Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Модернизм в литературе: писатели Франции

Модернизм (итал. modernismo - "современное течение"; от лат. modernus - "современный, недавний") - направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин "модернизм" присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках - это термин "modern". Так как в русской эстетике "модерн" означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела.

Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций ХIХ века, их консенсуса между автором и читателем.

выставка Модернизм в литературеВ художественной литературе принятое течение хронологического развития событий было поставлено с ног на голову Джозефом Конрадом, Марселем Прустом и Уильямом Фолкнером, в то время как Джеймс Джойс и Вирдижиния Вульф ввели новые способы отслеживать поток мыслей своих героев при помощи стиля "поток сознания".

Вообще-то у каждой страны был свой модернизм, неважно, вошел ли он в анналы мировой литературы или так и остался локальным явлением.

На настоящей выставке мы представляем читателям произведения писателей представителей модернизма Франции: Луи Арагона, Гийома Апполинера, Андре Бретона, Марселя Пруста, Альбера Камю и Поля Валерии.


Андре БретонАНДРЕ БРЕТОН

Андре Бретон (фр. Andre Breton, 1896-1966) - французский прозаик, поэт и теоретик сюрреализма. Приобрел свою огромную известность, во многом, как основоположник сюрреализма. Среди его работ - "Манифест Сюрреалистов" 1924 г., в котором он определяет сюрреализм как чистый психический автоматизм.

Родился А. Бретон в скромном семействе в Тинчебрее (Орн) в Нормандии. Изучал медицину и психиатрию. Во время Первой мировой войны работал в неврологической клинике в Нанте, где он познакомился с духовным сыном Альфреда Джарри - Жаком Ваше, чья антисоциальная позиция и пренебрежение к установленным художественным традициям существенно повлияли на А. Бретона. Ж. Ваше наложил на себя руки в возрасте 24 лет, а его переписка с А. Бретоном и другими знакомыми во время войны была опубликована в сборнике "Письма войны" (Lettres de guerre, 1919), к которой А. Бретон написал четыре вводных эссе.

В 1919 г. А. Бретон основывает издание "Litterature" вместе с Луи Арагоном и Филиппом Супо. В это время он также связан с дадаистом Тристаном Цара. В 1924 г. он основывает бюро сюрреалистических исследований.

В "Магнитных полях" (Les Champs Magnetiques), в сотрудничестве с Ф. Супо, он реализует принцип автоматического письма на практике. В 1924 г. он издает "Манифест Сюрреалистов", а также выступает издателем La Revolution surrealiste, начиная с того же года. Группа людей собрается вокруг него: Филипп Супо, Луи Арагон, Поль Элуар, Рене Кревель, Мишель Лери, Бенджамин Пере, Антонин Атро и Роббер Десно.

Пытаясь совместить темы личной трансформации, найденные в работах Артюра Рембо с политикой Карла Маркса, А. Бретон присоединился к французской коммунистической партии в 1927 г., из которой он был исключен в 1933 г. В это время он жил в основном за счет того, что продавал картины из своей художественной галереи.

Под управлением А. Бретона сюрреализм стал европейским движением, которое повлияло на все сферы искусства, и поставило вопрос о природе человеческого понимания и человеческого восприятия вещей и событий.

В 1938 г. А. Бретон принял культурное задание от французского правительства отправиться в Мексику. Это дало ему возможность встретиться с Л. Троцким. А. Бретон и другие сюрреалисты искали убежище на протяжении всей лодочной поездки от Патцкуаро до сюрреалистического города Эронгарикуаро. Диего Ривейра и Фрида Кало были среди посетителей их тайного общества интеллектуалов и художников. Вместе А. Бретон и Л. Троцкий написали "Manifesto Pour un art revolutionnaire independent" - манифест в защиту независимого революционного искусства (опубликованный под именами А. Бретона и Диего Ривейра), который призывал к полной свободе искусства, что становилось все более трудным в мировой ситуации того времени.

В начале Второй мировой войны А. Бретон вновь оказался в санитарных войсках французской армии. Правление Виши запретило его работы как "крайнее отрицание национальной революции", и А. Бретон начал новые поиски убежища в США и на Карибах в 1941 г. Там А. Бретон познакомился с писателем Эйм Сезар, и затем написал введение к изданию 1947 г. его "Cahier d'un retour au pays natal". Во время вынужденного пребывания в Нью-Йорке он встретил Элизу - чилийскую женщину, которая стала его третьей женой.

В 1944 г. он и Элиза отправились в Квебек, Канаду, где он написал "Аркан 17" (Arcane 17) - книгу, выражающую его страхи Второй мировой войны, чудеса Роше Персе и северо-востока Северной Америки, а также превозносил заново обретенную любовь с Элизой.

А. Бретон вернулся в Париж в 1946 году, где он вторгся во французский колониализм и продолжил, вплоть до самой своей смерти, воспитывать вторую группу сюрреалистов посредством экспозиций или заметок (La Breche, 1961-1965). В 1959 г. А. Бретон организовал выставку в Испании, чтобы отметить Сороковой юбилей сюрреализма, где можно было увидеть картины Сальвадора Дали, Хоана Миро, Энрике Табара и Евгенио Гранелла.


Гийом АпполинерГИЙОМ АППОЛИНЕР

Гийом Аполлинер (фр. Guillaume Apollinaire, 1880-1918) - великий французский поэт-лирик, ведущая фигура авангарда до Первой мировой войны, он писал критические и теоретические труды, которые существенно повлияли на эстетические движения от кубизма до современного постмодернизма.

 Гийом Аполлинер - это псевдоним Вильгельма Аполлинариса де Костровицкого - внебрачного сына офицера итальянской армии и юной польской дворянки. Родился он в Риме, 26 августа 1880 г. и воспитывался в разных городках на юге Франции, где проезжала его мать. В 1899 г. Г. Аполлинер уехал жить в Париж и без денег и дипломов, конечно же, перенес некоторые трудности. Как бы то ни было, между случайными работами в качестве литературного поденщика, учителя, банковского клерка и журналиста, он ухитрялся съездить на материк и совершил две поездки в Лондон. В то время у него было несколько романов, что позднее получило отображение в его трудах.

Самым главным аспектом первых лет Г. Аполлинера в Париже были его встречи с писателями художниками. Юный, полный энтузиазма, он был желанным спутником молодых модернистов Богемии. Он писал небольшие заметки и статьи, защищающие то, что позднее назовут кубизмом. Он писал также и прозу, его поэмы появлялись в журналах, а потом были опубликованы в 1913 г. в сборнике "Алкоголь" (Alcools). Оригинальность этих произведений заключается более в тонком поддержании образа и ритма, чтобы выразить эмоцию, нежели в технических новшествах. Корректируя, Г. Аполлинер выкинул всю пунктуацию и поместил в начало собрания довольно раннюю поэзию под названием "Зона" (Zone), которая представляет собой своеобразный манифест модернизма.

Когда в 1914 г. началась война, Г. Аполлинер пошел в добровольцы и нашел в бою новые темы поэтического вдохновения. Раненный в 1916 г., он был отослан в Париж, где поколение будущих дадаистов и сюрреалистов приняло его как куратора. В следующем году презентация "Бюста Тересия" - бурлескной пьесы в модернистском духе, и лекция о "новом духе" как таковом, сделали Г. Аполлинера известной личностью.

 Его второй том стихов "Калиграммы" (Calligrammes) появился в 1918. Здесь Г. Аполлинер демонстрирует метрические новшества модернизма, которые он аккумулировал в стихотворении "Зона". У него существуют стихотворения, сконструированные из отрывков разговоров, или обычные поучения, которые касаются простых банальных вещей, но окутаны магией лиризма. Здесь есть и идеограммы - по которым, собственно, и назван сборник - визуальные поэзии, которые имитируют в типографическом виде и расположении на странице объект, о котором идет речь.

Год 1918 - год полной реализации Г. Аполлинера как человека искусства и просто человека. Будучи несчастным в любви к художнице Марие Лоренсин, он нашел счастье с Жаклин Кольб - прелестной красной шапочкой из последнего стихотворения "Калиграмм". Поженились они в мае, а через полгода в возрасте 38 лет, Аполлинер скончался от гриппа в Париже.


Марсель ПрустМАРСЕЛЬ ПРУСТ

Марсель Пруст (фр. Marcel Proust, 1871-1922) - французский романист. Он был одной из крупнейших фигур в литературе современности. Родившийся в семье буржуазных родителей, он страдал от слабого здоровья, будучи ребенком и находился под внимательной опекой матери. Уже юношей он амбициозно вошел в высшее парижское общество и написал свою первую работу "Удовольствия и дни" (Les Plaisirs et les jours , 1896). Мучимый астмой и неврозами, пережив трагедию смерти своих родителей, он все больше стал удаляться от внешней жизни и с 1907 г. жил практически все время в обитой пробковым деревом комнате, работая по ночам над своим монументальным романом "В поисках утраченного времени" (A la recherche du temps perdu, 1913-27).

Первый из цикла романов - "По дороге к Сванну" (Du cote de chez Swann, 1913) остался незамеченным, но второй - "Под сенью девушек в цвету" (A l'ombre des jeunes filles en fleurs, 1919) принес ему премию Гонкуров. Полуавтобиографическая трилогия М. Пруста сконцентрирована на воспоминаниях героя со времен детства, через юношескую влюбленность к точке написания произведения. Это даже не повествование, в плане истории, а своеобразный внутренний монолог. Это спорное, но очень живое произведение, наполненное блестящими метафорами и образными портретами, богато психологическими, философскими и социальными размышлениями. Главной темой остается связь между внешней и внутренней реальностью, которую можно найти во времени и в памяти. Именно к ней обращен страждущий герой М. Пруста: несмотря на то, что время безвозвратно ушло, прожив все моменты в памяти, можно сделать жизнь более длинной и более полной. Большинство воспоминаний вызывает внутреннюю боль, а предметы человеческих желаний являются основными причинами страданий.

В произведениях М. Пруста личность изолирована, общество ложно и заражено снобизмом, а художественное поведение вознесено до ранга религии - оно имеет высшую природу. Только через видение, полученное в предметах искусства, человек может осознать вещи, выйдя за границы своего субъективного опыта. Умение писателя интерпретировать самые внутренние впечатления в пределах таких внешних сил, как время и смерть, создает глубочайший взгляд на мир. Его работа повлияла на поколения романистов и мыслителей. Его видение и техника стали жизнеутверждающими для развития модернизма.

Большинство писем из его переписки были опубликованы в 21 томе (1970-73), а его ранний роман "Жан Сантей" (Jean Santeuil, опубликован 1952), и "Против Сент-Бёв" (Contre Sainte-Beuve, опубликован 1954) вышли уже посмертно. Третья часть трилогии "У Германтов" (куда входит и "Обретенное время") увидела свет благодаря брату писателя.

М. Пруст занимался переводами иностранных авторов и стилизациями авторов французских - наиболее обширная его работа в этом плане - "Подражания и прочие мелочи" (Pastiches et mеlanges, 1919).


