Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»

Авторы: Кудряшова Мария Валерьевна, библиотекарь Детского отдела Публичной библиотеки МУК Родниковская районная ЦБС и Хохлова Марина Юрьевна главный библиотекарь городского филиала № 1 МУК Родниковская районная ЦБС.

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 5-7 классов

От составителей

Мы постарались сделать наше повествование о жизни неповторимого и талантливого русского поэта максимально простым и доступным для юных читателей. Для этого мы не раз обращались к страницам автобиографического романа «Под новым серпом», тщательно изучая мысли и чувства К.Д. Бальмонта. Используя классическую музыку, мы ставили перед собой цель создать определенное настроение и, в тоже время, познакомить детей с шедеврами музыкального наследия. Сценки в исполнении кукольного театра помогут ребятам с интересом воспринять предлагаемую нами информацию. Участие в литературном и художественном конкурсах не только раскроет их творческий потенциал, но и настроит на волну общения друг с другом и внесет некоторое оживление в ход всего мероприятия.

Особое внимание привлекает компьютерная презентация, которая представляет своего рода экскурсию по бальмонтовским местам, достаточно ярко и образно отображает самые важные годы и события в судьбе поэта, а также открывает непередаваемую красоту русской природы.

Цели и задачи:

  • знакомство учащихся с жизнью и творчеством поэта;
  • развитие у детей интереса к личности К.Д. Бальмонта;
  • раскрытие творческого потенциала детей через участие их в литературном и художественном конкурсах.

Реквизит: бумага, карандаши.

Оборудование для кукольного спектакля: ширма, куклы, изображающие Веру Николаевну, Колю, Аркадия, Костю, деревенского ходебщика, бутафорские книги и игрушки. При проведении мероприятия используется компьютерная слайд-презентация.

Действующие лица: двое ведущих и два чтеца.

Ход мероприятия

Ведущий 1: (Слайд 1) Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке на литературно-музыкальном вечере.

Сегодня будут звучать великолепные стихи, и вы сможете насладиться не теряющей в веках своего очарования классической музыкой. (Слайд 2)

Ведущий 2:

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.

Ведущий 1: (Слайд 3) Многим из вас наверняка известно это простое и красивое стихотворение. Его автором является Константин Дмитриевич Бальмонт. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством этого замечательного и уникального русского поэта.

Более подробно остановимся на его детстве: этот период его жизни нам ближе и понятнее. Чтобы лучше понять чувства и мироощущение юного Бальмонта, мы наполнили наш рассказ цитатами из его автобиографического романа «Под новым серпом».

Ведущий 2: (Слайд 4) Константин Дмитриевич родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Фамилия Бальмонт, которую сам поэт любил произносить на французский лад с ударением на второй слог, изначально звучала как «Баламут». (Слайд 5)

Мать поэта Вера Николаевна, в девичестве Лебедева, родилась в 1843 году. Она происходила из дворянской семьи. Ее отец дослужился до генеральского чина, а среди его родни было немало людей, одаренных литературным талантом. Эта одаренность не обошла и Веру Николаевну. Она была женщиной мечтательной, впечатлительной и весьма романтичной. Окончила Екатерининский институт в Москве, владела иностранными языками, прекрасно играла на рояле, участвовала в любительских спектаклях. Именно мать ввела Бальмонта в мир поэзии, музыки, истории и языкознания.

Совсем иное сильное влияние оказал на него отец Дмитрий Константинович – необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ценивший превыше всего в жизни свободу, деревню, охоту и природу. Он родился в 1835 году в семье отставного штабс-капитана, учился во Владимирской гимназии, работал в Шуйском суде, пройдя путь от мирового посредника до мирового судьи. В 1881 году был избран председателем Шуйской земской управы. Костя был третьим ребенком в семье.

Ведущий 1: (Слайд 6) Вот как поэт описывает день своего рождения: «В одну из первых ночей июня, самого прозрачного месяца в году и самого богатого цветами, пред утром, в тот час, когда короткая ночь целуется с новым днем, богатым долгими светлыми минутами, когда одинокая в синеве неба сверкает Утренняя звезда и утонченны ее длинные золотые ресницы, у Веры Николаевны родился, наконец, ребеночек, которого она ждала с таким нетерпением…».

Вера Николаевна смотрела на красно-рыжие волосики мальчика и с испугом заметила, что хотя головка ребенка была чрезвычайно правильной формы, на затылке, в нижней части, был сильный выступ вперед, как будто там на ровный пласт черепа был наложен еще двойной пласт.

- Это будет уродство? – спросила она робко доктора.
- Что Вы говорите, Вера Николаевна? – воскликнул тот, да Ваш сын будет гениальный человек. Такая голова была у Сократа!

А на правой ножке у ребенка было родимое пятно, правильный коричневый кружочек, темное солнышко, точь-в-точь, как у отца.

Ведущий 2:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час.

Ведущий 1: Всего у Веры Николаевны было семь сыновей. Но особое влияние на поэта оказал старший брат Николай. Бальмонт писал: «…первый, и сильный толчок дан был мне моим старшим братом, который очень увлекался философией и умер в 23 года в помешательстве (он сошел с ума)». О жизни Аркадия, второго брата, известно не много. В основном он запомнился шуянам как страстный охотник, который при невыясненных обстоятельствах был застрелен в лесу.

Тихо, ребята, вы слышите? За ширмой кто-то есть. Да это же маленький Костя со своей мамой. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Сценка

Костя: Еще полчасика, мама, я почитаю около тебя, а ты еще пошьешь. А потом поиграешь на фортепиано, правда?

Вера Николаевна: Правда, мой милый. Правда, мой рыженький. Все правда.

Костя: Мама, а отчего я рыженький? Коля черненький, Аркаша русый, а я рыженький.

Вера Николаевна: А Коля у меня ночью родился, Аркаша в сумерки, а ты утром, когда солнышко всходило. Это от солнышка ты рыженький. И еще от меня, потому что я тоже была рыженькая.

Костя: Но ты, мам, русая. У тебя волосики золотистые, а не рыженькие.

Вера Николаевна: А тебе нравится, что ты рыженький?

Костя: Очень.

Вера Николаевна (смеясь): А что еще тебе нравится?

Костя: Больше всего сидеть около тебя и читать. А потом слушать, как ты играешь. И с папочкой в санках кататься, так скоро-скоро-скоро санки бегут, а деревья все заиндевели. И Аркашку очень люблю. Колю тоже, а Аркашу больше, когда мы с ним играем. Мама, мне так хорошо! Я еще няню люблю. Какие она сказки рассказывает, лучше, чем те, которые ты нам читаешь. Я всех люблю. Я все люблю. Мне хорошо.

Ведущий 2: Это трогательное признание было правдой. Счастливый мальчик всех любил, и в особенности, он любил все. Это чувство длилось годы, все его детство и всю взрослую жизнь. Костя был весьма жизнерадостным, внимательным и мечтательным ребенком. Ему снились сказочные красочные сны. Ему было совершенно незнакомо чувство обиды или гнева. Даже, когда во время игр с братьями, они подтрунивали над ним, желая разозлить или вывести из себя, мальчик не обращал внимания. И всегда вступался за них, прося родителей не наказывать старших за проступки.

Ни с чем не сравнимое наслаждение доставляла мальчику игра матери на фортепиано и чтение стихов певучим голосом. Они казались Косте волшебством и уводили детскую душу в особый мир, где все красиво, легко, воздушно и счастливо.

Мальчик много времени проводил на природе, ведь тогда еще не было телевизоров и компьютеров. Однажды, гуляя около канавы, он залюбовался на красную глину, взял в руку комочек, и от случайного сжатия пальцев получилось подобие какой-то смешной фигурки. Тогда, уже сознательно, он попробовал придать ей форму собачки, барашка, человечка. И когда лепил, Костя чувствовал в кончиках пальцев необыкновенную радость. Фигурки эти мальчик принес домой, и их увидела мама. А увидев, без промедления купила ему серой глины и особую лопаточку.

Мальчик обожал длинные летние солнечные дни. Ему нравилось наблюдать за насекомыми, рассматривать цветы, смотреть, как крестьянский мужик пашет поле. Красота окружающего мира завладела сердцем юного поэта, и сад был первым его учителем, деревья и цветы, звери, птицы и букашки – первыми друзьями и духовными братьями…

Ведущий 1: (Слайд 7) Послушайте стихотворение «Бабочка».

Чтец 1:

Помню я, бабочка билась в окно.
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно.
Но отделяет от дали.

В мае то было. Мне было пять лет.
В нашей усадьбе старинной.
Узнице воздух вернул я и свет.
Выпустил в сад наш пустынный.

Если умру я и спросят меня:
«В чем твое доброе дело?» –
Молвлю я: «Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела».

Ведущий 2: Ребята, давайте нарисуем ту самую бабочку, которую Костя Бальмонт отпустил на свободу. Кто желает проявить свои художественные способности?

Какие бабочки получились красивые! Того гляди полетят! Молодцы!

Послушайте еще невероятно легкие детские стихи Константина Бальмонта. (Слайд 8)

Чтец 2:

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все, как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму и скрылся в дымке,
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.

Чтец 1: (Слайд 9)

Кошкин дом

Мышка спичками играла,
Загорелся Кошкин дом.
Нет, давай начну сначала, –
Мышка спичками играла
Перед Васькой, пред котом.

Промяукнул он на мышку,
А она ему: «Кис-кис».
«Нет, – сказал он, – это – лишку», –
И за хвостик хвать плутишку,
Вдруг усы его зажглись.

Кот мяукать, кот метаться,
Загорелся Кошкин дом.
Тут бы кошке догадаться,
А она давай считаться,
Все поставила вверх дном.

Погубила ревность злая,
Кошкин дом сгорел дотла.
«Этой мышке помогла я», –
Спичка молвила, пылая.
Мышка до сих пор цела.

Чтец 2: (Слайд 10)

Светлый мир

Тонкий, узкий, длинный ход
В глубь земли мечту ведет.
Только спустишься туда,
Встретишь замки изо льда.

Чуть сойдешь отсюда вниз,
Разноцветности зажглись.
Смотрит чей-то светлый глаз
Лунный камень и алмаз.

Там опал снежит, а тут
Расцветает изумруд.
И услышишь в замках тех
Флейты, лютни, нежный смех.

И увидишь чьих-то ног
Там хрустальный башмачок.
Льды, колонны, свет, снега,
Нежность, снежность, жемчуга.

Тонкий, узкий, длинный ход
В этот светлый мир ведет.
Но, чтоб знать туда пути,
Нужно бережно идти.

Ведущий 1: (Слайд 11) К молодой семье часто приезжали гости, и дети любили эти моменты. Весь дом оживал, создавалось праздничное настроение. Им привозили подарки, а на столах появлялось много сладостей. Звучала музыка…

Как и все дети, Костя Бальмонт, очень любил играть и один, и со своими братьями. Они запрягали кошку Машку в игрушечную тележку, в которой сидел заяц-барабанщик, пускали кубари.

Больше всего Косте нравился волчок: «жужжит и вертится сам, и сверкает синими и красными полосками, вертится и жужжит и поет, как шмель».

Когда мальчику что-нибудь нравилось, «он хотел, чтобы это продолжалось всегда, не кончалось никогда».

Однажды к Бальмонтам зашел деревенский ходебщик (торговец), он принес на продажу много игрушек. (Слайд 12)

Сценка «На ярмарке»

Торговец: Игрушки-игрушки! Кубари, волчки, заведут песню, кружатся. Плясуны канатные из наилучшего картона! Ваньки-встаньки! Как их ни бей, не ушибешь, как ни бросай, а покачаются и встанут! Утята, собачки, утюжки, куклы!

Вера Николаевна: А что это у вас в другом коробе будет?

Торговец: А в этом коробе у нас особая статья – книжки занимательные, чтобы вечера скоротать. Вот «Бова Королевич», «Еруслан Лазаревич», «Конек-Горбунок». Картины также важнеющие, царствующие особы и боевые генералы. А вот тут еще в углу иконки есть недорогие, размеров малых, а качества самого лучшего!

Вера Николаевна: Откуда же у вас иконки?

Торговец: А потому как мы будем суздальские богомазы, этим мы и прославились.

Вера Николаевна: Ну, дети, выбирайте себе скорей кто что хочет.

Коля: Я хочу канатного плясуна. А еще медведя с мужиком. А еще (смущенно) вот эту иконку.

Торговец: А кубарик не возьмете еще, барчук?

Коля: Возьму. И вот эту иконку еще возьму Пресвятой Девы Марии с Младенцем.

Вера Николаевна: Ну, а ты, Аркаша?

Аркаша: А я хочу тоже кубарь, да и не один, а два. А еще Ваньку-встаньку. Четыре Ваньки-встаньки.

Вера Николаевна: Почему же четыре?

Аркаша: Двое на одной стороне, двое на другой. Будут драться.

Вера Николаевна: А ты, Костя?

Костя: А я хочу волчок. И зайчика с барабанчиком. И еще вот эту книжку…

Вера Николаевна: Зачем же тебе книжка, глупенький? Ведь ты еще не умеешь читать.

Костя: Я буду картинки в ней смотреть.

Ведущий 2: (Слайд 13) Косте очень хотелось научиться читать. И никакие другие занятия не могли отвлечь его от его мечты. Но мать на такую просьбу уже дважды отвечала отказом, считая, что он слишком мал. Ему было четыре с небольшим. «Когда минет пять», – говорила она. И сынишка пошел на хитрость. Однажды на кухне Костя был впечатлен процессом приготовления кушаний. Вера Николаевна, увидев интерес сына, купила ему игрушечную кухню с крохотной посудой. «Это же кухня для шмелей!», – воскликнул обрадованный малыш. И когда мать усаживалась с Аркадием за урок чтения, Костя попросил разрешения играть рядом с ними. Зная о дружбе мальчиков, Вера Николаевна позволила, но предупредила – не шуметь. «Нет, мамочка. Я буду сидеть тихо». И, действительно, во время этих уроков он сидел образцово спокойно. Перебирал свои кастрюльки, сотейнички и ложечки, где варилась еда для шмелей и, сидя поблизости от Аркадия, мальчик довольно часто посматривал от своей кухоньки в его книжку. Однако, ни Вера Николаевна, ни Аркадий не обращали на это никакого внимания. Через месяц лукавство разоблачилось неожиданным образом.

Сценка

Аркадий: Пере - пере…

Вера Николаевна: Ну же, ну... Это так просто.

Аркадий: Пере - пере -

Вера Николаевна: Аркадий, мы уже целый час здесь сидим и все впустую! Сколько можно? Никаких нервов не хватит. Или ты сейчас же прочтешь, или ты не пойдешь сегодня гулять с Костей.

Костя: Белка перепрыгнула на сосну! (испуганно) Ой!..

Вера Николаевна: Ты умеешь читать?

Костя: Умею, мама.

Вера Николаевна: Когда же и как ты научился?

Костя: Я смотрел в книжку Аркаши, когда ты его учила.

Вера Николаевна: Какой ты молодец! У меня нет слов. Иди ко мне, я поцелую тебя крепко-крепко! Вот видишь, Аркадий! Я не хотела учить Костю, и он научился сам. А тебя учу-учу, и ты ни за что не хочешь учиться. Стыдно!

Костя: Мамочка, а теперь-то ты отпустишь Аркадия гулять со мной?

Вера Николаевна: Ах, вон оно что! Хитрец.

Костя: Мама, я научусь перепрыгивать с елки на сосну с белкой!

Вера Николаевна: Идите, гуляйте! Ну и фантазер!

Ведущий 1: Дмитрий Константинович, узнав, что его любимчик так отличился, лично съездил в Шую и купил ему в подарок несколько книг. Костя читал их, не торопясь. Мать разрешала читать не более 2-3 страниц в день. Первые три книги, прочитанные самостоятельно, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Книга о дикарях и далеких странах научила его жажде путешествий. Книга о негре, которого истязали белые, «Хижина дяди Тома», внушила мальчику, как хорошо протянуть руку помощи и обласкать того, на чью долю выпало немало страданий. Книга о Коньке-Горбунке привила Косте понимание того, что все в жизни происходит не случайно.

