Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Идущие наперекор»

3 марта 2015 года в отделе «Искусство» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Идущие наперекор». Экспозиция, приуроченная к Международному женскому дню 8 марта, познакомит читателей с творчеством и судьбами малоизвестных художниц XIX века С.В. Сухово-Кобылиной и А.Л. Ржевской.

Со временем их имена подверглись почти полному забвению. Литературы, посвященной им, крайне мало. Тем не менее, для своего времени они были знаковыми личностями. Софья Васильевна Сухово-Кобылина – первая русская художница, награжденная большой золотой медалью Императорской Академии художеств. Антонина Леонардовна Ржевская – одна из двух женщин-живописцев принятых в Товарищество передвижных художественных выставок. Наряду с биографическими материалами, на выставке представлены репродукции работ художниц.

В современном мире, посещая художественные выставки, можно заметить, что добрая половина работ принадлежит женщинам, и этот факт никого не удивляет. В XIX веке ситуация была иной – редкая женщина-художница добивалась какого-то признания среди своих коллег и успеха у широкой публики. Другие были времена, другие традиции. Если любительское занятие художеством приветствовалось обществом, то профессия художника в те времена даже для мужчины представлялась весьма сомнительной. И уж совершенно непривычной профессия художника являлась для женщины-дворянки. На этом фоне выделяются две русские художницы, о которых мы хотим рассказать.


Софья Васильевна Сухово-Кобылина была одной из немногих российских художниц, оставивших о себе память в русском искусстве XIX века. Она была младшим ребенком в семье участника войны 1812 года, полковника артиллерии В.А. Сухово-Кобылина. Получив прекрасное домашнее образование, дети Сухово-Кобылиных оставили свой след в истории русской культуры: Александр – известный драматург, Елизавета – писательница, Евдокия – муза Н.П. Огарева, посвятившего ей цикл стихотворений, Софья же решила связать свою жизнь с изобразительным искусством.

Сухово-Кобылина С.В. Автопортрет. 1847? (ГТГ)

Орлов П.Н. Портрет сестёр Сухово-Кобылиных - Елизаветы, Евдокии и Софьи. 1847. (ГТГ)

Главным учителем Софьи Васильевны стал пейзажист Егор Егорович Мейер. Он быстро распознал в девушке незаурядный художественный талант, подкрепленный трудолюбием и целеустремленностью, и в дальнейшем ходатайствовал о ее приеме в Петербургскую Императорскую Академию художеств, где Софья посещала занятия и была удостоена высоких оценок педагогов за пейзаж «Дорога на берегу реки» (1849).

Вехой в обучении стала поездка в Италию, во время которой Софья постоянно пишет, в основном это были пейзажные работы. Один из итальянских пейзажей того периода находится в Государственной Третьяковской галерее.

Сухово-Кобылина С.В. Итальянский пейзаж. Этюд. 1847 (ГТГ)

Сухово-Кобылина С.В. Итальянский пейзаж

В начале 1850-х годов художница проводила каникулы в имении родственников Шепелевых во Владимирской губернии, где она была всецело погружена в свои занятия. Сделанные в тот год зарисовки послужат ей впоследствии материалом для дипломной работы.

В 1852-1853 годах Сухово-Кобылина вместе с Мейером путешествует по югу России, надолго задерживается в Крыму, где пишет замечательные пейзажи с натуры. За несколько крымских пейзажей Софья была удостоена малой золотой медали.

Сухова-Кобылина С.В. Перед грозой. Этюд. Конец 1850х-нач.1860-х гг. (ГТГ)

Под руководством своего учителя Софья Васильевна много и упорно работала. И успех пришел. Настоящим триумфом стало вручение первой, так называемой «большой» золотой медали, полученной ею за два крымских вида, написанных с натуры («Татарская сакля в Крыму близ Урзуфа» и «Татарская сакля в Крыму близ Алушты»), и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома», созданную по этюдам из Выксы.

Свое награждение Золотой медалью Софья Васильевна впоследствии изобразит на полотне «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж с натуры» (1854). Написание этой картины не случайно. В России начала XIX века академическая живопись считалась исключительно мужским занятием, – запечатлев на полотне свой триумф, Софья Васильевна Сухово-Кобылина наглядно демонстрирует обществу, что путь для женщин в академическую живопись отныне свободен.

Сухово-Кобылина С.В. Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж с натуры». 1854 (ГТГ)

Ксенофонтов И.С. Портрет художницы С.В. Сухово-Кобылиной. 1859

В 1857 году Софья Васильевна уехала в Италию, где прожила 10 лет. Вокруг ее дома в Риме собирались русские мастера, для которых она была гостеприимной хозяйкой и добрым товарищем. В Италии она продолжает писать картины. Постепенно отходит от пейзажа и занимается портретной живописью. Тогда же Софья пробует себя в публицистике – пишет в российские журналы очерки о жизни в Италии известных русских людей.

О последних месяцах жизни и месте смерти Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной сведения противоречивы. По одним данным она в 1867 году вернулась на родину, поселилась в имении отца, где и скончалась в том же году. В других источниках говорится, что она умерла в Риме в 1867 году.

В 1886 году на выставке в Академии художеств были представлены 174 ее работы – пейзажи, портреты. Почти все они были распроданы, что свидетельствует о высоком творческом мастерстве художницы.

В настоящее время большая часть живописных произведений С.В Сухово-Кобылиной находится в частных собраниях России и других стран. Есть ее картины и в музеях. В частности, в Третьяковской галерее, Днепропетровском художественном музее, Историко-художественном музее города Выксы.



Жизнь и творческая судьба Антонины Леонардовны Ржевской (Поповой) – интересная страница в истории русского изобразительного искусства XIX века. Родилась в селе Шалепники (Шуменики)Тверской губернии в обедневшей дворянской семье. После смерти отца материальное положение семьи еще больше осложнилось, и они были вынуждены переселиться в Тверь. Чтобы помочь семье, с юных лет Антонине пришлось работать корректором в типографии. В Твери она начала учиться в Мариинской гимназии, где и был замечен ее художественный талант. Но Тоня мечтала о профессиональной школе, она стремилась в Москву.

Ржевская Антонина Леонардовна. Литография. 1901.


В 1880 году переезд состоялся, и одновременно Антонина поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где ее руководителем был В.Е. Маковский.

Антонина Леонардовна Ржевская была разносторонней личностью: прекрасная рассказчица (она передавала интересные подробности художественной жизни старой Москвы), обладала хорошим вкусом, сама шила себе одежду, даже обувь.

Художественная карьера Ржевской складывалась удачно. Участвовать в выставках начала с 1890-х гг., на одной из которых ее картину «Сироты» приобрел московский меценат К.Т. Солдатенков. Кстати, прототипами персонажей этого полотна послужили мать и сестры художницы.

Ржевская А.Л. Сироты. 1893.

Ржевская А.Л. Веселая минутка. 1897 (ГТГ)

В 1897 году на XXV выставке Товарищества передвижников появляется картина «Веселая минутка», разошедшаяся по России в тысячах репродукций. Эту работу впоследствии купил для своей галереи П.М. Третьяков. После этого Антонина становится действительным членом Товарищества передвижных художественных выставок. Следует отметить, что за всю историю существования Товарищества всего две женщины-художницы были в его составе.

Любовь к живописи, трудолюбие, регулярное участие в выставках – все это привело к большому успеху Антонины Леонардовны. Наряду с большими жанровыми полотнами она начинает писать портреты, пейзажи, натюрморты - маслом, акварелью, пастелью, например, «В сумерках», «Осень», «У окна». Кроме того, делает иллюстрации к рассказам. Ее картину «Музыка» приобрел собиратель И.П. Свешников. Работа была высоко оценена историком искусства Н.И. Романовым, что явилось общественным признанием ее как художника.

Ржевская А.Л. У окна. 1934 (Тарусская картинная галерея)

Ржевская А.Л. Портрет Любови Витольдовны Бялыницкой-Бируля. Начало 1930-х. (Частное собрание).

Ржевская А.Л. Осень. 1901(Российская государственная библиотека)

Ржевская А.Л. Музыка. 1902-1903 (Нижнетагильский музей изобразительных искусств).

Ржевская А.Л. Иллюстрация к рассказу Нины Павловны Анненковой-Бернард Дорожная встреча. Сборникъ на помощь учащимся женщинамъ. М., 1901. (Российская государственная библиотека).

Ржевская А.Л. Иллюстрация к рассказу Нины Павловны Анненковой-Бернард Дорожная встреча. Сборникъ на помощь учащимся женщинамъ. М., 1901. (Российская государственная библиотека)


Она путешествует, находится в постоянном поиске. В 1913 году Ржевская выходит из Товарищества передвижников, так как их творческие интересы расходятся. Ее поздние работы скорее ближе по манере к «Миру искусства».

С началом Первой мировой войны Антонина Леонардовна переезжает в Тарусу. Здесь она провела свои последние годы. Именно в этом городе проводилась ее единственная персональная выставка.

Картины Ржевской в настоящее время находятся в частных коллекциях, различных музеях и галереях России. Среди них – Государственная Третьяковская галерея, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Севастопольский художественный музей, Тарусская картинная галерея.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2020
Яндекс.Метрика