Дорогие друзья! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию следующую выставку из нового проекта отдела Искусств "Имена, открытые заново". С помощью материалов из коллекции филокартии Кузнецовой Г.П. вы познакомитесь с творчеством художников второй половины XIX - начала XX века, имена которых сегодня практически забыты. Мы не случайно остановили свой выбор на работах Алексея Михайловича Корина, Кирилла Викентьевича Лемоха, Николая Алексеевича Касаткина, Юлия Юльевича Клевера, Вячеслава Григорьевича Шварца. Дело в том, что картины этих художников вы можете увидеть в экспозиции Ивановского областного художественного музея.
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930) В замечательном созвездии русских художников-реалистов значительное и вместе с тем особое место занимает Николай Алексеевич Касаткин - представитель младшего поколения передвижников. Он родился в Москве в декабре 1859 года. Получив дома хорошую профессиональную подготовку у отца, известного в то время гравера, Касаткин в 1873 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где успешно занимается под руководством известных художников В. Перова, А. Саврасова, И. Прянишникова, получая неоднократные награды за представленные работы. Имея звание классного художника, Касаткин занимался и преподавательской деятельностью. Уже ранние произведения художника, наполненные большим общественным звучанием, продолжили, а затем и развили лучшие традиции русского идейного реализма. Касаткину не удалось поступить в Академию художеств для продолжения образования. Болезнь отца и повседневные заботы о семье лишили его возможности в течение нескольких лет серьезно заниматься живописью. Только в 1890 году на XVIII Передвижной выставке появилась его небольшая жанровая картина "Перекупка", успех которой ободрил художника и вдохновил на дальнейшее плодотворное творчество. Через год он участвовал на очередной выставке уже тремя картинами. Одна из них - "Соперницы", отличающаяся глубоким знанием жизни, тонкостью психологических характеристик женских образов, свежестью колорита в передаче широкой заснеженной улицы и свинцово-синего неба, была приобретена П. М. Третьяковым для Галереи. Товарищество передвижных выставок откликнулось на это необычное по сюжету и по живописным достоинствам произведение зачислением молодого художника в состав его членов. В лице Н.А. Касаткина Товарищество приобрело активного, последовательного и верного до конца своего существования деятеля. Это событие открыло новый, исключительно важный этап в жизни и творчестве Касаткина. Он писал: "Я получил веру, что мой труд найдет себе оценку и место". И, действительно, уже в первые три года в результате творческого подъема и напряженной работы на очередных передвижных выставках одно за другим появляются интересные жанровые картины: в 1892 году - "Шутка" (приобретена П.М. Третьяковым), "Осиротели", "Семья"; в 1893 году - "Девушка у изгороди", "Тяжело", "Перед разлукой"; в 1894 году - "Трамвай пришел". Последняя работа хранится в фондах Ивановского областного художественного музея. | | Касаткин Н.А. Сбор угля бедными | Касаткин Н.А. Соперницы |
Как ни значительны и интересны произведения Касаткина на сюжеты из крестьянского быта, однако совершенно исключительное общественное и художественное звучание имели созданные им портретные этюды и картины из жизни рабочих, появлявшиеся с 1895 года на передвижных выставках: "Шахтерка", "Углекопы. Смена", "Углекопы. Шахтер - тягольщик" и др. Цикл этих произведений явился результатом поездок Касаткина с 1892 года в Донецкий угольный бассейн. Картина "Углекопы. Смена" - самое монументальное по замыслу полотно Касаткина. Не случайно, что появление картины и ценнейший этюд к ней на XXIV Передвижной выставке, а затем в залах Третьяковской галереи было воспринято передовыми представителями русского общества, как большое явление в русской живописи и общественной жизни. Стасов отмечал, что в этих выдающихся произведениях "столько правды, столько энергии и правдивости клети..." Николай Алексеевич Касаткин умер в 1930 году. Ему первому из советских художников было присуждено почетное звание народного художника Республики. Клевер Юлий Юльевич (1850-1924) Клевер Юлий Юлиевич - живописец-пейзажист, эстляндский немец по происхождению, родился в 1850 г. В 1867 г. поступил в ученики Императорской Академии художеств по разряду архитектуры, но вскоре избрал ландшафтную живопись, в которой первым его руководителем был профессор С.М. Ворооьев. Получив за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, Клевер вышел из числа учеников Академии и развил свое дарование без помощи всяких наставников, единственно работой с натуры. В 1876 г. он приобрел звание классного художника 1-й степени, через два года после того был признан академиком (за вид запущенного парка в Мариенбурге) и в 1881 г. был повышен в профессоры. Таким образом, можно утверждать, что Клевер получил звание академика живописи, не имея специального образования. Картины этого художника многочисленны. Мотивы для них он брал преимущественно из природы своей родины - Прибалтийского края, воспроизводя главным образом либо меланхолическое впечатление пасмурной и дождливой осени либо эффекты ярких солнечных закатов и восходов зимой. Достоинство этих произведений далеко неодинаково: одни из них, серьезно обдуманные и исполненные со строгим отношением к задаче, действительно прекрасны по силе, гармонии и правдивости красок; другие, написанные спешно и составляющие повторения или вариации прежних работ художника, страдают резкостью колорита и небрежностью кисти. Тем не менее, художник был очень популярен: для состоятельных людей в России конца XIX века считалось дурным вкусом не иметь в своих роскошных апартаментах пейзажей Юлия Клевера. Художник стал личным другом императора Александра III. Клевер был ярким представителем салонного искусства - не без слащавости красивого, нарядно-декоративного, изысканного и отчасти помпезного. Наряду с эффектными зимними закатами он любил изображать осень, старые заброшенные парки, узловатые умирающие деревья - темы переходных состояний природы, вошедшие в моду в конце XIX столетия. Свободный, фактурный мазок художника не стремился к точности изображения, жертвуя ею для общей выразительности картины. | | Клевер Ю.Ю. Берег реки | Клевер Ю.Ю. Закат |
Лучшей порой деятельности Клевера можно считать 1875-1885 гг. Особенно удачными его картинами признаны "Лес осенью", ,"Зима", "Дорога над болотом", "Вид на о-ве Наргене", "Листья пожелтелые", "Красная шапочка в лесу" и некоторые другие. В Ивановском областном художественном музее экспонируется работа Ю.Ю. Клевера "В парке осенью" (1896). Корин Алексей Михайлович (1865-1923) Алексей Михайлович Корин - наш земляк: он принадлежит к известной династии палехских иконописцев. Дед художника владел небольшой иконописной мастерской и был известным миниатюристом. Талант к изобразительному искусству передался от деда к внуку, ибо отец не поощрял занятий сына рисованием. Интересно, что по некоторым данным школу иконописи Алексей Корин проходил у дяди - Д.Н. Корина, отца впоследствии известных братьев-живописцев Михаила, Александра и Павла Кориных. В 1884 году вопреки воле отца Алексей Корин уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были известные педагоги: братья Сорокины, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и отчасти В.Д. Поленов. В 1889 году А. Корин за картину "После обеда" получил большую серебряную медаль и звание классного художника живописи. В этом же году он с группой художников (среди них был и И.И. Левитан) работал в Плесе. В последующие годы часто там жил, запечатлев один из самых красивых городов нашей области на своих холстах. В 1890-х годах художник много и плодотворно работает, создавая пейзажи, портреты и жанровые композиции. Его рисунок точен, живопись свободна, красочна. В 1891 году молодой живописец впервые участвовал в выставке художников-передвижников. В 1892 году была написана получившая высокую оценку коллег-живописцев, любителей и критики картина "Больной художник". | | Корин А.М. Любитель | Корин А.М. "Опять провалился!" |
В 1900-1910-е годы A.M. Корин создал много интересных портретов, участвовал в росписях храма Александра Невского в Софии (Болгария), написал замечательные полотна, связанные с Русским Севером. Годы, трагические для страны, стали трагическими и для художника - он умер после тяжелой болезни. Его посмертная экспозиция работ состоялась на последней выставке Товарищества передвижных художественных выставок. В экспозицию Ивановского областного художественного музея включена картина А.М. Корина "Беседка. Плес" (1917) Лемох Кирилл Викентьевич (1841-1910) Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох - неизменный член правления и кассир Товарищества передвижных художественных выставок относится к числу почти забытых живописцев-жанристов. Исключительная честность и аккуратность, обостренное чувство товарищества, готовность прийти на помощь каждому снискали Лемоху авторитет среди коллег. "Более деликатного человека,- вспоминал пейзажист и литератор Я.Д.Минченков,- я не встречал за всю свою жизнь. Ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли... Он требовал только личного совершенствования и "неосуждения брата своего". Материально Лемох не нуждался. Он был приглашен обучать рисованию детей Александра III, великих князей, в том числе будущего царя Николая II, получал пенсию. А произведения его, преимущественно трогательные сценки крестьянского быта, изображения детей и сирот, находили сбыт у представителей царской фамилии и лиц, близких ко двору. Недалеко от Москвы, в селе Ховрине Лемох специально соорудил себе под мастерскую сруб, нечто вроде крестьянской избы-непряхи. В ее интерьерах Лемох создавал многие картины с повторяющимися персонажами и деталями обстановки, неизменно демонстрируя при этом безукоризненную академическую выучку. Добрая натура Лемоха и в общении с деревенскими жителями проявлялась в полной мере. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды. Искусствовед Я.Д. Минченков вспоминал: "Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят, и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать матери девочки, с которой вел разговор". В этом сочувствии к судьбе ближнего, истинном, а не поверхностном познании индивидуальной психологии простых людей, в сочетании с высоким профессионализмом и заключается очарование живописи художника. | | Лемох К.В. Бабушка и внучка | Лемох К.В. Новый член семьи |
Но сегодня, когда развитие изобразительного творчества прошло через различные искусы и всевозможные комбинации экспериментов, совсем по-иному, пластически более обогащенно смотрится русская живопись прошлого века, искренняя, правдивая, бесхитростно-ясная, негромкая по своей интонации. Одним из скромных приверженцев ее и остается в нашей памяти "изобразитель простых сцен" Кирилл Викентьевич Лемох. В Ивановском областном художественном музее экспонируется этюд К.В. Лемоха "Девочка с котенком".
Шварц Вячеслав Григорьевич (1838-1869) Русский художник Вячеслав Григорьевич Шварц родился в Курске, в семье боевого генерала, принимавшего участие в войне 1812 года. В 1859 году Вячеслав окончил Царскосельский лицей и поступил в Петербургский университет. Здесь он сблизился с историком Н.И. Костомаровым. Увлеченный живописью Шварц одновременно обучался в Академии художеств у художника-баталиста Б.П. Виллевальде. Первыми произведениями молодого художника стали рисунки и иллюстрации. Интерес к истории привел Шварца к выбору тематики своих работ. В отличие от своих предшественников мастер не стремился передать героическое начало, высокую гражданственность, но, тем не менее, его картины, посвященные русской истории XVI-XVII веков, интересны своим глубоким психологизмом и стремлением передать душевные переживания отдельной личности. В начале 1860-х годов Шварц обратился к эпохе правления Ивана Грозного. Многие современники мастера видели в личности Ивана Грозного жестокого тирана, проводя аналогию с деспотизмом самодержавной власти второй половины XIX столетия. Шварц же пытается в своих картинах раскрыть личность Грозного глубоко и как можно более объективно. Одной из лучших работ об Иване Грозном стал большой картон, выполненный углем и белилами, - "Иоанн Грозный у тела убитого им сына" (1860, Русский музей, Санкт-Петербург). Ту же тему художник продолжил в иллюстрациях к "Князю Серебряному" (1862, Третьяковская галерея, Москва) А. К. Толстого. Рисунки "Шествие Иоанна к заутрене", "Боярин Морозов в шутовском костюме", "Грозный на охоте, встречающий слепых" реалистично показывают жизненный быт той эпохи. В 1863 году в целях совершенствования мастерства Шварц отправился во Францию, но вскоре понял, что же натуру можно найти и в России. В 1864 году он вернулся на родину. В Париже художник начал картину "Иоанн Грозный у тела убитого им сына" (1864, Третьяковская галерея, Москва). Работу над полотном Шварц закончил уже в России. Вскоре он получил за него Малую золотую медаль. В картине с большим мастерством написаны детали быта Руси XVI столетия: одежды, интерьер царских палат, узоры и росписи на стенах и полу. Такое же прекрасное знание старинного быта художник показал в небольшой картине "Сцена из домашней жизни русских царей" ("Игра в шахматы", 1865, Русский музей, Санкт-Петербург), с тонким юмором передающей эпизод из повседневности древнерусских властителей. Шварц не стремился, подобно многим современным ему живописцам, обнажать в своих картинах социальны противоречия. А в то же время правдивое изображение реалий XVII столетия, противопоставление богатого царского поезда обстановке нищей деревушки сближает творение художника с демократическим искусством русских жанристов второй половины XIX века. Характерные черты творчества Шварца (психологизм образов, введение мотивов национального русского пейзажа, достоверное и поэтичное изображение быта прошлых эпох) делает художника основоположником нового - историко-бытового - жанра в русской живописи. В фондах Ивановского областного художественного музея - картина В.Г. Шварца "Посол от князя Курбского" (1862) | | Шварц В.Г. Игра в шахматы | Шварц В.Г. Русский посол при дворе римского императора | |