Детство Бальмонта было счастливым и безоблачным. (Слайд 14) Даже первые дни в гимназии и знакомство с новой обстановкой стали для Кости занимательными. Здесь он познакомился с Сережей Петровым, который приехал учиться в Шую из другого города. Позднее Вера Николаевна взяла его жить к себе, и эта детская дружба развивалась и укреплялась с годами. В приготовительном классе и еще в половине учебного года Костя был первым учеником, вопреки гимназическим правилам, ему была выдана похвальная грамота, чем он немало гордился. В первом классе он был лишь в числе лучших учеников, во втором в числе плохих, в третьем был последним и остался на второй год. В четвертом классе с ним произошел внутренний перелом, и он решил учиться и, во что бы то ни стало, окончить гимназию.

(Слайд 15) Причинами неуспеваемости, как ни странно, стало именно чтение. Да и контролировать юного поэта было некому: отец был почти всегда далеко в деревне, а мать, поглощенная городской жизнью, ее делами и развлечениями, стала рассеянной с детьми. А попадавшиеся под руку книги были гораздо любопытнее того, чему учили в гимназии. И в доме было много книг. И книги можно было доставать в библиотеке. Константин потонул в море прочитываемых страниц. Первой страстью были романы Майн Рида, Жюля Верна, Диккенса, Дюма, Лажечникова, Гоголя, Марлинского, Лермонтова, Пушкина… Мальчик читал все, что попадалось под руку, читал жадно, беспорядочно, по ночам. Он привык жить всецело в мире вымышленных историй, приобретя привычку держать под подушкой наготове 2-3 новые, непрочитанные, книги.

Ведущий 2: (Слайд 16) Стихотворение «Смешной старик» навеяно мыслями о гимназии.

Смешной старик

Вот какой смешной старик,
Школьный дядька наш.
Дал нам много скучных книг,
Но забыл смешной старик
Дать цветочных чаш.

Вот мы книги в тот же миг
Раз и пополам.
Тут поднялся смех и крик,
Позабыт смешной старик, –
В сад скорей, к цветам.
Книги пусть читает он,
У него очки.
Он так стар и так учен,
Нам приятней видеть клен,
Хмель и васильки.

Книги пусть читает он
И сидит в шкафах.
Мы же любим небосклон.
Вольных смехов светлый звон,
Сад в живых цветах.

Ведущий 1: Интересно будет отметить, что на вопрос своего друга Сережи, кем он хочет стать, Бальмонт написал на снегу в ответ слово «писатель». А про себя в тот момент он подумал: «Я найду такие слова, чтобы слово к слову шло и пело, и это будут стихи». Но, к сожалению, его первые стихи не принесли ему должной радости, так как не были одобрены Верой Николаевной. Вот что пишет об этом сам поэт: «Я начал писать стихи в возрасте 10 лет. В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете. Это было в родной моей усадьбе Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии, в лесном уголке, который до последних дней жизни буду вспоминать как райское, ничем не нарушенное радование жизнью… Но первые мои стихи были встречены холодно моей матерью, которой я верил более, чем кому-либо на свете, и до шестнадцати лет я больше не писал стихов».

Ведущий 2: (Слайд 17) Давайте послушаем самые первые стихи Бальмонта.

Чтец 1:

Вьюга воет, вьюга злится,
На домах иней сидит,
Ветер то по полю мчится,
То на улице свистит.

Сад уж весь завален снегом,
По колени вязну я,
Ветер то кругом просвищет,
То подует на меня.

Липы голые стоят все,
Их верхушки не шумят,
И теперь уже, как летом,
Пчелы вкруг их не летят,

Вьюга воет, вьюга злится,
На домах иней сидит,
Ветер то по полю мчится,
То на улице свистит.

Чтец 2: (Слайд 18)

Когда перед грозой ныряют утки
И крякают так громко на пруду,
Когда у бочагов синеют незабудки
И по дороге я один иду,
Когда летают серые вороны
И их быстрее носятся стрижи,
Когда звучат из Якиманны звоны,
И василек синеет у межи,
Когда я вижу – лошадь спит у стога,
И тихо все, и тихо так гумно,
Тогда в душе моей светло, а не темно,
И в небесах я вижу Бога.

Ведущий 2: (Слайд 19)

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,
Откуда столько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда – не сочиняю.

Ведущий 1: (Слайд 20) А давайте-ка и мы с вами ребята попробуем написать стихи. Может быть, кто-нибудь желает? А если нет, то я предлагаю вам поиграть в рифмы.

Я буду называть вам слово, а вы постарайтесь подобрать к нему как можно больше созвучных слов:

Калитка – улитка – открытка – кибитка – …
Рубашка – букашка – ромашка – бумажка – …
Глоток – браток – росток – мосток – …
Рассвет – привет – завет – ответ – …
Полоса – голоса – чудеса – роса – …
Тень – день – лень – пень – …

Ведущий 2: (Слайд 21) Молодцы, ребята! С заданием справились. А теперь вернемся к нашему поэту. Ранее мы говорили о том, что мать Бальмонта знала многие иностранные языки, и эти уникальные способности передались от нее сыну. Вот один пример того, как Костя изучал немецкий язык. Однажды, подойдя к матери и спросив, какая литература самая богатая в Европе, он получил ответ: «Немецкая», и немедленно принял решение: хотя в гимназии он уже три года изучал французский язык, который сам выбрал, он достал начальную грамматику немецкого языка Кейзера, прочел грамматику тайком ото всех в три месяца, заучил наизусть весь приложенный к хрестоматии словарь в несколько сот слов и, явившись к учителю немецкого языка, попросил позволения учиться немецкому вместе со своими сверстниками. Учитель сказал, что это невозможно, так как пропущено целых три года. Костя сообщил, что занимался самостоятельно и попросил проэкзаменовать его. Через пять минут удивленный и растроганный немец с уважительными словами протянул мальчику свою руку и принял его в число своих учеников.

Ведущий 1: Если говорить о языках, то мало кто знает Бальмонта как переводчика. Он переводил с английского, французского, итальянского, болгарского, польского, литовского, армянского, грузинского…

Легче перечислить те страны, в которых он не был, чем те, в которых он был. Он много путешествовал и много общался с носителями языков. Поэт Марина Цветаева говорила о Бальмонте: «Изучив 16 (пожалуй) языков, говорил и писал он на особом семнадцатом языке, на бальмонтовском». Именно Константин Дмитриевич является переводчиком пятитомного собрания сочинений Эдгара По. Существует огромная разница между оригиналами и его переводами. Бальмонт не стремится дословно воспроизводить произведение, но пишет то, что представляет, читая его, делая оригинал доступным и понятным русскому читателю, сохранив при этом все достоинства.

Ведущий 2: (Слайд 22) Как и всех подростков, Костю не обошла и первая влюбленность. Ею стала сестра его соседа – Маша, девочка лет тринадцати. Она была голубоглазая и чернобровая. «Думая о ней, он приходил в такое восторженное состояние, ощущая в сердце такую сладкую нежность, что им овладевала слабость, и ему нужно было прилечь на диван и закрыть глаза. Ему тогда казалось, что чернобровая голубоглазая девочка сидит около него и говорит ему что-то ласковое». Он никому не открывал сердечной тайны, но хотел знать, взаимны или нет его чувства. Тогда Костя спросил у ее брата, кого же любит Маша. Оказалось, что больше всех ей нравился лучший друг Кости – Сережа. «Бедный юноша совсем погас. Он не разлюбил Сергея, но к Маше сразу охладел». И стал жить как прежде.

Ведущий 1: (Слайд 23) Особые отношения были у Константина с его старшим братом Николаем. Они много гуляли, много спорили. Но спор для Бальмонта представлял лишь обмен мнениями, а к спору враждебному он имел что-то вроде суеверной неприязни и боязни.

Именно Николай научил поэта меткой стрельбе. Они тренировались на старом чердаке, где стояло много забытых книг и картин царей и полководцев. Братья прекрасно понимали друг друга. Однажды, во время прогулки у реки, Коля нежно посмотрел на брата и сказал: «Ты – поэт, Костя. Ты, конечно, будешь настоящим поэтом, и твои стихи будут жить. Прочти мне какие-нибудь стихи». «Хорошо, я прочту тебе последнее. Я написал его сегодня утром. И, знаешь, я почему-то думал о тебе, когда его написал. Оно называется «Ночной мотылек», – ответил Костя и прочел.

Чтец 1:

Ночной мотылек

Легкий ночной мотылек,
Веянье чьей ты души?
Белый ночной мотылек,
Или тебе невдомек,
Сколько рождаешь ты строк
В этой полночной тиши?

Здесь все объято тоской,
Ты неизвестное там.
В каждой минуте – другой,
Нет, я совсем не такой.
Ты как из бездны морской,
Духом скользишь по цветам.

Ночью ты вызван зачем?
Реяньем меряешь тишь.
Ты не понятен и нем,
Но указуешь меж тем
Путь, предназначенный всем:
Легкий, ты в ночь улетишь.

Ведущий 2: (Слайд 24) Взрослая жизнь была уже не такой безоблачной и счастливой, как детство. В городе Шуя, как и во многих провинциальных городах России семидесятых и восьмидесятых годов позапрошлого столетия, был некий кружок саморазвития. Это был революционный кружок. Константин примкнул к нему в 1884 году и взялся хранить у себя изрядный запас запрещенной литературы. Ему было любопытно свергнуть установившийся порядок вещей и начать что-то новое. За что позднее, в 7 классе, он был исключен из гимназии. Матери с трудом удалось определить бунтарски настроенного юношу в гимназию города Владимира. Осенью 1886 года Бальмонт окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Вскоре за участие в студенческих беспорядках его выслали в родную Шую. Он снова и снова поступал в учебные заведения и бросал их. Бальмонт признавался: «…Я не смог себя принудить заниматься юридическими науками, зато жил, истинно и напряженно, жизнью своего сердца…».

Ведущий 1: Все это время он занимался самообразованием, изучал языки и писал стихи. Они вошли в сборник под простым названием «Сборник стихотворений». Книга вышла в 1890 году в провинциальном Ярославле, и никем не была замечена. Разочарованный поэт, не склонный долго раздумывать, уничтожил почти весь тираж.

Столь же неудачной, как и первый сборник, была его первая женитьба. Столь же скоропалительной была реакция на нее: поэт решил покончить собой и выбросился из окна третьего этажа. Бальмонт выжил, но надолго был прикован к постели. Много лет спустя Марина Цветаева скажет ему: «Беспутный ты, Бальмонт… все поэты беспутные, своими путями ходят».

(Слайд 25) Осенью 1896 года Бальмонт уехал за границу. Он путешествовал по Европе, усиленно изучал языки и культуру разных народов, читал лекции в Англии, много переводил не только с европейских, но и с экзотических языков. В 1897 году он возвратился в Россию, здесь в период с 1904 по 1909 годы был одним из ведущих сотрудников журнала «Весы».

Ведущий 2: В 1905 году Бальмонт принимал участие в революции: он писал стихи в защиту рабочих и «все дни проводил на улице, строил баррикады, произносил речи, влезая на тумбы».

31 декабря того же года, опасаясь репрессий за своевольные политические стихи, поэт вновь уехал на Запад, теперь уже более, чем на семь лет. За эти годы он объездил почти весь мир: совершил кругосветное путешествие, длившееся одиннадцать месяцев, побывал на островах Океании, мало кому известных в те годы.

Бальмонт вернулся на родину в 1913 году после амнистии, объявленной в России политическим эмигрантам. Страна очень изменилась, изменились взгляды, интересы и приоритеты русских людей. Константину Дмитриевичу пришлось знакомиться с Россией заново. Он много ездил по стране вплоть до Сибири и Дальнего Востока с концертами и лекциями о поэзии.

Все события жизни поэта нашли отражение в его стихах. В феврале 1917 года поэт радостно встретил свержение царя. Писатель Борис Зайцев рассказывал, что после революции... «Бальмонт нищенствовал и голодал в леденевшей Москве, на себе таскал дровишки из разобранного забора, как и все мы, питался проклятой «пшенкой» без сахару и масла».

Ведущий 1: В 1920 году Бальмонт добился командировки за границу – на год. И покинул Россию уже навсегда. Поселившись в Париже, он не изменил привычного образа жизни – так же много работал: переводил, писал статьи о литературе и, конечно, стихи. А в конце жизни узнал, что такое настоящая тоска по родине. Его преследовали воспоминания о детстве, о родителях.

(Слайд 27) Во Франции поэта сопровождали жестокие материальные трудности, а в 30-х годах добавилась тяжелая болезнь, которая неуклонно прогрессировала. Умер Бальмонт в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.

Борис Зайцев писал: «Бальмонт был… настоящий поэт и один из «зачинателей» серебряного века…».

Ведущий 2:

Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей,
Переплеск многопенный, разорвано-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.

Ведущий 1: (Слайд 28) Весной на малой родине поэта открывается яркий и интересный праздник – Детский Бальмонтовский фестиваль поэзии «Солнечный эльф», в котором принимают участие дети всех школ города Шуи. Длится он целую неделю и по традиции открывается в средней школе № 2 имени К.Д. Бальмонта, всегда в марте (по случаю памятной даты – последнего посещения поэтом города Шуи и гимназии).

К 2008 году прошло уже 14 фестивалей. Самым первым Бальмонтовским праздником был торжественный прием в актовом зале школы, где в марте 1917 года поэт в последний раз читал свои стихи. В 1998 году 6-ой фестиваль начался с уникального явления – открытия на здании школы первой в Шуе мемориальной доски, посвященной К.Д Бальмонту, и в тот же год городским отделом образования была учреждена ежегодная премия Бальмонта для учащихся школы № 2, проявивших особые успехи в литературном творчестве, а также в изучении жизни поэта.

Праздник всегда проходит под сенью Муз музыкального театра, танцев, музыки и, конечно, поэзии. Фестиваль посещает много гостей. В их числе: семья шуйских Бальмонтов, дочь К. Бальмонта – Светлана Константиновна Шаль (живущая во Франции), внук К. Бальмонта – В.Л. Бруни (из Москвы), внучатая племянница поэта – Т.В. Петрова-Бальмонт (из Москвы), члены союза писателей России, преподаватели Шуйского педагогического и Ивановского государственного университетов, поэты и писатели.

В честь Константина Бальмонта названа малая планета, открытая в Крымской астрофизической обсерватории.

Ведущий 2: Вот такой он, талантливый и неповторимый, любящий жизнь, Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт с вечно юной душой.

И как напутствие прозвучат для всех нас два его стихотворение «Люби» и «Бог создал мир из ничего».

Чтец 1: (Слайд 29)

Люби

«Люби!» – поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» – поет сирень в цветной пыли.
«Люби! Люби!» – поют, пылая, розы.

Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг – вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Чтец 2: (Слайд 30)

Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, –
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.

Список литературы

  1. Бальмонт, К. Под новым серпом : избр. стихотворения и проза / Константин Бальмонт ; сост., вступ. ст., примеч. Л.Н. Таганова ; прил. О.К. Переверзева. – Иваново : Талка, 2007. – 444 с. : ил.
  2. Ивановская область. По «Золотому кольцу России» : альбом / ред. коллегия В.А. Ефимов ; рец. К.Е. Балдин. – Иваново : Референт, 2007. – 592 с. : фотоил.
  3. Пиманова, О.В. Поэт с «Утренней душой» // Литература в школе. – 1998. – № 1. – С. 96-103.
  4. Русская литература. Т. 9. Ч. 2. XX век / гл. ред. М.Д. Аксенова. – М. : АВАНТА+, 2000. – 688 с. : ил. – (Энциклопедия для детей).
  5. Русские поэты – детям : стихи / колл. авт. ; худож. В.Г. Бритвин. – М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 64 с. : ил.
  6. Серебрякова, О.М. Константин Бальмонт – поэт-переводчик // Русская словесность. – 2008. – № 4. – С. 25-29.
  7. Хромова, С.Ю. О городском детском фестивале поэзии «Солнечный эльф», посвященном поэту К. Бальмонту // Литература в школе. – 2008. – № 2. – С. 46-47.