С 29 мая 2015 года в отделе «Искусство», в рамках проекта «Арт-копилка», открылась книжно-иллюстративная выставка «Стиль «Муха», приуроченная к 155-летию известного чешского художника. Альфонс Мария Муха – один из создателей «ар нуво» (художественного стиля, популярного в конце XIX – начале XX вв.). Живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелир и плакатист, он был не только ярким представителем нового стиля, но и создателем своего собственного стиля – «стиля Мухи». На выставке будут представлены материалы о жизни и творчестве художника, дополненные репродукциями его работ.
Альфонс Муха – чешский художник, человек удивительной судьбы и потрясающего таланта. Его можно по праву считать одним из основателей стиля модерн. Литографии и живописные картины Мухи впечатляют своими масштабами и невероятной красотой. Альфонс Мария Муха родился в 1860 году в небольшом чешском городке Иванчицев неподалеку от Брно. Его отец, Ондржей — портной по профессии, родился в семье потомственных виноградарей, а вышел на пенсию мелким служащим уездного суда. Мать – Амалия Мале, дочь богатого моравского мельника. | | Альфонс Муха. Автопортрет, 1907 | Альфонс Муха |
В раннем детстве Альфонс стал петь в хоре мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно. Благодаря своему увлечению он поступил в Славянскую гимназию. Примерно в эти же годы пробует себя и в живописи. Надо сказать, что гимназию Муха не закончил – его выгнали, поскольку он прогуливал занятия. Лишь учителя пения и рисования были им довольны. Когда будущему художнику исполнилось семнадцать лет, его отец пишет в Пражское художественное училище письмо, в котором просит о зачислении сына. Творения молодого Мухи, отосланные в училище, вернулись обратно с припиской профессора об «абсолютном отсутствии таланта у их автора». После провала при поступлении Муха вынужден зарабатывать на жизнь, работая писарем в местном городском суде. Туда его устроил отец. Но, тем не менее, все свободное время Альфонс посвящает творчеству, работает в небольшом театре своего родного городка. Пробовал себя в роли актера, а впоследствии стал заниматься оформлением декораций, афиш и билетов. Этот период жизни молодого Мухи сильно повлиял на дальнейшее его творчество. В 1879 году художник нанимается в австрийскую фирму по производству театральных декораций и переезжает в Вену. Там Муха работает в качестве оформителя. В 1881 году в театре случился пожар, после которого мастерская Альфонса оказалась уничтожена. Художник возвращается домой в Чехию в маленький городок Микулов. Там он нашел поддержку в лице графа Куэн-Беласи, который стал покровительствовать его творчеству. Муха занялся оформлением родового замка графа, а тот, в свою очередь, согласился профинансировать его расходы на учебу в Мюнхенской академии изящных искусств. Альфонс записывается сразу же на третий курс академии и после двух лет занятий отправляется завершать свое образование в Париж. Находясь по-прежнему на графском попечении, поступает в самые популярные и уважаемые школы художеств во Франции. В 1889 году Куэн-Беласи прекращает финансирование обучения Мухи, в результате чего художнику приходится много работать рекламным оформителем, иллюстратором в газетах и журналах. Он вынужден бросить занятия серьезной живописью. Слава пришла к нему после того, как он, скромный театральный декоратор, создал афишу к спектаклю «Жисмонда» для парижского театра актрисы Сары Бернар. Ей настолько понравилась работа художника, что она предложила ему заключить контракт с театром на шесть лет. Муха специально для нее конструировал сценические костюмы, ювелирные украшения и декорации. А, главное – ему не было равных в создании рекламных плакатов и программ. Они и сегодня выпускаются миллионными тиражами в качестве открыток. На них всегда изображена фигура прекрасной дамы. Именно эти плакаты превратили Альфонса Муху в лидера стиля «модерн». | | | | Актриса Сара Бернар | Афиша к спектаклю «Жисмонда», 1894 | Афиша для театра Бернар, 1896 | Афиша для театра Бернар, 1896 |
После «Жисмонды» на Муху просто посыпались заказы. Среди его клиентов – крупные промышленники, производители шоколада, машин, модной одежды и шляпок. Именно этот период становится пиком популярности и зарождением нового стиля, который можно по праву назвать именем Альфонса Мухи. Самые известные его работы на тот момент: «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Драгоценные камни». | | Серия «Цветы», 1898 | Серия «Драгоценные камни», 1900 |
| Серия «Времена года», 1896 |
В период с 1897 по 1900 год Муха организует ряд персональных выставок по всей Европе, в том числе и у себя на родине в Праге. На Всемирной выставке 1900 года в Париже художник получает серебряную медаль за оформление павильона Боснии и Герцеговины. Та же были выставлены и ювелирные изделия. Сделанные по его эскизам известным парижским ювелиром Жоржем Фуке, они наделали много шума среди парижских модниц. | | | Золотой браслет, получивший в Европе название «роза руки», свернувшейся кольцом змеей обвивал предплечье, жало переходило в кольцо с помощью тонкой цепочки. 1899 г. | Кулон | Украшение для корсажа Крылатый змей, 1902 |
| Брошь |
При оформлении павильона Боснии и Герцеговины Альфонсу пришлось заняться изучением истории славянских народов. Это увлечение в дальнейшем перерастет в желание создать цикл работ «Славянская эпопея». Для осуществления задуманного нужны были деньги, которых у художника не было. Несмотря на мировую славу, долгов у него было больше, чем доходов. В 1904 году Муху приглашают в США. Там его обожают, и он решает поехать. Альфонс надеялся, что в этой стране миллионеров, он будет писать портреты богатых американцев и их домочадцев, заработает деньги и у него появится возможность целиком отдаться своему главному делу – исторической эпопее о судьбе родины. Кроме того, он устал от написания бесконечных программок и афиш. Портреты требуют от него больших усилий, и он начинает преподавать – сначала в Нью-Йорке, потом в Филадельфии и Чикаго. Много заработать не удается. Ему вновь приходится делать рисунки для журнальных обложек, театральные афиши и плакаты – а ведь он так хотел этого избежать. Следует отметить, что в США художник пребывал не постоянно, а приезжал работать на время – от нескольких месяцев до двух лет, в остальное время Альфонс жил в Европе. Всего он приезжал в США четыре раза. В 1906 году 46-летний Альфонс Муха знакомится в Париже с чешкой Марией Хитиловой, которая приехала изучать искусство. Она стала для него женой, лучшим другом и, конечно же, Музой. | | Портрет жены | Ярослава и Джири – дети художника, 1919 |
1909 год – снова Америка. Его приглашают написать портреты дочерей известного американского дипломата Чарлза Крейна. Муха рассказывает ему о своем грандиозном замысле, и тот увлекается проектом. В результате был подписан контракт на создание «Славянской эпопеи». В 1910 году художник возвращается в Чехию. Целых восемнадцать лет Альфонс Муха занимается написанием живописных полотен на славянскую тему. Он решил запечатлеть наиболее значимые события славянской истории. Картины были громадными – 6 на 8 метров. Весной 1913 года Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих работ цикла. Художник побывал в Санкт-Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею. Особенно сильное впечатление на него произвела Троице-Сергиева лавра. В Чехии в громадном Хрустальном зале в замке Збирог он пишет такие картины как: «Симеон, царь Болгарии», «Славяне на исконной родине», «После Грюнвальдского сражения», «Проповедь Яна Гуса», «Отмена крепостного права в России». | | Альфонс Муха работает над циклом «Славянская эпопея», 1920 | Цикл «Славянская эпопея»: «Славяне на исконной Родине» | | | Цикл «Славянская эпопея»: «Отмена крепостного права на Руси» | Цикл «Славянская эпопея»: «После Грюндвальской битвы» | | | Цикл «Славянская эпопея»: «Царь Симеон болгарский» | Цикл «Славянская эпопея»: «Проповедь Яна Гуса в Вифлиемской капелле» |
Примерно в этот же период Муха создает свой знаменитый витраж в соборе святого Витта, расположенного в Пражском граде. | Витраж в соборе Св. Витта в Праге |
Когда Чехия и Словакия объединяются в 1918 году, художнику поручают работу над новыми купюрами и почтовыми марками, он разрабатывает Герб новой страны и бланки для правительственных документов. | Одна из первых банкнот новой страны – Чехословакии, 1918 | | Банкнота, разработанная Альфонсом Мухой для вновь образованной Чехословакии | | Почтовые марки Чехословакии, разработанные художником Альфонсом Мухой |
| | Почтовая марка, дизайн Альфонс Муха. 1918 | Почтовая марка Чехословакии с изображением Градницев. 1918 |
После 1918 года творчество Альфонса Мухи стало быстро терять почитателей. Наверное, это не удивительно. Позади Первая мировая война, затронувшая все страны, самых разных людей. Пережив то страшное время, люди стали совсем другими. Они уже не могли умиляться, видя пышноволосых красавиц Мухи, его изысканные орнаменты и виньетки. Пришло время других художников. Поэтому когда в 1928 году состоялась торжественная передача полотен «Славянской эпопеи» городу Прага, соотечественники особого восторга не проявили. Муху обвинили в приверженности устаревшим идеям, старомодности и скованности. Сейчас эта коллекция находится в замке в городе Крумлов на юге Чехии и доступна для посетителей. Но Альфонс не отчаивается, продолжает работать. Старается делать, что может для своей Чехии. Марта Кадлечикова – библиограф художника отмечает массу интересных подробностей его повседневной жизни, например, «…он боялся осени и часто болел гриппом; был общителен, галантен в обращении с дамами; мог похвастаться золотистым цветом лица и прекрасными здоровыми зубами; был оптимистичен до легкомыслия и ревнив». После захвата гитлеровской Германией Чехии, Муха много раз был подвергнут арестам и допросам. Престарелый художник не выдержал этого испытания, заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха был похоронен на кладбище в Вышеграде. На десятилетия творчество Альфонса Мухи было почти забыто. Но он оказался среди тех, кто был заново открыт, когда вновь стало популярно искусство рубежа XIX-XX веков. Его выставки прошли в лучших музеях мира, в том числе и в России. В 1998 году в Праге был открыт первый музей художника, который посещает множество туристов. | | Музей Альфонса Мухи в Праге | Музей Альфонса Мухи в Праге |
Библиография
Альфонс Муха : плакаты и панно / Альфонс Муха. – Прага : CTK-Pressfoto, [б.г.]. – 10 л. ил. Безелянский, Ю. Улыбка Джоконды : книга о художниках / Юрий Безелянский. – М. : Радуга, 1999. Всё о живописи. Самые знаменитые художники от классики до авангарда / И. Мосин. – Вильнюс : BESTIARY, 2012. Макин, С. «Светские иконы» Альфонса Мухи // Наука и религия. – 2009. – № 3. – С. 50-52. Никифорова, И. Цветы и грезы Альфонса Мухи // Искусство. – 2004. – № 4. – С. 16. Опимах, И. Альфонс Муха // Смена. – 2006. – № 6. – С. 11-21. Стиль «Муха» // Эскиз. – 2006. – № 10. – С. 8-9. Торчинский, О. Великая эпопея славянства // Юный художник. – 2012. – № 9. – С. 32-34. Ульмер, Р. Альфонс Муха. 1860-1939 : Мастер «ар нуво» / Рената Ульмер ; пер. И. Белинцева. – М. : АРТ-Родник, 2006. Цветы Альфонса Мухи // Эскиз. – 2001. – № 5. – С. 6-7. |