Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Книжно-иллюстративная выставка «Стихия моря на линии судьбы»

С 29 июня 2017 года в секторе «Искусство» отдела «Молодежный центр» начала работу книжно-иллюстративная выставка «Стихия моря на линии судьбы», посвященная 200-летнему юбилею Ивана Константиновича Айвазовского. Экспозиция открывает новый выставочный проект «Живые стихии», подготовленный к Году экологии.

И.К. Айвазовский (1817-1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат, талантливый человек, влюбленный в море. Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передавший на живописных полотнах красоту и мощь морской стихии. «Море – это моя жизнь», – говорил Иван Константинович, и страстно, до обожествления, преклонялся перед объектом своей неослабевающей любви.

Книги и альбомы, представленные на выставке, знакомят с жизнью и творчеством замечательного художника. Периодические издания: «Юный художник», «Русское искусство», «Творчество народов мира», «География», «Наука и жизнь», «GEO», «История», «Военно-исторический журнал», «Патриот Отечества», «Литература в школе» – помогут дополнить и расширить знания о различных аспектах творчества Айвазовского. Экспозиция «Стихия моря на линии судьбы» состоит нескольких разделов, один из которых посвящен Феодосии – родному городу мариниста.

Вечно изменчивое море прекрасно во всех своих видах и проявлениях. Тому, кто знает море, известно, что им можно любоваться без конца. Люди жадно стремятся к морю – его влажное дыхание успокаивает, дает необычайную силу.

Портрет И.К. Айвазовского. Художник А. Тыранов.

Айвазовский И.К. Девятый вал, 1850. Государственный Русский музей, Санкт Петербург.

Поэты всех времен посвящали морю свои стихи. В живописи же нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. Когда заходит речь об этом замечательном художнике сразу вспоминают его картину «Девятый вал». Это полотно не очень большого размера и хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На нем изображено море ранним утром после бури. Несколько моряков спаслись после кораблекрушения, ухватившись за обломок мачты, но угроза жизни не миновала: на них вот-вот обрушится громадная волна. Подсвеченная солнцем, отороченная пеной, похожей на кисти сирени, она очень красива. Это и есть девятый вал, последний из рожденных бурей, который по древнему морскому поверью является самым сокрушительным. Что общего у Айвазовского с девятым валом?

Вообще-то Айвазовский ничего не сокрушал, а, наоборот, строил. Например, в родном городе Феодосии он основал картинную галерею. На свои средства и по собственному проекту на горе Митридат построил новое здание Феодосийского музея древностей. А еще он выступал с инициативой строительства железной дороги, торгового порта, концертного зала и библиотеки. Художник старался помогать всем, кто нуждался. С уверенностью можно сказать, что во многом трудами Айвазовского Феодосия превратилась в цветущий город.

Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского. Феодосия

Зал Национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского. Феодосия

Музей древностей. Феодосия

И все же, по силе таланта и по своей работоспособности художник был настоящим девятым валом, а заодно и предыдущими восемью, в области морского пейзажа. И.К. Айвазовский в общей сложности написал шесть тысяч картин, причем четыре тысячи из них посвящены морю. Если бы волны, которые море выплескивает на берег во время шторма, превращались в картины, наверное получилось бы примерно столько. И если сложить все марины, написанные русскими живописцами в XVIII и XIX столетиях, вряд ли получилось бы больше.

Айвазовский вырос и жил у моря и все время его рисовал. Если не было бумаги и красок (а родился Иван в бедной семье), художник рисовал углем на выбеленных стенах дома. Море и живопись в его жизни всегда были рядом, а после поступления Айвазовского в Академию художеств в Петербурге, они соединились окончательно.

Айвазовский И.К. Хаос Сотворение мира, 1841. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция.

Айвазовский И.К. Венеция, 1842. Тверская областная галерея.

Айвазовский И.К. После бури,1854. Харьковский художественный музей.

Айвазовский И.К. Вечер в Крыму Ялта, 1848. Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.

Художник в душе был поэтом, потому и море он воспринимал как живое существо небывалой мощи и величия. Всю жизнь И. Айвазовский писал его портреты. Он знал, как выглядит лик моря при солнце и луне, какого цвета бывает вода при разном освещении и в разную погоду. Иван Константинович изображал море и задумчивым, и торжественным, но особенно часто – в бурном, кораблекрушительном настроении. Тому есть несколько причин.

После окончания Академии художеств И.К. Айвазовский был отправлен знакомиться с живописью в Европу. В один прекрасный день, когда он плыл на пароходе по Бискайскому заливу, направляясь из Франции в Португалию и Испанию, начался сильный шторм, корабль чудом уцелел. Во Франции судно сочли погибшим, и газеты написали о гибели молодого русского живописца, выставка которого только что с большим успехом прошла в Париже. А выживший Айвазовский, несмотря на испуг, увидел в буре «дивную живую картину». Под впечатлением от случившегося он написал свою первую «бурю». Будучи человеком с сильным воображением, художник не раз потом пытался себе представить, что было бы, если бы судно погибло. Фантазия предлагала ему все новые варианты, он изобразил немало бурь, тонущих кораблей и людей в шлюпках или на обломках мачт.

Существовала и другая причина. Подобно своему учителю Максиму Воробьеву, Иван Айвазовский в живописи был романтиком. А романтикам интереснее изображать природу в активном состоянии, когда она, проявляет свой характер. Парусники, уходящие под воду, и терпящие бедствие моряки нужны были для того, чтобы подчеркнуть грозный нрав стихии. Кроме того, романтикам нравятся сильные личности, бесстрашные герои. Иван Константинович с огромным уважением относился к ним, и потому, изображая моряков на обломках мачт, всегда оставлял зрителям надежду на их спасение.

Прощание Пушкина с Черным морем. Художники Иван Айвазовский и Илья Репин, 1887. Центральный Пушкинский Музей, г.Пушкин.

И наконец, у И.К. Айвазовского с морем было много общего в характере. В те времена поэтам нравилось считать море символом свободы. Не случайно стихотворение Пушкина «К морю» начинается со слов «Прощай, свободная стихия!». Айвазовский тоже любил свободу. Кроме того, он рано стал знаменитым: в двадцать семь лет живописец был членом четырех академий художеств: петербургской, римской, парижской и амстердамской. После возвращения из заграничной поездки, его назначили художником Главного морского штаба: ему предстояло изображать славные деяния российского флота, военные корабли и морские крепости. Его картинами богатые заказчики желали украшать свои гостиные. Тем не менее, Иван Константинович через четыре года уехал из столицы, поселился в Феодосии и стал писать картины не на заказ, а по собственному усмотрению.

Айвазовский был довольно импульсивным человеком. Поэтому ему больше нравилось изображать , во-первых,не спокойное, будничное море, а высокие волны, бурлящую пену и грозное небо. Во-вторых, если ему приходила в голову идея, он должен был немедленно ее осуществить. Художник не любил писать с натуры. Он считал, что кисти не под силу изобразить с натуры молнию, порыв ветра, всплеск волны, но он может запомнить их, а потом «обставить» ими свою картину.

Иван Константинович обладал редкой зрительной памятью и мог воспроизвести на полотне любой морской вид, дополняя его с помощью фантазии. Он говорил так: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моею кистью».

Айвазовский И.К. Радуга, 1973. Третьяковская галерея, Москва.

И.К. Айвазовский удивлял современников: картины его были светлыми, а краски на них – яркими. До него в живописи были приняты глухие тона. Один из критиков объяснял эту особенность мариниста тем, что он якобы глухонемой от рождения, вот природа и компенсировала отсутствие слуха обостренным чувством цвета, какого у нормальных людей нет. Самая красочная его картина – «Радуга». Любимую сцену: шторм, накренившийся корабль и команду, спасающуюся в шлюпке, – Айвазовский изобразил словно сквозь облако водяной пыли. Солнечный свет, преломившись в этих мелких брызгах, радугой лег на воду, отчего вся картина окрасилась в радужные тона. Другие художники предпочитали писать радугу на темном фоне грозовой тучи – для контраста, Иван Константинович написал ее теми же красками, что и всю картину: радуга у него кажется прозрачной и сверкающей, а буря – нежной.

 Айвазовский И.К. Черное море, 1881. Третьяковская галерея, Москва.

Из всех морей художник больше всего любил Черное. Одна из лучших его картин так и называется «Черное море», И. Айвазовский написал ее всего за десять дней. Это настоящий портрет моря, на нем нет ни бурь, ни парусников, ни лунных дорожек. На этот раз мастер хотел передать не настроение моря, а то, что есть в нем вечного. На полотне – только небо и вода: от самого горизонта, гряда за грядой, катятся волны. Равномерный ритм набегающих волн и есть главное на этой картине.

Айвазовский писал не только морские пейзажи, но и морские сражения. Некоторые из них относятся к истории XVIII столетия, некоторые произошли при жизни художника. Ивану Константиновичу не доводилось видеть морских сражений, но он бывал на боевых кораблях, наблюдал высадку морского десанта, дружил со знаменитыми адмиралами.

Айвазовский И.К. Синопский бой, 1853. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Айвазовский И.К. Синопский бой (Ночь после боя), 1853. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Во время Крымской войны художник несколько раз приезжал в Севастополь: в первый раз он был там вскоре после сражения между турецкой эскадрой и русскими кораблями под командованием адмирала П.С. Нахимова в Синопской бухте. В бою победили русские корабли, несмотря на очевидный перевес противника. Художник пожелал непременно изобразить подвиг моряков, и по воспоминаниям участников написал полотна «Синопский бой (Дневной вариант)» и «Синопский бой (Ночь после боя)».

Айвазовский И.К. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями,1892. Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.

Одна из наиболее известных батальных картин И.К. Айвазовского – «Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой». Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов русский бриг, несший дозорную, службу у Босфора, встретился с двумя турецкими кораблями. На предложение сдаться командир судна капитан-лейтенант А.И. Казарский приказал ответить артиллерийским огнем. На «Меркурии» было восемнадцать орудий, у турок – сто восемьдесят четыре. И все же после тяжелого боя турецкие корабли отступили. Художник изобразил не сам бой, а следующий за ним эпизод: спокойное море, освещенная лунным светом вода, расходящиеся облака на небе, корабли на горизонте и маленькое судно, идущее под всеми парусами, пробитыми во многих местах ядрами.

Айвазовский И.К. Среди волн, 1898. Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.

С годами Иван Айвазовский все меньше изображал героев, противостоящих разбушевавшейся стихии, пример тому – картина «Черное море», написанная им в шестьдесят четыре года. А когда живописцу было уже восемьдесят, он написал огромное полотно «Среди волн» – еще одну «бурю», где большая часть пространства занята волнами, которые, вырастая, наступают от горизонта. Сначала художник поместил в центре небольшую лодку с терпящими бедствие людьми, но потом решил обойтись без этой романтической детали. На последней своей картине, которую не успел закончить, И.К. Айвазовский изобразил взрыв корабля.

В Феодосии маринист открыл школу для художников, которую назвал «Общая мастерская». Иван Константинович очень хотел, чтобы люди разных сословий учились писать пейзажи, морские виды. Так и случилось, однако ни одной картине не удалось затмить славу «Девятого вала».

Фонтан-памятник «Доброму гению», 2002, Феодосия.


Список изданий к выставке «Стихия моря на линии судьбы»:

  • Айвазовский = Aivazovsky [Изоматериал] : комплект открыток / авт.- сост. В.М. Сунцова. – Л. : Аврора, 1988. – 1 обл. (16 отд. л.) : цв. офсет ; 21x15.
  • Айвазовский : Сказка о волне и художнике / авт. текста Г. Ветрова. – М. : Белый город, 2001. – 11 с. : ил.
  • Барсамов, Н.С. Иван Константинович Айвазовский / Николай Степанович Барсамов ; худож. В. Виноградов. – М. : Искусство, 1971. – 111 с. : ил.
  • Вагнер, Л.А. Иван Константинович Айвазовский / Лев Арнольдович Вагнер, Надежда Семеновна Григорович. – М. : Искусство, 1970. – 263 с. : ил. – (Жизнь в искусстве).
  • Гайдук, О. Школа юнг : детский путеводитель по выставке «Айвазовский и флот» // Искусство – Первое сентября. – 2015. – № 3. – С. 52-55.
  • Гайдук, Т. Вилла маэстро : из истории дома И.К. Айвазовского в Крыму // Русское искусство. – 2016. – № 3. – С. 64-67.
  • Грачева, О. Вклад российских офицеров-художников XIX века в развитие отечественного искусства [В.В. Верещагин, А.П. Боголюбов, И.К. Айвазовский, Н.А. Ярошенко, П.А. Федотов] // Военно-исторический журнал. – 2005. – № 9. – С. 69-74.
  • Григорян, И.И. Пейзаж в русской живописи / Ирина Игоревна Григорян. – М. : Олма-Пресс Образование, 2006. – 95 с. : ил. – (Галерея мировой живописи).
  • Даниленко, Л. Феодосийская коллекция Айвазовского // Юный художник. – 2015. – № 7. – С. 10-14.
  • Ежерец, Н. По следам романтической музы : [классическая русская поэзия XIX века и творчество И. Айвазовского] // Русское искусство. – 2008. – № 4. – С. 136-145.
  • Ермильченко, Н.В. Морская картина / Наталия Валентиновна Ермильченко. – М. : Белый город, 2004. – 47 с. : ил. – (Энциклопедия живописи для детей).
  • Занько, И. Герой Феодосии // Эскиз. – 2016. – № 5. – С. 10-13.
  • Зеленский, Г. Темы порядка и хаоса в живописи России в первой половине XIX века // Собрание шедевров. – 2010. – № 4. – С. 32-39.
  • Иван Айвазовский : альбом / авт. текста Галина Сергеевна Чурак. – М. : Белый город, 2001. – 64 с. : ил.
  • Ивашкова, Н. Гидросфера : романтика Мирового Океана : [материал для урока географии в 6 классе] // География – Первое сентября. – 2016. – № 2. – С. 21-24.
  • Игнатова, Н. Самые мистические полотна Ивана Айвазовского // Творчество народов мира. – 2017. – № 2. – С. 15-18.
  • Игнатова, Н.. «Весь мир был ему мал» // Наука и жизнь. – 2016. – № 11. – С. 125-127, 4-я с. обл.
  • Иовлева, Л.И. Русские художники и Крым : [крымские пейзажи русских художников в различные периоды истории] // Русское искусство. – 2014. – № 4. – С. 46-57.
  • Коваленко, И. Феодосия – Богом данная // Неформальный Крым : путеводитель : [16+] / Иван Коваленко. – СПб. : Питер, 2016. – С. 116-122. – (Неформальный путеводитель).
  • Королев, В.С. Флагманский живописец российского военно-морского флота // Военно-исторический журнал. – 2004. – № 2. – С. 70-74.
  • Кузнецова, О. Великому маринисту : о памятнике И.К. Айвазовскому в Феодосии // Патриот Отечества. – 2016. – № 2. – С. 48.
  • Мамонтова, Н.Н. Иван Айвазовский / Наталья Николаевна Мамонтова. – изд. 2-е. – М. : АРТ-Родник, 2008. – 72 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи).
  • Мачеева, А.Е. Своеобразие русского пейзажа в отечественной лирике и живописи второй половины XIX века : интегрированный урок на тему творчества Ф. Тютчева и Ивана Айвазовского в 10 классе // Литература в школе. – 2016. – № 8. – С. 30-32.
  • Орлова, Е. Иван Константинович Айвазовский / Елизавета Орлова. – М. : Рипол классик, 2014. – 37 с. : ил. – (Великие художники России) (История русской живописи в 20 книгах).
  • Пилипенко, В.Н. Иван Константинович Айвазовский : на русском и англ. языке / Валерий Николаевич Пилипенко. – Л. : Художник РСФСР, 1991. – 188 с. : ил. – (Русские живописцы XIX века).
  • Ростова, Н. Метафизика Айвазовского : [о картинах И. Айвазовского, обращенные к библейским строкам о сотворении мира] // Москва. – 2016. – № 11. – С. 213-214.
  • С корабля на вал : к 200-летию со дня рождения художника // GEO. – 2016. – № 9. – С. 15.
  • Савельев, А. Живописная романтика Крыма : [крымская тематика в пейзажной живописи 19 – начала 20 веков] // История – Первое сентября. – 2014. – № 12. – С. 18-19.
  • Самин, Д.К. 100 великих художников / Дмитрий Константинович Самин. – М. : Вече, 2005. – 480 с. : ил. – (100 великих).
  • Соавтор : [о соавторстве И. Репина и И. Айвазовского, написавших картину «Прощание Пушкина с Черным морем»] // Эскиз. – 2011. – № 7/8. – С. 6-7.
  • Сурмина, И.О. Сокровища музеев России / Ирина Олеговна Сурмина, Т.В. Титкова. – М. : Дом Славянской книги, 2010. – 480 с. : ил.
  • Чурак, Г. «Волшебная вода» в собрании московского коллекционера : [ о живописных маринах, приобретенных П.М. Третьяковым у И.К. Айвазовского] // Русское искусство. – 2016. – № 3. – С. 68-73.
  • Чурак, Г. Турецкие сюжеты великого мариниста : к 200-летию И.К. Айвазовского // Юный художник. – 2016. – № 5. – С. 6-10.
  • Шинкарчук, С.А. Библейские сюжеты в картинах великих мастеров : справочник школьника / Сергей Алексеевич Шинкарчук. – СПб. : Литера, 2008. – 64 с. : ил. – (Словарик школьника)
  • Шинкарчук, С.А. История России в живописи : ушедшие времена на великих полотнах : справочник школьника / Сергей Алексеевич Шинкарчук. – СПб. : Литера, 2008. – 94 с. : ил. – (Любимая Россия).


Электронные издания:

  • Иван Айвазовский [Электронный ресурс] : картины, биография, музыкальное сопровождение. – М. : Навигатор, 2001. – (Знаменитые русские художники).
  • Иван Айвазовский [Электронный ресурс]. – М. : Нью Медиа Дженерейшн, 2003. – (Галерея изобразительного искусства).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика