Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Автографы заговорили. Часть 1

Наш рассказ сегодня - попытка заставить заговорить автографы. Какова история автографа? Какова встреча, предшествовавшая появлению автографа? О чем велась беседа?

Поиски ответов на эти вопросы представляют собой некие исследования в миниатюре. Ведь уже не осталось в живых некоторых авторов автографов, которые выбраны для рассказа. Но сделанные ими подписи хранят приметы времени, событий, и это дает возможность прочесть гораздо больше, чем заключено в самой подписи.

На этом этапе работы для исследования выбраны не все автографы из списка. Мы остановились лишь на тех, которые с самого начала изучения темы привлекли особое внимание.

1940-е годы

В мае 1945 года сотрудники библиотеки сделали своим читателям замечательный подарок, пригласив в гости известных писателей Сергея Михалкова и Льва Кассиля, книгами которых тогда зачитывалась детвора.

Справка

Лев КассильКассиль Лев Абрамович (1905-1970), русский советский писатель. Родился в семье врача. Учился на физико-математическом факультете Московского университета. Начал печататься в 1925. Творчество Кассиля, проникнутое глубоким пониманием детского мировосприятия, обращено главным образом к юным читателям:

  • романы и повести «Кондуит» (1930) и «Швамбрания» (1933) - о революционных событиях 1917;
  • «Вратарь республики» (1938) - о людях советского спорта;
  • «Черемыш, брат героя» (1938) - о выборе идеалов, верности и мужестве;
  • «Дорогие мои мальчишки» (1944) и «Улица младшего сына» (1949, совместно с М. Поляновским; Государственная премия СССР, 1950; одноименный фильм, 1962) - о жизни советских детей в дни войны;
  • «Великое противостояние» (книги 1-2, 1941-1947) и «Ранний восход» (1953) - о людях искусства;
  • «Чаша гладиатора» (1961) и «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1964) - посвященные острым этическим проблемам.

Кассиль - автор публицистических книг для детей - «Твои защитники» (1942), «Про жизнь совсем хорошую» (1959). Творчество Кассиля отличается лиризмом, юмором, выразительностью и меткостью языка.

Справка

Сергей МихалковМихалков Сергей Владимирович (1913 - 2009), русский советский писатель и общественный деятель. Родился в семье служащего. Учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печатался с 1928. Известностью пользуются стихи Михалкова для детей. В игре и через игру Михалков помогает ребенку познать окружающий мир.

Во время Великой Отечественной войны Михалков - военкор фронтовых газет; автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок. Большую популярность приобрели злободневные и острые басни Михалкова.

Михалков - автор пьес для детского театра: «Том Кэнти» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957), «Дорогой мальчик» (1971) и др.; пьес для взрослых: «Илья Головин» (1950), сатирических комедий «Охотник» (1956), «Дикари» (1958), «Памятник себе...» (1959), «Раки и крокодил» (новая редакция 1960), «Эцитоны бурчелли» (1961) и др., сценария кинофильма «Фронтовые подруги» (1942).

Успехом у малышей пользуется повесть-сказка Михалкова «Праздник Непослушания» (1971). Размышлениям о воспитании подрастающего поколения посвящена книга педагогических статей и заметок «Все начинается с детства» (1968). Известен также как переводчик. Был главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль» (с 1962).

В память о встрече с читателями библиотеки сохранилась уникальная фотография и подпись на книге Л. Кассиля «Великое противостояние»: «Книгу эту писал я, а читайте вы - надо же распределить обязанности».

Книга «Великое противостояние» вышла в Детском издательстве в 1941 году. В этой повести писатель ведет разговор о выборе жизненного пути, о том, как следует понимать счастье, как его искать и добиваться. Героиня повести - обыкновенная московская школьница Сима Крупицына. Повесть написана от ее лица. Когда Симе «стукнуло» 13 лет, в ее дневнике появилась длинная запись, полная обиды и горечи. Девочка пришла к выводу, что жизнь ее «не удалась», так как она не отличница и не двоечница, а так, средняя, «свободно плавающее тело». И вдруг с Симой произошло «неожиданное и необычное». Ее, середнячка по призванию, ничем, кроме веснушек не примечательную, пригласил сниматься в фильме известный режиссер Расщепей. Он много сделал для того, чтобы не только проявилось внешнее сходство Симы Крупицыной с Устей Бирюковой, партизанкой 1812 года, но возникла и внутренняя психологическая перекличка. Расщепей помог Симе поверить в себя, искать единственно правильное решение не только в создаваемом ею образе, но позже и в жизни.


1950-е годы

Творческие встречи со знаменитостями нередко проходили в детской библиотеке. Но все же, гораздо чаще юные читатели видели у себя в гостях представителей культуры и искусства Ивановской области.

Одним из самых любимых детских писателей юных ивановцев в 1950-е - 1960-е годы был Василий Великанов. Его творческие вечера и читательские конференции по его новым книгам в течение многих лет проходили в стенах детской библиотеки.

Поскольку ивановские литераторы были ближе к своим читателям, чем классики детской литературы, их жизнь и творчество изучались детьми более подробно.

Справка

Василий ВеликановВеликанов Василий Дмитриевич (1906-1985), ивановский писатель. Родился в селе Мавринка Новоузенского уезда Саратовской губернии (ныне - Ершовский район Саратовской области) в семье безземельного крестьянина. Отец, Дмитрий Агапович, работал у местного помещика плотником, мать, Татьяна Павловна, - дояркой и кухаркой. После октябрьской революции 1917 года семья Великановых переселилась в село Дергачи той же губернии и получила земельный надел.

С юных лет Василий работал в своем хозяйстве, помогая родителям. Учился в школе 2-й ступени. Во время учебы подрабатывал библиотекарем, секретарем и счетоводом. В 1925 году поступил в Саратовский зооветеринарный институт. Одновременно с учебой работал разносчиком газет. В 1929 году, по окончании учебы, уехал в Дагестан, где работал ветеринарным врачом. Затем трудился по специальности в Калмыкии и в совхозе «Красная звезда» Саратовской области. С 1932 года более 20 лет прослужил в Советской армии, пройдя путь от старшего ветврача полка до старшего помощника начальника ветеринарного отдела фронта.

Заочно учился в Литературном институте имени А.М. Горького. Печататься начал в 1933 году в Смоленске в газете «Красноармейская правда», где впервые опубликовал свои очерки и рассказы. В следующем году в ленинградском журнале «Залп» был напечатан рассказ «Подкова», премированный на Всеармейском конкурсе. В 1938 году три рассказа Великанова вышли на страницах сборника «Родина» в городе Смоленске. В 1939 году в Минске вышел в свет коллективный сборник рассказов и стихов «Кони вороные», составленный Василием Дмитриевичем с его предисловием. В сборник вошли и два рассказа писателя. Тем не менее, закончить обучение в литинституте Великанову помешала Великая Отечественная война, которую Великанов прошел с первого до последнего дня. Был начальником ветеринарной службы дивизии, дошел до помощника начальника ветеринарного отдела фронта. Во время боевых действий получил ранение и контузию. Отмечен правительственными наградами: орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, а также - тринадцатью медалями. Во время войны Великанов иногда печатался в армейских газетах с очерками и сатирическими стихами. Сразу по окончании войны некоторое время служил в группе советских войск в Германии.

В 1947 году в Свердловске вышла в свет первая книга для детей «Мои рассказы». В 1949 году приехал из Перми в Иваново, где до 1953 года преподавал на спецкафедре сельскохозяйственного института. Демобилизовался в звании полковника. Еще в 1949 году был принят в члены Союза писателей СССР. Сразу же после демобилизации профессионально занялся писательской работой. На счету В.Д. Великанова - около 30 книг, вышедших в Иванове, Свердловске, Перми, Ярославле, Москве. Три из них адресованы взрослым читателям, остальные - детям.

Скончался писатель в Иванове, похоронен на кладбище в местечке Балино.

У читателей, которые помнят библиотеку с детства, сохранилось немало воспоминаний о творческих встречах с Василием Великановым. Но документальных свидетельств таких встреч практически не сохранилось.

В архиве нашей библиотеки нам удалось разыскать только одну запись в отчете за 1967 год о читательской конференции, посвященной очерку Великанова «Анна».

На конференции, помимо автора произведения, присутствовала ткачиха из Иванова А.П. Фролова, послужившая прообразом героини очерка.

На память о встречах с читателями Василий Дмитриевич всегда оставлял на своих книгах автографы, содержащие добрые и теплые слова, обращенные к детям.

Книг с подписями этого писателя немало сохранилось в краеведческом фонде ИОБДЮ.

    

    

    

    

    

    

    


1960-е годы

Цирковое искусство всегда было любимо в нашей стране и взрослыми, и особенно детьми. О талантливых представителях опасного и захватывающего циркового искусства было написано немало статей и книг. Зачастую, сами артисты брались за перо и описывали яркие эпизоды своей творческой биографии.

Более того, в 1960-х годах одним из ведущих учреждений культуры города Иванова был именно цирк. Не случайно, среди гостей областной детской библиотеки в этот период было немало знаменитых артистов цирка.

Сохранилось свидетельство о том, что в 1965 году юные читатели побывали на встрече с дрессировщицей медведей Э. Подчерниковой. Она подарила библиотеке фотографию одного из своих выступлений с медведицей Дэзи и оставила автограф.


Справка

Эльвина ПодчерниковаЭльвина Михайловна Подчерникова. Родилась в 1928 году. С большим успехом выступала в советских цирках и за рубежом. Происходит из цирковой семьи: ее отец и мать были известными гимнастами, исполнителями одного из самых романтических цирковых номеров - воздушного полета. Позже они выступали как дрессировщики белых медведей. На одном из представлений медведи набросились на М. Д. Подчерникова и жестоко покусали его. Пришлось переходить на административную должность: бывший артист стал директором передвижного цирка.

Сама Эльвина начинала как ученица и ассистентка в воздушном номере своих родителей, потом была ученицей и партнершей в труппе известных велофигуристов Каминских. Когда известный дрессировщик Б. А. Эдер решил прекратить артистическую деятельность и целиком сосредоточиться на режиссуре, он передал Подчерниковой свой номер «Медведи-эквилибристы на канате».

Но, получив выдрессированных медведей, Подчерникова решительно взялась за перестройку номера. По существу, начала делать его заново. Прежде всего следовало решить, какую роль в этом номере она сама будет играть? После размышлений и споров, советов с отцом и старыми цирковыми артистами Эльвина пришла к выводу: пусть номер станет веселой игрой в русском духе. Предполагалось, что это будет старинная «скоморошина», но исполненная на современный лад.

Номер был поставлен и отрепетирован. На канате медведи проделывали удивительные вещи: ходили по нему на задних и передних лапах, пятились спиной, исполняли кульбиты. На земле они танцевали, боролись, вращались на турниках. И все это исполнялось весело, под бравурную музыку. А дрессировщица, одетая в русский костюм, как казалось, была увлечена бесконечными и забавными медвежьими проделками.

Создавалось впечатление, что медведям все доступно, что они, благодаря своему веселому нраву, готовы без конца забавлять присутствующих, что все, что они делают, выполняется с удовольствием и от души. В конце номера артистка как бы от имени всех участвующих склонялась так, что ее кокошник почти касался земли, благодарила зрителей за щедрые аплодисменты. И где бы ни выступали Подчерникова, народная артистка РФ (1994), и ее веселые медведи - в городах нашей страны, в Монголии, Чехословакии, Швеции, Болгарии, Румынии, Японии, Германии, Кубе, Финляндии, - им неизменно сопутствовал успех.


В 1964 году театральная общественность страны торжественно отметила столетие знаменитой цирковой династии Дуровых. Представитель этой известной цирковой семьи также был гостем областной детской библиотеки.

Справка

Дуровы, семья клоунов-дрессировщиков. Родоначальники - братья Владимир и Анатолий Леонидовичи Дуровы. Они были выходцами из известной в истории России дворянской семьи. Учились в военной гимназии, но, увлекшись цирком, оставили ее. Стали выступать в балаганах и бродячих цирках совместно и порознь, пробуя себя в разных жанрах. Их таланты наиболее полно раскрылись в сатирической клоунаде с участием дрессированных животных. Новое, что принесли братья Дуровы в цирк - это слово клоуна. До них клоуны объяснялись на арене лишь мимикой и жестами. А еще Владимир Леонидович совершил настоящий переворот в подходе к цирковой дрессировке. Он своей деятельностью доказал: от любого животного, казалось бы абсолютно неспособного к цирковой карьере, можно добиться поразительных успехов терпением, лаской, лакомством.

Откликом на юбилейные торжества династии Дуровых стала встреча читателей библиотеки с приехавшим в Иваново народным артистом СССР Юрием Владимировичем Дуровым.

встреча с Ю.В. Дуровым

Справка

Юрий Владимирович Дуров (1910-1971) - внук Владимира Леонидовича. Работал в театре-студии под руководством Ю. Завадского. Одновременно был ассистентом деда. Самостоятельно начал работать в 1936 году с группой животных погибшего дрессировщика Л. Иванова. Непрерывно пополнял состав своей зоогруппы (до ста отлично выдрессированных животных и птиц различных пород). Следуя лучшим традициям Дуровых, продолжал одну из главных особенностей их искусства - словесное обыгрывание действий животных.

Встреча с Ю.В. Дуровым состоялась в библиотеке в марте 1967 года, на ней присутствовало 200 человек. В память об этом событии остались автографы дрессировщика на книгах его деда В.Л. Дурова «Мои звери» и дочери, Н. Ю. Дуровой, - «Арена».

Книга В. Дурова «Мои звери» - это короткие рассказы-истории о четвероногих артистах. Некоторые из них представляют своеобразные повести из нескольких главок (пять рассказов о слоне Бэби, четыре - о морских львах и т.д.). Про кого бы ни писал Дуров - про обыкновенных свиней, дворняжку Бишку, про медведей и енотов, - это всегда рассказ о характере животного, о его природных повадках и привычках, которые использовались артистом в процессе обучения. И в каждом слове дрессировщика чувствуется его любовь к животным.

Одной из продолжательниц традиций славной цирковой династии являлась Наталья Юрьевна Дурова.

Справка

Наталья ДуроваНаталья Юрьевна Дурова (1934-2007). С четырех лет она начала выступать в цирке. В 9 лет ее вписали в трудовую книжку отца как стажера, и с этого времени начался ее трудовой стаж.

С началом Великой Отечественной войны Наталья Дурова выступала с отцом во фронтовых бригадах на передовой, в госпиталях.

Н. Дурова посвятила свою жизнь потомственному занятию семьи - дрессировке животных и выступлениям с ними перед зрителями.

Н.Ю. Дурова получила образование ветеринара-диагноста, а также, поступив после окончания школы в 1951 году, в Литературный институт им. А.М. Горького, закончила его, став членом Союза писателей СССР.

С 1978 года и до конца жизни Наталья Дурова работала руководителем «Уголка Дурова», который ныне называется «Страна чудес дедушки Дурова».

Наталья Юрьевна является автором нескольких детских книг о животных и о своей работе с ними. За рассказы для детей ей был вручен почетный «Знак Аркадия Гайдара». Самые известные ее произведения: повесть «Гибель старого Ямбо», сборники рассказов «Котька», «Про Никиту и белку», «Ваш номер», «Арена», рассказы «Ежонок Тимка и мышонок Невидимка», «Новенькая» и др.

Повесть «Арена» посвящена людям цирка, артистам, переживающим последствия войны. Книга адресована взрослому читателю.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Великанов, В.Д. Алмаз и гранит : рассказы для детей сред. возраста. / Василий Дмитриевич Великанов. – Иваново : Ивановск. кн. изд-во, 1954. – 98 с. – [Автограф автора].
  2. Великанов, В.Д. Железный цирк : рассказы и повести / Василий Дмитриевич Великанов ; ил. Ф. Кулагин. – Ярославль : Верх.-Волжск. кн. изд-во, 1970. – 183 с. : ил. – [Автограф автора].
  3. Великанов, В.Д. Мои рассказы / Василий Дмитриевич Великанов ; рис. В. Цигаль. – Свердловск : Свердловское кн. изд-во, 1947. – 44 с. : ил. – [Автограф автора].
  4. Великанов, В.Д. Норка : рассказы / Василий Дмитриевич Великанов ; худож. Е. Симкин. – СПб. : Дет. лит., 1954. – 63 с. : ил. – [Автограф автора].
  5. Великанов, В.Д. Повесть об укротителе / Василий Дмитриевич Великанов ; ил. Ф.Н. Кулагин. – Иваново : Ивановск. кн. изд-во, 1957. – 257 с. : ил. – [Автограф автора].
  6. Великанов, В.Д. Разбойник и Мишка : рассказы / Василий Дмитриевич Великанов ; рис. А.В. Голубев. – Иваново : Ивановск. кн. изд-во, 1963. – 191 с. : ил. – [Автограф автора].
  7. Дуров, В. Мои звери / В. Дуров ; рис. Е. Рачева. – М. : Л. : Детгиз, 1950. – 118 с. – [Автограф Ю.В. Дурова].
  8. Дурова, Н.Ю. Арена : повесть и рассказы / Наталья Юрьевна Дурова. – М. : Мол. гвардия, 1965. – 238 с. – [Автограф Ю.В. Дурова].
  9. Кассиль, Л. Великое противостояние / Лев Кассиль. – М. : Дет. лит., 1941. – 208 с. – [Автограф автора].
  10. Подчерникова, Э. [Фото, автограф] / Эльвира Подчерникова.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2022
Яндекс.Метрика