Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Волшебники приходят к людям»

В рамках проекта «Жизнь моя, кинематограф» в секторе «Искусство» 25 декабря 2016 года была открыта книжно-иллюстративная выставка «Волшебники приходят к людям», посвященная жизни и творчеству нашего земляка, выдающегося киносказочника Александра Артуровича Роу, которому в 2016 году исполнилось бы 110 лет.

Более столетия история Ивановского края связана с историей кинематографа. В 1906 году в Иваново-Вознесенске открылись первые «синематографы». Этот год отмечен и еще одной знаменательной кинематографической датой – рождением Александра Артуровича Роу, кинорежиссера, первооткрывателя в кино русской народной сказки, посвятившего развитию жанра детской киносказки всю свою творческую жизнь.

А. Роу подарил детям нашей страны целый ряд волшебных фильмов-сказок. Их смотрели еще бабушки и дедушки нынешних ребят. Они учили добру, мужеству, любви, преданности, воспитывали чувство ответственности за ближнего и за свою родную землю. В этих фильмах снимались народные артисты: Георгий Милляр, Сергей Столяров, Анатолий Кубацкий, Михаил Пуговкин, Рина Зеленая, Анастасия Зуева и многие другие. В чем же секрет творческого успеха кинорежиссера и зрительского долголетия его фильмов-сказок?

На выставке представлены книги и периодические издания из фонда библиотеки, рассказывающие о биографии Александра Артуровича Роу. Читатели увидят множество фотографий и кадры из некоторых фильмов. Видеоиздания помогут зримо познакомиться с творчеством замечательного режиссера.

Александр Артурович Роу (1906-1973) – советский режиссер-сказочник, фильмы которого («По щучьему велению», «Кащей Бессмертный», «Королевство кривых зеркал», «Морозко» и др.) посмотрело не одно поколение юных зрителей не только в нашей стране, но и за рубежом. А. Роу – один из первых кинематографистов, обратившихся к русской народной сказке. Он впервые перенес волшебный сказочный мир в игровой кинематограф, заменив кукол и рисованных персонажей анимационного фильма на живых актеров. И уже они стали действовать в реальной среде: в крестьянских избах и царских дворцах, подводном царстве и хоромах Кащея Бессмертного. Съемки проходили в специально созданных павильонах и, конечно, среди родной русской природы.

Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 г. в городе Юрьевце Костромской губернии (ныне – Ивановская область). Его отец Артур Говард Роу был ирландским инженером, приехавшим на работу в Россию, а мать – гречанкой. В 1914 году Артур Роу оставил семью и уехал на родину в Ирландию. Маленькому Саше с детства пришлось помогать матери искать средства к существованию.

Семья будущего режиссера жила в Загорске (ныне – г. Сергиев Посад), город и его сердце – Троице-Сергиева лавра – находятся среди живописной природы среднерусской полосы. Темные еловые леса и светлые березовые рощи, стройные сосны и мощные дубы, реки, ручьи, озера – эта сказочная красота, окружавшая режиссера с детства, позднее станет постоянным полноправным создателем и участником всех его фильмов. Александр Роу вспоминал: «Я вырос в Загорске, под Москвой, городом, привлекающим миллионы путешественников множеством великих творений живописи и зодчества. С малых лет полюбил я сказки, услышанные еще от матери. Были среди них и собственные импровизации. Русский быт, фольклор и старина близки мне и дороги еще с тех давних времен... Я в детстве любил слушать, именно слушать сказку. Сказители складывают и сказывают сказки в сумеречное время, когда все живое и предметы, освещаемые таинственным светом заходящего солнца, меняют свои очертания. В такой обстановке, сидя где-нибудь на пригорке, слушал я сказки в дни моего далекого детства... То, что остается из дорогих воспоминаний детства, наиболее прочно сохраняется на всю жизнь...».

Увлечение А. Роу искусством началось с участия в самодеятельных выступлениях, он учился в киношколе им. Б.В. Чайковского и драматическом техникуме им. М.Н. Ермоловой. В 1937 г. Александр Артурович начал работать режиссером на киностудии «Союздетфильм» (Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького).

Первой киносказкой А. Роу стал фильм «По щучьему велению» (1938). Опираясь на сказки из сборника А.Н. Афанасьева, следуя их принципам и духу, О. Леонидов и Е. Тараховская совместно с А. Роу создали сценарий будущего фильма. Его действие развивается в реальном пространстве русской деревни с избами, утварью, обычаями и точно представленными народными характерами. В фактурную крестьянскую жизнь режиссер смог органично включить волшебные события: в его фильме разговаривает щука, шагают ведра, двигается по полям и лесам печь, платок превращается в реку. Без волшебства и сказка не сказка!

Во всех последующих фильмах Александра Роу большую роль будут играть чудеса: станет приплясывать избушка на курьих ножках («Морозко», «Золотые рога»), оживут скрюченные коряги («Морозко»), поднимется в воздух ковер-самолет и ступа Бабы Яги («Кащей Бессмертный», «Морозко»). На глазах зрителей станут происходить волшебные превращения: Нушрок превратится в коршуна, Абаж – в жабу («Королевство кривых зеркал»), Иван – в медведя («Морозко»). Среди героев фильмов появятся волшебные персонажи: Богатырь и Чудо-юдо рыба кит («Конек-Горбунок»), Змей Горыныч («Василиса Прекрасная»), Старичок-Боровичок («Морозко»), воспринимающиеся абсолютно естественно за счет точно выбранной стилистики – сочетания природных, легкоузнаваемых элементов и чудесных фантастических вещей. Этот стиль сам Роу называл «реализмом сказочного действия».

Позднее, вспоминая свою первую сказочную работу, режиссер писал: «Тридцать лет тому назад решил я постановку сказки в кино не в условных, а в реальных декорациях и на реальной натуре, разумеется, специально отобранной по ее живописным поэтическим признакам, по освещению, ибо в разное время дня и ночи один и тот же реально существующий пейзаж выглядит по-разному.
Все поступки героев, их образы, характеры были решены реалистически, то есть по тому творческому принципу, по которому вели свои повествования сказители – друзья моего детства, патриоты своей родины, самозабвенно влюбленные в русский фольклор».

Далее Александр Артурович добавляет: «Волшебство и чудеса, происходящие в реальной обстановке, во сто крат сильнее впечатляют, нежели волшебство и чудеса, происходящие в условной обстановке, а о взаимоотношениях персонажей и говорить не приходится...».

С первого фильма проявилось умение режиссера найти актера-исполнителя, точно воплощающего на экране характерные черты фольклорного героя. Сам А. Роу отмечал, что сниматься в сказочном сюжете актеру труднее: от него требуется «особое искусство перевоплощения, умение двигаться, носить любой странный костюм, держаться непринужденно, забывая о сложном, порой очень обременительном гриме, сталкиваться с довольно нежелательными партнерами».

Сказочный герой – это всегда собирательный образ, который воплощает народное представление об идеале. Ему присущи смекалка и стойкость, честность и сила, мужество и беззаветная любовь к Родине. Необходимость соединить реальный живой характер с обобщенными чертами легендарного персонажа требует высокого актерского мастерства и профессионализма. Это смогли передать Петр Савин (Емеля в фильме «По щучьему велению»), Сергей Столяров (Иван в фильме «Василиса Прекрасная» и Никита Кожемяка в фильме «Кащей Бессмертный»), Петр Алейников (Иванушка в «Коньке-Горбунке»).

Женские образы, ведущие лирическую тему в фильмах А. Роу, также представляют истинно русские характеры. Красивые и работящие, любящие и верные, они умелы, храбры и бесстрашны, как их избранники. Не боящаяся никаких угроз Кащея Бессмертного Марья Моревна (Галина Григорьева), стойко переносящая плен у царя Водокрута Марья-искусница (Нелли Мышкова), удивительно добрая, полная любви ко всем окружающим – от мачехи до малой птички – Настенька (Наталья Седых).

Однако в любой сказке рядом с героями соседствуют отрицательные персонажи. В трактовке их образов у Александра Роу всегда преоблает не осуждение, а ирония и юмор, придающие этим героям комедийную, сатирическую окраску. Такова капризная и взбалмошная царевна Несмеяна (Софья Терентьева, «По щучьему велению»), ленивая грубиянка Марфушенька-душенька (Инна Чурикова, «Морозко»), «упитанный, но невоспитанный» Андрей, царский сын (Сергей Николаев, «Варвара-краса, длинная коса»).

Говоря о фильмах А. Роу невозможно не вспомнить персонажей, созданных актером Георгием Францевичем Милляром. Он был постоянным участником практически всех фильмов режиссера, его единомышленником, разделившим любовь Александра Артуровича к сказочному жанру. Благодаря редкому дару перевоплощения, во многих фильмах он сыграл не одну, а несколько ролей: Баба Яга, старинушка и гусляр в «Василисе Прекрасной»; мудрый сказитель, разбойник и царский спальник Чихирь в «Коньке-Горбунке». Милляр с равным успехом играл женщин, мужчин, сказочных героев. Так, в разных фильмах он создал восемь разных вариантов Бабы Яги.

Неизменно в фильмах А. Роу снимались животные, редкая сказка обходилась без их участия. В сказочном сюжете у актеров-зверей был свой характер, представления о жизни и цели, в соответствии с которыми они и действовали. Сказка не знает разделения живого мира на человека и неразумного зверя, в ней все одинаково одухотворено – этому принципу следовал режиссер. Уже в первом фильме Александра Роу «По щучьему велению» Емеля братается с медведем; в «Василисе Прекрасной» два медвежонка помогают Ивану в поисках ключа – взбираются на высокое дерево и сбрасывают хрустальный сундук; в фильме «Конек-Горбунок» конь – равноправный актер рядом с людьми. Подобное очеловечивание мира животных позволило воссоздать на экране поэтику русской сказки, неразрывную связь с миром природы.

Волшебно красивой предстает русская земля в фильмах А. Роу. Трепет зеленых листьев и разнотравье лугов, таинственный заснеженный лес, закатное солнце с отражением в спокойной речной воде, холмы с расписными теремами, высокие горы до небес... Пейзажи родной страны, опоэтизированные русским фольклором, в котором солнце всегда красное, море – синее, месяц – брат, березка – сестра, горы – высокие, леса – дремучие, а земля русская – Мать-земля. Свою землю в сказках всегда оберегают, спасают от зла герои-богатыри. Так, в годы Великой Отечественной войны А. Роу снял фильм «Кащей Бессмертный». Не проводя прямых аналогий, опираясь на часто встречающийся в сказках сюжет борьбы русских людей с нашествием Кащеева войска, режиссер смог передать чувства и чаяния своего народа, а в образах сражающихся бок о бок русского богатыря Никиты Кожемяки и восточного воина Булата Балагура – необходимость единения для победы над врагом. Характерная черта этой картины, как и всех фильмов Роу, – отсутствие сцен насилия и жестокости, которые могли бы ранить маленького зрителя, породить в его душе чувство ужаса, безысходности.

Добро в сказках всегда побеждает зло. Поэтому Кащей Бессмертный (Г. Милляр) – тощий, похожий на скелет, обтянутый темной кожей, в нелепом костюме с торчащими костяными наплечниками – вызывает ощущение не ужаса, а отвращения. Его притязания на власть выглядят нелепыми и смешными, а его поражение – неизбежным. Позднее режиссер говорил: «Мы не прибегаем к прямой экранизации конкретной сказки. Для нас важно как бы перекинуть мостик от древних времен к современности. Мы стремимся увидеть в фольклоре главную идею, созвучную нашим дням, раскрыть языком кино ее смысл. Некоторые мои фильмы живо откликались на современные события, отражали то, что волновало миллионы людей. В качестве примера я могу сослаться на «Кащея Бессмертного», премьера которого состоялась в День Победы над фашистской Германией...».

В фильме «Кащей Бессмертный», как и во всех других работах, создавая на экране сказочную кинореальность, режиссер мастерски сочетал драматургию и изобразительное решение, живую натуру и декорации, выразительную актерскую игру и комбинированные съемки, необходимые для чудесных превращений. Он смог передать народную мудрость, философскую глубину, безудержную фантазию, доброту и абсолютную убежденность в победе добра над злом, свойственные русской народной сказке.

А. Роу был не только гениальным режиссером-сказочником, но и страстным путешественником. Со своими фильмами он объездил множество стран. Среди туристических и деловых поездок особое место занимала Африка, которая для стала для Александра Артуровича продолжением сказки. Он увлекся Африкой как юноша, открывший для себя таинственный мир, и эта страсть не оставляла его до конца жизни. Роу побывал в двадцати двух африканских государствах, в том числе в составе делегаций советских обществ дружбы. Сохранились его записи о путешествиях, которые он назвал «По странам 1001 ночи».

Сказка «Золотые рога» стала последней сказкой, которую Александр Роу успел поставить. Он начал работать над новой сказкой «Финист – Ясный сокол», совместно с актером Л. Потемкиным был написан сценарий. На заседаниях Художественного совета студии Роу говорил, что его новый фильм будет музыкальным. Он любил веселую оперетту и внимательно присматривался к новому киножанру – мюзиклу. Но Александр Артурович не успел претворить свои замыслы. Уже после его смерти фильм поставил молодой режиссер Г. Васильев вместе с постоянными участниками съемочной группы Роу.

Александр Артурович Роу умер 28 декабря 1973 года, на 67-м году жизни и был похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве. Для увековечивания памяти о замечательном режиссере в 1993 году в столице организован Фонд детского кино имени Александра Роу. В 2004 году был снят документальный фильм о режиссере-сказочнике, в котором о нем вспоминают его друзья и соратники: директор фильмов Роман Комбрандт, оператор комбинированных съемок Леонид Акимов, редактор Сара Рубинштейн, художник по костюмам Нора Муллер и актер Сергей Николаев.

На Юрьевецкой земле, малой родине режиссера, помнят, любят и бережно хранят память об А. Роу. Ежегодно с 2002 года в Ивановской области проходит областной кинофестиваль «Дети и сказка», посвященный памяти Александра Артуровича. Традиционно в дни кинофестиваля проходят праздничные действа, театрализованные представления, различные конкурсы, встречи с кинематографистами, актерами, режиссерами детского кино, ретроспективные кинопоказы детских фильмов. В гостях у ивановских зрителей в разные годы побывали актеры, снимавшиеся в сказках Александра Роу, среди них – Раиса Рязанова, Сергей Николаев, Светлана Орлова. Юные зрители встречались с режиссерами детского кино: Михаилом Юзовским, Владимиром Грамматиковым, Натальей Бондарчук.

Большим подарком для любителей творчества режиссера стал альбом «Александр Роу», выпущенный в 2002 году издательством «Иваново». Издание включает иллюстрированный материал из архива А. Роу, редкие фотографии, многие из которых, опубликованы впервые. Первая часть книги рассказывает о жизни режиссера, вторая посвящена его творчеству – четырнадцати фильмам-сказкам. В издании представлено немало удивительных, ранее неизвестных фактов из жизни великого сказочника, воспоминания самого мастера, его друзей, коллег, краеведческие и киноведческие статьи. Особое место в альбоме занимает глава, посвященная истории древнейшего ирландского рода Роу, предоставленная двоюродным братом режиссера Дэвидом Роу. Издание – это не только дань памяти великому русскому киносказочнику, но и прекрасная возможность возродить, и поддержать интерес российских и зарубежных зрителей к творческому наследию Александра Артуровича Роу.


Список изданий, представленных на выставке

  • Александр Роу : альбом / авт.-сост. Светлана Анатольевна Коновалова. – Иваново : Иваново, 2012. – 336 с. : ил., портр.
  • Александр Роу // Клепа. – 2016. – № 2. – С. 13-16.
  • Архетип детства : дети и сказка в культуре, литературе, кинематографии и педагогике : (памяти А.А. Роу) : научно-худож. альманах / сост. В.П. Океанский, А.В. Тарасов. – Иваново : Ивкиносервис, 2003. – 414 с.
  • Беляева, С. В мире киносказок // Кино и дети : сборник статей о проблемах детского восприятия фильма и сложившихся приемах и методах работы с детьми в кино. – М. : Искусство, 1971. – С. 137-145.
  • Васильева, А.А. Самый добрый сказочник // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 4. – С. 39-43.
  • Демин, А. Нострадамус и кино ; История кино Ивановской области ; Звездам первого века / Александр Демин. – Иваново : Иваново, 1999. – 144 с. : ил.
  • Демин, А. Популярная энциклопедия кино Ивановского края / Александр Демин. – Иваново : ИГЭУ, 2002. – 88 с. : ил.
  • Евстифеев, М. Волшебная киносказка – родом из Юрьевца // Рабочий край. – 2013. – 23 марта. – С. 4.
  • Капков, С.В. В гостях у сказки / Сергей Владимирович Капков – М. : Эксмо : Алгоритм, 2006. – 284 с. : ил., портр.
  • Киносказка : [о сказках А. Роу] // Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / гл. ред. В.А. Володин. – М. : Аванта+, 2001. – С. 546.
  • Кияшко, Л. Музей Александра Роу принимает туристов // Рабочий край. – 2016. – 29 марта. – С. 2.
  • Клейменова, О. Сказочная реальность : юбилей А.А. Роу // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 55-63.
  • Клиентов, А. Герои книг зовут в кино : [о кинофильмах «Кащей Бессмертный» и «Королевство кривых зеркал»] // Детская энциклопедия АиФ. – 2016. – № 9. – С. 1-56.
  • Коленский, А. Мир, который построил Роу // Свой. – 2016. – №3. – С. 44-47.
  • Коновалова, С. Великий волшебник Александр Роу // Наша родина Иваново-Вознесенск. – 2007. – № 7. – С. 52-59.
  • Коновалова, С. Русский ирландец // Наша родина Иваново-Вознесенск. – 2016. – № 2. – С. 82-89.
  • Королева, А. Страна волшебного кино // Рабочий край. – 2016. – 23 марта. – С. 1.
  • Мещанкина, К. Сказочник Александр Роу // Творчество народов мира. – 2012. – № 2. – С. 27-56.
  • Мудрый сказочник // Рабочий край. – 2004. – 22 дек. – С. 20.
  • Мусский, И.А. Сто великих отечественных кинофильмов / Игорь Анатольевич Мусский. – М. : Вече, 2006. – 477 с. – (100 великих).
  • Парамонова, К.К. Александр Роу / Кира Константиновна Парамонова. – М. : Искусство, 1979. – 153 с. : ил. – (Мастера советского театра и кино).
  • Струц, Н.М. Самое доступное из искусств : к 110 летию со дня рождения Александра Роу : сценарий вечера // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2016. – № 3. – С. 21-24.

Видеоматериалы

  • Варвара-Краса, длинная коса [Видеозапись] : худож. фильм по мотивам баллады Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее» / режиссер А. Роу ; в ролях: М. Пуговкин, Г. Милляр, А. Кубацкий, Л. Королева и др. – М. : Дом Видео, 1997. – 1 вк – (Мир Сказки. Наследие Александра Роу).
  • Василиса прекрасная [Видеозапись] / режиссер А. Роу ; в ролях: С. Столяров, В. Сорогожская, И. Зарубина, Н. Кондратьев, Г. Милляр, Л. Сухаревская, Л. Потемкин, Т. Барабанова, Т. Барышева. – М. : Видеобаза, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (РЕТРО коллекция. Сергей Столяров).
  • Вечера на хуторе близ Диканьки [Видеозапись] : экранизация повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» / режиссер и авт. сценария А. Роу ; в ролях: А. Хвыля, Л. Мызникова, Ю. Тавров, Л. Хитяева, С. Мартинсон, А. Кубацкий, Г. Милляр и др. – М. : Крупный план, 2000. – 1 вк. – (Литературная классика на экране).
  • Золотые рога [Видеозапись] : по мотивам русских народных сказок / авт. сценария и режиссер А. Роу ; в ролях: Р. Рязанова, Г. Милляр, М. Пуговкин, С. Крамаров и др. – М. : Видеопроект, 1997. – 1 вк. – (Мир сказки).
  • Кащей бессмертный [Видеозапись] / режиссер А. Роу ; в ролях: С. Столяров, А. Ширшов, Г. Григорьева, Г. Милляр, И. Рыжов, С. Филлипов, С. Юрцев и др. – М. : Видеобаза, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (РЕТРО коллекция. Сергей Столяров).
  • Конек Горбунок [Видеозапись] / режиссер А. Роу ; в ролях: А. Жуков, А. Тимонтаев, П. Алейников, М. Ковалева, Г. Милляр, Л. Потемкин, М. Трояновский, В. Гут и др. – М. :Видеобаза, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (РЕТРО коллекция. Георгий Милляр).
  • Королевство кривых зеркал [Видеозапись] : экранизация одноименной повести В.Г. Губарева / режиссер А. Роу ; в ролях: Л. Вертинская, Г. Милляр, О. Юкина, Т. Юкина, Т. Барышева, А. Файт, А. Стапрян, Кузнецов, Т. Носова и др. – М. : Видеопроект, 1997. – 1 вк. – (Мир сказки. Наследие Александра Роу).
  • Майская ночь или утопленница [Видеозапись] : худож. фильм по повести Н В. Гоголя / режиссер А. Роу ; в ролях: Н. Досенко, Т. Конюхова, Г. Григорьева, Л. Юдина, А. Хвыля, Э. Цесарская, А. Дунайский, Г. Милляр и др. – М. : Магнат, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (Школьная программа. Русская литература в произведениях кинематографа).
  • Марья-искусница [Видеозапись] : худож. фильм по мотивам русской народной сказки / режиссер А. Роу ; в ролях: Г. Милляр, М. Кузнецов, Н. Мышкова и др. – М. : Видеопроект, 1997. – 1 вк. – (Мир сказки).
  • Морозко [Видеозапись] : худож. фильм по одноименной сказке / режиссер А. Роу ; в ролях: А. Хвыля, Н. Седых, Э. Изотов, Г. Милляр, И. Чурикова, Т. Пельтцер, А. Кубацкий и др. – М. : Видеопроект, 1997. – 1 вк. – (Мир сказки).
  • Новые похождения Кота в сапогах [Видеозапись] : киноверсия сказки Шарля Перро «Кот в сапогах» / режиссер А. Роу ; в ролях: М. Барабанова, А. Кубацкий, С. Жариков, О. Горелова, Т. Носова, Г. Милляр, Л. Вертинская, Л. Потемкин и др. – М. : Крупный план, 1999. – 1 вк – (Фильмы для детей).
  • Огонь, вода и... медные трубы [Электронный ресурс] / режиссер А. Роу ; в ролях: Н. Седых, А. Катышев, М. Пуговкин, В. Алтайская, Г. Милляр, Л. Харитонов, Л. Потемкин и др. – М. : Спектр Трейдинг, 2006. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (Сундук со сказками).
  • По щучьему велению [Видеозапись] / режиссер А. Роу ; в ролях: П. Савин, Л. Потемкин, Г. Милляр, А. Файт, В. Лепко, М. Кравчуновская, А. Жуков, И. Москвин и др. – М. : Видеобаза, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (РЕТРО коллекция. Георгий Милляр).
  • Финист – Ясный сокол [Электронный ресурс] / режиссер Г. Васильев ; авт. сценария Л. Потемкин, А. Роу ; в ролях: В. Воскресенский, М. Пуговкин, Л. Хитяева, С. Орлова, Г. Милляр, Г. Вицин, М. Кононов и др. – М. : Спектр Трейдинг, 2006. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (Сундук со сказками).
  • Хрустальный башмачок [Видеозапись] : фильм-балет / режиссер А. Роу, Р. Захаров ; в ролях: Р. Стручкова, Г. Ледях, Е. Ванке, Л. Чадарайн др. – М. : Гранд Рекордс, 2006. – 1 электрон. опт. диск (DVD).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика