Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«…и до сих пор над нами горит Звезда Спасенья…»

18 декабря 2014 года в отделе «Искусство» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «…и до сих пор над нами горит Звезда Спасенья…», посвященная таинству Рождества Христова.

Рождество во всем христианском мире – самый любимый праздник. Он полон волнующих ожиданий, предвкушения чуда, осуществления заветных надежд. Предчувствие обновления жизни, которое должно наступить после рождественской ночи, окрашивает дни еще задолго до наступления праздничного события, только при мысли о нем. С Рождеством связываются самые светлые мечты и желания.

На выставке представлены работы известных русских и зарубежных художников – Андрея Рублева, Ильи Репина, Михаила Нестерова, Сандро Ботичелли, Леонардо да Винчи и других авторов.

Когда же они были там, наступило время родить Ей,
и родила Сына своего Первенца,
и спеленала  Его, и положила Его в ясли,
потому что не было им места в гостинице.
(Лука, 2:6-7)

Едва ли можно представить себе событие, которое бы служило более богатым источником для художественного вдохновения, чем событие Рождества Христова, осуществление тайны воплощения Бесконечного Бога, с сопровождавшими его чудесными обстоятельствами. С самых древних времен и до наших дней оно пробуждает в простых людях самые светлые, самые добрые чувства, а в людях искусства – потребность творить, созидать, распространяя во времени и пространстве радость от пришествия в наш мир Господа Иисуса Христа.

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы. Именно там появился на свет Богомладенец. Поклониться ему в пещеру пришли пастухи. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах – волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод попросил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8).

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

Ни одно из видов искусства не обошло вниманием этот поистине переломный момент в истории человечества. Но, пожалуй, нигде тема Рождества Христова не дала таких богатых плодов, как в живописи. Со времен первых христиан и наскальной живописи катакомб до полотен модернистов художники находят в Рождестве неиссякаемый источник вдохновения.

Пророк пред Божией Матерью с Младенцем Катакомбы Св. Прискиллы. Фрески

В ряду памятников христианской древности, открытых в римских катакомбах, обращает на себя особенное внимание фреска на одной из внутренних стен квадратного аркосолия в так называемой катакомбе Прискиллы. Здесь Богоматерь изображена в виде молодой женщины с классически-правильными чертами лица и с кротким, несколько задумчивым взглядом. На голове Ее – покрывало, одежда – обычная римская короткорукавная туника, сверх которой наброшен паллиум. Она сидя в спокойной позе, с материнскою нежностью и осторожностью приподнимает со своих колен и подносит к груди неодетого Младенца, лицо которого обращено назад, к зрителю. Немного в стороне видна еще фигура человека в одежде древнего философа; человек этот в левой руке держит, по-видимому, свиток, правою – указывает на звезду над Богоматерью и Младенцем.

Эль Греко. Поклонение пастухов

Бонифацио Веронезе. Поклонение пастухов

Хуан Баутиста Маино. Поклонение пастухов

Джорджоне. Поклонение младенцу

Более поздние, средневековые художники мало привнесли разнообразия в изображение Рождества. Главными чувствами, которые они стремились передать, были ликование и радость. В их картинах мы всегда встречаем ликующую Богоматерь, сидящую у спеленатого и лежащего в яслях Богомладенца, серьезного, погрузившегося в размышление праведного Иосифа, пастухов с выражением удивленного благоговения на лице и наверху – ангелов, воспевающих свой торжественный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в чело-вецех благоволение».

Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов

Джотто. Поклонении волхвов (капелла Скровеньи)

Иероним Босх. Поклонение волхвов

Корреджо. Поклонение пастухов

Художественная обработка сказания о Рождестве Христовом в этом тоне продолжалась почти без всяких изменения до XIV века. Наибольший интерес среди полотен этого времени представляют картина Орканьи, являющая собой воспроизведение евангельской истории для тех, кто не умел читать, и картина Джотто, у которого появляются признаки натурализма, т. е. стремление внести в эту историю черты чисто человеческих условий жизни.

04

Пьеро делла Франческа. Рождество Христово

Пьеро делла Франческа. Piero

Наиболее замечательный ряд художественных произведений на тему Рождества начинается картиной Пьеро делла Франческа – представителя Раннего Возрождения. Картина этого автора, находящаяся в настоящее время в Британской национальной галерее, исполнена оригинальности и очарования. На подушке среди цветов лежит новорожденный Христос. У Его ног, молитвенно преклонив калена, стоит в божественной простоте Пресвятая Богородица. Позади нее на седле сидит праведный Иосиф, а за ним стоят пастухи, из которых один указывает на небо.

Ботичелли. Мистическое Рождество

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов

Андрей Рублёв. Рождество Христово. Икона

Эпоха Возрождения дала миру множество прекрасных полотен, посвященных Рождеству. Среди них – «Поклонение волхвов» Ленардо да Винчи; картины Сандро Боттичелли, флорентийского художника и глубоко религиозного христианина, работавшего во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана; «Рождество Христово» Лоренцо ди Креди, на картине которого все погружено в светлое и спокойное безмолвие; «Рождество Христово» Тинторетто, живописца венецианской школы, позднего Ренессанса; работы художника немецкой школы Альбрехта Дюрера и многих других.

В эпоху романтизма возникли самые известные «рождественские» литературные произведения: «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А. Гофмана и рассказы Х.К. Андерсена «Елка» и «Девочка со спичками», заложившие основу рождественских рассказов и повестей в литературе XIX – первой половины XX веков.

Если европейская художественная традиция дала миру свои шедевры на Рождественскую тему в основном в эпоху Возрождения, то русская живопись активно черпала вдохновение из этого источника в XIX веке. Среди наиболее известных художников, освещавших эту тему в своем творчестве, можно назвать Александра Иванова, автора всемирно известного полотна «Явление Христа народу», Илью Репина («Рождество Христово», 1890), Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, работы Григория Гагарина, и многих других.

Илья Ефимович Репин. Рождество Христово

Александр Иванов. Сон Иосифа

Михаил Нестеров. Рождество Христово

Григорий Гагарин. Рождество Христово

Вообще, сложно назвать хотя бы одного художника, кто так или иначе не касался бы темы Рождества в своем творчестве. Различные по степени духовного содержания и глубине проникновения в высший, сакральный смысл Рождества Христова, эти полотна продолжают оставаться шедеврами мировой культуры.

Праздник Рождества Христова первоначально носил сугубо религиозный характер и отмечался торжественной праздничной мессой в стенах собора. Начиная с XIII века, празднование выплескивается на городские улицы и площади, где разворачиваются сопровождавшие торжество мистериальные театрализованные действа. А в XVI в. праздник Рождества впервые приходит в дом мирян. Легенда связывает начало этого обычая с именем Мартина Лютера (1483–1546), выдающегося деятеля Реформации. Согласно преданию, Лютер начал ставить в своем доме в канун Рождества, в сочельник, ель как символ силы, мира и вечной жизни, дарованные человеку пришествием Христа. Ель он украсил свечами, символизирующими свет, которым божественный младенец озарил ночь Рождества. Существует гравюра XVI в., изображающая Лютера с семьей рядом с рождественским деревом.

Современники Лютера не спешили следовать его примеру. Домашний праздник Рождества то поощрялся, то запрещался церковью и окончательно и повсеместно утвердился в Германии в середине XVIII в. Именно Германия стала классической страной праздника рождественской елки.

Из Германии обычай рождественской елки около 1840 г. стремительно распространился в европейские страны и в Россию. В советские времена в период религиозных гонений праздник рождественской елки был на время запрещен, а затем преобразован в праздник новогодней елки с совершенно светской, не связанной с христианской традицией программой. Он с размахом празднуется и сегодня.

С Рождеством Христовым, дорогие друзья! От всей души желаем вам здоровья и счастья! Пусть ваше сердце всегда будет наполнено любовью!

Матис Готхарт Грюневальд. Инзенгеймский алтарь. Рождество Христово

Мастер из Мулена. Рождество Христово и кардинал Ролен

Эль Греко. Рождество Христово

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
                                                  Иосиф Бродский

В. Шебуев. Рождество Христово

Поль Гоген. Рождество

Караваджо. Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском

То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка:
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от Востока,
Мир искупленья ожидал –
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял,
И загремел по Палестине
Глас вопиющего в пустыне...
                                Лев Мей,1855

Владимир Боровиковский. Рождество Христово

Владимир Боровиковский. Рождество

Андреа Орканья. Благовещение с донатором

Ночь тиха.
По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран;
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.
                                      А. Фет

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2020
Яндекс.Метрика