Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Приобщаемся к поэзии Бальмонта»

Автор: Крюкова Валентина Леонидовна, ведущий библиотекарь абонемента «Отрочество. Юность» ОБДЮ.

Из опыта работы для школьных библиотек

Воспевание любви, величие красоты, умение ощущать мгновения жизни, мечта о Красоте и Солнце – все это позволяет сказать, что Константин Бальмонт был и романтиком, и большим художником неоромантического направления в литературе на рубеже двух веков. Бальмонт считал, что «Поэзия есть внутренняя Музыка, выраженная размеренной речью».

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Отец поэта, Дмитрий Константинович, был скромным земским деятелем. Мать, Вера Николаевна, женщина широких культурных интересов, получила институтское образование, была причастна к литературе, устраивала любительские концерты и спектакли. По признанию Бальмонта, именно мать оказала наиболее глубокое влияние на его поэтическую жизнь, ввела его в мир словесности, музыки, истории, языкознания.

Детские годы, проведенные в деревне, оставили на всю жизнь любовь к родной русской природе. «Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – писал поэт.

Золотое слово

Осень обещала: «Я озолочу»,
А Зима сказала: «Как я захочу».
А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима»,
И Весна настала. Всюду кутерьма.
Солнце золотится. Лютик – золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стерла берега.

Там, где не достала, – лютик золотой,
Желтый одуванчик, – будет и седой.
Осень обещала. Помогла Весна.
Ну, Зима, пропала, хоть была сильна.

Писать стихи Константин Бальмонт начал в возрасте 10 лет. Вот как он вспоминал этот момент: «Стихи возникали в яркий солнечный день, во время долгой поездки среди густых лесов. Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы, и я сразу мысленно написал с десяток стихотворений и читал вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной».

Трясогузка

Трясогузка возле лужи,
Хвост тряся исподтишка,
Говорила: «Почему же
Всем стихи, – мне нет стишка?

Я ли бегаю не прытко?
Я ли мошек не ловлю?
Иль стихам нужна улитка?
Вот уж гадость. Не терплю».

Трясогузка, чудо-птица,
Ты милей мне ярких звезд.
Ты… Но скрылась баловница,
Повернув свой быстрый хвост.

После окончания гимназии К. Бальмонт несколько раз порывается получить серьезное образование, стать юристом, но любовь к творчеству оказалась сильнее.

Этот удивительный человек не хотел, да и не умел быть никем иным, как поэтом. Стихи рождались в его душе сами, он ничего специально не сочинял.

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая.
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,
Откуда, столько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда – не сочиняю.

«Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает душу таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе» – так характеризовал поэзию К. Бальмонта в статье «О лирике» (1907) другой великий поэт Серебряного века Александр Блок. Не склонный в своих критических суждениях к преувеличенным оценкам, он назвал Константина Бальмонта замечательным, бесценным поэтом, «поэтом с утренней душой».

Далеко не все, принимая в творчестве Бальмонта, а иногда и резко осуждая его, Блок вместе с тем призывал видеть в нем главное: предельную искренность, детскую непосредственность, порывы ко всему «весеннему», «утреннему», «светлому», истинно человеческому, что составляет основной тон и содержание его мелодичных, «певучих стихов». В сущности, все, за что ценил Бальмонта Блок, не может оставлять равнодушным и современного читателя.

Константину Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового символистического искусства в России. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди младших (А. Блок, А. Белый, В. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, «помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания». Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разработал импрессионизм – поэзию впечатлений.

Его поэтический мир – это мир тончайших, мимолетных наблюдений, по-детски хрупких «чувствований».
Хрестоматийной иллюстрацией к брюсовскому определению лирики Бальмонта как поэзии «запечатленных мгновений» стали строки из более позднего стихотворения:

Я не знаю мудрости

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой, радужной игры.

Лирический герой К. Бальмонта – «вечно юный», «вечно вольный», «живущий в ненасытной тревоге» – владыка собственного «несказанного» мира. Повышенное внимание к звуковой форме стиха, необыкновенная музыкальность бальмонтовских «созвучных песен», особенно ярко проявляются в таких стихах, как «Камыш», «Челн томления».

Стихотворение «Воспоминания о вечере в Амстердаме» дало основание поэту заявить:

Я изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Предтечами Бальмонта в поэзии явились, по его мнению, В. Жуковский, М. Лермонтов, А. Фет, горячо любимый П. Шелли, а также Э. По.

Кумиры бывают на все времена. В начале ХХ века таким кумиром для многих читателей был Константин Бальмонт. Одна из блестящих писательниц того времени, Надежда Тэффи, вспоминала: «Россия была именно влюблена в Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады. Кавалеры нашептывали его стихи своим дамам, гимназистки переписывали в тетрадки…».

Так было в начале века. А позже… позже имя Бальмонта было незаслуженно забыто на долгие годы.

В наше время интерес к его творчеству возродился. Его книги стали издавать, многие стихи вошли в школьную программу. Для приобщения ребят к поэзии в школе стихи К.Д. Бальмонта – и благодатный, и в то же время сложный материал. Обращение к нему будет развивать у детей эстетический вкус, чувство языка, внимание к поэтическому слову, но только в том случае, если мы сможем предложить им доступные для восприятия стихи и поможем открыть их красоту.

В книге Т.С. Петровой и С.Ю. Хромовой «Откроем Бальмонта» (М. : Московский Лицей, 2007. – 272 с.) дан глубокий анализ творчества поэта. Цель этой книги – обозначить системный подход к изучению поэтического строя лирики Бальмонта на разных возрастных ступенях, предусмотрев не только возможности урока, но и более свободное обращение к тексту во внеурочное время.

Первый раздел: «Певучая сила поэта» отражает подходы к прочтению бальмонтовских текстов с 5 по 11 класс в соотношении трех рубрик:

  1. «Читаем и обсуждаем в классе» (материал для работы на уроке с возможными вариантами подходов к тексту).
  2. «Размышляем самостоятельно» (тексты для самостоятельных наблюдений с определением направленности анализа, результаты которого могут обсуждаться на факультативных занятиях).
  3. «На концерте, празднике, в кругу друзей и наедине с собой…» (перечень стихов, которые рекомендуются для чтения).

Второй раздел «Урок окончен – поэзия не кончается» содержит разработки внеурочных занятий с детьми разного возраста: беседы о творчестве К.Д. Бальмонта, поэтические праздники, игры, сценарии вечеров в кафе «Цветочный сон» и «Бродячий щенок», детского фестиваля поэзии «Солнечный эльф».

В этой книге для младших и средних классов авторы предлагают провести в школах интересные беседы о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта с поэтическими названиями: «Облачная лестница», «Фейные сказки», костюмированный бал «С феей волшебного сада».

На материале книги «Откроем Бальмонта» для учащихся 9-10-х классов предлагается провести викторину, посвященную жизни и творчеству К.Д. Бальмонта, а для 10-11-х классов «Час Бальмонта: Родина и поэт».

В подготовке и проведении мероприятий участвуют учителя литературы и школьники. Цель – обобщив все, что известно ученикам о поэтическом творчестве Бальмонта, углубить представление о становлении личности поэта; показать на примере его судьбы, что такое чувство родины, и какого его место в жизни человека.

Предлагается использовать портреты поэта, фотографии его родных мест, музыкальные фрагменты. Прозаический текст предназначен для ведущего. Его можно разделить на части, если есть возможность или необходимость задействовать несколько ведущих. Стихи читают сами дети, выбрав предварительно то, что больше нравится и, выучив наизусть.

Поэзия К.Д. Бальмонта – живое звено нашей литературы. Ее необходимо знать, как творчество других мастеров стиха начала двадцатого века – Валерия Брюсова, Александра Блока, Андрея Белого, Анны Ахматовой. Рифмы бальмонтовских стихов, их своеобразный язык, их музыкальность оказывали воздействие на развитие и ход русской поэзии. В поэзии Бальмонта читатель и сегодня находит упоенность жизнью, ее весной, ее цветением, ее красотой.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2021
Яндекс.Метрика