30 января 2017 года в секторе «Искусство» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Девочка по имени Жизнь», приуроченная к 65-летию со дня рождения Нади Рушевой. Экспозиция организована в рамках проекта «Вернисаж». Существует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу, многие остаются никому не известными гениями. Но есть личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева, это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой. Несмотря на то, что Надя прожила очень короткий век, ее творческое наследие насчитывает более 12 тысяч рисунков. Материалы, представленные на выставке, знакомят читателей с творчеством этой замечательной художницы.
Надя Рушева родилась 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Николая Константиновича Рушева и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Девочка росла не совсем обычным ребенком, склонность к рисованию у нее появилась в раннем детстве. Когда малышке было пять лет, ее отец заметил одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.
|
|
Главная особенность живописи Нади Рушевой заключалось в том, что девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Юная художница предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала. По словам Нади, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.
|
|
Николай Константинович показал готовые картинки дочери своим коллегам, и, как и следовало ожидать, они единогласно сделали вывод, что у Нади есть необычайный талант. С этого момента отец девочки решил во что бы то ни стало заняться ее развитием. Старания советского художника Н.К. Рушева не были напрасными. Когда Наде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована самая первая персональная выставка девочки. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором! И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Несмотря на неожиданно нагрянувшую популярность, в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать. В 13 лет Надя создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение. Рисунки Надежды Рушевой – это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствуют штриховка и тонировка. По словам известного скульптора Василия Ватагина, художница рисовала картины, обладающие простыми линиями, но в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы. Если говорить о персонажах ее картин, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые, наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции. По словам отца девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом Нади Рушевой. Среди ее картин были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков. В течение последующих пяти лет работами юной художницы заинтересовались многие издательства, представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок ее работ, они с успехом состоялись и за рубежом (в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира). Особым штрихом на жизненном пути Нади Рушевой стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет. Главные герои произведения – это прототипы самого автора и его супруги. Даже не догадываясь об этом, девушка интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу. Юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого. Помимо литературных произведений, художницу интересовал балет. Маленькая Надя часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступлений. Однажды художнице удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана. «…Эрмитаж, Зимний дворец, квартира Пушкина на Мойке… и всё это можно рисовать сколько душе угодно, – говорила Надя, озвучивая фильм, — хожу по улицам с альбомом, и просто плакать хочется от счастья». 6 марта 1969 года художницы не стало, причина смерти – аневризма сосудов головного мозга. Надя Рушева ушла на взлете, не дожив даже до совершеннолетия…
Приподготовке выставке были использованы интернет-ресурсы: |