Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Как мир хорош в своей красе нежданной...»

Авторы: Смирнова Марина Николаевна, Трофимова Ольга Александровна, библиотекари детско-юношеского отдела МКУК «Заволжская городская библиотека»

Игра-беседа по «Фейным сказкам» и стихотворению «Снежинка» К. Бальмонта

Цели: развитие кругозора учащихся, творческого воображения.

Задачи:

  • знакомство младших школьников с творчеством Константина Бальмонта;
  • формирование у детей умения видеть красоту в окружающем мире.

Эпиграф:

«Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто до сих пор не ровен ему в его певучей силе». (Александр Блок)

Ход мероприятия

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского, на экране – портрет Бальмонта.

Ведущий 1: Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда, Владимирской губернии, третьим из семи сыновей.

Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела поэта в мир музыки, словесности. В пять лет Костя научился читать самостоятельно.

С детства Константин Бальмонт полюбил красоту лесов, полей, лесных речек. Он вспоминал: «Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори».


Ведущий 2: Поэт А. Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Его стихи певучи и музыкальны. Изумительны стихи этого замечательного русского поэта из цикла «Фейные сказки». Об этих изящных детских песенках восторженно писал поэт Валерий Брюсов: «В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной».

Ведущий 1: Эту книгу стихов К.Д. Бальмонт посвятил своей четырехлетней дочке Нине, которую любил со всей своей отцовской нежностью.

В «Фейных сказках» первое стихотворение называется «Посвящение».

Ведущий 2:

Солнечной Нинике, с светлыми глазками –
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После – блеснешь мне зелеными глазками,
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, – а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее.

Ведущий 1: Ребята, а как могла бы выглядеть Фея? (Ответы детей). Вместе с Феей пришли к вам в гости куклы. (Кукол расставляем на столе).

Ведущий 2: У каждого человека есть имя. А у кукол имен нет. Давайте попробуем им дать имя. (Златовласка, Русалочка, Розочка, Белоснежка). А как вы думаете, наши куклы похожи на Фей? (Ответы детей). Ребята, теперь это у нас не просто куклы, а Феи.

Ведущий надевает колпак Феи и берет волшебную палочку и читает стихотворение «Фея».

Ведущий 1:

Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит Лилея
Много снов и аромата, –
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.

Ведущий 2:

Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее Фей,
Ныне Фею выбираю
Музою моей.

Ведущий 1: У Феи много дел и забот. В мире Феи живут ее спутники: стрекозы, жуки, пауки, светлячки, ромашки, кашки. И вечно приходится Фее решать все их проблемы. А как она это делает, мы узнаем из стихотворения «Фея за делом».

Ведущий 2:

К Фее в замок собрались
Мошки и букашки.
Перед этим напились
Капелек с ромашки.
И давай жужжать, галдеть
В зале паутинной,
Точно выискали клеть,
А не замок чинный.
Стали жаловаться все
С самого начала,
Что ромашка им в росе
Яду подмешала.

Ведущий 1:

А потом на комара
Жаловалась муха:
Говорит, мол, я стара,
Плакалась старуха.

Фея слушала их вздор
И сказала: «Верьте,
Мне ваш гам и этот сор
Надоел до смерти».

И велела пауку,
Встав с воздушных кресел,
Чтобы тотчас на суку
Сети он развесил.

И немедля стал паук
Вешать паутинки.
А она пошла на луг
Проверять росинки.

Игра «Волшебный клубок»

Ведущий 2: Фея подготовила нам несколько волшебных загадок, они спрятаны в клубочках ниток. По сигналу необходимо перемотать нитки до конца, достать загадку и отгадать. Кто быстрее, тот победитель.

Загадки:

На зеленом шнурочке
Белые звоночки.

(Ландыш)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.

(Скворец)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?

(Волк)

Черен – да не ворон,
Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт.

(Жук)

Ведущий 1: Фее леса живется трудно. Она должна заботиться о растениях и птицах. Нежная Фея проверяет росинки, разрешает споры… Стихотворение так и называется «Трудно Фее».

«Фея», – шепнули сирени,
«Фея», – призыв был стрижа,
«Фея», – шепнули сквозь тени
Ландыши, очи смежа.

«Фея», – сквозя изумрудно,
Травки промолвила нить.
Фея вздохнула: «Как трудно!
Всех-то должна я любить».

Игра «Заколдованные фигуры»

Под веселую музыку дети ходят по залу, выполняя разные движения, музыка останавливается, и дети останавливаются.

Появляется Фея и волшебной палочкой расколдовывает каждого ребенка. И вновь звучит веселая музыка, задание повторяется.

Ведущий 2: Фея осени порадует нас дарами природы. Послушайте.

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Ведущий 1:

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

Ведущий 2: Ребята, а какое время года приходит за осенью? (Ответы детей).

Ведущий 1: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»? (Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, мороз, сосулька, снеговик, метель, вьюга, снежинки).

Ведущий 2: Среди этих слов нам хотелось бы выделить слово «снег». Какова ваша реакция на первый снег? (Радость, чувство праздника, удивление, восторг).

Ведущий 1: Наблюдал ли кто-нибудь из вас, как выглядят снежинки? (Красивые, резные, кружевные, с лучиками).

Ведущий 2: А украшаете ли вы снежинками свою комнату? (Ответы детей).

Объявляется конкурс, участники которого должны вырезать самую красивую снежинку.

Ведущий 1: А как описывал снежинки Константин Бальмонт? Послушаем стихотворение «Снежинка».

Ведущий 2:

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Ведущий 1:

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Ведущий 2:

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Ведущий 1: Ребята, какие слова использует автор для описания снежинки? (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная).

Ведущий 2: Ребята, на интерактивной доске перечислены слова:

  • Равнодушие
  • Восхищение
  • Любовь
  • Радость
  • Разочарование
  • Удивление
  • Жалость
  • Восторг

Давайте попробуем из перечисленных слов выбрать те слова, которые выражают чувства поэта по отношению к снежинке.

Ведущий 1: Ребята, читая стихи Константина Бальмонта, можно увидеть чудесные картины русской природы, столь милые сердцу поэта.

Мы предлагаем вам конкурс рисунков по произведениям поэта. Назвать его мы решили «Когда читаешь Бальмонта». Читайте его стихи, приносите свои рисунки.

Использованная литература

  1. Бальмонт, К.Д. Солнечная пряжа : стихи, очерки / Константин Дмитриевич Бальмонт. – М. : Детская литература, 1989.
  2. Громова, Ю. Поэт с утренней душой // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – № 9. – С. 9-12.
  3. Писатели Ивановского края : путеводитель по литературному музею. – Иваново, 1997. – С. 28-31.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика