Сергей Федорович Бондарчук (1920-1994) — советский актер, кинорежиссер, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1952). Герой Социалистического Труда (1980). Лауреат Сталинской премии первой степени (1952), Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1984), обладатель кинопремий «Оскар» и «Золотой глобус». Несмотря на многогранность деятельности Сергей Федорович был, прежде всего, кинематографистом. Его фильмы заслуживают особого восхищения и внимания. Сочетание блестящего актерского мастерства и особенного дара постановщика сделали личность этого человека поистине уникальной. Кроме того, как оказалось Сергей Бондарчук смог передать свой талант на генном уровне своим детям и внукам. Все поколение, принадлежащее к этой знаменитой фамилии, так или иначе, отметилось в сфере киноискусства. После кино живопись была вторым сильнейшим увлечением Сергея Бондарчука, которое началось еще в детстве и не ослабевало до самой смерти. Посвящая написанию картин все свободное время, режиссер отдавал предпочтение литературным и религиозным сюжетам, причем порой создавал картины в явной стилистике икон. Если ориентация на литературу для Бондарчука абсолютно характерна, то интерес к религиозным мотивам обнаруживает неожиданную грань его личности, поскольку контрастирует с официальным образом главного кинематографиста атеистического СССР.
«Бондарчук – художник по-настоящему страстный. И всеобъемлющий. Почему его волнует «Война и мир» или «Тихий Дон», или «Они сражались за Родину»? Его волнует мощь! Как он ставит чеховскую «Степь»? Ведь и в этой, казалось бы, спокойной, лиричной повести он открывает гигантский, потрясающий масштаб: соединение маленькой жизни маленького мальчика с этим постоянно движущимся обозом в этой бескрайней степи. Сергей Федорович нес в себе понятие чести, понятие святого, к чему нельзя прикасаться грязными руками, понятие серьезности отношения ко всему тому, к чему он, Бондарчук, прикасается. Любой русский художник, глубоко чувствующий то, что он делает, и то, что его мучает, - это часть русской идеи. Я не имею в виду: русский художник по крови. Исаак Левитан был евреем, а по чувствованию России в пейзажной живописи рядом с ним мало кого поставишь! Не кровь определяет русского художника, а реальное ощущение значения жизни в России, ощущение вкуса, ее запаха, видения нашей жизни, ее осязания. Конечно же, Сергей Федорович во всех отношениях глубоко русский художник: по своему своенравию и по силе своей любви». (Михалков, Н. Сергей Бондарчук – глубоко русский художник // Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников. – М., 2004). Автопортрет
«Его любовь к живописи началась с того, что подарили ему, еще ребенку, краски. Он понюхал. И чуть с ума не сошел от запаха, показавшегося ему волшебным. Нарисованного Бондарчуком оказалось гораздо больше, чем мог вместить их дом, и это притом, что времени на рисование у него оставалось – капля. Но как-то он успевал его ухватить и растянуть. Просыпался в шесть утра, ставил мольберт, и, как настоящий «Дон Хуан быстрый» начинал рисовать наживую, без эскизов и предварительных подготовок». (Ирина Кравченко) «Отец замечательно рисовал. Но никогда не выставлял свои полотна, потому что вершиной в живописи для него был Леонардо да Винчи. Где Леонардо и где Бондарчук? – считал он. Но в нем поистине кипела увлеченность миром художника, например, тем, как гений постигает, что есть краска. Он накладывал краску осторожно, пристально вглядываясь в объект, который писал. Работал он в основном маслом. Однажды я приехала к нему на дачу в Барвиху. Он был с мольбертом в руках и работал над удивительной картиной. Объект, который он писал, я могла рассмотреть. Это был кусок древесины без корней, часть ствола вишни, но самым удивительным было то, что от отрубленного ствола шла ветка, и она…цвела! Картина была пронзительно печальна». (Наталья Бондарчук) Портрет Ирины Скобцевой
«Он очень серьезно воспринимал искусство кинематографа. Это не означает, что он отрицал развлекательное кино - он сам мечтал сняться в комедии. Очень ценил талант Леонида Гайдая. Но на вопрос, кто был сильнее в Сергее Федоровиче - гражданин или художник, не задумываясь, отвечаю: гражданин. Именно его гражданская позиция и определяла выбор. Он душой и сердцем отвечал за каждый свой фильм - так был убежден в том, что художник должен служить добру и людям. Не случайно он мечтал в одном мощном проекте объединить лучших режиссеров мира. Ему хотелось вложить весь свой потенциал, ум и эмоции в экранизацию «Божественной комедии» Данте. Мы даже получили в Ватикане благословление Иоанна Павла II. Но осуществить этот грандиозный замысел Сергей Федорович не успел». (Ирина Скобцева) Пьер Безухов
Вот Пьер Безухов видит других персонажей «Войны и мира», спускающихся по лестнице. Видит не глазами, потому что они идут сбоку или позади него. Да и что там разглядит подслеповатый Пьер? Он чует их, как сам Толстой, который говорил, что чувствует людей просто физически, как чувствовал их и Бондарчук. Религиозные сюжеты и Борис Годунов
«Бондарчук многие годы рисовал картины на чисто религиозные сюжеты. Он читал книги по технике той живописи и иногда пытался ее воспроизвести: сам наносил левкас на деревянную, правильно подготовленную доску, потом – красочные слои, соблюдая их очередность. Это была уже кропотливая работа, в чем-то эксперимент, из-за чего на некоторых картинах краски потом стали осыпаться. Но Бондарчуку было важно самому погрузиться в стихию этой живописи, удовлетворяя свое любопытство исследователя. Все это так. Но, главное, религиозность была для него естественной, прирожденной. Его «Жены-мироносицы», напоминающие древнерусские иконы, чудесны: праздничны по цвету и легки необычайно». (Ирина Кравченко) «И я вдруг представляю, как бы снял Бондарчук «Божественную комедию». Там был бы воздух и краски, сферы и путешествия по ним, и, мне думается, он оставил бы нам только «Рай». (Ирина Кравченко) Дети «Дети наши росли, слушая, как отец читает им стихи. Правда, это нечасто случалось. Сергей Федорович был энциклопедически образованным человеком и приучил детей к чтению, к изучению живописи. Как и его отец, Сергей был мастеровитым человеком и любил работу с деревом. В мастерской на даче были удивительные инструменты - всякие стамески, лобзики, шурупчики. Когда Федор подрос, они строгали вместе. К нам приходила Наташа, увлеченная разными философиями, Рерихом. И Сергей Федорович всегда знал ответы на ее вопросы». (Ирина Скобцева) «Я вообще любила оставаться с отцом, потому что именно с ним обретала полную свободу действий, следовательно проказам моим не было конца… В свободное время отец писал картины и, по моей просьбе, рисовал мне парусники и жаркие страны». (Наталья Бондарчук) |