С 29 июня 2015 года, в рамках проекта «Вернисаж», в отделе «Искусство» ИОБДЮ начала работу книжно-иллюстративная выставка «Шутить изволите?», посвященная теме шутовства в мировой живописи. Экспозиция знакомит читателей с произведениями изобразительного искусства, героями которых стали шуты. К этим персонажам обращались известнейшие художники Европы и России, чьи полотна вошли в сокровищницу мирового искусства. Кто такие шуты? В чем заключались из задачи? Как звали самых известных из них? Ответы на эти и другие вопросы, вы найдете, ознакомившись с материалами экспозиции
С давних времен при королевских и царских дворах было принято иметь шутов. Их задача заключалась в том, чтобы всячески веселить и забавлять государя и его окружение. Шутом можно было стать добровольно, имея соответствующие ремеслу способности, но чаще в шуты попадали за провинности перед государем. Зачастую это были люди не только веселые и остроумные, но и большого ума. Многие из них в шуточной форме говорили в глаза правду, укоряли своих властителей за несправедливость, заступались за обиженных. Также ряды потешников пополняли люди с различными физическими отклонениями (например, карлики), арапы. Достоверно известно, что профессия эта очень древняя: шуты были даже при дворе древнеегипетского царя Птолемея I. К теме шутовства обращались многие художники. Среди них – Я. Йорданс, С. Детти, И. Босх, Я Матейко и другие. Из современных художников следует отметить работы Андрея Шишкина. Одним из самых знаменитых шутов древности был мудрец и баснописец Эзоп. У последнего своего хозяина он исполнял роль безумного мудреца. | | | Веласкес Д. Эзоп. Около 1639-1641 | Веласкес Д. Карлик Эль Примо. 1644 | Веласкес Д. Портрет Франсиско Лескано. Около 1637 |
Как известно, Диего Веласкес был придворным художником. По долгу службы он не раз писал шутов, и карликов. Эль Примо (прозвище означает «Кузен») занимал особое место среди придворных шутов: он происходил из древнего дворянского рода и принадлежал к ближайшей свите короля, сопровождая его в поездках по стране. Карлик считался образованным человеком, любил литературу и сам сочинял стихи. Кроме своих шутовских обязанностей, он имел почетную должность в канцелярии королевской печати, да и на портрете он изображен с книгой в руках. Еще одна работа Веласкеса портрет придворного карлика Франсиско Лескано. В руках он сжимает кусок деревяшки и по-детски приподнимает ногу. Портрет шута «Дона Себастьяна Морры» является одним из сильнейших в творческом наследии Веласкеса. Плохо держась на ногах и опираясь на командный жезл, придворный шут «Дон Хуан Австрийский» был еще одним персонажем, которого держали при дворе исключительно для посмешища. Он искренне считал себя победителем в бою при Лепанто, и поэтому художник иронично изобразил его как будто только что снявшим латы. | | Веласкес Д. Дон Себастьян Морра. 1644 | Веласкес Д. Дон Хуан Австрийский. 1643 |
В этих произведениях нет ни тени насмешки - они написаны с явной нежностью и симпатией. При дворе русских царей, а после и императоров также содержались шуты. Самым популярным потешником в России времен Петра I был Иван Емельянович Балакирев, о котором вышла масса книг с приписываемыми ему шутками. Он принадлежал к старинному боярскому роду. Его отличительной чертой являлось стремление помочь всем людям, независимо от их происхождения. Заступничество и правдолюбие не всегда проходили для него без последствий. За свои шутки он, бывало, отведывал дубинку царя или переносил другие наказания. | Портрет Ивана Балакирева |
Шутовские забавы достигли своего апогея в годы правления императрицы Анны Иоанновны. При ней в шуты мог угодить любой вельможа. | Якоби В.И. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны |
Известен исторический факт о том, как императрица женила своего шута на калмычке Бужениновой, которая также была придворной шутихой. Для этой свадьбы перед Зимним дворцом был выстроен ледяной дом. Свадьбу сыграли пышно: на потеху всем стреляли ледяные пушки, в камине горел настоящий огонь. | Якоби В.И. Ледяной дом. 1878 |
Императрица учредила специальный орден для шутов – «Святого Бенедикта». Но они при ней не играли того значения, что при Петре Великом. Он держал шутов не только для забавы, они служили и орудием обличения и осмеяния противников его реформ и невежд. Шуты же Анны Иоанновны больше выполняли роль скоморохов. Они паясничали, веселили царицу выходками и прибаутками. После Анны Иоанновны институт шутовства в России сходит на нет. | | Симони Г. Шут | Уотерхаус Д. Шут | | | Детти С.О. Придворный шут. 1883 | Детти С.О. Музыканты | | | Йорданс Я. Бобовый король | Литовченко А.Д. Шут. 1875 | | | Литовченко А.Д. Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею. 1875 | Шишкин А. Пошутил! | | | Шишкин А. Король и шут | Шишкин А. Шут на троне |
Библиография
Веласкес / авт. текста М. Тасартес. – М. : Белый город, 1998. Дмитриев, Ю.А. Цирк в России / Юрий Арсеньевич Дмитриев. – М. : Искусство, 1977. Зелов, Д. Развлечения при дворе Петра Великого // Праздник. – 2009. – № 8. Русева, Л. Шуты и их хозяева // Смена. – 2002. – Апрель. Тихомиров, О. Шутить изволите? // Эскиз. – 2008. – № 6. Шут играет короля // Эскиз. – 2011. – № 3-4. Якимович, А. Тема шутовства и живописная стихия. Веласкес // Собрание шедевров. – 2010. – № 3. |