Автор: Корчагина Алевтина Борисовна, главный библиотекарь Городского филиала № 22 МУК Родниковская районная ЦБС . Поэтическое путешествие по «Фейным сказкам» К.Д. Бальмонта Оформление: передняя часть зала оформлена как лесная поляна с растениями, цветами, бабочками, жучками, персонажами из стихов. В центре стоит кресло для феи. Сценарий Добрый день, ребята! В нашей Ивановской области есть небольшой город – Шуя, слышали о таком? Так вот, в 10 верстах от него, в сельце Гумнищи, в 1867 году родился известный русский поэт – представитель Серебряного века в русской поэзии – Константин Дмитриевич Бальмонт. Его мама, высокообразованная, умная и мудрая женщина, очень рано ввела будущего поэта в мир музыки, истории, литературы, языкознания. Костя научился читать в 5 лет. Отец был необыкновенно тихим, добрым и молчаливым человеком, любил природу, охоту. Гуляя с ним, мальчик очень рано понял и полюбил красоту лесов, полей, болот, лесных речек. А теперь попытайтесь представить: старинная усадьба, тенистые аллеи, небольшой пруд. Здесь-то и любил бродить хозяйский сын – маленький Костя Бальмонт.
В липовых аллеях парка, которые пересекаясь, образовывали крест, собирались все необычные друзья мальчика: желтые, белые, красноватые бабочки, красные в горошек божьи коровки, изумрудные жуки-бронзовки, «мохнатые» добрые пчелы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели. В траве быстро бегали, поворачивая маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи. Мальчик любил беседовать с ними, каждому он говорил красивое ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали. Однажды Косте стало грустно: друзья не могли говорить с ним на его языке. Крупные слезинки выкатились из его глаз, потекли по щекам. Вдруг он замер. Самый верхний листок, затрепетавший на красивой высокой липе разбудил в детской душе творческую основу, и мальчик написал первые стихи: День догорает, закат догорает: Шепотом, ропотом рощи полны Новый восторг воскресает для жителей Сказочной, светлой, свободной страны.
Это отрывок из стихотворения раннего периода «Песня без слов». Стихи Бальмонта очень певучи и музыкальны. Много лет спустя поэт опять окунется в радостное ощущение детства и родных мест. А произойдет это в «Фейных сказках». Это цикл стихотворений, которые поэт посвятил своей четырехлетней дочке Нине – Нинике – как он ее называл. Солнечной Нинике с светлыми глазками – Этот букетик из тонких былинок, Ты позабавишься Фейными сказками, После блеснешь мне зелеными глазками, – В них не хочу я росинок, Вечер далек, и до вечера встретится Много нам: гномы, и страхи, и змеи, Чур, не пугаться, – а если засветятся Слезки, пожалуюсь Фее.
Стихотворение, которое вы сейчас услышали, называется «Посвящение». «Фейные сказки» – это настоящие детские стихи. И сейчас мы с вами отправимся на замечательную лесную полянку. На ней «среди мошек и блошек, пьющих капельки с ромашек» живет нежная фея, «занятая своим делом». У феи есть большой и добрый друг, Солнечный Эльф, и он сейчас нам расскажет о маленькой, лукавой волшебнице. Фея
Говорили мне, что Фея, Если даже и богата, Если ей дарит лилея Много слов и аромата, – Все ж, чтоб в замке приютиться, Нужен ей один листок, Им же может нарядиться с головы до ног. Да, иначе быть не может, Потому, что все в ней нежно, Ей сама луна поможет, Ткань паук сплетет прилежно. Так как в мире я не знаю Ничего нежнее фей, Ныне Фею выбираю Музою моей.
Входит фея. Здравствуйте, дорогие гости, здравствуй, Эльф. Я очень рада всех вас видеть. Теперь можно отложить все дела и отдохнуть с вами на этой чудесной поляне. Представьте, но и на ней бывают беспорядки. Сейчас я вам о них расскажу. Подходит к участку поляны, где расположились майские жуки и другие насекомые, читает стихотворение. Беспорядки у Феи Сегодня майские жуки Не в меру были громки. И позабыли червяки Мне осветить потемки. Пошла бранить я Светляка, Чтоб не давал поблажки, Споткнулась вдруг у стебелька Ромашки или кашки.
Да, милая Фея, дел у тебя очень много… К Фее в замок собрались Мошки и букашки. Перед этим напились Капелек с ромашки. И давай жужжать, галдеть В зале паутинной, Точно выискали клеть, А не замок чинный. Стали жаловаться все С самого начала, Что ромашка им в росе Яду подмешала. А потом на комара Жаловалась муха: Говорит, мол, я стара, Плакалась старуха. Фея слушала их вздор И сказала: «Верьте, Мне ваш гам и этот сор Надоел до смерти». И велела пауку, – Встав с воздушных кресел, – Чтобы тот час на суку Сети он развесил. И немедля стал паук Вешать паутинки. А она пошла на луг Проверять росинки.
Милая Фея, я все так рассказала? (Фея утвердительно кивает головой). Фея, а ребята тоже наслышаны о разных проблемах, которые тебе приходится решать, давай послушаем, что же им известно. (Дети читают стихи). Решение Феи
Солнце жаворонку силу петь дает, Он до солнца долетает и поет Птичка жаворонок – певчим птичкам царь, На совете птиц давно решили, встарь. Но решенье птиц не принял соловей, Он с обидой дожидается ночей. И как только означается луна, Соловьиная баллада всем слышна. Фея молвила: Чего же спорить им? Ну и глупые с решением своим. После утра есть вечерняя заря, В дне и ночи пусть нам будут два царя.
Как вы считаете, правильно рассудила Фея? А вот один из вас побывал у чудищ, оказывается, они тоже живут на лесной полянке, в укромном уголке. У чудищ
Я был в избушке на курьих ножках. Там все как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга. Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у старой две нитки бус. Разгневал ведьму и скрылся в дымке. И вот со смехом кручу свой ус. Пойду, пожалуй, теперь к Кощею, Найду для песен там жемчугов, До самой пасти приближусь к Змею. Узнаю тайны – и был таков.
Я вижу, Фея, не нравится тебе этот темный мир, гораздо приятнее сидеть на цветочной поляне и любоваться травками и жучками. Фея читает стихотворение. Детский мир
Белки, зайки, мышки, крыски, Землеройки и кроты, Как вы вновь мне стали близки! Снова детские цветы Незабудки расцветают. Маргаритки щурят глаз, Подорожники мечтают – Вот роса зажжет алмаз. Вплоть до самой малой мошки Близок стал мне мир живых, И змеистые дорожки Повели к кустам мой стих. А в кустах, где все так дико, Притаился хмурый еж. Вот краснеет земляника. Сколько ягод здесь найдешь! Все цветы на зов ответят, Развернув свои листки, А в ночах твой путь осветят Между травок светляки.
Милая Фея, ребята хотят предложить тебе одну забаву, которую ты очень любишь – пускать мыльные пузыри. 2-3 детей вместе с Феей пускают пузыри, а один читает стихотворение «Забавы Феи». Пускала пузырики в соломинку Фея. Придворные лирики жужжали ей, рея: – О, чудо-пузырики, О, дивная Фея! Пурпурные, синие, нежнее, чем в сказке. Какие в них линии, какие в них краски! Зеленые, синие, Как детские глазки Но Фее наскучили Жужжащие мошки. Всегда ведь канючили они на дорожке. Забавы замучили ей ручки и ножки. Соломинку фейную от феи убрали. Постельку лилейную готовить ей стали. И песнь тиховейную Ей сны напевали.
Ребята, видите, сколько на этой поляне разных красивых цветов, приглядитесь: среди них есть необычные, у них с обратной стороны спрятаны желания Феи. Кто хочет исполнить ее желания? Не переживайте, они не сложные. Желания: изобразить бабочку, комарика, сделать Фее комплимент, улыбнуться, спеть песенку, похлопать в ладоши, попрыгать на одной ножке. В любом лесу живет добрый дядюшка, которого зовут Эхо. Вы встречались с ним хоть раз? Да, увидеть его нельзя, он – невидимка, его можно только слышать, ощущать его присутствие. Дядюшка Эхо посетил и нашу волшебную полянку и очень желает с нами поиграть. Я буду читать стихотворение, а вы хором повторяйте окончание строчки. Фея, присоединяйся к нам, ты ведь любишь игры? Эхо
Дядюшка Э-эх смешной, Поиграет он с тобой, Ты ладошек не жалей, Бей в ладоши веселей. Сколько времени сейчас? Сколько будет через час? И не правда, будет два. Думай, думай голова! Как с утра поет петух? Да, не филин, а петух? Может, сидя на суку, Он кричит кукареку? Это ухо или нос? Вот вам следующий вопрос: Сколько будет дважды два? Ходит кругом голова. Не устали отвечать? Разрешаю помолчать.
Получилось очень забавно, не правда, ли? Ребята, а что вы можете сказать про волка, какой он? Правильно, чаще всего злой, голодный. А у Феи он совсем другой. Давайте послушаем, это интересно. Один из детей читает стихотворение. Волк Феи
Странный Волк у этой Феи. Я спросил его: Ты злой? – Он лизнул цветок лилеи И мотнул мне головой. Это прежде, мол, случалось, В старине былых годов. Злость моя тогда встречалась С Красной Шапочкой лесов. Но, когда Охотник рьяный Распорол мне мой живот, Вдруг исчезли все обманы, Все пошло наоборот. Стал я кроткий, стал я мирный, Здесь при Фее состою, На балах, под рокот лирный, Подвываю и пою. В животе же, плотно сшитом, Не убитые теперь. Я кормлюсь травой и житом, Я хоть Волк, но я не зверь. Так прошамкал Волк мне серый И в амбар с овсом залез. Я ж, дивясь ему без меры, Поскорей в дремучий лес. Может там другой найдется Серый Волк, и злющий Волк. Порох праздника дождется, И курок ружейный – щелк. А уж, этот Волк, лилейный, Лирный, мирный, и с овсом, Пусть он будет в сказке Фейной И на «ты» с дворовым псом.
Ну, как, понравился вам Феин волк – добрый, как и все остальное на этой замечательной волшебной поляне. Ребята, Фея, сейчас я предлагаю вам послушать еще одну «фейную сказку» с очень знакомым сюжетом. Читают дети. Мышка спичками играла, Загорелся кошкин дом. Нет, давай начну сначала; Мышка спичками играла Перед Васькой, пред котом. Промяукал он на мышку, А она ему: «Кис-кис» «Нет, – сказал он, – это лишку», – И за хвостик хвать плутишку, Вдруг усы его зажглись. Кот мяукать, кот метаться, Загорелся кошкин дом. Тут бы кошке догадаться, А она давай считаться, Все поставила вверх дном. Погубила ревность злая. Кошкин дом сгорел дотла. «Этой мышке помогла я», – Спичка молвила пылая.
Ребята, какую сказку всем известного детского писателя вы вспомнили? Правильно, «Кошкин дом» Самуила Яковлевича Маршака. Милая Фея, мне кажется, ты устала... Разыгрывается стихотворение (на 4-х детей, по строке). Трудно Фее
Шепнули сирени. Призыв был стрижа Шепнули сквозь тени ландыши, очи смежа. Сквозя изумрудно, травки промолвила нить. Фея вздохнула: «Как трудно! Всех-то должна я любить».
Прежде чем мы попрощаемся с милой Феей, ее сказками и этой чудесной лесной полянкой, полной загадок и волшебства, я хочу еще несколько слов сказать о Константине Дмитриевиче Бальмонте. Кроме стихов, адресованных людям самого разного возраста, у него есть и проза, и статьи, и очерки. В силу чрезвычайных обстоятельств в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда. Он жил в Париже, в маленьких поселках на берегу Атлантического океана. Но очень болезненно переживал разлуку с Родиной, и свою любовь к ней выражал в стихах: И все пройдя пути морские, И все земные царства дней, Я слова не найду нежней, Чем имя звучное: Россия.
Умер К.Д. Бальмонт в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1942 года. В историю русской литературы он вошел как один из виднейших представителей поэтов-символистов, это такое направление в литературе. Стихи Бальмонта декламировали на поэтических вечерах – в столице и провинции. Их знали наизусть и гимназисты, и студенты, и профессора. Сегодня мы с вами познакомились, пусть немного, с творчеством этого талантливого человека. В цикле «Фейные сказки» есть много замечательных стихов: о русалочке, трясогузке, березе, бабочке и многом другом, а познакомиться с ними вы можете, взяв у нас в библиотеке томик стихов этого поэта. (Показать сборник стихотворений К.Д. Бальмонта). А сейчас давайте попрощаемся с Феей, волшебной поляной и ее обитателями. Фея, тебе было интересно с нами? А что это у тебя за корзиночка? Она тоже волшебная? Тебе все очень понравилось, и ты хочешь угостить ребят лакомствами из этой корзиночки? Спасибо! До свидания! Литература Бальмонт, К.Д. Стихотворения / Константин Дмитриевич Бальмонт. – М. : Художественная литература, 1990. – С. 190-203. Евстигнеева, М.В. Сценарий костюмированного бала (по циклу стихов К. Бальмонта «Фейные сказки», «С Феей волшебного сада») // Литература в школе. – 2001. – № 8. – С. 41-44. 100 Великих имен в литературе : научно-популярн. изд. – М. : Слово, 1998. – С. 36-39. |