Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Русские интонации Стенли Спенсера»

С 26 октября по 27 ноября 2014 года в отделе литературы на иностранных языках работала книжно-иллюстративная выставка «Русские интонации» Стенли Спенсера», которая была организована двумя отделами: отделом «Искусство» и отделом литературы на иностранных языках. Экспозиция, приуроченная к мероприятиям Года культуры Великобритании и России, представляла культурное наследие обеих стран.

Книжные и иллюстративные материалы раскрывали представление о сэре Стенли Спенсере как неординарном художнике и незаурядной личности. Это знаменитый английский художник, написавший около 3 000 картин: портреты, жанровые сцены, религиозные сюжеты и пейзажи.

Условно выставка была поделена на две части. Первая половина была посвящена «русским интонациям» и рассказывала о том, какое влияние оказала русская культура и ее представители, особенно периода Серебряного века, на творчество Стэнли Спенсера. Вторая часть – раскрывала биографию и живописные работы одного из самых противоречивых и ярко индивидуальных британских художников минувшего столетия.

Стенли Спенсер считается самым эксцентричным представителем магического реализма, мастером жанрово-бытовой картины, а также художником, уделявшим большое внимание деталям. Еще будучи студентом, он начал писать картины на библейские сцены в обрамлении современного и близкого всем декора. Участвовал в Первой мировой войне – сначала был санитаром, а затем официальным фронтовым художником. В своих работах мастерски представлял современные бытовые детали из жизни английской глубинки в виде мистических видений, охотно использовал причудливые ракурсы и феерические красочные эффекты.

Библиотекари предполагают продолжать знакомство читателей с творчеством Стенли Спенсера – британского художника, с очень характерной узнаваемой манерой рисования.

В конце XIX века и на рубеже столетий в Великобритании выпускалось немало русских журналов и газет, переводились, издавались и распространялись книги Льва Толстого, Федора Достоевского, в которых английское общество пыталось найти ответы на русские вопросы, разгадать загадки русской истории, русского характера, русской души.

В начале ХХ века в Англии наблюдался необычайный всплеск интереса к русской музыке, живописи и балету. Все эти виды искусства были представлены «Дягилевскими сезонами» и художественными выставками, проходившими в Лондоне.

Многовековая традиция русского искусства и его последние искания и эксперименты открывались публике в работах Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Николая Рериха, доминантой произведений которых становились сложные мировоззренческие проблемы, характерной чертой – обращение к библейской тематике.

Творческое влияние мастеров русского искусства оказало несомненное влияние на художественную культуру Англии. Черты этого влияния наиболее выразительно прослеживаются в работах выдающегося британского художника Стенли Спенсера. Особая роль в этом принадлежит двум замечательным мастерам – Наталье Гончаровой и Борису Анрепу.

Борис Васильевич Анреп (1883-1969) – русский художник-монументалист, литератор Серебряного века, преобладающую часть жизни прожил в Великобритании.

Мастерству мозаики учился первоначально в Санкт-Петербургском университете, затем продолжил обучение в Париже и Лондоне.

Автор многочисленных мозаичных произведений, выполненных им для соборов и церквей Англии, Ирландии, Шотландии.

Размышляя об особенностях творчества Б. Анрепа, о природе его таланта, западные искусствоведы особо подчеркивали национальный характер, нашедший отражение в его работах, особую русскую духовность, русское влияние, русское начало.

Придирчивый английский критик Роджер Фрай писал: «Борис Анреп – это русский художник… С востока он несет нам осознание своей духовной жизни, выраженное гораздо ярче и точнее, чем принято у людей западной цивилизации».

Вот что говорил о своем искусстве Борис Анреп: «…мозаики представляют собой попытку возродить искусство, которое было полностью забыто. С его помощью люди умели создавать божественные символы христианства, величайшие и вечные. В наше время искусство это выродилось».

Работы Анрепа, возрождавшие мозаичное искусство, несущие ощущение радости жизни, к сожалению, практически неизвестны на его родине.

Мозаичные произведения, выполненные в ирландском католическом соборе «Cathedral of Christ the King» в графстве Вестмит (Westmeath), в городе Муллингар (Mullingar) подтверждают широкую известность Бориса Анрепа, как мастера церковной мозаики. Внутри этого громадного собора, строительство которого было завершено буквально перед началом Второй мировой войны мозаики Бориса Анрепа украшают алтари Святой Анны Святого Патрика.

Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962) – русская художница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Правнучатая племянница жены Пушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой. По состоянию на 2009 год её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории

Известно несколько ипостасей этой удивительной женщины и Художника. Она не только рисовала авангардные картины и занималась графическим дизайном. Художница иллюстрировала книги и создавала театральные эскизы для знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Это практически единственная женщина в среде русских художников-авангардистов начала ХХ века. Помимо живописи, Гончарова увлекалась сценографией и достигла на этом поприще значительных успехов. В 1915 году художница переехала в Париж.

Любители искусства со всего мира стремятся купить живопись Натальи Гончаровой. Ее творчество тяготеет к примитивизму. Для картин самобытной художницы характерны яркие цвета, фольклорная подача и невероятная выразительность.

Тетраптих «Евангелисты», созданный в 1911 году, считается одной из лучших работ художницы. Четыре полотна, на каждом из которых изображен святой, воспринимаются как единое целое. Они объединены одинаковыми элементами в изображении свитков, лиц, ступней и рук. Причудливые сочетания света и тени, темный фон создают впечатление растворившейся на миг вселенской тьмы, которая открывает взгляду смертных монументальные фигуры и готова вот-вот вновь сомкнуться над ними. У зрителя складывается впечатление первых полетов примитивной мысли, пока еще неспособной решить всех вопросов, но готовой на пути познания смести все преграды. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что на свитках, которые держат герои Гончаровой, отсутствуют письмена.

