Автор: Шапошникова Светлана Рудольфовна, библиотекарь по обслуживанию детей и подростков библиотечного отдела муниципального учреждения «Культурно-досуговый комплекс Каменского городского поселения Вичугского муниципального района». Сценарий по стихам К.Д Бальмонта Ведущий: Дорогие ребятишки Девчонки и мальчишки! Очень рада видеть вас В этот день и в этот час. Вечер наш мы посвящаем…
Из зала (кричат): Кому? Ведущий (улыбнувшись, продолжает): А кому – сейчас узнаем. Уважаемый бомонд! Стихи, что написал Бальмонт Константин Дмитриевич Услышите вы нынче. Ой, одна все рассказать я не сумею. Позову на помощь Фею! (зовет)
О, царица светлых фей, Ты летаешь без усилий Над кустами орхидей, Над цветами белых лилий! Пролетаешь над водой, – Распускаются купавы, И росою, как звездой, Блещут ласковые травы. Ты везде роняешь след, И следы твои блистают, И тюльпан и златоцвет За тобою расцветают. Пролети в душе людской, О, властительная фея, Пусть гвоздика и левкой В ней вздыхают, пламенея… (К.Д. Бальмонт «К царице фей»)
Ведущий: Так как в мире я не знаю Ничего нежнее фей, Нынче фею выбираю Я помощницей моей.
Звучит музыка к балету «Спящая красавица» П.И. Чайковского («Танец фей»). На фоне музыки идет смена цветов цветомузыки. Ведущий (оглядываясь кругом): … Кто так разнежил облака, Они совсем жемчужны? И почему ручью река Поет: мы будем дружны? И почему так ландыш вдруг Вздохнул, в траве бледнея? И почему так нежен луг? Ах, знаю! Это Фея. (К.Д. Бальмонт «Чары феи»)
Звучит громче «Танец феи Драже» из балета П.И. Чайковского. Пританцовывая и кружась, появляется девушка-фея в нежно зеленом платье (в отделке должны быть «золотые» цвета), а за спиной крылья бабочки, волосы украшены заколками-жемчужинками или ободочком-короной, можно использовать бусы наподобие жемчуга. Фея (говорит почти скороговоркой): Приветствую вас всех, друзья, Встрече очень рада я! Ох, думала, что опоздала. Зов давно я услыхала, Но очень занята была. Все дела-дела-дела! К Фее в замок собирались Мошки и букашки. Перед этим напились Капелек с ромашки. И давай жужжать, галдеть, В зале паутиной, Точно выискали клеть, А не замок чинный. Стали жаловаться все С самого начала, Что ромашка им в росе Яду подмешала. А потом на комара Жаловалась муха: Говорит, мол, я стара, Плакалась старуха. Фея слушала их вздор, И сказала: Верьте, Мне ваш гам и этот сор Надоел до смерти. И велела пауку, – Встать с воздушных кресел, – Чтобы тотчас на суку Сети он развесил. И немедля стал паук Вешать паутинки. Ну, а я …пошла на луг Проверять росинки. (К.Д. Бальмонт «Фея за делом»)
Ведущий: Ну, и как там у ромашки? Кто был прав? Она, букашки?
Фея: Им, ребята, показалось. Все в порядке оказалось. Были чистыми росинки – Утра нового слезинки. Я ж, росою той умылась И чуть-чуть принарядилась: Из ткани лунной платье сшила И к вам сейчас же поспешила.
Фея кружится, показывая платье, можно использовать здесь мелодию П.И. Чайковского «Мой Лизочек». Ведущий: Ох, тальица – тоню-сенькая И сама малюсенькая! А какие глазки! – Точно вся она из сказки!
Ведущий (шепотом): У Феи – глазки изумрудные, Все на траву она глядит. У ней наряды диво-чудные, Опал, топаз и хризолит.
Фея показывает свои наряды. Есть жемчуга из света лунного, Каких не видел взор ничей. Есть поясок покроя струнного Из ярких солнечных лучей… (К.Д. Бальмонт «Наряды Феи»)
Ведущий: А Фея-то – красавица! (поглядывает на Фею) Фея (смущаясь): Вам, ребята, нравится? Ведущий: Ах, говорили мне, что Фея, Если даже и богата, – Если дарит ей лелея Много снов и аромата, Все ж, чтоб в замке приютится Нужен ей один листок, Им же может нарядиться С головы до ног. Да, иначе быть не может, Потому что все в ней нежно.
Ведущий показывает на Фею. Фея: Знала, – мне сама луна поможет, Ткань паук сплетет прилежно. Но зачем меня вы звали?
Ведущий:
Мы тебя так долго ждали, Чтоб ты нам, Фея, помогла – В мир чудесный провела. Надо нам о Бальмонте узнать, Его сказки услыхать И увидеть представление.
Фея: Для, этого в свои владения Вас сейчас я провожу. О себе лишь расскажу. Мне ненавистен гул гигантских городов, Противно мне толпы движенье, Мой дух живет среди лесов, Где в тишине уединенья Внемлю я музыке незримых голосов, Где неустанный бег часов Не возмущает упоенья, Где сладко быть среди цветов И полной чашей пить из родника забвенья. (К.Д. Бальмонт «Мне ненавистен гул…»)
Фея (продолжает): Раньше я не знала горя, Все порхала на просторе. Беззаботная была И под листиком жила. Не было семьи, подруги; Негде было от мороза, вьюги, От ветров, дождей укрыться, Негде было на ночь скрыться, Чтоб спокойным стал мой сон. Нужен был, ребята, дом.
На протяжении разговора медленно идут вдоль сцены к дому Феи. Фея показывает на свой дом и говорит. Фея: А вот и мои чертоги. Вы не стойте на пороге. Заходите быстро в дом. Слышите – грохочет гром!
Слышатся раскаты грома и звучит «Тема дождя» из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Ведущий: Гром? И точно гром… Гулко гремит за ударом удар Длится размах грозового раската. Светится золотом малая хата. И, опоясан огнем, В брызгах, изломах червленого злата, В рокотах струн, Сея алмазы продольным дождем, В радостях бури, в восторге возврата, Мчится – Перун. (К.Д. Бальмонт «Заклинательница гроз»)
Фея: У Перуна рост могучий, Лик приятный, ус златой, Он владеет влажной тучей… (К.Д. Бальмонт «Перун»)
Фея: Он не страшен нам с тобой. Появляется лучик света, а в нем пушинки-«шелковинки». Фея ловит одну из них и прядет. Ведущий: Чем ты Фея занялась? И откуда вдруг взялась Шелковинка эта?
Фея: Она из воздуха и света… Из тонкой шелковинки я ниточку пряду. По тонкой шелковинке тебя я поведу.
Фея вытаскивает из кармашка перламутровую раковинку, поднимает над собой. Кусочек перламутра – лампадочка моя. В жемчужные покои войдем мы, ты и я. Я там тебе открою атласную кровать. И бабочки нам будут воздушно танцевать. И тонко так, хрустально, подобные ручью, Нам часики смешные споют «Баю-баю». (К.Д. Бальмонт «Шелковинка»)
Фея: Заходите не стесняйтесь, Только ниже наклоняйтесь.
Ведущий и фея входят в замок, который нарисован на картоне, на обратной стороне кровать с пышной постелью, полог – паутинка на стене. Ведущий: Здесь просторно и светло, Так уютно и тепло. Но откуда такие чертоги У тебя, лесной недотроги?
Фея: А чертоги и постель Подарил мне Лионель.
Ведущий: Лионель? Волшебник что ли? Фея: Он поэт! Поэт не боле... В природу нежно был влюблен, Сочинял стихи и сказки он. Ах, душа его была чиста! И сегодня неспроста Мы о нем все вспоминаем.
Ведущий: Кто же он? Ведь мы не знаем. Расскажи скорей о нем, О спасителе своем.
Фея:
Удивляюсь – вы спросили?! Фамилию его уже произносили. Бальмонт, ведь про него рассказ Ожидает нынче нас. Но чтобы все вам рассказать, Я должна друзей позвать. Знают все они на свете! В этом вам клянусь я, дети.
Звучит пьеса «Гном» из цикла фортепианных пьес М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». На фоне музыки Фея говорит. Фея: Заклинание читаю: Заклинаю, заклинаю! Трау-бау, бом-бом-бир Входим с вами в детский мир… Белки, зайки, мышки, крыски, Землеройки и кроты, Как вы вновь мне стали близки. Снова детские цветы. Незабудки расцветают, Маргаритки щурят глаз, Подорожники мечтают – Вот роса зажжет алмаз. Вплоть до самой малой мошки, Близок стал мне мир живых, И змеистые дорожки Повели к кустам мой стих. А в кустах, где все так дико, Притаился хмурый еж. Вон краснеет земляника, Сколько ягод здесь найдешь. Все цветы на зов ответят, Развернув свои листки. А в ночах твой путь осветят Между травок светляки. (К.Д. Бальмонт «Детский мир»)
Фея хлопает в ладоши. Фея: Эй, вы: эльфы, гномы, феи! Все к царице побыстрее!..
Музыка звучит громче. Выбегают дети в костюмах гномов, фей, эльфов или цветов, человек семь-десять. Фея: Всех прошу вас очень я. Помогите мне, друзья. Дети (все вместе): Рады фее мы помочь И исполним все точь-в-точь. Мы свободны до зари. Что же нужно? Говори!..
Фея: О Бальмонте расскажите стихи. И сказки покажите. 1-й мальчик: Что ж, откройте ушки, глазки. Начинаем наши сказки. То ли сказки о поэте, То ли быль о сказках этих.
2-й мальчик: Если хочешь в край войти вечно-золотой, Облачную лестницу нужно сплесть мечтой, Облачные лестницы нас ведут туда, Где во сне бываем мы только иногда. А и спать не нужно нам, лишь возьми росу, Окропи вечернюю света полосу, И, скрепивши облачко месячным лучом, В путь иди, не думая больше ни о чем. (К.Д. Бальмонт «Облачная лестница»)
На экране появляется дорога. Гном: Давным-давно, был позапрошлый век В одной стране родился человек В 1867 году случилось это Пятнадцатого июня, летом. На земле Российской В губернии Владимирской В Шуйском уезде без волости А нынче – Ивановской области.
На экране – фото усадьбы в Шуйском районе. В деревне Гумнищи, Таких в России тыщи, Появился на свет…
На экране – детское фото К. Бальмонта. Мальчик Костя – будущий поэт. Частенько Бальмонт детство вспоминал, Вот как об этом он писал:
«Мои первые шаги, были шагами по садовым дорожкам, средь бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев. Мои первые шаги первыми весенними песнями птиц были окружены, первыми перебегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишень, первыми волшебными зарницами постигания, что зори подобны Морю и Высокое солнце владеет всем... Это было в родной моей усадьбе Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии, в лесном уголке, который до последних дней жизни буду вспоминать, как райское, ничем не нарушенное радование жизнью». (К.Д. Бальмонт «На заре») «Я вспоминал младенческие годы, деревню, где родился я и рос. Мой старый сад. Речонки малой воды. В огнях цветов береговой откос». (К.Д. Бальмонт «Ночной дождь») Мне говорила мать моя, Что в том едином первочасье Не закричал, родившись, я, А был в таинственном безгласье. Мой первый час – не первый крик, А первый долгий миг молчанья, Как будто слушал я родник, Напев нездешнего звучанья. И мать сказала: «Он умрет». Она заплакала невольно. Но жив, живет певучим тот, Кто тайну слушал безглагольно. (К.Д. Бальмонт «Часы»)
На экране – фото церкви. Меня крестить несли весной, Весной, нет – ранним летом, И дождь пролился надо мной, И гром гремел при этом. Пред самой церковкой моей, Святыней деревенской, Цвели цветы, бежал ручей И смех струился женский… И прежде чем меня внесли В притихший мрак церковный, Крутилась молния вдали И град плясал неровный. И прежде чем меня в купель С молитвой опустили, Пастушья пела мне свирель Над снегом водных лилий. Я раньше был крещен дождем И освящен грозою, Уже священником потом – Свечою и слезою. Я в детстве дважды был крещен – Крестом и громным летом, Я буду вечно видеть сон Навек с громовым светом. (К.Д. Бальмонт «Громовым светом»)
2-й Гном: Лет с десяти стихи писал, Языки отлично знал, С малых лет любил читать, Но об этом лучше у него узнать.
«Я начал писать стихи в возрасте десяти лет. В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете... Но первые мои стихи были встречены холодно моей матерью, которой я верил более, чем кому-либо на свете, и до шестнадцати лет я больше не писал стихов. Опять придя, стихи возникли в яркий солнечный день, во время довольно долгой поездки среди густых лесов. Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихотворений и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая на этот раз смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенными, такими милыми глазами…
Первые самые сильные воспоминания порядка литературного на меня оказали народные песни. Русские народные сказки, стихи Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Кольцова, Никитина, Некрасова, – немного позднее – Жуковского». (К.Д. Бальмонт «На заре») Гном: А вот, что стихами Он рассказал нам с вами: Я помню... Маленькие руки, Смешные, и мои притом, Раскрыли очень старый том. «Москва... как много в этом звуке...» Ребенок прочитал, дивясь, – Он слов не понял в этот час… (К.Д. Бальмонт «Москва»)
На экране – портреты писателей, их фото и ряд книг этих авторов. 1-й Гном (удивленно): Ты чего все зазубрил? 2-й Гном (мотает головой и продолжает): На шестнадцати языках он свободно говорил, А с тринадцати со словарем переводил.
1-й Гном (не верит): Перестань сейчас же врать, Ведь не сможешь доказать.
2-й Гном: Я сейчас вам докажу. Даже книги покажу.
На экране идет интерактивный показ книжной выставки «Бальмонт – переводчик», на которой представлены переводы поэта, фотографии авторов, книги которых он переводил.
2-й Гном (показывая на экран, перечисляет): Переводил Эдгара По и Шелли, Бодлера, Руставели, Мицкевича, Хайяма, Кальдерона, Туманяна. Могу всю ночь перечислять, Но пальчиков придется у зрителей занять. А сейчас мы послушаем Бальмонта стих.
Звучит что-нибудь из переводов Бальмонта, например «Аннабель Ли» Эдгара По. Можно подобрать одно и тоже произведение в переводе Бальмонта и другого переводчика (например, П. Шелли или Ш. Руставели). 2-й Гном (обращаясь к 1-му Гному): Ну, и что же ты притих? Что? Веришь мне теперь? 1-й Гном (смущенно): Ох, ты знаешь, верь не верь… Я вспомнил, что Бальмонт сам однажды поведал нам: «Языков иностранных я знаю много, 13-14, изучал более, чем это число. Все европейские, некоторые восточные и океанийские». (К.Д. Бальмонт. Письмо от 7 сентября 1936 г.). 2-й Гном: Ух-ты! Что ж, мы продолжаем. Что еще о нем мы знаем?
1-й Гном: В разных странах побывал И немало повидал.
На экране – видеоряд стран мира под музыку И.О. Дунаевского «Жил отважный капитан» (можно подобрать другую подобную музыку конца ХIX – начала ХХ века). 2-й Гном: Был в Египте, Мексике, Италии. 1-й Гном: В Индии, Испании, Австралии. 2-й Гном: Во Франции, Литве – подолгу жил… 1-й Гном: Но где бы он, ни был… 2-й Гном: В Москве, Париже иль в Крыму… 1-й Гном: Повсюду снилась родина ему. 2-й Гном: Луга, поля, болота… 1-й Гном: Леса, снега, охота… 2-й Гном: Сад, дом родной, река. 1-й Гном: И рассказал он на века Обо всем в стихах своих,
2-й Гном: Сейчас мы прочитаем их... Где б я ни странствовал, везде припоминаю Мои душистые леса. Болота и поля, в полях – от края к краю – Родимых кашек полоса. Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу Мои родные васильки. И, в прошлое открыв таинственную дверцу, Схожу я к берегу реки. У старой мельницы привязанная лодка, – Я льну к прохладе серебра. И так чарующе и так узывно – четко Душа поет: «Вернись. Пора». (К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал»)
1-й Гном: Стихов о родине у Бальмонта не сосчитать Мы, друг мой, будем целый год читать. …Узнай все страны в мире, Измерь пути морские, Но нет вольней и шире, Но нет нежней – России… (К.Д. Бальмонт «Хочу»)
Фея: А что еще забыли вы сказать? Гномы (переглядываются, вместе): Кто его отец и мать!
Фея кивает в знак одобрения. 2-й Гном: Хоть Бальмонта нет в живых, Он расскажет о родителях своих.
Ведущий: А я их фото покажу И немного подскажу.
2-й Гном: …Мать веселия полна, Шутками прекрасна. С ней всегда была весна Для зимы опасна. Только вздумаешь взгрустнуть, – У нее лекарство: Мысль послать в лучистый путь, В радостное царство… (К.Д. Бальмонт «Мать»)
На экране – фото Веры Николаевны (матери К. Бальмонта). Ведущий: Мать поэта, Вера Николаевна, урожденная Лебедева (1843-1909) – женщина, образованная, энергичная, прогрессивная. Пользовалась большим авторитетом в Шуе. Позднее поэт отмечал, что родители каждый по-своему влиял на него, но особенно выделял влияние матери. «Она ввела меня в мир музыки, словесности, истории, языкознания. Она первая научила меня постигать красоту женской души, а этой красотою, – насыщено все мое литературное творчество…». (К.Д. Бальмонт «На заре») На экране – фото Дмитрия Константиновича (отца К.Д. Бальмонта). Ведущий: «Совсем иное сильное влияние, и может быть еще более заветное, – оказал на меня отец, необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты. Не сделавшись сам охотником – с ним, еще в начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек, которых так много в моих родных местах…». (К.Д. Бальмонт «На заре») 1-й Гном: О мой единственный, в лесных возросший чащах До белой старости, всех дней испив фиал, Средь проклинающих, среди всегда кричащих, Ни на кого лишь ты ни разу не кричал. Воспоминания, как зерна светлых четок, Перебираю я, сдвигая к кругу круг, И знаю, что всегда ты божески был кроток, Как тишь твоих полей, как твой зеленый луг. Но, угли шевеля в полупотухших горнах, Припоминая все, душой, за часом час, Я вижу, как в глазах в твоих, как полночь, черных, В молчании пылал огнепалимый сказ. Ты наложил печать, нет, крепких семь печатей, На то, что мучило, и ясным был всегда, Как зыбь листвы ясна в лесу, на срывном скате, Как ясной зрится нам глубокая вода. И я горю сейчас тоской неутолимой, Как брошенный моряк тоской по кораблю, Что не успел я в днях, единственный, любимый, Сказать тебе, отец, как я тебя люблю. (К.Д. Бальмонт «Отец»)
Ведущий: Отец поэта, Дмитрий Константинович (1836-1907), почти полвека прослужил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем председателя уездной земской управы. Это был небогатый помещик, человек тихого и доброго нрава.
На экране – фотография могилы родителей К.Д. Бальмонта (д. Якиманна, Шуйский район). 2-й Гном: Ты спишь в земле, любимый мой отец, Ты спишь, моя родная, непробудно. И как без вас мне часто в жизни трудно, Хоть много знаю близких мне сердец. Я в мире вами. Через вас певец. Мне ваша правда светит изумрудно. Однажды духом слившись обоюдно, Вы уронили звонкий дождь колец. Они горят. В них золото – оправа. Они поют. И из страны в страну Иду, вещая солнце и весну. Но для чего без вас мне эта слава? Я у реки. Когда же переправа? И я с любовью кольца вам верну. (К.Д. Бальмонт «Кольца»)
1-й Гном: С детства Костя музыку любил. Немного музыкантом был. И даже свои стихотворения Называл он «песнопения». В моих песнопеньях – журчанье ключей, Что звучат все звончей и звончей… (К.Д. Бальмонт «Мои песнопения»)
2-й Гном: …Знал я в ранних тех мечтах, Как без слов любовен Храмовой ручьистый Бах, Вещий дуб Бетховен, Как возносит в высоту, Уводя из плена, Шуман, нежащий мечту, Лунный взлет Шопена. Как пленительно тонуть В Моцарте и Глюке. И обнять кого-нибудь Странно жаждут руки. Как в родную старину Мчит певучий Глинка. С ними к творческому сну Льну и я, былинка… (К.Д. Бальмонт «Мать»)
Стихотворение читается на фоне показа портретов композиторов, упомянутых в тексте. Можно тихо включить музыку любого композитора (в минорной тональности). Ведущий: Поэт сумел поставить своего рода рекорд. В начале ХХ века за первые 20 лет свыше полутораста стихотворений Бальмонта были положены на музыку. Константин Дмитриевич был знаком со многими композиторами, с некоторыми дружил. На экране – фото С.И. Танеева, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, С.В. Рахманинова. Можно включить запись любого романса на стихи К.Д. Бальмонта. В это время гномы сидят на стульях-«пенечках», фея на кресле-«троне». 1-й Гном (обращаясь к фее): Потом, послушаем мы, как-нибудь, А умел он рисовать?
Фея: Не могу тебе сказать… Но стихи его «цветные» были, например «Фата-моргана». Забыли? Звучат отрывки из стихотворений К.Д. Бальмонта «Зеленый» или «Зеленый и черный». Фея: А сколько солнца в стихах поэта, Как много в них тепла и света! И солнечным эльфом не зря Бальмонта назвали, друзья. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. И заключил миры в едином взоре, Я – властелин… (К.Д. Бальмонт «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»)
1-й Гном: Если можно, покажите нам его портрет. Ведущий: Конечно можно, почему бы нет! На экране – фотография Константина Бальмонта. Ведущий: Внешний облик Бальмонта выразительно описал Борис Зайцев: «Слегка рыжеватый, с живыми глазами, высоко поднятой головой…, бородка клинушком, вид боевой…». 2-й Гном: Из воспоминаний Натальи Александровны Рахманиновой, жены композитора Сергея Васильевича Рахманинова, мы узнаем, что «… в Петербурге, после исполнения «Колоколов», с Сергеем Васильевичем выходил кланяться и поэт Бальмонт. Вот была забавная пара: высокий, с коротко остриженными волосами Сергей Васильевич и маленький Бальмонт с рыжими кудрями до плеч…». 1-й Гном: По воле рока за границей поэт оказался, С родными и друзьями навсегда расстался… И в одном из стихов обратился он к Богу: ...Молю тебя, вышний, построй мне дорогу, Чтоб быть мне хоть мертвым в желаемом там. (К.Д. Бальмонт «Здесь и там»)
2-й Гном: Конечно, всем нам понятно, что Бальмонт писал эти строки о России. Он был знаком со многими известными людьми, а умер в одиночестве, в приюте «Русский Дом». 1-й Гном: Прожил великий поэт Долгие 75 лет.
Фея: Что ж, ребята, продолжайте! Что вы еще знаете? 1-й Гном: Мы, фея, дело сделали свое. О поэте рассказали, но не все!
Фея: Да! Вы большое дело сделали – О Бальмонте поведали. За рассказ спасибо, гномы, Вы, как будто бы, знакомы Были с Бальмонтом всегда…
2-й Гном: …Не встречались никогда! Обо всем из книг узнали, Журналы, газеты полистали, Заглянули в Интернет, Но лично не знакомы – нет! А что мы не успели рассказать, Ребята сами смогут прочитать.
Ведущий:
Бальмонт сказочник был, переводчик, поэт, Химик, историк, художник, эстет, Музыкант, путешественник, критик, моряк, И это, ребята, наш с вами земляк. Уже 70 лет его с нами нет, Но «Бессмертие к смерти ведет, За смертью – бессмертие ждет!». И разве не прав был Бальмонт? Мы ему посвятили весь год!
Фея (встает с кресла и обращается к залу): А теперь я всех ребят Приглашаю в дивный сад.
Ведущий: На прогулку, вместе с феей. Фея и гномы уходят, маня всех за собой. Фея: Ну же, ну, дружок, смелее. На сцене идет смена декораций: появляется поляна цветов, ручей. Гномы, эльфы и феи бегают по сцене устанавливая все на свои места. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. По ролям исполняется отрывок стихотворения К.Д. Бальмонта «Прогулка феи». Девочка-фея (выходит вперед): Фея в сад гулять пошла, Так нарядна и светла,…
Появляется царица фей и будто разговаривает, наклоняясь к цветам (можно задействовать на роли цветов 5 детей). Девочка-фея (продолжает): ... Говорит с цветами, Ей цветы: Будь с нами.
1-й цветок: Фея, будь, как мы, цветок, Развернись, как лепесток.
2-й цветок: Будь рябинкой дикой Или повиликой.
3-й цветок: Будь анютиным глазком,
4-й цветок: Или синим васильком.
5-й цветок: Иль еще малюткой, Синей незабудкой…
Фея (отвечает всем): Анютины глазки, Жасмин, маргаритки, Вы – буквы на свитке Поблекнувшей сказки, Вы где-то дышали, Кому-то светили, Без слез, без печали, Вы жили, вы были. И вот чрез мечтанья, Воздушны и зыбки, Вы шлете сиянья, Дарите улыбки. Вы шлете мне ласки, В бессмертном избытке, Жасмин, маргаритки, Анютины глазки. (К.Д. Бальмонт «Анютины глазки»)
Девочка-фея:
…Фея слушала цветы, Фея нежила листы, Но, сама причуда, Прочь пошла оттуда... ...Скрылась в замок под листком. Забавлялась с светляком. Цветиком не стала, Звонко хохотала… (К.Д. Бальмонт «Прогулка Феи»)
Звучит пьеса «Прогулка» из цикла фортепианных пьес М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Фея смеется и уходит, опираясь на руку кавалера-Светляка. На сцене остается девочка-цветок, которая держит в руках букет полевых цветов. Девочка-цветок: А знаете, Бальмонт дочку-малышку нежно любил И Фейные сказки ей посвятил…
На экране – фото Бальмонта с дочерью. Солнечной Нинике со светлыми глазками, Этот букетик из тонких былинок...
Девочка дарит свой букетик кому-нибудь из зрителей. …Ты позабавишься Фейными сказками, После блеснешь мне зелеными глазками, – В них не хочу я росинок Вечер далек, и до вечера встретится Много нам, гномы, и страхи, и змеи. Чур, не пугаться, – а если засветятся Слезки, пожалуюсь Фее. (К.Д. Бальмонт «Посвящение»)
Девочка показывает в том направлении, куда ушла Фея. Ведущий: Свои «Фейные сказки» Константин Дмитриевич написал осенью 1905 года на берегу Балтийского моря, в Эстонском Силламяэ, когда его маленькой дочке Нине было 4 года. (На экране – фото В.Я. Брюсова) Поэт Валерий Брюсов написал восторженную рецензию: «… «Фейные сказки» будут отмечены «Золотыми буквами». Родник его творчества снова бьет здесь струей ясной, хрустальной, напевной». Выходят Гномы. Один из гномов на ходу вытаскивает газету, и присев на пень или камушек у ручья читает 2-3 секунды про себя. Вдруг вскрикивает: «Ай» и бросает газету.К нему подбегает 2-й Гном. 2-й Гном (обращаясь к 1-му Гному): Ты чего газету бросил, гном? Он поднимает газету, а 2-й Гном ему показывает пальчиком на определенное место в газете. 1-й Гном: Загорелся кошкин дом!.. Дети-гномы читают стихотворение К.Д. Бальмонта «Кошкин дом» по ролям, будто оно опубликовано в газете. 2-й Гном: Мышка спичками играла, Загорелся кошкин дом.
1-й Гном (вырывает газету): Нет, давай начну сначала, Мышка спичками играла, Перед Васькой, пред котом.
2-й Гном (заглядывает в газету через плечо 1-го): Промяукнул он на мышку, – А она ему: «Кис-кис» «Нет», сказал он, «это – лишку», И за хвостик хвать плутишку, Вдруг усы его зажглись.
2-й Гном качает головой и отдает газету 1-му гномику, а тот продолжает читать. 1-й Гном: Кот мяукать, кот метаться, Загорелся кошкин дом.
Гном отрывается от газеты, говорит в зал. 1-й Гном: Тут бы кошке догадаться, А она давай считаться, Все поставила вверх дном. Погубила ревность злая, Кошкин дом сгорел до тла.
Гном опустил газету и смотрит в одну точку. 2-й Гном заинтересовался и снова взял газету в руки. 1-й Гном: «Этой мышке помогла я», Спичка молвила, пылая.
2-й Гном (удивленно, обращаясь к детям): Мышка до сих пор цела.
2-й Гном (обращаясь к 1-му Гному): Напугал ты всех кругом. (Дергает 1-го Гнома за плечо). Слышишь, слышишь, гном? 1-й Гном: Слышу, слышу не глухой. 2-й Гном: Говори тогда со мной… Знаешь, я тоже новость узнал. В замке был веселый бал…
Гномы, обнявшись, уходят. Звучит скрипичная плавная музыка. Выходит чтец, который читает стихотворение под музыку. Чтец: В замке был веселый бал, Музыканты пели. Ветерок в саду качал Легкие качели. В замке, в сладостном бреду, Пела, пела скрипка. А в саду была в пруду Золотая рыбка. И кружились под луной, Точно вырезные, Опьяненные весной, Бабочки ночные. Пруд качал в себе звезду, Гнулись травы гибко, И мелькала там в пруду Золотая рыбка. Хоть не видели ее Музыканты бала, Но от рыбки, от нее, Музыка звучала. Чуть настанет тишина, Золотая рыбка Промелькнет, и вновь видна Меж гостей улыбка. Снова скрипка зазвучит, Песня раздается. И в сердцах любовь журчит, И весна смеется… (К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»)
На сцене появляются две девочки-феи. Они разговаривают, будто продолжают разговор. 1-я фея: В сказку ты открой оконце Чувствуешь, как пахнет солнце?
Девочки-феи читают по ролям стихотворение К.Д. Бальмонта «Аромат Солнца». 2-я фея: Запах солнца? Что за вздор?
1-я фея (топая ногой): Нет не вздор. В Солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы Все слилось в согласный хор, Все сплелись в один узор. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной, И смолистою сосной. Нежно-светлоткаными, Ландышами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли. Солнце светит звонами, Листьями зелеными, Дышит вешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц.
2-я фея: Что ж, меня ты убедила. 1-я фея: Запиши, чтоб не забыла. 2-я фея записывает что-то в блокнот, далее заканчивают чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «Аромат Солнца». Так и молвлю всем слепцам: – Будет вам! Не узреть вам райских врат, Есть у солнца аромат, Сладко внятный только нам, Зримый птицам и цветам!
Феи потихоньку уходят. На сцену выбегают маленькая девочка и мальчик. Он прыгает, будто ловит кузнечика. Вдруг видит «домики кротов» (их можно сделать из перевернутых стульев, накрытых темной тканью или из картона). Мальчик: Смотрите, чьи-то домики. Их кто построил? Гномики?
Звучит пьеса «Гном» из цикла фортепианных пьес М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Девочка: На лугу большие кучи Свежевырытой земли. Лето. Жарко. Полдень жгучий. Дым стоит вдали.
Мальчик: Кто здесь рылся? Может гномы Всей смешной толпой своей Строят нижние хоромы Для своих царей? Города во тьме возводят Строят замки под землей, И уродливые ходят Под моей ногой?
Девочка (ухмыльнувшись): Зажигают вырезные Лапы в царстве темноты? Нет, ошибся. То – слепые Черные кроты. (К.Д. Бальмонт «Гномы»)
Девочка берет мальчика за руку, и они вместе уходят. Подходят к ручью. Ручей можно сделать из ткани голубого цвета. Двое ребят качают ткань с обратной стороны, ручей «оживает». Девочка садится на корточки, вроде плескаясь играя с водой, а мальчик-гном садится рядом. Звучит музыка С.В. Рахманинова «Весенние воды» или романс «Ручей» на стихи К.Д. Бальмонта. Девочка: Ручеек, ручеек, Ты, как ниточка, идешь. Пред тобой блестит песок. Весел ты, хоть неглубок. Ручеек, ручеек, Ты уходишь и поешь. Вьются пчелки меж стеблей, Прогудит мохнатый шмель. Ты бежишь скорей, скорей. Вдруг неволя средь камней – Вспенясь звонче, веселей, Зажурчишь ты: «Мель, мель, мель!» Неширок ты, ручеек, Неглубок ты, ну так что ж! Ручеек, ручеек, Ты бежишь и ты поешь! (К.Д. Бальмонт «Ручеек»)
Девочка (обращаясь к мальчику): Ты чего сидишь в тоске? Мальчик: Побывал на островке. Девочка: Ну, и что за островок? Мальчик: Это суши уголок. Красота там неземная, Словно бы, кусочек рая И вода-вода вокруг.
Девочка: Не грусти, мой милый друг, «Островок» у нас есть свой. Его услышим мы с тобой.
Мальчик: Услышим? Ты не обманываешь нас? Девочка: Ребята, это же романс. Композитор С.В. Рахманинов его написал на слова К. Бальмонта (перевод из Шелли). Мальчик: Да? Ты гляди, а я не знал. Что ж, послушать будем рады. Если есть запись романса «Островок» или его могут исполнить музыканты, если нет – можно прочитать стихотворение под фонограмму. Из моря смотрит островок, Его зеленые уклоны Украсил трав густых венок, Фиалки, анемоны. Над ним сплетаются листы, Вокруг него чуть плещут волны, Деревья грустны, как мечты, Как статуи, безмолвны. Здесь еле дышит ветерок, Сюда гроза не долетает, И безмятежный островок Все дремлет, засыпает. (К.Д. Бальмонт «Островок»)
Девочка-фея: Слыхали новость вы, друзья? О ней узнала нынче я… Одуванчик вздумал взять Замуж маргаритку. А червяк, чтоб не отстать, Замуж взял улитку. И ликуют два цветка, Счастливы друг с другом. И улитка червяка Назвала супругом. Но мгновенно улетел Одуванчик белый. Маргаритке был удел Стать вдовой несмелой. А с улиткой каблуком Вмиг была расправа…
Ведущий: Что же стало с червяком, Девочка-фея: Я не знаю, право. (К.Д. Бальмонт «Детская песенка»)
Ведущий: Что ж ты, друг мой, загрустил, Ясны глазки опустил? Не грусти, дружочек, мой, А давай-ка мы с тобой. Попускаем пузыри. С феей вместе – раз, два, три.
Выходит царица фей. Фея: Пускала пузырики В соломинку Фея. Придворные лирики Жужжали ей, рея: – О, чудо-пузырики, О, дивная Фея!
Мальчик: Пурпурные, синие, Нежнее, чем в сказке. Какие в них линии, Какие в них краски! Зеленые, синие, Как детские глазки… (К.Д. Бальмонт «Забавы Феи»)
Вбегает ребенок-гном и прячется за фею. Фея: Ты чего так запыхался И чего ты испугался?
Гном: Фея, фея, ох-ох-ох, Здесь такой переполох! (хихикает)
Звучит пьеса «Баба Яга» из цикла фортепианных пьес М.П. Мусоргского «Картинки с выставки». Я был в избушке на курьих ножках. Там все как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга. Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у Старой две нитки бус. Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке. И вот со смехом кручу свой ус. Пойду пожалуй теперь к Кощею. Найду для песен там жемчугов. До самой пасти приближусь к Змею. Узнаю тайны – и был таков. (К.Д. Бальмонт «У Чудищ»)
Фея: Ну, ты шалун, нельзя же так шалить! А смотри-ка…
Фея показывает на небо. Девочка-стрекоза порхает по сцене. Коромысло, коромысло С нежными крылами. Как оно легко повисло В воздухе над нами. Прилетает, улетает В ласковой лазури. Для него она рождает Блестки, а не бури. (К.Д. Бальмонт «Коромысло»)
Гном (удивленно): Я в словах не вижу смысла Как летает коромысло?
Фея: Ну, ребята помогайте Речь о ком здесь? Отгадайте!
Гном: Трясогузка, возле лужи, Хвост тряся исподтишка, Говорила:…
Трясогузка: …«Почему же Всем стихи, – мне нет стишка? Я ли бегаю не прытко? Я ли мошек не ловлю? Иль стихам нужна улитка? Вот уж гадость. Не терплю».
Фея: Трясогузка, чудо-птица, Ты милей мне ярких звезд. Ты... Но скрылась баловница, Повернув свой быстрый хвост. (К.Д. Бальмонт «Трясогузка»)
Ведущий: Птичка-невеличка, прости нас за это. Как пишут стихи мы спросим поэта. Рождается внезапная строка, За ней встает немедленно другая, Мелькает третья ей издалека, Четвертая смеется, набегая. И пятая, и после, и потом, Откуда, сколько, я и сам не знаю, Но я не размышляю над стихом, И право никогда – не сочиняю. (К.Д. Бальмонт «Как я пишу стихи»)
Фея: Помнишь, миленький дружок, Помнишь, деточка моя: «Петушок, да петушок, Золотой он гребешок…» – Сказку сказывал я. Засмеялась ты в ответ, Засмеялась: «Ха, ха, ха! Вот такой смешной поэт! Не хочу я – нет, нет, нет, Говорить про петуха!». Я про козлика тогда Начал сказку говорить. И журчала нам вода. Если б, если б нам всегда. В этих сказочках быть!
Ведущий: Что ж, пора в обратный путь, Но сюда когда-нибудь. Мы опять вернемся. В сказку окунемся.
А для вас ребята, в этом зале стихи Константина Дмитриевича Бальмонта прозвучали. Музыка С. Рахманинова, И. Дунаевского, П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Танеева и Н. Мясковского. Использованная литература
Бальмонт, К.Д . Созвучные песни : избранные стихи и проза / Константин Дмитриевич Бальмонт. – Ярославль : Верх-Волжск. кн. изд-во, 1990. Бальмонт, К.Д Избранное / Константин Дмитриевич Бальмонт ; сост., вступ.ст. Е.В Ивановой. – М. : Советская Россия, 1989. Бальмонт, К.Д стихотворения : репринтное воспроизведение изданий 1900 и 1903 годов. – М. : Книга, 1989. К.Д. Бальмонт // Поэты серебренного века : стихотворения. – М. : Дрофа-плюс, 2007. Калинина, Н.А. С.В Рахманинов : повесть / Н.А. Калинина. – М. : Детская литература, 1989. Константин Бальмонт и музыка / сост. О.В Епишева, А.Ю. Романов, С.Н. Тяпков. – Иваново : Талка, 2007. |