Дорогие друзья! Выставка "Налетела грусть" продолжает проект "Эмоции в произведениях искусства". Как художнику, музыканту удается сделать так, чтобы картина, музыкальное произведение говорили с нами? Что это за язык? Можно сказать: это сочетание красок и линий, формы и размера мазка, сочетание звуков, сама композиция произведения. Да, все это - язык искусства, который мы чувствуем, даже если не все понимаем. Но в мазках, положенных на кусок холста, натянутый на раму; в гармонично сочетающихся звуках есть что-то еще, действительно таинственное, и тогда мы говорим о "настроении" данного произведения. Так, например, художник-пейзажист не только изображает "портрет природы", а стремится запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает у него тот или иной пейзаж. Изображая человека, художник-портретист не просто передает сходство с оригиналом, а особыми приемами показывает "движения его души" - выражение лица, мимику, являющиеся зеркалом душевных переживаний.
Интересно, что в изобразительном искусстве мимика человеческих эмоций была предметом особой заботы художников начиная с эпохи барокко. В XVII веке Караваджо превосходно выразил ужас на лице Горгоны, голову которой герой Персей отсек своим мечом. Знаменитая бронзовая статуя работы французского скульптора Родена получила название "Мыслитель": фигура очерчена замкнутым силуэтом, означающим состояние предельной сосредоточенности, погруженности в решение важных внутренних проблем. Художники-экспрессионисты начала XX века предельным заострением форм и контрастами цвета передавали сложные состояния души. Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению древних греков. Для них музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Музыкант, передающий при помощи своего искусства различные чувства и их оттенки, делает слушателя почти участником происходящих в произведении событий. Тема сегодняшней выставки - грусть. Ну что же, друзья, давайте немного погрустим ... Будет ласковый дождь... И ветер поможет взлететь, И сбудется все, чего ждешь, И легкой будет печаль, - Потому что над миром Будет ласковый дождь... Матвеева В. А знаешь, все еще будет, Южный ветер еще подует И весну еще наколдует И память перелистает ... Если б помнили это люди, Если б помнили это люди, Чаще думали бы о чуде, Реже бы люди плакали .... Тушнова В. | | Слеза - осенних дней примета - Росой холодной потекла И журавли уносят лето, Раскинув серые крыла. Звенит высокая тоска, Необъяснимая словами: Я не один, пока я с вами, Деревья, птицы, облака Завальнюк Л. | | И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879 г. | |
Левитан Исаак Ильич. Владимирка. 1892 г. Эта картина Левитана принадлежит к жанру исторического пейзажа. Ведь на ней изображен Владимирский тракт, по которому на строительство железной дороги отправляли в Сибирь каторжников. Известно, что работу над "Владимиркой" Исаак Ильич начал в летний солнечный день. Однако на холсте предстает тусклый, почти лишенный ярких красок пейзаж. Тяжело нависли над землей серые облака. Среди унылых бескрайних полей тянется за горизонт широкая лента дороги. Тысячи людей прошагали по этому тракту, идя навстречу неизвестной судьбе. И не всем удалось преодолеть этот путь. Придорожный крест, у которого застыла одинокая женская фигура, напоминает о тех, кто упал на обочине дороги, о тех, у кого не было сил встать и идти дальше ... Левитан Исаак Ильич. Осень. Усадьба. 1894 г.
В заброшенном парке поселилась осень. Земля устлана ковром из увядшей листвы. И даже те деревья, которые еще сохранили остатки своего полинявшего наряда, кажутся совершенно обнаженными, замерзшими и вымокшими под нескончаемыми осенними дождями. А небо, забывшее обо всех красках, за исключением серой, в любой момент готово выплеснуть на землю новую порцию холодных противных капель. Усадьба так же кажется заброшенной. Наверное, ее хозяева уже уехали в город, чтобы провести там слякотную осень и морозную зиму. А может, кто-то еще остался здесь, но присутствие людей не в силах оживить этот стремительно стареющий мир, в котором единственными звуками являются шум дождя да тихий шепот ветра. И пустыми бесцветными глазами окон смотрит дом на расстилающийся перед ним безрадостный пейзаж. Картина писалась Левитаном в окрестностях города Вышний Волочек в Тверской области. Художник был лично знаком с владельцами усадьбы, которые жили в этом доме. Но на его полотне все выглядит навсегда покинутым. Может быть, художник просто не находил в себе сил бороться с осенней грустью, с печальными мыслями, навеваемыми бесконечными дождями? Васнецов Виктор Михайлович. Аленушка. 1881 г.
Васнецов, рассказывая о том, как возник замысел его картины, писал: "Аленушка, как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали в ее глазах. Каким-то особым русским духом веяло от нее". Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек. Все пронизано поэтической грустью. Пукирев Василий Владимирович. Неравный брак. 1862 г. Свадьба... Свадьбой традиционно заканчивается большинство добрых сказок, сказочные герои любят друг друга, живут долго и счастливо... А на картине Пукирева изображены жених и невеста, глядя на которых, невозможно представить, что они будут счастливы: слишком печальна невеста, слишком стар жених, слишком странно видеть столь почтенного господина рядом с юной очаровательной девушкой. Он, несомненно, богат, она, вероятно, из бедной семьи... Что заставило ее прийти с ним в церковь: уговоры и мольбы родных, страх приближающейся нищеты, мучительное отчаяние? Как бы то ни было, все уже решено, сейчас ее пальца коснется обручальное кольцо. Пожилой господин доволен собой, как ровно он держит свечу (и как печально, как жалобно склонилась такая же свечка в руках невесты). Впрочем, даже напыщенный жених осознает неестественность всего происходящего, он как будто боится, что девушка передумает. Но нет, она бессильна, она так похожа на грубо сорванный, поникший цветок ... Боровиковский Владимир Лукич. Портрет Елены Александровны Нарышкиной. 1799 г.
На портрете Е.А. Нарышкиной всего четырнадцать лет. Боровиковский любовно и трепетно передает благородную белизну лица Нарышкиной, ее тонкий профиль, пышные завитки волос. Печальное выражение нежного лица подчеркнуто портретистом. Как будто Нарышкина предчувствует невзгоды, уготовленные ей судьбой. Будучи фрейлиной, в возрасте пятнадцати лет, Елена Нарышкина была выдана замуж за князя Аркадия Александровича Суворова. Одаренный от природы большими способностями и отличавшийся личной храбростью в боях, сын великого Суворова, подобно отцу, имел много странностей и не был создан для семейной и домашней жизни. Елена Александровна осталась вдовой в возрасте двадцати шести лет с четырьмя малолетними детьми. |