Автор: Хохлова Марина Юрьевна, главный библиотекарь Городского филиала № 1 МУК Родниковская районнная ЦБС. Иллюстративная выставка-впечатление Цели и задачи: привлечь внимание читателей библиотеки к творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта; вовлечь читателей в активный познавательный, творческий процесс; развивать читательский кругозор, творческое воображение, умение видеть красоту поэтического слова и создавать творческую работу.
Подготовка к выставке: Выставка создается при непосредственном участии в создании экспозиции читателей библиотеки. Участие в выставке проходит в несколько этапов: читатель библиотеки выбирает стихотворение для иллюстрации; прочитывает его выразительно, передавая настроение, оттенки чувств; высказывает краткое суждение о стихотворении, обосновав свой выбор; рисует иллюстрацию.
Материалы к выставке: Памяти К. Бальмонта К востоку от Парижа, на реке Марне, расположен Нуази-ле-Гран, городок, каких вокруг французской столицы множество. Здесь, на местном католическом кладбище, высится крест из серого камня, на котором по-французски написано: «Константин Бальмонт, русский поэт», а затем обозначены годы рождения и смерти «1867-1942». Старая рукопись «Я родился и вырос в деревне, люблю деревню и Море, видя в деревне милый Рай, город же ненавижу, как рабское сцепление людей, как многоглазое чудовище. Однако в великих городах есть великая свобода и отравы пьянящие, которые уже вошли в душу и которые, ненавидя, люблю. Моя родина – деревня Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии. Я родился под утро, в одну из прозрачных летних ночей, в ночь с 3-го на 4-е июня 1867-го года. Совершенно четко себя помню с 4-х, 5-и лет. Когда мне было пять лет, возник в сознании некий миг незабываемый, когда я почувствовал себя как себя – и с тех пор, внутри, ничто уж не меняется. Сменяются зимы и весны, но не то, что создает и меняет истинного Человека. Мои родители – добрые мягкие люди, они не посягали никогда на мою душу, и я вырос в саду, среди цветов, деревьев и бабочек. Уж не изменю этому миру. В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют, дрема, васильки, незабудки, лютики, смешная заячья капустка, трогательный подорожник – и сколько – и сколько ещё! В нашем саду была белая и лиловая сирень, черемуха, снежные яблони, жеманно-красивый жасмин. Когда мне было лет пять, в липовой беседке, под музыку вешнего жужжанья, моя мать читала раз мне и моим братьям стихи И. Никитина. Я помню как она произнесла: Ясно утро. Тихо веет Теплый ветерок. Луг как бархат зеленеет, В зареве восток...
Мной овладело невыразимое волнение чисто-телесной сладости. Первые поэты, которых я читал, были народные песни, Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Я начал писать стихи 10-ти лет». (К. Бальмонт. 27 июля 1907 г.)
Комментарии: Все начальные поэтические книги Бальмонта – до «Горящих зданий» (1901 г.) – созданы хронологически в девятнадцатом столетии. Да и сам Бальмонт – воспитанием, усвоенными им культурными традициями – дитя девятнадцатого века. И, тем не менее, он вошел в историю литературы как один из зачинателей нового течения, сила и влияние которого утвердилось уже в начале двадцатого столетия. В стихах Бальмонта необыкновенная цветность. Эпитеты в лирическом произведении раскрывают новую палитру красок: здесь и лазурные незабудки, и «красный парус в синем море, море голубом…». Стихи искрятся солнечными бликами, в них радость, легкая грусть и светлая надежда. К выставке прилагается большая поэтическая тетрадь со стихотворениями поэта, которые были проиллюстрированы. Здесь же читатели могут познакомиться с краткой биографией Константина Дмитриевича Бальмонта. Рядом с выставкой рисунков – портрет Константина Дмитриевича Бальмонта и творческое задание для читателей библиотеки. Работы, представленные на выставке, созданы читателями и сотрудниками библиотеки после прочтения стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта. Выставка вызывает интерес у юных читателей библиотеки. Дети читают стихи К.Д. Бальмонта, представленные на выставке, рассматривают иллюстрации к ним, знакомятся с биографией поэта. Обращение к читателям: Уважаемые читатели! Предлагаем вам ознакомиться со стихотворениями К.Д. Бальмонта и определить, какие из них нашли свое отражение в рисунках, представленных на выставке. Приглашаем вас принять участие в нашей выставке рисунков. Презентация иллюстративной выставки Учись, художник, у него, - И если твой талант крупица, Соделай с нею чудеса, Взрасти безмерные леса И сам, как сказочная птица, Умчись высоко в небеса, Где светит вольная зарница, Где вечный облачный прибой Бежит по бездне голубой. Бальмонт К.Д.
Дорогие друзья, несколько лет в Ивановской области работает Проект «Большое чтение». Ежегодно в рамках этого проекта проводятся чтения, посвященные творчеству какого-либо писателя, поэта или какой-либо теме в литературе. В этом году читатели нашей библиотеки знакомились с творчеством русского поэта Константина Дмитриевича Бальмонта, и не просто читали его замечательные стихи, но и создали иллюстрации к ним. Благодаря этим иллюстрациям мы сегодня открываем выставку, посвященную творчеству поэта. Стихотворения Бальмонта необыкновенно красочны и мелодичны, и сам он очень любил музыку Шопена, Вагнера, Шумана, был дружен со Скрябиным. Идеи музыкальности, объединяющей все сущее, наложили существенный отпечаток и на язык самих стихов Бальмонта. Мелодическое слияние звуков, красок, ароматов в единое гармоническое ощущение мира владеет поэтом: И я, как свет, вскормленный тучей, Блистаю вспышкой золотой И мне открыт аккорд певучий Неумирающих созвучий, Рожденных вечной Красотой.
Поэтому сегодня на нашей встрече будет звучать любимая музыка поэта. Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в дворянской семье, третьим из семи сыновей. Отец, Дмитрий Константинович Бальмонт (1835-1907), служил в Шуйском уездном суде и земстве. Мать, Вера Николаевна, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально. Она сама выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли. Именно мать оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, первой научив постигать «красоту женской души». Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй». Неслучайно в стихотворении, посвященном матери, звучит трепетное сыновнее отношение и восторг. Звучит «Аве, Мария» Ф. Шуберта. Мать (фрагмент) Птицебыстрая, как я, И еще быстрее. В ней был вспевный звон ручья И всегда затея. Чуть ушла в расцветный сад, С нею я, ребенок, Вот уж в дом пришла назад, Целый дом ей звонок. Утром чуть в лугах светло, Мне еще так спится, А она, вскочив в седло, На коне умчится. Бродят светы по заре, Чада ночи древней. Топот брызнул на дворе, Он уж за деревней. Сонной грезой счастье длю, чуть дрожат ресницы. «Ах, как маму я люблю, Сад наш – сад Жар-птицы! Долгий, краткий ли тот срок, Сны - всегда – обновы, А к крыльцу уж – цок-цок-цок Скок и цок подковы. Вся разметана, свежа, Все в ней – воскресенье. Разве только у стрижа Столько нетерпенья. «Ты куда же в эту рань, Мама, уезжала?» В губы чмок – и мне, как дань, Ландышей немало. «Ну, скорее день встречай», Я бегу веселый. Как хорош душистый чай, На сирени пчелы. Мать веселия полна, Шутками прекрасна. С ней всегда была весна Для зимы опасна.
Юная читательница нашей библиотеки Ксения Морозова, прочитав стихотворение «Мать», решила проиллюстрировать его. Иллюстрация получилась такая же яркая, как и образ матери в стихотворении К.Д. Бальмонта. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, наблюдая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. Растроганный отец подарил Константину по этому случаю первую книжку, «что-то о дикарях-океанийцах». Мать познакомила сына с образцами лучшей поэзии. «Первые поэты, которых я читал, были народные песни, Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Из всех стихов в мире я больше всего люблю «Горные вершины» Лермонтова (не Гёте, Лермонтова)», – писал позже поэт. «…Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – вспоминал он в 1910-х годах. «Красивое малое царство уюта и тишины», – так писал он позже о деревушке с десятком изб, при которой находилась скромная усадьба – старый дом, окруженный тенистым садом. Гумнищи и родной край, где прошли первые десять лет его жизни, поэт вспоминал всю свою жизнь и всегда описывал с огромной любовью в стихотворениях «Родина», «Снопы», «Береза», «Осень» и «Россия». Эти стихотворения не могут оставить равнодушными читателей. И в свою очередь вдохновляют на творчество. Звучит «Вальс № 10» Ф. Шопена. Береза
Береза родная со стволом серебристым, О тебе я в тропических чащах скучал. Я скучал о сирени в цвету и о нем, соловье голосистом, Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал. Я был там, далеко – В многокрасочной пряности пышных ликующих стран. Там зловещая пума враждебно так щурила око, И пред быстрой грозой оглушал меня рев обезьян. Но, тихонько качаясь На тяжелом, чужом, мексиканском седле, Я душою дремал – и воздушно во мне расцвечаясь, Восставали родимые тени в серебряной мгле. О, весенние грозы! Детство с веткой сирени, в вечерней тиши – соловей, Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы, Зачарованность снов – только раз расцветающих дней!
Ученица Школы искусств, наша читательница Вика Морозова выполнила рисунок к этому стихотворению. «Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы» очень трогательно переданы в этом рисунке. А так изобразила березу Анастасия Логинова. Звучит «Вальс № 7» Ф. Шопена. Катя Быковская ярко представила картину поля со снопами. Снопы
Снопы стоят в полях, как алтари. В них красота высокого значенья. Был древле час, в умах зажглось реченье: «Не только кровь, но и зерно сбери». В колосьях отливают янтари. Богаты их зернистые скопленья. В них теплым духом дышит умиленье. В них золото разлившейся зари. Как долог путь от быстрых зерен сева До мига золотого торжества. Вся выгорела до косы трава. Гроза не раз грозилась жаром гнева. О, пахари. Подвижники посева. В вас божья воля колосом жива.
Звучит «Анданте» В. Моцарта. Россия
Есть слово – и оно едино. Россия. Этот звук – свирель. В нем воркованье голубино. Я чую поле, в сердце хмель, Позвавший птиц к весне апрель. На иве распустились почки, Береза слабые листочки Раскрыла – больше снег не враг. Трава взошла на каждой кочке, Заизумрудился овраг. Люблю разбег родных полей, Вхожу в прогалину лесную – Нет в мире ничего милей. Ручьи, луга, болота, склоны, В кустах для зайца уголок. В пастушью дудку вдунул звоны, Качнув подснежник, ветерок. Весенним дождиком омочен, Весенним солнцем разогрет, Мой край, в покров весны одет, Нерукотворно беспорочен, Другого в мире счастья нет.
Стихотворение «Россия» вызывает отклик в сердцах многих читателей. Не случайно на нашей выставке представлено несколько иллюстраций к этому стихотворению. Это и работа Голубевых Алевтины Владимировны и её внучки Жени, и иллюстрации Дарьи Волковой, Дарьи Каретиной и Анастасии Логиновой. Все они – разные, но чувствуется, что каждый автор в свою работу вложил чуточку своего сердца и любви к своему краю. В 1876-84 годах Бальмонт учился в классической гимназии города Шуи, из которой был исключен за принадлежность к «революционному» кружку, потому гимназический курс закончил в 1886 г. во Владимирской гимназии. В этом же году поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с революционерами-шестидесятниками, через год исключен за участие в студенческом движении и выслан в Шую под негласный надзор полиции. В 1888 году Бальмонту было разрешено продолжить учебу в Московском университете, но через несколько месяцев он оставляет университет. В следующем году делает попытку продолжить образование в Ярославле в юридическом лицее, но в том же году уже окончательно решает отказаться от «казенного» образования. В марте 1890 года на почве нервного расстройства пытается покончить собой, после чего почти год находится в лечебнице. Первая книга Бальмонта «Сборник стихотворений» выходит в Ярославле в 1890 и не имеет успеха. В 1891-92 годах основное внимание уделяет переводам зарубежной поэзии. Однако поэтические сборники «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895) заставляют признать их автора одним из самых ярких и оригинальных представителей символизма в русской поэзии. В 1896-97 годах Бальмонт совершает путешествие по странам Западной Европы (Франция, Испания, Голландия, Англия, Италия). Особое значение для его творчества имело знакомство с Испанией. В 1898 вышел сборник стихов Бальмонта «Тишина». Стихотворение «Паутинки» из этого сборника проиллюстрировал Кирилл Коликов. Кириллу удалось передать легкость и воздушность остановленного в стихотворении мгновения. Звучит музыка Р. Вагнера. «Полет валькирии». Паутинки
Если вечер настанет и длинные, длинные Паутинки, летая, блистают по воздуху, Вдруг запросятся слезы из глаз беспричинные, И стремишься из комнаты к воле и к отдыху. И, мгновенью отдавшись, как тень, преклоняешься, Удивляешься солнцу, за лесом уснувшему, И с безмолвием странного мира сливаешься, Уходя к незабвенному, к счастью минувшему. И проходишь мечтою аллеи старинные, Где в вечернем сиянии ждал неизвестного И ребенком следил, как проносятся длинные Паутинки воздушные, тени Чудесного.
Последние два года 19 века Бальмонт подолгу живет в Петербурге, общаясь со столичными поэтами-символистами: Мережковским, Сологубом и др. К 1900 году он становится одним из признанных мэтров русского символизма, открывшего новые поэтические возможности, обогатившего поэзию в лексическом, интонационном и музыкальном отношениях. В мае 1901 года Бальмонта лишают права проживания в столичных и университетских городах сроком на два года за публикацию стихотворения «Маленький султан», поводом к написанию которого стал разгон студенческой демонстрации в Петербурге. Бальмонт уезжает в усадьбу Сабынино Курской губернии и целый год работает над новым сборником стихов. Это знаменитая книга – «Будем как солнце». Стихотворение «Черемуха» из этого сборника проиллюстрировано библиотекарем А.В. Голубевой. Алевтина Владимировна постаралась передать на рисунке настроение солнечного утра и нежность в глазах влюбленных. Звучит «Этюд» Ф. Шопена. Черемуха
Черемухой душистою с тобой опьянены, Мы вдруг забыли утро и вдруг вступили в сны. И утро превратилось в моря без берегов, Моря плавучих тучек, ветвей, кустов, цветов. Цветы, деревья, травы, и травы, и цветы, Моря цветов и красок, любовь, и я, и ты. Лицо к лицу склонивши и руку в руку взяв, Мы вдруг прониклись счастьем легко дрожащих трав. Безмерным светом солнце светило с высоты, И было изумленье, восторг, и я, и ты. В нас царствовала вечность, в нас был короткий час, И утро вырастало для нас, для нас, для нас. Мы были два сиянья, два призрака весны, Черемухой душистой подсказанные сны.
В 1902 году Бальмонт едет за границу, живет преимущественно в Париже, выезжая ненадолго в Англию, Бельгию, Германию, Испанию. В 1903 появляется сборник «Только Любовь. Семицветник» – вершина творчества Бальмонта. Звучит музыка Р. Шумана. Мои звери (фрагмент)
Мой зверь – не лев, излюбленный толпою,– Мне кажется, что он лишь крупный пес. Нет, желтый тигр, с бесшумною стопою, Во мне рождает больше странных грез. И символ Вакха, быстрый, сладострастный, Как бы из стали, меткий леопард; Он весь – как гений вымысла прекрасный, Отец легенд, зверь-бог, колдун и бард. Еще люблю я черную пантеру, Когда она глядит перед собой В какую-то внежизненную сферу, Как страшный Сфинкс в пустыне голубой. Но если от азийских, африканских Святых пустынь мечту я оторву, Средь наших дней – и плоских, и мещанских – Моей желанной – кошку назову.
Бальмонт сочувственно отнесся к революционным событиям 1905 года, откликнувшись циклом политических стихотворений, прославляющих «сознательных, смелых рабочих». Сблизившись с Горьким, он сотрудничает в большевистской газете «Новая жизнь» и в парижском журнале «Красное знамя». Однако, опасаясь расправы со стороны властей, нелегально покидает Россию. К этому периоду относятся стихотворения «Облачная лестница», «Голубые глаза» и др. Звучит «Сюита № 3» И.С. Баха. Облачная лестница
Если хочешь в край войти вечно-золотой, Облачную лестницу нужно сплесть мечтой, Облачные лестницы нас ведут туда, Где во сне бываем мы только иногда. А и спать не нужно нам, лишь возьми росу, Окропи вечернюю света полосу И, скрепивши облако месячным лучом, В путь иди, не думая больше ни о чем.
Как интересно наблюдать за игрой облаков в небе, какие чудесные картины возникают в воображении. Это поднимает настроение и вызывает желание сделать что-то хорошее, например, нарисовать ту красоту, которая есть на Земле. Такое желание выразилось в рисунке библиотекаря А.И. Корецкой под впечатлением от стихотворения «Облачная лестница». Ксения Морозова для своей иллюстрации выбрала стихотворение «Живая вода», в котором звучит былинная тема. Звучит «Аве, Мария» И.С. Баха. Живая вода Богатыри родные, в вас светят небеса, В вас – водные, степные, лесные голоса. Вы детство укачали, как зимняя метель Качает в снежной дали загрезившую ель. Вы в отрочестве жили, как отсвет вечных сил, Как стебель давней были, который тьму пробил. Вы юность обвенчали с нарядною мечтой, С глубинностью печали, с улыбкой золотой. Когда мечта хотела быть в яркой зыби дней, Вы выглядели смело, жар-птицу дали ей. Когда в затон мечтанья вошла, как тень, печаль, Вы сделали страданье прозрачным, как хрусталь. Мгновенья потонули, но, жезл подъявши свой, Вы молодость вернули и смех – с водой живой. И где сошлись дороги, ваш образ – как звезда. Богатыри, вы боги, вам жить и жить всегда. Голубые глаза
- Отчего у тебя голубые глаза? - Оттого, что когда пролетала гроза, Были молнии рдяны и сини, Я смотрела на пляску тех синих огней И на небо, что все становилось синей, А потом я пошла по пустыне, Предо мной голубел и синел зверобой, Колокольчик сиял и звенел голубой, И пришла я в наш дом на ступени, А над ними уж ночь, голубея, плыла, И весна королевой лазури была, И душисто синели сирени.
Звучит «Маленькая мелодия» В. Моцарта. Бабочка
Помню я, бабочка билась в окно. Крылышки тонко стучали. Тонко стекло, и прозрачно оно. Но отделяет от дали. В мае то было. Мне было пять лет. В нашей усадьбе старинной. Узнице воздух вернул я и свет. Выпустил в сад наш пустынный. Если умру я и спросят меня: «В чем твое доброе дело?» - Молвлю я: «Мысль моя майского дня Бабочке зла не хотела».
К стихотворению «Бабочка» сделала иллюстрацию А.И. Корецкая. Глядя на картину, мы чувствуем полет бабочки, её стремление к воздуху и свету. В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих «детских песенках» ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей как небесный дар, в чем её лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых колокольчиков, «узкодонных, разноцветных на тычинке под окном». Это – утренние, радостные песни, спетые уверенным голосом в ясный полдень. По своему построению «Фейные сказки» – одна из самых цельных книг Бальмонта. Желание нарисовать Фею возникло у многих юных читательниц нашей библиотеки. Звучит музыка А.Н. Скрябина. Трудно фее
«Фея», – шепнули сирени, «Фея», – призыв был стрижа, «Фея», – шепнули сквозь тени Ландыши, очи смежа. «Фея», – сквозя изумрудно, Травки промолвила нить. Фея вздохнула: «Как трудно! Всех-то должна я любить».
Многочисленные кругосветные путешествия Бальмонта описаны в книгах о Египте – «Край Озириса»(1914), об Индонезии и народах Океании – «Белый зодчий». Вероятно, где-нибудь в пустынях Египта мог видеть поэт такую живописную картину, которую описал он в стихотворении «Верблюды». Звучит «К Элизе» Людвига ван Бетховен. Верблюды
Прошли караваном верблюды, качая своими тюками. Нога на широком копыте в суставе сгибалась слегка. Изящна походка верблюда. Красивы верблюды горбами. И смотрят глаза их далеко. Глядят на людей свысока. Когда же достигнут до цели, мгновенно сгибают колени. Как будто свершают молитву с сыновьим почтеньем к земле. Недвижны в песках изваянья. На золоте красные тени. Вот выбрызнут звезды по небу – ожившие угли в золе.
Такая же счастливая возможность полюбоваться на этих красивых, гордых, величественных животных была в жизни и у библиотекаря А.И. Корецкой, поэтому после прочтения стихотворения Бальмонта у неё появилось желание восстановить в памяти некогда увиденное. Стихотворение «Музыка» вошло в сборник «Белый зодчий». В очерке «Слово о музыке» Бальмонт пишет: «Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда Земля при своем создании была уже готова к жизни в первое свое утро, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над морем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». Звучит «Лунная соната» Людвига ван Бетховена. Музыка
Когда и правая и левая рука Чрез волшебство поют на клавишах двуцветных, И звездною росой обрызгана тоска, И колокольчики журчат в мечтах рассветных,- Тогда священна ты, - ты не одна из нас, А ты как солнца луч в движении тумана, И голос сердца ты, и листьев ты рассказ, И в роще дремлющей идущая Диана. Всего острей поет в тебе одна струна, Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена. Безумие луны! И вся ты – как луна, Когда вскипит волна, но падает как пена.
Это стихотворение выбрала для иллюстрации Виктория Морозова. Музыка льется волной в призрачном свете луны «когда и правая и левая рука чрез волшебство поют на клавишах двуцветных…». Вернувшись в Россию в 1913 году (после амнистии для политэмигрантов), поэт много ездит по стране с лекциями «Океания» и «Поэзия как волшебство». Впервые он побывал в Грузии, принялся за перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Бальмонт говорил, что нет города, где у него не было бы друзей и ждущих его душ. «Мне радостно видеть размер моей славы и глубину влияния, остроту этого влияния в отдельных сердцах, - писал поэт после турне по России в 1915 году. – Я не напрасно люблю мои строки: Свита моя – альбатросы морей, Волны – дорога моя.
Я люблю эти отдельные, отъединенные, тоскующие, влюбленные в Красоту, пронзенные сердца. Для них стоит странствовать». Весть о начале первой мировой войны застает его на берегу Атлантического Океана, и он возвращается в Россию через Англию, Норвегию и Швецию. Февральскую революцию Бальмонт встретил с воодушевлением, написал восторженные стихи, Октябрьскую – не принял. В 1918-20 годах оставался в Москве. В 1920 году вместе со своими близкими Бальмонт навсегда покинул Россию. Он поселился в Париже. Его литературная деятельность была очень интенсивной: он сотрудничал в газете «Парижские новости», в журнале «Современные записки», в прибалтийских изданиях, много занимался переводами. Однако здоровье его ухудшалось: прогрессировало психическое заболевание. Период с 1937 по 1942 годы был для Бальмонта почти бесплодным. Солнечной пряжей называл он свои стихи. Даже свое предстоящее исчезновение на земле он толковал как подъем по Млечному Пути, как уход в беспредельные пространства, где происходит «новых звезд зачатье». В этой бодрой, светлой ноте таится едва ли не главный залог обаяния поэта. «Когда слушаешь Бальмонта, всегда слушаешь весну, – писал Александр Блок. – Он среди душных городов и событий сохранил в душе весну, сохранил для себя и для всякого, кто верил в его певучую волю...» Сознавая свое отступничество, свою горькую разлуку с родиной, свой внутренний долг перед ней, Бальмонт как завещание оставил такие слова: «Да пошлет Судьба той стране, которая дала мне жизнь, многотравные луга, плодородные нивы, счастливых людей, правдивые дни, несчетные стада коров с тяжелым выменем, звонкие табуны коней, что всегда так красивы были в России…» 23 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран, близ Парижа, Константин Дмитриевич Бальмонт скончался. Дорогие друзья, иллюстративная выставка, посвященная творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта, продолжит свою работу. Читайте стихи Бальмонта, иллюстрируйте их и приносите ваши творческие работы на выставку. Всех участников выставки благодарим за отлично выполненные иллюстрации и желаем дальнейших творческих успехов. Список литературы: Бальмонт, К. Под Новым серпом : избр. стихотворения и проза / сост., вступ.ст., примеч. Л.Н. Таганова ; прил. О.К. Переверзева. – Иваново : Талка, 2007. – 444 с. Хозиева, С.И. Русские писатели и поэты / С.И. Хозиева. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999. –576 с. Бальмонт, К.Д. Стихотворения / К.Д. Бальмонт ; вступ. ст. и сост. Л.Озерова. – М. : Худож. лит., 1990. – 397 с. Бальмонт, К.Д. Солнечная пряжа : стихи, очерки / К.Д. Бальмонт ; сост. Н.В. Банников. – М. : Дет. лит., 1989. – 239 с.
Список музыкальных произведений: Шуберт Ф. «Аве, Мария»; Шопен Ф. «Вальс № 10», «Вальс № 7», «Этюд»; Моцарт В. Концерт для фортепьяно № 21 в C, 2-ая часть Анданте, К.467; Вагнер Р. «Полет Валькирии»; Шуман Р. (отрывок любого произведения); Бах И. «Сюита № 3», «Аве, Мария»; Скрябин К.И. (отрывок любого произведения); Бетховен Л. «К Элизе», «Лунная соната».
|