17 октября 2014 года в читальном зале вниманию читателей была представлена выставка-просмотр «Из Года культуры в Год литературы». Первой частью экспозиции стал раздел «Россия. Культура. Библиотека». Здесь были представлены документы, определяющие и отражающие основные направления государственной политики в области культуры и библиотечного дела, материалы по актуальным проблемам сохранения культурного наследия России, о роли библиотеки, как инструменте культурного обмена и взаимодействия и о книге, сохраняющей достойное место в современном культурном пространстве. Особый интерес среди литературы, находящейся на выставке, вызывали издания ИОБДЮ, рассказывающие о работе библиотеки за прошедший год и знакомящие с именами юбиляров года 2015. Следующей частью экспозиции стал раздел «Над Лермонтовской строкой», посвященный 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова. В нем были представлены как многочисленные издания произведений самого поэта, так и документы, портреты, иллюстрации, монографии, в которых освещается творческая биография поэта. Раздел «Кто близ небес, тот не сражен земным», раскрывал творчество Михаила Юрьевича Лермонтова – художника. Особую атмосферу экспозиции придали акварельные и графические рисунки по мотивам произведений М.Ю. Лермонтова, выполненные учащимися школ города Иванова и области.
Кто близ небес, тот не сражен земным… «…М.Ю. Лермонтов писал картины гораздо быстрее, чем стихи; нередко он брался за палитру, сам еще не зная, что явится на полотне, и потом, пустив густой клуб табачного дыма, принимался за кисть, и в какой-нибудь час времени картина была готова». (С.А. Раевский, 21 февраля 1837. Русский художественный листок. – 1862. – № 7, 27). | П.Е. Заболотский. М.Ю. Лермонтов |
Портрет М.Ю. Лермонтова выполнен Петром Ефимовичем Заболотским – известным в 19 веке русским художником, у которого поэт брал уроки рисования и живописи. Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одаренным человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он обладал большим талантом художника. Многие исследователи творчества поэта считают, что если бы Лермонтов серьезно занимался живописью и графикой, то, несомненно, стал бы большим русским художником. Изобразительное искусство было неотъемлемой частью творческой жизни Лермонтова. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, – это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков – дает нам возможность оценить его художественное наследие. Талант Лермонтова-художника очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Михаил Юрьевич проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество работ посвящено военной тематике – изображению поединков, сражений, русских офицеров и юнкеров. По художественной пластике его рисунки необычайно динамичны и выразительны, а прекрасные по колориту живописные картины напоминают таких мастеров XIX века, как братья Никанор и Григорий Чернецовы, князь Гагарин и другие. Некоторые из работ являлись предвестниками литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлевал те образы, которые потом воплощались в стихах и прозе. Почти все самые лучшие картины, рисунки и акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Михаил Юрьевич признавался, что привез из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова-живописца раскрылся в полной мере. | Башня в Сионии |
И башни замков на скалах Смотрели грозно сквозь туманы- У врат Кавказа на часах Сторожевые великаны!
| Вид Тифлиса |
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. Поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась еще одна замечательная картина «Вид Тифлиса» – отличный образец романтической живописи XIX века. | Военно-Грузинская дорога |
Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь…
| Крестовый перевал (Крестовая гора) |
«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь». Особое место в изобразительном наследии Лермонтова занимает портретный жанр. Портреты Михаила Юрьевича, знакомящие нас с его родными и друзьями, сослуживцами и совсем посторонними людьми, выполнены в различной стилевой манере. Если говорить о технике, то портретные зарисовки составляют наиболее значительный цикл среди акварелей Лермонтова. | Портрет Монго |
Среди работ, выполненных Лермонтовым в портретном жанре наиболее известен портрет А.А. Столыпина (Монго), родственника и друга поэта. Лермонтов изобразил его в костюме курда (представителя одной из кавказских народностей). Большие, с хитринкой глаза, насмешливый взгляд, шапка лихо заломлена на затылок – таким бесшабашным мы видим выпускника школы юнкеров. Особое место среди лермонтовских портретов занимают изображения Варвары Александровны Лопухиной, любовь к которой поэт пронес через всю жизнь. На первом портрете(1830-1831) Лопухина изображена в образе Эмилии – героини драмы «Испанцы»; на втором (1835) она – гордая красавица с гладко причесанными волосами. Третий портрет представляет В.А. Лопухину в одежде и позе княгини Веры, героини романа «Княгиня Лиговская». | Автопортрет |
В 1837-1838 годах Лермонтов создает свой автопортрет. Он изобразил себя на фоне гор в черкеске с газырями на груди и наброшенной на плечо бурке. Взгляд его задумчив, даже печален. Это один из лучших и достовернейших портретов, передающий глубокий, напряженный мир поэта, состояние его души. Таким современники видели Лермонтова в Грузии. Рисунки военных сражений представляют нам Лермонтова как блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всем ее драматизме, без прикрас. | Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года |
…Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!…небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?
| Перестрелка в горах Дагестана |
«У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и все время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела еще пахло кровью». (Из письма Лермонтова в Петербург. Сентябрь, 1840 г.). Средствами живописи Лермонтов сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами. |