Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»

Автор: Хохлова Марина Юрьевна, главный библиотекарь Городского филиала № 1 МУК Родниковская районнная ЦБС.

Иллюстративная выставка-впечатление

Цели и задачи:

  • привлечь внимание читателей библиотеки к творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта;
  • вовлечь читателей в активный познавательный, творческий процесс;
  • развивать читательский кругозор, творческое воображение, умение видеть красоту поэтического слова и создавать творческую работу.

Подготовка к выставке:

Выставка создается при непосредственном участии в создании экспозиции читателей библиотеки. Участие в выставке проходит в несколько этапов:

  • читатель библиотеки выбирает стихотворение для иллюстрации;
  • прочитывает его выразительно, передавая настроение, оттенки чувств;
  • высказывает краткое суждение о стихотворении, обосновав свой выбор;
  • рисует иллюстрацию.

Материалы к выставке:

Памяти К. Бальмонта

К востоку от Парижа, на реке Марне, расположен Нуази-ле-Гран, городок, каких вокруг французской столицы множество. Здесь, на местном католическом кладбище, высится крест из серого камня, на котором по-французски написано: «Константин Бальмонт, русский поэт», а затем обозначены годы рождения и смерти «1867-1942».

Старая рукопись

«Я родился и вырос в деревне, люблю деревню и Море, видя в деревне милый Рай, город же ненавижу, как рабское сцепление людей, как многоглазое чудовище. Однако в великих городах есть великая свобода и отравы пьянящие, которые уже вошли в душу и которые, ненавидя, люблю. Моя родина – деревня Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии. Я родился под утро, в одну из прозрачных летних ночей, в ночь с 3-го на 4-е июня 1867-го года. Совершенно четко себя помню с 4-х, 5-и лет. Когда мне было пять лет, возник в сознании некий миг незабываемый, когда я почувствовал себя как себя – и с тех пор, внутри, ничто уж не меняется. Сменяются зимы и весны, но не то, что создает и меняет истинного Человека.

Мои родители – добрые мягкие люди, они не посягали никогда на мою душу, и я вырос в саду, среди цветов, деревьев и бабочек. Уж не изменю этому миру. В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют, дрема, васильки, незабудки, лютики, смешная заячья капустка, трогательный подорожник – и сколько – и сколько ещё! В нашем саду была белая и лиловая сирень, черемуха, снежные яблони, жеманно-красивый жасмин.

Когда мне было лет пять, в липовой беседке, под музыку вешнего жужжанья, моя мать читала раз мне и моим братьям стихи И. Никитина. Я помню как она произнесла:

Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок.
Луг как бархат зеленеет,
В зареве восток...

Мной овладело невыразимое волнение чисто-телесной сладости. Первые поэты, которых я читал, были народные песни, Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Я начал писать стихи 10-ти лет».

(К. Бальмонт. 27 июля 1907 г.)

Комментарии:

Все начальные поэтические книги Бальмонта – до «Горящих зданий» (1901 г.) – созданы хронологически в девятнадцатом столетии. Да и сам Бальмонт – воспитанием, усвоенными им культурными традициями – дитя девятнадцатого века. И, тем не менее, он вошел в историю литературы как один из зачинателей нового течения, сила и влияние которого утвердилось уже в начале двадцатого столетия.

В стихах Бальмонта необыкновенная цветность. Эпитеты в лирическом произведении раскрывают новую палитру красок: здесь и лазурные незабудки, и «красный парус в синем море, море голубом…». Стихи искрятся солнечными бликами, в них радость, легкая грусть и светлая надежда.

К выставке прилагается большая поэтическая тетрадь со стихотворениями поэта, которые были проиллюстрированы. Здесь же читатели могут познакомиться с краткой биографией Константина Дмитриевича Бальмонта.

Рядом с выставкой рисунков – портрет Константина Дмитриевича Бальмонта и творческое задание для читателей библиотеки.

Работы, представленные на выставке, созданы читателями и сотрудниками библиотеки после прочтения стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта.

Выставка вызывает интерес у юных читателей библиотеки. Дети читают стихи К.Д. Бальмонта, представленные на выставке, рассматривают иллюстрации к ним, знакомятся с биографией поэта.

Обращение к читателям:

Уважаемые читатели! Предлагаем вам ознакомиться со стихотворениями К.Д. Бальмонта и определить, какие из них нашли свое отражение в рисунках, представленных на выставке.

Приглашаем вас принять участие в нашей выставке рисунков.

Презентация иллюстративной выставки

Учись, художник, у него, -
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.

Бальмонт К.Д.

Дорогие друзья, несколько лет в Ивановской области работает Проект «Большое чтение». Ежегодно в рамках этого проекта проводятся чтения, посвященные творчеству какого-либо писателя, поэта или какой-либо теме в литературе. В этом году читатели нашей библиотеки знакомились с творчеством русского поэта Константина Дмитриевича Бальмонта, и не просто читали его замечательные стихи, но и создали иллюстрации к ним. Благодаря этим иллюстрациям мы сегодня открываем выставку, посвященную творчеству поэта.

Стихотворения Бальмонта необыкновенно красочны и мелодичны, и сам он очень любил музыку Шопена, Вагнера, Шумана, был дружен со Скрябиным.

Идеи музыкальности, объединяющей все сущее, наложили существенный отпечаток и на язык самих стихов Бальмонта. Мелодическое слияние звуков, красок, ароматов в единое гармоническое ощущение мира владеет поэтом:

И я, как свет, вскормленный тучей,
Блистаю вспышкой золотой
И мне открыт аккорд певучий
Неумирающих созвучий,
Рожденных вечной Красотой.

Поэтому сегодня на нашей встрече будет звучать любимая музыка поэта.

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в дворянской семье, третьим из семи сыновей. Отец, Дмитрий Константинович Бальмонт (1835-1907), служил в Шуйском уездном суде и земстве. Мать, Вера Николаевна, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально. Она сама выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли. Именно мать оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории, первой научив постигать «красоту женской души». Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй».

Неслучайно в стихотворении, посвященном матери, звучит трепетное сыновнее отношение и восторг.

Звучит «Аве, Мария» Ф. Шуберта.

Мать (фрагмент)

Птицебыстрая, как я,
И еще быстрее.
В ней был вспевный звон ручья
И всегда затея.
Чуть ушла в расцветный сад,
С нею я, ребенок,
Вот уж в дом пришла назад,
Целый дом ей звонок.
Утром чуть в лугах светло,
Мне еще так спится,
А она, вскочив в седло,
На коне умчится.
Бродят светы по заре,
Чада ночи древней.
Топот брызнул на дворе,
Он уж за деревней.
Сонной грезой счастье длю,
чуть дрожат ресницы.
«Ах, как маму я люблю,
Сад наш – сад Жар-птицы!
Долгий, краткий ли тот срок,
Сны - всегда – обновы,
А к крыльцу уж – цок-цок-цок
Скок и цок подковы.
Вся разметана, свежа,
Все в ней – воскресенье.
Разве только у стрижа
Столько нетерпенья.
«Ты куда же в эту рань,
Мама, уезжала?»
В губы чмок – и мне, как дань,
Ландышей немало.
«Ну, скорее день встречай»,
Я бегу веселый.
Как хорош душистый чай,
На сирени пчелы.
Мать веселия полна,
Шутками прекрасна.
С ней всегда была весна
Для зимы опасна.

Юная читательница нашей библиотеки Ксения Морозова, прочитав стихотворение «Мать», решила проиллюстрировать его. Иллюстрация получилась такая же яркая, как и образ матери в стихотворении К.Д. Бальмонта.

Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, наблюдая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. Растроганный отец подарил Константину по этому случаю первую книжку, «что-то о дикарях-океанийцах». Мать познакомила сына с образцами лучшей поэзии.

«Первые поэты, которых я читал, были народные песни, Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Из всех стихов в мире я больше всего люблю «Горные вершины» Лермонтова (не Гёте, Лермонтова)», – писал позже поэт.

«…Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – вспоминал он в 1910-х годах.

«Красивое малое царство уюта и тишины», – так писал он позже о деревушке с десятком изб, при которой находилась скромная усадьба – старый дом, окруженный тенистым садом.

Гумнищи и родной край, где прошли первые десять лет его жизни, поэт вспоминал всю свою жизнь и всегда описывал с огромной любовью в стихотворениях «Родина», «Снопы», «Береза», «Осень» и «Россия». Эти стихотворения не могут оставить равнодушными читателей. И в свою очередь вдохновляют на творчество.

Звучит «Вальс № 10» Ф. Шопена.

Береза

Береза родная со стволом серебристым,
О тебе я в тропических чащах скучал.
Я скучал о сирени в цвету и о нем, соловье голосистом,
Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.
Я был там, далеко –
В многокрасочной пряности пышных ликующих стран.
Там зловещая пума враждебно так щурила око,
И пред быстрой грозой оглушал меня рев обезьян.
Но, тихонько качаясь
На тяжелом, чужом, мексиканском седле,
Я душою дремал – и воздушно во мне расцвечаясь,
Восставали родимые тени в серебряной мгле.
О, весенние грозы!
Детство с веткой сирени, в вечерней тиши – соловей,
Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы,
Зачарованность снов – только раз расцветающих дней!

Ученица Школы искусств, наша читательница Вика Морозова выполнила рисунок к этому стихотворению. «Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы» очень трогательно переданы в этом рисунке.

А так изобразила березу Анастасия Логинова.

Звучит «Вальс № 7» Ф. Шопена.

Катя Быковская ярко представила картину поля со снопами.

Снопы

Снопы стоят в полях, как алтари.
В них красота высокого значенья.
Был древле час, в умах зажглось реченье:
«Не только кровь, но и зерно сбери».

В колосьях отливают янтари.
Богаты их зернистые скопленья.
В них теплым духом дышит умиленье.
В них золото разлившейся зари.

Как долог путь от быстрых зерен сева
До мига золотого торжества.
Вся выгорела до косы трава.
Гроза не раз грозилась жаром гнева.
О, пахари. Подвижники посева.
В вас божья воля колосом жива.

Звучит «Анданте» В. Моцарта.

Россия

Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
В нем воркованье голубино.
Я чую поле, в сердце хмель,
Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,
Береза слабые листочки
Раскрыла – больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.

Люблю разбег родных полей,
Вхожу в прогалину лесную –
Нет в мире ничего милей.
Ручьи, луга, болота, склоны,
В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны,
Качнув подснежник, ветерок.
Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Нерукотворно беспорочен,
Другого в мире счастья нет.

Стихотворение «Россия» вызывает отклик в сердцах многих читателей. Не случайно на нашей выставке представлено несколько иллюстраций к этому стихотворению. Это и работа Голубевых Алевтины Владимировны и её внучки Жени, и иллюстрации Дарьи Волковой, Дарьи Каретиной и Анастасии Логиновой. Все они – разные, но чувствуется, что каждый автор в свою работу вложил чуточку своего сердца и любви к своему краю.

В 1876-84 годах Бальмонт учился в классической гимназии города Шуи, из которой был исключен за принадлежность к «революционному» кружку, потому гимназический курс закончил в 1886 г. во Владимирской гимназии. В этом же году поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с революционерами-шестидесятниками, через год исключен за участие в студенческом движении и выслан в Шую под негласный надзор полиции.

В 1888 году Бальмонту было разрешено продолжить учебу в Московском университете, но через несколько месяцев он оставляет университет. В следующем году делает попытку продолжить образование в Ярославле в юридическом лицее, но в том же году уже окончательно решает отказаться от «казенного» образования.

В марте 1890 года на почве нервного расстройства пытается покончить собой, после чего почти год находится в лечебнице.

Первая книга Бальмонта «Сборник стихотворений» выходит в Ярославле в 1890 и не имеет успеха. В 1891-92 годах основное внимание уделяет переводам зарубежной поэзии.

Однако поэтические сборники «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895) заставляют признать их автора одним из самых ярких и оригинальных представителей символизма в русской поэзии.

В 1896-97 годах Бальмонт совершает путешествие по странам Западной Европы (Франция, Испания, Голландия, Англия, Италия). Особое значение для его творчества имело знакомство с Испанией.

В 1898 вышел сборник стихов Бальмонта «Тишина». Стихотворение «Паутинки» из этого сборника проиллюстрировал Кирилл Коликов. Кириллу удалось передать легкость и воздушность остановленного в стихотворении мгновения.

Звучит музыка Р. Вагнера. «Полет валькирии».

Паутинки

Если вечер настанет и длинные, длинные
Паутинки, летая, блистают по воздуху,
Вдруг запросятся слезы из глаз беспричинные,
И стремишься из комнаты к воле и к отдыху.

И, мгновенью отдавшись, как тень, преклоняешься,
Удивляешься солнцу, за лесом уснувшему,
И с безмолвием странного мира сливаешься,
Уходя к незабвенному, к счастью минувшему.

И проходишь мечтою аллеи старинные,
Где в вечернем сиянии ждал неизвестного
И ребенком следил, как проносятся длинные
Паутинки воздушные, тени Чудесного.

Последние два года 19 века Бальмонт подолгу живет в Петербурге, общаясь со столичными поэтами-символистами: Мережковским, Сологубом и др.

К 1900 году он становится одним из признанных мэтров русского символизма, открывшего новые поэтические возможности, обогатившего поэзию в лексическом, интонационном и музыкальном отношениях.

В мае 1901 года Бальмонта лишают права проживания в столичных и университетских городах сроком на два года за публикацию стихотворения «Маленький султан», поводом к написанию которого стал разгон студенческой демонстрации в Петербурге.

Бальмонт уезжает в усадьбу Сабынино Курской губернии и целый год работает над новым сборником стихов. Это знаменитая книга – «Будем как солнце».

Стихотворение «Черемуха» из этого сборника проиллюстрировано библиотекарем А.В. Голубевой. Алевтина Владимировна постаралась передать на рисунке настроение солнечного утра и нежность в глазах влюбленных.

Звучит «Этюд» Ф. Шопена.

Черемуха

Черемухой душистою с тобой опьянены,
Мы вдруг забыли утро и вдруг вступили в сны.

И утро превратилось в моря без берегов,
Моря плавучих тучек, ветвей, кустов, цветов.

Цветы, деревья, травы, и травы, и цветы,
Моря цветов и красок, любовь, и я, и ты.

Лицо к лицу склонивши и руку в руку взяв,
Мы вдруг прониклись счастьем легко дрожащих трав.

Безмерным светом солнце светило с высоты,
И было изумленье, восторг, и я, и ты.

В нас царствовала вечность, в нас был короткий час,
И утро вырастало для нас, для нас, для нас.

Мы были два сиянья, два призрака весны,
Черемухой душистой подсказанные сны.

В 1902 году Бальмонт едет за границу, живет преимущественно в Париже, выезжая ненадолго в Англию, Бельгию, Германию, Испанию. В 1903 появляется сборник «Только Любовь. Семицветник» – вершина творчества Бальмонта.

Звучит музыка Р. Шумана.

Мои звери (фрагмент)

Мой зверь – не лев, излюбленный толпою,–
Мне кажется, что он лишь крупный пес.
Нет, желтый тигр, с бесшумною стопою,
Во мне рождает больше странных грез.
И символ Вакха, быстрый, сладострастный,
Как бы из стали, меткий леопард;
Он весь – как гений вымысла прекрасный,
Отец легенд, зверь-бог, колдун и бард.
Еще люблю я черную пантеру,
Когда она глядит перед собой
В какую-то внежизненную сферу,
Как страшный Сфинкс в пустыне голубой.
Но если от азийских, африканских
Святых пустынь мечту я оторву,
Средь наших дней – и плоских, и мещанских –
Моей желанной – кошку назову.

Бальмонт сочувственно отнесся к революционным событиям 1905 года, откликнувшись циклом политических стихотворений, прославляющих «сознательных, смелых рабочих». Сблизившись с Горьким, он сотрудничает в большевистской газете «Новая жизнь» и в парижском журнале «Красное знамя». Однако, опасаясь расправы со стороны властей, нелегально покидает Россию. К этому периоду относятся стихотворения «Облачная лестница», «Голубые глаза» и др.

Звучит «Сюита № 3» И.С. Баха.

Облачная лестница

Если хочешь в край войти вечно-золотой,
Облачную лестницу нужно сплесть мечтой,
Облачные лестницы нас ведут туда,
Где во сне бываем мы только иногда.

А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,
Окропи вечернюю света полосу
И, скрепивши облако месячным лучом,
В путь иди, не думая больше ни о чем.

Как интересно наблюдать за игрой облаков в небе, какие чудесные картины возникают в воображении. Это поднимает настроение и вызывает желание сделать что-то хорошее, например, нарисовать ту красоту, которая есть на Земле.

Такое желание выразилось в рисунке библиотекаря А.И. Корецкой под впечатлением от стихотворения «Облачная лестница».

Ксения Морозова для своей иллюстрации выбрала стихотворение «Живая вода», в котором звучит былинная тема.

Звучит «Аве, Мария» И.С. Баха.

Живая вода

Богатыри родные, в вас светят небеса,
В вас – водные, степные, лесные голоса.
Вы детство укачали, как зимняя метель
Качает в снежной дали загрезившую ель.

Вы в отрочестве жили, как отсвет вечных сил,
Как стебель давней были, который тьму пробил.
Вы юность обвенчали с нарядною мечтой,
С глубинностью печали, с улыбкой золотой.

Когда мечта хотела быть в яркой зыби дней,
Вы выглядели смело, жар-птицу дали ей.
Когда в затон мечтанья вошла, как тень, печаль,
Вы сделали страданье прозрачным, как хрусталь.

Мгновенья потонули, но, жезл подъявши свой,
Вы молодость вернули и смех – с водой живой.
И где сошлись дороги, ваш образ – как звезда.
Богатыри, вы боги, вам жить и жить всегда.

Голубые глаза

- Отчего у тебя голубые глаза?
- Оттого, что когда пролетала гроза,
Были молнии рдяны и сини,
Я смотрела на пляску тех синих огней
И на небо, что все становилось синей,
А потом я пошла по пустыне,
Предо мной голубел и синел зверобой,
Колокольчик сиял и звенел голубой,
И пришла я в наш дом на ступени,
А над ними уж ночь, голубея, плыла,
И весна королевой лазури была,
И душисто синели сирени.

Звучит «Маленькая мелодия» В. Моцарта.

Бабочка

Помню я, бабочка билась в окно.
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно.
Но отделяет от дали.

В мае то было. Мне было пять лет.
В нашей усадьбе старинной.
Узнице воздух вернул я и свет.
Выпустил в сад наш пустынный.

Если умру я и спросят меня:
«В чем твое доброе дело?» -
Молвлю я: «Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела».

К стихотворению «Бабочка» сделала иллюстрацию А.И. Корецкая. Глядя на картину, мы чувствуем полет бабочки, её стремление к воздуху и свету.

В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих «детских песенках» ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей как небесный дар, в чем её лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых колокольчиков, «узкодонных, разноцветных на тычинке под окном». Это – утренние, радостные песни, спетые уверенным голосом в ясный полдень. По своему построению «Фейные сказки» – одна из самых цельных книг Бальмонта.

Желание нарисовать Фею возникло у многих юных читательниц нашей библиотеки.

Звучит музыка А.Н. Скрябина.

Трудно фее

«Фея», – шепнули сирени,
«Фея», – призыв был стрижа,
«Фея», – шепнули сквозь тени
Ландыши, очи смежа.
«Фея», – сквозя изумрудно,
Травки промолвила нить.
Фея вздохнула: «Как трудно!
Всех-то должна я любить».

Многочисленные кругосветные путешествия Бальмонта описаны в книгах о Египте – «Край Озириса»(1914), об Индонезии и народах Океании – «Белый зодчий». Вероятно, где-нибудь в пустынях Египта мог видеть поэт такую живописную картину, которую описал он в стихотворении «Верблюды».

Звучит «К Элизе» Людвига ван Бетховен.

Верблюды

Прошли караваном верблюды,
качая своими тюками.
Нога на широком копыте
в суставе сгибалась слегка.
Изящна походка верблюда.
Красивы верблюды горбами.
И смотрят глаза их далеко.
Глядят на людей свысока.
Когда же достигнут до цели,
мгновенно сгибают колени.
Как будто свершают молитву
с сыновьим почтеньем к земле.
Недвижны в песках изваянья.
На золоте красные тени.
Вот выбрызнут звезды по небу –
ожившие угли в золе.

Такая же счастливая возможность полюбоваться на этих красивых, гордых, величественных животных была в жизни и у библиотекаря А.И. Корецкой, поэтому после прочтения стихотворения Бальмонта у неё появилось желание восстановить в памяти некогда увиденное.

Стихотворение «Музыка» вошло в сборник «Белый зодчий». В очерке «Слово о музыке» Бальмонт пишет: «Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда Земля при своем создании была уже готова к жизни в первое свое утро, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над морем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой».

Звучит «Лунная соната» Людвига ван Бетховена.

Музыка

Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двуцветных,
И звездною росой обрызгана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных,-

Тогда священна ты, - ты не одна из нас,
А ты как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.

Всего острей поет в тебе одна струна,
Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты – как луна,
Когда вскипит волна, но падает как пена.

Это стихотворение выбрала для иллюстрации Виктория Морозова. Музыка льется волной в призрачном свете луны «когда и правая и левая рука чрез волшебство поют на клавишах двуцветных…».

Вернувшись в Россию в 1913 году (после амнистии для политэмигрантов), поэт много ездит по стране с лекциями «Океания» и «Поэзия как волшебство». Впервые он побывал в Грузии, принялся за перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Бальмонт говорил, что нет города, где у него не было бы друзей и ждущих его душ.

«Мне радостно видеть размер моей славы и глубину влияния, остроту этого влияния в отдельных сердцах, - писал поэт после турне по России в 1915 году. – Я не напрасно люблю мои строки:

Свита моя – альбатросы морей,
Волны – дорога моя.

Я люблю эти отдельные, отъединенные, тоскующие, влюбленные в Красоту, пронзенные сердца. Для них стоит странствовать».

Весть о начале первой мировой войны застает его на берегу Атлантического Океана, и он возвращается в Россию через Англию, Норвегию и Швецию. Февральскую революцию Бальмонт встретил с воодушевлением, написал восторженные стихи, Октябрьскую – не принял.

В 1918-20 годах оставался в Москве. В 1920 году вместе со своими близкими Бальмонт навсегда покинул Россию. Он поселился в Париже. Его литературная деятельность была очень интенсивной: он сотрудничал в газете «Парижские новости», в журнале «Современные записки», в прибалтийских изданиях, много занимался переводами.

Однако здоровье его ухудшалось: прогрессировало психическое заболевание. Период с 1937 по 1942 годы был для Бальмонта почти бесплодным.

Солнечной пряжей называл он свои стихи. Даже свое предстоящее исчезновение на земле он толковал как подъем по Млечному Пути, как уход в беспредельные пространства, где происходит «новых звезд зачатье». В этой бодрой, светлой ноте таится едва ли не главный залог обаяния поэта.

«Когда слушаешь Бальмонта, всегда слушаешь весну, – писал Александр Блок. – Он среди душных городов и событий сохранил в душе весну, сохранил для себя и для всякого, кто верил в его певучую волю...»

Сознавая свое отступничество, свою горькую разлуку с родиной, свой внутренний долг перед ней, Бальмонт как завещание оставил такие слова: «Да пошлет Судьба той стране, которая дала мне жизнь, многотравные луга, плодородные нивы, счастливых людей, правдивые дни, несчетные стада коров с тяжелым выменем, звонкие табуны коней, что всегда так красивы были в России…»

23 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран, близ Парижа, Константин Дмитриевич Бальмонт скончался.

Дорогие друзья, иллюстративная выставка, посвященная творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта, продолжит свою работу. Читайте стихи Бальмонта, иллюстрируйте их и приносите ваши творческие работы на выставку. Всех участников выставки благодарим за отлично выполненные иллюстрации и желаем дальнейших творческих успехов.

Список литературы:

  1. Бальмонт, К. Под Новым серпом : избр. стихотворения и проза / сост., вступ.ст., примеч. Л.Н. Таганова ; прил. О.К. Переверзева. – Иваново : Талка, 2007. – 444 с.
  2. Хозиева, С.И. Русские писатели и поэты / С.И. Хозиева. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999. –576 с.
  3. Бальмонт, К.Д. Стихотворения / К.Д. Бальмонт ; вступ. ст. и сост. Л.Озерова. – М. : Худож. лит., 1990. – 397 с.
  4. Бальмонт, К.Д. Солнечная пряжа : стихи, очерки / К.Д. Бальмонт ; сост. Н.В. Банников. – М. : Дет. лит., 1989. – 239 с.

Список музыкальных произведений:

  • Шуберт Ф. «Аве, Мария»;
  • Шопен Ф. «Вальс № 10», «Вальс № 7», «Этюд»;
  • Моцарт В. Концерт для фортепьяно № 21 в C, 2-ая часть Анданте, К.467;
  • Вагнер Р. «Полет Валькирии»;
  • Шуман Р. (отрывок любого произведения);
  • Бах И. «Сюита № 3», «Аве, Мария»;
  • Скрябин К.И. (отрывок любого произведения);
  • Бетховен Л. «К Элизе», «Лунная соната».
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика