Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Сказки? Это интересно! И игре найдется место»

Авторы: Иванова Людмила Ивановна, ведущий библиотекарь филиала № 1 «Библиотека семейного чтения» МУ ЦБС детских библиотек администрации г. Иваново; Печникова Светлана Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ гимназия № 44 г. Иваново

Игра-путешествие для дошкольного и младшего школьного возраста

Цель занятия: знакомство с творчеством поэта серебряного века К.Д. Бальмонта; формирование интереса к читательской деятельности, формирование нравственной личности ребенка.

Задачи:

обучающие:

  • активизировать и расширять словарный запас у обучающихся;
  • познакомить с книгой К.Д. Бальмонта «Фейные сказки»;

развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса у детей, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;
  • создать условия для развития всех типов каналов сенсорного восприятия информации.

воспитательные:

  • формировать сознательную установку на ответственное отношение к окружающему миру: природе и людям;
  • формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);
  • совершенствовать навыки совместной деятельности.

Оборудование:

  • выставка книг К.Д. Бальмонта;
  • рисунок Феи;
  • цветы из бумаги с ароматами духов;
  • снежинки розового, желтого, красного и черного цвета по 15 штук;
  • кусочки ситца, драпа и атласа по 5 штук;
  • соломинки укропа (замена – соломинки для коктейля) в количестве 25 штук, мыльный раствор;
  • диск со звуковыми фрагментами;
  • мультимедийная установка.

Ход мероприятия

(Слайд 1) Дорогие друзья! Сегодня мы проведём с вами познавательно-игровое занятие. Мы будем путешествовать по сказкам, но сказкам необычным «Фейным сказкам», которые написал великий русский поэт, уроженец земли ивановской Константин Дмитриевич Бальмонт. (Слайд 2) Впервые сказки были изданы в Москве в 1905 году, к большому сожалению, первого издания нельзя найти на наших книжных полках.

Благодаря тому, что мы живём с вами в век прогресса и новых технологий, мы смогли отыскать эту уникальную книгу в Интернете и предлагаем вам с ней познакомиться. В эту книгу вошло 71 стихотворение. Константин Дмитриевич Бальмонт написал их для своей четырехлетней дочки Нины (сам он ласково называл её Ниникой). В этих сказках он хотел показать дочке красоту родной природы, многообразие живого мира, доброту русской души. Хотел научить ее воображать, ощущать, слышать окружающий мир.

А вы любите сказки? (Дети отвечают: Да!)

Если книга называется «Фейные сказки», то какой сказочный персонаж здесь будет встречаться чаще других? (Дети отвечают: Фея).

(Слайд 3). А кто может рассказать нам про Фею? (Звучат ответы детей).

Если Фея - волшебница, значит, мы будем путешествовать с вами по каким сказкам? (Дети отвечают: волшебным).

Проводится физкультминутка.

Итак, встанем и проговорим хором такие слова:

В путь дорожку солнышко поднимает нас, (дети встают)
Поднимаем руки мы по команде: раз! (руки через стороны поднимаем вверх)
А над нами весело шелестит листва, (кисти поворачиваем вправо, влево)
Опускаем руки мы по команде: два!  (руки опускаем вниз)
По дорожке в сказку первую войдем.  (дети маршируют)
Ароматы чудные Фее соберём.  (дети садятся)

А как вам кажется, ребята, все цветы пахнут одинаково или каждый по-своему? (Отвечают дети).

Я гуляла по лугам,
Принесла подарок вам.
Аромат цветов вдыхайте,
В мир волшебный попадайте.

Я дам вам понюхать цветы. Аромат какого цветка вы почувствовали?

Ведущий даёт возможность почувствовать детям аромат цветочных духов. Для этого на цветах
в серединках вклеены пробники с запахом незабудки, жасмина, ландыша.

Сейчас ребята, мы предлагаем вам внимательно послушать стихотворение Бальмонта «Прогулка Феи» и почувствовать ароматы цветов и растений, о которых здесь пойдёт речь.

Фея в сад гулять пошла,
Так нарядна и светла,
Говорит с цветами,
Ей цветы: Будь с нами.

Фея, будь, как мы, цветок,
Развернись, как лепесток,
Будь рябинкой дикой,
Или повиликой.

Будь анютиным глазком,
Или синим васильком.
Иль еще малюткой,
Синей незабудкой.

Прилетит на лепесток
Желтокрылый мотылек,
Хоботком коснется,
Фея улыбнется.

Прилетит к тебе пчела,
Прожужжит: не бойся зла,
Я лишь пыль сбираю,
Мед приготовляю.

Покачнув на тыне хмель,
Прогудит мохнатый шмель:
Ну-ка поцелую
Фею молодую.

А когда придет закат,
Все цветы проговорят:
В росах умываться,
Спать приготовляться.

Фея слушала цветы,
Фея нежила листы,
Но, сама причуда,
Прочь пошла оттуда.

Или я на мотылька
Променяю светлячка?
Не хочу меняться.
И давай смеяться.

Скрылась в замок под листком,
Забавлялась с светляком,
Цветиком не стала,
Звонко хохотала.

Запахи каких растений вы смогли почувствовать? (Дети отвечают).

Молодцы, ребята! Действительно в этом стихотворении можно было почувствовать (Слайд 4) запахи и рябины, и повилики, и анютиных глазок, васильков, незабудок, хмеля.

Константин Дмитриевич Бальмонт очень любил родную русскую природу. «Фейные сказки» можно по праву назвать энциклопедией природы нашего ивановского края. Вы встретите в них около 30 названий цветов и 10 деревьев и кустарников.

А сейчас отправляемся в другую сказку. Повторяйте все за мной.

Проводится физкультминутка. Слайд 5 а.

Из лета в зиму попадаем  (ходьба на месте)
Снежки холодные бросаем.  (изображаем игру в снежки)
Катаемся все на коньках.(изображаем скольжение по льду)
Снежинки тают на руках. (дуем на ладошки, а затем садимся).

А вы знаете, ребята, что в природе не существует двух одинаковых снежинок. Несмотря на то, что все они имеют шесть лучей, каждая из них имеет свою форму.

Часто перед сном родители читают детям сказки, чтоб малышам приснились красивые разноцветные сны. И мы предлагаем вам чуточку отдохнуть. Итак, закройте глаза и послушайте стихотворение «Фея и снежинки».

Катаясь на коньках,
На льду скользила Фея.
Снежинки, тихо рея,
Рождались в облаках.
Родились – и скорей,
Сюда, скорей, скорее.
Из мира снежных фей
К земной скользящей Фее.

Просыпайтесь! Красивая сказка? (Дети отвечают: Да!)

Какого цвета сны могут увидеть ребята, прослушав эту сказку? (Дети отвечают: белого)

Действительно в природе снежинки белые (Слайд 5 б), но мы же с вами в сказке?! Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам сделать эту сказку цветной, чтоб нашей Фее было радостно и весело. Для этого вам необходимо выбрать понравившуюся снежинку и разместить ее около Феи.

С подноса ребята выбирают разноцветные снежинки, приготовленные заранее: желтого, красного, розового и черного цвета и размещают их вокруг рисунка Феи на доске. Дети выполняют задание.

Посмотрите, ребята, вокруг Феи порхают снежинки желтого, красного, розового цвета. Почему большинство из вас выбрали эти цвета? (Дети объясняют)

Да, ребята, вы правы. Эти цвета: цвета радости, веселья, хорошего настроения. А какие ещё цвета вы можете добавить к этой группе? (Дети называют)

А как вы думаете, почему нет или мало черных снежинок? (Дети объясняют)

Правильно, черный цвет – мрачный цвет и у нас он ассоциируется с плохим, грустным настроением. А какие цвета можно добавить в эту группу? (Дети отвечают)

Ребята, нашу Фею окружают снежинки трёх (четырёх) цветов, а если вы прочтете все «Фейные сказки» Бальмонта, то сможете встретить в них около двадцати цветов и их оттенков: алый, золотистый, пурпурный, лазоревый (Слайд 6 а), бирюзовый (Слайд 6 б), изумрудный (Слайд 6 в).

