Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Музыка как судьба»

11 декабря 2015 года в отделе «Искусство» ИОБДЮ начала работу книжно-иллюстративная выставка «Музыка как судьба», приуроченная к 100-летию композитора Г.В. Свиридова. Георгий Васильевич Свиридов – советский и российский композитор и пианист, лауреат множества государственных премий. Среди его музыкального наследия всемирно известный вальс к фильму «Метель» по одноименной повести А. Пушкина и сюита «Время, вперед!», ставшей в советский период истории заставкой к главной телевизионной новостной программе «Время».

На выставке, подготовленной в рамках проекта «Арт-копилка», будет представлена литература о жизни и творчестве композитора, дополненная нотными материалами и звукозаписями его музыкальных произведений.

Георгий Васильевич Свиридов – русский гений,
который по-настоящему еще не оценен.
Его творчество будет иметь огромное значение
в грядущем возрождении русской культуры.
Д.С. Лихачев

В этом году Россия отмечает 100-летие со дня рождения выдающего композитора Георгия Васильевича Свиридова. В связи с этим событием, мы хотели бы вспомнить о его жизненном и творческом пути.

На автомагистрали Москва-Симферополь стоит маленький городок Фатеж с деревянными и каменными домами, уютными скверами и доброжелательными людьми. В этом городе 16 декабря 1915 года родился Георгий Васильевич Свиридов. Его отец, Василий Григорьевич, – уроженец Курской губернии. По окончании церковно-приходской школы и реального училища, был направлен в Фатеж служащим почтово-телеграфной станции. Мать, Елизавета Ивановна, происходила из знатного в уезде рода Чаплыгиных. После окончания прогимназии учительствовала. Она имела чудесный от природы голос, знала много старинных песен, пела в церковном хоре. Первые уроки музыки маленький Георгий получил именно от нее.

Ранние детские впечатления будущего композитора были связаны с природой средней полосы России, с жизнью тихого городка. Свиридовы жили на окраине, на высоком берегу реки Усожа. Сразу за рекой начинались деревни. Стоило мальчику сбежать вниз и перейти на другой берег, как он попадал на луг, где играли крестьянские дети. Здесь он бывал очень часто, участвовал в играх, наблюдал сенокос, помогал пасти лошадей.

Начавшаяся Гражданская война не обошла стороной и семью Свиридовых. Когда в Фатеже установилась советская власть, отец, Василий Григорьевич, стал заведовать уездным отделом труда. В 1919 году в возрасте 29 лет его убили деникинцы. Елизавета Ивановна очень тяжело переживала утрату. Она осталась вдовой с двумя детьми на руках.

Когда Юрию (а именно так звали Свиридова в детстве) было 9 лет, семья переехала в Курск. Но переезжали они не одни. Из Фатежа был привезен рояль фирмы «Беккер». Елизавета Ивановна получила инструмент после смерти мужа, когда «реквизиционный фонд» предложил ей взять на выбор либо корову, либо рояль. Время было голодное, но она взяла инструмент для сына. И не ошиблась. Георгию очень нравилось подбирать на слух знакомые мелодии и он даже пробовал сочинять.

Рояль Г. Свиридова фирмы «Беккер»

В Курске Свиридов продолжил обучение в школе с литературным уклоном. Здесь началось его страстное увлечение книгами. Любовь к слову, к поэзии будет на протяжении всей жизни сопровождать композитора. Лишь постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. Георгий узнал произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина. Но настоящим озарением стало знакомство с сочинениями М.П. Мусорского и многоголосым пением, которое он слышал в церкви. «Хоровое и церковное пение произвели на меня громаднейшее впечатление, и я с ними, в сущности, живу до сих пор» – писал Георгий Васильевич.

В 14 лет Георгий решил поступать в музыкальную школу. На вступительном экзамене ему предложили сыграть на рояле. Никакого репертуара у него не было. И он исполнил марш собственного сочинения. Педагоги смеялись, но к их чести, разглядели в авторе способности к музыке.

В музыкальной школе Г. Свиридов стал учеником Веры Владимировны Уфимцевой – жены известного русского изобретателя Анатолия Уфимцева. Юноша подружился с их семьей, стал часто бывать в гостях. Окончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога – Мирона Абрамовича Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор Исайя Александрович Браудо.

Исайя Александрович Браудо

В то время Г. Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах. Под руководством профессора Браудо Георгий очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант Михаил Алексеевич Юдин. Под его руководством Георгий всего за два месяца написал свою первую курсовую работу – вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе М.А. Юдина Г.В. Свиридов пробыл около трех лет, за это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи А.С. Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как Сергей Лемешев и Александр Пирогов.

Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Г. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию. Там его первым педагогом  был профессор Петр Борисович Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Под руководством своего нового наставника Георгий Васильевич завершил работу над фортепьянным концертом. Шостакович стал для Свиридова не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь.

Петр Борисович Рязанов

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

«Встречи с Шостаковичем, а позднее с Соллертинским имели громадное значение для всей моей жизни, – пишет Свиридов. – Влияние этих двух людей на меня было очень велико, и я в значительной степени как человек и музыкант формировался под их воздействием» – писал Г. Свиридов.

 Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов. 1930-е годы

В классе Д.Д. Шостаковича Г. Свиридов пробыл четыре года и окончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание учебного заведения обещало молодому композитору блестящие перспективы.

Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Георгий был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Но уже в конце первого года войны его демобилизовали из-за состояния здоровья.

Будучи в эвакуации в Новосибирске, как и другие композиторы, он начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи Алексея Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда Г.В. Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде. Эта оперетта стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Г. Свиридова стала основой для телевизионного музыкального фильма.

После войны Георгий Васильевич вернулся в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Композиторская карьера быстро пошла вверх. Он одинаково легко писал и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения были разнообразны по жанрам: это были симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы. В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака.

В том же году Г.В. Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. Широко известна «Поэма памяти Сергея Есенина». В выступлении по радио перед первым исполнением поэмы, Свиридов сказал: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей».

Особое место в творчестве Георгия Свиридова заняла «Патетическая оратория», написанная в 1959 году на стихи Владимира Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров, но именно «Патетическая оратория» Свиридова вошла в историю советской музыкальной классики.

Не менее знаковой в творчестве композитора стала музыка к фильму «Время, вперед!». Написанная в 1965 году, она многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время».

В 1960-е годы Г.В. Свиридова захватывает тема русской народной музыки. Был создан вокальный цикл «Курские песни», ставший вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов.

Композитор говорил: «Часто я вспоминаю свою родину – Курский песенный край. Россия богата песнями. Курский край – особенно. До пятидесятых годов, как я знаю, хранились в памяти народных певиц и певцов передаваемые из поколения в поколение дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как оригинальны, своеобычны, какая радость слушать их». Д. Шостакович сказал о «Курских песнях» так: «... нот мало, а музыки очень много...».

В позднем периоде творчества Г.В. Свиридова наиболее выделяется прекрасная музыка к фильму «Метель», написанная в 1974 году по произведению А.С. Пушкина. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, разворачивающийся на фоне вальса. В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения поэта, было впервые исполнено новое сочинение Г. Свиридова «Пушкинский венок»  – концерт для хора.

В следующем году Георгий Васильевич написал маленькую  хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории. Это сочинение получилось очень ярким и праздничным.

Обращают на себя внимание сочинения композитора на стихи А.А. Блока – кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980).

Музыка Г.В. Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей. Произведения композитора отличает богатый внутренний мир, они легки для понимания. Георгий Свиридов, по словам его учителя Дмитрия Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства».

Георгий Васильевич утверждал, что не знает – как рождается музыка, считал, что это чудо, а способность писать музыку называл даром от Бога. Композитор всю жизнь испытывал потребность записывать свои мысли. Его дневники наполнены короткими заметками: он всегда выражал мысли и чувства емко и лаконично, вплоть до одного предложения или короткого афоризма. По такому же принципу он писал и музыку.

Г.В. Свиридов за работой

Г.В. Свиридов за работой

За свою долгую творческую жизнь Георгий Васильевич создал огромное количество гениальных произведений, за которые был удостоен многочисленных премий, званий, наград: Ленинская премия (за «Патетическую ораторию» на стихи В. Маяковского), две Государственные премии СССР (за «Курские песни» и «Пушкинский венок») и многие другие. Но когда во время перестройки стало модно ругать прошлое – Г. Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» была снята с эфира. Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер Михаил Швейцер: «Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Георгий Васильевич Свиридов

В последние годы жизни Георгий Васильевич много болел, практически не выходил из дома. Умер композитор дома 6 января 1998 года. Спустя четыре месяца после смерти композитоора из жизни ушла и его супруга Эльза Густавовна, создавшая Фонд имени своего мужа, которым руководила до самой смерти. В память об этой прекрасной женщине было решено оставить место президента Фонда Свиридова незанятым.

О Георгии Свиридове был снят документальный фильм «Время Георгия Свиридова». Память и уважение к великому композитору XX века увековечена на курской земле. Здесь проходят музыкальные фестивали его имени, научно-практические конференции «Свиридовские чтения». В 2005 году в Курске установлен памятник, а в Фатеже – открыт музей.

Дом-музей Г.В. Свиридова в Фатеже

Памятник Г.В. Свиридову в Курске


Библиография

  1. Алфеевская, Г.С. История отечественной музыки XX века : С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин : учеб. пособие для студентов вузов / Галина Сергеевна Алфеевская. – М. : Владос-Пресс, 2009.
  2. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников / сост. А.Б. Вульфов ; предисл. В.Г. Распутин . – М. : Молодая гвардия, 2006.
  3. Георгий Свиридов : сб. статей и исследований / сост. Р.С. Леденев. – М. : Музыка, 1979.
  4. Золотов, А. Голос Свиридова. // Искусство (газета) . – 2001. – № 2. – С. 19.
  5. Золотов, А. Музыка и слово //Наше наследие. – 2001. – №56. – С. 72-97.
  6. Золотов, А. Свиридов // Искусство (газета). – 2003. – № 6. – С. 2-3.
  7. Золотов, А. «Эпитафия Георгию Свиридову» // Искусство. – 2001. – №7. – С. 4.
  8. Карамзина, Ж. Художник редчайшего дарования // Искусство в школе. – 2005. – № 1. – С. 78-81.
  9. Конева, Е. На малой родине Георгия Свиридова / Е. Конева, Е. Уткина // Мир музея. – 2010. – № 12. – С. 39-40.
  10. Лучкина, М. Миф о России в музыке Г. В. Свиридов : революционный метатекст // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 10. – С. 74-76.
  11. Полякова, Л. Художник русский, самобытный // Музыкальная жизнь. – 1985. – №24. – С. 4-5.
  12. Ромащук, И. «Из детства, росами омытого…» // Искусство в школе. – 2005. – № 1. – С. 78-81.
  13. Рубан, Т.Г. Георгий Васильевич Свиридов – певец и патриот России // Музыкальный руководитель. – 2015. – № 8. – С. 27-28.
  14. Свиридов, Г.В. Мысли. Записи 1972-1980 // Искусство (газета). – 2001. – № 2. – С. 20-21 ; №4. – С. 16-18.
  15. Свиридов, Г.В. О назначении искусства в России // Искусство (газета) . – 2001. – №7. – С. 4.
  16. Слепнев, И. В сердце светит Русь // Мелодия. – 1986. – №1. – С. 32-33, 38.
  17. Сохор, А.Н. Георгий Свиридов / Арнольд Наумович Сохор. – 2-е изд., доп. – М. : Сов. композитор, 1972.
  18. Чишковская, Е. Свиридовские ассамблеи // Музыкальная жизнь. – 2015. – № 1. – С. 60-61.
  19. Шымчак, И. «Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла...» // Музыкальная жизнь. – 2015. – № 2. – С. 28-29.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2020
Яндекс.Метрика