Луи АрагонЛУИ АРАГОН

Луи Арагон (фр. Louis Aragon, 1897-1982) - основополагающий участник сюрреалистического движения и самый известный коммунистический писатель Франции; поэт, романист и журналист. Он родился в Париже, как незаконнорожденный сын Маргариты Тука и Луи Андрие, депутата и бывшего префекта полиции, посла Испании, который назвал сына гордым именем Арагон. Поиски законности и самоидентификация стали основными темами его работ. После блестящего обучения в школе в Нейли и лицее Карно, когда он показал свой неоднозначный литературный талант, он стал студентом-медиком в 1916 г., и познакомился с Андрэ Бретоном, посещая курсы в Валь де Грас в 1917 г. Он отличился на войне и был награжден крестом, служил в оккупированной Германии вплоть до демобилизации 1919 г.

Первый крупный период его литературной деятельности стал флагманом французского авангарда. Работы Л. Арагона двадцатых годов представляют собой самые полные и новейшие произведения авангарда. Романы, такие как "Анисе" (Anicet ou le Panorama, 1921) и "Приключения Телемаха" (Les Aventures de Telemaque, 1922) используют множество фантастических персонажей для стилизации. В то время как стихотворения "Фея радости" (Feu de joie, 1921) и "Непрерывное движение" (Le Mouvement perpetual, 1926), сделаны в стиле коллажа и потом станут типичным для его работ. "Парижский крестьянин" (Le Paysan de Paris, 1926), предлагающий фантастический взгляд на город, стал классическим текстом сюрреализма. Теоретические основы сюрреализма, как его понимал Л. Арагон, заложены в жестком полемическом эссе "Трактат о стиле" (Traite du style, 1928).

В 1927 г. Л. Арагон вступил во французскую коммунистическую партию, все еще веря, что сюрреализм может стать революционным движением, но его встреча в 1928 г. с Эльзой Триоле, которая стала ему близким человеком на всю оставшуюся жизнь, приблизила его к Советскому Союзу и несколько изменила его взгляды. После возвращения с конгресса революционных писателей в Харькове в 1930 г., Л. Арагон увидел, что сюрреализм и коммунизм больше не совместимы, и этот вывод окончательно остановил его отношения с А. Бретоном в 1932 г. В 30-х гг. Л.Арагон работал в аппарате французской компартии как журналист, организатор и писатель. Писал он для газет еще с начала 20-х, но постоянным журналистом L'Humanite стал только в тридцатых годах. С 1937 г. он стал директором коммунистической ежедневной газеты "Ce soir", и занимал этот пост до 1939 г., пока газету не запретили. Он перешел от сюрреализма к соцреализму, но не отбросил свои новаторские техники. Таким образом, стихи Hourral l'Oural (1934) показывают значимый возврат к традиционной поэтичной форме, а романы, составляющие цикл Monde reel- Les Cloches de Bale (1934), Les Beaux Quartiers (1936), and Les Voyageurs de l'Imperiale (1942) не выходят за рамки коллажей.

В 40-х гг. начинается третья основная фаза творчества Л. Арагона. В этот период рождаются одни из лучших произведений его поэзии: Cantique a Elsa (1942), Les Yeux d'Elsa (1942), En francais dans le texte (1943), и "Французская Диана" (La Diane francaise, 1945), в которых мастерство лирических форм позволяет Л. Арагону уравнять любовь к женщине с любовью к родине и торжествовать над немцами. После войны он остался невостребованным коммунистическим писателем, несмотря на это партия не утвердила такие его работы, как роман Aurelien (1944), невзирая на ее классический ортодоксальный характер. При этом он продолжил занимать ключевые журналистские посты в партии: в 1947 г. он стал директором "Ce soir" 1947 г., а с 1953 г. - директором "Les Lettres francaises", вплоть до его закрытия в 1972 г. В художественной литературе он закончил свой социалистический цикл сборником "Коммунисты" (Les Communistes, 1949-51). В 50-60 гг. он продолжает издавать поэзию - "Эльза" (Elsa,1959) и Le Fou d'Elsa (1963), а также романы: La Semaine sainte (1958), La Mise a mort (1965), Blanche ou l'Oubli (1967), и последний сборник коротких рассказов Mentir-vrai (1980).

Репутация Л. Арагона делает его очень важной личностью для сюрреализма, особенно с его произведением "Парижский крестьянин", что подтверждает его статус самого крупного поэта лирика двадцатого столетия и самого важного поэта Движения Сопротивления.


Альбер Камю АЛЬБЕР КАМЮ

Французский романист, эссеист и драматург Альбер Камю (Albert Camus, 1913-1960) был озабочен философскими проблемами значения жизни и человеческого поиска ценности в мире без Бога. Его работы отличаются умеренностью и толерантностью.

С А. Камю можно провести параллель с двумя более поздними французскими писателями: Андрэ Моруа и Жан-Полем Сартром, как авторами, кардинально отходящими от буржуазной новеллы. Как и они, он меньше интересовался психологическим анализом. А. Камю разработал концепцию абсурда, которая и стала основной темой большинства его ранних работ: абсурд это нечто между человеческим желанием и миром счастья, управляемым справедливостью и порядком, мир, который он может понять сугубо рационально. С другой стороны, настоящий мир хаотичен и иррационален, он становится причиной страданий и бессмысленных смертей. Вторая ступень мысли Камю, проистекающая из первой, гласит о том, что человек не должен просто принять абсурдную вселенную, но ему следует против нее бороться.

А. Камю родился 7 ноября 1913 г., в Мондови, Алжире, который тогда был частью Франции. Учиться он начал только благодаря помощи окружающих, поскольку его детские годы прошли в нищете. Он оказался прекрасным студентом философии, который так же интересовался спортом и драматургией. Еще будучи студентом он основал театр, которым управлял и в котором играл в пьесах. В 1938 г. он стал журналистом. Первыми его опубликованными работами были сборники эссе о смысле жизни и радостях бытия: "Изнанка и лицо" (L'Envers et l'endroit, 1937) и "Брачный пир" (Noces, 1938).

С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 г. А. Камю признали негодным к военной службе. В последующие годы он переехал в Париж, где завершил свой первый роман "Посторонний" (L'Etranger), который был опубликован в 1942 г. Тема романа нашла воплощение в клерке Мерсо, который является рассказчиком и главным героем. Мерсо является посторонним во всех проявлениях человеческого мира. Вся ситуация символизирует абсурдную природу жизни, которая подчеркивается абсолютно простым и бесцветным стилем изложения.

Во время немецкой оккупации А. Камю не смог найти работу во Франции и в 1941 г. вернулся в Алжир, где закончил свою следующую книгу "Миф о Сизифе" (Le Mythe de Sisyphe, 1942). Это философское эссе о природе абсурда, воплощенное в мифическом персонаже Сизифа, обреченного вечно катить тяжелый камень на скалу только для того, чтобы он вновь скатился вниз. Сизиф становится символом человечества, и его постоянные труды облекаются в трагическое величие.

В 1942 г. А. Камю возвращается во Францию и присоединяется к группе сопротивления. Он становится подпольным журналистом и пребывает в этом статусе до 1944 г., когда становится редактором сопротивленческой газеты "Combat". В это время ставятся две его первых пьесы: "Недоразумение" (Le Malentendu, 1944) и "Калигула" (Caligula, 1945). Снова его основной темой становится бессмысленность жизни и предрешенность смерти. Еще две пьесы - "Осадное положение" (L'Etat de siege) и "Праведные" (Les Justes), появились в 1948 и 1950 гг., после чего А. Камю адаптировал для постановки еще семь своих пьес.

В 1947 г. А. Камю написал свой второй роман - "Чума" (La Peste). Здесь, описывая выдуманную эпидемию бубонной чумы в алжирском городе Оран, он снова рассуждает над темой абсурда, представленную бессмысленностью жизни ввиду страданий и смерти от чумы. Но, с другой стороны, здесь сильно проработана тема сопротивления. Человек не может страдать пассивно. Его герой - доктор Рье объясняет идеал честности: хранить свою целостность, сражаясь против эпидемии изо всех сил, даже если это не принесет успеха. На одном уровне роман можно понять как художественную подачу немецкой оккупации Франции, но в более широком смысле это символический призыв к борьбе со злом и страданиями.

Следующей важной книгой А. Камю стала "Бунтующий человек" (L'Homme revolte, 1951). Это эссе посвящено политическим и философским проблемам. В этой книге автор говорит о том, что человек не должен терпеть абсурдность мира, но в то же время делает четкое разграничение между борьбой и революцией. Революция, с его точки зрения, служит для того, чтобы разрушать. А. Камю же призывает к борьбе - более индивидуальной форме протеста. Для А. Камю цель никогда не оправдывает средства. "Бунтующий человек" стал предметом размолвки А. Камю и Ж.-П. Сартра, который в то время придерживался идеи необходимости коммунистов.

В начале 50-х г. А. Камю вернулся к своей страсти к театру и до 1956 г. не опубликовал больше ни одной книги. После долгого перерыва появилась "Падение" (La Chute, 1956). Роман состоит из монолога бывшего юриста Клеменса, который сидит на берегу моря в Амстердаме и иронически комментирует жизнь. Его моральный кризис начинается тогда, когда он не смог спасти женщину, покончившую жизнь самоубийством, спрыгнув с моста в Париже, после чего он оставил карьеру и уехал в Амстердам. Это падение и заставляет видеть жизнь в сатирических пессимистичных тонах.

 В 1957 г. А. Камю получает Нобелевскую премию по литературе. Тогда же он публикует сборник коротких рассказов "Изгнание и царство" (L'Exil et le royaume). Он погружается в работу над четвертым романом и занимается театром в Париже, когда в 1960 г. погибает в результате автомобильной аварии. Уже после смерти выпускается несколько томов "Записки" (Carnets).


Поль ВалериПОЛЬ ВАЛЕРИ

Амбруаз-Поль-Туссен-Жюль Валери (фр. Paul Valery, 30 октября 1871 - 20 июля 1945) - французский поэт, эссеист и философ. Сфера его интересов была настолько широкой, что его спокойно можно назвать человеком с энциклопедическими знаниями. Кроме художественной литературы (поэзии, драмы и диалогов) он написал также множество эссе и афоризмов по поводу искусства, истории, эпистолярного жанра, музыки и современных ему событий.

Отец П. Валери был корсиканцем, мать - родом из Генуи. Родился он в Сете - городке на побережье Средиземного моря, но воспитывался в Монтпелье. После получения традиционного римско-католического образования, он изучал в университете право, а затем переехал в Париж, где он посещал кружок Стефана Малларме.

П. Валери поздно стал посвящать все свое время писательству (приблизительно в возрасте пятидесяти лет), когда человек, чьим личным секретарем он работал, Эдуард Лебей, умер от болезни Паркинсона в 1920 г. До того П. Валери сначала короткий срок зарабатывал себе на жизнь в министерстве военных действий, а потом уже получил относительно свободное место, как помощник Лебея. Здесь он проработал около двадцати лет.

После выбора во Французскую академию в 1925 г., П. Валери стал неутомимым публичным оратором и интеллектуальной фигурой во французском обществе, разъезжая по Европе и читая лекции на культурную и социальную тематику. Он представлял Францию по культурным вопросам в Лиге Наций, трудясь сразу в нескольких комитетах. "Взгляд на разум" (1989) это сборник десятков эссе в английском переводе, которые появились в результате этих трудов.

Он зачитывал основной доклад на национальном праздновании в 1932 г. столетнего юбилея Иоганна Вольфганга фон Гете в Германии. Лучшего оратора трудно было и выбрать, так как П. Валерии разделял восхищение Гете наукой, в особенности биологией и теорией света.

