Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Верные друзья: образы собак в мировой живописи»

С 17 июля 2015 года в рамках проекта «Вернисаж», в отделе «Искусство» открылась книжно-иллюстративная выставка «Верные друзья: образы собак в мировой живописи». Экспозиция знакомит читателей с произведениями изобразительного искусства, героями которых стали собаки.

Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египта, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя.

Еще на заре человеческой цивилизации собака становится, как принято говорить, верным спутником человека: уже около 4500 лет до н.э. ее изображают в наскальной живописи. Однако долгое время, вплоть до Средневековья, художники словно забывают о существовании собак, и те лишь изредка «забегают» на их полотна. Но и тогда художники изображали сцены охоты королей в сопровождении нескольких собак.

В конце Средневековья на живописных полотнах собака уже представлена другом человека (собака-компаньон). Каких только собак не увидишь на картинах XVI века: от крошечных живых игрушек благородных дам и девиц до более внушительных размеров псов, сопровождающих господина. Небольшие, по сравнению с охотничьими псами, левретки и прочие карликовые собаки ластятся к своим хозяйкам, развлекают их, нежатся у ног или на коленях, благосклонно принимая от человека проявления нежности и любви. Собака и человек становятся ближе друг к другу. Типичная сцена того времени: устроившись в ногах собравшихся на пир гостей, собака уплетает объедки с праздничного стола. Отныне к собаке относятся как к настоящему товарищу, и художники всех стран наперебой рисуют её. Разумеется, остается в чести и охота.

Александр Франсуа Депорт. Still Life with Dead Hare and Fruit

Жан-Батист Удри. Собака на стойке перед куропаткой

Александр Франсуа Депорт. Автопортрет в наряде охотника

Александр Франсуа Депорт. Dog Guarding Game near a Rosebush

Со временем любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна или, по крайней мере, помещали их на видное место. А отдельные художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, т.е. стали анималистами, например, Франсуа Депорт (1661-1743), официальный художник Людовика XIV, Пауль де Вос (1595-1678), Жан-Батист Удри (1686-1755). Поражает реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно срисованы с натуры. Порой даже кажется, что иные картины были специально созданы для увековечения памяти животного.

Пауль де Вос. Охотник и собака

Пауль де Вос Травля медведя

Жан-Батист Удри. «Вшивый» и его приятель

Пауль де Вос. Пёс на куске мяса

В центре известной картины знаменитого фламандского живописца Антониса Ван Дейка (1599-1641) – огромный мастифф, на голову которого величественно возложил руку мальчик – старший сын английского короля Карла I, будущий король Карл II. Ставший придворным живописцем в Англии, уроженец Антверпена и ученик Рубенса, Ван Дейк не раз рисовал детей короля Карла I. Есть еще одна картина, изображающая двоих царственных ребятишек с одной милой собачкой. Ван Дейка, пожалуй, можно назвать в числе первых известных мастеров, кто изображал собак с натуры, а не рисовал отвлеченные образы «друга человека».

Антонис Ван Дейк. Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон. 1640 г.

Антонис Ван Дейк. Дети короля Карла I. 1637 г.

Антон ван Дейк.  Портрет Джеймса Стюарта

А вот истинный англичанин Джон Вуттон (ок. 1682-1764) находил в собаках источник вдохновения. На его картинах люди зачастую выглядят неким добавочным атрибутом к животным, а то и не появляются вовсе. В отличие от традиций символизма, когда собака появлялась на картине как некий отвлеченный образ (например, на семейном портрете на руках у жены могли нарисовать собачку – знак верности и преданности этой женщины), Джон Вуттон писал собак с натуры. На полотне «Собаки и сорока» – восемь поджарых охотничьих псов. Скорее всего, это «коллективный портрет» – собаки были написаны по заказу их владельца, приличного английского лорда или пэра, который, как и полагалось тогда человеку его круга, имел с десяток дорогих охотничьих собак и любил их не меньше собственных детей. Художник Джон Вуттон был основоположником в английской живописи особого спортивного жанра, где центром внимания стали охотничьи собаки и лошади.

