Первая книжно-иллюстративная выставка, открытая 27 апреля 2015 года в рамках проекта «Под сенью дружных муз», посвященного Году литературы, посвящена 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. О творчестве П.И. Чайковского написаны сотни книг. Все новые и новые дирижеры и певцы выступают с исполнением произведений великого русского композитора. Русские и советские поэты, отдавая дань гениальности Петра Ильича, пишут поэтические посвящения. В Москве, начиная с 1958 года, проводятся международные конкурсы имени П.И. Чайковского, привлекающие все большее число музыкантов и певцов из разных стран. Перед зданием Московской консерватории, с которой были связаны многие годы жизни Чайковского, поставлен памятник композитору скульптора Веры Мухиной. Сама консерватория также носит имя П.И. Чайковского. В экспозиции представлены книжные и периодические издания, повествующие не только о музыкальном, но и о литературном наследии великого композитора. Отдельный раздел выставки – это поэтические посвящения П.И. Чайковскому и его гениальным творениям.
Музыка П.И. Чайковского, как и поэзия А.С. Пушкина, приходит к нам в детстве и остается с нами на всю жизнь, это музыка на все времена. Петр Ильич умел ценить время и поэтому ему удалось так много написать, несмотря на сравнительно короткую творческую жизнь: он прожил 53 года (1840-1893), а профессиональным композитором стал только в 25 лет. В списке произведений Петра Ильича Чайковского 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, концерты, квартеты, музыка к драматическим спектаклям, более 100 романсов и множество других сочинений! И в каждом жанре он проявил себя как художник оригинальный и неповторимый. Жизнь и творчество композитора были тесно связаны с жизнью и культурой России. Живя в Москве, П.И. Чайковский познакомился с известным драматургом Александром Николаевичем Островским, произведения которого всегда волновали творческое воображение композитора. Будучи студентом консерватории, Петр Ильич Чайковский написал увертюру к драме А.Н. Островского «Гроза». Композитора с драматургом сблизила любовь к народному творчеству. По мотивам русской народной сказки А.Н. Островский написал «весеннюю сказку» – пьесу «Снегурочка» и предложил Петру Ильичу сочинить музыку к этому спектаклю. Пьеса была поставлена на сцене Малого театра (г. Москва). | | Александр Николаевич Островский. Художник В.Г. Перов | Александр Сергеевич Пушкин. Художник В.А. Тропинин |
Неоднократно в своем творчестве композитор обращался и к произведениям А.С. Пушкина. Пушкинская проза и поэзия вдохновили его на создание замечательных опер – «Евгений Онегин» (1878), «Мазепа» (1883, по поэме «Полтава»), «Пиковая дама» (1890). Сюжет пушкинской повести в опере оказался значительно видоизмененным. У оперы свои законы, и Петр Ильич говорил о них так: «Нельзя злоупотреблять вниманием оперного слушателя, который не только пришел слушать, но и смотреть». Основой для творчества композитора становились и произведения европейских писателей. По мотивам «Рождественской сказки» немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана композитор создал музыку для балета «Щелкунчик». Многие русские поэты и композиторы обращались в своем творчестве к библейским темам. Не стал исключением и Петр Ильич Чайковский: им написаны девять духовно-музыкальных сочинений. П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей. «Детский альбом», посвященный Володе Давыдову – племяннику Петра Ильича, состоит из 24 пьес, адресованных самым маленьким, начинающим музыкантам. Он включает в себя сценки из жизни ребят, картины природы и мелодии разных народов. Спустя несколько лет, он сочинил «Шестнадцать песен для детей» на стихи русских поэтов Алексея Плещеева, Константина Аксакова, Аполлона Майкова и других. | | Володя Давыдов, племянник П.И.Чайковского | «Детский альбом». Обложка издания |
В XIX веке в Петербурге издавался детский журнал «Нувеллист» (от слова «новелла», что значит небольшой рассказ). В одном из январских номеров этого журнала появились ноты небольшой музыкальной пьесы – «Январь», автором ее был П.И. Чайковский. В течение года в журнале были напечатаны 12 пьес, объединенных композитором в альбом «Времена года» – своеобразный музыкальный календарь природы. К каждой пьесе Чайковский подобрал соответствующий эпиграф из стихотворений русских поэтов. Например, к пьесе «Подснежник» взято стихотворение Аполлона Майкова. | | «Времена года». Обложка издания | Романсы и песни П.И. Чайковского. Обложка издания |
Музыкальное наследие П.И. Чайковского очень разнообразно. Наряду с операми, балетами, симфоническими произведениями Чайковским написано и немало романсов на стихи русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, А. Майкова и других. Несколько романсов написаны Петром Ильичом на стихи своего друга юности Алексея Апухтина: «День ли царит...», «Он так меня любил», «Ночи безумные». Литературное наследие П.И.Чайковского
В сокровищницу русской культуры вошло не только музыкальное, но и литературное наследие композитора. Интерес Чайковского к литературе общеизвестен. Он проходит через всю его жизнь. Интерес этот был далеко не пассивным. Чайковский не только был вдумчивым и разносторонним по интересам читателем, но и сам не был лишен литературного таланта. Еще в раннем детстве он писал стихи, сочинения на различные темы. Эти тексты сохраняла Фанни Дюрбах, воспитательница и первая учительница Чайковского. Позже она передала часть детских тетрадей Чайковского его брату Модесту Ильичу, который приехал к ней в Монбельяр, в Швейцарию, чтобы узнать о детстве своего великого брата. Детские сочинения Чайковского в стихах и прозе были посвящены России и Франции, любимой героине Жанне д’Арк, девочке-сиротке, бедной птичке и др. В период учебы в училище правоведения Чайковский участвовал в рукописном ученическом литературном журнале. Соученик Чайковского по консерватории, известный русский критик Г.А. Ларош вспоминал: «Я не могу предаваться своим воспоминаниям о Чайковском без того, чтобы сейчас не заговорить о его литературных способностях и занятиях. Литература занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного человека: она была после музыки главным и существенным его интересом; ...нет сомнения, что на эту любовь его к литературе повлияла его дружба с Апухтиным, но главная, по моему, причина была та, что он сам был в значительной мере рожден литератором.... человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу... Нет сомнения, что это соединение в нем литературных и музыкальных данных сделало бы из него первоклассного музыкального писателя, если б у него явилась любовь к делу». Ларош также отмечал, что литературный талант Чайковского не ограничивался прозой, он был талантливым переводчиком. Им написаны некоторые стихи для романсов, опер, а также стихотворные каламбуры. На одно из стихотворений Чайковского – «Ландыш» композитором А.С. Аренским был написан одноименный романс. Особое место в литературном наследии Чайковского занимает эпистолярный жанр, мастером которого он, несомненно, был. Письма композитора – подлинные литературные шедевры. Сколько точных и метких высказываний о музыке, литературе, искусстве, истории, философии мы находим в них. Письма-дневники, написанные во время путешествий – это прекрасные описания природы и окружающей действительности. Чайковский был в переписке с почти 600 корреспондентами. Он написал несколько тысяч писем. Опубликованы по автографам и копиям свыше 5 тысяч, но, предположительно за свою жизнь композитор написал более 7 тысяч писем. Первое критическое выступление П.И. Чайковского («По поводу Сербской фантазии г-на Римского-Корсакова») было опубликовано 10 марта 1868 г. Последнее из известных его обращений в печать – Письмо в газету «Русские ведомости» (не было отослано) – написано в феврале 1893 г. | |
Этими двумя датами очерчен путь Чайковского – музыкального критика: в его начале – осуществившееся предсказание 24-летнему Н.А. Римскому-Корсакову («этому замечательно даровитому человеку суждено сделаться одним из лучших украшений нашего искусства»), а в завершении – слова искреннего восторга по поводу сочинения еще более юного в момент его написания Ю.Э. Конюса. Всего Петр Ильич написал 81 работу в жанре критических статей. Большая часть их написана в течение четырех сезонов 1871-1875 годов, когда Чайковский являлся музыкальным обозревателем газет «Современная летопись» (1871) и «Русские ведомости» (1872-1875). Остальные работы Чайковского в этом жанре появлялись в связи с конкретной ситуацией и далеко не все были в свое время опубликованы. Статьи П.И. Чайковского – это всегда отклики на определенное событие, но они очень редко сводятся просто к реакции на тот или иной концерт, спектакль, конкретное сочинение. Его критические выступления представляют интерес не только теми сторонами, которые помогают читателю проникнуть в круг музыкальных симпатий и антипатий их автора, но и как заметное явление в истории русской музыкальной журналистики. Логика рассуждений композитора, их глубина, острота мысли выдают в нем достойного воспитанника правоведческой школы, профессионально владеющего приемами изложения тезиса и его всесторонней аргументации. Литературное творчество Чайковского – одна из составляющих и существенных частей его художественного наследия.
Список литературы к выставке
Балабанович, Е.З. Чехов и Чайковский / Евгений Зиновьевич Балабанович. – 3-е изд., доп. – М. : Московский рабочий, 1978. – 184 с. : ил. Берберова, Н.Н. Чайковский / Нина Николаевна Берберова. – СПб. : Лимбус Пресс, 1997. – 256 с. Васина-Гроссман, В.А. Романсы Чайковского // Русский классический романс XIX века / Вера Андреевна Васина-Гроссман. – М. : Академия наук СССР, 1956. – 352 с. : ил. Воспоминания о П.И.Чайковском / сост. Е.Е. Бортникова, К.Ю. Давыдова, Г.А. Прибегина. – 4-е изд., испр. – Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1980. – 478 с. : ил. Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; пер. И. Татаринова ; худож. Д. Гордеев. – М. : Росмэн, 2002. – 112 с. : ил. Грум-Гржимайло, Т.Н. Конкурс Чайковского. : История. Лица. События / Тамара Николаевна Грум-Гржимайло. – М. : Грантъ, 1998. – 488 с. : ил. «До слёз Чайковский потрясал…» : [поэтические посвящения П.И. Чайковскому и его гениальным творениям] // Музыка и поэзия. – М. : Музыка, 1986. – С. 10-15. Житомирский, Д.В. Балеты П. Чайковского : Лебединое озеро ; Спящая красавица ; Щелкунчик / Д.В. Житомирский. – М. : Л. : Музгиз, 1950. – 154 с. : ил. – (Путеводители по русской музыке). Калинина, Н.А. П.И. Чайковский : повесть / Наталья Анатольевна Калинина. – М. : Детская литература, 1988. – 143 с. : ил. Крунтяева, Т.С. 25 оперных шедевров / Татьяна Семеновна Крунтяева, А.С. Розанов. – Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1980. – 192 с. : ил. Музыка в зеркале поэзии : [сб. стихов] : в 3-х вып. Вып. 1 : «... Нам музыка звучит» / сост., вступ. ст. и коммент. Б. Кац. – Л. : Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1985. – 231 с. : ил. Островский, А.Н. Снегурочка : весенняя сказка в четырех действиях с прологом / Александр Николаевич Островский ; худож. О. Ионайтис ; вступ. ст. Б. Никольский. – М. : Детская литература, 2011 . – 222 с. : ил. – (Школьная б-ка). Перро, Ш. «Спящая красавица» и другие сказки / Шарль Перро ; худож. Е. Трофимова. – М. : Стрекоза-Пресс, 2001. – 192 с. : ил. – (Классика детям). Петр Ильич Чайковский : жизнь и творчество / сост. Н. Мордвинцева. – М. : Белый город, 2013. – 15 с. : ил. Платек, Я.М. Единый лавр их дружно обвивает : [произведения А.С. Пушкина в операх П.И. Чайковского] // Музыкальная жизнь. – 1990. – № 10. – С. 21-23. Платек, Я.М. Письма П.И. Чайковского // Под сенью дружных муз : музыкально-литературные этюды / Яков Моисеевич Платек. – М. : Советский композитор, 1987. – 232 с. Пушкин, А.С. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3 : Евгений Онегин. Художественная проза / Александр Сергеевич Пушкин. – Иваново : Фора, 1995. – 700 с – (Русские классики). Труайя, А. Петр Чайковский и Надежда фон Мекк / Анри Труайя ; пер. О. Озерова. – М. : Эксмо, 2005. – 192 с. : ил. – (Русские биографии). Холодковский, В.В. Дом в Клину / Владимир Вениаминович Холодковский. – М. : Московский рабочий, 1975. – 340 с. : ил. Чайковский, М.П. Жизнь Петра Ильича Чайковского : в 3 т. : (по документам, хранившимся в архиве в Клину) / Модест Петрович Чайковский. – М. : Алгоритм, 1997. – 3 т. – (Гений в искусстве). Чайковский, П.И. Дневники / Петр Ильич Чайковский ; ред. Т. Чугунова. – М. : Наш дом-L'Age d'Homme ; Екатеринбург : У-Фактория, 2000. – 297 с. : ил. Чайковский, П.И. Музыкально-критические статьи / Петр Ильич Чайковский ; вступ. ст. В. Яковлев. – М. : Музгиз, 1953. – 437 с. Чайковский, П.И. Полное собрание сочинений : в 15 т. Т. 14 : Литературные произведения и переписка / Петр Ильич Чайковский ; сост. Н. Синьковская, И. Соколинская. – М. : Музыка, 1974. – 719 с. Чайковский : история о великом композиторе / авт. текста О. Д. Римко. – М. : Белый город, 2001. – 11 с. : ил. – (История о великом композиторе). |