Стенли Спенсер (1891-1959) родился в селе Кукхэм (графство Беркшир, Англия). В 1908-1912 годах учился живописи в лондонской Школе изящных искусств Ф. Слейда. Участвовал в Первой мировой войне, воевал на Балканском фронте.

Еще студентом он начал писать картины на библейские темы в обрамлении современного и близкого всем декора. Религиозные ансамбли признаны наиболее значимыми произведениями в творчестве художника. Часто выставлялся в Королевской Академии, членом которой он стал в 1950 году. Произведения Спенсера представлены в Оттаве (Национальная галерея) и Лондоне (галерея Тейт). В 1959 был возведен в рыцарское звание. В его родном городе открыт музей Спенсера.

В картине Спенсера «Христос в пустыне. Пробуждение утром» Христос в молитвенной позе на коленях с такой экспрессивностью и силой протягивает руки к небу, что ощущаются боль и сила молитвы, желание приобрести защиту, а возможно, и спасение от неминуемой участи. Художник будто специально подчеркивает борьбу между физическим притяжением вниз и духовным порывом вверх, порывом к нравственному совершенствованию.

В картине «Христос в пустыне. Созерцание лилий» уже знакомый нам образ Христа становится трогательно детским. Мы видим Господа опустившегося на колени для того, чтобы осторожно раздвинув траву рассмотреть нежные маленькие цветы. Христос зачарованно смотрит на них, постигая мудрость и красоту Вселенной. «Тут и Божество открывается нам в своем собственном качестве, как бесконечно благая, совершенная воля, как дух любви, всепроникающий и оживляющий, пламенный и светлый вместе» (Вл. Соловьев. Духовные основы жизни).

Внимание зрителя художник акцентирует на людей, распинающих Христа. Гвозди в его ладони забивают простые деревенские плотник. Эти люди выполняют обычную повседневную работу, которая как раз и заключается в том, чтобы ежедневно распинать Творца. Такое неканоническое изображение палачей рождает щемящее чувство потери, осознание бесконечности этого действа и сужает многовековую историю земли до одного креста с распятым человеком и ритмичного стука молотков. «Это все вы до сих пор вбиваете гвозди в Христа» – таковы слова автора картины. Может быть они обращены и к нам?

В 1933 году Спенсер создал небольшое и необычное произведение «Ангел. Церковный дворик в Кукхеме», резко выделяющееся в ряду других работ художника. Передний план картины, на котором в профиль изображен ангел, склонившийся в молитвенной позе, сильно приближен. Это прием создает ощущение монументальности фигуры, а контраст цветовых оттенков делает ее плотской и живой. Сосредоточенность, внутренняя молитва, духовность образа и атмосфера абсолютной тишины, созданная художником, открывают еще одну тонкую грань творчества Спенсера, близкую творчеству Натальи Гончаровой и Бориса Анрепа.


Библиография

  1. Zwetajewa, M. Gedichte. Prosa : russich u. deutsch / Marina Zwetajewa ; Aus dem Russ. u. hrsg. von Fritz Mierau. – Leipzig : Philipp Reclam jun., 1989. – 384 S. : Abb. – (Belletristik ; 1159).
  2. Achmatowa, A. Poem ohne Held : Poeme und Gedichte russisch und deutsch / Anna Achmatowa ; Aus dem Rus.von H. Czechowski, U. Gruning, R. Kirsch и S. Kirsch ; Hrsg. von Fritz Mierau. – 3. Aufl. – Leipzig : Philipp Reclam jun., 1984. – 304 S. – (Reclams Universal-Bibliothek) (Belletristik ; Bd.795).
  3. Dostojewski, F. Das Geburtstagsgeschenk : Eine Auswahl / Fjodor Dostojewski ; Ill. Von N. Pohl. – 1 Aufl. – Berlin : Kinderbuchverl., 1981. – 320 S. : Ill. – (Die golden Reihe).
  4. Spencer, Sir Stanley // Britannica: The New Encyclopaedia Britannica: In 32 vol. Vol. 11 : Solovyov-Truck. – Chicago etc. : Encyclopaedia Britannica, Inc., 1997. – P. 85.
  5. Spencer, Sir Stanley // The World Book Encyclopedia : Vol. 1-24. Vol. 18 : So-Sz ; Nault, William H. ; Gonzalez, Andrew B. ; Haron, Isahak, Groman, Jeff. – London etc. : World Book Intern., 1995. – P. 212.
  6. Spencer, Sir Stanley // The Encyclopedia of Visual Art : In 10 vol. Vol. 9 ; Gen. ed.: L. Gowing, Lawrence, Introd. by Lynton, Norbert. – London : Encyclopaedia Britannica Intern., Ltd, 1994. – P. 650.
  7. Наталья Гончарова. Михаил Ларионов : воспоминания современников. – М. : Галарт, 1995. – 168 с.
  8. Николай Рерих : из коллекции Международного Центра Рерихов / предисл. Л. Шапошникова. – М. : Международный Центр Рерихов ; Ашау : Изд-во «Мировая Спираль», 1997. – 156 с. : ил.
  9. Tolstoy, L. Anna Karenina / Leo Tolstoy ; intrd. and notes by E. B. Greenwood. – London : Wordsworth classics, 1999. – 813 p. – (Wordsworth Editions).
  10. Dostoyevsky, F. Crime and Punishment / Fyodor Dostoyevsky. – London : Penguin Books, 1999. – 442 p. – (Penguin Popular Classics).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика