В 2003 году фонд Ивановской областной библиотеки для детей и юношества пополнился особой коллекцией книг в количестве 103 экземпляров. Необычность данного поступления в том, что это были книги из личной библиотеки знаменитого российского писателя и общественного деятеля А.И. Приставкина, о чем свидетельствовал штамп на титульном листе каждого издания. Книги из библиотеки А.И. Приставкина в город Иваново привезла Екатерина Юрьевна Гениева, с 1972 по 2015 годы возглавлявшая Всероссийскую государственную библиотеку иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Она являлась инициатором программы «Большое чтение», в которую вошла и Ивановская область с 2007 года. Сотрудники ИОБДЮ принимали непосредственное участие в мероприятиях этого проекта, что способствовало не только укреплению дружеских отношений библиотеки с Е.Ю. Гениевой, но и пополнению фонда. Личное знакомство Екатерины Юрьевны с Анатолием Игнатьевичем подтверждается совместной работой Гениевой и Приставкина в Совете по культуре и искусству, утвержденном указом Президента РФ от 14 октября 1996 г. Можно предположить, что именно благодаря этому знакомству часть библиотеки известного писателя в свое время поступила в библиотеку имени Рудомино, а затем несколько десятков книг из нее Е.Ю. Гениева передала в фонд ИОБДЮ. Таков путь этой книжной коллекции, поступившей в нашу библиотеку.
Приставкин Анатолий Игнатьевич (17.10.1931-11.07.2008) – советский и российский писатель, общественный деятель. Родился в семье рабочих. Во время Великой Отечественной войны остался сиротой, воспитывался в детском доме. Анатолий учился в ремесленном училище, работал на консервном заводе. Окончил авиационный техникум (1952) и Московский литературный институт им. A.M. Горького (1959). Во время учебы Анатолий Приставкин опубликовал в журнале «Юность» цикл рассказов «Трудное детство» (1958). По окончании института уехал на Братскую ГЭС, где трудился рабочим, затем корреспондентом «Литературной газеты». Впечатления, полученные А.И. Приставкиным на этой стройке, легли в основу книги «Записки моего современника» (1964) и повестей: «Ангара-река» (1971), «На Ангаре» (1975), «Ангара» (1981). В середине 1970-х годов Анатолий Приставкин закончил писать роман «Городок» (1983), но произведение долгое время не публиковали из-за неприкрашенного изображения деморализованной рабочей среды. Тема искалеченного войной детства, впоследствии прославившая имя писателя, развита в автобиографической повести «Солдат и мальчик» (1977) – о нравственном опыте жизни в детском доме; в повести «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца» (1989) – о судьбе детей, чьи родители были объявлены «врагами народа». Всенародную славу А.И. Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая» (1981, опубликована в 1987 году. Государственная премия СССР, 1988), в которой картина насильственного выселения чеченцев с родины дается глазами детей. Произведение переведено более чем на 30 языков мира. А.И. Приставкин – автор лирико-биографической прозы «Селигер Селигерович» (1964) и «Возделай поле свое» (1981) – о природе средней России. Произведения 1990-2000-х годов: «Рязанка» (1991), «Радиостанция «Тамара»» (1994); «Долина смертной казни» (2000); «Золотой палач» (2005); «Король Монпасье Мармелажка Первый» (2008). В 1991 году Анатолий Игнатьевич возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В 1992-2001-е годы А.И. Приставкин был председателем Комиссии по помилованию при Президенте Российской Федерации, с декабря 2001 года – советник Президента России по вопросам помилования. Из книжного собрания писателя, насчитывавшего, по всей вероятности, множество книг, Ивановская областная библиотека для детей и юношества получила более ста экземпляров. Состав полной библиотеки семьи Приставкиных нам неизвестен. Но подтверждение тому, что книжная коллекция собиралась в течение длительного времени, мы находим в произведениях писателя и в его интервью различным средствам массовой информации. Приведем цитату из воспоминаний дочери Анатолия Приставкина: «У нас огромная библиотека, которую папа и мама собирали полжизни… Подходить и выбирать из нее книгу – привычка детства. Но определиться со вкусами было сложно. И слишком высока свобода выбора! Я все читала, но не могла себя найти. Со временем полюбила Булгакова, стихи Пастернака, «Сто лет одиночества» Маркеса. Сейчас я люблю читать иностранную литературу в оригинале». Этими и другими высказываниями мы будем дополнять сухую биографическую справку об А.И. Приставкине, приведенную выше. Военное сиротское детство, детдом на Северном Кавказе – все это впоследствии питало душу писателя, его творчество. В детстве Анатолий любил читать книги А. Барто, К. Чуковского, а потом – Л. Пантелеева. Его удивительные «Часы» стали любимым произведением мальчика. В детском доме начитанные дети за корочку хлеба рассказывали романы с продолжением, – так Приставкин познакомился с произведениями В. Гюго. Главную надежду на то, что когда-нибудь жизнь станет лучше и интереснее, давали Анатолию книги. Приставкин любил их, доставал где возможно, иногда чтением пытаясь заглушить чувство голода, а потом много думал о прочитанном, стихи запоминал целыми страницами. Эту любовь он пытался привить и детям. В повести «Возделай поле свое» писатель вспоминает: «…Полез на полку, достал несколько сборничков. Прочел сыну ‘‘Сына’’ Антокольского, Мусу Джалиля прочел, Луговского прочел, Твардовского. “Шли худые, шли босые в неизвестные края, что там, где она, Россия, по какой рубеж своя...” Я читал всего Теркина когда-то со сцены. Случилось, как-то, проездом из воинской части в другую часть, зашел в свой родной кратовский клуб, это было под Первое мая, и попал прямо на концерт. Меня попросили выступить. Вышел я, стриженый, на сцену, в гимнастерке, подпоясанной кирзовым ремнем, и прочел о Василии Теркине. Уж не помню, как получилось, но вызывали меня бесконечно, и я снова повторял отрывок». Свою любовь к сцене писатель неоднократно подчеркивает и в различных интервью: «Самодеятельность еще до института была моим выходом в литературу, на сцену, в театр, в драматургию, культуру. И все это – благодаря одной женщине – руководителю нашего кружка, изумительному человеку и очень хорошему педагогу – Марии Федоровне Сельцовой. Я играл в Вассе Железновой, в Бальзаминове, читал по памяти всего Теркина». Наверное, поэтому с тех времен Анатолий Приставкин бережно хранил книгу Н. Горчакова «Режиссерские уроки К.С. Станиславского», полученную за активное участие в художественной самодеятельности в 1955 году. А потом была учеба в Литературном институте, «… когда жив был Андрей Платонов, когда мы могли в коридорах нашей альма-матер общаться со Светловым, а в аудиториях слушать Паустовского. Через них шли те соки старой культуры, которые, смею надеяться, через нас будут впитаны теми, кто будет после нас…» (из воспоминаний А.И. Приставкина). Анатолий Игнатьевич, как и другие мастера слова, независимо от времени и масштаба дарования, обладал одной прекрасной чертой – потребностью в чтении, в каждодневном общении с книгой. Писатели – читатели необыкновенные, отличающиеся энциклопедичностью интересов и особой обостренностью восприятия текста. Изучение личной библиотеки такого человека дает неоценимый материал для более глубокого понимания личности писателя, помогает проникнуть в его творческую лабораторию. В настоящем издании мы попытаемся проанализировать часть книжного собрания А.И. Приставкина. Наибольший интерес для нас представляют книги с дарственными надписями (всего их 10). Если их классифицировать, то они разного ряда: от традиционно деловых до восторженно эмоциональных. Мы попытаемся заставить «заговорить» эти автографы, опираясь на прочитанные произведения Анатолия Приставкина, журнальные и газетные публикации о нем.
Жена писателя, Марина Юрьевна Приставкина, в одном из интервью говорила, что они «…жили в знаменитом литературном доме на Ленинградском проспекте, а на даче в Красновидове, – кругом классики… Писательских домов было много и разных, как и людей их населяющих. Стараюсь вспоминать хорошее, помнить тех, с кем мы дружили семьями, когда наша дочка Маша была маленькой. Фазиль Искандер, Владимир Лакшин, Тимур Гайдар, Аркадий и Георгий Вайнеры…». Наверное, поэтому среди книг с автографами – книга Ф.А. Искандера «Под сенью грецкого ореха» с дружеским обращением «милому Толе…». Искандер Фазиль Абдулович (род. 6.03.1929) – русский писатель. Его отец в 1938 году был депортирован из Советского Союза как лицо «иранского происхождения». Фазиль воспитывался у абхазских родственников со стороны матери. Окончил Московский литературный институт им. А.М. Горького (1954). Работал журналистом, с 1959 года – редактором абхазского отдела Госиздата. Печатался в журналах «Литературная Абхазия», «Юность», «Новый мир». Издал стихотворные сборники «Горные вершины» (1957), «Доброта земли» (1959), «Молодость моря» (1964) и т.д. Известность писателю принесла повесть «Созвездие Козлотура» (1956). С 1966 года Фазиль Искандер публиковал рассказы, впоследствии составившие его главную книгу «Сандро из Чегема» (1973-1988; полное изд., 1989). Ф.А. Искандер был членом редколлегии и автором бесцензурного альманаха «Метрополь» (1979), после которого его долго не публиковали. Лишь в 1986 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказы «Бармен Артур» и «Чегемская Кармен». В философской сказке «Кролики и удавы» (1987) писатель создал гротескную картину современного общества. Повести «Пшада» (1993) и «Думающий о России американец» (1997) – об утрате иллюзий в постсоветском обществе. Фазиль Искандер – Народный депутат СССР от Абхазской АССР (1989-1992), Лауреат Государственной премии СССР (1989), Государственных премий Российской Федерации (1993, 2013), Премии Правительства России (2011), Пушкинской премии (1993), «Триумф» (1999), орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, ордена «Честь и слава» I степени.
О дружеских отношениях Г. Вайнера с семьей Приставкиных свидетельствует дарственная надпись на книге автора. Она довольно пространна. Это – целая словесная миниатюра на тему о вере в то, что когда-нибудь в мире наступит эра добра, справедливости, человечности. Конечно же, написана она на титульном листе знаменитого романа «Эра милосердия». Вайнер Георгий Александрович (10.02.1938-11.06. 2009) – советский писатель в жанре детектива, сценарист, редактор и журналист. Брат и соавтор писателя и сценариста Аркадия Вайнера. Окончил Московский заочный юридический институт (1960). Работал инженером, журналистом ТАСС. Член КПСС с 1962 года. Член Союза писателей СССР (1972). Член Союза кинематографистов СССР. В 1990 году Григорий Александрович уехал в США, где работал журналистом. В 1992-2001 гг. был главным редактором газеты «Новое русское слово»: сначала, в конце 1980-х годов, возглавлял московское отделение редакции, которое размещалось в его квартире, но долго не просуществовало; затем, окончательно переехав в Нью-Йорк на постоянное место жительства, работал в основном нью-йоркском помещении. Был членом редколлегии русскоязычной газеты «Русский Базар». Лучшим романом писателя считается «Эра милосердия» (1976). Братьями Аркадием и Георгием Вайнерами совместно написаны: «Визит к минотавру» (1972), «Я следователь» (1972), «Лекарство против страха» (1978), «Карский рейд» (1983), «Женитьба Стратонова» (1984) и другие.
На странице книги Евгения Воробьева «Вчера была война» имеется поздравление, адресованное автором Анатолию Приставкину, что говорит о дружеских отношениях писателей. Очевидно, они совместно проводили немало свободного времени «…с песнями и грибами», как шутливо замечает автор дарственной надписи.
Воробьев Евгений Захарович (29.11.1910-31.08.1990) – советский писатель, публицист. Родился в Риге. Участник Великой Отечественной войны. Основная тема его творчества – война, ратный подвиг советских людей. Автор книг: «Однополчане» (1947), «Квадрат карты» (1950), «Нет ничего дороже» (6 изд., 1956), «Товарищи с Западного фронта. Очерки» (1964), «Сколько лет, сколько зим. Повести и рассказы» (1964), «Земля, до востребования» (1969-1970) и других. В 1952 году опубликована наиболее значительная книга Евгения Захаровича Воробьева – роман «Высота» – о строительстве завода на Южном Урале (одноименный фильм, 1957). Е.З. Воробьев награжден двумя орденами, а также медалями.
Отвечая на вопросы о чтении корреспондентов различных газет и журналов, А.И. Приставкин называл любимой книгой Библию, а любимым жанром – «...историческо-документальный и мемуарный. Сейчас на письменном столе лежат у меня дневники Сниткиной, дневники Кузнецовой о Бунине, Панаевой о времени Некрасова. Это литература, к которой обращаюсь, чтобы найти подтверждение каким-то своим мыслям, своему времени или своим отношениям с кем-то». Подтверждением этих слов Анатолия Игнатьевича служит автограф на книге литературоведа А.К. Бабореко «И.А. Бунин».
Бабореко Александр Кузьмич (1913-1999) – литературовед, текстолог, известный исследователь жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина. Родился 17 сентября 1913 года в крестьянской семье в деревне Слобода-Кученка Минской губернии. В 1936 году окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института, в 1938-1940 гг. работал учителем в школе. Был участником Великой Отечественной войны. В 1947-1950 гг. преподавал в Планово-экономическом техникуме, в 1950-1980 гг. работал редактором в издательстве «Художественная литература». С 1970 года член Союза писателей СССР. А.К. Бабореко занимался литературоведческой работой, подготовил к изданию сочинения А.И. Тургенева, А. Толстого и братьев Жемчужниковых (Козьмы Пруткова), И.А. Бунина. Исследованию творчества Бунина Александр Кузьмич посвятил всю жизнь. За несколько десятков лет плодотворной работы он собрал огромный свод малоизвестных и архивных документов о жизни и творчестве классика русской литературы, половину жизни прожившего на чужбине.
Личное знакомство А. Приставкина с Н.Я. Эйдельманом, ученым и писателем, основной областью научных интересов которого была история русской культуры и общественного движения России XVIII-IXX вв., подтверждено дарственной надписью на титульном листе книги «Пушкин и декабристы». Эйдельман Натан Яковлевич (18.04.1930-29.11.1989) – советский историк и писатель, пушкинист. Специалист по творчеству А. Герцена, автор многих книг о декабристах (Михаиле Лунине, Иване Пущине, Владимире Раевском, Сергее Муравьеве-Апостоле), о русском историке Н.М. Карамзине. Родился в Москве в семье Якова Наумовича и Марии Натановны Эйдельман. Окончил исторический факультет МГУ в 1952 году. После окончания университета Натан Эйдельман шесть лет работал преподавателем истории в вечерней школе в подмосковном городе Ликино-Дулево, а с 1954 года – в Москве. Затем, в должности научного сотрудника, работал в Московском областном краеведческом музее в городе Истре. Основной областью научных интересов Н. Эйдельмана была история русской культуры и общественное движение России в XVIII-XIX веках. Главным направлением его исследований было движение декабристов. Натан Яковлевич Эйдельман был членом Союза писателей СССР с 1971 года, автором более 20 книг.
В А.И. Приставкине совмещались литературный талант и страсть к общественной деятельности. Активная жизненная позиция расширяла круг его знакомств с различными людьми.
А если учесть увлечение с юношеской поры театром и сценой, то становится понятным большое количество автографов деятелей театра и кино на подаренных писателю книгах. Автографы, запечатленные на следующих изданиях, также подтверждают любовь Анатолия Игнатьевича Приставкина к мемуарному жанру. Это, например, дарственная надпись кинокритика и общественного деятеля Аллы Гербер на странице книги «Судьба и тема». Гербер Алла Ефремовна (род. 3.01.1932) – российская писательница, кинокритик, политический и общественный деятель, правозащитник, один из участников и организаторов Гражданского форума. Родилась в Москве. Мать – педагог, отец – инженер, репрессирован в 1949 году, реабилитирован в 1956 году. Окончила юридический факультет Московского государственного университета (1955). Работала юрисконсультом, адвокатом, писала судебные очерки. Начиная с 1963 года, регулярно печаталась в самых разных изданиях – опубликовала более тысячи статей. Работала в «Московском комсомольце», была разъездным корреспондентом журнала «Юность», газет «Известия», «Литературная газета», «Комсомольская правда». Автор восьми книг. В 1970-1973 гг. работала редактором на киностудии имени Горького. В 1973-1978 гг. была обозревателем журнала «Советский экран». Член Союза писателей СССР, Союза журналистов СССР, Союза кинематографистов СССР. В 1989 году А.Е. Гербер являлась одним из организаторов независимого движения писателей «Апрель». В 1990 году она провела первый антифашистский процесс. С 1991 года стала членом координационного совета движения «Демократическая Россия». Алла Ефремовна организовала Московский антифашистский центр. В 1993 году А.Е. Гербер была избрана депутатом Государственной Думы от фракции «Выбор России». Она участвовала в разработке законов о библиотеках, о сохранении музеев, о детских внешкольных учреждениях, о кино. А.Е. Гербер – сторонник скорейшего введения в России ювенальной юстиции. С 1995 года – научный сотрудник Института экономики переходного периода. Президент общественного Фонда «Холокост».
Литературовед, театральный критик Ю.И. Кагарлицкий оставил запись на книге «Театр на века», имеющейся в коллекции А.И. Приставкина.
Кагарлицкий Юлий Иосифович (23.07.1926-12.05.2000) – ученый-литературовед, критик. Известен работами по истории театра. Один из ведущих специалистов в теории и истории научной фантастики. Родился и жил в Москве, окончил филологический факультет Московского государственного университета; докторскую диссертацию защитил в Ленинградском педагогическом институте им. А. Герцена (по творчеству Г. Уэллса). Ю.И. Кагарлицкий – один из ведущих мировых специалистов по творчеству Герберта Уэллса. Первый из отечественных ученых награжденный в 1972 году премией «Пилигрим», присуждаемой Ассоциацией исследователей научной фантастики. Он внес значительный вклад в уэллсоведение. Широко известна его монография о жизни и творчестве классика научной фантастики «Герберт Уэллс. Очерк жизни и творчества» (1963). Многочисленные статьи Кагарлицкого, посвященные как творчеству отдельных авторов (Ж. Верн, А. Конан Дойл, У. Морис, Г. Каттнер, Л. Кэрролл, Д. Свифт, Д. Уиндем, Р. Шекли и др.), так и теоретическим аспектам жанра, выгодно отличаются сочетанием богатой фактографии и живой формы изложения, образного языка. |
|
Театральный критик А.П. Свободин пожелал Анатолию Игнатьевичу Приставкину «…успешно освоить сцену» на форзаце книги «Театральная площадь».
Свободин Александр Петрович (наст. фамилия – Либертэ; 6.02.1922-13.03.1999) – российский драматург, театраловед, театральный критик. Жил и работал в Москве. А. Свободин стоял у истоков создания театра «Современник». На этой сцене в 1968 году Олег Ефремов поставил его пьесу «Народовольцы». Много лет Александр Петрович сотрудничал с журналом «Театр», работал в Центральной сценарной студии. Он – автор журналистских материалов, интервью, критических статей, сценариев. Ведущий телевизионных передач о театральном искусстве и деятелях театра: о Р.Я. Плятте, О.Н. Ефремове, Е.А. Лебедеве, И.М. Смоктуновском и др. Создатель сценария фильма «Нас венчали не в церкви» (1982). И пьеса, и сценарий посвящены движению народовольцев и основаны на реальных событиях. В конце 1980-х гг. А.П. Свободин вел одну из рубрик газеты «Московские новости». Заслуженный деятель искусств РФ (1995). В 2004 году театральный журнал «Страстной бульвар, 10» учредил премию имени Александра Свободина.
Участие А.И. Приставкина в общественной деятельности способствовало получению в 2001 году членского билета Союза кинематографистов. Хотя его знакомство с великими кинорежиссерами, судя по датам автографов, состоялось ранее. Свидетельство этому – дарственная надпись на сборнике о Марке Донском.
Донской Марк Семенович (6.03.1901-21.03.1981) – советский режиссер, сценарист, народный артист СССР (1966). Окончил правовое отделение факультета общественных наук Симферопольского университета (1925). Работал в коллегии защитников, в Верховном Суде УССР, в следственных органах. В кино с 1926 года: помощник режиссера Григория Львовича Рошаля на 3-й московской кинофабрике, ассистент по монтажу на киностудии «Белгоскино» (Ленинград). Первые режиссерские работы Марка Донского («В большом городе», 1927; «Цена человека», 1929; оба – совместно с И.А. Авербахом) отмечены поиском новых форм и средств выразительности монтажа. В середине 1930-х годов Донской впервые в советском кино дублировал на русский язык зарубежный фильм («Человек-невидимка», 1933, Великобритания). В 1934 году вышла первая звуковая кинокартина М.С. Донского «Песня о счастье». Известность режиссеру принесли фильмы по автобиографической трилогии М. Горького «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939, Лауреат Сталинской премии в 1941 г.) и «Мои университеты» (1940). Затем был фильм «Радуга» по произведению В.Л. Василевской (1944). В сотрудничестве с оператором С.П. Урусевским Марк Семенович поставил поэтический кинороман «Сельская учительница» (1947, Лауреат Сталинской премии в 1948 г.) и фильм «Алитет уходит в горы» (1950). Вернувшись на студию им. М. Горького, Донской снял фильм «Фома Гордеев» по роману Горького (1959), трилогию-кинолениниану: «Сердце матери» (1966), «Верность матери (1967), «Надежда» (1973) – все по сценарию З.И. Воскресенской и И.Б. Донской.
Автограф Эльдара Рязанова на титульном листе «Неподведенных итогов» содержит слова «глубокой симпатии и восхищения талантом» писателя А.И. Приставкина.
Рязанов Эльдар Александрович (18.11.1927-30.11.2015) – российский режиссер, сценарист, писатель, народный артист СССР (1984). В 1950 году окончил ВГИК (мастерская Г.М. Козинцева, в числе преподавателей – С.М. Эйзенштейн). Работал на Центральной студии документальных фильмов, снял ряд очерков о различных регионах страны: «Недалеко от Краснодара» (1953), «Остров Сахалин» (1954, в соавторстве с В.В. Катаняном; премия МКФ в Канне, 1955). В 1955 году пришел на киностудию «Мосфильм». Создал первый в отечественном кино широкоэкранный фильм-концерт «Весенние голоса», привлекший к Рязанову внимание как к режиссеру игрового кино. Вторая кинокартина Эльдара Александровича – музыкальная комедия «Карнавальная ночь» (1956) – стала этапной не только в творчестве режиссера, но и в отечественном кинематографе в целом. Фильмом «Гусарская баллада» (1962) Рязанов утвердил в кино жанр героической комедии. Следующая этапная работа режиссера – криминальная комедия «Берегись автомобиля». Сотрудничество Эльдара Александровича с сценаристом Э. Брагинским продолжилось в фильмах «Старики-разбойники» (1971), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982) и многих других, ставших событиями в культурной жизни страны. Творчество Э.А. Рязанова отличается многообразием жанров. Это фильмы лирические, остросоциальные: «Гараж» (1979), «Небеса обетованные» (1991, Гран-при МКФ в Мадриде в 1992 г.), «Старые клячи» (2000); эксцентрические комедии: «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973); экранизации произведений классической драматургии: «Жестокий романс» (1984, по «Бесприданнице» А.Н. Островского – Гран-при МКФ в Дели в 1985 г.); кинороманы: «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) и другие. Э.А. Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров и в других вузах. С 2002 года являлся президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 2005 совместно с женой Э.В. Абайдуллиной курировал кино-театральный центр «Эльдар».
На других книгах из личной библиотеки А. Приставкина автографов нет. Анализируя подбор авторов этих произведений, можно сделать вывод, что широта интересов писателя огромна. Само нахождение какой-либо книги в личной библиотеке – факт, свидетельствующий об интересе ее владельца к замыслу автора или проблеме произведения. Среди книг из собрания Анатолия Игнатьевича широко представлена художественная литература. Это произведения А. Адамовича, Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Быкова, Б. Васильева, Б. Окуджавы, В. Шукшина, В. Катаева, Е. Носова, Ю. Трифонова и других авторов. С кем-то из них Приставкин был знаком лично. Так, в книге «Синдром пьяного сердца» (воспоминания о застольях с друзьями, многие из которых уже ушли из жизни) есть строки об Алесе Адамовиче: «…В этой поездке мы познакомились с Алесем Адамовичем. Он остался в моей жизни надолго. Можно сказать, навсегда. И умер на моих руках. А встречались редко, так уж получалось, когда наезжал он в Москву, не в самом лучшем расположении духа, из мучившего его Минска, и после, когда жил на Переделкинской даче, под Москвой, с женщиной и ее дочкой, единственной, по-моему, женщиной, которая его по-настоящему любила. Любила, берегла. Редкая удача для мастера на излете жизни». Наряду с художественными произведениями в кругу чтения А. Приставкина – мемуары, жизнеописания, философские, естественнонаучные труды. Небольшая часть книжной коллекции Анатолия Игнатьевича, поступившая в нашу библиотеку, дает неоценимый материал для более глубокого понимания личности писателя. Но пристальный интерес вызывают книги с дарственными надписями, на анализе которых мы и акцентировали внимание.
Список книг из личной библиотеки Анатолия Приставкина, хранящихся в фонде ИОБДЮ
Книги с автографами Бабореко, А.К. И.А. Бунин : материалы для биографии с 1870 по 1917 / А.К. Бабореко. – 2-е изд. – М. : Художественная литература, 1983. – 351 с. : ил. Вайнер, А.А. Эра милосердия : роман ; Город принял! : повесть / А.А. Вайнер, Г.А. Вайнер. – М. : Московский рабочий, 1988. – 464 с. – (Библиотека избранных произведений о советской милиции). Воробьев, Е.З. Вчера была война : повести и рассказы / Е.З. Воробьев. – М. : Воениздат, 1975. – 479 с. Гербер, А.Е. Судьба и тема : этюды об Инне Чуриковой / А.Е. Гербер. – М. : Искусство, 1985. – 148 с. : ил. Горчаков, Н. Режиссерские уроки К.С. Станиславского : беседы и записи репетиций / Н. Горчаков. – М. : Искусство, 1952. – 574 с. Искандер, Ф.А. Под сенью грецкого ореха : повести / Ф.А. Искандер. – М. : Советский писатель, 1979. – 392 с. Марк Донской : сборник / сост. Л. Пажитнова. – М. : Искусство, 1973. – 269 с. : ил. – (Мастера советского кино). Кагарлицкий, Ю.И. Театр на века : театр эпохи Просвещения : тенденции и традиции / Ю.И. Кагарлицкий. – М. : Искусство, 1987. – 350 с. Рязанов, Э.А. Неподведенные итоги / Э.А. Рязанов. – 2-е изд., доп. – М. : Искусство, 1986. – 415 с. : ил. Свободин, А.П. Театральная площадь / А.А. Свободин. – М. : Искусство, 1981. – 333 с. : ил. Эйдельман, Н.Я. Пушкин и декабристы : из истории взаимоотношений / Н.Я. Эйдельман. – М. : Художественная литература, 1979. – 422 с.
Книги А.И. Приставкина
Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая : повести / А.И. Приставкин. – М. : Советский писатель, 1989. – 432 с. Приставкин, А.И. Тихая Балтия : латышский дневник / А.И. Приставкин. – Рига : Лиесма, 1991. – 158 с.
Книги других авторов Адамович, А. Блокадная книга / А. Адамович, Д.А. Гранин. – М. : Советский писатель, 1982. – 432 с. : ил. Айтматов, Ч.Т. Повести / Ч.Т. Айтматов ; худ. В. Муравьев. – М. : Советский писатель, 1987. – 382 с. : ил. Акимушкин, И.И. На коне – через века : научно-художественная литература / И.И. Акимушкин ; рис. И. Нахимова. – М. : Детская литература, 1981. – 111 с. : ил. Ангелов, Б. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности / Б. Ангелов ; под ред. В. Минеева. – [б.м.] : София-ПРЕСС, 1969. – 44 с. Античная литература : учебник / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина. – М. : Просвещение, 1980. – 494 с. Астафьев, В.П. Мальчик в белой рубахе : повести / В.П. Астафьев. – М. : Молодая гвардия, 1977. – 592 с. Астафьев, В.П. Царь-рыба : повествование в рассказах / В.П. Астафьев. – М. : Современник, 1982. – 384 с. – (Сельская библиотека Нечерноземья). Бахтин, М.М. Проблемы политики Достоевского / М.М. Бахтин. – М. : Советская Россия, 1970. – 320 с. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М. : Художественная литература, 1965. – 528 с. Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. – М. : Мысль, 1985. – 368 с. Бражнин, И.Я. Ликующая муза : новеллы, этюды, размышления / И.Я. Бражнин. – Новосибирск : Западно-Сибирское книжная издательство, 1974. – 416 с. Быков, В.В. Дожить до рассвета / В.В. Быков. – М. : Советский писатель, 1976. – 224 с. Быков, В.В. Его батальон : повести / В.В. Быков. – М. : Молодая гвардия, 1976. – 288 с. Быков, В.В. Обелиск ; Дожить до рассвета : повести / В.В. Быков. – Минск : Мастацкая литература, 1977. – 208 с. Быков, В.В. Пойти и не вернуться : повести / В.В. Быков. – М. : Советский писатель, 1980. – 368 с. Быков, В.В. Повести / В.В. Быков. – Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1980. – 542 с. – (Мужество). В мире Блока : сборник статей / сост. А. Михайлов, С. Лесневский. – М. : Советский писатель, 1981. – 536 с. В мире Толстого : сборник статей / сост. С. Машинский. – М. : Советский писатель, 1978. – 528 с. Вагнер, Р. Избранные работы / Р. Вагнер. – М. : Искусство, 1978. – 696 с. – (История эстетики в памятниках и документах). Васильев, Б.Л. А зори здесь тихие… ; Не стреляйте в белых лебедей ; В списках не значился / Б.Л. Васильев. – М. : Правда, 1978. – 496 с. Воробьев, К.Д. Повести и рассказы : избранное / К.Д. Воробьев ; худ. Н. Лавецкий. – М. : Советская Россия, 1980. – 512 с. : ил. Воронцов, В.В. Служение музам : афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов о литературе и искусстве / В.В. Воронцов ; предисл. С. Михалков. – 2-е изд., перераб. и доп.– М. : Современник, 1981. – 351 с. Воспоминания о Н. Заболоцком : сборник. – 2-е изд., доп. – М. : Советский писатель, 1984. – 464 с. Гельдерод, М.Д. Театр / М.Д. Гельдерод ; под ред. Ю. Стефанова. – М. : Искусство, 1983. – 719 с. Гиппиус, З.Н. Живые лица : стихи, дневники / З.Н. Гиппиус. – Тбилиси : Мерани, 1991. – 399 с. Гунн, Г.П. По Нижней Печоре / Г.П. Гунн. – М. : Искусство, 1979. – 160 с. : ил. – (Дороги к прекрасному). Дмитриевский, В.Н. Шаляпин в Петербурге-Петрограде / В.Н. Дмитриевский. – Л. : Лениздат, 1976. – 264 с. – (Выдающиеся деятели литературы, искусства и науки в Петербурге-Петрограде-Ленинграде). Достоевский Ф.М. об искусстве / сост. В. А. Богданов. – М. : Искусство, 1973. – 632 с. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики / Жан-Поль ; пер. А. Михайлова. – М. : Искусство, 1981. – 448 с. – (История эстетики в памятниках и документах). Завадский, Ю.А. Рождение спектакля : по материалам творчества лаборатории / Ю.А. Завадский. – М : Всероссийское театральное общество, 1975. – 144 с. Катаев, В.П. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 10. Горох в стенку ; Юмористические рассказы ; Фельетоны ; Почти дневник ; Стихотворения ; Спящий / В.П. Катаев. – М. : Художественная литература, 1986. – 711 с. Книга хожений : записки русских путешественников XI-XV вв. / сост. Н. Прокофьева. – М. : Советская Россия, 1984. – 448 с. – (Сокровища древнерусской литературы). Коломиец, А.С. Современная гравюра Японии и ее мастера / А.С. Коломиец. – М. : Изобразительное искусство, 1974. – 383 с. : ил. Куприн, А.И. Рассказы и повести / А.И. Куприн. – М. : Правда, 1979. – 495 с. Кыршовский, П. Никола Маринов / П. Кыршовский ; пер. В. Протопопова. – София : Издательство литературы на иностранных языках, 1967. – 31 с. Лакшин, В. Александр Николаевич Островский / В.Я. Лакшин. – М. : Искусство, 1978. – 527 с. : ил. – (Жизнь в искусстве). Легла дорога в Константиново… : альбом о С. Есенине / сост. и вступ. ст. С. Кошечкин. – М. : Московский рабочий, 1985. – 129 с. : ил. Моде, Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии / Х. Моде ; пер. А. Исаева. – М. : Искусство, 1978. – 359 с. : ил. – (Малая история искусств). Литвиненко, Н.Г. Пушкин и театр : формирование театральных воззрений / Н.Г. Литвиненко. – М. : Искусство, 1974. – 288 с. : ил. – (Институт истории искусств Министерства культуры СССР). Лифшиц, М.А. Мифология древняя и современная / М.А. Лифшиц. – М. : Искусство, 1979. – 582 с. Малые жанры русского фольклора : пословицы, поговорки, загадки / сост. В.Н. Морохин. – М. : Высшая школа, 1979. – 288 с. Нардини, Б. Встреча с Микеланджело / Б. Нардини ; пер. Н. Томашевский. – М. : Детская литература, 1986. – 192 с. Носов, Е.И. Красное вино победы : повести и рассказы / Е.И. Носов. – М. : Советская Россия, 1971. – 271 с. Окуджава, Б.Ш. Путешествие дилетантов : из записок отставного поручика Амирана Амилахвари : роман / Б.Ш. Окуджава ; худ. М. Клячко. – М. : Советский писатель, 1980. – 544 с. Платонов, А.П. Размышления читателя / А. Платонов. – М. : Современник, 1980. – 287 с. Природа и древний человек : основные этапы развития природы палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене /сост. Г. Лазуков и др. – М. : Мысль, 1981. – 223 с. : ил. Распутин, В.Г. Век живи – век люби : рассказы / В.Г. Распутин. – М. : Молодая гвардия, 1982. – 285 с. Распутин, В.Г. Живи и помни : повесть / В.Г. Распутин. – М. : Советский писатель, 1980. – 207 с. Розов, В.С. Избранное / В.С. Распутин. – М. : Искусство, 1983. – 703 с. Русское народное творчество : учебное пособие / П.Г. Богатырев и др. – М. : Высшая школа, 1966. – 360 с. – (Русское народное творчество). Русское народное искусство Севера : сборник статей / ред. И. Богуславская. – Л. : Советский художник, 1968. – 201с. : ил. Селезнев, Ю.И. В мире Достоевского / Ю.И. Селезнев. – М. : Современник, 1980. – 376 с. – (Библиотека «Любителям российской словесности»). Сенкевич, Г. Собрание сочинений : в 9 т. / Г. Сенкевич. – М. : Художественная литература, 1983. Сервантес, С.М. Дон Кихот Ламанчский : в 2 ч. Ч. 1 / С.М. Сервантес ; пер. с испан. Н. Любимов. – М. : Молодая гвардия, 1975. – 415 с. Сервантес, С.М. Дон Кихот Ламанчский : в 2 ч. Ч. 2 / С.М. Сервантес ; пер. с испан. Н. Любимов. – М. : Молодая гвардия, 1975. – 447 с. Славкин, В.И. Взрослая дочь молодого человека : пьесы / В.И. Славкин. – М. : Советский писатель, 1990. – 288 с. Смоленский, Я.М. В союзе звуков, чувств и дум : еще одно прочтение А.С. Пушкина / Я.М. Смоленский. – М. : Советская Россия, 1976. – 327 с. Телетова, Н.К. Забытые родственные связи А.С. Пушкина / Н.К. Телетова. – Л. : Наука, 1981. – 175 с. – (Литературоведение и языкознание). Токарева, В.С. Летающие качели ; Ничего особенного : повести и рассказы / В.С. Токарева. – М. : Советский писатель, 1987. – 592 с. Томан, Й. Сократ : роман / Й. Томан, М. Томанова ; пер. с чеш. Н. Аросевой. – М. : Радуга, 1983. – 479 с. Трифонов, Ю.В. Старик : роман ; Другая жизнь : повесть / Ю.В. Трифонов. – М. : Советский писатель, 1980. – 356 с. Трофимов, Ю.В. Отблеск костра : документальная повесть о В.А. Трифонове ; Исчезновение : роман / Ю.В. Трифонов. – М. : Советский писатель, 1988. – 299 с. Фальк, Р.Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания художника / Р.Р. Фальк. – СПб. : Советский художник, 1981. – 255 с. : ил. Федерико Феллини : статьи, интервью, рецензии, воспоминания / сост. Г. Богемский. – М. : Искусство, 1968. – 288 с. Федоров, А.В. Иннокентий Анненский : личность и творчество. – Л. : Художественная литература, 1984. – 256 с. Федорова, Е.В. Знаменитые города Италии : Рим, Флоренция, Венеция : памятники истории и культуры / Е.В. Федорова. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 320 с : ил. Фолкнер, У. Статьи, речи, интервью, письма / У. Фолкнер ; сост. А. Николюкина. – М. : Радуга, 1985. – 487 с. Цветаева, М.И. Мой Пушкин / М.И. Цветаева. – М. : Советский писатель, 1981. – 223 с. Чуковский, К.И. Мастерство Некрасова / К.И. Чуковский. – М. : Художественная литература, 1971. – 711 с. Шубин, Б.М. Дополнение к портретам : скорбный лист, или История болезни Александра Пушкина ; Доктор А.П. Чехов / Б.М. Шубин. – М. : Знание, 1985. – 223 с. – (Библиотека «Знание»). Шукшин, В.М. Вопросы самому себе / В.М. Шукшин. – М. : Молодая гвардия, 1981. – 255 с. – (Писатель-молодежь-жизнь). Шукшин, В.М. Беседы при ясной луне : рассказы / В.М. Шукшин. – М. : Советская Россия, 1975. – 320 с. Эстетика Ренессанса : антология : в 2-х т. Т. 2 / сост. В. Шестаков. – М. : Искусство, 1980. – 639 с. : ил. Языков, Н.М. Пловец : избранная лирика / Н.М. Языков. – М. : Детская литература, 1975. – 191 с. : ил. – (Поэтическая библиотечка школьника).
Список использованной литературы
Приставкин, А.И. Возделай поле свое : повести и рассказы / А.И. Приставкин. – М. : Современник, 1981. – 351 с. Приставкин, А.И. Лирическая книга / А.И. Приставкин. – М. :Молодая гвардия, 1961. – 512 с. : ил. Приставкин Анатолий Игнатьевич // Новая Российская энциклопедия. Т. 13 (2) /ред. В.И. Данилов-Данильян, А.Д. Некипелов и др. – М. : Энциклопедия, 2003. – С. 158. Приставкин, А.И. Синдром пьяного сердца : встречи на винной дороге // Дружба народов. – 1998. – № 4. – С.82-125. – [Начало] ; № 5. – C.48-75. – [Продолжение] ; № 6. – C.47-76. – [Окончание].
Интернет-источники:
|