21 ноября 2014 года в отделе «Искусство» ИОБДЮ начала работу книжно-иллюстративная выставка «Наивные: от Анри Матисса до наших дней». Экспозиция, открытая в рамках проекта «Вернисаж», знакомит читателя с удивительным и многоликим миром наивного искусства. Жизнь и судьба любого художника, так или иначе, отражается в его работах. В случае с «наивными» - влияние судьбы на творчество можно возвести в квадрат. Толчком к тому, чтобы наивный художник стал писать, всегда служит мощный стресс. Натюрморты, портреты, сюжетные картины, написанные «наивными», напрямую передают зрителю эмоции, которые владели художниками во время работы. Это искренняя любовь к родной земле, природе, людям, к самым обычным явлениям - рыбалке, охоте, уборке урожая, прогулке.
Примитивизм – направление в профессиональном искусстве конца 19-20 веков, сознательно ориентированное на «непрофессиональные» образцы: на традиционные формы искусства разных народов, на детское творчество, а также на искусство художников-самоучек. В этих явлениях искусства изощренные мастера видели то, чего, как они полагали, недоставало им самим: искренность, непреднамеренность, простота, цельность, яркая выразительность, родственное отношение к природе и т.п. Примитивизм заявил о себе в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Интерес к такой народной стилизации возник благодаря творчеству Поля Гогена. Несмотря на то, что Гоген и был представителем французского постимпрессионизма, и в какой-то мере символизма, он использовал упрощение (как и обобщение) и в цвете и в линиях. В своих картинах, посвященных темам быта и легенд народов Океании, он стремился показать единство человека и мира природы. В XX веке понятие примитив сблизилось с понятием наивное искусство, включило в себя искусство художников-самоучек и любителей («хобби», «искусство по выходным»). Из художников-примитивов международную известность получили Анри Руссо, Нико Пиросмани и др. Анри Руссо (1844-1910) – французский художник, первый представитель искусства примитива, который приобрел международную известность. Почти четверть века служил на таможне, и в художественных кругах получил прозвище Таможенник. Ушел в отставку, чтобы полностью посвятить себя живописи, но не достиг признания и умер в бедности.
Слава пришла к Руссо уже после смерти. Отношение современников-профессионалов к нему было двойственным: «мэтры» воспринимали его не вполне серьезно, свысока, как самоучку — и в то же время не могли не видеть его исключительной одаренности, выразительности его вещей, родственной архаическому и детскому искусству. Творчество Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения. Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо («Прогулка в лесу»), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты («Автопортрет с палитрой», «Артиллеристы») отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века. | | Анри Руссо. Война | Анри Руссо. Обезьяны | | | Анри Руссо. Сновидение | Анри Руссо. Прогулка в лесу | | | Анри Руссо. Заклинательница змей | Анри Руссо. Автопортрет с палитрой |
Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили, 1862-1918) – грузинский художник-самоучка, один их самых известных представителей примитивного искусства.
Уроженец села, Пиросмани смолоду жил в Тифлисе (Тбилиси), работал слугой, кондуктором на железной дороге, торговал молоком, бродяжничал; писал для заработка картины и вывески на черной клеенке для трактиров, лавок, постоялых дворов, винных погребков. Пиросмани писал не только вывески – «натюрморты», но и портреты, бытовые сцены, животных, панорамы Грузии. Он умел придать будням и праздникам жизни торжественную, ритуальную значительность, его множественные композиции проникнуты чувством единства бытия. Искусству Пиросмани присуща величавая упрощенность форм, неповторимо-индивидуальный и в то же время ярко национальный колорит. Впервые его работы появились в поле зрения художников и общественности в 1910-х годах. В них оказалась выражена не только некоторая растерянность художника в сутолоке городской жизни, но и попытка философского осмысления человеческой души и места человека в природе и мире. В сюжетах его картин мы часто можем наблюдать сцены застолья, пышные пиры, но вместе с тем они проникнуты какой-то едва уловимой щемящей грустью. Картины показывают моменты радостного и счастливого бытия, но в тоже время напоминают нам о бренности жизни. | Нико Пиросмани. Компания Бего |
| | | Нико Пиросмани. Жираф | Нико Пиросмани. Карачохели с рогом вина | Нико Пиросмани. Продавец дров |
Баба Люба (Любовь Михайловна Майкова) (1899-1998) стала рисовать «карандашиком… на чайных обертках» в том возрасте, до которого многие и не доживают: в 79 лет, к восьмидесяти пяти и «до масла добралась». Почти двадцать лет ее мужем был художник Владимир Маслов, однако, сама бабушка признавалась, что «не он ее к живописи приладил», «Бог либо дал, либо нет».
На счету бабы Любы более десятка масштабных выставок в городах России и бывшего Советского Союза, знают ее и за рубежом. Ее имя можно найти в мировых каталогах и энциклопедиях по наивному искусству. Названия картин бабы Любы трогательны, как и сами полотна: «Ты моя жизнь бессмертная», «Вечная любовь», «Отдых задумчивых решений». В одной из них художница запечатлела сцену прощания молодой жены со своим мужем, уходящим на фронт, чтобы уже никогда не вернуться... То была ее собственная история полувековой давности… Любовь Майкова – это яркий пример человека, который смог пронести свой творческий дар через десятилетия, через беды и быт, о который разбивается немало лодок, и не только семейных. Не дать своей душе огрубеть, и, в конечном итоге, дать возможность выйти наружу своему творческому началу. | | Любовь Майкова. Зима | Любовь Майкова. Дар Господа | | | Любовь Майкова. Обелиск | Любовь Майкова. Дорога к Храму |
| Баба Люба Колюшка и Любушка. Прощание |
Катя Медведева (Екатерина Ивановна Медведева) взялась за кисть, работая уборщицей в художественном учебном заведении, когда ей было под сорок. Сегодня она – известный русский художник, картины которой относятся к наивному искусству не из-за манеры письма, а по содержанию. На своих картинах Катя делает надписи, и это не формальный прием, а выплеск эмоций, которые и словами тоже надо выразить.
Ангелы в человеческом образе, балерины в пачках, невесты с цветами, Христос, Кремль, Ахматова, Есенин и Пушкин с цыганами, мать, отправившая в больницу ребенка (о чем тоже сообщает надпись), огромное полотно «Пробуждение России», живописные пейзажи, цветы, люди – одним словом, все, что видит Катя Медведева, превращается в одухотворенные картины, рисунки, графику. Искусство живописи дано ей от Бога. Все картины, рисунки наполнены красотой и тем живым, что находится в душе художника, когда он берет кисть и начинает творить. Картины художницы ценятся, продолжительное время экспонируются на выставках, коллекционируются и продаются во всем мире. | | Катя Медведева. Балет | Катя Медведева. Старая Ладога | | | Катя Медведева. Жизель | Катя Медведева. Ладога |
Павел Петрович Леонов (1920-2011) – наш земляк, яркий представитель российского наивного искусства. Он жил и был похоронен в Савинском районе Ивановской области. Многие искусствоведы считают его одним из самых чистых и ярких наивных русских художников.
Живописью Леонов стал пробовать заниматься в 1950-е годы, а в 1960-е участвовал в работе Заочного народного университета искусств (ЗНУИ), где его учителем был художник Михаил Рогинский. В 1980-е годы Павел Леонов бросил живопись, так как боялся ареста за нетрудовые доходы. Уже в почтенном возрасте, прожив большую жизнь, полную странствий и лишений, в 70 лет он наконец-то начал постоянно заниматься живописью. С 1990-х годов наступил наиболее плодотворный период его творчества, когда работы художника стали активно покупать московские коллекционеры. Сюжеты картин Леонова – мечты о стране благоденствия, где нет насилия и унижения, а труд радостен и почетен. Люди помогают друг другу, они героичны и благородны. Например, русские путешественники спасают аборигенов от диких зверей, им помогают в этом даже дикие орлы. Стиль художника характеризуется сочетанием больших и малых фигур, а также делением плоскости картины на отдельные квадратики – «телевизоры», в которых разворачиваются различные сцены. | | Павел Леонов. 1812 г. | Павел Леонов. Встреча Божией матери | | | Павел Леонов. Пионеры и комсомольцы пошли в школу | Павел Леонов. Леонов прибыл на концерт |
Список литературы Валье, Д. Анри Руссо / Дора Валье ; пер. И.В. Захаров. – М. : Слово,1995. Великие художники ХХ века / сост. П.С. Богданов и Г.Б. Богданова. – М. : Мартин, 2001. Дьяконицына, О. Наивный романтизм Павла Леонова // Декоративное искусство. – 2006. – № 3. – С. 54-59. Нико Пиросмани / авт. текста Ксения Георгиевна Богемская. – М. : Белый город, 2002. - 48 с. : ил. – (Мастера живописи). Пиросмани : избранные произведения : [альбом]. – М. : Советский художник, 1986. Самин, Д.К. Сто великих художников / Д.К. Самин. – М. : Вече, 2004. Смотреть и видеть : Нико Пиросмани // Искусство. – 2001. – № 24. – С. 6-7. Ступин С. Предмет и среда в живописи наивного художника // Собрание шедевров. – 2010. – № 3. – С. 98-111. Турчин С. «Сны золотые» Анри Руссо // Юный художник. – 1994. – № 11 – С. 34-39. |