Кроме своей активной деятельности, как члена Французской академии он также был членом Академии наук в Лиссабоне и Национального фронта писателей. В 1937 г. его назначили главным управляющем учреждения, которое впоследствии стало университетом Ниццы. Он также является владельцем поэтического кресла в Колледж дю Франс.

Во время Второй мировой войны, режим Виши поспособствовал его уходу с некоторых из этих мест, а также появлению проблем, так как он довольно ясно отказался сотрудничать с режимом и немецкими оккупантами. Но даже в эти трудные годы П. Валери продолжил публиковаться и проявлять активность в культурной жизни Франции, особенно как член Французской академии.

В 1900 году он женился на Жанни Гобиллар, друге семьи Малларме, которая, кроме того, была племянницей художника Берта Моризо. У них было трое детей: Клод, Агата и Франсуа. П. Валери умер в Париже в 1945 г. и похоронен на кладбище родного Сете, кладбище, о котором он упоминает в своем известном стихотворении "Кладбищенское море" (Cimetiere marin).

П. Валери хорошо известен как поэт, его иногда приводят в пример как последнего из французских символистов. Он издал чуть меньше сотни стихов и ни один из них не привлекал внимания до 1917 г., пока он не написал в сорокашестилетнем возрасте "Юную парку" (Jeune Parque). Этот малоизвестный, но необычайно музыкальный шедевр, состоящий из 512 александрийских стихов в рифмованных парах, потребовал четыре года, чтобы стать оконченным произведением, но мгновенно укрепил славу поэта. Стих приняли во Франции как величайшую французскую поэму ХХ века. Название его определяет дальнейшее направление поэмы - она относится к самой младшей из трех Парок (римские божества судьбы), хотя связь с этим божеством является зыбкой и неясной. Написана поэма от первого лица, и представляет собой внутренний монолог молодой девушки, созерцающей жизнь и смерть, союзы и раздоры, любовь и одиночество в пейзаже, где доминируют море, небо, звезды, скалистые склоны и рассвет.

До "Юной парки" П. Валери публиковал только диалоги, статьи, несколько стихов и исследования, посвященные Леонардо да Винчи. В 1920 и 1922 гг. он издал два тоненьких сборника поэзии. В первом - "Альбоме древних стихов" (Album des vers anciens), были маленькие, но блестяще написанные поэзии прошлых лет, которые выходили по одной до 1900 г. Во втором - "Кармины" (Charmes) от слова "кармина" - песня, было и "Кладбищенское море", а также несколько других, очень ярких по своей форме стихов. Этот сборник окончательно утвердил репутацию П. Валери как великого французского поэта.

Книги писателей и поэтов-модернистов есть в отделе иностранной литературы. Их вы можете взять почитать, кто интересуется французской литературой, и кому интересно такое течение, как модернизм.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Андре Бретон // Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие / под ред А.А. Радугин. - М. : Центр, 1998. - (Alma mater).
  2. Аполлинер, Гийом // Зарубежная литература : хрестоматия для сред. и ст. классов / сост. О.Л. Мощанская. - Н. Новгород : Рус. купец, 1994. - С. 402-404.
  3. Валерии, П. Об искусстве : [сборник] / Поль Валерии ; коммент В. Козовой ; предисл. А.А. Вишневский. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1993. - 507 с. : ил.
  4. Камю, Альбер // Сто великих имен в литературе / В.В. Быкова, Н.Г. Быкова, Г.П. Шалаева, В.В. Славкин и др.; под ред. В.П. Ситников. - М. : Слово, 1998. - 544 с.
  5. Пруст, Марсель // Безелянский, Ю. Культовые имена : от Эразма Роттердамского до  Умберто Эко / Юрий Безелянский. - М. : Радуга, 2004. - 352 с. - (Сквозь призму времен).
  6. Семь веков французской поэзии в русских переводах / вступ. ст., сост. Е.В. Витковский. - СПб. : Евразия, 1999. - 760 с.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика