Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Палех: кисть и книга»

От составителя

Особым разделом в процессе изучения фонда редких книг Ивановской областной библиотеки для детей и юношества всегда являлась тема творчества художников-иллюстраторов и оформителей книг. Их творчество непосредственно и тесно связано с общей историей книги. Исследовать эту тему во всей ее полноте невозможно, обходя стороной такие аспекты, как оформление книг и книжные иллюстрации.

Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст. Собственно, как область искусства, иллюстрация – это изобразительное истолкование литературного или научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть непосредственно участвующие в процессе чтения. Поэтому, изучая любой книжный фонд, невозможно обойти вниманием творчество иллюстраторов. Более того, в процессе исследования материалов фонда ИОБДЮ у данной темы обозначился интересный краеведческий аспект.

Яркой страницей в истории книжного оформления и искусства иллюстрации является творчество художников Палеха – прославленного художественного центра России, гордости Ивановской области. Таким образом, в общем контексте изучения книжного фонда библиотеки вполне обоснованно была выделена тема книжного творчества художников-палешан.

Представленный в настоящем издании материал вполне может лечь в основу книжно-иллюстративных выставок или бесед на тему искусства Палеха, организованных в библиотеках Ивановской области.

Палехские художники-иллюстраторы и оформители книг

Палех – село, известное по архивным данным с XIV века. Его жители издавна занимались иконописанием. Наиболее ранние из дошедших до нашего времени палехских икон относятся к XVI веку. А к концу XVIII века Палех стал известен в России как крупный центр иконописания. Местные крепостные крестьяне создали произведения, которые по аристократизму стиля превосходят понятие «провинциальная народная икона» совершенством форм, колористической изысканностью, каллиграфией рисунка. Исполнительской культурой они не уступают, а порой и превосходят достижения иконописцев Москвы, Ярославля, Костромы.

Вместе с иконописной культурой в сельской среде, долгое время сохранявшей патриархальный уклад жизни, была развита и традиция устного народного творчества, ставшая позднее источником тем и сюжетов росписей черно-лаковых предметов из папье-маше. Здесь бережно сохранялась древняя славянская культура декоративной орнаментации бытовых предметов и украшений деревянной резьбой.

Многовековую художественную культуру Палех донес до XX века. Тем, что она не погибла, а нашла свое воплощение в искусстве лаковой миниатюры, мы обязаны подвижнической деятельности живых ее носителей – Ивана Голикова, Александра и Ивана Зубковых, Александра и Владимира Котухиных, Ивана Маркичева, Ивана Баканова, которые 4 декабря 1924 года организовали Палехскую Артель древней живописи. Они объединили в лаковой миниатюре две могучие ветви национального творчества: искусство иконописания и традицию народного творчества.

Художники Палеха поняли, что черный фон и плоскость объемных предметов имеют особые свойства и законы декорирования, что орнаментально выстроенный сюжет на таком изделии находится в ином измерении времени и пространства, отличном от иконного и реально видимого. Палехские образы несут в себе художественные идеи претворения в мир той поэзии, где сказка существует как реальность, а действительность окрашивается фантазией.

Всего за одно десятилетие искусство палехской миниатюры приобрело характер ярко выраженного стиля с уникальной художественной спецификой и отработанными техническими приемами. Палехская роспись – это радуга красок на черном фоне. Рисунок легкий, изящный, с плавными, округлыми линиями. Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще – тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями – «плавью», как говорят палешане. Роспись стилизуется под икону. Фигуры в ней выглядят чуть плоскими, перспектива – «обратной» (то, что расположено не на переднем плане, рисуется выше). Но на создании самого изображения работа мастера не заканчивается. Следующая стадия – украшение композиции золотом. Золото, как и все другие краски, каждый художник готовит для себя сам. Тончайшие листы сусального золота перетираются со специальным составом пальцами. Золотая штриховка бывает иногда настолько тонкой, что наносят ее, работая с увеличительным стеклом. Кисточки используют особенные, тоже самодельные. Когда миниатюра готова, ее обрамляют сложным золотым узором. Палехское письмо требует от художника огромного труда, мастерства, фантазии и времени.

Старейшины Палеха обусловили строгими рамками канона созданную ими орнаментально-изобразительную систему, которую как традицию завещали последующим поколениям художников. В самом названии их объединения – Артель древней живописи – была заложена художественная программа палехского искусства: ориентация на выверенные веками духовно-эстетические достижения мировой культуры. Но четко обозначенные рамки палехского канона не являются препятствием для раскрытия творческой индивидуальности каждого мастера, благодаря заложенным в этой системе широким возможностям орнаментально-декоративного оформления лакового предмета.

Художники Палеха в большей степени известны как лаковые миниатюристы, но круг применения их мастерства довольно широк. Уже в 1930-х годах они работали не только в технике лаковой миниатюры, но пробовали себя и в росписях по фарфору, и в оформлении театральных постановок, и в настенной живописи. Палех XX века, ищущий новые пути творчества, не мог не встретиться с книгой. Торжественно-нарядное искусство палехской лаковой миниатюры превосходно и органично ложилось на плоскость книжного листа. Книжная иллюстрация художников-миниатюристов – это уникальное направление искусства, уходящее в тысячелетнюю давность. Используя опыт византийской иконописи, рукописной книги, лубка, пропущенные через самобытное авторское восприятие первоисточника, художники Палеха и по сей день создают неповторимые произведения, наполненные магией многовековой российской культуры.

А начиналось все с творчества Ивана Голикова.

Справка

Голиков Иван Иванович (1886-1937) – иконописец, художник лаковой миниатюры. Заслуженный деятель искусств.

Родился в Москве в семье потомственного живописца. Учился иконописи в мастерской Софоновых (Сафоновых) в Палехе (1897-1901). Считался универсальным мастером-иконописцем. Работал в иконописных мастерских Москвы и Петербурга. Расписывал храмы. Иван Голиков учился один год в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Участвовал в Первой мировой войне (1914-1917).

В 1922 году И.И. Голиков первым из палешан начал расписывать изделия из папье-маше. В 1924 году он стал инициатором и учредителем Артели древней живописи. Иван Иванович Голиков написал около 1000 произведений лаковой миниатюры (1922-1937). Он участвовал в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, книжного оформления, агитационного плаката, расписывал фарфор. С 1923 года стал принимать участие в выставках. Работы И.И. Голикова можно увидеть в Государственном музее палехского искусства, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее наивного искусства, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Киевском музее русского искусства и других.

В начале 1930-х годов в издательстве «Академия» было решено выпустить художественно-иллюстрированное издание «Слова о полку Игореве». Сначала предполагалось привлечь к его подготовке нескольких палехских художников, но затем, по инициативе М. Горького, было решено поручить оформление всей книги, начиная с переплета, одному И.И. Голикову. Работа над книгой продолжалась с 1932 года по 1933 год. Художником выполнены: рисунок переплета, титульный и контртитульный листы, заставки, концовки, буквицы (инициалы), форзацы, а также написан весь текст торжественным и строгим шрифтом – древним полууставом, творчески переработанным Голиковым.

Сейчас эта очень редкая книга (первоначальный тираж ее составил всего 3300 экземпляров) – гордость национальной культуры. К сожалению, «факсимильное» переиздание «Слова о полку Игореве», предпринятое Гослитиздатом в 1959 году тиражом 3 тыс. экземпляров, не дало сколько-нибудь верного представления о шедевре И.И. Голикова: в нем отсутствуют иллюстрации, искажены пропорции рукописного текста.

В фонде Ивановской областной библиотеки для детей и юношества хранится издание «Слова о полку Игореве» с иллюстрациями Ивана Ивановича Голикова, выпущенное в Туле в 1991 году. Издание миниатюрное, поэтому и количество иллюстраций минимально – их шесть:

1. «Песнь Бояна».
Певец с гуслями помещен под орнаментальным деревом, через заросли пролагает себе путь волк, в небе парит орел. Так художник передал в живописи поэтические сравнения, которыми автор «Слова о полку Игореве» характеризует Бояна, легендарного древнерусского певца и сказителя: «Боян вещий, если кого хотел воспеть, то носился белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками...». И тут же на взвившемся свечой коне огненно-красного цвета – князь Игорь грозно ощетинился копьем и закрылся щитом. Рядом – его жена Ярославна.
Художественный стиль миниатюры примечателен слиянием двух противоположных начал. Одно из них можно определить как живописное, проявляется оно особенно четко в живописных приемах изображения неба и облаков. Второе начало – графическое, его мы видим в изображении фигур: формы четко и определенно очерчены линией, и то, что замкнуто линией, окрашено в определенный цвет.

2. «Поход».
Русские воины вступили в дикую половецкую степь. Их сопровождают лисицы и орлы, на дереве – посланник богов, фантастическая птица Див, а вдали – половцы движутся на своих скрипящих телегах, заманивают русских.
В этой иллюстрации художник дает чудесные вариации на мотив знаменитой картины-иконы времен Ивана Грозного «Церковь воинствующая». Эту икону он изучал весьма тщательно и глубоко, по всему видно, очень высоко ее ценил.

3. «Битва».
Композиция «Битва» является одним из вариантов многочисленных голиковских битв, которых художник написал больше сотни. Этот вариант очень многолюден, типаж воинов приведен в единство с другими иллюстрациями текста.

4. «Пленение».
В этой композиции И.И. Голиков стремился к тому, чтобы подчинить свое видение законам двухмерного мира изобразительной плоскости. Картина схватки князя с половцами получилась очень напряженной, обнаженно показано состояние крайних аффектов, яростные переживания воинов, сплетенных смертельными узами. Здесь мастерство композиции состоит в том, как художник выразительно и ясно изобразил тесное переплетение тел многих воинов вокруг фигуры русского князя, показал, как цепко половцы охватили тело Игоря, оплели его руки и ноги. Фон темный, красно-бурый – цвет запекшейся крови.

5. «Плач Ярославны».
В этой миниатюре очень живописно разработан пейзаж: всплески расходившегося моря, грозовое кипение облаков, сверкание ослепительного солнца. Все созвучно смятению и тревоге Ярославны. Великолепно пышны узоры на ее одеждах: растительные мотивы сплетаются с чудовищными звериными образами. В центре композиции – княгиня Ярославна. Ее одинокая фигура на стене кремля господствует среди сложного пейзажа, соединяющего отдаленные и разные места действия. Интересно, что в уменьшенном размере фигура Ярославны еще трижды изображается в разных местах этого пейзажа: княгиня заклинает стихии и как бы присутствует на поле битвы, омывая раны Игоря.

6. «Бегство Игоря из плена».
Художник изображает звездную южную ночь. Колорит приглушенный, сине-зеленый, лиловый, коричневый. Яркие красные пятна плащей князя Игоря и его сообщника выводят живопись из плана натурализма в область декоративно-поэтической живописи. Начало бегства дано крупным планом: Игорь выходит из палатки, на земле спят сторожа. А вокруг главного эпизода изображены события, где царит тревожная сумятица ночного бегства и преследования.

Большой интерес читателей вызвало выпущенное в 1980 году миниатюрное издание «Слова о полку Игореве», иллюстрированное заслуженным художником РСФСР Романом Леонидовичем Белоусовым. Миниатюры на иллюстрациях легкие, почти прозрачные. Книга вышла в Верхне-Волжском издательстве города Ярославля.

Справка

Белоусов Роман Леонидович (1928-2008) – художник лаковой миниатюры. Заслуженный художник РСФСР (1974). Член Союза художников с 1958 года.

Роман Леонидович окончил Палехское художественное училище в 1949 году. Учился у Д.Н. Буторина, А.В. Котухина. Участвовал в создании монументальных панно, стенных росписей, книжной миниатюры. С 1956 года Р. Белоусов – постоянный участник выставок. Сейчас работы художника представлены в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Музее наивного искусства, Государственном музее этнографии народов России, Художественном фонде России.

К 800-летию «Слова о полку Игореве» издательство «Советская Россия» выпустило этот памятник древнерусской литературы с оформлением Бориса Диодорова, он же является автором макета. Цветные миниатюры принадлежат кисти Раисы Смирновой. Издание книги юбилейное, имеет большой формат, много страничных иллюстраций.

У Раисы Алексеевны Смирновой свой подход к композиции рисунка. Даже традиционные сюжеты художница пишет по-своему, в новой интерпретации.

Справка

Смирнова Раиса Алексеевна (1935-1996) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников с 1971 года.

Раиса Алексеевна окончила Палехское художественное училище в 1957 году. Занималась оформлением книг. Участница выставок с 1964 года. Работы Р.А. Смирновой можно увидеть в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Художественном фонде России, Государственном музее современной истории России.


После изданий «Слова о полку Игореве» палешане не paз брались за книжное оформление. Более всего искусство Палеха связано с русской народной сказкой, легендой, песней. Связь с литературным текстом, ровно как музыкальность и песенность, – важнейшее свойство этого творчества.

Большой интерес представляют издания русских народных сказок, проиллюстрированные А.М. Куркиным.

Справка

Куркин Александр Михайлович (1916-2003) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников с 1950 года.

Окончил Палехское художественное училище в 1940 году. Учился у Н.А. Правдина, Н.М. Зиновьева. А.М. Куркин принимал участие в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, книжного оформления, расписывал мебель. Участник выставок с 1955 года.

Работы Александра Михайловича представлены в экспозициях Государственного музея палехского искусства, Ивановского областного художественного музея, Государственного русского музея, Музея наивного искусства, музея Пушкинского Дома, а также в Художественном фонде России, Государственном музее современной истории России.

Издательство «Аврора» выпустило сказки с иллюстрациями А.И. Куркина в двух вариантах: в виде книги и открыток большого формата. Эти издания содержат по шестнадцать иллюстраций. Все они выполнены в традиционном палехском стиле – на черном поле, выгодно оттеняющем богатую гамму красок.


С раннего детства нам знакомы и близки сказочные образы: в стремительном прыжке взвился тонконогий конь с всадником, а внизу волнуется народ: достанет ли удалец заветный перстень с руки царевны? Это «Сивка-Бурка»! А вот изумленные старик со старухой и рядом – скромница Снегурочка – утеха их старости. Как зачарованный смотрит на нее Лель. Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный, Морозко, Два Ивана – солдатских сына...

Часто привлекало палешан к оформлению книг Верхне-Волжское издательство. Так, в 1971 году издательство выпустило «Русские народные сказки», оформленные Р. Белоусовым.

Конечно, выпущенное Ярославским полиграфкомбинатом издание хуже воспроизводит иллюстрации художников-палешан, но большой тираж сделал книгу более доступной. Так, тиражом 250 тыс. экземпляров была выпущена сказка «По щучьему велению», оформленная художником Сергеем Адеяновым.

Справка

Адеянов Сергей Яковлевич (1953 г.р.) – художник лаковой миниатюры. Член Союза профессиональных художников России при ЮНЕСКО с 1994 года. Лауреат Государственной премии России (1996).

Окончил Палехское художественное училище в 1979 году. Учился у художника Б.М. Немтинова. Участник выставок с 1984 года.

С.Я. Адеянов – автор монументальных панно, книжных миниатюр, пишет иконы. Работы Сергея Яковлевича представлены в Государственном музее палехского искусства.

Большим тиражом в Верхне-Волжском издательстве были выпущены «Муромские сказки», записанные И. Климовым и обработанные В. Святозаровым. Сказки оформил В. Ходов.

Справка

Ходов Валентин Михайлович (1942-1988) – художник лаковой миниатюры. Серебряный медалист Академии художеств СССР (1974), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный художник РСФСР (1985). Член Союза художников с 1971 года. Председатель правления Палехской организации Союза художников РСФСР (1986-1988).

Валентин Михайлович окончил Палехское художественное училище в 1962 году. Учился у Ф.А. Каурцева, Б.М. Немтинова. Участвовал в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, книжного оформления. Владимир Михайлович – член редакционной коллегии журнала «Юный художник» (1978-1988). Участник выставок с 1968 года. Работы В.М. Ходова хранятся в Государственном музее палехского искусства, Музее наивного искусства, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Ивановском областном художественном музее, Художественном фонде России, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12», Плесском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и др.

После окончания Палехского училища Валентин Ходов стал страстным подражателем творческой манеры Павла Баженова. Но потом он понял: надо не копировать большого мастера, а учиться у него и искать свое. Выработав свой почерк, В. Ходов чаще всего обращался к сказочно-былинным сюжетам.

Примером работы палешан в книжной графике может служить книга «Садко», выпущенная издательством «Советская Россия» и проиллюстрированная заслуженным художником РСФСР Б. Кукулиевым и художницей К. Кукулиевой.

Справка

Кукулиев Борис Николаевич (1936 г.р.) – художник лаковой миниатюры. Лауреат премии Ленинского комсомола (1970). Народный художник РСФСР (1985). Награжден дипломом первопечатника Ивана Федорова (1975). Удостоен Большой Золотой медали международной выставки книги (1977), ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (1978). Член Союза художников с 1966 года.

Окончил Палехское художественное училище в 1957 году. Учился у Ф.А. Каурцева, А.В. Котухина, М.И. Шемарова, Д.Н. Буторина, А.В. Борунова.

Борис Николаевич участвовал в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, икон. Достиг высокого мастерства в искусстве оформления книги. С 1993 г. Б.Н. Кукулиев – руководитель творческой мастерской «Палешане». Участник выставок с 1958 г. Работы художника представлены в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Государственном музее этнографии народов России, Плесском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Художественном фонде России и др.


Кукулиева Калерия Васильевна (1937 г.р.) – художник лаковой миниатюры. Заслуженный художник РСФСР (1974). Награждена дипломом первопечатника Ивана Федорова (1975). Удостоена Большой Золотой медали международной выставки книги (1977), ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (1978). Член Союза художников с 1966 г.

Калерия Васильевна окончила Палехское художественное училище в 1957 году. Училась у Ф.А. Каурцева, А.В. Котухина, М.И. Шемарова, Д.Н.Буторина, А.В. Борунова. Участвовала в создании стенных росписей, монументальных панно, икон. К.В. Кукулиева достигла высокого мастерства в искусстве оформления книги. Участница выставок с 1958 года. Работы художника представлены в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, Художественном фонде России и др.

Супруги Кукулиевы работали над книгами «в две руки». Под некоторыми иллюстрациями можно встретить две подписи. У них, как у художников, много общего и у каждого – что-то свое: работы Калерии Васильевны более лиричны, Бориса Николаевича всегда привлекали героические темы.

Совместному труду над иллюстрацией книги «Садко» они отдали 10 лет. В книге получилось почти пятьдесят красочных разворотов с рукописным текстом. На одной странице – море синее, корабли по нему плывут дивные. На другой – царство подводное. На третьей – Чернавушка смотрит с листа.

Так же как в свое время И.И. Голиков, супруги Кукулиевы написали кистью весь текст былин «Садко», «Василий Буслаев», «Смерть Василия Буслаева», нарисовали заставки, концовки, буквицы, выполнили много иллюстраций. В отличие от торжественно-строгой композиции и рисунка текста Ивана Голикова здесь шрифт и композиция свободны, романтичны.

Тема былинного героя, защитника народа богатыря Василия Буслаева оказалась близка и Владимиру Кочупалову. Он проиллюстрировал поэму С. Наровчатова «Василий Буслаев», рассказывающую о первой русской республике, о народе – хозяине своей судьбы.

Справка

Кочупалов Владимир Дмитриевич (1937 г.р.) – художник лаковой миниатюры. В 1957-1962 гг. учился в Палехском художественном училище. В 1962-1989 гг. работал в Палехских художественно-производственных мастерских. Занимался книжной иллюстрацией.

Владимир Дмитриевич пишет стихи. Тематика его произведений – фольклор, литература.

Работы В.Д. Кочупалова хранятся в Государственном музее плехского искусства.


    

У славянских народов с древнейших времен существовал обычай славления воинов-героев и полководцев. Фольклор – историческая память народа. В былинном эпосе, героических сказаниях отражены события исторического значения. Наверное, поэтому так близка эта тема палешанам. Она проходит «красной нитью» через творчество М. Шемарова. «Русь Богатырская», «Дива Былинные», «Илья Муромец» – вот примеры книг, проиллюстрированных им.


Справка

Шемаров Михаил Иванович (1914-1998) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников с 1962 года. Учился в профессиональной технической школе (1930-1933).

М.И. Шемаров окончил Палехское художественное училище в 1939 году. Учился у И.М. Баканова, Н.М. Зиновьева, Ф.А. Каурцева. В 1958 году окончил педагогическое отделение Московского художественно-промышленного училища имени М.И. Калинина (ныне – Колледж прикладного искусства Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова). В 1945-1652 гг. М.И. Шемаров занимал должность директора Палехского художественного училища, в 1956-1969 гг. продолжил работу в этом учебном заведении в качестве преподавателя. Участвовал в создании монументальных панно, занимался книжным оформлением. Участник выставок с 1960 года. Работы М.И. Шемарова хранятся в Государственном музее палехского искусства, Государственном Русском музее, Художественном фонде России.

Палешане обращались к творчеству многих писателей и поэтов русской и мировой литературы, начиная с Гомера и заканчивая современными авторами. Чаще всего это были случайные эпизодические встречи. Но творчество А. Пушкина – самая светлая и вдохновленная любовь Палеха. Пластичность, картинность и ясность пушкинских образов, его близость к народному творчеству прекрасно переходят в краски и золото палехской живописи.

Право первооткрывателя пушкинской темы принадлежит А.В. Котухину. Вслед за ним к творчеству поэта обратились И.П. Вакуров, Д.Н. Буторин, И.И. Голиков. И все это на протяжении первого года существования Артели. С тех пор творчество А.С. Пушкина стало настоящим университетом искусства для палешан. Можно сказать, что в Палехе нет ни одного мастера, который не работал бы над пушкинскими образами.

Большой интерес представляет издание книги «Руслан и Людмила», проиллюстрированное художниками В.Д. Дудоровым и Б.М. Париловым.


«Руслан и Людмила» – поэма, полюбившаяся палешанам. И это не случайно, ведь она была естественным продолжением излюбленных палешанами песенно-сказочных мотивов. В фонде библиотеки хранятся два издания поэмы, проиллюстрированные Б. Париловым и В. Дудоровым.

Справка

Парилов Борис Николаевич (1922-1985) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников. Окончил Палехское художественное училище в 1939 году.

Участвовал в создании театральных декораций, занимался книжным оформлением. Участник выставок с 1952 года. Работы имеются в Государственном музее палехского искусства, Государственном русском музее, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном музее современной истории России.


Дудоров Виктор Дмитриевич (1926-1981) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников. Окончил Палехское художественное училище в 1950 году. Участвовал в создании книжного оформления, открыток. Участник выставок с 1958 года. Работы художника можно увидеть в экспозициях Государственного музея палехского искусства, Государственного Русского музея, Государственного музея этнографии народов России, Всероссийского музея А.С. Пушкина «Мойка 12».

Очень красочно издание поэмы «Руслан и Людмила», проиллюстрированное супругами Кукулиевыми.


Образ А.С. Пушкина кисти палехских художников можно найти на страницах книги «Сын России», выпущенной в 1981 г. издательством «Молодая гвардия» (г. Москва). Книга проиллюстрирована Борисом и Калерией Кукулиевыми при участии Олега Ана.

  


«Эта книга-альбом посвящается первому космонавту вселенной – Юрию Алексеевичу Гагарину. Первому человеку, прорвавшему воздушную оболочку Земли. Герою, имя которого принадлежит истории. Как рассказать о герое? Только о его судьбе? Но судьба героя лишь линза, в которой сфокусировано многое, в которой преломились судьба народа, тернистый путь наук, голос поэзии, стремления ума». Именно так – памятуя о предтечах, размышляя о будущем – рассказано в этой книге о Юрии Гагарине, человеке, воплотившем мечту, ставшем символом добрых и ясных сил. Для этого издания художники из Палеха создали 28 пластин в традиционной технике палехского искусства.

На тему «Руслана и Людмилы» палешанами написано не менее 50 оригинальных композиций. Освоив эту поэму, они взялись за разработку в живописи и других сказочных образов А.С. Пушкина.

Одним из любимейших сюжетов палехской росписи являются уральские сказы П.П. Бажова. Напевные, неторопливые и очень емкие по содержанию со свойственным им сочетанием будничности и фантазии, сказы, поющие славу труду и доброй силе, чудесам, им служащим. Если говорить о гармонии текста и иллюстраций, об идентичности их характера, о единстве внутренней сути, то хорошим примером может стать «дуэт» – сказы Бажова и палехская миниатюра. Одна и та же основа – русское народное искусство, та же мелодичная повествовательность формы, то же узорочье языка.

Такова особенность истинного произведения искусства – чем длиннее его жизнь, тем большее внимание приковывает оно к себе. И неудивительно, что произведения П. Бажова получили и еще получат много художественных интерпретаций. Сказы «Каменный цветок», «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», объединенные одной сюжетной канвой, – проиллюстрированы палехскими мастерами Г.К. Буреевым и А.В. Ковалевым.

Справка

Буреев Григорий Константинович (1900-1972) – художник лаковой миниатюры. Заслуженный художник РСФСР (1974). Учился в мастерских Комитета попечительства о русской иконописи (1912) у И.М. Баканова Член Артели древней живописи с 1930-х гг. В Палехе учился у И.И. Голикова.

Участник выставок с 1932 года. Работы Г.К. Буреева представлены в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Государственном Русском музее, Музее наивного искусства, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.


Ковалев Алексей Викторович (1915-2000) – художник лаковой миниатюры. Заслуженный художник РСФСР (1974). Член Союза художников с 1953 года.

Окончил Палехское художественное училище в 1947 году. Участвовал в создании книжной миниатюры, оформлял открытки. Преподавал в Палехском художественном училище (1966-1975). Участник выставок с 1948 года. Работы А.В. Ковалева имеются в Государственном музее палехского искусства, Государственном Русском музее, Ивановском областном художественном музее, Музее наивного искусства, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее современной истории России.

Г. Буреев и А. Ковалев долго работали в соавторстве. Творчество П. Бажова интересовало художников многие годы. В 1967 году на третьей республиканской выставке «Советская Россия» демонстрировалась их пластина «Медной горы Хозяйка». Для издания сказов художники выполнили тринадцать пластин-иллюстраций, обложку и форзац, сделали оформление прилагаемой к репродукциям книжки сказов Павла Бажова. Компонуя иллюстрации, художники заметно отходят от привычной для палешан симметричности, прибегают к винтообразной композиции, что помогает им наполнить сцену движением (листы «Провожание», «Встреча с Катей»).

Яркой чертой палехского искусства является чрезвычайно богатая орнаментика, иллюстрации к произведениям П. Бажова показательны в этом отношении. Очень привлекателен и изыскан орнамент обложки, сделанный золотом и алюминием по красному фону. В своем повышенном интересе к узору Г. Буреев и А. Ковалев не только покрывают рисунком всю плоскость листа, но и рамки часто делают широкими, заполненными изобретательным растительным орнаментом. В цветовом решении иллюстраций, в их яркости и многоцветье художники верны традициям палехского искусства, но нельзя не заметить в некоторых случаях стремления авторов к поискам иных возможностей. Разнообразие фонов в пределах одной иллюстративной серии нередко приводит к интересному живописному эффекту.

Подкупающие человечностью образов, гармонией цвета и линии, иллюстрации Г.К. Буреева и А.В. Ковалева, без сомнения, явились удачным живописно-пластическим аккомпанементом к сказам Бажова, еще раз открыли своеобразный сказочный мир палехского искусства – искусства древнего и истинно русского.

На протяжении многих лет источником для создания композиций художников-палешан служат произведения Н.А. Некрасова. Интересно, что в различные периоды истории художники обращались к разным идеям и образам великого поэта. Так, «Стихи для детей» Н.А. Некрасова, выпущенные в Иванове в 1937 году, проиллюстрированы следующими художниками: обложка, форзац и титул работы А.В. Котухина; рисунки в тексте, заставки и концовки работы А.С. Баранова, Г.К. Буреева, А.И. Ватагина, Н.М. Зиновьева, С.Д. Соломина.

Из художников, иллюстрировавших эту книгу, особое внимание привлекают работы Николая Зиновьева, так как он является признанным патриархом и учителем художников-палешан, автором ряда книг об искусстве Палеха.

Справка

Зиновьев Николай Михайлович (1888-1979) – иконописец, художник лаковой миниатюры. Заслуженный деятель искусств (1956). Народный художник РСФСР (1963). Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1970). Народный художник СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1978).

Николай Михайлович учился иконописи в мастерской Белоусовых в Палехе. Окончил мастерские Комитета попечительства о русской иконописи (1902-1906). Учился у М.П. Парилова, Е.И. Стягова. Работал в иконописных мастерских Москвы и Петербурга. Расписывал храмы (1911-1913).

Член Артели древней живописи с 1926 года. Участвовал в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, книжного оформления, расписывал фарфор, реставрировал фресковую живопись в Успенском соборе Московского Кремля, лаковые панно в павильоне Монплезир в Петергофе.

В 1944-1956 гг. Н.М. Зиновьев был директором Государственного музея палехского искусства. С 1933 по 1979 гг. преподавал в Палехском художественном училище.

Николай Михайлович – автор книг: «Искусство Палеха» (1969), «Стилистические традиции искусства Палеха» (1981). Участник выставок с 1928 года. Работы художника представлены в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Музее наивного искусства, Государственной Третьяковской галерее, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Государственном музее этнографии народов России, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12» и др.

В искусстве книги Н.М. Зиновьев работал немного, главным образом в 1934-1936 годы. То, что выполнено художником, очень красиво, выразительно и раскрывает его возможности тончайшего рисовальщика и внимательного иллюстратора, остро ощущающего характер и стиль литературного произведения. Это особенно сказалось в его рисунках к «Крестьянским детям» Н.А. Некрасова. В дальнейшем иллюстрации не занимали большого места в творчестве Н.М. Зиновьева.


Ряд художников-палешан посвятили свои работы поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Примером могут служить иллюстрации к поэме, выполненные К. Бокаревым.

Иллюстрации точно воспроизводят ситуации, описанные поэтом.

Справка

Бокарев Константин Сергеевич (1928-2007) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников с 1958 года. Учился в Ивановском художественном училище (1945-1947). Окончил Палехское художественное училище в 1951 году.

С 1976 по 1979 гг. преподавал в Палехском художественном училище. Занимался росписью фарфора, книжным оформлением. Участник выставок с 1955 года. Работы К.С. Бокарева представлены в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Музее наивного искусства, Государственном русском музее, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Государственном музее этнографии народов России, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее современной истории России, Художественном фонде России и др.

Народную жизнь «по Некрасову» попытался показать в иллюстрациях к поэме «Кому на Руси жить хорошо» Василий Смирнов.

Справка

Смирнов Василий Николаевич (1927 г.р.) – художник лаковой миниатюры. Заслуженный художник РСФСР (1985). Член Союза художников с 1957 года. Окончил Палехское художественное училище в 1950 году. Учился у И.В. Маркичева, Н.М. Парилова.

С 1971 по 1974 гг. – директор Палехских художественно-производственных мастерских. Участвовал в создании стенных росписей, монументальных панно, театральных декораций, книжного оформления, расписывал мебель, реставрировал лаковые панно в павильоне Монплезир в Петергофе. Участник выставок с 1955 года. Работы имеются в Государственном музее палехского искусства, Музее наивного искусства, Ивановском областном художественном музее, Государственном музее этнографии народов России, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12».


Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» была проиллюстрирована Константином и Фаиной Мельниковыми.

Художниками передана сказочность этого произведения. Сказочный лес, сказочный и сам Мороз, а Дарья, дома, крестьяне – настоящие.

Справка

Мельников Константин Михайлович (1920 г.р.) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников с 1960 года.

Константин Михайлович окончил Палехское художественное училище в 1949 году. Учился у А.В. Котухина, Д.Н. Буторина, Н.А. Правдина. Преподавал в Палехском художественном училище два года. Принимал участие в создании стенных росписей, книжного оформления. Участник выставок с 1951 года.

Работы имеются в Государственном музее палехского искусства, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии народов России и др.


Мельникова Фаина Михайловна (1925-2002) – художник лаковой миниатюры. Член Союза художников с 1965 года.

Окончила Палехское художественное училище в 1948 году. Училась у А.В. Котухина, Д.Н. Буторина, Н.А. Правдина. Участвовала в создании книжного оформления. Работы Ф.М. Мельниковой хранятся в Государственном музее палехского искусства, Ивановском областном художественном музее, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Государственном музее этнографии народов России и др.


Творчество Н.А. Некрасова близко художникам-палешанам всех поколений, им дороги и понятны идеи поэта, герои его стихов и поэм. Среди других произведений русских классиков, над которыми работали художники Палеха, можно отметить знаменитую пьесу-сказку А.Н. Островского «Снегурочка» (1973). Это издание строго и торжественно оформлено и проиллюстрировано заслуженным художником РСФСР Романом Белоусовым.

Палехское искусство неразрывно связано с литературой. Художники Палеха показали себя прекрасными иллюстраторами книг. Истоки подобного мастерства следует искать в иконописных традициях. Каждая икона, как правило, иллюстрировала Ветхий и Новый Заветы, жития святых, тексты византийских гимнографов (авторов литургических произведений, входящих в богослужебные книги христианской церкви). Из отдельных, самостоятельных сцен-клейм на иконах рождался единый живописный образ, обогащенный многочисленными орнаментальными деталями. Наверное, поэтому в 1995 году в Москве, в издательстве «Раритет», была выпущена книга «Евангелие в красках Палеха» при участии С.Я. Адеянова, В.А. Бушкова, Б.Н. Кукулиева, B.C. Макашова.

За эту работу всему творческому коллективу была присуждена Государственная премия РФ. Образ Спаса Нерукотворного в исполнении Б.Н. Кукулиева открывает цикл книжных миниатюр и украшает первую страницу издания. Более 70 оригиналов иллюстраций к «Евангелию в красках Палеха» были закуплены Министерством культуры РСФСР в 1994 г. для Государственного музея палехского искусства.

Издательство «Советский художник», «Планета» и другие часто использовали работы палешан для оформления открыток. Комплекты таких открыток различной тематики представлены и в фонде Ивановской областной библиотеки для детей и юношества.

Отечественная книжная культура XX века значительно обогатилась за счет работ художников-палешан. Вслед за Иваном Голиковым на книжном поприще пробовали свои силы многие из мастеров миниатюры, но лишь единицы отдавали значительную часть своих сил и таланта этому своеобразному, трудному и хлопотливому делу. Тем более важно сохранять, изучать и пропагандировать образцы книжного творчества мастеров Палеха, находящиеся в фондах библиотек.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Книги

  1. Аленький цветочек : [сб. сказок] / отв. ред. А.Н. Трошников ; худож. Людмила Трощенкова, Владимир Петров, Михаил Петров. – М. : Люди будущего, 1992. – 95 с. : ил.
  2. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки : в 3 кн. Кн. 3 / Александр Николаевич Афанасьев ; худож. Александр Михайлович Куркин. – М. : Советская Россия, 1983. – 111 с. : ил.
  3. Бажов, П.П. Каменный цветок / Павел Петрович Бажов ; худож. Григорий Константинович Буреев, Алексей Викторович Ковалев. – Л. : Художник РСФСР. Ленингр. отд-ние, 1972. – 48 с., 13 л. ил.
  4. Евангелие в красках Палеха : в синодальном переводе / вступ. ст. Ю. Мелентьев ; худож. Борис Николаевич Кукулиев, Сергей Яковлевич Адеянов, Владимир Авенирович Бушков, Калерия Васильевна Кукулиева, Николай Борисович Кукулиев, Василий Семенович Макашов. – М. : Раритет, 1995. – 383 с. : ил.
  5. Жуковский, В.А. Спящая царевна : сказка / Василий Андреевич Жуковский ; худож. Валентин Михайлович Ходов. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1977. –
    22 с. : ил.
  6. Илья Муромец : былины / авт. проекта Ю.Б. Марушкин ; худож. Валерий Михайлович Юсков. – Иваново : Референт : Провинциальная АРТгалерея-М, 2015. – 47 с. : ил. – (Мифы и правда истории).
  7. Лиханов, А.А. Сын России : книга-альбом, посвященная Юрию Алексеевичу Гагарину / Альберт Анатольевич Лиханов ; худож. Борис Николаевич Кукулиев, Калерия Васильевна Кукулиева, Олег Владимирович Ан. – М. : Молодая гвардия, 1981. –
    112 с. : ил.
  8. Муромские сказки / Иван Никитич Климов ; записал и обработал Виктор Алексеевич Светозаров ; худож. Валентин Михайлович Ходов. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1983. – 60 с. : ил.
  9. Наровчатов, С.С. Василий Буслаев : поэма / Сергей Сергеевич Наровчатов ; худож. Владимир Дмитриевич Кочупалов. – М. : Детская литература, 1980. – 94 с. : ил.
  10. Народные песни Ивановской области / собиратель-сост. И.М. Ельчева ; худож. Тамара Ивановна Зубкова. – Иваново : Верхне-Волжское книжное издательство Ивановское отд-ние, 1968. – 180 с.
  11. Некрасов, Н.А. Кому на Руси жить хорошо : поэма / Николай Алексеевич Некрасов ; худож. Василий Николаевич Смирнов. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1978. – 245 с. : ил.
  12. Некрасов, Н.А. Кому на Руси жить хорошо / Николай Алексеевич Некрасов ; худож. Константин Сергеевич Бокарев. – М. : Советская Россия, 1985. – 288 с. : ил.
  13. Некрасов, Н.А. Мороз, Красный нос / Николай Алексеевич Некрасов ; худож. Константин Михайлович Мельников, Фаина Михайловна Мельникова. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1975. – 64 с. : ил. – (Литературные памятники).
  14. Некрасов, Н.А. Стихи для детей / Николай Алексеевич Некрасов ; худож. Александр Сергеевич Баранов, Григорий Константинович Буреев, Алексей Иванович Ватагин, Николай Михайлович Зиновьев, Сергей Дмитриевич Солонин. – Иваново : Облгиз, 1937. – 49 с. : ил.
  15. Островский, А.Н. Снегурочка : весенняя сказка в четырех действиях с прологом / Александр Николаевич Островский ; худож. Роман Леонидович Белоусов. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. – 158 с. : ил.
  16. По щучьему веленью : русские народные сказки / ред.-сост. Татьяна Николаевна Спирина ; худож. Сергей Яковлевич Адеянов. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1991. – 48 с. : ил.
  17. Пушкин, А.С. Руслан и Людмила : поэма / Александр Сергеевич Пушкин ; худож. Борис Николаевич Парилов, Виктор Дмитриевич Дудоров. – М. : Детская литература, 1964. – 115 с. : ил.
  18. Пушкин, А.С. Руслан и Людмила : поэма / Александр Сергеевич Пушкин ; худож. Борис Николаевич Кукулиев, Калерия Васильевна Кукулиева. – М. : Художественная литература, 1985. – 134 с. : ил.
  19. Пушкин, А.С. Руслан и Людмила : поэма ; Сказки / Александр Сергеевич Пушкин ; худож. Борис Николаевич Парилов, Виктор Дмитриевич Дудоров. – Смоленск : Смол’ин, 1993. – 132 с. : ил.
  20. Пушкин, А.С. Сказки / Александр Сергеевич Пушкин ; худож. Вера Алексеевна Смирнова (Салапина). – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1989. – 27 с. : ил.
  21. Пушкин, А.С. Сказки Пушкина. Живопись Палеха / А.С. Пушкин ; худож. Д. Лазарев ; фото П. Демидов, О. Трубский. – СПб. : П-2, 2012. – 128 с. : ил.
  22. Русские народные сказки / сост. З. Цымбал ; худож. Роман Леонидович Белоусов. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1971. – 286 с. : ил.
  23. Русские народные сказки. Живопись Палеха / вступ. ст. А. Раскин ; худож. Алексей Юрьевич Орлеанский – СПб. : П-2, 2000. – 96 с. : ил.
  24. Русские народные сказки в иллюстрациях палехского художника Александра Куркина / ред. Л. Серышев ; худож. Александр Михайлович Куркин. – Л. : Аврора, 1972. – 17 отд. бр. в супер обложке : ил.
  25. Русские народные сказки в иллюстрациях палехского художника Александра Куркина : альбом / ред. В.Н Гусаров ; худож. Александр Михайлович Куркин. – Л. : Аврора, 1975. – 68 с. : ил.
  26. Садко : Новгородские былины / подгот. текста и послесл. В. Аникин ; худож. Борис Николаевич Кукулиев, Калерия Васильевна Кукулиева. – М. : Советская Россия, 1980. – 80 с. : ил.
  27. Слово о полку Игореве / ред. Т.Н. Спирина ; пер. Аполлон Николаевич Майков ; худож. Роман Леонидович Белоусов. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1980. – 71 с. : ил.
  28. Слово о полку Игореве : 1185-1985 : древнерус. текст / подгот. древнерус. текста, пер., предисл. и примеч. Дмитрия Сергеевича Лихачева ; поэтич. пер. Василий Андреевич Жуковского ; худож. Раиса Алексеевна Смирнова. – М. : Советская Россия, 1986. – 117,[2] с. : ил.
  29. Слово о полку Игореве / подгот. древнерус. текста и пер. Дмитрия Сергеевича Лихачева ; худож. Иван Иванович Голиков. – Тула : Коммунар, 1991. – (Библиотека журнала «Берегиня»).
  30. Снегурочка : русская народная сказка : на русском и англ. языках / пер. на англ. яз. И. Левина ; худож. Борис Николаевич Кукулиев, Калерия Васильевна Кукулиева. – М. : Художественная литература, 1992. – 64 с. : ил.
  31. Старостин, В.А. Дива былинные : сказы и рассказы про русские народные былевые творения / Василий Адрианович Старостин ; предисл. Е.И. Осетров ; худож. Михаил Иванович Шемаров. – М. : Просвещение, 1974. – 112 с. : ил.
  32. Старостин, В.А. Илья Муромец : богатырские былины / Василий Адрианович Старостин ; худож. Михаил Иванович Шемаров ; послесл. А. Нечаев. – М. : Советская Россия, 1979. – 160 с. : ил.
  33. Старостин, В.А. Летучий корабль : сказка / Василий Адрианович Старостин ; худож. Михаил Иванович Шемаров. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. – 62 с. : ил.
  34. Старостин, В.А. Русь богатырская : былинные сказания / Василий Адрианович Старостин ; предисл. В. Кожинов ; худож. Михаил Иванович Шемаров. – М. : Молодая гвардия, 1979. – 205 с. : ил.
  35. Твардовский, А.Т. Страна Муравия : [поэма] / Александр Трифонович Твардовский ; худож. Константин Сергеевич Бокарев. – М. : Советская Россия, 1988. – 127 с. : ил.


Изоматериалы

  1. Былины [Изоматериал] : комплект из 12 открыток / худож. Маргарита Ивановна Суркова [и др.]. – М. : Советский художник, 1968. – 1 обл. (12 отд. л.) ; 15x10.
  2. Василиса прекрасная [Изоматериал] : комплект из 16 открыток / худож. Александр Михайлович Куркин. – М. : Изобразительное искусство, 1981. – 1 обл. (16 отд. л.) ; 9x21.
  3. Государственный музей Палехского искусства [Изоматериал] : [сюжеты произведений А. Пушкина, П. Ершова, М. Горького и русских народных сказок ] : комплект из 16 открыток / худож. Александр Васильевич Котухин, Николай Михайлович Зиновьев, Павел Дмитриевич Баженов [и др.]. – М. : Изобразительное искусство, 1974. – 1 обл. (16 отд. л.) ; 21x15.
  4. Песни России [Изоматериал] : комплект из 18 открыток / авт. вступ. ст. Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич ; худож. Виктор Иванович Миронов. – М. : Изобразительное искусство, 1987. – 1 обл. (18 отд. л.) ; 15x10.
  5. Руслан и Людмила [Изоматериал] : комплект из 16 открыток / текст Александр Сергеевич Пушкин ; худож. Александр Васильевич Котухин, Николай Иванович Голиков. – М. : Изобразительное искусство, 1972. – 1 обл. (16 отд. л.) ; 15x10.
  6. Сказки А.С. Пушкина [Изоматериал] : комплект из 6 открыток / худож. Александр Васильевич Борунов, Борис Михайлович Ермолаев, А. Зайцев, Анна Александровна Котухина, Вячеслав Зиновьевич Рожков. – М. : Советский художник, 1965. – 1 обл. (6 отд. л.) ; 15x10.
  7. У лукоморья… [Изоматериал] : комплект из 16 открыток / текст Александр Сергеевич Пушкин ; вступ. статья Н. Тарханова ; худож. Константин Сергеевич Бокарев. – М. : Изобразительное искусство, 1985. – 1 обл. (16 отд. л.) ; 15x10.
  8. Уральские сказы П. Бажова [Изоматериал] : комплект из 8 открыток / худож. Валентина Васильевна Елховикова (Буреева), Алексей Викторович Ковалев, Юрий Протасьевич Козлов, Борис Николаевич Кукулиев, Николай Михайлович Малинкин. – М. : Изогиз, 1961. – 1 обл. (8 отд. л.) ; 15x10.
  9. Царевна-лягушка [Изоматериал] : комплект из 16 открыток / худож. Константин Сергеевич Бокарев. – М. : Изобразительное искусство, 1972. – 1 обл. (16 отд. л.) ; 15x10.


Литература о Палехе и художниках

  1. Братчикова, Е.К. Палехские миниатюристы : именной справочник / Елена Кимовна Братчикова ; оформл. В.К. Завадовская. – М. : Паспорт интернешнл, 1995. – 224 с.
  2. Вихрев, Е.Ф. Палех / Ефим Федорович Вихрев ; худож Николай Федорович Вихрев, Ефим Николаевич Вихрев. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. –
    232 с. : ил.
  3. Зиновьев, Н.М. Искусство Палеха : альбом / Николай Михайлович Зиновьев ; оформ. Ю.Э. Фрейдлина. – 2-е изд. – Л. : Художник РСФСР, 1974 . – 246 с. : ил.
  4. Зиновьев, Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха : [альбом] / Николай Михайлович Зиновьев. – Л. : Художник РСФСР, 1981. – 216 с. : ил.
  5. Корчагина, З. Искусство советского Палеха : [библиогр. указатель литературы] / худож. Валентин Михайлович Ходов ; сост. З. Корчагина. – Иваново : Ивановская областная научная библиотека, 1976. – 98 с.
  6. Котов, В.Т. Государственный музей палехского искусства : альбом / Виталий Тимофеевич Котов ; худож. А. Серебряков. – М. : Изобразительное искусство, 1975. – 42 с., 160 л. ил.
  7. Котов, В.Т. Художник Иван Голиков / Виталий Тимофеевич Котов. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. – 80 с.
  8. Навозов, А.Н. Палехское чудо / Александр Иванович Навозов ; оформ. Г.В. Дмитриев ; предисл. М. Сокольников. – М. : Советская Россия, 1976. – 336 с. : ил.
  9. Порудоминский, В.И. Откровение Ивана Голикова / Владимир Ильич Порудоминский ; худож. Иван Иванович Голиков, Виталий Степанович Митченко. – М. : Советский художник, 1977. – 150 с. : ил. – (Рассказы о художниках).
  10. Тихомирова, М.А. Николай Михайлович Зиновьев – художник Палеха / Марина Александровна Тихомирова ; оформл. В.Д. Гончаренко. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 158 с. : ил.
  11. Яковлев, К.Ф. Путешествие в Палех / Константин Федорович Яковлев ; худож. Борис Михайлович Ермолаев ; фото А. Кувыркин. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1970. – 80 с. : ил.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика