С 14 мая 2015 года в отделе «Искусство» в рамках проекта «Вернисаж» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Съедобные портреты Арчимбольдо». На выставке представлены материалы, знакомящие с жизнью и творчеством художника Джузеппе Арчимбольдо. Арчимбольдо – личность странная и загадочная, обладавшая многими талантами и профессиями. Мастер занимался не только живописью, но и созданием витражей, рисовал гербы герцогских родов и даже придумал способ передачи мелодии через цвет на бумаге; создавал фонтаны, принимал участие в строительстве музея искусств и был ответственным при дворе за архитектуру. Портреты Арчимбольдо зачастую напоминают волшебные сказки из детства, они пропитаны аллегориями: вместо носа мы видим огурец, на месте щеки персик, а в качестве воротника выступают колосья. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. После смерти его творчество было незаслуженно забыто. Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века.
Джузеппе Арчимбольдо (Arcimboldo) (1527-1593) – итальянский художник, прославившийся своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов. Забытый средневековый художник в 20 веке был провозглашен предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии». | | | Автопортрет 1575 года | Автопортрет в возрасте 61 года. 1587 | Джузеппе Арчимбольдо «Библиотекарь» |
Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Джузеппе, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Карикатуры и наброски странных чудовищ, нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи стали для юноши настоящим потрясением, повлиявшим на его собственное творчество. В возрасте 22 лет Джузеппе начал карьеру художника в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Он помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. С 1562 года работал как портретист копировщик на службе Габсбургов в Австрии и Богемии. Когда императором Священной Римской империи был провозглашен Максимилиан II (1564), Арчимбольдо стал придворным художником. | Бьяджо и Джузеппе Арчимбольдо. Сцены из жития св. Екатерины. Деталь витража Миланского собора |
Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство современников, в т.ч. известных людей, смотрели на него с восхищением, восторгаясь его талантом и его изобретательностью не только в живописи, но и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он стал, выражаясь современным языком, артистическим директором императора Максимилиана II. При поддержке Максимилиана художник написал первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). | | | | Джузеппе Арчимбольдо. «Зима» | Джузеппе Арчимбольдо. «Весна» | Джузеппе Арчимбольдо. «Лето» | Джузеппе Арчимбольдо. «Осень» |
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Служа ему, Арчимбольдо носил титул «Мастер Празднеств». В Праге основное занятие Арчимбольдо при дворе заключалось в развлечении государей. Ему не было равных в организации игр, турниров, коронаций и шикарных празднеств. Необычные портреты, благодаря которым художник получил широкую известность, тоже изначально представляли собой своеобразную салонную забаву. Одиннадцать лет, которые художник служил Рудольфу II, были пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо, написавшего второй вариант «Времен года» (1573). | | | | Джузеппе Арчимбольдо. «Зима» (второй вариант) | Джузеппе Арчимбольдо. «Осень» (второй вариант) | Джузеппе Арчимбольдо. «Лето» (второй вариант) | Джузеппе Арчимбольдо. «Весна» (второй вариант) |
«Четыре элемента» и «Времена года», которые он неоднократно повторял с небольшими изменениями – наиболее известные циклы работ художника. | | | | Джузеппе Арчимбольдо. «Воздух» | Джузеппе Арчимбольдо. «Вода» | Джузеппе Арчимбольдо. «Земля» | Джузеппе Арчимбольдо. «Огонь» |
Кроме того в историю мировой живописи вошли его картины «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевернутом виде. | | | Джузеппе Арчимбольдо «Юрист» | Джузеппе Арчимбольдо «Водонос» | Джузеппе Арчимбольдо «Адмирал» |
В цикле «Времена года» каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека: «Весна» показывает нам его в самые юные годы, с лицом, «полным» свежих цветов; «Лето» – как молодого человека (отсюда созревшие фрукты); «Осень» изображает уже зрелого мужчину, а «Зима» представляет старца с редкой растрепанной бородой, сморщенной и увядшей кожей. | | | | Джузеппе Арчимбольдо «Картина-перевертыш 1» | Джузеппе Арчимбольдо «Картина-перевертыш 1» | Джузеппе Арчимбольдо «Картина-перевертыш 2» | Джузеппе Арчимбольдо «Картина-перевертыш 2» |
В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. В свою очередь, миска, с овощами и фруктами осени, превращается в оригинальный головной убор. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт, затем она переворачивалась, вызывая смех зрителей. Как будто под действием какого-то алхимического изменения овощи создавали изображение человека. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. В 1587 году, после многочисленных просьб Арчимбольдо, Рудольф II разрешил ему вернуться в родной Милан. В том же году художник получил предложение императора продолжить работу для него, хотя художник больше не служил при дворе. В 1591 году написаны, вероятно, наиболее известные из его картин – «Флора» (1591) и «Вертумн» (1590-1591) – портрет Рудольфа II. Картина была высоко оценена обществом и в особенности самим Рудольфом. | Джузеппе Арчимбольдо «Вертум» Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590 г. |
Она представляет собой поясной портрет императора в виде древнеримского бога времен года, растительности и преобразования, состоявшего полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. | | Джузеппе Арчимбольдо «Четыре времени года в одном портрете» | Джузеппе Арчимбольдо «Флора» |
Портреты Арчимбольдо напоминают волшебные сказки из детства. Они пропитаны аллегориями: вместо носа мы видим огурец, на месте щеки – персик, а в качестве воротника выступают колосья. Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформировал реальность. 11 июля 1593 года Джузеппе Арчимбольдо не стало. Сын попытался продать оставшиеся картины отца, но выручил за них всего одиннадцать флоринов. После смерти художника его творчество было незаслуженно забыто. Только через четыреста лет работы Арчимбольдо оценили в миллионы долларов, а Сальвадор Дали назвал странного художника предтечей сюрреализма. До наших времен сохранилось только 20 работ художника. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Используемая литература Арчибальдо / Ф. Дзери ; пер. И. Прусс. – М. : Белый город, 2001 . – 48 с. : ил. – (Сто великих картин). Барт, Р. Арчимбольдо / Ролан Барт . – [б. м.] : Мир Знаний : Франко Мария Риччи, 1997. – 190 с. :ил. – (Следы человека). Дьяков, Л. Картины Джузеппе Арчимбольдо // Панорама искусств. Вып.5 /сост. М. Долинин. – М. : Сов. художник, 1982. – 343 с. Дьяков Л. Удивительный Арчимбольдо // Юный художник. – 1988. – № 1. – С. 36-39. Кригескорте, В. Джузеппе Арчимбольдо, 1527-1593 /Вернер Кригескорте ; пер. А. Фолманис ; ред. И. Фураева. – М. : АРТ-Родник, 2002. – 79 с. : ил. Мельников, Л. Арчимбольдо – сюрреалист Возрождения // Чудеса и приключения. – 2007. – № 11. – С. 30-32. Оптические иллюзии в живописи и графике /сост. И. Мосин ; авт. текста А. Савельева. – СПб. : СЗКЭО ; М. : Оникс, 2007. – С.109-114. Съедобные портреты Джузеппе Арчимбольдо // Эскиз. – 2008. – № 4. – С. 8-10. Трофимова С. Удивительный Арчимбольдо // Искусство в школе. – 1997. – № 4. – С. 50-52. |