Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Выставка первая

Проект открывает выставка, посвященная художникам-передвижникам, имена которых сегодня практически исчезли из научного оборота.  Между тем, в свое время их творчество вызывало большой общественный резонанс, они пользовались заслуженным признанием в художественной среде России.

Итак, героями первой выставки проекта стали: Павел Александрович Брюллов, Богдан Павлович Виллевальде, Фирс Сергеевич Журавлев, Михаил Константинович Клодт, Михаил Петрович Клодт.

Павел Александрович Брюллов

Энтузиастом, преданным всем начинаниям Товарищества, был Павел Александрович Брюллов (1840-1914).

Как и Клодты, как и Маковские, Брюллов происходит из династии, органически связанной с искусством. Сын архитектора, и племянник "великого Карла", он и сам был архитектором. Впрочем, в Академии художеств он успешно совмещал занятия архитектурой с освоением рисунка и живописи.

Он был одним из немногих академистов, который получал учебные медали серебряного содержания за оба вида искусства. Так, в 1864 году Павел Брюллов был награжден большой серебряной медалью за проект театра для губернского города, позже в 1870 году - большой поощрительной медалью за картину "После работы".

С 1872 года - Брюллов постоянный участник передвижных выставок. Много путешествовал, побывал на Востоке (около 27 работ - итог пребывания в Алжире были показаны на 12 выставке ТПХВ в 1884 году), в Центральной Европе (Австро-Венгрия, Италия, Швейцария и другие страны). Часто бывал в Крыму и на Кавказе.

Итогом поездок становились пейзажи высокого уровня мастерства. Их приобретали и Павел Михайлович Третьяков, и члены императорской семьи. Все же широта интересов Брюллова видимо, оказалась чрезмерной. Он не стал известным архитектором, каким был его отец, не добился большого признания за свои пейзажные полотна.

Однако, каждому свое: за эрудицию и безупречные человеческие качества Павел Александрович Брюллов пользовался большим уважением в художественной среде России. В 1893 году он был удостоен звания действительного члена Академии художеств, в 1904 году стал членом совета Академии, а с 1897 по 1912 год занимал должность хранителя музея Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Брюллов П.А. Крестьянская девочка

Брюллов П.А. Крестьянская девочка

В коллекции филокартии Кузнецовой Г.П. представлена открытка с репродукцией портретной работы Павла Александровича. Жанр портрета не характерен для художника. Именно поэтому предлагаемая вашему вниманию репродукция приобретает особый интерес, в современном научном обороте она не присутствует. Впрочем, последнее объясняется еще одним простым обстоятельством: оригинал картины находится в Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее-заповеднике, не располагающим, как и большинство провинциальных музеев, достаточными средствами для публикации работ из своих коллекций.

Б.Виллевальде. Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника.1884 г.Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович (1818-1903) - профессор батальной живописи. Родился в Павловске. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, в Академию художеств поступил в 1838 году, где занимался под руководством К. П. Брюллова и А. И. Зауервейда. Имел все академические медали.

В 1842 г. он был отправлен за границу пенсионером Академии, именно там и были написаны его первые полотна, принесшие ему ожидаемый успех. Дело в том, что начало творчества художника, совпало с особой популярностью батальной живописи, вызванной Отечественной войной 1812 года и триумфальным походом российских войск в Европу и Париж.

Однако пребывание за границей вскоре было прервано. В 1844 г. Виллевальде возвратился в Россию для окончания работ, заказанных императорской семьей его учителю Зауервейду, умершему до их выполнения. В 1848 г. за работы "Сражение при Гисгюбеле" и "Сражение при Париже" Богдан Павлович получил звание профессора Академии художеств.

Виллевальде окончательно посвятил себя военному жанру. Он объезжал и собирал на месте материал для своих картин в венгерской кампании 1849 г., на Дунае в 1854 г., под Севастополем в 1855 г., на Кавказе в 1860 г., в Малой Азии и на Дунае в последнюю русско-турецкую войну. Большинство его жанровых картин взято им из кампании 1812 г., все они, главным образом, написаны по рассказам очевидцев или сохранившимся документам.

Его картины внешне эффектные, благодаря своим размерам и исполнению, прославляют победу русского оружия или посвящены выдающимся событиям в современной художнику жизни. Например, открытию памятника "Тысячелетие России" в Великом Новгороде. Виллевальде стремился сделать свои работы максимально реалистичными. Он с охотой отходит от помпезности в пользу изображения чисто жанровых сцен военных походов, подчеркивания "разноплеменности" российской армии и нормальных бытовых отношений простых солдат и офицеров с местным населением. Разнообразие композиции, часто драматический характер сцен, иногда юмористический оттенок, историческая верность, типичность фигур - вот достоинства картин Виллевальде. Можно сказать, что он создал русский батальный жанр и русскую батальную живопись. Под его руководством образовались почти все лучшие русские баталисты. Несомненно, Богдан Павлович прожил счастливую жизнь художника-баталиста.

Виллевальде Б.П. Сегодня ты, а завтра я!

Виллевальде Б.П. Сцена у верстового столба

Виллевальде Б.П. «Сегодня ты, а завтра я!»

Виллевальде Б.П. Сцена у верстового столба

Большинство произведений Виллевальде находилось в галереях и дворцах особ императорской фамилии.

Фирс Сергеевич Журавлев Имя Фирса Сергеевича Журавлева (1836-1901) никогда не пользовалось громкой известностью, хотя непризнанным или забытым его назвать нельзя. Журавлев принадлежит к тем, кому редко посвящают отдельные искусствоведческие работы и кого привычно перечисляют через запятую вместе с подобными ему "типичными представителями".

Фирс Журавлев был, действительно, рядовым представителем бытового жанра в русском демократическом искусстве второй половины XIX века, и в качестве такового он своей художественной практикой формировал характер и особенности русской жанровой живописи 1860-1870-х годов.

Фирс Сергеевич Журавлев по рождению принадлежал к мещанскому сословию, отец его был мастером в саратовском городском портновском цеху. До 19 лет и сам Журавлев занимался портняжным делом. Неизвестно, сколь рано возникла в юноше тяга к искусству, но в 1855 году он оказался в Петербурге, где поступил в Академию художеств.

В 1858 году Журавлев познакомился и подружился с Крамским, в кружке которого вырабатывал свои взгляды на искусство и роль художника. В соответствии с передовыми идеалами времени Журавлев посвятил свое творчество изображению "униженных и оскорбленных". Еще в Академии в 1861 году он написал композицию "Умирающий отец" - картину смерти бедного художника, окруженного испуганными детьми и заплаканной женой. В следующем году Журавлев продолжил эту тему, создав полотно "Кредитор, описывающий имущество вдовы". За эту картину Журавлев получил от руководства Академии малую золотую медаль.

Значительная часть произведений Журавлева связана с изображением купеческого быта, который художник хорошо знал.

Вместе с товарищами из Артели художников - Крамским, Кошелевым, Венигом и другими Журавлев участвовал в росписях храма Христа Спасителя, за что в 1883 году получил орден.

Журавлев Ф.С. Боярышня

Журавлев Ф.С. Перед венцом

Журавлев Ф.С. Боярышня

Журавлев Ф.С. Перед венцом

Журавлев Ф.С. Дети-нищие

Журавлев Ф.С. Купеческие поминки

Журавлев Ф.С. Дети-нищие

Журавлев Ф.С. Купеческие поминки

Период наибольшей активности и общественного энтузиазма Журавлев пережил в молодости, в 1860-е годы. Его творчество именно этого периода внесло свой вклад в развитие отечественного демократического искусства.

Михаил Константинович КлодтМихаил Константинович Клодт (1833-1902)

В процессе мощного развития разночинно-демократической линии русского искусства середины XIX века в нем все более снижалась роль художественных династий. Пожалуй, лишь бароны Клодты фон Юргенсбурги в середине века продолжали быть творчески продуктивны. В их роду были и первый русский ксилограф и скульптор - автор знаменитых коней на Аничковом мосту, и живописцы - один писал жанровые сцены, другой-виды русской природы. Этим пейзажистом был Михаил Константинович Клодт.

Хотя в юности Клодт был определен в Горный кадетский корпус- традиционное учебное заведение для их семьи, - но уже здесь он почувствовал столь же традиционное влечение к искусству.

В 1851 году Клодт поступил в Академию художеств, в класс профессора М.Н. Воробьева. И через семь лет - золотая медаль первой степени и поездка за границу, в Швейцарию и Францию. Но ему не по душе была современная европейская живопись, не терпелось вернуться домой.

1863 год: художник вот уже два года пишет родные пейзажи. На выставке появляется его полотно "Большая дорога осенью", которое становится программным для творчества Клодта. В.В. Стасов восторженно отозвался об этом пейзаже: "...здесь с удивительной верностью и тонким чувством красоты передана картина русской осени на широких равнинах". Позже критик определит одну из характерных черт творческого кредо художника - его стремление "схватить русскую природу во всей ее неказистости".

Клодт М.К. Вид в Нормандии

Клодт М.К. На пашне

Клодт М.К. Вид в Нормандии (Летний день)

Клодт М.К. На пашне

Все работы художника - свидетельство острой и преданной любви Клодта к русской природе, пусть и являющейся ему даже в самом "неказистом" своем состоянии. Обобщающая сила дарования художника придает им значение своеобразных символов времени.

Целеустремленная работа художника над темами, образами и сюжетами, вдохновленными национальной спецификой, сам демократический пафос его произведений закономерно привели Клодта к сотрудничеству с Товариществом передвижников, членом которого он стал одним из первых.


Михаил Петрович КлодтМихаил Петрович Клодт (1835-1914)

Клодт фон Юргенсбург, бароны - полная фамилия трех русских художников.

Михаил Петрович - сын Петра Карловича Клодта, автора знаменитых коней, украшающих Аничков мост в Петербурге, живописец-жанрист, родился в 1835 году. Образование получил в Сакт - Петербургском училище реформатской церкви, художественное - в Академии художеств.

После окончания Академии стажировался в Европе (Франция, Германия). Вернувшись в 1865 г. в Россию, изучал различные народные типы, быт, костюмы.

Накопленные материалы и впечатления легли в основу сюжетов картин "Возвращение с поля" и "Молитва перед крещением", за которые в 1867 г. Академия присвоила ему звание академика.

В 1869-1871 гг. находился в качестве рисовалыцика при экспедиции Императорской археологической миссии на Таманский полуостров. В течение нескольких лет преподавал рисование в школе Санкт-Петербургского общества поощрения художников, а потом акварельную живопись в Центральном училище технического рисования барона Штиглица.

Состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания и постоянно участвовал в его выставках. Не без успеха пробовал свои силы в офорте.

 В 1895 г. поступил на службу в петербургский Эрмитаж в качестве живописца-реставратора. Из его картин наиболее известны "Антикварий", "Черная скамья", "Перед отъездом", "Мученица" и "Посещение заключенных".

Клодт М.П. Больной музыкант

Клодт М.П. Рыбаки финны

Клодт М.П. Марина Мнишек с отцом под стражей

Клодт М.П. Больной музыкант

Клодт М.П. Рыбаки финны

Клодт М.П. Марина Мнишек с отцом под стражей

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика