Иван Билибин и другие представители объединения «Мир искусства» возродили в России искусство книги. Но их работа в области детской книги носила эпизодический характер и ограничивалась в основном сказочной тематикой. Период подъема детской книги начался в середине 1920-х годов. В Ленинграде вокруг детского отделения Госиздат, организованного в 1925 году и явившегося инициатором создания иллюстрированной детской книги, группировались многие детские писатели, а также мастера книжной графики разных поколений. Это С. Маршак, В. Бианки, Е. Шварц, Ю. Васнецов, В. Курдов, Н. Костров и другие. Художественным редактором детского отдела Ленгосиздата был В. Лебедев. Великолепный живописец и график, заботливый редактор, он пользовался большим влиянием и имел многих учеников и последователей. Вот в этот коллектив писателей и художников и пришел молодой Евгений Чарушин. Его работа в литературе для детей была как бы предопределена. Истоки творчества Чарушина – в ярких впечатлениях детства. В его детстве главную, направляющую роль играли родители. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов. Вместе с мамой он выкармливал уток, тетеревят, лечил зверей. Природа пленила мальчика. Она вызывала радость встреч и узнаваний, рождала интерес ко всему живому. Ему хотелось подольше сохранить в себе то, что он видел и чему радовался. На помощь пришло рисование. «Я вырос с карандашом и кистью в руках», – так говорил Евгений Чарушин, постигавший азы рисования у отца, губернского архитектора. Став взрослым, Чарушин-художник не расстался с тем, что приносило радость в детские годы. Первой книгой, изданной с иллюстрациями Е. Чарушина, оказался рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928). Пришедший к художнику успех помог ему стать иллюстратором произведений С. Маршака, К. Чуковского, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Арсеньева, Г. Снегирева и других писателей-природоведов.
Одновременно он выступил в детской литературе и как автор книжек-картинок «Вольные птицы», «Разные звери» (1929). Текста здесь еще не было. Но стоило ему появиться, как от традиционного типа зоологической книги не осталось и следа. Писательское творчество Чарушина началось с рассказа «Щур» (1930), за которым вскоре последователи «Птенцы» (1930), «Цыплячий город» (1931). Литературная канва их очень проста: художник словно беседует с ребенком, объясняя картинки. Он выбирает одну-две черточки, делая рассказ о птенце образным и ярким. Видно, что совята «глазастые», а «пух на них густой, как шуба», что воронята действительно «самые горластые птенцы»: художник не побоялся так разинуть им клювы, что они занимают добрую треть страницы. Во всех книгах Чарушин показывал зверей не мимоходом, в какой-то одной ситуации, а раскрывал их постепенно в росте и развитии. В рисунках к книжке Н. Смирновой «Как Мишка большим медведем стал» (1929) жизнь таежного медвежонка от рождения до годовалого возраста изображается в четырнадцати лаконичных черных рисунках. Так же кратки и образно заострены рассказы самого Чарушина, помещенные в 1931 году в сборнике «Волчишка и другие». С 1935 года Чарушин создает серию рисунков к книжке С. Маршака «Детки в клетке», единственной в своем роде первой художественной зоологии для малышей. Он продолжает работать над образными «биографиями» животных, иллюстрируя как собственные рассказы («Семь рассказов», 1935), так и рассказы М. Пришвина («Зверь Бурундук», 1935) или Э. Сетона-Томпсона («Королевская Аналостанка», 1941). На творчество Е.И. Чарушина 40-х и 50-х годов повлияли два новых для него занятия. В предвоенные годы он вместе со своими друзьями увлекся цветным анималистическим эстампом, а в годы войны, будучи в Вятке, делал стенные росписи по мотивам русских сказок о животных в детском саду и Доме пионеров. Свой опыт работы над эстампом Чарушин перенес и в книгу. В «Шутках» (1946) образы и приемы веселых настенных картинок появились на книжных страницах. Спустя десять лет в «Зверятах» (1957) Чарушин нашел очень органичный путь для включения эстампа в книгу: он избрал альбомный формат, на правых страницах поместил красочные крупнофигурные изображения зверят, а слева – свои лаконичные драматические новеллы о них в сопровождении миниатюрных акварелей. В 50-х годах Е.И. Чарушин стал делать преимущественно цветные акварельные рисунки, детально проработанные, с пейзажными фонами. Он сам выполнял цветные обложки, на которых обычно давал «портрет» кого-нибудь из главных «героев» книжки. По-прежнему Чарушин иллюстрировал собственные рассказы о звериных малышах («Про Томку», 1957; «Большие и маленькие», 1951) или рассказы и стихи других авторов (В. Бианки «Первая охота», 1950). Яркие, жизнерадостные и поучительные книги Чарушина просто и увлекательно рассказывают о животных, учат любить и понимать их, воспитывают в детях поэтическое отношение к природе. Е. Чарушиным написано и проиллюстрировано около 70 книг, но в своем рассказе мы целенаправленно рассматривали только те произведения, прижизненные или первые издания которых хранятся в фонде ИОБДЮ. Книги Е.И. Чарушина Также предлагаем вашему вниманию список книг, изданных до 1966 года, где Е.И. Чарушин выступает как автор и как иллюстратор.
Список книг Е.И. Чарушина в фонде ИОБДЮ: Чарушин, Е. Волчишко и другие рассказы / Евгений Чарушин ; рис. авт. – М.-Л. : Детгиз, 1947. – 24 с. : ил. Чарушин, Е. Волчишко и другие / Евгений Чарушин ; рис. и обложка авт. – М.-Л. : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936. – 51 с. : ил. Чарушин, Е. Зверята / Евгений Чарушин ; рис. авт. – М. : Детгиз, 1957. – 14 с. : ил. Чарушин, Е. Животные жарких и холодных стран / Евгений Чарушин ; рис. авт. – М.-Л. : Детгиз, 1944. – 16 л. : ил. Чарушин, Е. Кот Епифан / Евгений Чарушин ; рис. авт. – М.-Л. : Детгиз, 1948. – 15 с. : ил. Чарушин, Е. Кто как живет / Евгений Чарушин ; рис. авт. – Л. : Детгиз, 1959. – 18 л. : ил. Чарушин, Е. Три рассказа / Евгений Чарушин ; рис. авт. – М.: Детгиз, 1955. – 16 л. : ил. Чарушин, Е. Про больших и маленьких / Евгений Чарушин ; рис. авт. – М.-Л. : Детгиз, 1952. – 175 с. : ил. Чарушин, Е. Про Томку / Евгений Чарушин ; рис. авт. – Л. : Детгиз, 1957. – 15 с. : ил. Чарушин, Е. Шутки / Е. Чарушин, Е. Шумская ; рис. Е. Чарушина. – М. : Детгиз, 1946. – 10 с. : ил. Чарушин, Е. Шутки / Е. Чарушин, Е. Шумская ; [рис. Е. Чарушина]. – М. : Детгиз, 1954. – 12 с. : ил. – (Б-чка детского сада). – В переплете под заголовком: Кого испугались. – М. : Детгиз, 1955.
Список книг, иллюстрированных Е.И. Чарушиным, в фонде ИОБДЮ: Бианки, В. Лесные были и небылицы / Виталий Бианки ; рис. В. Курдова, Е. Чарушина. – Л. : Лениздат, 1952. – 371 с. : ил. Бианки, В. Лесные разведчики / Виталий Бианки ; рис. Е. Чарушина. – Л. : Детгиз, 1955. – 23 с. : ил. Бианки, В. Первая охота / Виталий Бианки ; рис. Е. Чарушина. – М. : Детгиз, 1954. – 16 с. : ил. – (Мои первые книжки). Бианки, В. Повести и рассказы / Виталий Бианки ; рис. Е. Чарушина, А. Карасика, Н. Кострова [и др.]. – Л. : Детгиз, 1956. – 462 с. : ил. Бианки, В. Хвосты / Виталий Бианки ; рис. Е. Чарушина. – Л. : Детгиз, 1961. – 15 с. : ил. Прокофьева, С. Кто лучше? / Софья Прокофьева ; рис. Е. Чарушина. – М. : Детгиз, 1957. – 11 с. : ил. Сетон-Томпсон, Э. Королевская Аналостанка / Эрнест Сетон-Томпсон ; пер. с англ. Н. Чуковского ; рис. Е. Чарушина. – М.-Л. : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1941. – 31 с. : ил. – (Книга за книгой). Сладков, Н. Медвежья горка / Николай Сладков ; рис. Е. Чарушина. – М.-Л. : Детгиз, 1954. – 23 с. : ил. Сладков, Н. Птенцы-хитрецы / Николай Сладков ; рис. Е. Чарушина. – М. : Детгиз, 1955. – 15 с. : ил. Снегирев, Г. Бобровая хатка / Геннадий Снегирев ; рис. Е. Чарушина. – М. : Детгиз, 1958. – 15 с. : ил. Чуковский К. Цыпленок / Корней Чуковский ; [рис. Е. Чарушина] // Наша книга : сб. для чтения в дет. саду / сост. Н. Карпинская, П. Дымшиц. – М. : Детгиз, 1957. – С. 16-17.
|
|
| Бианки В. Лесные были и небылицы | Бианки В. Лесные разведчики | Бианки В. Первая охота |
|
|
| Бианки В. Повести и рассказы | Бианки В. Хвосты | Прокофьева С. Кто лучше? |
|
|
| Сетон-Томпсон Э. Королевская Аналостанка | Сладков Н. Медвежья горка | Сладков Н. Птенцы-хитрецы |
|
|
|
| Снегирев Г. Бобровая хатка | | |