получают образование в 2060 государственных лицеях. Лицеи бывают двух типов: лицеи общего образования принимают свыше 1,5 млн. учащихся. После трех лет обучения во втором, первом и завершающем классах лицеисты сдают экзамены на звание бакалавра либо общего профиля, либо с техническим уклоном. Экзамен на звание бакалавра общего профиля, со временем изменившийся, остается государственным экзаменом, успешная сдача которого рассматривается как начальная ступень университетского образования. Этот экзамен ориентирован на оду из трех основных дисциплин: литературу (L), естественные науки (S) и экономику (ES). Технический уклон также включает несколько специализаций: естественные науки и технологии сферы услуг (STT), естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и лабораторные технологии (STL) и медико-социальные науки (SMS); лицеи профессионального образования готовят около 700 тыс. учащихся по разным специальностям в сфере промышленности и услуг. Число молодых людей, получивших свидетельства о трехгодичной профессиональной подготовке, значительно уменьшилось, в то время как желающих сдать экзамены на получение профессионального образования после двухгодичного обучения стало намного больше. К экзаменам на звание бакалавра с профессиональной квалификацией, введенным в 1985 г., в настоящее время готовятся свыше 100 тыс. учащихся. Образование, предоставляемое профессиональными лицеями, и его содержание определяются на общегосударственном уровне исходя из стратегии в отношении тех или иных специальностей. Во Франции поставлена задача добиться того, чтобы 80 % учащихся одной возрастной категории получали диплом бакалавра.
Высшее образование К высшим учебным заведениям относятся те учебные заведения, которые предоставляют возможность продолжить учебу, окончившим средние учебные заведения и для поступления в которые необходим диплом бакалавра. Частично высшее получают в лицеях, в которых на протяжении двух лет могут обучаться получившие диплом бакалавра, но административно лицеи включены в систему среднего образования по причинам исторического и технического характера. На данном этапе обучения ведется подготовка к получению свидетельства техника высшей квалификации, которое получают более 200 тыс. учащихся - втрое больше, чем 10 лет назад. Наряду с этим еще примерно 80 тыс. учащихся готовятся к конкурсу на поступление в специализированные вузы.. Таким образом, высшее образование предоставляется как специализированными вузами, доступ в которые возможен лишь после успешного прохождения весьма строгого конкурсного отбора, так и университетами, куда доступ открыт всем обладателям диплома бакалавра. Высшие школы (специализированные вузы) появились в XVIII в., в период кризиса университетов, по инициативе государственных властей в целях подготовки кадров для конкурсного замещения административных должностей. Учебные заведения подобного рода создавались также по инициативе предпринимателей, с тем чтобы предприятия располагали необходимыми для их развития специалистами. В настоящее время высшие школы находятся в ведении различных министерств, и в них обучаются свыше 200 тыс. студентов. Там преподаются предметы, относящиеся ко всем областям знаний - от фундаментальных наук до искусств, от гуманитарных и инженерных дисциплин до литературы, права, управленческих специальностей. Некоторые из этих учебных заведений из числа наиболее престижных были первоначально предназначены для подготовки наиболее квалифицированных кадров в ключевых государственных структурах. Высшие преподавательские школы готовили преподавательские кадры, Политехническая школа и Сен-Сирское училище - специалистов для армии, Национальная историко-архивная школа - архивистов и хранителей национального достояния, Национальная школа управления, созданная в 1945 г., - высококвалифицированные кадры для центрального аппарата государственного управления. Сохраняя свое первоначальное назначение, большинство этих учебных заведений расширили диапазон подготовки специалистов, и их выпускники не обязаны более поступать исключительно на государственную службу. Наряду с высшими школами существуют коммерческие и управленческие школы, такие как Высшая коммерческая школа, Высшая школа экономических и коммерческих наук или Высшая школа коммерции, а также высшие национальные инженерные школы, которые привлекают все большее число абитуриентов, поскольку потребности предприятий в таких высококвалифицированных кадрах становятся все более острыми. Подавляющее большинство студентов - около 1,5 млн. учатся в университетах, открытых для обладателей диплома бакалавра или приравненного к нему диплома. Поступление в университетские технологические институты (они готовят за два года к получению диплома о техническом образовании университетского уровня, а число студентов в них составляет почти 110 тыс.) происходит путем отбора по документам. Студенты распределяются по изучаемым дисциплинам следующим образом: литература и гуманитарные науки - 35 %, право и экономические науки -24 %, естественные науки - 20 %, медицина, фармакология и стоматология - 14 %. Остальные - это студенты университетских технологических институтов либо институтов физической культуры и спорта. Занятия организованы в три цикла: первый, двухгодичный, посвящен главным образом подготовке к получению диплома об общем университетском образовании; второй, также двухгодичный, ставит своей целью получение диплома сначала лиценциата, затем магистра; третий, доступный лишь после строгого отбора, позволяет получить диплом об углубленном образовании, который позволяет продолжать обучение, чтобы добиться степеней и званий вплоть до доктора наук. Университеты и учебные заведения, имеющие университетский статус, далеко не равноценны по значению, и их географическое распределение весьма неравномерно. В одном лишь Париже обучается почти шестая часть всех студентов страны. А если добавить университеты соседних учебных округов (академий) Версаля и Кретейя, то на Парижский округ придется уже четверть студентов. Для небольших университетов обычно характерны многообразие дисциплин и многочисленность студентов первого цикла обучения. Что касается крупных провинциальных городов, то в каждом из них обычно имеется несколько университетов, зачастую весьма специализированных, с большим числом студентов второго и третьего циклов обучения. Именно так обстоят дела в Лилле, Тулузе, Лионе, Экс-ан-Провансе, Бордо, Гренобле, Монпелье и Нанси.
|