Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Королевы смеха и не только»

Проект «Жизнь моя, кинематограф» стартовал в секторе «Искусство» Молодёжного центра в апреле 2016 года. Первая книжно-иллюстративная выставка «Королевы смеха и не только» посвящена величайшим актрисам театра и кино Фаине Георгиевне Раневской, Рине Васильевне Зелёной и Татьяне Ивановне Пельтцер.

Говорят, призвание смешить и не быть посмешищем дано единицам. Героини нашей выставки умели вызывать и добрые улыбки, и заливистый смех. А могли заставить и надолго замолчать в раздумьях… Образы, сыгранные этими блистательными комедийными актрисами, всегда будут вызывать восхищение. Фразы из фильмов, которые они придумывали прямо на съемочной площадке, становились крылатыми. В экспозиции представлены книги и периодические издания, посвященные жизни и творчеству великих актрис, издания их воспоминаний о времени и о себе, о друзьях и близких, а также видеоиздания с художественными и мультипликационными фильмами, в которых они снимались или работали над озвучанием.

Фаина Раневская

«В актерской жизни больше чем в любой другой нужно везение. Актер зависим, выбирать роли ему не дано. Я сыграла сотую долю того, что могла». (Фаина Раневская)

Начиная с 1930-х годов, на протяжении многих лет, Фаина Георгиевна Раневская была и остаётся популярнейшей актрисой театра и кино. О ней написано достаточно много – от воспоминаний поклонников и знакомых до научных трудов исследователей её творческого пути. Сайт с её именем в Интернете ежедневно посещают сотни людей. Прошло уже более тридцати лет, как Ф. Раневская покинула этот мир, однако истинные ценители искусства до сих пор проявляют живой интерес к её неординарной личности.

О легендарной актрисе известно многое. Фаина Георгиевна родилась 27 августа 1896 года в многонациональном приморском Таганроге в семье миллионера Фельдмана. Свою трудовую скитальческую жизнь начинала на провинциальных сценах в массовках. Ее учителем стала Павла Вульф, прима самых крупных антреприз, «провинциальная Комиссаржевская». Фельдман-Раневская играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в Крыму, Баку, Архангельске, Смоленске и других городах.

Самую большую славу и популярность Фаине Раневской принес кинематограф. Хотя глагол «принес» здесь не совсем уместен, ведь это она принесла в кинематограф потрясающие роли. В кино Ф. Раневская дебютировала в 1934 году, будучи актрисой Камерного театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм пригласил ее на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой новелле Ги де Мопассана. Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма и среди актеров он выделил в первую очередь Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали во Франции, и картина прошла там с огромным успехом.

 В 1939 году Ф.Г. Раневская снимается сразу в трех фильмах: «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина» и «Подкидыш». В последней картине она подарила миру известную крылатую фразу: «Муля, не нервируй меня!». Потом были киноленты «Мечта» (1940), «Свадьба» (1943), «Весна» (1947) и «Золушка» (1947). В них проявился великолепный актерский талант актрисы, которая не могла просто исполнять команды режиссеров и сама придумывала себе роли. Иногда так ярко, что некоторые режиссеры протестовали. Маленькие эпизоды в фильмах Фаина Георгиевна превращала чуть ли не в главные.

Среди работ Ф. Раневской в послевоенные годы стоит отметить роль бабушки в фильме «Слон и веревочка», где актриса впервые снялась с Наташей Защипиной – тогда еще шестилетней девочкой. Раневская высоко отзывалась о юной актрисе и общалась с ней, как со взрослой. Еще раз вместе они снялись в 1949 году в драме «У них есть Родина», поставленной по пьесе Сергея Михалкова. Фильм рассказывал о том, как наши разведчики, разыскав на территории Западной Германии сиротский приют с советскими детьми, добиваются возвращения детей на родину.

Фильм Надежды Кошеверовой «Осторожно бабушка!» (1960), где Раневская сыграла главную роль, получился откровенно провальным. Актриса восприняла это как личное оскорбление и поссорилась с режиссером, которая долгие годы была ее подругой. Тем не менее, спустя пять лет Кошеверова рискнула вновь пригласить Фаину Георгиевну в свою новую картину. Раневской предстояло сыграть роль директора цирка в фильме «Сегодня – новый аттракцион» и именно эта роль оказалась последней работой Фаины Георгиевны в кино.

Почти четверть века Фаина Георгиевна проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»). Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати – в кино. Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной роли мирового репертуара. Все экранные и сценические работы Раневской можно перечесть по пальцам, но даже это немногое сделало ее величайшей отечественной актрисой. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», – говорила она.

Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 году). Лондонский ежегодник «Кто есть кто» включил Ф. Раневскую в число десяти лучших актрис ХХ века и это не случайно. Кто-то сказал о Фаине Георгиевне: «Она может все!», и это правда – актриса в совершенстве владела всеми жанрами: от трагедии до фарса. Раневская не играла – она жила своими ролями, как живут своими играми дети, до конца, до полной правды, до счастья.

Не меньшую популярность Фаина Георгиевна заслужила афористичными высказываниями, коих очень много, и до сих пор они на устах народа. В едких примечаниях она не щадила ни себя, ни близких. Например, случай с ее покровительницей Вульф: Фаина одно время жила у нее и стала свидетельницей того, как Павла не может уложить на ночь своего сынишку. Как же усыпить расшалившегося малыша? Павла придумывала и то, и другое, и третье. И, наконец, спросила: может, мне ему спеть? Фаина ответила подруге, не умеющей петь: «Ну зачем же так сразу! Давай еще попробуем по-хорошему».

Фаина Раневская умерла 19 июля 1984 года в Москве, в почтенном возрасте, о котором тоже с горечью шутила. В родном Таганроге её именем названа улица, установлен памятник, на доме, в котором она родилась, помещена мемориальная доска.


Рина Зелёная. Из породы клоунесс

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет у нас человека, который не знал бы Рины Зеленой. Бабушки, тетушки, мамы и папы, дети всех возрастов отличают ее из всех артистов и безошибочно узнают. Чаще всего – по голосу. Людям оказалось важно и ценно, что и как говорит актриса. Рина Зеленая известна широкому зрителю по ролям второго плана, зато каждый житель России без труда вспомнит ее Тортиллу в «Приключениях Буратино» и миссис Хадсон из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Седьмого ноября 1902 года родилась народная артистка РСФСР Рина Зеленая. Интересно сложилась судьба этой маленькой девушки с далеко не идеальной фигурой. Когда она входила в комнату, ее не замечали, до тех пор, пока она не открывала рта. Но стоило ей заговорить – и уже никто не сводил с нее глаз, все видели яркую красавицу, обворожительную, умную, покоряющую. Но в начале ни о какой карьере актрисы никто и подумать не мог. Она родилась в Ташкенте, училась в реальном училище, а затем, когда ее отца перевели в Москву, в гимназии фон Дервис.

Екатерина (это имя Рина получила при рождении) всегда мечтала петь и выступать на сцене, но актрисой стала совершенно случайно: она шла по Москве и увидела объявление: «Набор в театральную школу». В Московское театральное училище при Свободном театре из 80 желающих приняли только 22 человека, в том числе и Екатерину. В 1919 году Зеленая получила диплом этого училища. С началом гражданской войны семья Рины Зелёной переехала в Одессу, где молодая актриса устроилась на работу в местный театр «КРОТ» («Конфрерия Рыцарей Острого Театра»). Именно тогда Екатерина стала Риной – её имя не помещалось на афише театра.

Некоторое время спустя Рина Зелёная вернулась в Москву. В театре «Не рыдай» она пела песенки на стихи Веры Инбер, Николая Эрдмана, читала стихи Владимира Маяковского, часто видела самого поэта. После одного из концертов актриса познакомилась с Сергеем Есениным. В театр часто приходили «ужинать» поэты и прозаики: Н.Н. Асеев, А.Е. Крученых, А.Б. Мариенгоф, Л.З. Трауберг и др.

Рина Зеленая играла и в петроградском «Балаганчике», и в Московском театре Сатиры, и в Театре эстрады, и в Театре миниатюр. Однажды (в 1930-е годы) Рина Зеленая вышла на сцену и неуверенным детским голосом прочитала «Мойдодыр» К.И. Чуковского. С этого выступления возник новый жанр: «Риназеленая». Именно так, в одно слово, писали ей письма тысячи малышей со всей страны. Она читала по радио стихи для детей Агнии Барто, Сергея Михалкова, Самуила Маршака, рассказывала случайно подслушанные забавные детские диалоги.

Первой ролью Р. Зеленой в кино стала девушка из шайки Жигана в фильме Николая Экка «Путевка в жизнь». Но эта кинолента осталась незамеченной, а вот фильм «Подкидыш» принес актрисе славу. Сценарий к этой комедии молодая актриса написала вместе с Агнией Барто. По легенде именно она придумала знаменитое «Муля, не нервируй меня», которое увековечило актрису Фаину Раневскую. Тогда же актрисы подружились. Рина Зеленая встретила архитектора Константина Топуридзе, автора фонтана «Дружба народов» на ВВЦ, в ее жизни наступило счастье. Вместе они прожили более 40 лет.

Великая Отечественная война застала Театр миниатюр, в котором тогда работала актриса, на гастролях. Рина Зеленая стала проситься на фронт, и вскоре она уже выступала с фронтовой концертной бригадой Аркадия Райкина. Осенью 1945 года актриса побывала в Берлине и даже расписалась на Рейхстаге. «Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца-пехотинца и матроса на одной из колонн», – вспоминала она впоследствии.

Голосом Рины Зеленой «говорят» многие персонажи знаменитых советских мультфильмов. Причем актриса всегда добавляла что-то свое в характер героя, которого она озвучивала. Наверное, поэтому до сих пор малыши с радостью смотрят мультфильмы «Кто сказал «мяу»?», «Вовка из Тридевятого царства», «Лягушонок, который ищет папу», цирковое чудо «Лошарик», «Приключения Незнайки и его друзей», «Тайна третьей планеты» и многие другие.

Несмотря на постоянную занятость в концертах и на гастролях, Зеленая каждый день ждала звонка с киностудий. После «Путевки в жизнь» она попросила Григория Александрова дать ей небольшую роль в его картине «Весна». Оказалось, что своим появление Зеленая не только украсила этот фильм, но и внесла в него много смешных фраз, как например, «такие губы сейчас не носят!».

Снималась Рина Зеленая и в других фильмах: «Встреча на Эльбе», «Иностранка», в каждом из которых остались ее смешные и запоминающиеся фразы. Актриса очень обрадовалась, когда ей предложили сыграть роль черепахи Тортиллы в фильме «Приключения Буратино». Главным образом, потому что ее героиня должна была петь, а петь Рина Васильевна любила. «Когда по радио теперь объявляют: «Романс Тортиллы». Исполняет Рина Зеленая», я чувствую себя тенором в опере», – говорила она потом.

Снимали Рину Зеленую мало. Но с чувством юмора у актрисы было все в порядке. После роли Тортиллы она шутила: «Вот я уже и черепахой была. Вижу — человеческой роли не дождаться, вот я и согласилась». Последней работой легендарной актрисы стала роль миссис Хадсон, хозяйки квартиры на Бейкер-стрит, где жил Шерлок Холмс. Она снималась в этом советском сериале целых семь лет в пяти фильмах о приключениях сыщика. Когда в 1986 году на телеэкраны вышла последняя серия, Рине Зеленой как раз исполнилось восемьдесят пять лет, и она с грустью сказала режиссеру картины Игорю Масленникову: «Теперь называйте меня Руина Зеленая».

С конца 1980-х годов Рина Зеленая жила в Доме ветеранов кино. Она написала книгу «Разрозненные страницы», основанную на собственных дневниках. В 1991 году, в день, когда пришло известие о присвоении Рине Зеленой звания народной актрисы Советского Союза, она скончалась. Она похоронена на Введенском (Немецком) кладбище в Лефортово.


Татьяна Пельтцер. Главная бабушка Советского Союза

Вихрь чувств, бешеная энергия, искрометный юмор, постоянная жажда работы – вот что характеризовало эту актрису. Она являла собой смешение всех жанров: комедии и драмы, опереточного темперамента и лиричного психологизма. Зрители встречали ее хохотом, а затем плакали. Несмотря на то, что она всегда была гротескна, в ней не было ни грамма фальши…

Свои первые роли Татьяна Пельтцер сыграла еще в детстве. С рождения ее жизнь была заполнена театром, ведь она родилась в семье замечательного актера и режиссера, обрусевшего немца Ивана Романовича Пельтцера. Еще до революции он поставил несколько фильмов, а после много играл в театре в кино: «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь»…

Именно он и стал для Татьяны первым и единственным учителем. В девять лет девочка выступила в роли Авдия в спектакле «Камо грядеше». За работу в следующей постановке («Дворянское гнездо») – впервые получила гонорар. Когда в 1914 году, в десятилетнем возрасте, в частной антрепризе в Екатеринославле в спектакле «Анна Каренина» она играла Серёжу Каренина, некоторых дам выносили из зала без чувств – настолько проникновенна была сцена прощания Анны с сыном, и настолько Таня вошла в роль.

После революции Татьяна Ивановна работала в Передвижном театре Политуправления. Потом были Нахичевань, Ейск и другие города. В конце 1920-х годов актриса вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера, в 1930 году уехала в Германию, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Брак длился четыре года. Вернувшись в Советский Союз, она порвала с прошлым – вновь взяла фамилию отца. В театре МГСПС (нынешний театр имени Моссовета) Т.И. Пельтцер зачислили во вспомогательный состав, мотивируя это отсутствием театрального образования, а в 1934 году и вовсе уволили «за профнепригодность».  Актрисе вновь пришлось стучать пальцами по клавишам. Она устроилась работать машинисткой на завод имени Лихачева, где уже работал главным конструктором ее брат Александр. Но в 1936 году он оставил свой пост «по причине выезда из Москвы» (так объяснялось в бумагах…), в то время таких «выездов» было много. После этого Татьяне Ивановне тоже пришлось уйти с завода. Она уехала в Ярославль, устроилась в драмтеатр имени Волкова. Через два года Пельтцер вернулась в Москву, вновь стала работать в театре МГСПС, а затем поступила в только что открытый Театр миниатюр. В нем сложился великолепный актерский коллектив: Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Менакер. В Театре миниатюр она проработала семь лет…

В кино Т. Пельтцер дебютировала маленькой ролью в комедии «Свадьба» (1943), затем была лента «Она защищает Родину». Первую большую роль – Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» – Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году, но фильм «застрял на полке» на целых 11 лет.

Всенародная известность пришла к Татьяне Ивановне после ее прихода в московский Театр сатиры. Роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» была, как теперь говорят, знаковой. В 1953 году спектакль сняли на пленку и запустили на экраны. Фильм имел ошеломительный успех, а к Татьяне Пельтцер наконец-то пришла популярность. К тому моменту ей исполнилось 49 лет. Потом были комедии «Иван Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». После выхода на экраны «Бровкина» актрису сразу же окрестили «матерью русского солдата» и присвоили звание заслуженной артистки. Далее последовал «Иван Бровкин на целине». Татьяне Ивановне, никогда не имевшей детей, часто приходилось играть матерей и бабушек (фильмы «Укротительница тигров», «Одиножды один», «Морозко», «Чудак из пятого «Б», «Вам и не снилось», «Карантин»).  Дети Татьяне Ивановне верили. В Театре сатиры актриса долгое время играла фрекен Бок в спектакле «Малыш и Карлсон». Говорят, что ее «домомучительница» никогда не казалась злой.

Т.И. Пельтцер была весьма непростым человеком: она конфликтовала и с коллегами, и с режиссерами. Однажды на собрании труппы обсуждали актера Бориса Новикова. Актриса ехидно вставила «свои пять копеек», на что обиженный актер парировал: «А вас, Татьяна Ивановна, вообще никто не любит, кроме народа!». В середине 60-х Плучек пригласил в театр молодого режиссера Марка Захарова, Т. Пельтцер сразу же агрессивно высказалась в адрес Захарова: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…». Однако первый же выпущенный Захаровым спектакль «Доходное место» изменил ее мнение о молодом режиссере. Эпоха Захарова в театре стала и эпохой ее расцвета. В конце 60-х – начале 70-х она играла большие роли: Прасковью в «Старой деве», Марселину в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», мамашу Кураж, фрекен Бок… Апогеем стала роль тёти Тони в постановке Марка Захарова и Александра Ширвиндта «Проснись и пой!». В 1972 году Пельтцер получила звание народной артистки СССР. С уходом Марка Анатольевича Захарова в Ленком в воздухе что-то изменилось. Между Пельтцер и Плучеком начались размолвки. И уже в 1977-м она сделала рискованный шаг – перешла в Ленком. Это в семьдесят три года! В Ленкоме Татьяна Ивановна сыграла немного: роль старухи Фёдоровны в пьесе Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом», роли Клары Цеткин и Надежды Крупской.

Не все в жизни Татьяны Ивановны было гладко, однако она называла себя «счастливой старухой». Актриса обожала травить смачные анекдоты, память на них у нее была превосходной. Впрочем, она вообще обладала особой способностью запоминать детали, подмечать штрихи. В свои семьдесят пять, играя старух, Татьяна Ивановна, то прыгала с забора, то танцевала на крыше дома. Она пренебрегала рекомендациями врачей, курила и пила крепчайший кофе. Пельтцер никогда не ходила медленно, только бегом! Но болезнь все-таки настигла Татьяну Ивановну. В последние годы своей жизни она стала терять память, но после лечения вновь вышла на сцену. Специально для Татьяны Пельтцер Марк Захаров решил поставить «Поминальную молитву». Роль старой еврейки Берты предполагала лишь несколько реплик. Актриса к тому моменту с трудом передвигалась и уже не могла запомнить текст, постоянно путая слова. Александр Абдулов, игравший сына героини, осторожно выводил Пельтцер на сцену… На глаза зрителей набегали слезы...

Поздним московским вечером 16 июля 1992 года Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни. Ей было 88 лет. Похоронена актриса в Москве на Введенском (Немецком) кладбище рядом с могилой отца.


Список литературы к выставке

  • Андроников, И.Л. Всенародная артистка : [о Фаине Георгиевне Раневской] // А теперь об этом : [сборник] / Ираклий Луарсабович Андроников. – М. : Сов. писатель, 1981. – С. 203-208.
  • Аросева, О.А. Без грима : [16+] / Ольга Александровна Аросева. – М. : Центрполиграф, 1998. – 384 с. : ил.
  • Дмитриева, Ю.А. Речевые жанры : [о Рине Васильевне Зеленой] / Ю.А. Дмитриева, О.А. Кузнецова // Русская советская эстрада, 1946-1977 : очерки истории / отв. ред. Е.Д. Уварова. – М. : Искусство, 1981. – С. 94-96.
  • Захаров, М.А. Татьяна Пельтцер / Марк Анатольевич Захаров, Инна Михайловна Чурикова // Театр «Ленком» / сост. Б.М. Поюровский. – М. : Центрполиграф, 2000. – С. 146-153.
  • Зеленая, Р.В. Разрозненные страницы / Рина Васильевна Зеленая. – М. : Центрполиграф, 2004. – 415 с. : ил. – (Кумиры).
  • Зоркий, А. Фаина Раневская // Актеры советского кино. Вып. 1. – М. : Искусство, 1964. – С. 153-160.
  • Иванова, В. Рина Зелёная // Актеры советского кино. Вып. 7. – М. : Искусство, 1971. – С. 82-93.
  • Капков, С.В. Рина Зелёная // В гостях у сказки / Сергей Владимирович Капков. – М. : Алгоритм : Эксмо, 2006. – С. 75-111.
  • Колесова, Н. Татьяна Пельтцер. Секрет счастливой молодости // Весь Мир. – 2000. – № 20. – С. 108-113.
  • Кузнецова, О.А. Зелёная Рина Васильевна // Эстрада России. XX век : энциклопедия / отв. ред. Е. Уварова. – М. : Олма-Пресс, 2004. – С. 236-237.
  • О Раневской : [воспоминания друзей и коллег] / сост. Л.Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1988. – 184 с. : ил.
  • Плятт, Р.Я. Фаина Раневская // Без эпилога / Ростислав Янович Плятт. – М. : Искусство, 1991. – С. 85-87.
  • Раневская, Ф.Г. Меньше пафоса, господа! : афоризмы, цитаты, высказывания / Фаина Георгиевна Раневская. – М. : Центрполиграф, 2014. – 189, [2] с. : ил., портр. – (Magisterium).
  • Раневская, Ф.Г. Старость – невежество бога / Фаина Георгиевна Раневская. – М. : Астрель : Зебра Е, 2013. – 192 с. : ил. – (Актерская книга).
  • Раневская, Ф.Г. «Я знаю, что надо отдавать, а не хватать» // Новая библиотека. – 2010. – № 19. – С. 5-15.
  • Скороходов, Г.А. Мои королевы : Раневская, Зеленая, Пельтцер : [16+] / Глеб Анатольевич Скороходов. – М. : Алгоритм, 2014. – 256 с. : ил. – (Женщина, покорившая мир).
  • Четыре подруги эпохи : мемуары на фоне столетия / сост. И. Оболенский. – М. : Аст, 2014. – 352 с. – (Сенсационный Проект Игоря Оболенского).
  • Щеглов, Д.А. Фаина Раневская : монолог / Дмитрий Алексеевич Щеглов. – Смоленск : Русич ; М. : Олимп, 1999. – 448 с. : ил. – (Женщина-миф).

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2022
Яндекс.Метрика