Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Тайны модернизма

Выставка Тайны модернизмаВыставка "Тайны модернизма" продолжает новый проект отдела искусств "Эта непонятная живопись". Для наших постоянных читателей напоминаем: проект открывала в январе выставка "Оптические иллюзии в живописи и графике", в мае - "Амазонки авангарда".

На рубеже XIX - XX веков в результате глубоких потрясений, вызванных революциями и войнами, а также в процессе технического прогресса в живописи возникло новое течение, в корне отличающееся от традиционного реалистического искусства.

Новейшее явление, получившее название модернизм (фр. modernisme, от moderne - современный, новейший), утвердило революционный подход к изображению действительности. Представители этого направления отрицали достоверную передачу окружающего мира, являя зрителю только свои чувства и настроения. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, символизм, модерн, хотя к этому движению относят экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм и более поздние течения - абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

На выставке представлены информационные источники, раскрывающие характерные особенности художественного стиля, а также творчество художников, явившихся наиболее яркими представителями этого направления в изобразительном искусстве.

...Если и можно сказать, что искусство спасает человека, то только в том смысле, что оно спасает его от серьёзной жизни и пробуждает в нём мальчишество... Всё новое искусство будет понятным и приобретет определённую значительность, если его истолковать как опыт пробуждения мальчишеского духа в одряхлевшем мире...
                                                                                                                          Хосе Ортега и Гассет
 

Толчок к развитию искусства ХХ века и появлению новых концепций, течений и форм дал импрессионизм. В его недрах зародились неоимпрессионизм, постимпрессионизм и фовизм, приведшие в свою очередь к возникновению новых эстетик и направлений.

Основной идеей модерна можно считать объединение всех видов искусств. Инициаторы этого стиля считали, что только так можно спасти мир. Красота как самоцель - вот что отличает приверженцев этого направления. Причем понятие красоты здесь проявляется в сложных ассиметричных переплетениях четких контурных линий и практически монохромных плоскостей. Противопоставление личности обществу, отрицание рационализма, неприятие окружающей действительности и состояние безысходности стали не только отличительными чертами модерна, но и послужили основой для формирования таких направлений модернизма, как авангардизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм и т.д.

У символизма глубокие социальные корни: многие художники на рубеже XIX-XX веков испытали разочарование от реальной действительности.

Используя символы для выражения чувств и эмоций, они выражали свое видение сущности жизни и идей мироздания. Произведения символистов характеризуются неприятием буржуазного позитивизма, глубокой тоской по свободе духа, предчувствием глобальных перемен и потрясений.

В начале ХХ века многие художники находились в поиске большей выразительности в живописи. Они не старались сосредоточить свое внимание на внешнем облике предметов, а стремились исследовать необъятную "территорию" человеческих эмоций. Они усиливали цвет и искажали форму, пытаясь передать сильные эмоции от радости до отчаяния. Это явление стало известно как "экспрессионизм".

В живописи фовистов цвет "звучит" очень громко, даже пронзительно, преобладая над линейным рисунком. Излюбленными мотивами у фовистов стали картины природы южной Франции. В живописи фовизма совершенно органичным кажется появление красных, желтых и синих деревьев. Художники строят форму пятнами чистого цвета, свободно распределяя их на плоскости; ритм мазков и соотношение цветов создают гармонию пространственного впечатления.


Художники-абстракционисты отвергали любую изобразительность в искусстве. Их живопись часто называли беспредметной. Своим предтечей они считали кубизм, который ввел отвлеченные геометрические формы.

Футуристическая манера живописи предполагает размещение предметов и явлений в едином пространстве, полностью отрицая формы. Изображаемые объекты располагаются на плоскостях, зрительно пронизывающих друг друга. Внимание зрителя футуристы стремились сосредоточить в центре полотна, для того, чтобы он смог лучше ощутить движение пространства. Это достигалось путем разложения предмета на множество округлых и прямоугольных форм. Накладываясь друг на друга, они делали изображение похожим на калейдоскоп.

Метафизическая живопись - направление в итальянской живописи второй половины 1910-х - начале 1920-х годов. Мастера этого направления стремились создать облик жизни, отчужденной от человека, лишенной осмысленности и комфорта. Для метафизической живописи характерен странный мир образов, в котором вместо людей фигурируют манекены и статуи, помещенные в тесные пространства или взятые в необычном ракурсе, в соседстве с совершенно неожиданными предметами и существами.

Дадаизм - литературно-художественное направление, возникшее как протест творческой молодежи против мировой войны и культуры, приведшей к ней. Его концепция не содержала позитивных идеалов и была пронизана пессимизмом. Принципами дадаизма стали разрыв с традициями мировой культуры и отрицание всяческих ценностей; представление о мире как о хаосе безумия, которому противопоставляется безумие творческое; алогичность мышления, выведение искусства за грань серьезного, придание ему оттенков веселья и смеха.

В начале ХХ века в изобразительном искусстве сложилось новое течение, получившее название "сюрреализм", что в переводе с французского означает "сверхреализм". Характерной чертой этого направления стала удивительная нелогичность сочетания объектов и явлений, которым искусно придавалась видимая достоверность. Художники-сюрреалисты провозгласили источником вдохновения сферу подсознания: инстинкты, галлюцинации, сновидения.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика