Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Зримые образы Ореста Верейского»

20 июля 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного художника Ореста Верейского. Тем, кто не представляет свою жизнь без литературы, это имя хорошо известно. Орест Георгиевич вошел в историю художественной культуры как иллюстратор произведений Толстого и Твардовского, Шолохова и Хемингуэя. Благодаря талантливому художнику любимые литературные герои в иллюстрациях обретают столь органичный и зримо-конкретный образ, что их литературный прототип уже не мыслится без «изобразительного». Образы Василия Теркина из одноименной поэмы Александра Твардовского, Аксиньи и Григория – героев романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова, Анны Карениной – трагической героини романа Льва Толстого для многих поколений читающих людей неразрывно связаны с рисунками Ореста Верейского.

Отдавая дань уважения и признательности мастеру, мы представили нашим читателям материалы, раскрывающие ключевые моменты его жизни и творчества, сопроводив их комментариями художника.

Орест Георгиевич Верейский (7 июля [20 июля] 1915 – 2 января 1993) – выдающийся художник-график, иллюстратор, педагог. Академик АХ СССР. Народный художник СССР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

«…если в нашем сознании живут подлинные образы, если перед нами живая натура, разве это уже предопределяет успех художника? Беда в том, что чем прекраснее, значительнее литературное произведение, тем, как это ни парадоксально, труднее, а не проще художнику, взявшемуся его иллюстрировать. Тут уживаются и радость и мука. Ты знаешь, любишь, видишь этих людей. Но чем ближе они тебе, тем их образы на листе белой бумаги кажутся тебе менее полнокровными и убедительными. Ощущение их реальности одновременно помогает и мешает тебе. Но тем сильнее радость узнавания – в каких-то чертах случайного лица, в каком-то штрихе, где ты что-то уловил, как-то приблизился к оригиналу». О. Верейский

О.Г. Верейский

Книга О. Верейского «Встречи в пути»


Родители

Елена Николаевна Верейская (1886-1966) – советская детская писательница. Печататься начала в 1910 году, когда журнал «Вестник Европы» опубликовал ее первое стихотворение «Полутени... полузвуки...». В 1920-е годы рассказы и стихи Верейской печатались в популярных детских журналах «Чиж» и «Еж», «Пионер» и «Костер» (например, «Индюк», «Журка и Шурка»). Вскоре из-под ее пера стали выходить и более крупные произведения для детей. В предвоенные годы – повести «Сережка в деревне» (1925), «Дворовый Пашка» (1929), «Бесик», впоследствии выходивший под названием «Бабушкин колобок», «Таня-революционерка», «Джиахон Фионаф». После войны известность получила книга «Три девочки» (о блокаде Ленинграда), рассказ «Три портрета», повести «Памятный день» и «Незабываемая ночь» (о революции 1905 года), которые наряду с рассказами «Государственный преступник», «Княжеская квартира», «Фонарик», «Ласточка», «Горничная Маша» и «Киросенька» вошли в сборник «В те годы». Последними крупными произведениями Верейской стали повесть «Отава» (1959) и «Внучка коммунара» (1966). В 1966 году в издательстве «Детская литература» вышла книга рассказов Елены Верейской «Белая шубка», в которую наряду с заглавным произведением, вошли рассказы «Карай», «Цыплячьи шефы», «Сюрприз».

Е.Н. Верейская

Книга Е. Верейской «Джиахон Фионаф» с иллюстрациями сына – Ореста Верейского. Книга представлена из «Фонде редкой книги» ИОБДЮ

Г.С. Верейский

Георгий Семенович Верейский (1886-1962) – русский художник и график, представитель «тихого искусства», член объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства». Народный художник РСФСР (1962).

«Не в обиду преподавателям, учившим меня в разное время, великолепным художникам и педагогам, к которым я всегда испытываю чувство огромной благодарности, я считаю самым замечательным, непревзойденным учителем моего отца – Григория Семеновича Верейского. Он никогда не давал мне каких бы то ни было регулярных уроков или указаний, как строить композицию, с чего начинать тот или другой рисунок, никогда не читал лекций. Но та атмосфера служения высокому искусству, которой он жил и которая его постоянно окружала, его тонкое, безошибочное чувство прекрасного, его безукоризненный вкус могли сделать гораздо больше самых точных и подробных академических предписаний. Он учил любить искусство, учил быть честным и бескомпромиссным в работе. Учил этому своими взглядами, своей работой, всей собственной жизнью». О. Верейский

Г.С. Верейский. Орик с маской (портрет сына)

Г.С. Верейский. Портрет жены

 


Учитель. Друзья

Александр Александрович Осмеркин (1892-1953) – русский, советский художник и педагог, участник художественной группы «Бубновый валет», профессор живописи и руководитель персональной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

«Полулежа на старом, продавленном диване в глубине мастерской, он декламирует Пушкина, наслаждаясь музыкой и ритмом стиха. Чеканное, как на медали, ассиметричное лицо Паганини под нимбом вьющихся каштановых волос. В его расстегнутом, мятом пиджаке, небрежно повязанном галстуке-бабочке какая-то своя особая элегантность. В руке давно погасшая трубка. Это – одна из картин, засевшая в моей памяти с юности. Таким я вижу Александра Александровича Осмеркина, когда вспоминаю его. А вспоминаю постоянно. И совсем не потому, что в этой позе он позволял себе находиться перед нами – его учениками – часто. Совсем нет. Чаще всего, произнеся первые строки «Пророка» или «Бесов», прерывал себя на полуслове и устремлялся к чьему-нибудь мольберту. Но почему-то, вспоминая, я вижу его обязательно так: не лежащим, а возлежащим на протертом до дыр диване, который сразу превращался в римское ложе, громко, но спокойно и просто, без актерской аффектации читающим любимые пушкинские строки. Пушкина он обожал всю жизнь. Впрочем, иногда это были не стихи, а размышления о великих мастерах искусства или воспоминания о его юности, о его неуемной, столь богатой событиями и приключениями жизни». О. Верейский

А.А. Осмеркин. «Портрет А.А. Ахматовой»

Орик – так звали Верейского близкие. Дом Верейских в Красной Пахре всегда был полон друзей: артистов, поэтов, писателей, художников, ученых… Зиновий и Татьяна Гердт, Владимир и Наталья Тендряковы, известный лингвист Александр Реформатский и его жена писательница Наталия Ильина, Эльдар Рязанов, Нина Семеновна Буденная, Леонид Сойфертис, Александр Твардовский, Белла Ахмадулина.

«Я вспоминаю, – писала Наталия Ильина, – как во время дружных застолий в его доме на Пахре каждый стремился что-то рассказать, «занять площадку», перебивали друг друга, но особенно часто – хозяина дома. Ему, с его учтивостью, с его воспитанностью, и слова иногда не удавалось вставить. «Орик, извини, я тебя перебью», – говорил кто-нибудь из нас…».


Работа над поэмой А. Твардовского «Василий Теркин»

«Первые рисунки, которые я делал для глав «Василия Теркина» на страницах «Красноармейской правды», не удовлетворяли меня, были еще слишком приблизительны. Счастливая возможность серьезно и вдумчиво поработать над иллюстрациями появилась в 1943 году, когда зашла речь об издании готовых глав поэмы отдельной книгой. Мне хотелось открыть ее фронтисписом с портретом Василия Теркина. И это оказалось самым трудным. Какой собой Теркин? Многие солдаты, портреты которых я набрасывал с натуры, казались мне чем-то похожими на Теркина – кто улыбкой, кто прищуром веселых глаз, кто милым, усеянным веснушками лицом. Но ни один из них не был Теркиным. Каждый раз я делился результатами своих поисков с Александром Трифоновичем. И каждый раз слышал: «Нет, это не он». Да я и сам знал, что не он. Но однажды в нашей редакции появился приехавший из армейской газеты молодой поэт. Василий Глотов всем нам сразу приглянулся. У него была ясная улыбка, веселый нрав. Очень требовательному Твардовскому понравились некоторые стихи Василия Глотова. Прошло несколько дней, и вдруг я с радостным чувством узнал Василия Теркина в молодом поэте. Когда рисовал Глотова, он хитро прищуривался, расплывался в улыбке, что делало его еще более похожим Нарисовал тезку героя поэмы анфас, в профиль, в профиль, в три четверти, с опущенной головой и показал рисунки Твардовскому. Александр Трифонович сказал: «Да!» О. Верейский

Создатели образа Василия Теркина: А. Твардовский, О. Верейский, В. Глотов


Работа над романом М.А. Шолохова «Тихий Дон»

«Более двух лет продолжалась моя работа над «Тихим Доном». Сделал бы ее по-другому сейчас? Может быть. Но основные задачи, какие я ставил перед собой тогда, остаются неизменными. И эта работа дорога мне – ведь я не просто читал и рисовал – я прожил эту сложную, эту трудную жизнь вместе с героями Шолохова». О. Верейский

«Я не искал среди знакомых и незнакомых лиц человека, нарисовав портрет которого я выдал бы его, скажем, за Григория. Образ – явление собирательное, и, чтобы он стал узнаваемым, убедительным, нужно приложить немало усилий. Нужно наделить его характером, нужно по мере сил вдохнуть в него жизнь… Одно внешнее сходство, самый удачный грим – еще не образ…Характеристика героя, психологическая мотивировка его поведения, его жеста – вот над чем бьешься, изводя горы бумаги. Это – самый сложный этап в работе иллюстратора, не поддающийся никакой рецептуре». О. Верейский

О. Верейский. Григорий (иллюстрация к роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

О. Верейский. Аксинья (иллюстрация к роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

 
Работа над романом Л. Толстого «Анна Каренина»

«Анна Каренина» – один из немногих романов в мировой литературе, главные герои которых вошли в жизнь, в сознание каждого с отроческих лет, как живые люди. И каждый видит их по-своему. Мне не хотелось лишать читателя возможности привнести в предлагаемый мною образ что-то от своего, выношенного, ставшего привычным представления. Поэтому, помещая героев в определенную среду, определенные ситуации, я старался показать их в тех ракурсах, условия освещения, которые не помешают читателю соучаствовать в создании убедительного образа». О. Верейский

О. Верейский. Иллюстрации к роману Л. Толстого «Анна Каренина»

 

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2022
Яндекс.Метрика