Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Флора. Фауна. Слово…»: книги писателей-природоведов в фонде библиотеки

Флора. Фауна. Слово…: книги писателей-природоведов в фонде библиотеки2013 год объявлен годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Поэтому сотрудники сектора книгохранения попытались проанализировать наличие и состав книг писателей-природоведов в фонде ИОБДЮ.

В нашу задачу не входит детальный обзор огромного раздела детской литературы, посвященного природе, чтобы понять основные черты этой литературы достаточно и немногих книг нескольких авторов.

Предметом нашего небольшого исследования будут книги-юбиляры 2013 года и авторы детских книг, отмечающие юбилей в этом году.

В 2014 году мы продолжаем наше небольшое исследование и будем публиковать материалы по мере их подготовки. Следите за обновлениями!

В теории детской литературы нет научного определения понятия природоведческое произведение. Очевидно, таковым можно считать произведение, где основной темой является тема природы, взаимоотношений природы и человека, основным объектом изображения – природный мир, основными художественными средствами – анимизм, антропоморфизм, в научно-художественной литературе – научное описание.

На протяжении многих столетий в устной словесности существовали рассказы о животных, на смену им пришли сказки, многие из которых сразу прижились в детской среде и удовлетворяли любопытство ребят к миру животных.

И только в 19 веке стало ясно, что нужна детская природоведческая книга, впервые это отметил В.Г. Белинский. Делая ежегодные обзоры того, что издавалось для детей, критик заметил отсутствие «толковых книг», дающих детям знание об окружающем мире. Он не только говорил о создании научно-познавательной и учебной книги для детей, но и наметил темы, считая необходимым «провести ребенка по всем трем царствам природы». Путь знакомства детей с миром природы должен быть простым: надо рассказать малышам о том, что их окружает, о самом обычном и каждодневном. В.Г. Белинский неоднократно указывал на то, какой должна быть детская природоведческая книга – это «…книжка с картинками, с простым толковым текстом о том, как прекрасна природа, текстом, в котором представлена научная систематизация излагаемого». Отметим, что речь велась о научно-познавательной книге. О художественной литературе в тот момент разговора еще не было.

В конце 19 века появляется зообеллетристика Л. Толстого и К. Ушинского. Рассказы этих авторов, короткие, насыщенные действием, создавались в первую очередь как познавательные. Достойную роль в развитии художественной литературы сыграл Д.Н. Мамин-Сибиряк. Антропоморфическое восприятие животного мира было свойственно А.П. Чехову. Новаторство А. Чехова заключается в создании психологического образа животного. Его герои мыслят, анализируют свои поступки.

Итак, в 60-е – 80-е гг. XIX века определились два пути развития природоведческой литературы:

  • научно-познавательная литература, связанная обучением детей, развитием интеллекта, любознательности;
  • художественная литература, оказывающая сильное воздействие на эмоции, формирующая нравственное отношение детей к миру природы, эстетическое восприятие его реальной красоты и силы.

После революции 1917 года в природоведческой литературе на протяжении длительного времени ведущей темой становится тема покорения природы человеком, тема господства человека над природой. Главная задача такой литературы была сформулирована в журнале «В мастерской природы» в 1919 году: «…воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы». В наше время к этому необходимо добавить задачу воспитания разумного отношения человека ко всему миру природы.

На протяжении двадцатого столетия природоведческая литература в целом остается научно-художественной. Ее приоритет над художественной литературой вполне объясним. В детскую литературу, начиная с 1920-х – 1930-х гг., приходили писатели, владеющие огромным запасом профессиональных знаний о природе, обладающие талантом умного собеседника, хорошо знающие возрастные особенности восприятия: Виталий Бианки, Юрий Дмитриев, Евгений Чарушин, Святослав Сахарнов и др.

Кроме книг, посвященных естественной жизни природы, есть книги о животных, живущих в неволе. Это своеобразное соединение естественно-научных наблюдений и биографии автора, профессия которого помогла ему сжиться с животными, стать человеком, глубоко чувствующим и понимающим своего четвероногого друга (В. Дуров «Мои звери», О. Перовская «Ребята и зверята», В. Чаплина «Питомцы зоопарка»). Художественное направление развития литературы о природе представлено именами М. Пришвина, К. Паустовского, Б. Житкова.

В следующих статьях раздела «Книги писателей-природоведов в фонде библиотеки» будет сделан подробный анализ природоведческой литературы ХХ века, особое внимание предполагается уделить прижизненным изданиям авторов, пишущих о природе.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика