В первой выставке проекта мы предлагаем вашему вниманию открытки 1950-х – 1970-х годов, посвященных весенним международным праздникам. Весна ассоциируется в нашем сознании с цветами, с вернувшимися с юга птицами и, конечно, с женщинами. Ведь первый весенний праздник – это 8 Марта. Ориентируясь именно на эти образы, мы представим вашему вниманию несколько наиболее характерных и интересных, с нашей точки зрения экземпляров.
В 1950-е – начале 1960-х годов многие открытки носят откровенно пропагандистский идеологический характер. Особенно выразительно это проявляется в облике героев и прежде всего в женских образах: перед нами женщины – государственные деятели, женщины – соратницы, боевые подруги, занимающие активную общественную позицию. Их взгляды устремлены в будущее, а единственной формой обращения к ним является слово «товарищ». Даже дети на этих открытках, прежде всего, – юные борцы за коммунизм. Однако, несмотря на жесткие идеологические требования, жизнь берет свое: никакие знамена и флаги не способны заслонить естественные чувства и эмоции человека. В середине 60-х годов стилистика образов меняется. Женщины кокетливы, романтичны, их прически и костюмы напоминают о модных тенденциях того времени. Мужчины, спешащие поздравить любимых с праздником, выглядят рассеянными, безалаберными, далекими от бытовых проблем. Они напоминают популярных «киношных» героев (вспоминайте Юрия Деточкина, Шурика и т.п.). Словом – оттепель… С 50-х до середины 60-х гг. были популярны фотооткрытки, выпускавшиеся небольшими тиражами. Такие экземпляры выглядели как раскрашенные фотографии. В этой наивности была своя прелесть: так и хочется добавить к ним популярную надпись «люби меня, как я тебя». Наряду с такого рода продукцией особую популярность завоевали и открытки с выделенным объемным рисунком. С конца шестидесятых стали широко тиражироваться цветные открытки с фотографиями цветов, букетов или цветочных композиций. Последние выступали в роли наглядных пособий по искусству флористического дизайна. Происходило это не случайно: модным стало увлечение искусством икебаны, многие женщины украшали интерьер композициями в японском стиле. С середины 1960-х на смену фотооткрыткам с раскрашенными букетами, пришли открытки с фотографиями птиц, фотопейзажи и т.п. Они неизменно вызывали теплые чувства, напоминая о приходе весны и приближении теплых солнечных дней. Перед вами довольно редкий экземпляр открытки. Героиня рисунка – особенная женщина, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. В начале эры освоения космоса человеком, как правило, выпускалось либо открытки-портреты космонавтов, либо открытки с рисунками на космические темы. В представленном экземпляре рисунок включает фотографию. Подобные филокарты встречаются нечасто. Наш небольшой экскурс в коллекцию весенних поздравительных открыток мы завершаем знакомством с экземплярами филокартии, отличающимися интересными текстами отправителей. В расшифровке текстов сохранена орфография оригиналов. Речь идет о фотографиях киноартистов. Такие фотографии в 60-е – н. 80-х годов пользовались необыкновенной популярностью. Их коллекционировали, как правило, подростки и молодые девушки. Разве это не грустное свидетельство одиночества? Впрочем, м.б. вы думаете иначе… Поздравляя всех с Весной, с удовольствием присоединяемся к словам автора этой открытки и полностью разделяем его мнение об ивановских женщинах. |