"Встреча с книгой - для меня радость" - так называлась книжная выставка, представленная читальным залом "Юность" в зале каталогов Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Выставка была организована в рамках программы "Большое чтение", посвященной Марине Цветаевой. Тема выставки выбрана не случайно. Хорошо известно, что Мастера слова, независимо от времени, в котором они жили, масштаба дарования, своеобразия творческой индивидуальности и судьбы, обладали одной общей чертой - исключительной и настоятельной потребностью в чтении, в каждодневном общении с книгой. Неизменными друзьями "в потертом красном переплете" - вот чем были книги для Марины Цветаевой. Нам показалось интересным представить читателям любимые книги М. Цветаевой, затронуть тему взаимоотношений творческой личности с книгой. Справиться с этой задачей было сложно в связи с условиями экспонирования. Выставка размещалась в специальной напольной витрине, имеющей форму куба, где невозможно развернуть большую выставку-просмотр. В то же время не хотелось ограничиваться каким-то периодом жизни и творчества М. Цветаевой. Так как организация книжной выставки была поручена читальному залу, работающему с молодежью, то читательский адрес выставки был понятен изначально - это старшеклассники и студенты. Правда, пришлось учесть, что через зал каталогов на массовые мероприятия проходит много ребят младшего возраста. Концептуальной основой выставки стали ответы Марины Цветаевой на анкету, присланную ей Б. Пастернаком весной 1926 года из Москвы в Париж для предполагавшегося в СССР издания библиографического словаря писателей XX века. Анкета была составлена кабинетом революционной литературы при отделе изучения революционного искусства Академии художественных наук. Один из ее пунктов гласил: "Краткие биографические данные: среда, влияние детских лет, материальные условия работы, путешествия, эволюция творчества". Вопросы о материальных условиях работы и путешествиях Цветаева в своем ответе опустила вообще, поскольку первых в ее эмигрантском существовании попросту не было, а вторые состояли из неизбежных переездов с одной квартиры на другую, более дешевую. Зато она написала о том, о книжных пристрастиях в разные периоды жизни: "Последовательность любимых книг (каждая дает эпоху): Ундина (раннее детство), Гауф-Лихтенштейн (отрочество), Aiglon ("Орленок") Ростана (ранняя юность). Позже и поныне: Гейне - Гёте - Гёльдерлин. Русские прозаики - говорю от своего нынешнего лица - Лесков и Аксаков... Русские поэты - Державин и Некрасов. Из современников - Пастернак...". Из этого, далеко не полного перечня, выступает главное: немыслимость для Цветаевой жизни без книг, потребность в книге, начиная с детства. На основе этой анкеты были подобраны книги для выставки, а затем по каталогам, картотекам, электронному каталогу - все документы по указанной теме. Затем выявленные источники были внимательно просмотрены и отобраны те, которые соответствуют цели и читательскому назначению выставки. Для оформления выставки использовались и вспомогательные материалы. Это, в первую очередь, материал: Марина Ивановна Цветаева. 8 октября (26 сентября - по ст. стилю) 1892 - 31 августа 1941 : к 115-летию со дня рождения : выставка в школьной библиотеке / авт.-сост. М.С. Андреева, М.П. Короткова. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 1 папка (32 л.) - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : прил. к журналу "Школьная библиотека"; сер.2; вып. 6). Из природных материалов были представлены ракушки, а также веточки рябины. Структуру выставки определило ее расположение. Разместить в кубе выставку с множеством подразделов и цитат было нереально, поэтому было решено, что экспозиция будет иметь 3 раздела, причем цитаты к ним будут служить и названиями. В первом разделе выставки были представлены книги, о которых Марина Цветаева упоминает в анкете, которым воздает благодарность в своих ранних стихах. Особо Цветаева выделяет 3 книги - "те, с которыми сожгут" это: "Нибелунги", "Илиада", "Слово о полку Игореве". В автобиографической прозе она вспоминает и любимых книжных героев: Гекка Финна, Тома Сойера, Принца и Нищего. Второй раздел выставки был посвящен А.С. Пушкину. С шести лет маленькая Марина была влюблена в пушкинскую поэзию. Поэт цветаевского детства был олицетворен и одушевлен в "огромном сине-лиловом томе с золотой надписью вкось - "Собрание сочинений А.С. Пушкина". В нем жили обожаемые на всю жизнь "Цыгане" и "Капитанская дочка" с любимым героем Пугачевым. А хрестоматия, где было напечатано пушкинское "К морю", в которое маленькая Марина тоже была влюблена, за полноценную книгу вроде бы и не считалась, и вот она вспоминает: "Все ... лето 1902 года я переписывала его из хрестоматии в самосшивную книжку. Зачем в книжку, раз есть в хрестоматии? Чтобы всегда носить с собой в кармане, чтобы с Морем гулять... чтобы моее было, чтобы я сама написала...". Эти строки и стали цитатой и одновременно заглавием раздела выставки, где были представлены книги "Мой Пушкин", "Цыгане", "Капитанская дочка" и сборник стихов поэта, открытый на странице, где было напечатано стихотворение "К морю". Третий раздел выставки был назван "Серебряные души - собратья по перу". Здесь мы попытались показать отношение Цветаевой к произведениям ее современников. Марина Цветаева чувствовала себя очень органично в поэтической среде того времени. У Брюсова она ценила волшебство ("Волшебство в стихах Брюсова"), поэзию Пастернака сравнивала со световым ливнем ("Световой ливень, или поэзия вечной мужественности"). Также были представлены стихотворения Цветаевой, посвященные Александру Блоку, "нежному призраку, рыцарю без укоризны", Анне Ахматовой, "златоустой Анне всея Руси", Осипу Мандельштаму ("Из рук моих - нерукотворный град прими, мой странный, мой прекрасный брат"). Во всех этих произведениях видно проявление бескорыстного восхищения истинного поэта товарищами "по чувствам, по перу". Привлечь внимание к выставке, раскрыть ее содержание мы попытались с помощью деталей оформления. Так, заголовок выставки был расположен на листах, имеющих форму раскрытой книги. Здесь же удачно разместился портрет Цветаевой. При оформлении выставки использовали пастельные тона. Задний фон куба был декорирован бумагой голубого цвета (использовался холодный оттенок), а материалы из приложения "Выставка в школьной библиотеке" и анкета, оформленные в розовом цвете, и были помещены на подставки, что создало эффект приближения важной информации к зрителю.
|