29 ноября 2015 года в отделе «Искусство» в рамках проекта «Под сенью дружных муз», посвященного Году литературы, начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Половина жизни моей…». Выставка посвящена портретному жанру в живописи. Через портреты писателей мы постарались рассказать о своеобразном взаимодействии литературы и живописи. «Я узнал, что половина жизни моей перейдет в мой портрет, если только он будет сделан искусным живописцем» – так говорил один из героев повести Гоголя «Портрет». И действительно, некогда считалось, что душа может покинуть тело человека и переселиться в его изображение. Легенда? Волшебство? Пожалуй, волшебство. И у этого волшебства есть имя. Это имя – искусство. В частности, искусство портрета. На выставке представлены книжные и периодические издания, повествующие о творчестве русских художников-портретистов. В альбомах и репродукциях картин мы увидим блестящие портреты писателей и поэтов. С полотен живописцев они смотрят на нас из далекого прошлого, повествуя о связи времен и человеческих судеб.
Искусство портрета появилось давно. Людям всегда хотелось иметь свое изображение, и они заказывали портреты художникам, дарили их на память друзьям и родным. Большие торжественные портреты помещали в парадных комнатах или залах дворцов, украшали их красивыми рамами. Изображая знатных людей, художники мастерски передавали красоту кружев, переливы шелка, узоры парчи, мерцание драгоценных украшений. Крошечные портреты, меньше ладони, хранили в золотых медальонах на груди. Мужчины иногда прикрепляли такие миниатюрные изображения к крышке часов, а дамы к вееру. Портреты брали с собой и на войну, и в дальнюю дорогу, чтобы тот, кого любишь был всегда рядом. Так, подобно этой традиции, мы храним сегодня фотографии любимых людей. О многом может рассказать портрет. Особенно живописный, написанный красками на холсте. Цвет – замечательный помощник художнику. Он передает блеск и яркость глаз, румянец и бледность, говорит о настроении и чувствах человека. Благодаря художникам мы знаем, как выглядел А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, множество других замечательных людей прошлого, ставших гордостью России.
«Солнце русской поэзии» – всегда называли Александра Сергеевича Пушкина, так называем его и мы. Великим он был и для художника В.А. Тропинина, который написал замечательный портрет поэта. Александр Сергеевич изображен просто, по-домашнему: на нем свободный коричневый халат с синими отворотами. Ворот белой рубахи расстегнут, шарф повязан небрежно. Пушкин сидит у стола. Под рукой у него открытая книга. Кажется, он только что прервал чтение, потому что в голову пришла какая-то важная мысль… А может именно в эту минуту зазвучали новые поэтические строки. Словом, художнику удалось запечатлеть счастливый миг начала творчества. | В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1927 г. |
Василием Андреевичем Тропининым создано много замечательных портретов художников, артистов, ученых и совсем простых, скромных русских людей. Портрет А.С. Пушкина среди них – лучший из лучших. | О.А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1927 г. |
Среди портретной галереи пушкинских портретов широко известен и портрет художника Ореста Адамовича Кипренского. Поэт изображен в полный рост, он стоит, скрестив руки на груди. Через плечо переброшен клетчатый плащ. Позади видна бронзовая фигура Музы с лирой в руке, – древние считали эту богиню покровительницей поэзии. Пушкин спокоен и задумчив. Но вглядываясь в портрет, мы начинаем замечать печаль и тревогу в ясных, устремленных вдаль глазах, в суровой складке губ. Александру Сергеевичу нравился этот портрет. «Себя как в зеркале я вижу», – написал он в стихах, обращенных к художнику. Тропинин и Кипренский писали Пушкина с натуры. Созданные ими портреты и сегодня помогают многим поколениям художников, которые обращаются к образу первого поэта России. | И.Е. Репин, И.К. Айвазовский. Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия». 1987 г. |
Картина «Пушкин у моря. Прощай свободная стихия» появилась через пятьдесят лет после смерти поэта. Написали ее сразу два художника – Илья Ефимович Репин и Иван Константинович Айвазовский: Айвазовский изобразил морскую стихию, а Репин создал образ Пушкина. Поэт стоит на скале, не отводя взгляда от бушующих волн. За его спиной ветер вздымает плащ. Поэт прощается с морем, которое полюбил всей душой, посвятил ему много прекрасных строк. Прощаясь, он обращается к нему, как к лучшему другу, стихами, и море отвечает ему могучим, неумолчным шумом. | | Автограф рукописи поэмы «Кавказский пленник» с автопортретом Пушкина. 1921 г. | А.С. Пушкин. Автопортрет. Фрагмент автографа рукописи романа «Евгений Онегин». 2 глава. 1823 г. | | | А.С. Пушкин. Автопортрет. Фрагмент автографа письма А.Х. Бенкендорфу. 1832 г. | А.С. Пушкин. Автопортрет. Фрагмент автографа рукописи романа «Евгений Онегин». 5 глава. 1823 г. |
04-197Собранные вместе портреты Пушкина, как одна большая книга о нем, о его жизни. Александр Сергеевич дополнил ее собственными рисунками. Он часто изображал свой профиль пером и чернилами на полях рукописей рядом со стихами. Рисовал эти автопортреты быстро и очень похоже. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде – в огромном картузе или в турецком тюрбане, всадником в бурке, мчащимся во весь опор. А однажды Пушкин нарисовал себя счастливым – как прекрасно, что время сохранило для нас этот автопортрет. | | А.С. Пушкин. Автопортрет из альбома Е.Н. Ушаковой. 1829 г. | А.С. Пушкин. Автопортрет из альбома Е.Н. Ушаковой. 1829 г. |
До нашего времени дошло 15 прижизненных изображений Михаила Юрьевича Лермонтова. Это немало, если принять во внимание трагическую судьбу поэта – две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира поэта. За исключением двух детских портретов, все они созданы за очень короткий промежуток времени – с конца 1834 по начало 1841 года, т.е. за шесть с небольшим лет. Мы познакомимся с двумя из них.
| П.Е. Заболотский. М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. 1937 г. |
Первый портрет относится к январю-февралю 1837 года. Он был выполнен художником Петром Ефимовичем Заболотским по заказу Елизаветы Алексеевны Арсеньевой - бабушки поэта. Художник познакомился с Михаилом Юрьевичем в Петербурге, когда тот был произведен в офицеры, и давал ему уроки живописи. На портрете поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. Выполненный в реалистической манере, он свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к герою картины. Художнику удалось передать настроение грустной задумчивости Лермонтова, схватить характерное выражение его глаз. От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворенностью. Среди прижизненных изображений он считается одним из лучших. | М.Ю. Лермонтов. Автопортрет. 1937 г. |
В том же 1837 году, будучи в ссылке на Кавказе, Михаил Юрьевич создает автопортрет на фоне кавказского пейзажа. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Известно, что автопортрет предназначался любимой женщине – Варваре Александровне Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года. Поэт не только запечатлел собственное представление о себе, но и выразил, испытываемые в тот период чувства: затаенную думу, печаль и трагизм. В тоже время ему, несомненно, удалось передать душевную мягкость и доброту, которой наполнялось его сердце при воспоминании о Варваре Лопухиной. Автопортрет стал значительным явлением в лермонтовской иконографии.
Портрет Николая Васильевича Гоголя кисти художника Ф. А. Моллера выполнен в 1841 году. Портрет живописцу был заказан в Италии для матери самим Гоголем. Писатель специально готовился к сеансам портретирования: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица.
| Ф.А. Моллер Портрет Н.В. Гоголя. 1841 г. |
Особое место в живописной галерее писателей занимает портрет Николая Васильевича Гоголя, выполненный Федором Антоновичем Моллером. Он был заказан самим писателем в 1841 году. Николай Васильевич специально готовился к сеансам портретирования: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица. Художнику, который близко знал Гоголя, удалось передать две стороны его жизни, наложившие печать на весь облик. С портрета на нас смотрит доброе, благородное и светлое лицо. Взгляд зрителя сразу же привлекают глаза: немного насмешливые, но более – грустные, страдальческие. Тихая печаль льется из этих глаз. Лицо – единственное светлое пятно в портрете; все остальное: волосы, шинель, сюртук, платок, большая часть фона – выполнено в темной тональности. В этой темноте чувствуется что-то мрачное, несчастливое, недоброе. В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают достойную и благородную светскость.
Василий Григорьевич Перов – выдающийся художник-реалист, входивший в демократическое выставочное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Художников объединения, противопоставивших свои творческие принципы академизму, стали называть передвижниками. По словам художественного критика Стасова, они испытывали глубочайшую потребность «написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства». Так возникли превосходные своей правдивостью портреты русских писателей, исполненные Перовым. Когда Перов писал портрет Александра Николаевича Островского, он, возможно, хотел лишь изобразить писателя таким, каким его видел. Но талант психолога и стремление к неподслащенной правде сделали этот портрет чем-то куда более значительным. | В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского. 1871 г. |
Художник не льстит Островскому ни в чем. Он не скрывает от зрителя некоторую грузность фигуры, не заставляет принять «величественную» позу, не наряжает в дорогие одежды. Он берет Островского таким, какой он есть – в будничном халате-тулупчике, подбитом беличьим мехом, лысоватого, с неподстриженной рыжеватой бородкой. Но при этом открывает зрителю лицо, полное мудрого внимания к жизни, со светящимся взглядом добрых, сочувственных, все понимающих светлых глаз. В портрете писателя есть та завершенность и убедительность образа, которая не позволяет как-либо иначе представить облик великого бытописателя «темного царства». В живом, светящемся умом и острой наблюдательностью взгляде, в позе крепкой коренастой фигуры чувствуется огромная внутренняя энергия. Его внешне некрасивое лицо поражает своей значительностью и интеллектуальностью. Этот портрет, появившийся на первой выставке передвижников, ознаменовал рождение новой плеяды замечательных портретистов, которым суждено было правдиво запечатлеть облик своего времени.
Эпоха второй половины 19 века характерна поиском положительных идеалов. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры, центральное место в которой занимала литература. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был «властителем дум», к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Михайлович Достоевский. | В.Г. Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872 г. |
В мае 1872 года Василий Григорьевич Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Федора Михайловича Достоевского. Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но художник был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок, больше всего он ценил его роман «Преступление и наказание». Художнику удалось создать портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ писателя как бы слился с взглядом живописца. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и, в особенности, над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Во мраке оно нервное и «мятое». Руки, лежащие на коленях, сцеплены замком. В портрете писателя художнику удалось изобразить человека, всецело погруженного в свои мысли. Портрет Ф.М. Достоевского был высоко оценен современниками и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: «Характер, сила выражения, … и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов». Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.
В обширном ряду портретов Льва Николаевича Толстого, работа Ильи Николаевича Крамского – одна из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Писатель в просторной серовато-синей рубахе-блузе, сидит на простом стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный. В изображении лица Льва Николаевича выделены типично русские «мужицкие» черты и умные, проницательные глаза. | И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого. 1873 г. |
Работа над портретом длилась менее месяца. Все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Личность писателя увлекала Крамского своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом и простотой внешнего облика. В свою очередь Толстой чрезвычайно заинтересовался беседами с художником, с интересом наблюдал и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно, использовал при создании образа художника Михайлова в романе «Анна Каренина», над которым в ту пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик.
Портрет Николая Алексеевича Некрасова, написанный незадолго до смерти писателя, носит мемориальный характер. По свидетельству художника он был создан по просьбе самого поэта. С большой тщательностью переданы детали обстановки: чашка с ложечкой на прикроватном столике, книги, колокольчик… Современники характерность позы, в которой они не раз заставали Некрасова, – «полуприподнявшегося на подушках с карандашом и бумагой в руке». Голову Крамской писал отдельно, с натуры, а затем вставил в картину (отсюда швы на холсте). Это дало ему возможность запечатлеть лицо поэта, передать сосредоточенность взгляда, внутреннее движение мысли, богатство интеллектуальной жизни, сохраненной Некрасовым до последних дней. | И.Н. Крамской. Н.А. Некрасов в период «Последних песен». 1877-1878 гг. |
Список литературы к выставке Алленов, М.М. Александр Андреевич Иванов : [альбом] / Михаил Михайлович Алленов. – Л. : Художник РСФСР, 1989. – 32 с. ил. – (Мастера русской живописи). Галкин, А.Б. Русские писатели / Александр Борисович Галкин. – М. : Белый город, 2003. – 47 с. : ил. – (История России). Дятлева, Г.В. Мастера портрета / Галина Витальевна Дятлева, Кристина Александровна Ляхова. – М. : Вече, 2002. – 303 с. : ил. – (Magistri artium). Ефремова, Л.А. Портрет в русской живописи / Людмила Александровна Ефремова. – М. : Олма-Пресс Образование, 2006. – 95 с. : ил. – (Галерея мировой живописи). Илья Репин : альбом / Екатерина Михайловна Алленова. – М. : Белый город, 2000. – 64 с. : ил. – (Мастера живописи). Колокольцев, Е.Н. А.С.Пушкин в портретах и иллюстрациях : пособие для учащихся / Евгений Николаевич Колокольцев. – М. : Просвещение, 1999. – 104 с. : ил. Кудрявцева, Л.С. Себя как в зеркале я вижу... : рассказ о портретах А.С. Пушкина / Лидия Степановна Кудрявцева. – М. : Малыш, 1986. – 24 с. : ил. Лев Толстой. Искусство. Время : альбом / авт.-сост. Наталья Ивановна Азарова, Нина Зиновьевна Серебряная. – М. : Советская Россия, 1981. – 170 с. : ил. Леняшин, В.А. Василий Григорьевич Перов / Владимир Алексеевич Леняшин. – Л. : Художник РСФСР, 1987. – 248 с. : ил. – (Русские живописцы XIX века). Литературные места России : [альбом] / авт.-сост. Елена Гавриловна. Ванслова, Юрий Петрович Пищулин. – М. : Советская Россия, 1987. – 283,[11] с. : ил. Ненарокомова, И.С. Крамской / Ирина Сергеевна Ненарокомова. – М. : Детская литература, 1991. – 60 с. : ил. Нестеров : альбом / авт. текста А. Гусарова. – М. : Белый город, 2000. – 64 с : ил. – (Мастера живописи). Обоймина, Е.Н. 50 лучших мужских портретов / Елена Николаевна Обоймина. – М. : Айрис-Пресс, 2006. – 104 с. : ил. – (50 шедевров). Порудоминский, В.И. «Половина жизни моей...» : рассказы / Владимир Ильич Порудоминский. – М. : Детская литература, 1987. – 319 с. : ил. Павлова, Е.В. Александр Сергеевич Пушкин в портретах / Екатерина Всеволодовна Павлова. – М. : Сов. художник, 1989. – 167 с. : ил. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века : [альбом] / авт.- сост. Р. Дуганов ; пер. на англ. Е. Бессмертнова. – М. : Советская Россия, 1988. – 255 с. : ил. Турчин, В.С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / Валерий Стефанович Турчин. – М. : Просвещение, 1970. – 95 с. : ил. Цявловская, Т.Г. Рисунки Пушкина / Татьяна Григорьевна Цявловская. – 4-е изд., стереотип. – М. : Искусство, 1986. – 446 с. : ил. |