Выставка, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, в какой-то мере является попыткой исправить ситуацию. Знакомство с уникальными факсимильными репродукциями известнейших русских художников конца XIX-начала XX века, несомненно, будет интересно не только тем, кто изучает художественную культуру, но и всем тем, кто не равнодушен к изобразительному искусству. Высокий уровень полиграфии рисунков и акварелей позволяет получить представление о, возможно, еще не известных вам гранях творчества замечательных мастеров: многие работы сегодня не присутствуют в научном обороте, иными словами - не публикуются. Мы надеемся, что выставка заинтересует вас, наши дорогие читатели. Заранее благодарим за отзывы. Они помогут нам ответить на вопрос о целесообразности подобных выставочных акций. С уважением Надежда Фищук, заведующая отделом искусств ОГУ ОБДЮ
Факсимильные репродукции рисунков и акварелей русских художников к. XIX - н. XX вв. К началу второй половины XIX века многие живописцы значительно утратили академическую школу профессионального мастерства, вкус к законченному станковому рисунку. Как самостоятельный вид искусства рисунок почти исчезает. Процесс возрождения культуры рисунка во второй половине XIX века связывается прежде всего с именем Ильи Ефимовича Репина, могучего русского живописца и рисовальщика, В отличие от большинства современников, Репин в своем творчестве органически сочетал лучшие традиции академической школы профессионального мастерства, глубину демократических идей времени с постоянными поисками новых путей и средств художественной выразительности. Характерна серия рисунков И. Е. Репина конца 1880-х годов, посвященных Петербургу. Каждый лист содержит черты социальной характеристики эпохи, выполнен в лаконичной манере, с мастерством, доведенным до виртуозности. Илья Ефимович Репин. 1844-1930 Портрет Елизаветы Васильевны Лавровой. 1890 Бумага, акварель. 35 х 29,8 Поступила в 1898 г. из собрания М.К. Тенишевой Государственный Русский музей, С.-Петербург Акварель относится к тому периоду, когда были созданы портреты Л.Н. Толстого, Н.И. Репиной, В.А. Серова, Элеоноры Дузе. Лист представляет собой вариант портрета, исполненного акварелью в 1890 году и находящегося в Государственной Третьяковской галерее. Елизавета Васильевна Лаврова (1871-1942), в замужестве Попова, во втором браке Болдырева, - издательница, переводчица. Илья Ефимович Репин. 1844-1930 Часовня у Гостиного двора. 1887 г. Бумага, черный кар. 29,7 х 41,1 | |
Творчество двух великих рисовальщиков следующего поколения - В. А. Серова и М. А. Врубеля - ознаменовало бурный процесс обновления русской графической культуры. Впитав все лучшее, созданное в предыдущие эпохи, они в новом качестве возродили школу русского рисунка. Мастерство, одухотворенное творческой фантазией, широта художественных интересов, сказавшаяся в разнообразии тематики, жанров и видов графики, отличает рисунки этих авторов. Среди рисовальщиков Серов выделялся безупречностью мастерства и вкуса, серьезностью и глубиной содержания. Характернейшие качества М. А. Врубеля как графика - необычайное богатство фантазии, щедрый декоративный дар и тяготение к монументальности. Валентин Александрович Серов. 1865-1911 Пушкин в парке. 1899 Бумага, акварель, графитный карандаш. 34,5 х 29,1 см Поступила в 1940 г. из Государственной Третьяковской галереи Государственный музей А.С. Пушкина, С.-Петербург Акварель создана В.А. Серовым в год столетия со дня рождения поэта по заказу издателя П.П. Кончаловского для юбилейного издания собрания сочинений А.С. Пушкина. В этом же собрании были воспроизведены работы В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, Е.Е. Лансере, К.А. Сомова и других художников. Игорь Грабарь писал об акварели "Пушкин в парке": "Голова...сделана превосходно, являя собой один из лучших пушкинских обликов, исполненных после смерти поэта". Валентин Александрович Серов. 1865-1911 Мать с ребенком. 1909-1911 гг. Бумага, граф. кар. 42,8 х 26,6 | |
Валентин Александрович Серов. 1865-1911 Похищение Европы Эскиз декоративного панно. 1910 Бумага, акварель. 25,3 х 31,5 см Поступила в 1912 г. Государственный Русский музей, С.-Петербург Акварель относится к последнему периоду творчества В.А. Серова, отмеченному интересом к античной мифологии. Много впечатлений дала художнику поездка в Грецию в 1907 году; тогда и возникло у него желание создать декоративное панно "Похищение Европы". Замысел сохранился в шести вариантах, но ни один из них не был завершен в виде панно. Картина "Похищение Европы" (1910) находится в Государственной Третьяковской галерее. Михаил Александрович Врубель 1856-1910 Портрет В.А. Усольцевой. 1904-1905 гг. Бумага, граф. и цв. кар., уголь. 42,3 х 34,3 Всесторонний расцвет деятельности В.А. Серова и М. А. Врубеля совпадает со становлением и широким развитием мастерства А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Ф.А. Малявина, М.В. Добужинского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Б.Д. Григорьева и К. С. Петрова-Водкина. Эта группа талантливых художников-энтузиастов вошла в художественную жизнь Петербурга в конце 1890-х годов. Каждый из них сыграл значительную роль в бурном процессе обновления и расцвета русской графики. Многие считали работу в этой области искусства основой всей своей художественной деятельности. Первые же выставки, организованные обществом "Мир искусства", принесли русской графике успех, ее признали самостоятельным и ведущим видом искусства. Экспериментируя, в графике стали широко использовать цвет, сочетание различных видов карандашей (графитный, итальянский, цветные и прочие) с акварелью, углем, сангиной, тушью, сепией, гуашью, пастелью. Константин Андреевич Сомов. 1869-1939 Язычок Коломбины. 1913 Картон, акварель, гуашь. 29,2 х 22,5 см Поступила в 1926 г. из собрания А.А. Коровина Государственный Русский музей, С.-Петербург "Ретроспективные мечтания" К.А. Сомова всегда носили несколько театрализованный характер. В 1910-х годах художник непосредственно обращается к темам арлекинады, маскарада, фейерверков. Театральность этих работ, одной из которых является "Язычок Коломбины", определяется участием в них традиционных персонажей итальянской комедии масок и условным, кулисным построением пространства. Константин Андреевич Сомов. 1869-1939 Портрет Е.П. Олив.1914 г. Бумага на холсте, черный кар., сангина, мел. 41,8 х 29,2 | |
Лев Самойлович Бакст. 1866-1924
Эскиз костюма гостя к мимодраме-балету "Легенда об Иосифе" Бумага, акварель, гуашь, бронза, итальянский карандаш. 31,2 х 22,8 Получена в дар от художника в 1913 г. Государственный Русский музей, С.-Петербург Декоративный и колористический дар Л.С. Бакста более всего проявился в области театрального искусства. Его эскизы костюмов по своей законченности, выразительности воспринимаются как самостоятельные станковые произведения. Эскиз костюма гостя создан художником для постановки мимодрамы-балета "Легенда об Иосифе" в Париже в репертуаре "Русских сезонов за границей" (декорации по эскизу Х.-М. Серта). Библейское сказание трактовалось в спектакле в стиле эпохи Возрождения; блеск и роскошь костюмов, декораций превращали его в ослепительное зрелище. Константин Андреевич Сомов. 1869-1939 Осень в Версальском парке. 1898 Картон, акварель. 11,5 х 27 Поступила в 1926 г. Из собрания А.А. Коровина Государственный Русский музей, С.-Петербург Акварельные этюды Версальского парка заслуживают наибольшего внимания из того, что было создано К.А. Сомовым за время пребывания его в Париже в 1897-1899 годах. Он писал их одновременно с А.Н. Бенуа, Л.С. Бакстом, Е.Е. Лансере. В листе "Осень в Версальском парке" непосредственность впечатления, поэтичность сочетаются с декоративностью, характерной для сомовских пейзажей. | Мстислав Валерианович Добужинский. 1875-1957 Петербургский двор. 1920 г. Бумага, граф. кар. 51 х 38,5 |
Борис Михайлович Кустодиев. 1878-1927 Площадь в Крутогорске Эскиз декорации к пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Смерть Пазухина". 1915 Бумага, акварель, гуашь. 30,3х23,7 см Поступила в 1964 г. из отдела русской культуры Государственного Эрмитажа (коллекция Ф.Ф. Нотгафта) Государственный Русский музей, С.-Петербург Спектакль "Смерть Пазухина" был поставлен Московским Художественным театром в 1914 году. Работа над эскизами декораций и костюмов захватила Б.М. Кустодиева, и, позднее, в течение нескольких лет, он не раз возвращался к "Пазухину", варьируя отдельные декорационные мотивы. Акварель "Площадь в Крутогорске", вероятно, и является одной из таких последующих работ, так как она датирована 1915 годом. Мстислав Валерианович Добужинский. 1875-1957 Петербург. Обводной канал. 1902 Бумага, графитный карандаш, акварель. 22,3 х 31,8 Поступила в 1919 г. от художника Государственный Русский музей, С.-Петербург Городской пейзаж-ведущая тема творчества М.В. Добужинского. Акварель "Обводной канал" относится к числу наиболее ранних работ, посвященных Петербургу. Художники "Мира Искусства" часто рисовали Петербург. Добужинский обычно изображал неприглядные улицы и дворы, таким образом, создав свой образ города, "Петербург Добужинского". Им были также нарисованы и написаны многочисленные пейзажи русских провинций, Лондона, Парижа, городов Голландии, Бельгии, Италии. Филипп Андреевич Малявин. 1869-1940 Баба. 1904 г. Бумага, граф. кар. 43,2 х 30,2 | |
| Анна Петровна Остроумова-Лебедева 1871-1955 Венеция. 1911 г. Бумага, чер. кар. 45,5 х 32,8 |
Борис Дмитриевич Григорьев. 1886-1939 Девочка. 1917 г. Бумага, граф. кар. 33,7 х 20 | |
| Андрей Петрович Рябушкин. 1861-1904 Молодожены. 1897 Картон, граф. кар. 47,8 х 34 |
Андрей Петрович Рябушкин. 1861-1904
Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве. 1897 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 30,2 х 43,8 Поступила в 1912 г. с посмертной выставки художника Государственный Русский музей, С.-Петербург В этой акварели, как и в большинстве своих произведений, А.П. Рябушкин обращается к миру допетровской Руси. Интерес к истории родной страны, к традициям народной культуры был характерен для художников конца XIX - начала XX веков. Рябушкина привлекали главным образом не исторические события, а своеобразие быта Древней Руси, и это он поэтически воссоздал в своих работах. Ни одна эпоха не знала такого многообразия техники рисования, как начало XX века: трудно найти художника, который в те годы ограничился бы одним материалом. Иван Альбертович Пуни. 1894-1956 Забор Бумага, графитный карандаш, гуашь, цветной карандаш. 31,2 х 21,3 Поступила в 1931 г. из Музея художественной культуры Государственный Русский музей, С.-Петербург И. А. Пуни - живописец, график. Учился в Академии Жюльена в Париже (1910-1916). Преподавал в Петроградских государственных свободных художественных мастерских (1918-1920) и в Витебской художественной школе. Акварель дает представление о стремлении И.А. Пуни как художника направлений начала ХХ века - футуризма и супрематизма - найти новые мотивы реальности, утвердить свое оригинальное видение мира. Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960 Деревня на берегу Бумага, черный кар., акв. 28,5 х 36,6 | |
В начале века изменения в искусстве коснулись композиции и цвета. В следующем десятилетии были затронуты и проблемы пространства и формы. Их решению посвятил всю жизнь Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, деятельность которого началась в "Мире искусства". Однако связь Петрова-Водкина с этим объединением не была прочной. Своим творчеством, философскими взглядами Петров-Водкин предвосхитил новый этап русского искусства. Идеи, содержащиеся в его работах, столь же актуальны в настоящее время, как и полвека назад. Графика начала XX века выдержала испытание временем и до сих пор является источником живого творческого опыта, благотворно влияющего на современных мастеров изобразительного искусства. | Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1878-1939 Автопортрет. 1921 г. Бумага, акв., тушь. 38,2 х 31,4 |
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1878-1939 Две женщины. 1916 Бумага, графитный карандаш, акварель. 34,6 х 23,3 В акварели нашли отражение два основных принципа К.С. Петрова-Водкина в решении колорита и формы. Первый - принцип трехцветия, использование главным образом трех основных цветов: красного, желтого и синего; этот прием находится в прямой связи с колористическим строем древних русских икон, которые художник внимательно изучал; второй - принцип "сферической", или "наклонной", перспективы, благодаря которому Петров-Водкин считал возможным передать естественный процесс восприятия человеком реального мира.
|