Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Сын солнца, я - поэт»

Автор: Ковалева Нина Анатольевна, заведующая библиотекой-филиалом № 3 МУ «Кинешемская городская централизованная библиотечная система».

Литературно-поэтическая композиция для старшеклассников

Умей творить из самых малых крох.
Иначе для чего же ты, кудесник?

К. Бальмонт

Цель: популяризация творческого наследия К.Д. Бальмонта.

Задача: познакомить подростков с творчеством К.Д. Бальмонта.

Оформление зала: книжная выставка «Сын солнца, я – поэт».

Ход мероприятия

Ведущий 1: (Слайд 1) Быстротечно время... Бьют часы, отсчитывая дни и годы прожитой жизни. Один век сменяется другим, и вновь всё идет по кругу. Что-то уходит в небытиё, стирается из памяти поколений, но остаются вечные ценности – книги.

Ведущий 2: Писатель и книга, книга и читатель, о них сказано немало вдохновенных слов. Книга, венец творений человеческих, была и остаётся нашим учителем и врачевателем, поэтому приходят люди в библиотеку, туда, где нашли счастливый приют книги.

Ведущий 1: Русская поэзия сейчас немыслима без творчества Константина Бальмонта. Случилось невероятное. Его книги поднялись над временем, эпохой, суетой сует. Великий русский художник Валентин Серов на своих великолепных полотнах запечатлел облик ушедшей России, где были люди разных слоёв, прославленные писатели, артисты, художники, профессора, адвокаты. Не обошёл художник своим вниманием и Константина Дмитриевича Бальмонта, ухватив самую суть его поэтического характера.

Ведущий 2: (Слайд 2) Присмотритесь! Сразу видно, что изображён здесь не простой человек, а знаменитый поэт. Эффектная поза, задумчивый взгляд, в котором сквозит вдохновение. Орхидея в петлице придаёт романтический вид его облику.

Ведущий 1: (Слайд № 3) «Бальмонт – это личность, во многих отношениях неповторимая». Он существовал как бы в другом, нематериальном, выдуманном мире. Он мог забраться на дерево, чтобы оттуда прочесть свои стихи. Его завораживали лунные блики на воде, и нередко он заходил в пруд – в пальто и шляпе. Он завоевал интерес читателя не только оригинальностью таланта, но и необычайной судьбой. Вокруг него было много всяких сплетен, небывальщин, легенд, но, имея иностранную фамилию Бальмонт, семья его имела вполне русские корни.

Чтец:

Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рождён и возрос.
Не ночью. Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос...

Ведущий 2: Главное, что взял с собой из детства Бальмонт, – это чувство беззаветной любви ко всему, что его окружает.

Звучит песня на стихи К. Бальмонта. Слайд 4

Ведущий 1: (Слайд 5) Его детство, не омрачённое ни одним тёмным пятном, поселило свет в душе будущего поэта. Светом был сад в пору его цветения. Светом была семья, где он был счастлив и любим.

«Всё помню… Старый сад… Цветы… Чуть дышат ветки… Там счастье плакало в заброшенной беседке».
На всю жизнь сохранил он в себе того счастливого мальчика, который, захлёбываясь от переполнявших его душу чувств и впечатлений, хочет рассказать в стихах об увиденном.

Чтец:

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

Ведущий 1: Наверное, неслучайно первые свои стихи написал мальчик в детском возрасте. Долгожданная книга «Сборник стихотворений», изданная на средства автора, вышла только в 1890 году. «Не получив за неё ничего, кроме обид», – молодой поэт сжёг почти весь маленький тираж.

Такой поэтический дебют дал автору основание написать в 1929 году: «Моё начало – пожар». Ему самому не дано было предположить, что отблески того огня будут сопровождать его творчество почти полстолетия. И все эти годы будет сниться родной дом и милые сердцу места.

Чтец:

Мне снятся родные луга,
И звонкая песня косца,
Зелёного сена стога,
Веселье и смех без конца.
Протяжное пенье стрекоз,
Чуть слышные всплески реки,
Роптание лип и берёз,
В полуночной тьме светляки.

Ведущий 2: Константин Дмитриевич Бальмонт родился в селе Гумнищи Шуйского уезда в дворянской семье. Отец его был председателем уездной земской управы, человеком тихого и доброго нрава: «Ничего не ценивший в мире кроме вольности, деревни, природы и охоты». Мать его, Вера Николаевна, женщина образованная, энергичная, ввела сына в мир музыки, словесности, истории, языкознания, научила постигать красоту окружающего мира, познакомила со стихами русских поэтов. Бальмонт очень любил музыку А.Н. Скрябина. Величайший музыкант казался поэту эльфом, который умеет ткать ковры из лунных лучей.

Слайд 6. Звучит музыка А. Скрябина.

Ведущий 1: Он самозабвенно вслушивался в знакомые мелодии, на душе становилось светло и радостно. Музыка давала поэту всю полноту жизни. Однажды, находясь во власти музыки, Бальмонт произнёс: «Я считаю себя большим, очень большим поэтом… Но моё искусство бледнеет перед искусством этого музыканта!». Эстетические стремления Бальмонта и Скрябина были близки: борьба света и тьмы, утверждение Бого-Человека. Бальмонтовские «Гимн огню», «Гимн Солнцу» были сродни скрябинской поэме «Прометей: Поэма огня». Они утверждали – жизнь и все ее проявления в природе есть праздник, и искусство призвано постоянно преображать людей, напоминая об этом. Поэта пленяла мощная и многоцветная красота мира. Музыка, свет и воздух играют в стихах Бальмонта очень важную роль.

Чтец:

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры…

Ведущий 2: Он прошёл отрезок пути от «печали сумерек к свету, к огню, к победительному солнцу». Поэт чувствует своё родство со стихиями «солнце, луна, тучи, ветер, огонь». Только здесь живёт по-настоящему вольная и мятежная душа поэта. Обращаясь к огню – символу света – поэт восклицает: «Вездесущий огонь, я такой же, как ты!».

Ведущий 1: (Слайд 7) В сборнике стихов «Будем как Солнце», автор вырисовывает картину мира, в центре которой – солнце – вечный и животворный источник всего сущего. Пожалуй, ни у кого из русских поэтов эта тема не заняла столь большого и важного места, как у Бальмонта. По природе своей талант Бальмонта – тихий и нежный. «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну», – сказал А. Блок. Сам Бальмонт считал себя поэтом лирическим, видя в этом провидение судьбы.

Чтец:

Вечно полон вдохновенья,
Я как тучка, я как сон!
Чуть возникну на мгновенье, –
Вот уж ветром унесён!

Ведущий 2: Правда и вымысел в жизни К. Бальмонта переплелись так, что трудно было найти истину. В нём удивительным образом уживались два человека. Один – из мира грёз, другой – натуральный, каким создала его природа: любознательный, нервный, добродушный, слабовольный. В кругу самых близких людей он как бы снимал свою маску. Его заносчивость куда-то сразу уходила, он становился робким, с пленительно-грустной улыбкой.

Ведущий 1: Всю жизнь, всегда и везде его сопровождали книги, книги на разных языках. Он легко изучал языки и «ежегодно прочитывал целые библиотеки». Он любил творчество Гёте, чей Фауст стал ему «заветным талисманом» с юношеских лет и на всю оставшуюся жизнь. И, конечно же, много путешествовал.

Ведущий 2: В неутомимой жажде новых впечатлений поэт объездил почти весь свет. Все края, где ему довелось побывать, он многословно описывал, ведь в то время многие его соотечественники смутно представляли, что делается где-то там, за морями и океанами.

Чтец:

Братья мыслей, вновь я с вами, я, проплывший океаны,
Я, прошедший срывы, скаты голых скал и снежных гор,
Гордый жаждою увидеть вечно-солнечные страны,
Я принёс для звучных песен новый красочный убор.
Я спою вам час за часом, слыша вой и свист метели,
О величии надменном вулканических вершин,
Я спою вам о колибри, я спою нежней свирели
О стране, где с гор порфирных смотрит кактус - исполин.
О стране, где в чаще леса расцветают орхидеи,
Где полями завладели глянцевитости агав,
Где проходят ягуары, где шуршат под пальмой змеи,
Где гремят цикады к солнцу меж гигантских пышных трав.

Ведущий 1: Бальмонт по-человечески горячо и нежно любил Россию, но производил здесь впечатление «заморского гостя».

Не знали тогда досужие сплетники, что поэт в душе уже сплетает тайную «облачную лестницу», которая может привести его туда, в «заоблачные выси». Его манят к себе образы вечной духовной красоты – небо и солнце. Он готов идти далеко-далеко на призывный зов стихии.

Чтец:

Если хочешь в край войти вечно-золотой,
Облачную лестницу нужно сплесть мечтой,
Облачные лестницы нас ведут туда,
Где во сне бываем мы только иногда.

Ведущий 2: Давайте и мы с вами сейчас мысленно сплетем волшебную лестницу, которая нас приведет к солнцу, ведь, говоря словами Бальмонта, – «Все мы равны перед высоким Солнцем, как все цветы и все травинки равно имеют свою долю от солнечного света и свежих капель весеннего дождя». Восхождение к горизонтам поэзии возможно по ступеням, ведущим на башню. Только преодолев этот сложный путь, можно увидеть мир во всей красе и ощутить свет незакатного солнца.

Чтец:

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Ведущий 1: Невзирая на сплетни и непонимание, Бальмонт шел к солнцу поэзии все выше и выше. Ему суждено было стать певцом небесного светила в сумеречный период русской культуры на рубеже 19 и 20 веков. Во многих его стихотворениях звучит традиционная метафора «Жизнь-солнце». Поэт ищет мудрости у солнца, спрашивает у него советов.

Чтец:

Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори».

Ведущий 2: Солнце во все времена воспринималось творческими людьми по-особому. Древнегреческий поэт Анаксагор в первом веке до нашей эры воскликнул: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце!» Эти слова стали эпиграфом к книге Константина Бальмонта «Будем как Солнце».

Чтец:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.

Ведущий 1: Солнце для Бальмонта – источник духовного начала. Солнце вечно: оно дарует жизнь, счастье и свет. Жить, ориентируясь по солнцу, это значит преодолеть в себе лень, сомнения, злобу. Как это актуально и в наше жестокое время. Бальмонту однажды показалось, что...

Чтец:

Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть,
Свет Луны они забыли,
Потеряли млечный путь.

Ведущий 2: «Будем как Солнце всегда молодое», – призывает автор. Он стремится соединить сердца людей, ищущих дорогу к свету и добру. Солнце – путеводная нить сквозь толщу веков.

Стихотворение «Завет бытия» – троекратное обращение к ветру, морю и солнцу, определяет непосредственную связь поэта с мировыми стихиями: воздуха (ветер), воды (море), солнца и огня. Именно эти качества так необходимы поэту.

Чтец:

Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!»

Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!»

Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари…».
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»

Ведущий 1: Понятие «Высокое Солнце» становится символом яркой одухотворенной жизни – Высокое служение. Бальмонт видит солнце во всем: в аромате земных трав, деревьев, во всем окружающем его мире. Он ощущает аромат Солнца.

Чтец:

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной.
Нежно-светлотканными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц».

Ведущий 2: В конце стихотворения поэт утверждает, что «Аромат солнца внятен только тем, кто всем сердцем воспринимает природу, являясь ее защитником и ценителем». И куда бы ни занесла его судьба, он не был одинок, ведь с далекою Родиной он был навсегда связан невидимой нитью, имя которой – Солнце.

Чтец:

И стремясь от счастья к счастью, я пройду по океанам.
И в пустынях раскаленных я исчезну за туманом,
Чтобы с жадной быстротою аравийского коня
Всюду мчаться за врагами под багряной вспышкой дня.
И быть может, через годы, сосчитав свои владенья,
Я их сам же разбросаю, разгоню, как привиденья,
Но и в час переддремотный, между скал родимых вновь
Я увижу солнце, солнце, солнце – красное, как кровь.

Ведущий 1: (Слайд 8) С годами Бальмонт все дальше отдалялся от Русского Парнаса. Совершив очередное грандиозное кругосветное путешествие, повидав разные экзотические страны, познакомившись с бытом и жизнью разных по цвету кожи и вероисповеданию людей, он напишет: «Я видел моря и океаны, и снова я говорю: я рад, что родился русским, и никем иным быть бы не хотел. Люблю Россию. Ничего нет для меня прекраснее и священнее её. Верю в неё – и жду».

Ведущий 2: Тогда он ещё надеялся на скорое возвращение, но в июне 1920 уехал из России навсегда. Как итог запоздалого прозрения – письмо-исповедь. «Я не бежал, а уехал. Я уехал на полгода – и не вернулся, но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться». Он давно уже ничего не писал. И подолгу глядя на закатные лучи солнца, вспоминал далёкую Россию, которую роковым образом потерял.

Чтец:

Я слушал дождь. Он перепевом звучным
Стучал во тьме о крышу и балкон,
И был всю ночь он духом неотлучным
С моей душой, не уходивший в сон.
Я вспоминал. Младенческие годы.
Деревня, где родился я и рос.
Мой старый сад. Речонки малой воды.
В огнях цветов береговой откос.
Я вспоминал невозвратимость счастья,
К которому дороги больше нет.
А дождь стучал – и в музыке ненастья
Слагал на крыше мерный менуэт.

Ведущий 1: У поэта случилась душевная болезнь. Иногда он «перечитывал Бальмонта», но силы всё чаще покидали его. Шёл декабрь 1942 года. Жить ему оставалось считанные дни.

Чтец: (Слайд 9)

Потухли в бездне вод все головни заката,
На небе Зодчий тьмы вбивает гвозди звезд.
Зовет ли Млечный Путь в дорогу без возврата?
Иль к Солнцу новому уводит звездный мост?

Ведущий 2: Он вряд ли узнал, что Андрей Белый охарактеризовал его, как инопланетное существо, ненароком залетевшее на Землю, чтобы «бледным нежитием пройтись по Арбату», а потом снова чертить круги по Орбите Земля – Луна – Солнце – Земля.

Чтец:

Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
В золотую ослепительность.

Ведущий 1: Как знать, может быть оттуда, с заоблачных высей, он читает нам свои солнечные стихи.

Чтец:

Дети Солнца, не забудьте голос меркнущего брата,
Я люблю в вас ваше утро, ваши смелость и мечты,
Но и к вам придёт мгновенье охлажденья и заката,-
В первый миг и в миг последний будьте, будьте как цветы.

Литература:

  1. Банников, Н.В. Жизнь и поэзия Бальмонта : предисловие // Бальмонт, К.Д. Солнечная пряжа : стихотворения, очерки / К.Д. Бальмонт. – М., 1989. – С. 5-20.
  2. Иванова, Е.В. Судьба поэта : вступительная статья // Бальмонт, К.Д. Избранное / К.Д. Бальмонт. – М., 1989. – С. 3-22.
  3. Петрова, Т.С. Откроем Бальмонта… : творчество К.Д. Бальмонта в школе (на уроке и после урока) : учеб. пособие / Т.С. Петрова, С.Ю. Хромова. – М., 2007. – 272 с. : ил.
  4. Таганов, Л.Н. Родное и вселенское в творческом сознании Константина Бальмонта : вступительная статья  // Бальмонт, К.Д. Под новым серпом : избр. стихотворения и проза / К.Д. Бальмонт. – Иваново, 2007. – С. 3-18.
  5. Шульман, Л. Здесь веет дух добра : вступительная статья // Андреева-Бальмонт, Е.О. Воспоминания / Е.О. Андреева-Бальмонт. – М., 1997. – С. 5-14.