Джон Вуттон.  Собаки и сорока  1740-е

Джон Вуттон.  Борзая собака на фоне пейзажа

Век спустя шотландский художник Филипп Рейнегл (1749-1833) написал сотни пейзажей и картин с птицами и собаками. Более 250 картин с животными работы Рейнегля хранятся в музейных и частных коллекциях, но, пожалуй самая известная из его работ, которая даже своим названием навсегда изменила отношение художников к собакам – «Портрет необычной музыкальной собаки».

Филипп Рейнегл.  Портрет музыкальной собаки

Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан Вечеллио, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, – хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, – входят в коллекцию шедевров мировой живописи.

В XIX веке английский художник-анималист Эдвин Ландсир изображал на полотнах ньюфаундлендов, очень популярных в то время среди знати. Благодаря его творчеству эти собаки приобрели известность и стали называться его именем. Одна из самых знаменитых картин в мире кисти этого мастера с изображением собаки называется «Достойный член человеческого общества». Знаменит еще один холст Лансира – «Спаситель», где изображен гордый ньюфаундленд, который спас тонущую девочку. Картина основана на реальной истории – английское торгово-пассажирское судно потерпело кораблекрушение, многие люди погибли, поскольку были смыты волнами в океан. Путешествовавшая на судне семья оказалась разделена – родители спаслись на шлюпке, а их дочь пропала и считалась погибшей. Однако это оказалось не так. Преданный девочке пес бросился за ней в водоворот, поймал ребенка и доплыл до берега. Собака несколько лет жила подле девочки, не покидая ее, пока не были найдены ее родители. Подвиг этого животного стал одной из самых прекрасных легенд о ньюфаундлендах, как самых добрых и отважных собаках на планете.

Эдвин Лансир.  Достойный член человеческого общества

Эдвин Лансир.  Спаситель

Русская знать тоже увлекалась охотой, поэтому в русской живописи 18-19 веков немало полотен, изображавших собак известных особ. В Историческом музее экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. С левретки Екатерины Великой была сделана скульптура, хранящаяся сейчас в Петергофе. А на картине Боровиковского императрица запечатлена с другой своей левреткой. Граф Орлов собрал целую коллекцию портретов своих борзых и лошадей, щедро платя художникам за возможность увековечить образ своих любимцев.

Владимир Боровиковский.  Портрет императрицы Екатерины II в парке

В Третьяковской галерее хранится не вполне оконченное мрачное полотно Павла Федотова «Анкор, еще анкор!» – одна из самых пронзительных и впечатляющих картин, где в центре внимания оказывается собака. Скучающий офицер, служащий где-то в глубинке Российской Империи, убивает смертную скуку тем, что заставляет собаку прыгать через палку туда-сюда. Эта картина стала синонимом грустного и жестокого унижения, к которому приходят люди, облеченные властью, но сходящие с ума от одиночества и безвыходности.

Павел Федотов.  Анкор, еще анкор!

В России образовалась большая группа анималистов, среди которых были мастера керамической, деревянной, металлической пластики, иллюстраторы детских книг. Это такие художники, как В.А. Ватагин, И.С. Ефимов, Е.И. Чарушин, Д.В. Горлов, А.Г. Сотников, А.В. Марц, В. Серов, В. Лебедев, В. Васнецов, И. Шишкин, А. Саврасов, В. Суриков. Произведения некоторых из них вам хорошо известны с раннего детства. Например, художник детской книги Е.И. Чарушин, кроме своих собственных книг, иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, М.М. Пришвина и др.

Борис Кустодиев.  Федор Шаляпин на ярмарке

Илья Ефимович Репин.  Лучший друг человека (Пес)

Евгений Николаевич Широков.  Друзья

Фёдор Павлович Решетников.  Опять двойка

В 20 веке художники-анималисты ушли в сферу книжных иллюстраций и стали создавать чудные картинки к детским книгам про собак. А современные обожатели псов получили общедоступное «средство портретирования» – фотоаппарат. Но разве сравнится скучный реализм фотоснимка с деловитостью любимого пса Шаляпина, с которым тот вышел прогуляться на масленичную ярмарку в 1922-м?

Источник: Искусство и собаки // Все о собаках

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика