Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Виталий Бианки

Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге в семье Валентина Львовича и Клары Андреевны Бианки, у которых на тот момент уже было два сына – Лев и Анатолий. Отец был ученым-орнитологом и работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Он ввел Виталия в свой мир – удивительный, но неподвижный и молчаливый мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Так у будущего писателя родилась мечта – найти «волшебную палочку», которая бы оживила застывший мир. Такой «волшебной палочкой» могло быть только художественное слово.

Валентин Львович открыл Виталию и мир живой природы. Каждое лето семья выезжала на берег Финского залива, где отец и сын подолгу пропадали в лесу.

Позднее писатель вспоминал: «Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии» («Отчего я пишу про лес»).

В семье Бианки часто бывали известные зоологи, путешественники, бывалые люди. Их увлекательные, захватывающие рассказы будоражили воображение мальчика.

В 1915 г. Виталий поступил на естественное отделение Петербургского университета, но закончить его ему не удалось, так как он был мобилизован в армию.

После Октябрьской революции писатель жил на Алтае, в Бийске, преподавал в школе. Он принимал активное участие в работе местного краеведческого музея, для пополнения коллекций которого он, вместе со своим братом Анатолием, предпринял несколько экспедиций по рекам и горам Алтая.

В 1922 году семья В. Бианки вернулась в Петроград. В 1923 году Виталий Валентинович входит в кружок детских писателей, членами и гостями которого были С. Маршак, Б. Житков, К. Чуковский, А. Слонимский, Е. Шварц и многие другие. Этот кружок сыграл большую роль в становлении советской детской литературы. В этом же году в детском журнале «Воробей» Бианки напечатал свою первую сказку – «Путешествие красноголового воробья».

С 1926 по 1929 год писатель жил сначала в Уральске, потом в Новгороде, где продолжал наблюдать за природой и писать. В 1927 году вышли его повести «Аскыр», «Одинец», а в 1928 г. появилось первое издание знаменитой «Лесной газеты».

С 1929 по 1941 год В. Бианки с семьей жил в Ленинграде. Каждое лето они, как и прежде, выезжали в деревню, где в 1941 г. их и застала новость о начале Великой Отечественной войны. Из-за болезни сердца В.В. Бианки не призвали в армию.

В 1942 году он с семьей эвакуировался на Урал, поселился в городке Оса, недалеко от Перми. Бианки пытался быть полезным стране, делал все, что в его силах: выступал с чтением в детских домах перед эвакуированными детьми, помогал советами и делом краеведческому музею, писал новые рассказы.

После Победы писатель снова переехал в Ленинград. Постепенно наладился привычный «сезонный» ритм жизни и работы: зимой – в городе, летом – в деревне. Виталий Валентинович продолжал писать: выходили новые книги, расширялась переписка с друзьями, с читателями.

Много сил и времени отдавал он группе начинающих писателей – своих учеников. Среди них – К. Гарновский, А. Ливеровский, Н. Павлова, С. Сахарнов, Н. Сладкой, Э. Шим.

Последней книгой, которую написал Бианки, стала книга рассказов «Птицы мира». 10 июня 1959 года В. В. Бианки не стало.

Виталий Бианки является основоположником советской природоведческой литературы для детей, несмотря на то, что и до него писали о птицах, зверях и рыбах. Заслуга Бианки в том, что каждого он назвал своим именем, каждый у него живет там, где ему положено и действует так, как это присуще только ему. Писателю удалось показать стройность мира природы, его разнообразие и привлекательность и ввести в этот мир ребенка-читателя.

Читая книги В. Бианки, дети впервые сталкиваются с новым для них миром зверей, птиц, насекомых, растений. Они схватывают в нем пока лишь отдельные, разрозненные звенья живой природы. Писатель не только рассказывает ребятам о них, но смело подводит юных читателей к первоначальному осмыслению, к самому простому обобщению. Не случайно автор любит брать ряды параллельных фактов и явлений: разные гнезда, хвосты, носы, ноги, способы передвижения, защиты, маскировки. Это невольно заставляет юных читателей сравнивать, связывать и обобщать.

Все это писатель делает с помощью особого жанра «сказки-несказки». Бианки является родоначальником этого жанра, для которого характерно глубокое обобщение, основанное на научном знании. Например, в сказке «Лесные домишки» довольно простой сюжет: ласточка береговушка, разыскивая дорогу домой, знакомится с самыми разными типами гнезд. Следя за сюжетом, можно легко запомнить ряд интересных сведений.

По такому же принципу построены и другие произведения В. Бианки: «Кто чем поет?», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Мастера без топора». Виталий Валентинович написал более трех десятков сказок. Любовь к этому литературному жанру он пронес через всю жизнь: сказкой начат литературный путь писателя, к сказке возвращался он в разные периоды творчества.

Кроме сказок В. Бианки написал много рассказов. В них меньше выдумки и игры, конкретнее и глубже становятся сами образы животных: все, что происходит в рассказах, может случиться в действительности, нужно только уметь наблюдать.

Для самых маленьких читателей Виталий Валентинович написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-либо любопытном приключении: «Перышко», «Музыкальная канарейка» и др. Иногда несколько рассказов соединялись в цепочку, и возникали циклы. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется самостоятельный юный герой. Приключения другого юного героя («По следам») едва не оканчиваются трагически: сын лесника Егорка проводит ночь на дереве, спасаясь от волчьей стаи. Вместе с отцом мальчика читатель идет по его следам и по ним, как по книге, читает, где Егорка кого-то спугнул, кого-то подстрелил. Драматизм сюжета помогает сильнее запечатлеть в памяти черты лесной жизни.

Когда первоначальный период познания окружающей природы пройден, ребенок введен в разнообразный, доступный пониманию и даже наблюдению круг явлений. Он заинтересовался живой природой и, подрастая, сам становится юным натуралистом, охотником, следопытом. Тогда В. Бианки предлагает читателю другие произведения.

Рассказы для старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой и тоже образуют циклы, например «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине».

Наряду с героями-детьми в произведениях В. Бианки активную роль играют взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, учитель). Действие происходит то «на ласковом озере Сарыкуль», то на Кубани, то в Западной Сибири, то на востоке, в Хакассии.

В произведениях В. Бианки для детей среднего и старшего возраста постепенно расширяется круг тем. Тема охоты становится центральной для целого ряда книг писателя. Лучшие из рассказов и повестей В. Бианки посвящены именно охоте. Увлекательные, в большинстве своем остросюжетные произведения, знакомят юного читателя с промысловыми зверями и птицами, разнообразием способов охоты, условиями труда и быта охотников прежде и теперь, учат оберегать природу от расхищения и уничтожения.

В.В. Бианки является создателем «Лесной газеты». Эта большая книга, энциклопедия русской природы – результат неустанного труда писателя, работавшего над ней на протяжении тридцати лет. От издания к изданию книга улучшалась, расширялась ее география, в нее вливался новый материал, отражавший жизнь колхозной деревни, открытия и находки ученых. Вышедшая впервые книгой в 1928 г. «Лесная газета» только при жизни автора выдержала семь изданий, и сегодня – это одно из самых любимых и популярных произведений литературы для детей.

Удача этой книги во многом зависела от свежей, остроумной выдумки автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера.

Газета эта особенная: она не устаревает, потому что в основе ее лежит повторяющийся цикл сезонных изменений. «Лесная газета» – это книга-игра: читатель не должен оставаться пассивным, автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. Эта книга – как бы третья ступень школы юнната. В ней немало полезных советов по чтению следов, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней рассеяна разнообразная информация о поиске, который вела наука. Но эти интересные факты и практические задания все время переплетаются с забавным рассказом, хитроумной выдумкой, головоломкой, занятным состязанием на память и сообразительность («Тир», «Остроглаз»).

«Лесная газета» – совершенно новый тип детской книги о мире животных и растений, в которой писатель указывает путь своим последователям и ученикам.

Творчество Виталия Бианки – значительный этап в становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разрабатывал новые жанры детской литературы, он жил в постоянном поиске, находя все новые и новые формы научной сказки, рассказа о природе, художественной книги-энциклопедии.


БИБЛИОГРАФИЯ

Прижизненные издания В.В. Бианки в фонде ИОБДЮ

  1. Бианки, В.В. Где раки зимуют / В.В. Бианки. – Л. : Детская литература, 1936. – 16 с. : ил.
  2. Бианки, В.В. Кувырк и другие рассказы / В.В. Бианки. – М.- Л. : Детгиз, 1953. – 240 с. : ил.
  3. Бианки, В.В. Лесные были и небылицы / В.В. Бианки. – Ленинград : Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1952. – 371 с. : ил.
  4. Бианки, В.В. Лесные домишки / В.В. Бианки. – М. : Детгиз, 1950. – 12 с. : ил.
  5. Бианки, В.В. Лесные разведчики / В.В. Бианки. – Л. : Детгиз, 1955. – 22 с. : ил.
  6. Бианки, В.В. Нечаянные встречи : рассказы / В.В. Бианки. – М.-Л.: Детгиз, 1947. – 179 с. : ил.
  7. Бианки, В.В. Оранжевое горлышко / В.В. Бианки. – Ленинград : Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 1954. – 64 с. : ил.
  8. Бианки, В.В. Первая охота / В.В. Бианки. – М. : Детгиз, 1954. – 16 с. : ил. – (Мои первые книжки).
  9. Бианки, В.В. Повести и рассказы / В.В. Бианки. – Л. : Детгиз, 1956. – 461 с. : ил.
  10. Бианки, В.В. Прятки : рассказы старого охотника / В.В. Бианки. – М.-Л. : Детгиз, 1949. – 39 с. : ил.
  11. Бианки, В.В. По следам / В.В. Бианки. – Минск : Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1958. – 130 с. : ил. – (Школьная библиотека).
  12. Бианки, В.В. По следам : рассказы / В.В. Бианки. – М. : Детгиз, 1955. – 64 с. : ил. – (Школьная библиотека).
  13. Бианки, В.В. Рассказы об охоте / В.В. Бианки. – М.-Л. : Детгиз, 1952. – 167 с. : ил.


Литература о жизни и творчестве В.В. Бианки

  • Бианки, В.В. Отчего я пишу про лес // Вслух про себя : сборник статей и очерков советских детских писателей. – М. : Детская литература, 1975. – С. 34-49.
  • Воеводин, В. Незамеченные юбилеи // Аврора. – 1998. – № 1-2. – С. 174-175.
  • Воеводин, В. Человек стройного мира : из воспоминаний о В.В. Бианки // Аврора. – 1998. – № 1-2. – С. 175-181.
  • Гриценко, З.А. Природоведческая литература // Гриценко, З.А. Детская литература : методика приобщения детей к чтению. – М. : Академия, 2007. – С. 141-142.
  • Кузнецова, Н.И. Бианки Виталий Валентинович // Кузнецова, Н.И. Детские писатели : справочник для учителей и родителей / Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева. – М. : Баласс, 1995. – С.23-25.
  • Писатели о растениях и животных // Тимофеева, И.Н. 100 книг вашему ребенку : беседы для родителей. – М. : Книга, 1987. – С. 211-214.
  • Сладков, Н.И. Мир многоголосый и многокрасочный // Пришвин, М.М. Золотой луг : рассказы. – М. : Детская литература, 1982. – С. 351-364. – (Библиотека мировой литературы для детей).
  • Хмельницкая, Т. Удивительные встречи // О литературе для детей. – Л. : Детская литература, 1962. – С.167-168.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2021
Яндекс.Метрика