А сейчас мы отправляемся в новую сказку, где мы будем учиться слушать. Но для этого нужно немного потренироваться.

Предлагаю вам сейчас превратиться в жуков (Слайд 7 а), и пожужжать «Ж-Ж-Ж».

А сейчас представьте, что вы кукушка «Ку-ку, ку-ку» (Слайд 7 б). Нам предстоит попасть в лес (Слайд 7 в), а в лесу может случиться всякое, можно заблудиться. Давайте вполголоса крикнем «А-у-у», ведь нас целый хор. Крикнули, теперь нам ничего не страшно.

Кричать мы умеем, а слушать? Предлагаю вам послушать стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «За грибами» и запомнить, о каких звуках в нем пойдет речь.

Вот мы дружною семьей –
За грибами, в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.

Был он тихий - темный бор,
Пасмурно глядел.
А как наш раздался хор,
Весь он загудел.

Закрутился тенор твой,
Загремел мой бас,
Наш товарищ фистулой
Подбодряет нас.

Белка слушала в сосне,
И с размаху - прыг.
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.

Можжевельник зашуршал,
Вон, там чей-то глаз.
Это леший побежал,
Испугавшись нас.

Ну, товарищи, вперед,
Врассыпную вдруг,
Тот, кто первый – гриб найдет,
Он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай,
Вот вам уговор:
Чтобы этот гриб, пускай,
Был не мухомор.

Какие звуки смогли вы здесь различить? (Дети отвечают)

Молодцы! Отличились самые внимательные. В этом стихотворении автор передает многообразие звуков: гул, хор, бас, тенор, шуршание, стрекотание и другие.

Конечно, это задание было очень трудным. Но ведь умение слушать очень важное качество, которое нужно развивать, и я предлагаю вам поиграть.

Так много в жизни разных звуков,
И если слышать можем мы,
То звуки нам родной природы
С тобой мы угадать должны.

Детям предлагается послушать звуковые фрагменты. После каждого они должны дать ответ, что это было.

  • Гром (Слайд 8 а звук, отгадка – Слайд 8 б),
  • Журчание воды (Слайд 9 а звук, отгадка – Слайд 9 б),
  • Звуки ветра (Слайд 10 а звук, отгадка – Слайд 10 б),
  • Птичье пенье (Слайд 11 а),
  • А кто-то определил, какая же это птица поёт? (Слайд 11 б)

Ребята, сейчас мы прослушали, как поют птицы. Вам понравилось? Как вы думаете, можно ли определить птиц по их пению?

Действительно, мир птиц тоже многообразен, порядка 10 их названий можно встретить в сказках Бальмонта (стрижи, журавли, снегири, воробьи и т.д.) Давайте послушаем как поёт трясогузка (Слайд 12 а), а сейчас давайте познакомимся с соловьиной трелью (Слайд 12 б).

Проводится физкультминутка.

Мы в этой сказке засиделись. 
Пора в другую путь держать. 
Все потихоньку встали с места. (Дети встают)
И дружно начали шагать. (Маршируют)
Пред нами первая преграда 
Журчит хрустальный ручеек, 
Его мы с вами перепрыгнем,(Дети прыгают)
Ведь он совсем и не широк.(Маршируют)
Вот низко ветви ель склонила, 
И их должны мы приподнять, (Поднимают руки вверх)
Но помни, что ты рядом с другом (Повернуть голову направо, налево)
Не торопись их отпускать. (Машут руками)
Преграда третья перед нами: (Опустили руки в низ)
На тропке встретили ежа.(Дети наклонились)
Мы на него лишь посмотрели… (Присели)
Ах, как природа хороша!(Встали)
Теперь все сели не спеша. (Дети садятся на свои места)

Вот мы уже и в следующей сказке, где нас ждет новое задание (Слайд 13). Я предлагаю вам потрогать кусочки ткани и определить, какая из них самая грубая или самая приятная на ощупь?

Детям предлагается пощупать кусочки ситца, драпа и атласа.

Да, ребята, кусочки ткани были совершенно разные. Наиболее грубая ткань – это драп, из него шьют пальто, куртки. А это кусочки ситца. Именно из этой ткани чаще всего шьют постельное белье, чтобы оно было доступно каждому. А вот постельное белье из атласа можно встретить не так часто, поскольку это дорогая ткань. Какую же из этих тканей вы предложили бы Фее для постели, чтобы ей снились красивые, приятные сны? (Дети отвечают)

А теперь давайте посмотрим, совпало ли ваше мнение, с мнением Феи из сказки Константина Бальмонта.

Из тонкой шелковинки я ниточку пряду.
По тонкой шелковинке тебя я поведу.
Кусочек перламутра – лампадочка моя.

Я там тебе открою атласную кровать,
И бабочки нам будут воздушно танцевать.
И тонко так, хрустально, подобные ручью,
Нам часики смешные споют: «Баю-баю».

Совпало ли ваше мнение с мнением Феи? Чем же была застелена постель Феи?

Правильно! Атласом. Но сказка, ребята, называется «Шелковинка», потому что атлас – это плотная шелковая, с гладкой блестящей лицевой поверхностью ткань.

Можно сказки продолжать?
Не устали вы играть?

Вы любите забавы? Послушайте, какие забавы были у нашей Феи.

Пускала пузырики
В соломинку Фея.
Придворные лирики
Жужжали ей, рея: –
О, чудо-пузырики,
О, дивная Фея!

Пурпурные, синие,
Нежнее, чем в сказке.
Какие в них линии,
Какие в них краски!
Зеленые, синие,
Как детские глазки.

Но Фее наскучили
Жужжащие мошки.
Всегда ведь канючили
Они на дорожке.
Забавы замучили
Ей ручки и ножки.

Соломинку Фейную
От Феи убрали.
Постельку лилейную
Готовить ей стали.
И песнь тиховейную
Ей сны напевали.

Чем же любила забавляться Фея? И почему ей это нравилось? (Слайд 14).

А кто сам пробовал пускать мыльные пузыри, поднимите руки? Конечно, это так весело и здорово!

Наша игра-путешествие, как и все сказки, должна закончиться хорошо!

Я предлагаю вам игру «Чудо-пузырики».

Детям раздаются соломинки и мыльный раствор. Они пускают пузыри.

Итак, предлагаю вам занять свои места. Сегодня мы с вами посредством поэзии К.Д. Бальмонта использовали информацию, полученную с помощью органов чувств: глаз, носа, кожи, ушей.

Скажите, ребята, какой орган чувств не был задействован? (Дети отвечают: язык)

А с помощью языка, какую информацию вы получаете? (Дети: вкусовую)

Вы не поверите, но в «Фейных сказках» можно найти произведения, которые помогают развивать воображение, связанное с вкусовой информацией. Вспомним несколько строк из стихотворения «Осень». Некоторым из вас оно уже знакомо (Слайд 15)

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
Стало только грустнее.

Я думаю, кто пробовал ягоду бруснику, со мной согласится, что вкус её горьковато-кислый. Всем нравится такой вкус? А какой вкус предпочтителен многим из вас?

Фея тоже любит сладкий вкус. И сегодня она за ваше внимание, старание, любознательность вручает вам свой сладкий подарок – конфеты.

Мы с вами в сказках побывали,
Много нового узнали.

Вам понравились они?
В гости к нам ты приходи.
Книга – мудрости начало.
Может, всё начнем сначала? (Дети отвечают: Да!)

Спасибо, дорогие мои! Это лучшая оценка нашей работы. Сегодня мы с вами не только играли, но и учились.

Учились слушать, запоминать, понимать, ощущать, воображать. «Фейные сказки» Константина Дмитриевича Бальмонта помогали нам в этом (Слайд 16).

Воображение – это путь к творчеству. Я очень надеюсь, что все вы будете творческими людьми, а значит – не будете равнодушными и совершите много открытий, которые смогут сделать наше государство крепким, могущественным, красивым и успешным.

(Слайд 17) И пусть девизом в вашей жизни станут слова Константина Дмитриевича Бальмонта «В бесконечности стремленья, бесконечность достиженья».

Ресурсы Интернета:

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика