Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«В сердцах и фильмах память о войне»

К Дню памяти и скорби, учрежденному указом Президента Российской Федерации 8 июня 1996 года в честь памяти защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны, в секторе «Искусство» в рамках проекта «Жизнь моя – кинематограф» открыта книжно-иллюстративная выставка «В сердцах и фильмах память о войне». Выбор темы выставки не случаен: 2016 год – Год российского кино. 

Выставка включает видеоматериалы, книжные и периодические издания, повествующие о творчестве наших земляков-кинематографистов. Кроме того, в экспозицию включены материалы о юбилярах известных деятелей киноискусства: Сергее Герасимове и Григории Чухрае, фильмы которых («Молодая гвардия» и «Баллада о солдате») вошли в золотой фонд не только русского, но и мирового киноискусства. Отдельный раздел выставки посвящен подборке фильмов о Великой Отечественной войне, отмеченных юбилейными датами со дня выхода на экраны.

Более семидесяти лет прошло с момента Великой Победы, однако фильмы про войну 1941-1945 года по-прежнему актуальны. В этих кинолентах показаны подвиги наших отцов и дедов, которые в кровопролитных боях отстояли свободу и независимость Родины, избавили от германского фашизма народы Европы. Поклонниками фильмов являются как люди пожилого возраста, так и совсем ещё юные зрители.

О Великой Отечественной войне было создано множество фильмов. В первую очередь мы хотим обратить ваше внимание на фильмы, в создании которых принимали участие наши земляки – Андрей Тарковский, Олег Борисов, Любовь Соколова и Андрей Мартынов.

«Сегодня увольнения не будет» (1958) – советский среднеметражный односерийный художественный фильм, снятый в 1958 году режиссёрами Александром Гордоном и Андреем Тарковским. Курсовая работа студентов ВГИКа была снята по заказу Молодежной редакции Центрального телевидения совместно с учебной студией ВГИКа. Идея принадлежала мастеру курса Михаилу Ромму, предложившему студентам обратить внимание на очерк Аркадия Сахнина, напечатанный в «Комсомольской правде», о найденных в Курске немецких снарядах. В этом же городе проходили и съёмки фильма.

По сюжету во время земельных работ на улице Советской бригада коммунального хозяйства обнаруживает в земле немецкий склад боеприпасов, оставшийся со времен войны. 30 тонн взрывчатки пролежали в земле 15 лет. По инструкции такие боеприпасы разминировать нельзя – к ним и прикасаться опасно. Но и взрывать невозможно – вокруг жилые кварталы. Дело поручают группе капитана Галича. К 10 утра следующего дня все население эвакуируют за черту города, а в зловещем котловане 7 человек начинают игру со смертью.

Это самая настоящая кинолегенда – лента ценна не только интригующим сюжетом, но и интересными исполнителями. Вместе с известными артистами (Алексеем Алексеевым, Петром Любешкиным, Алексеем Добронравовым) в съемках принимали участие молодые актеры, ставшие впоследствии мастерами российского кинематографа: Олег Борисов, Станислав Любшин, Леонид Куравлёв, Игорь Косухин, Олег Мокшанцев, Владимир Маренков.

Рассказывая о фильме, нельзя не упомянуть о прекрасной музыке, написанной к нему Юрием Яковлевичем Мацкевичем.


«Иваново детство» (1962)

Первой полнометражной постановкой Андрея Тарковского стал фильм «Иваново детство», снятый по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Рассказ написан от лица молодого лейтенанта и содержит несколько случайных встреч героя с Иваном — двенадцатилетним разведчиком, все близкие которого погибли. Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война — все увидено как бы глазами Ивана.

...Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Только сны возвращают Ивану отобранное у него детство. Однако до Дня Победы ещё далеко...

Пронзительно-трагическая история подростка в исполнении Николая Бурляева, в которой светлый мир детства противопоставляется мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий. Несмотря на тяготение к стилистике Брессона и Куросавы, молодой советский режиссёр заявил о себе, как об оригинально мыслящем художнике.

До сих пор упомянутый фильм Тарковского, принесший ему мировую известность, является одним из лучших фильмов о войне и о военном детстве.


«Балтийское небо» (1960) - двухсерийный художественный фильм, снятый в 1960 году режиссёром Владимиром Яковлевичем Венгеровым (1920-1997) по одноименному произведению Николая Чуковского.

Экранизация очень непростого для переложения на киноязык романа Николая Чуковского несправедливо была обделена критикой и наградами.

Это возвышенный фильм о городе-герое Ленинграде, о его защитниках и жителях, о драматических буднях 1941 и весны 1942 года. В центре внимания картины – судьба эскадрильи истребителей И-16 под командованием капитана Рассохина (блестящая роль Михаила Ульянова).

В ходе воздушных боев гибнут боевые товарищи — летчик Байсеитов и комиссар эскадрильи Кабанков. Вскоре в схватке с немецкими асами героически погибает и сам командир эскадрильи. Его заменяет недавно прибывший на фронт майор Лунин, бывший лётчик гражданской авиации. Галерею героев фильма, дополняет 33-летний летчик Кузнецов, роль которого исполнил Павел Луспекаев.

Важной линией в фильме является история любви юной ленинградки Сони и лётчика Татаренко. Дуэт двух молодых, но уже опытных мастеров экрана 25-летней Людмилы Гурченко и 31-летнего Олега Борисова стал эмоциональным украшением фильма, оптимистической и нежной нотой, расцветившей фабулу киноэкранизации.

После смерти матери и дедушки, Соня остаётся с 9-летним братишкой. Блокадные будни заставляли быстро взрослеть. Встреча с Татаренко стала для девушки новым обретением себя. У молодых впереди два долгих года войны… А пока они идут по ленинградским мостам, сквозь белые ночи…

Фильм просто и мудро поведал о том, как лётчики воевали, влюблялись, погибали, как их дело продолжали боевые товарищи, как закалялась вера в Победу.


«На войне как на войне» (1968) – советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1968 году режиссёром Виктором Ивановичем Трегубовичем (1935-1992) по одноимённой повести Виктора Курочкина. Премьера фильма состоялась 23 февраля 1969 года.

Фильм повествует о боевых буднях экипажа самоходки в период освобождения Правобережной Украины.

Младший лейтенант Малешкин, необстрелянный выпускник училища, принимает под своё командование экипаж самоходки СУ-100 (по книге – СУ-85). Все подчинённые старше его по возрасту и намного опытнее. Авторитет молодого командира на каждом шагу подвергается испытаниям. Кроме того, Малешкиным очень недоволен командир батареи, он то и дело грозится снять нерасторопного новичка с командования. В экипаже молодого командира и впрямь постоянно случаются разные неприятности: то механик-водитель попадется на глаза командиру в неопрятном, чумазом виде, то в машине обнаружится боевая граната с выпавшей чекой, то случится поломка как раз в момент выхода полка на марш. Но уже в первом бою экипаж Малешкина вместе с пехотинцем Громыхало оказывается на острие атаки и геройски вступает в схватку с превосходящими силами противника. Фильм посвящён павшим и живым воинам 3-й гвардейской танковой армии маршала Рыбалко.

Главную роль в этом фильме сыграл Михаил Кононов, к тому времени уже известный зрителю по фильму «Начальник Чукотки». В будущем актеру предстоит сняться у Глеба Панфилова в фильме «В огне брода нет» и во множестве других хороших картинах, например, в «Большой перемене».

Наш земляк, Олег Борисов, сыгравший роль наводчика, сержанта Михаила Домешека, снимался в кино уже давно, к тому же это был опытный театральный актер. Тогда в конце шестидесятых он вступал в пору своего наивысшего актерского расцвета.

Механика-водителя Григория Щербака сыграл популярный актер кино Виктор Павлов. В образе ефрейтора Осипа Бянкина снялся Федор Одиноков – актер с очень интересным запоминающимся лицом. В нашей стране было много хороших, прекрасных, смешных, трогательных актеров, но если выбирать самых органичных, то каждый из актерского квартета этого фильма – вполне мог бы побороться за первое место.

Фильм в некоторой степени не соответствует одноимённому произведению. Это касается финала повествования. По книге, главный герой повести младший лейтенант Саня Малешкин погибает после окончания боя за деревню Кодня, убитый шальным осколком миномётной мины. В фильме же во время боя от пулемётной очереди погибает наводчик сержант Домешек. Кроме того, описанные в книге события происходят зимой, а не в тёплое время, как в фильме.


«Повесть о настоящем человеке» (1948) – это одноименная экранизация популярной в послевоенные годы повести Бориса Полевого о советском лётчике Алексее Мересьеве.

В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика-истребителя Алексея Маресьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по заснеженным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой проявляет удивительную силу характера, вновь садится за штурвал самолета и пополняет счет воздушных побед над врагом.

Александра Борисовича Столпера (1907-1979) уже давно перевели в режиссеры высокого уровня. До «Повести о настоящем человеке» им были сняты такие киношедевры, как «Парень из нашего города» и «Жди меня». А после – один из самых лучших фильмов о Великой Отечественной – «Живые и мертвые».

Кстати, «Повесть о настоящем человеке» уже является классикой советского киноискусства и любим зрителями разных поколений.

В фильме снимались такие звезды советского кино как Павел Кадочников, Николай Охлопков, Алексей Дикий, Василий Меркурьев, Тамара Макарова, Людмила Целиковская, Борис Бабочкин и другие.

Роль колхозницы Варвары стала дебютом в кино для нашей землячки, Любови Сергеевны Соколовой.


«А зори здесь тихие…» (1972)

Картина «А зори здесь тихие…» поставлена по повести Бориса Васильева. Она возвращает зрителя к суровым и трагическим временам войны. Лирической трагедией называют жанр фильма. И это очень точно. Женщина на войне — солдат, но она не перестает быть матерью, женой, любимой.

Справа озеро, слева озеро, на перешейке глухой лес, в лесу — шестнадцать гитлеровских диверсантов. Старшина Васков должен задержать их силами пяти девушек-зенитчиц, вооруженных трехлинейками.Военная задача будет выполнена дорогой ценой, в живых останется только старшина Васков...

Зенитчицы, пошедшие за Васковым в лес, — это пять точных портретов эпохи. Железная Рита Осянина (Ирина Шевчук) - вдова молодого командира; дерзкая красавица Женя Комелькова (Ольга Остроумова) – из «комсоставской» семьи; Лиза Бричкина (Елена Драпеко) – молчаливая деревенская девушка, дочь лесника; тихая Соня Гурвич (Ирина Долганова) – студентка-отличница с томиком Блока в солдатском мешке; Галя Четвертак (Екатерина Маркова) – воспитанница детдома.

На роль главного героя режиссер хотел пригласить известного исполнителя. Рассматривалась кандидатура Георгия Юматова. Потом появился молодой артист столичного Театра юного зрителя, наш земляк, Андрей Мартынов. Его и утвердили на роль. Он больше других подошел к интонации и к мысли автора повести, где о его герое сказано: «А старшина – старшина и есть: он всегда для бойцов старый… Поэтому и на девчат, которыми командовать пришлось, он смотрел словно бы из другого поколения. Словно он был участником Гражданской войны и лично чай пил с Василием Ивановичем Чапаевым».

За шутливой авторской интонацией кроется серьезная мысль, благодаря которой появляются добавочные координаты времени, скрытые в актерской игре. Старшина Васков – деятельный, хозяйственный, всегда чем-то занятый, по-крестьянски обстоятельный, знающий природу как охотник – не остается недвижим в границах образа. Чувство солдатской и мужской ответственности, которое он испытал, впервые увидев шеренгу присланных под его команду девчат, – это чувство стало источником нравственного возмужания молодого парня. Затем чувство вылилось в неотвязную, мучительную мысль: не уберег он девчат в страшной войне… Как ответить за это перед их матерями и детьми, которые никогда не родятся? Отсюда, от этой мысли идут поступки Васкова, рождаются по-звериному точная повадка крупного тела в миг опасности, неукротимая ярость рукопашной.

Материал войны заключает в себе нравственный критерий, которым нередко поверяются мысли и поступки современников. Очевидно, в самой позиции художника должно быть заключено такое же нравственное начало.

Борис Васильев говорил о постановщике фильма: «У Ростоцкого удивительная способность сострадать, чувствовать чужую боль как свою… Он ставил фильм о себе самом и о своих сверстниках, не доживших до Победы, о своих друзьях. Он поставил очень личную картину». Станислав Ростоцкий действительно сделал многое для того, чтобы память о военном лихолетье запечатлелась в сознании зрителей разных поколений. И зрители ответили ему признанием.

Станислав Иосифович Ростоцкий (1922-2001) принадлежит к послевоенному поколению кинематографистов, пришедшему во ВГИК с фронта. 11 февраля 1944 года под городом Дубно Ростоцкий получил тяжелое ранение.  «Меня вытащила из боя женщина, – рассказывал Станислав Иосифович. – Я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».

«А зори здесь тихие…» посмотрело 135 миллионов – цифра немыслимая, особенно на фоне прокатных сводок постперестроечного времени. Картина получила Главную премию Всесоюзного кинофестиваля (1972), Госпремию СССР (1975) и «Памятный приз фестиваля» в Венеции (1972).


2016 год является юбилейным для таких мэтров советского кинематографа, как Сергей Аполлинариевич Герасимов (110 лет со дня рождения) и Григорий Наумович Чухрай (95 лет со дня рождения). Их фильмы: «Баллада о солдате» и «Молодая гвардия» вошли в золотой фонд не только русского, но и мирового киноискусства.

Григорий Наумович Чухрай (1921-2001)

Сергей Аполлинариевич Герасимов (1906-1985)

«Баллада о солдате» (1959) – лучший фильм Григория Чухрая и один из лучших советских фильмов о войне. Обошедший практически все экраны мира, отпеченный многочисленными премиями и наградами, удостоенный Ленинской премии, фильм стал классикой уже для первых своих зрителей.

«Балладу о солдате» любят и понимают все. Не только потому, что это произведение глубоко по мысли и совершенно по форме, но еще и потому, что симпатии и любовь, которую вызывает его герой, зрители невольно переносят и на самый фильм.

Кто же он, этот полюбившийся всем, ставший нашим другом герой «Баллады о солдате»? Алеша Скворцов — один из многих, рядовой. Такой, как все. Как все, он ненавидел фашистов, честно воевал, тосковал по дому и погиб, как многие.

Авторы фильма В. Ежов и Г. Чухрай не придумывали своих героев. Свидетель и участник событий, о которых он рассказывает, Чухрай понимает, что именно усилиями и кровью обыкновенных людей, рядовых истории, была завоевана победа. Их радости, тревоги, печали для него священны. В них он находит источник высокой поэзии. Потому что он понимает: простые чувства его героев несут в себе зерна высоких идей века. Чухраевский солдат – это человек, раздающий людям всего себя, все самое дорогое. И раздает он от сердца потому, что по-другому он не может. Для Алеши его доброта, его самоотверженность и желание помочь людям, как и его «случайный» героизм, – естественная внутренняя потребность, как и желание есть, пить, дышать.

Вот почему этот образ рядового солдата становится как бы символом русского, советского человека вообще… Человек прекрасен и рожден для добра – утверждает фильм. И в этом его глубокое философское звучание.

Война показана в «Балладе о солдате» не как комплекс военных действий, не как соревнование пиротехников, а как народное бедствие и испытание. Вот почему образы людей в фильме – каждое из эпизодических безымянных лиц – воспринимаются, как частица большого целого всего народа предстают как штрих в большом коллективном портрете.

В «Балладе о солдате» дебютировали молодые актеры Жанна Прохоренко, сыгравшая Шуру, и Владимир Ивашов, исполнивший роль Алеши. Во многом именно им обязан фильм своим успехом, ведь представить себе «Балладу» с другими исполнителями просто невозможно.

Несмотря на трагический конец, «Баллада о солдате» удивительно светлый фильм. Он пробуждает добрые и прекрасные чувства, несет веру в человека, и в этом секрет его непреходящей славы и обаяния.


Фильм «Молодая гвардия» (1948) был и остается одним из лучших кинороманов о Великой Отечественной войне, о поколении, воспитанном  советским образом жизни. Прошли годы, мы познакомились с Алешей Скворцовым из «Баллады о солдате» и бесфамильным Иваном из «Иванова детства», мы увидели тех, кто защищал «Пядь земли», но образы краснодонцев не померкли со временем, как не стареет и книга А. Фадеева о них. Выпущенный вторично на экраны в 1965 году фильм снова собрал полные залы.

15 сентября 1943 года в газете «Правда» были опубликованы Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями участников подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» и очерк писателя Александра Фадеева «Бессмертие» – о подвиге молодогвардейцев. Номер газеты переходил из рук в руки. О героических делах юных краснодонцев быстро узнала вся страна. Полтора года спустя, в феврале 1945 года, «Комсомольская правда» и журнал «Знамя» начали публикацию первых глав романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

Сергей Герасимов в то время был директором Центральной студии документальных фильмов и вместе с женой Тамарой Макаровой руководил объединенной актерско-режиссерской мастерской во ВГИКе. Прочитав первые главы романа, он встретился с Фадеевым и поделился с ним замыслом поставить на материале «Молодой гвардии» дипломный спектакль. Идея писателю понравилась.

Инсценированные в мастерской главы, «Молодой гвардии» получили одобрение Фадеева, педагогов института, руководства кинематографии. Спектакль перенесли на подмостки Театра киноактера, где он был сыгран сначала на малой сцене, а после неожиданного успеха у зрителей и на большой сцене. Естественно, возникла идея экранизации «Молодой гвардии». Всю весну 1946 года Герасимов с утра до поздней ночи проводил репетиции в Москве.

Бережно сохранив все достоинства книги, Герасимов продолжал работу над сценарием, пополняя его новыми фактами, сообщаемыми газетами, рассказами очевидцев и оставшихся в живых молодогвардейцев – Вали Борц, Жоры Арутюнянца, Радика Юркина. В фильме выступил слаженный, удивительно цельный ансамбль актеров разных поколений.

«Это было счастливейшее время, – говорил Сергей Герасимов. – Такой слитности и увлеченности молодого коллектива со времени работы над фильмом «Семеро смелых» я не припомню. Да это и понятно, так как все участники были связаны с только что закончившейся войной самым неразрывным образом. Все видели ее глаза в глаза. Почти все парни побывали на фронте, вернулись с ранениями и орденами. Несмотря на юные годы, война стала их бытом и ничего не нужно было воображать. Надо было только вспоминать».

Рядом с молодогвардейцами Герасимов показывает представителей старой гвардии: Проценко (В. Хохряков), Валько (С. Бондарчук), Елены Кошевой (Т. Макарова).

Первая редакция герасимовской «Молодой гвардии» была забракована и послужила началом для пересмотра концепции не только фильма, но и книги Фадеева, несмотря на то, что роман и поставленный по нему Н. Охлопковым спектакль были отмечены Государственной премией. 11 октября 1948 года была выпущена первая серия картины «Молодая гвардия». Буквально на следующий день газеты вышли с хвалебными рецензиями. Некоторые издания посвятили фильму целые полосы. Полтора года напряженной работы огромного коллектива увенчались успехом.

В прокате 1948 года фильм занял первое место, а через год создатели «Молодой гвардии» получили почетную Сталинскую премию. Впервые студенты института (Нонна Мордюкова, Людмила Шагалова, Наталья Гурзо и Инна Макарова) наравне со своим преподавателем и руководителем были удостоены высокой награды.

Фильм открыл дверь в киноискусство целому ряду актеров и режиссеров, занявших позже ведущее место в отечественном кино. Достаточно назвать имена С. Бондарчука, И. Макаровой, Н. Мордюковой, В. Тихонова, Л. Шагаловой, К. Лучко, Г. Юматова, В. Авдюшко, М. Крепкогорской, Т. Носовой, Е. Моргунова, О. Ивановой, режиссеров Ю. Егорова, Т. Лиозновой, Ю. Победоносцева, С. Самсонова – все они прошли школу «Молодой гвардии» Сергея Герасимова.


Список литературы к выставке

  1. Бережная, К. «Вселенская мама» : [о нашей землячке Любови Сергеевне Соколовой] // Наша Родина Иваново-Вознесенск. – 2006. – № 3. – С. 83-84.
  2. Борисов, О.И. Без знаков препинания : Дневник 1974-1994 / Олег Иванович Борисов. – М. : Аст : Астрель, 2002. – 383 с. : ил.
  3. Бояджиева, Л. Андрей Тарковский. Жизнь на кресте / Людмила Бояджиева. – М. : Альпина нон-фикшн, 2012. – 317 с.
  4. Демин, А. Нострадамус и кино ; История кино Ивановской области ; Звездам первого века / Александр Демин. – Иваново : Иваново, 1999. – 144 с : ил.
  5. Демин, А. Популярная энциклопедия кино Ивановского края / Александр Демин. – Иваново : ИГЭУ, 2002. – 88 с. : ил.
  6. Зимин, В.П. Ивановский край : биографический словарь / Валерий Павлович Зимин. – Иваново : Талка, 2005. – 428 с.
  7. Ирин, Н. Любить человека : [о Сергее Аполлинаривиче Герасимове] // Свои. – 2016. – № 6. – С. 32-36.
  8. Кудрин, О. Великие кинорежиссеры мира : 100 историй о людях, изменивших кинематограф / Олег Кудрин, Рита Болотская. – М. : Центрполиграф, 2012. – 480 с.
  9. Кушниров, М. Всегда ли на войне как на войне? : [о Георгии Наумовиче Чухрае] // Родина. – 2013. – № 7. – С. 61-65.
  10. Мартынов, А. Начал читать сценарий «Зорь» и расплакался // Родина. – 2016. – № 3. – С. 58-67.
  11. Мирная, И. Родство по Родине : [о нашем земляке Олеге Ивановиче Борисове] // Наша Родина Иваново-Вознесенск. – 2007. – № 7. – С. 60-66.
  12. Мусский, И.А. Сто великих отечественных кинофильмов / Игорь Анатольевич Мусский. – М. : Вече, 2006. – 477 с. – (100 великих).
  13. Парфенов, Л.А. Сергей Герасимов / Лев Александрович Парфенов. – М. : Искусство, 1975. – 280 с. : ил.
  14. Раззаков, Ф.И. Наше любимое кино... о войне / Федор Ибатович Раззаков. – М. : Алгоритм-Книга : Эксмо, 2005. – 480 с. : ил.
  15. Российский иллюзион / Науч.-исслед. ин-т киноискусства М-ва культуры РФ ; отв. ред. Л. Будяк. – М. : Материк, 2003. – 732 с. : ил.
  16. Филимонов, В.П. Андрей Тарковский : Сны и явь о доме / Виктор Петрович Филимонов. – М. : Молодая гвардия, 2011. – 454 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей Серия биографий).
  17. Чухрай, Г.Н. Моя война / Григорий Наумович Чухрай. – М. : Алгоритм, 2001. – 302 с. : ил. – (О времени и о себе).

Видеоматериалы

  1. ...А зори здесь тихие [Видеозапись] : художественный фильм по одноимённой повести Б. Васильева : [16+] / авт. сценария и режиссер С. Ростоцкий ; в ролях: А. Мартынов, Е. Драпеко, Е. Маркова, О. Остроумова, И. Шевчук, И. Долганова, Л. Зайцева и др. – М. : ДиВиДи Экспо, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD).
  2. Баллада о солдате [Видеозапись] : художественный фильм / авт. сценария В. Ежов, Г. Чухрай ; режиссер Г. Чухрай ; в ролях: В. Ивашов, Ж. Прохоренко, А. Максимова, Н. Крючков, Е. Урбанский, Э. Леждей и др. – М. : Крупный план, 1997. – 1 вк.– (Популярные ленты «Мосфильма»).
  3. Белорусский вокзал [Видеозапись] : художественный фильм / режиссер А. Смирнов ; в ролях: А. Глазырин, Е. Леонов, А. Папанов, В. Сафонов, Н. Ургант, Л. Соколова, М. Терехова и др. – М. : Крупный план, 2006. – 1 электрон. опт. диск (DVD).
  4. Вечный зов [Видеозапись] : художественный фильм по роману А.С. Иванова : [12+] / режиссер В. Краснопольский, В. Усков ; в ролях: В. Хлевинский, В. Спиридонов, Н. Иванов, П. Вельяминов, И. Лапиков, О. Басилашвили, А. Роговцева, А. Мартынов и др. – М. : Парадиз Видео, 2011. – 1 электрон. опт. диск (DVD).– (Мосфильм. Антология).
  5. Жди меня [Видеозапись] / художественный фильм по произведениям К. Симонова / режиссер А. Столпер, Б. Иванов ; в ролях: Б. Блинов, В. Серова, Л. Свердлин, П. Герага, М. Названов, Н. Зорская, А. Мартынов и др. – М. : Видеобаза, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (РЕТРО коллекция. Валентина Серова).
  6. Иваново детство [Видеозапись] : художественный фильм по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван» / режиссер А. Тарковский ; в ролях: Н. Бурляев, В. Зубков, Е. Жариков, Н. Гринько, В. Малявина и др. – М. : Крупный план, 2008. – 1 электрон. опт. диск (DVD).
  7. Молодая гвардия [Видеозапись] : художественный фильм по одноименному роману А. Фадеева / режиссер С. Герасимов ; в ролях: В. Иванов, И. Макарова, С. Гурзо (старший), Б. Битюков, Н. Мордюкова, С. Бондарчук, В. Тихонов, Т. Макарова и др. – М. : Тетрис, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (Хиты СССР. Военное кино).
  8. Один шанс из тысячи [Видеозапись] : приключенческий боевик / режиссер Л. Кочарян ; авт. сценария А. Тарковский ; в ролях: А. Солоницын, А. Свидерский, А. Фадеев, Ж. Прохоренко, Н. Гринько и др. – М. : Энио-Фильм, 1997. – 1 вк.
  9. Повесть о настоящем человеке [Видеозапись] : художественный фильм по одноименной повести Бориса Полевого / режиссер А. Столпер ; в ролях: П. Кадочников, Н. Охлопков, Л. Целиковская, Т. Макарова, В. Меркурьев, А. Дикий, Л. Соколова и др. – М. : Миллениа, 2000. – 1 вк. - (Кинонаследие).
  10. Сегодня увольнения не будет... [Видеозапись] : короткометражный художественный фильм / авт. сценария А. Гордон, И. Маховой, А. Тарковский ; режиссер А. Гордон, А. Тарковский ; в ролях: О. Борисов, А. Алексеев, П. Любешкин, О. Мошканцев, В. Маренков, Л. Куравлёв, С. Любшин и др. // Неизвестный Тарковский : сборник студенческих работ Андрея Тарковского. – М. : Мастер Тэйп, – 1 вк. – (Творческое наследие ВГИК).

Военные фильмы – юбиляры 2016 года

1941 год (75 лет)

  • Боевой киносборник № 2 [Видеозапись] / режиссеры: В. Фейнберг, Ф. Эйсымонт. Л. Арнштам, Григорий Козинцев, Герберт Рапопорт и др. ; в ролях: А. Мельников, Б. Блинов, Б. Пославский, В. Крюгер, В. Лукин, В. Чекалов, Д. Миловзоров, и др.– М. : Видеобаза, 2008. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (За Родину!).
  • Морской ястреб [Видеозапись] : художественный фильм / режиссёр В. Браун. ; в ролях: И. Переверзев, А. Файт, Л. Кмит, Л. Морозова и др. – М. : Видеобаза, 2008. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (За Родину!).
  • Фронтовые подруги [Видеозапись] : художественный фильм / режиссер В. Эйсымонт ; авт. сценария С. Михалков ; в ролях: А. Абрикосов, З. Федорова, Б. Блинов, Ю. Толубеев, О. Жаков и др. – М. : Видеобаза, 2008. – (За Родину!).

1946 год (70 лет)

  • Беспокойное хозяйство [Видеозапись] / режиссер М. Жаров ; в ролях: Л. Целиковская, А. Граве, М. Жаров, В. Доронин, Ю. Любимов, В. Балашов, Г. Светлани, В. Уральский и др. – М. : Видеобаза, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (РЕТРО коллекция. Михаил Жаров).

1971 год (45 лет)

  • Офицеры [Видеозапись] : художественный фильм / режиссер В. Роговой ; авт. сценария Б. Васильев, К. Рапопорт ; в ролях: А. Покровская ; Г. Юматов, В. Лановой, А. Воеводин, Н. Рычагова, В. Дружников, Е. Весник, М. Крепкогорская и др. – М. : Крупный план, 2006. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (Отечественное кино ХХ века).
  • Проверка на дорогах [Видеозапись] : художественный фильм по мотивам военной прозы Ю. Германа / режиссер А. Герман ; авт. сценария Э. Володарский ; в ролях: Р. Быков, В. Заманский, А. Солоницын, О. Борисов, Н. Бурляев и др. // Алексей Герман. Собрание фильмов. Т. 1. – СПб. : Ленфильм-Видео, 2000. – 2 вк.

1976 год (40 лет)

  • Аты-баты шли солдаты [Видеозапись] : художественный фильм / режиссер Л. Быков ; в ролях: Л. Быков, В. Конкин, Б. Химичев, Е. Шанина и др. – М. : Энио-Фильм,, 1999. – 1 электрон. опт. диск (DVD).
  • Вечный зов [Видеозапись] : художественный фильм по роману А. С. Иванова : 19 серий / режиссер В. Краснопольский, В. Усков; в ролях: В. Хлевинский, В. Спиридонов, Н. Иванов, П. Вельяминов, И. Лапиков, О. Басилашвили, А. Роговцева, А. Мартынов, Т. Семина и др. – М. : Парадиз Видео, 2011. – 1 электрон. опт. диск (DVD).– (Мосфильм. Антология).
  • Восхождение [Видеозапись] : художественный фильм по мотивам повести Василя Быкова «Сотников» / режиссер Л. Шепитько ; в ролях: Б. Плотников, В. Гостюхин, С. Яковлев, Л. Полякова, А. Солоницын и др. – М. : Крупный план, 1999. – 1 вк. – (Киноклассика).
  • 20 дней без войны [Видеозапись ] : художественный фильм по мотивам военных очерков и книги К. Симонова «Из записок Лопатина» / режиссер А. Герман ; в ролях: Ю. Никулин, Л. Гурченко, А. Петренко, А. Степанова, Н. Гринько, Л. Овчинникова, Л. Ахеджакова и др. // Алексей Герман. Собрание фильмов. Т. 2. – СПб : Ленфильм-Видео, 2000. – 2 вк.

1981 год (35 лет)

  • В небе «Ночные ведьмы» [Видеозапись] : художественный фильм / режиссер Е. Жигуленко ; в ролях: В. Грушина, Я. Друзь, Д. Замулин, Н. Меньшикова, В. Заклунная, и др. – М. : Восток В, 2004. – 1 вк.
  • Сын полка [Видеозапись] : художественный фильм по одноименной повести Валентина Катаева / режиссеры: В. Пронин, Ю. Васильчиков ; в ролях: Ю. Янкин, А. Морозов, Г. Плужник, Н. Парфенов, Н. Яхонтов и др. – М. : Видеобаза, 2007. – 1 электрон. опт. диск (DVD). – (Наше счастливое детство).

1986 год (30 лет)

  • Секретный фарватер [Видеозапись] : по мотивам одноименного романа Л. Платова : 4 серии / режиссер В. Костроменко ; в ролях: А. Котенев, Л. Гузеева, С. Богатырев, Л. Трутнев, В. Наумцев, В. Юрченко, Б. Борисов и др. – М. : Видеовосток В, 2001. – 2 вк. - (Отечественные сериалы).


 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика